Предпоследнее воскресенье пред праздником Рождества Христова называется неделею св. праотец. В богослужении в это время воспоминаются все святые праведники, ветхозаветные патриархи и пророки. В старину на утрене этой недели в знатнейших храмах совершалось у нас так называемое пещное действо, т. е. обряд, который представлял в лицах историю из Ветхого Завета о ввержении трех отроков в огненную печь при Навуходоносоре, царе вавилонском. Эти три отрока, как известно, не захотели исполнить повеление царя поклониться золотому истукану, поставленному царем, и за это ввержены были в сильно разженную печь. Но среди пламени они остались невредимыми и с веселием воспевали песнь истинному Богу. С ними видимо пребывал ангел, который прелагал огонь в росу и сохранял их невредимыми. В этом ангеле церковь внушает нам видеть Слово Божие, Второе Лицо Пресвятые Троицы, И. Христа, верою в пришествие Которого спасались все ветхозаветные праведники. Древняя русская церковь не напрасно из всей ветхозаветной истории так наглядно показывала верующим именно эту историю трех отроков, вверженных в пещь огненную за веру: в этой истории мы видим наиболее выразительный образец всей ветхозаветной веры и наиболее ясный прообраз христианского мученичества. Последнее воскресенье пред праздником Рождества Христова называется неделею св. отец. В богослужении этой недели вспоминаются только те ветхозаветные праведники, от племени которых родился Христос. Поэтому в воскресенье этой недели на литургии читается евангелие, повествующее о роде и предках И. Христа по плоти, начиная с Авраама, отца верующих, до праведного Иосифа, которому обручена была св. Дева Мария, Матерь Божия; а из апостольских посланий читается 11 и 12 главы из послания св. Павла к евреям, где свят. апостол повествует о вере ветхозаветных праведников и о делах, в которых они выражали свою веру. Заканчивается это чтение уроком, необходимым для всех нас: темже убо и мы, толик имущее облежащ нас облак свидетелей (т. е. образцов твердой веры, которые в таком множестве представляет нам история ветхозаветных праведников), гордость всякую отложше и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса, иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе ( Евр.12:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Важное событие в сотрудничестве с музейным сообществом — картина Якоба Йорданса «Оплакивание Христа» из Свято-Троицкого собора побывала на выставках в Эрмитаже и в Пушкинском музее Москвы. Касаясь проблем монастырей, благочинный подчеркнул, что наиболее разрушенный из них — Успенский Староладожский, и призвал помогать обители. Владыка поздравил настоятеля и насельников Троице-Сергиевой пустыни с подключением газа. В самой Александро-Невской лавре заканчиваются работы на первом этаже Феодоровской церкви, где будет устроен храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Главная проблема — Благовещенский храм, который отказывается передавать обители Музей городской скульптуры. Архипастырь также предложил освящать новые храмы и часовни в обителях и на скитах в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Как председатель епархиального церковного суда епископ Назарий рассказал, что в течение года суд рассмотрел два дела и подтвердил решение правящего архиерея. Владыка Варсонофий добавил, что монастыри в Старой Ладоге перешли в Санкт-Петербургскую епархию, поскольку Тихвинская епархия не в силах поддерживать эти обители. Иерей Илия Макаров, председатель епархиальных отдела религиозного образования и катехизации и совета по культуре, затронул проблему преподавания ОПК. По словам священника, для ее решения важна, в том числе личная активность благочинных. Например, резкий рост учащихся, выбравших этот модуль, отмечен в Петродворцовом благочинии — 55 процентов. Создается институт тьюторов: лучшие педагоги воскресных школ совместно с методистами будут трудиться над налаживанием взаимодействия светских и воскресных школ. Для распределения нагрузки создается карта школ и детсадов города. В епархии 181 воскресная школа. Важно, чтобы школа была в каждом храме, в том числе приписном, если там есть богослужения и ответственные за эти храмы священники. В 2019 году отпраздновал юбилейную дату хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии, он побывал в Сербии. Проект совета по культуре «Пещное действо» вызвал интерес у петербуржцев.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

А. Ю. Казарян, М. С. Желтов Новгородский А. Единственный сохранившийся древнерус. А. сооружен в 1533 г. при архиеп. Макарии для Софийского собора в Новгороде. Это круглое в плане архитектурное сооружение из сосны, 12 колонок делят его на 12 звеньев, а горизонтальные тяги - на 5 ярусов (высота 2,79 м, длина окружности 6,91 м). По описанию Новгородской летописи, «амбон велми чуден и всякия лепоты исполнен: святых в нем от верха в три ряды тридесят... а по всему амбону резью и различными подзоры и златом лиственным велми преизящно украшен и удивленья исполнен; а от земля амбону устроены яко человечки дровяные дванадесят, и всякими вапы (красками.- Ред.) украшены и во одеждах, и со страхом яко на главах держат сию святыню, велми лепо видети...» (ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 291). В Чиновнике новгородского Софийского собора (1626-1634) упоминается, что А. устанавливался напротив царских врат, дверцы его в определенные моменты службы закрывались завесами; для совершения чинов пещного действа , умовения ног , омовения святых мощей А. отодвигали в сторону ( Голубцов. С. 28, 58, 194, 199, 218). Тема духовного восхождения к идеальному Граду, Небесному Иерусалиму, получила развитие в художественном облике новгородского А., по форме напоминающего храм. 12 столбиков, 12 проемов-врат, ярусное членение, изображение родоначальников колен Израилевых над проемами в нижнем регистре и херувимов на столбиках, золочение - все это является аллюзией образа Небесного Града, возникающего в Апокалипсисе (Откр 21. 12-21) и в Книге пророка Иезекииля (Иез 48. 31-35). В 1860 г. из новгородского Софийского собора А. был вывезен в Петербург, в Имп. Академию художеств , откуда в 1898 г. поступил в Русский музей . В наст. время находится в ГРМ; изображения святых в 3 верхних ярусах, одна из скульптур нижнего ряда, фрагменты орнаментальной резьбы, роспись и позолота, всходы («степени»), настил и дверцы А. утрачены. Ист.: РГИА. Ф. 786. Оп. 3. Д. 35. Л. 35-43; Голубцов. Чиновник. Лит.: Толстой И. И., Кондаков Н. П. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1899. Вып. 6. С. 156, 157; Спицын А. А. Пещное действо и халдейская пещь//ЗРАО. 1901. Т. 12. В. 1-2. С. 95-131; Бенешевич В. П. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906. Т. 1. С. 97а; Некрасов А. И. Очерки декоративного искусства Древней Руси. М., 1924. С. 73-74; он же. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937. С. 231-239; Плешанова И. И., Лихачёва В. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. Гос. Русского музея. Л., 1985. С. 17-18; Клюканова О. Новгородский амвон 1533 г.//София. Новгород, 1998. 4. С. 18-20.

http://pravenc.ru/text/114332.html

   Интересен и тот факт, что когда преподобный Варсонофий служил у владыки в Богоявленском соборе, митрополит Трифон из благоговения не служил с ним, но лишь молился в алтаре.    В 1897—1901 годах владыка был ректором Вифанской и Московской Семинарий. С 1901 года он — епископ Дмитровский. В 1910 году управлял Московской епархией. В 1914—1915 годах был полковым священником на передовых позициях. На фронте он был контужен, ослеп на один глаз, вследствие чего просился на покой в родную Оптину, но Святейший Синод назначил его настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря, а в 1916—1917 годах он вновь оказался на фронте, на этот раз на румынском. После октябрьского переворота владыка отошел от церковного управления и удалился на покой в Донской монастырь, но продолжал оставаться со своею паствою, служил во всех храмах, куда его приглашали. В 1923 году он был возведен в сан архиепископа, в 1931 году — митрополита.    В 1934 году владыка совершил последнюю свою службу в субботу Светлой седмицы в церкви Малого Вознесения на Никитской. В конце жизни владыка ослеп. Он хотел принять схиму и получил на это благословение митрополита Сергия (Страгородского). В день своей кончины владыка просил своих духовных детей, пришедших проститься с ним, петь пасхальные песнопения и сам подпевал им. Скончался митрополит Трифон 1/14 июня 1934 года и завещал похоронить себя как простого монаха, в клобуке и мантии, без цветов и речей. В гроб положили также все, что владыка успел приготовить к схиме.    Отпевал митрополита Трифона митрополит Сергий (Страгородский) в сослужении архиепископа Смоленского и Дорогобужского Серафима (Остроумова) и архиепископа Волоколамского Питирима (Крылова) в храме Адриана и Наталии, в котором он часто молился и где находилась чудотворная икона мученика Трифона. Затем в сопровождении множества народа его гроб перевезли на Немецкое кладбище «Введенские горы».    Владыка Трифон был известным проповедником, горячо любимым московской паствой, духовным писателем, автором драмы «Пещное действо», книг о Шамординском и Бородинском монастырях, акафиста «Слава Богу за все!».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Припел. Схрани в мире церковь и град твой Господи, молитвами всех святых твоих и спаси нас. Стих 2. Яко не остави Господь жезла грешных, на жребий праведных. Схрани в мире Церковь . Стих 3. Ублажи Господи благия и правыя сердцем; Съхрани в мире церковь . Стих 4. Уклоняющияся в развращения, поведет Господь соделающими беззакония: мир на Израиля. Съхрани в мире церковь . На входе же поют. Благослови венец лету благости твоея. Спаси нас Сыне Божий, дивен сый в святых поющих ти. Аллилуия 3. По входе, Тропарь новому лету. Таже преподобному и Кондак его. Посем, Слава: Кондак: Новому лету: И ныне: Богородици. Радуйся благодатная, Прокимен: Новому лету. Глас 3. Велий Господь наш, и велия крепость его, и разуму его несть числа. Стих: Хвалите Господа яко благ. Преподоб. Проким. Глас 7. Честна пред Господем смерть преподобнаго его. Апостол. Тимоф. зачало 282. Преподобным: Колоссаям зачало 288. Аллилуия: Глас 4. Стих 1. Тебе подобает песнь Боже. Стих 2. Благословиши венец лету. Преподобним. Блажен муж бояйся Господа. Евангелие. Луки зачало 13. Преподобным. Матфея, зачало 43. Причастный: Благословиши венец лету благости твоея Господи. Другой: В память вечную. Аще же неделя. Антифон: Вся поем якоже указася. Блаженна же непоем. По входе. Троп. Воскрес. и Индикт и с: с Кондаком е. Слава Кондак: Индикт: И ныне. Богородичен. Проким. Индикт: и Въскрес. Апостол и Евангелие прежде Индикт. потом Недели. Аще же храм есть Святому, прилагаем и Святому: Причастн. Индикт: и Святому. Сице творим аще и храм есть Святаго Симеона Столпника. Чин Пещного действа Чии Пещного действа совершался в память чудесного избавления еврейских отроков Анании, Азарии и Мисаила, вверженных в огненную разазженную печь за непоклонение ими вавилонскому идолу. Это событие воспоминается на каждой утрени на 7 и 8 песнях канона, но более торжественно было воспоминаемо в особый день в священнодействии, называемом Пещным действом. Пещное действо совершалось после дня празднования трем отрокам, 17 Декабря, или пред этим днем, именно в неделю (воскресенье) Праотец или в неделю св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В уставе Московских патриархов, записанном в 1668 и дальнейших годах, уже не упоминается о Пещном действе (Вивл. Ч. X), тогда как говорится о других упомянутых действах. По указанию книги «Выходы Царей» из Государей присутствовал при Пещном действе только царь Михаил Феодорович и при том до 1639 года (Строев. Выходы царей, см. указатель стр. 69). В записях приходорасходных Вологодского Софийского собора о Пещном действе упоминается в последний раз в 1643 году, хотя записи были и последующих годов (Суворов Опис. Волог. Соф. Собора М. 1863 г. стр. 134). Менее продолжительное существование Пещного действа, в сравнении с другими действами, могло быть потому, что к нему русский народ менее, нежели к другим действам, относился сочувственно. Пещное действо мало относилось к обстоятельствам народной жизни, оно давало не прямое, не довольно ясное назидание для него. Имея прообразовательное значение, составляя собою предпразднественное торжество праздника Рождества Христова, по своему смыслу не вполне было понятно русскому народу, трудно было для его уразумения. Поэтому, оно менее других действ полюбилось ему. Сказание о спасении трех отроков в вавилонской пещи не принадлежало к любимым народным. Это видно из того, что оно и на иконах, и на рисунках реже других изображалось. В гравюрах русских составляет редкость рисунок о трех отроках в пещи. В каталоге Равинского (Русские граверы. М. 1870 г.) не упоминается ни об одном. И между лубочными картинами встречается лишь одна. И то, на ней изображена не пещь вавилонская, а Навуходоносор, гневающийся на Иудеев, и сидение их на реках Вавилонских (Равинского. Русския народныя картинки. Спи. 1881 г. Т. III, стр. 670). Вообще, русский народ чтил ветхозаветных праведников менее, чем христианских. Не для внушения ли народу русскому, что иудейские отроки кланялись тому же истинному Богу, которому кланяются и христиане, халдеи в чине (печатном), кланяясь говорят: «Велик Бог христианский». Русский чин Пещного действа заимствованный у греков, потому должен был иметь сходство с греческим чином.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Наречение архиепископа Томского и Алтайского Макария на московскую митрополичью кафедру приписывается влиянию Распутина, – у владыки было только семинарское образование. Распутин мог неоднократно видеть владыку Макария, потому что сам был родом из тех же сибирских мест 579 . Такой старец, как владыка Макарий, вполне мог оказаться созвучным настроениям, которые преобладали у царицы, искавшей необыкновенного иерарха, отличного от обычно безмолвного царского окружения. Митрополит Макарий любил простое пение, а в Успенском соборе в первое время его пребывания на кафедре это не было учтено. Однажды в ответ на замечание митрополита, что пение хора является концертным, Синодальный хор с одной репетиции изучил и спел службу в соборе по Обиходу Бахметева 580 . И вот, когда в Успенском соборе зазвучало такое пение, митрополит заметил, что на архиерейском богослужении не должно быть простого пения. Но он все же предпочитал именно его и даже предложил хору разучить «лепты», что и было исполнено; мы пели их публично только однажды, в Епархиальном доме 581 . Пасхальная служба в 1916 году в Успенском соборе с митрополитом Макарием была последней на моей памяти. В следующем году эту службу совершал архиерей из Гродно 582 , без разделения во времени заутрени и литургии. Сам митрополит Макарий был отправлен «на покой» и, как говорили, находился в Николо-Перервинском монастыре, а потом жил у одного крестьянина деревни Печатники, что у станции Люблино 583 . Более сведений о судьбе этого пастыря я не имею. Исключительно интересной личностью был неоднократно служивший в соборе знаменитый епископ Трифон, князь Туркестанов. Он был очень близок к нашему училищу. Сохранилась большая фотография, где Синодальный хор исполняет в большом зале училища «Пещное действо» Кастальского в присутствии Трифона. Это был очень музыкальный человек, который на службе всегда пел в тон. Перед Трисвятым тон ему, как и каждому архиерею, задавали исполатчики, и он всегда начинал в точной тональности и служил прекрасно. После революции Трифон служил в храме Адриана и Наталии на 1-й Мещанской в Москве, где регентовал наш выпускник Н. Данилов, свято хранивший традиции своих учителей. Когда Трифон умер, то на его отпевании в храме Адриана и Наталии было колоссальное скопление народа. Среди многих больших архиереев был архиепископ Можайский Димитрий – представительный, интересный, высокого роста человек. Ходил он в каких- то полутемных очках. Голос у него был достаточно зычный. Помню, во времена моей юности он был архимандритом, настоятелем приписанной к Успенскому собору церкви Двенадцати апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ульянов О.Г. Первый почетный караул на Руси: византийские истоки чина рынд//Война и оружие: новые исследования и материалы. Труды Восьмой Международной научно-практической конференции 17-19 мая 2017 года. СПб., 2017. Ч. IV. С. 323-340. Ульянов О.Г. «Звенигородский чин» прп. Андрея Рублева (1340/1350-17.10.1428): современные проблемы изучения//III Научные чтения МГУ памяти В.А. Плугина. М., 2017. Ульянов О.Г. Афонский извод «Живоначальной Троицы» прп. Андрея Рублева//Материалы международной конференции Академии художеств «Афон – Светоч Православия: взаимодействие культур». СПб, 2017. С. 297-308. Ульянов О.Г. Амвон 1533 года в историко-литургическом контексте (Пещное действо или хиротония). СПб.: ГРМ, 2017. Ульянов О.Г. Римский topos образа: художники Императорской Академии художеств XVIII-XX веков и «новая Сикстинская капелла XX века» (Redemptoris Mater, Ватикан)//Академия художеств в прошлом и настоящем. Материалы международной научной конференции к 260-летию со дня основания. СПб, 2018. С. Ульянов О.Г. Двуглавый орел от Рима к Третьему Риму: мифологизация Translatio Imperii//История. Вып. 6 (70). М., 2018. С. 9- 24. DOI: 10.18254/S0002255-9-1 Ulyanov O.G. Carta del Patriarcato di Costantinopoli del 1560 e riconoscimento da Roma dell’Impero a Mosca//XXXVIII SEMINARIO INTERNAZIONALE DI STUDI STORICI «DA ROMA ALLA TERZA ROMA». Rome: Campidoglio, 20-21 aprile 2018. Ульянов О.Г. Дарование автокефалии «Το δρο της αυτοκεφλιας». М., 2018. Ульянов О.Г. «Рублев, многие святые иконы писал, все чудотворные»: феномен чуда на Руси в эпоху прп. Андрея Рублева//Материалы Всероссийской научной конференции ИВИ РАН «Божественное чудо в литературной традиции и в повседневной практике: Запад и Восток». М. 2018. Ульянов О.Г. «Звенигородский чин» прп. Андрея Рублева (1340/1350-17.10.1428): современные проблемы изучения//Вестник истории, литературы, искусства. Т. 13. М., 2018. С. 343-363. Ульянов О.Г. Наследие преподобного Андрея Рублева в деле охраны памятников в России//Круглый стол под эгидой VII Санкт-Петербургского культурного форума. СПб, 2018.

http://bogoslov.ru/person/616055

В 1649 г., в царствование Алексея Михайловича, по царскому указу позолотили царские двери; по заказу царицы Марии Ильиничны в Оружейной палате сделали серебряную водосвятную чашу. Богатые вклады стали поступать и от частных лиц. В синодике собора (начат при царе Алексее Михайловиче) названы знатнейшие, родовитые бояре (имя кн. Пожарского не приведено, т. е. К. с. оставался исключительно царским). С 1646 по нач. 50-х гг. XVII в. царь Алексей Михайлович в празднование «осенней Казанской» обычно стоял в К. с. не только литургию, но и вечерню кануна и всенощное бдение. Алексей Михайлович посещал собор и на «летнюю Казанскую», в первые неск. лет царствования бывал «неотступно у всех праздников» в К. с., воздвигнутом его отцом и дедом. Он присутствовал на освящении в К. с. нового придела - во имя святителей Гурия и Варсонофия Казанских, к-рое прошло 3 и 4 окт. 1647 г. (4 окт., в день памяти Казанских святителей, царь бывал в приделе до 1649, а после рождения 1-го сына царевича Димитрия 21/22 окт. 1649 - только 22 окт., на праздновании «осенней Казанской» и памяти равноап. Аверкия Иерапольского). Вид на Казанский собор. Фрагмент гравюры «Красная площадь в Москве». 80-е гг. XVIII в. Худож. Ф. Гильдердинг (ГРМ) Вид на Казанский собор. Фрагмент гравюры «Красная площадь в Москве». 80-е гг. XVIII в. Худож. Ф. Гильдердинг (ГРМ) В 60-х гг. XVII в. статус К. с. повысился, имена его протопопов писали выше имен протопопов Черниговского и Александровского соборов Кремля и собора Покрова на Рву. В собор ставили видных и близких ко двору священнослужителей. Литургию совершал патриарх или митрополиты, крестные ходы в К. с. становились более торжественными. Так, в 1660/61 г. ход из Успенского собора, ранее состоявший только из действа на Лобном месте и процессии в собор, стал включать проход по стенам города (сначала в оба праздника, с 1678 «токмо на Аверкиев день») и пещное действо. Почитание К. с. как места чудотворений от Казанской иконы Божией Матери отражено в популярном в Москве в XVII в. «Сказании о Савве Грудцыне», повествующем о чуде Божией Матери - избавлении грешника Саввы от проклятия во время праздничной («на летнюю Казанскую») литургии в соборе.

http://pravenc.ru/text/1319816.html

3) Волоколамский – Патриарший казначей и Елемозинарий. 4) Серпуховский – Архинотарий. Вице-герент уезда. 5) Звенигородский – Датарий. 6) Богородский – Префект церемониалов. 7) Бронницкий – Директор капеллы и хоров. 8) Клинский – Секретарь окружных посланий, Архикапеллан. Личный тайный секретарь Патриарха. 9) Подольский – Генерал-Прокурор: Вице-герент. Местоблюститель. 10) Верейский – Обер-Прокурор Конт. Вице-герент приматства. 11) Рузский – Прокурор консистории. Вице-герент по губернии. 12) Павловский – Прокурор монастырского приказа. Вице-герент монашества. В заключение скажем о торжественных выездах и выходах Государя Патриарха. Патриарх должен жить в Кремле, в Чудовом монастыре. Иметь свою домовую церковь и штат капелланов. Архикапеллан, тайный секретарь епископ Клинский. 6 капелланов, 2 диакона, 2 иподиакона капеллы и 2 клирика. 6 капеллана, диакона и 3 клирика запасных. 70 капелланов почетных на всю Россию, которыми Патриарх награждает любого заслуженного священника. В обычные малые праздники Патриарх присутствует в Чудовом или других. В средние праздники Патриарх служит в Чудовом или других. В великие праздники Патриарх служит в Успенском или других. В величайшие праздники Патриарх служит в Успенском или Храме Христа, смотря где указано. Пещное действо совершается в Успенском. Хождение на осляти из Успенского в Храм. Умовение ног в Успенском. Также освящение Мира, ежегодно. Рождество Христово, в Храме. Крещение в Храме. Прощение в Успенском (перед Четыредесятницей). Крестный путь в святую Пятницу из Успенского, после преждеосвящения в Храм, где вечерня. Великая суббота в Успенском. Светлая заутреня в Успенском. Литургия в Храме. Второй день в Храме. Благовещение в Благовещение собора Михаила Архистратига в Арх. Суббота Лазаря у святого Лазаря. Святого Николая, в церкви святого Николая Святого Георгия, в церкви святого Георгия. Троицын день в Храме. В постные дни Патриарх вместо пурпурового, носит фиолетовую рясу и зеленую с золотом мантию. Мантия приматов светло-голубая, клобуки 6елые обыкновенные.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010