„Читайте историю пап второй половины XV и начала XVI в., и вы в них увидите только роскошных светских владетелей, заботящихся более о своих итальянских владениях, чем о церкви, более о классиках, чем о Священном Писании. Вот Николай V, покровительствующий Лоренцо Валле, своей критикой разрушавшему одну из основ притязаний средневекового папства; вот Пий II, против избрания которого говорил один кардинал, называя его – поэтом, который не знает первого слова канонов церкви, ни Священного Писания , и который станет управлять церковью по законам мифологии, – и он действительно окружил себя гуманистами» 2 . Со времени Сикста IV, собиравшего ежегодную дань с непотребных домов в Риме и на церковные деньги покупавшего княжества для детей своих, какой-то злой рок тяготел над папским престолом до половины XVI столетия. Сладострастный, вовсе незнакомый с богословскими науками, Иннокентий VIII, виртуоз различных злодеяний Александр VI Борджиа, отважный, но не честный воин Юлий II, гуманист и покровитель искусств Лев Х были достойными преемниками Сикста IV. Юлий II сам сознавался, что обязанности первосвященника не его обязанности, что науки не его занятие. „Зачем мне книгу в руки? Лучше меч – я не знаток в науке» говорил он Микеланджело, рисовавшему его портрет и желавшему изобразить его с книгою в руке. Лев Х оставил по себе память в истории не как служитель церкви, а как покровитель литературе и художеству. Окруживши себя художниками и литераторами, везде отыскивая и собирая рукописи, он, по собственным словам его, смотрел на покровительство латинской литературе как на одну из важнейших частей своих первосвященнических обязанностей. Странно конечно слышать это из уст римского первосвященника, а между тем когда его вызвали на борьбу с неверными, то он вовсе не думает об интересах христианства, о завоевании св. гроба, он надеется лишь отыскать затерянные рукописи древних греков, а быть может и римлян 3 . Таковы были принципы римских первосвященников, соответственно которым текла и их частная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

926 Имеется в виду узурпатор Лже-Бардия или, по-гречески, Лже-Смердис, т. е. маг Гаумата, убитый в 522 г. до н. э. вместе с братом (Геродот. История, III 61 79). 930 Соправители Птолемей VI Филометор и Птолемей VIII Эвергет II (Фискон) были как раз современниками Антиоха Эпифана, которому временно уступали престол. 939 Императоры Марк Аврелий Антонин (Гелиогабал) (218 222) и его двоюродный брат Александр Север (222 235) были весьма расположены к восточным культам, в том числе и к христианству. Сохранилось также сообщение, что Гелиогабал собирался учредить в столице империи «религиозные обряды иудеев и самаритян, а равно и христианские богослужения» (Элий Лампридий. Антонин Гелиогабал, III 5). 940 Император Флавий Клавдий Юлиан (361 363) попытался реставрировать в империи традиционную («эллинскую», «языческую») религию и ограничить влияние христианства, за что получил у христианских историков прозвище «Отступник». 942 Имеется в виду изгнание и рассеяние евреев после поражения в двух войнах против римлян (66 74, 132 135 гг.) 953 Имеются в виду римские императоры Нерон (54 68), Домициан (81–96), Траян (98–117), Антонин Пий (139–161), Септимий Север (193–211), Максимны Фракиец (235–238), Деций (248–251), Валериан (253 259), Аврелиан (270–275), Диоклетиан и Максимилиан (284–305). 955 Так, в 3Езд. 7:29–35 от казни Христа до окончательного суда исчисляется 400 лет. Некоторые еврейские апокалиптики делили мировую историю на 12 эпох по 400 лет каждая; считалось, что девять с половиной таких эпох прошли до разрушения Храма вавилонянами (586 до н. э.), и, таким образом, до конца света должно пройти ещё 3,5 эпохи, или 1400 лет (3 Бар 27, 53; АпокАвр, 29). 961 Несмотря на плачевное состояние империи во времена Августина, все же не предвиделось, что в ней могут возникнуть разом десять императоров или же она может разделиться на десять частей царств. Отсюда стремление Августина показать условность числа «десять» в пророчестве Даниила о царях. 980 Духом уст Своих (2:8), то есть силою Святого Духа. Когда говорится: дух уст, это значит, что он выйдет из Него.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

В самом деле, источник греха зависит от его склонности к цели, то есть от того, к чему обращает грех, тогда как тяжесть греха зависит от того, от чего он отвращает. Ответ на возражение 4 . Коль скоро «радость человеку – в ответе уст его» ( Прит. 15, 23 ), то из этого следует, что злословящий все больше и больше любит и верит тому, что он говорит, по каковой причине все больше и больше ненавидит своего ближнего и все меньше и меньше способен разглядеть истину. Но точно такое же следствие могут иметь и другие связанные с ненавистью к ближнему грехи. Раздел 4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ТЯЖКИМ ГРЕХОМ НЕ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ ЗЛОСЛОВИЮ? С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что тот, кто не препятствует злословию, не совершает тяжкого греха. В самом деле, человек не связан с другим большими обязательствами, чем с самим собой. Но когда человек терпит злословие в отношении себя, это достойно похвалы. Так, Григорий говорит, что «подобно тому, как не должно побуждать к злоязычию хулителей, чтобы им не погибнуть, точно так же должно спокойно сносить их хулу, когда они побуждаются к ней собственным злом, чтобы возрастала наша награда» 364 . Следовательно, человек не грешит, если не препятствует тем, кто злословит других. Возражение 2 . Далее, [в Писании] сказано: «Мудрый не противоречит истине» 365 ( Сир. 4, 29 ). Но нами уже было сказано (1)о том, что, злословя, человек подчас говорит истину Следовательно, похоже, что человек не всегда обязан препятствовать злословящему. Возражение 3 . Далее, никто не должен препятствовать тому, что полезно другим. Но злословие бывает полезным тем, о ком злословят. Так, папа Пий [I] говорит, что «не так уж и часто злословие направлено против добрых людей, так что в итоге тех, кого неправомерно возвеличила лесть их родни или чье-либо покровительство, злословие приводит к смирению». Следовательно, не должно чинить препятствия злословящим. Этому противоречат следующие слова Иеронима: «Остерегайтесь шума в ушах и зуда на языке, то есть и сами не злословьте, и злословящих не слушайте». Отвечаю: как говорит апостол, «они знают, ...что делающие такие дела», то есть совершающие грех, «достойны смерти, – однако не только их делают, но и делающих одобряют» ( Рим. 1, 32 ). Затем, так может происходить двояко. Во-первых, непосредственно, когда, так сказать, один человек побуждает другого к греху или когда грех доставляет ему удовольствие. Во-вторых, опосредованно, то есть когда он не препятствует согрешающему в тех случаях, когда мог бы это делать, и это иногда связано не с тем, что грех доставляет ему удовольствие, а по причине некоторого опасения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

В числе жертв наступившей реакции оказались евреи. В 1553 г. глава инквизиции в Риме кард. Джованни Пьетро Караффа велел сжечь во всей Италии отобранные у евреев экземпляры Талмуда и др. книги; евреи добились отмены запрета на изучение Талмуда лишь с условием обязательной цензуры; название Талмуд заменяли понятиями «гмара» (   - дополнение, восполнение) или «шишша сдарим» (     - шесть разделов). Когда в 1555 г. кард. Караффу избрали папой (Павел IV), он велел арестовать евреев и марранов (их общее число достигало 30 тыс.), живших в Анконе. Марраны были изгнаны из города; 60 чел. отказались от иудаизма и были сосланы на Мальту; 25 иудеев были публично сожжены. В ответ на это евр. купцы по инициативе Йосефа и Грации Наси организовали финансовый бойкот Анконы, продолжавшийся 2 года. В поддержку иудеев и марранов, являвшихся подданными Османской империи, выступил султан Сулейман Великолепный. Тем не менее в том же году специальная папская булла предписала всем евреям Папской области, где находился город, носить особые желтые шляпы, проживать только в гетто и немедленно распродать все недвижимое имущество. Кроме того, евреям было запрещено держать христ. прислугу, работать в дни католич. праздников, лечить христиан и торговать чем-либо, за исключением старого платья. Многие евреи-врачи бежали из Италии в Османскую империю. В 1569 г. Пий V изгнал евреев из всей Папской области, исключая Анкону и Рим. Папа Климент VIII в 1593 г. повторил указ Пия V, принудив евреев Папской области, за исключением тех, кто жили в Авиньоне, покинуть область в трехмесячный срок. На положении евреев сказывались и спровоцированные Реформацией религ. войны. Крестьянская война 1524-1525 гг. грозила началом масштабного евр. погрома, который был предотвращен усилиями Йосефа бен Гершона из Росхайма. Религиозный центр в Цфате; развитие раввинистической традиции Волны сефардской эмиграции достигли Палестины, для этого складывались благоприятные обстоятельства: в 1517 г. Сирия и Палестина были присоединены к Османской империи.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

На какой-то из «икон» сам Кунцевич изображён с секирой в голове. Дворец был разграблен, труп утоплен в глубоком месте Двины. «Столь жестокое преступление вопиет о мщении, проклят человек, который удерживает меч свой от крови! Итак, могущественнейший король! Ты не должен удерживаться от меча и огня. Да почувствует ересь, что за преступлениями следуют наказания», – внушал папа римский Урбан VIII королю Сигизмунду III. Внушил. Урбаном дано благословение на проведение карательной акции, а в духовном плане это ни что иное как команда на человеческое жертвоприношение «за Кунцевича». Суд был скор и несправедлив. Судьи желали обнаружить заговор против Кунцевича, заговор они обнаружили – среди отцов города. На что многие из них тут же объявили себя униатами. Комиссарский суд (в нём и Сапега) к смерти приговорил 93 человека. Сразу смогли убить 19 человек, остальные были объявлены в розыск, их ловили по всем дорогам. О следствии и суде мы знаем только из показаний униатов. Точка зрения второй стороны, православных, следствием была затушёвана. Униатская точка зрения вошла в энциклопедии, оттуда попала и засела в русскую Википедию. Сформирована она при сомнительных обстоятельствах и объективно является искажённой или даже вовсе ложной. При этом мы знаем имена двух казнённых католиками православных бургомистров Витебска – это Наум Волк и Семён Неша. Мы знаем имена пяти священников Витебска, приговоренных к смерти, это о. Илия Воскресенский Заручайский, его отец о. Давид Благовещенский, о. Окула Балбышка Свято-Духовский, о. Пётр Алексеевич Воскресенский, о. Иван Каменец. Дальнейшая их судьба автору этих заметок неизвестна. По всем имеющимся признакам – они подлинные исповедники. Автору так же неизвестно, имеются ли изыскания и документы по их возможной канонизации. По Иосафату Кунцевичу Урбаном была создана комиссия для канонизации, опрошены униатские свидетели событий и Кунцевич был объявлен «блаженным». После польского восстания 1863-1864 гг. Пий IX причислил Кунцевича (1867) к святым, провозгласив его «патроном для Руси и Польши».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/06/ot...

Араб. А. сложилась в VIII-IX вв. в результате усвоения наследия эллинизма и под сильным влиянием персид. и инд. астрологических систем. Ортодоксальный ислам отвергал те формы А., в к-рых светила считались божествами или господствовал астральный фатализм, хотя одновременно предпринимались попытки соединения представлений об абсолютном предопределении Аллаха и астральном детерминизме. Астрологи состояли при дворах халифов. А. была популярна и в народе (напр., в книгу сказок «Тысяча и одна ночь» включена своеобразная астрологическая энциклопедия). Распространение А. в иудейской среде началось еще в период позднего эллинизма, в ср. века оно охватило большую часть диаспоры. Значительное число астрологов средневек. Европы и араб. Востока были евреями. Важную роль астрологические воззрения играют в каббале , возникшей в XII-XIII вв. в среде евр. мистиков Испании и Прованса. В средневек. Зап. Европу А. попала гл. обр. из араб. мира через Испанию. Др. источниками влияния были Византия и евр. диаспора. В XII-XIII вв. в Европе широко распространяются переводы астрологических трактатов с греч. и араб. языков. Астрологи этого времени пытались установить связи между магией, алхимией и А. (см.: Catalogue of Astrological and Mythological Illuminated Manuscripts of the Latin Middle Ages: In 4 vol./Coll. P. McGurk. L., 1966. Vol. 4: Astrological Manuscripts in Italian Libraries (other than Rome)). Сочинения по А. оставили Альберт Великий и Роджер Бэкон (XIII в.). Последний в соч. «Зеркало астрономии» утверждал, что А. не отменяет свободной воли человека, т. к. определяет только тенденции судьбы. Вопрос о свободе воли был решающим в отношении к А. для итал. гуманистов . Франческо Петрарка (XIV в.) критиковал А., Марсилио Фичино (XV в.) высоко ценил ее. В эпоху Возрождения А. переживает наст. расцвет. Она преподается во мн. ун-тах, ей покровительствуют практически все европ. монархи, находятся у нее покровители и в католич. Церкви. Увлекались А. папы Николай V (1447-1455), Пий II (1458-1464), Сикст IV (1471-1484), Юлий II (1503-1513), Лев X (1513-1521). Однако папа Сикст V (1585-1590) выпустил буллу «Coeli et terrae creator», в к-рой А. осуждалась наряду с проч. видами гаданий и магии. В А. этого времени детально разрабатывалось учение об астральных духах, гениях планет и деканов и т. д. Знаменитые астрологи Агриппа Неттесгеймский (1486-1535), Парацельс (1493-1541), Мишель Нострадамус (1503-1566), Джон Ди (1527-1608) были в то же время магами, алхимиками и каббалистами. Иоганн Кеплер (1571-1630) называл А. «глупой дочкой астрономии», но был вынужден составлять гороскопы на заказ. Против А. выступали Савонарола , а также большинство деятелей Реформации , хотя Филипп Меланхтон был ее сторонником. Формирование европ. А. завершается трудами Ж. Б. Морена де Вильфранша (1583-1656).

http://pravenc.ru/text/76752.html

А. А. Ткаченко Издания Библии Унификация богослужения и упорядочение пастырской работы с мирянами требовали издания авторитетного лат. текста Свящ. Писания. В соответствии с постановлением Тридентского Собора от 8 апр. 1546 г. было решено подготовить исправленное издание Вульгаты. Комиссия по подготовке издания, учрежденная папой Пием IV лишь в 1561 г., работала медленно и неэффективно. В 1569 г. папа Пий V создал новую комиссию (Congregatio pro emendatione Bibliorum); в ее состав вошли кардиналы Гульельмо Сирлето (1514-1585), Марко Антонио Амулио (1506-1572), Кристофоро Мадруццо (1512-1578) и Антонио Карафа (1538-1591) (комиссия была распущена папой Григорием XIII). Работу по исправлению текста Свящ. Писания продолжила 3-я комиссия под рук. кард. А. Карафы, назначенная папой Сикстом V. За основу был взят текст в издании франц. гуманиста Р. Этьенна (1-е изд. - 1528), который сверяли со средневек. рукописями. В 1588 г. кард. А. Карафа представил папе Римскому Сиксту V результаты работы комиссии, но папа не был удовлетворен ими и лично принял участие в исправлении Вульгаты по греч. и евр. текстам. Подготовленное им издание (Vulgata Sixtina) было опубликовано в мае 1590 г. Папа Сикст V буллой «Aeternus Ille» от 1 марта 1590 г. объявил его единственным авторитетным для Римско-католической Церкви. Издание содержало многочисленные опечатки, а также ок. 100 существенных ошибок, поэтому сразу после кончины Сикста V (27 авг. 1590) кард. Роберт Беллармин (1542-1621) потребовал отменить продажу напечатанных экземпляров, указывая на то, что столь несовершенное издание Свящ. Писания представляет угрозу для авторитета Церкви. 5 сент. коллегия кардиналов запретила продажу издания; значительная часть тиража была выкуплена и уничтожена. Папа Климент VIII назначил 4-ю комиссию по исправлению текста Свящ. Писания. В ее состав вошли опытные специалисты - кардиналы Франсиско де Толедо Эррера (1532-1596), Агостино Вальер (1531-1606), Федерико Борромео (1564-1631) и Р. Беллармин, а также Антонио Аджелли († 1608), еп. Ачерно, и библеист Пьер Морен (1531-1608). За основу приняли текст лувенского издания 1547 г. В 1592 г. была издана новая версия лат. текста Свящ. Писания (Vulgata Clementina); папской буллой «Cum Sacrorum» (9 нояб. 1592) она была объявлена офиц. переводом Библии. Ее статус в Римско-католической Церкви оставался неизменным до 1979 г., когда Папский престол признал «Новую Вульгату» в качестве офиц. библейского текста в Римско-католической Церкви (см. Вульгата ). Реформа календаря

http://pravenc.ru/text/2057152.html

к.-л. лица, епархиальные архиереи не могли вмешиваться в него, если только они не получали специального разрешения Конгрегации обрядов. Папа Александр VII (1655-1667) 2 окт. 1655 г. предписал, чтобы в разрешительных письмах (litterae remissionales), адресованных ординариям (правящим епископам), было выражено точное условие законности начатого процесса К. Если такое условие нарушалось, необходимо было формально начинать новый процесс, т. е. направлять новое исковое заявление папе. Папа Иннокентий XI (1676-1689) 9 июля и 6 авг. 1678 г. издал ряд новых декретов, касающихся К. (Decreta novissima... servanda in causis beatificationis et canonizationis sanctorum. R., 1675). Среди нововведений этих декретов - учреждение «свидетелей по должности» (testes ex officio), т. е. лиц, избираемых судьями независимо от истца для дачи свидетельских показаний в рамках процесса, в т. ч. чтобы свидетельствовать против К. Декретами Иннокентия XI были введены строгие меры, гарантирующие абсолютную секретность допросов свидетелей. Протокол должен был быть скреплен печатью после каждого заседания. В начале последующих заседаний свидетелями вновь произносилась присяга. Кроме того, устанавливался 10-летний срок между моментом передачи процесса в ведение Конгрегации обрядов, т. е. получения ею искового заявления, и подписанием специальной Комиссией акта о возможности начать процесс. Это явилось ужесточением нормы Урбана VIII о 50-летнем сроке между смертью подвижника и началом процесса К. Декреты Иннокентия XI излагают отдельной статьей функции заместителя блюстителя веры (subpromotor fidei) и адвокатов процесса. Декрет от 18 апр. 1682 г. изменяет функцию подтверждения предварительной Комиссии. Если раньше Комиссия была призвана предоставлять ординариям право проводить расследование о жизни и чудесах того или иного лица, то теперь это право объявляется принадлежащим исключительно Папскому Престолу. Специальным декретом было введено новое понятие - начало (букв.- введение) процесса (introductio causae), т. е. офиц. начало рассмотрения Конгрегацией обрядов материалов о жизни и чудесах. К тем лицам, в отношении которых начат процесс К., было предписано применять термин «достопочтенный» (venerabilis). 25 авг. 1913 г. папа Пий X постановил, что этим титулом в будущем должны именоваться лица, в отношении к-рых имеет место подтверждение героизма проявленных добродетелей (heroicitas virtutum) или мученичества (AAS. 1913. Vol. 5. P. 436-438). Папа Климент XII (1730-1740), стремясь исправить ряд злоупотреблений, внес разъяснения относительно обязанностей и полномочий различных должностей, к-рые участвуют в процессе К. (консультантов, блюстителя веры, адвокатов и т. д.). Согласно этому декрету, от консультации и голосования отстранялись члены религ. конгрегаций (монашеских орденов), если рассматривался процесс о К. их собрата по конгрегации.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

В. В. Тюшагин Конгрегация по делам Восточных Церквей [лат. Congregatio pro Ecclesiis Orientalibus], одна из 9 конгрегаций Римской курии , ведающая вопросами, непосредственно относящимися к В. к. Ц. Конгрегация исполняет для католиков вост. обрядов те функции, к-рые для католиков лат. обряда распределены между Конгрегациями по делам епископов, духовенства, институтов посвященной жизни, богослужения и таинств и католич. образования. Первоначально для руководства католич. миссиями среди правосл. и др. христиан вост. обрядов в 1573 г. папой Григорием XIII была основана Конгрегация по делам греков (S. Congregatio de rebus graecorum). В 1599 г. папа Климент VIII преобразовал ее в Конгрегацию по делам веры и католической религии (S. Congregatio super negotii fidei et religionis catholicae) и поручил ей организацию миссии среди христиан-некатоликов и последователей др. вероисповеданий. В 1622 г. на ее основе папа Григорий XV создал Конгрегацию пропаганды веры (S. Congregatio de Propaganda Fide), где были организованы комиссия по изданию вост. литургических книг (с 1719 - отдельная Конгрегация по проверке книг Восточных Церквей) и комиссия по вопросам католиков вост. обрядов. По причине увеличения числа В. к. Ц. и роста униатских общин папа Пий IX издал бреве «Romani Pontifices» (6 янв. 1862), учреждавшее внутри Конгрегации пропаганды веры особый отдел - Конгрегацию пропаганды веры по делам вост. обряда (S. Congregatio de Propaganda Fide pro Negotiis Ritus Orientalis). Помимо В. к. Ц., каждая из к-рых была представлена специально назначенным кардиналом, в компетенцию этой конгрегации были включены действующие на Востоке католич. общины лат. обряда. В состав конгрегации в виде комиссии вошла Конгрегация по проверке книг В. к. Ц., контролировавшая переводы Свящ. Писания, богословских и литургических книг на вост. языки. К кон. XIX в. комиссия завершила проверку книг на греч. языке, по образцу к-рых впосл. проверялись книги на др. языках. 1 мая 1917 г. папа Бенедикт XV motu proprio «Dei providentis» учредил независимую Конгрегацию по делам Восточной Церкви (S.

http://pravenc.ru/text/155376.html

Арабская астрология сложилась в VIII-IX вв. в результате усвоения наследия эллинизма и под сильным влиянием персидской и индийской астрологических систем. Ортодоксальный ислам отвергал те формы астрологии, в которых светила считались божествами или господствовал астральный фатализм, хотя одновременно предпринимались попытки соединения представлений об абсолютном предопределении Аллаха и астральном детерминизме. Астрологи состояли при дворах халифов. Астрология была популярна и в народе (например, в книгу сказок «Тысяча и одна ночь» включена своеобразная астрологическая энциклопедия). Распространение астрологии в иудейской среде началось еще в период позднего эллинизма, в средние века оно охватило большую часть диаспоры. Значительное число астрологов средневековой Европы и арабского Востока были евреями. Важную роль астрологические воззрения играют в каббале, возникшей в XII-XIII вв. в среде еврейских мистиков Испании и Прованса. В средневековую Западную Европу астрология попала главным образом из арабского мира через Испанию. Другими источниками влияния были Византия и еврейская диаспора. В XII-XIII вв. в Европе широко распространяются переводы астрологических трактатов с греческого и арабского языков. Астрологи этого времени пытались установить связи между магией, алхимией и астрологией. Сочинения по астрологии оставили Альберт Великий и Роджер Бэкон (XIII в.). Последний в сочинении «Зеркало астрономии» утверждал, что астрология не отменяет свободной воли человека, так как определяет только тенденции судьбы. Вопрос о свободе воли был решающим в отношении к астрологии для итальянских гуманистов. Франческо Петрарка (XIV в.) критиковал астрологию, Марсилио Фичино (XV в.) высоко ценил ее. В эпоху Возрождения астрология переживает настоящий расцвет. Она преподается во многих университетах, ей покровительствуют практически все европейские монархи, находятся у нее покровители и в католической Церкви. Увлекались астрологией папы Николай V (1447-1455), Пий II (1458-1464), Сикст IV (1471-1484), Юлий II (1503-1513), Лев X (1513-1521). Однако папа Сикст V (1585-1590) выпустил буллу «Coeli et terrae creator», в которой астрология осуждалась наряду с прочими видами гаданий и магии. В астрологии этого времени детально разрабатывалось учение об астральных духах, гениях планет и деканов и т. д. Знаменитые астрологи Агриппа Неттесгеймский (1486-1535), Парацельс (1493-1541), Мишель Нострадамус (1503-1566), Джон Ди (1527-1608) были в то же время магами, алхимиками и каббалистами. Иоганн Кеплер (1571-1630) называл астрологию «глупой дочкой астрономии», но был вынужден составлять гороскопы на заказ. Против астрологии выступали Савонарола, а также большинство деятелей Реформации, хотя Филипп Меланхтон был ее сторонником. Формирование европейской астрологии завершается трудами Ж. Б. Морена де Вильфранша (1583-1656).

http://sueverie.net/astrologiya-v-drevne...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010