Часть исследователей видит в мужах Действительно, трое мужчин очень похожи на изображенных в средней части иконы волхвов внешностью и возрастом: старец, средовек и юноша. Изменение цвета и характера одеяний можно объяснить преданием, согласно которому, после Пятидесятницы волхвы были крещены апостолом Фомой. Белые одежды — знак очищения новокрещенного от бремени первородного греха. Нужно отметить, что в Западной Европе волхвы очень почитались. Их мощи, по преданию обретенные царицей Еленой, из Константинополя попали в Милан, а оттуда в Кёльн. В XII веке на Западе возникает особый богослужебный рождественский чин, представляющий собой некое представление в лицах, исполняемое клириками, певцами и чтецами. Волхвы были главными персонажами этой мистерии. Значительно позже, попав на Западную Украину театрализованное представление такого рода получило название «Вертепное действо». Псков был самым западным русским городом и западноевропейские традиции и влияния были сильны в этом княжестве. Вполне возможно, что в XIV веке псковичи знали о таких представлениях, и, может быть, похожий обряд входил в празднование Рождества в этом городе. Это не трудно предположить, если вспомнить, что на Руси имелся близкий по характеру чин — «Пещное действо». Таким образом, на псковской иконе может быть представлен конкретный праздничный церковный обряд. Ровно так же в рассмотренном выше варианте иконографии изображалось Рождественское богослужение, но без указания на какую-то определенную часть службы. Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г. Используя и трансформируя версию об изображении особенного праздничного обряда, представляющего поклонение волхвов, мы дерзнем предположить, что три мужа могут являться не волхвами, а пастухами. Изображенные в верхней части иконы пастыри — это тоже старец, средовек и юноша. Есть и определенное внешнее сходство. У мужей в белых одеяниях и у пастухов есть одинаковые атрибуты — посохи. В пользу этой версии говорит тот факт, что с XI века в Западной Церкви существовал богослужебный чин, посвященный исключительно поклонению пастухов.

http://pravmir.ru/ikona-sobor-bogomateri...

Не лишне при этом отметить весьма любопытное заключительное замечание в чине пещного действа, открытым профессором Η. Ф. Красносельцевым. «А на праздник Рождества Христова, говорится здесь, провожают митрополита по тому ж чину отроцы и халдеи и подяки к вечерни и от вечерни, к заутрени и от заутрени, и действуют вся опрочи пещного действа, (а на обедни такожде, якож и на пещное действо) 111 . А за столом стоят пред митрополитом отроки и халдеи, якож и на нещное действо, и тако совершаеца празник». Из этого замечания мы видим, что особенные обряды, входящие в чины суточных служб недели праотец, не составляли исключительного достояния практики этого дня и вызывались существованием обряда пещного действа, а проникали и в суточные службы других дней и, в частности, ближайшего к недели праотец праздника Рождества Христова. Такое явление объяснимо лишь в том предположении, что устав великой церкви имел у нас большое значение, его обряды хорошо были известны в нашей богослужебной практике и не производили никакого смущения в среде русских богомольцев даже и в то время, когда заведомо господствовал в богослужебной практике русской церкви иной устав. Но говоря о византийском происхождении нашего чина пещного действа и о появлении его у нас с принятием русскими христианства, мы не должны забывать, что для некоторых русских ученых (напр. проф. Голубинского) «древность» обряда пещного действия у Греков в Византии представляет еще вопрос открытый. «Есть ли она (эта церковная драма) у Греков древняя и собственная, задается вопросом этот ученый профессор, или позднейшая, придуманная по образцу латинян (в то время, как последние господствовали в Константинополе), это пока составляет для нас вопрос» 112 . Мы с своей стороны нисколько не сомневаемся в чисто греческом происхождении данного обряда и, если не в глубокой древности, то во всяком случае гораздо ранее, чем начались столкновения с латинянами и их непосредственное влияние на богослужебную практику византийской церкви. В единственном пока и притом кратком списке устава великой церкви константинопольской X века, известном нам по рукописи Патмосской библиотеки о занимающем нас обряде хотя и не говорится прямо, но существование его в пракгике великой церкви в эту пору, на основании данной Рукописи, можно доказывать, по нашему мнению, с полною вероятностию. Вот что мы читаем в этой рукописи о неделе пред Рождеством Христовым: «Κυριακ πρ τς Χριστο γεννσεως μνημ τν γων πατρων μν βραμ, σακ κα ακβ, κα τν γ " παδων νανα, ζαρα κα Μισαλ, κα Δανιλ το προφτου» 113 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Алексей Лисовец: Я пытался понять, почему Церковь относилась к театру по большей части негативно: в Европе позволялось только в России театральная жизнь долгое время исчерпывалась «пещным действом о трёх А скоморохов — тех вообще на костры, языки им вырывали… Почему? Моралите — особый вид драматического представления в Средние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия. B XIV–XV вв. моралите выделяются в особый вид драматических представлений, цель которых — нравоучительная; а так как лучшее средство сделать порок ненавистным есть его осмеяние, то нравоучение моралите легко переходит в сатиру. «Пещное действо» (чин воспоминания сожжения трёх отроков) — название древнего русского церковного обряда (театрализованного представления, литургической драмы), совершавшегося в предпоследнее воскресенье перед праздником Рождества Христова b XVI–XVII веках. Действо изображало историю чудесного спасения трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила из огненной печи (Дан. 3, 22–51). Этот обычай пришёл на Русь из Византии. Просто у театра есть две составляющие — театр поучает и развлекает. Одно без другого быть не может. Но развлекательная сторона театра — сейчас это особенно очевидно, актуально и порой даже противно — человека удаляет от Бога, если называть всё своими именами. А поучительная сторона — она приближает, но требует усилий, она не так легко и комфортно проглатывается. Поэтому в хорошем театре всегда присутствовал некий баланс: развлекая, поучать. Делать человека лучше. Но человек так устроен, что он с удовольствием выбирает то, что легче. А развлекательная сторона — и легче, и веселее, и в экономическом смысле привлекательней, и так далее. П. А.: Мы помним, что понятие «театр» не тождественно самому себе на разных исторических отрезках. Зрелища, против которых выступали святые отцы во времена ранней Византии, никак не сопоставимы с таким явлением, как русский театр конца XIX beka… Думаю, при всей этой диалектике, театр ещё и отвлекал человека от Церкви, удерживал его внимание, составлял своего рода конкуренцию…

http://pravmir.ru/teatr-2/

Яко пещь древле приемшая отроки не опали, тако и Дева заченши Зиждителя, не опалися утробою (там же гл. 3, песнь 8). Вавилонская пещь отроки не опали, ниже Божества огнь Деву растли (там же). Утробу не опально образуют отроковицы, иже в ветсем опаляемии юноши, преестественно раждающую запечатленну (там же гл. 1 песнь 8). 60 Соединение ветхозаветных песнопении с новозаветными часто бывает при богослужении православной церкви. Так при песнях канона утрени, воспевающих новозаветные события, положено петь песни Священного Писания ветхозаветные. 61 Г. Сергий Глушевский говорит, что когда ангел являлся освобождать отроков, он подымал их на воздух (Руков. для сельск. паст. 1864 г. Т. III, стр. 14), и ссылается на Известия Императорского Археологического Общества (Т. I, стр. 373–375). Хотя там и заключаются указания на Пещное действо, но о поднятии отроков ангелом ничего не сказано. 62 В Чет-Минеи засим сказано: Память отроков празднуется за 7 дней до Рождества Христова, так как и они были из колена Иудина, от которого Спаситель наш ведет свой род по плоти, и является сродником сих святых. Это сказание находится также в Прологе (17 дек.), в Анфологионе, изданном в Львове 1651 года в службе 17 дек. Сказание Чет-Минеи составлено на основании свидетельства Кирилла Александрийского (в слове на скончание святых отроков) и других. 63 В Вологде издержки для Пещного действа простирались до 15 рублей тогдашних (XVII века). Там собиралась особая дань с церквей, по гривне с церкви, под названием: «за фунт плаун гривну», или: «за фунт плаун траву гривну». Это доказывают, говорит Суворов, следующие выписки: «1627 г. февраля 12 дня, в архипископлю казну, каменнаго монастыря вотчины из Святыя Луки Никольской поп Григорей платил церковную дань, за фунт, плаун траву гривну, да в Софейскую кровлю гривну. Взято». «Марта в 5 день, в архипископлю казну, Кубенские волости, Никольский поп Никифор платил церковную дань на нынешней 135 год по книгам рубль, 16 алтын, 4 денге. Взято». «А в Софейскую церковную кровлю и за плаун пожаловал государь архиепископ для его скудости велел ему отдати. Не взято». (Опис. Волог. Каф. Спб. 1863 г. М. стр. 134, 135).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

С. Ю. Даниил Московский Св. блгв. кн. Даниил Александрович (1261–1303), младший сын св. блгв. кн. Александра Невского, мудрый правитель Москвы, положивший начало собиранию Русских земель. Согласно Степенной книге (1560–63), почитание св. Даниила Московского началось в XVI в., после чудесного явления князя Даниила некоему юноше из великокняжеской свиты, в котором святой укорял вел. кн. Uoahha III в том, что он забыл о нем. Даниил и три отрока Народное название дня прор. Даниила и трех отроков: Анании, Захарии и Мисаила, а также прп. Даниила Исповедника, 17/30 дек. По народному поверью, св. Даниил обладал прозорливостью и способностью угадывать сны. Чтобы понять значение своих снов, русские часто обращались с молитвой к св. Даниилу. В Древней Руси в этот день разыгрывалось «пещное действо» – древний обряд, воспроизводящий сцены из библейской легенды о «ввержении трех отроков в пещь». Дария (Дарья) Св. мученица, празднуется 19 марта/1 апр. У русских крестьян она прозвалась Грязною, Пролубницей (Прорубнией); о ней говорили: «Дарья – оклади пролубы», «Дарья – засори пролубы», «Дарья-Повалиха», «Дарья – грязные проруби», «Дарья-Грязная, Грязниха», «Маркая», «Грязнопруд», «Дарья – оклади проруби», «Дарья – грязные пролубницы», «Грязные проруби», «Пролубницы», «Дарья- Поплавиха». С приходом тепла при оттаивании из-под снега во льду появляется грязь, оставленная в зимнюю пору, оттого и день назывался Грязнихой. Существовало поверье, что в этот день Дарья смывает у проруби грязь с одежды только чистого душой человека. А если он с черной душой, если замарал свою жизнь чернотой, «грязной грязью», зло какое совершил, то сколь ни полоскай одежду в проруби, она так грязной и останется. Дарья снимает только чистую грязь – ту, что прилипла от трудов праведных. А грязь, что появилась в результате дел неправедных, остается с человеком навсегда. Хозяйки полоскали свое белье в проруби при народе, чтобы все видели – чистая у них душа, и в доме чисто, раз одежда отстирывается. Люди с грязной душой остерегались одежду полоскать принародно. Дверь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Преставился ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Утром 5 декабря преставился ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 18 лет возглавлявший Русскую Православную Церковь. Кончина Предстоятеля Русской Церкви последовала на 80-м году жизни в Патриаршей резиденции в подмосковном Переделкино. Православное общество «Радонеж» и Патриарха связывали особые отношения доверия и соработничества. В 1990 году по Первосвятительскому благословению была создана первая в стране негосударственная общеобразовательная школа – Православная классическая гимназия «Радонеж». Вместе мы переживали и трудности, и радости тех лет, и горести гражданских смут, и радости церковного возрождения. С 1991 года преподаватели и учащиеся гимназии участвовали в организации и проведении Патриарших Рождественских елок в Колонном Зале Дома Союзов, где силами нашей гимназии были представлены несколько замечательных спектаклей: «Хозяйка гостиницы», «Рождественская драма» и «Пещное действо» свт. Дмитрия Ростовского. Также Святейший Патриарх благословил создание летнего лагеря при монастыре Оптина Пустынь и лично говорил о поддержке лагеря с наместником монастыря архимандритом Венедиктом. В 2005 году руководитель лагеря Рогожина Е.Б. была награждена Патриарщей наградой – орденом Русской Православной Церкви св. равноап. кн. Ольги (III степени) . В 1994 году братство «Радонеж» возобновило по благословению Святейшего Патриарха один из старинных русских обычаев – выпускать на волю птиц в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Первыми, кто принял участие в этом замечательном действе вместе со Святейшим, были ученики нашей гимназии. А в 1995 году Святейший Патриарх Алексий почтил своим присутствием выпускной день первого выпуска нашей гимназии и лично вручил всем выпускникам аттестаты об окончании школы. В 2002 году Предстоятель освятил Поклонный крест на территории гимназии и сердечно поздравил учащих и учащихся с Днем Знаний. Святейший Патриарх посетил классы гимназии и благословил детей на учебу. Патриарх Алексий отметил значение опыта этой православной гимназии на пути возвращения современному образованию лучших традиций Русской школы, в которой высокий уровень знаний сочетался с воспитанием детей на основах христианского образа жизни и морали. Для нас всегда было особенно драгоценным благословение, которое Патриарх дал нашей гимназии, его поддержка и пастырская забота. И сегодня мы, вместе со всей Церковью, возносим молитвы о нашем досточтимом и глубоко любимом пастыре, Патриархе Московском и Всея Руси Алексии II. © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/43....

10) Из Императорского Московского Археологического Общества – а) Труды 13 Археологического Съезда, т. 1. Москва, 1907; б) Древности, т. 21:2. Москва, 1907; в) Древности Восточные 3:1. Москва, 1907; г) Правила 14-го Археологического Съезда в Чернигове в 1908 г. Москва, 1906, в двух экземплярах. —327— 11) Из Императорского Русского Археологического Общества – Записки Отделения русской и славянской археологии т. 7, в. 2. Спб., 1907. 12) Из Императорского Российского Исторического Музея – Отчет Музея за 1906 г. Москва, 1907. 13) Из Императорского Общества Истории и Древностей Российских – Чтения в Обществе 1907 г., кн. 2–4 и 1908 г., кн. 1–2. 14) Из Императорского Православного Палестинского Общества – а) Систематический каталог библиотеки Общества т. 2. Спб., 1907; б) Дмитриевский, Праздник Богоявления на реке Иордани. Спб., 1907; в) Дмитриевский, Праздник Сретения Господня. Спб., 1907; г) Дмитриевский, Праздник Рождества Христова в вертепе Вифлеемском. Спб., 1907; д) Сообщения Общества 1907 и 1908. 15) Из Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III – а) Витте, Кирилл и Мефодий. Спб., 1908; б) Издания Общества. Спб., 1908, в двух экземплярах. 16) Из Комиссии по изучению памятников церковной старины г. Москвы – Пещное действо. Москва, 1907. 17) Из Церковно-Археологического Отдела Общества Любителей Духовного Просвещения – а) Беляев, Московский митрополит Филарет в его литургической деятельности. Москва, 1908; б) Отчет Отдела за 1907 г. Москва, 1908. 18) Из Императорского Варшавского Университета – а) Давыдов, Учебник фармации, ч. II, в. 2. Варшава, 1908; б) Известия 1907 г., в. 3–4. 19) Из Императорского Казанского Университета – а) Петровский, Первые годы деятельности Копитаря. Казань, 1906; б) Бек, К физиологии гладких мускулов. Казань, 1907; в) Адамюк, Местный амилоид глаза. Казань, 1907. 20) Из Императорского Московского Университета – Отчет за 1907 г., ч. 1. Москва, 1908. 21) Из Императорского Новороссийского Университета – а) Записки Университета, тома 108–110. Одесса, 1907–1908; и б) Журналы Совета за весеннее полугодие 1907 г. Одесса, 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

28 . Епископ Трифон. Слово на отпевании старца Оптиной пустыни схимонаха Варсонофия 6 апреля 1913 года//Московские ведомости. 9 апреля 1913. 82. С. 2; Тоже в кн.: Памяти оптинского старца схиархимандрита Варсонофия. Венок на могилу батюшки от его духовных чад и почитателей к 40-у дню его блаженной кончины († 1 апреля 1913 г.). М.: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. 1913. [Статья помещена на с. 30–33]; Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Воспоминания духовных детей о старце Варсонофии//Благовест (Москва-Рига). М., 1995. С. 179–181 (в сокращении); [журнал] Надежда. 1980. Вып. 6. С. 231–233. 29 . Епископ Трифон. Пещное действо//Душеполезное чтение. 1913. Ч. 1. С. 473–494; Отд. изд.: Сергиев Посад: Св. Троицкая Сергиева лавра, 1913. 30 . Епископ Трифон. Святитель Иоанн Златоуст , страдалец и друг страждущих. Сергиев Посад. 1913; 2-е изд.: М.: А. Д. Ступин, 1914. То же: Даниловский благовестник. 1992. 2–3. Ч. II. С. 24–33. 31 . Епископ Трифон. Речь о. протоиерею Е. П. Успенскому при его прощальном служении в Ново-Ваганьковском храме 23 марта 1914 г.//Московские церковные ведомости. 1914. 14–15. С. 277–278. 32. Епископ Трифон. Христос воскресе! Слово, произнесенное 25 марта 1914 г. в Большом зале Епархиального дома (в пользу Московского отделения Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых, на содержание бесплатной глазной лечебницы в Сергиевом Посаде). М., 1914. 33 . Епископ Трифон. Речь на торжественном молебне на Красной площади по случаю объявления войны Германии 20 июля 1914 г. (В статье: Патриотизм русского народа)//Душеполезное чтение. 1914. Ч. 2. С. 491–492. 34 . Епископ Трифон. Слово, сказанное 5 августа 1914 года в Успенском соборе (при встрече Императора Николая II, приехавшего в Москву по случаю объявления войны Германии)//Московские церковные ведомости. 1914. 33. С. 626–627; Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. 33. С. 1453–1454. 35 . Епископ Трифон. Памяти священника Д. С. Дмитриева//Исторический вестник. 1916. С. 820–826.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

«Беспорядки, крики, стычки и... шум» также могли быть связаны с народными празднествами и хороводами, вызванными ликованием по поводу весеннего пробуждения природы. Ведь еще в XII в. в Византии зафиксированы пережитки древних празднеств поклонения огню, с прыжками через костры, гуляниями и весельем в день св. Иоанна, когда девушки гадали о своей судьбе 1347 . А от XIII в. дошел сценарий мистерии «Воскрешение св. Лазаря», эмоциональные реакции зрителей на которую могли быть весьма бурными (ср. также знаменитое «Пещное действо») 1348 . Вообще, надо полагать, что сфера эмоциональных проявлений византийцев была гораздо более обширной (включая в себя и бурные эмоциональные всплески), чем можно представить, опираясь на традиционную подборку источников. Провоцировать таковые реакции (среди которых – беспорядки и «непристойный смех») могли выступления акробатов и уличных жонглёров 1349 , а также пантомимы 1350 . Менее вероятно (но нельзя снять со счета и эту возможность), что «распутные песни, сатанинские хороводы и непристойный смех» могут соотноситься Паламой со свадебными обрядами, когда с наступлением сумерек (по описанию А. П. Каждана) «...толпа родственников и друзей приближалась к дому невесты с музыкантами и факелами» 1351 , образуя веселое и нарядное праздничное шествие (нет нужды напоминать, что во время Великого поста Церковью проведение подобных мероприятий не благословляется). Но думается, что в условиях большого города могло быть достаточно и вышеуказанных факторов для того, чтобы появились полуконкретные намеки Паламы. Именно на мысль о народной фольклорно-карнавальной культуре как основном объекте неприятия и критики проповедника наводит и ознакомление с «Сорока девятью главами» Иосифа Вриенния (ок. 1382–1402), где содержатся такие строки: «Поскольку мы не совестимся завершать священные обряды празднеств игрой на свирелях и хороводами, всякими сатанинскими песнями, веселыми шествиями и попойками и другими непристойными привычками... поклоняемся дубравам. Поскольку некоторые из нас, и к тому же православные, окуривают смоковницы и огурцы и те или иные части дома...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

823 Там же, лл. 6–7, 8, 15 об., 20 об., 30 об., 37, 41 об.–42, 102, 103 об., 105 об., 110 об., 115 об. 118 об. Русск. Истор. Библиот. т. III. 139. 824 Голубцов А., Чиновник Новгородск. Софийск. соб.. стр. 24, 147, 149, 156, 167, 171, 175, 179, 235–236. В неделю пред Воздвижением не было выхода на утрени и молебна после неё в Новгородском Софийском соборе, потому что в этот день совершаем был большой крестный ход к Спасо-Преображенской церкви на Ильину улицу. 826 В Холмогорском Чиновнике, при изложении службы первой недели великого поста (стр. 75), замечено: „Для выхода на 9-й песни благовест в болшой: указал архиерей и впредь, егда бывает ход в собор или к действу, выход тогда на 9-й песни“. Распоряжение преосвящ. Афанасия ясно, но мотивы его не совсем для нас понятны. 827 Мимоходное замечание о входе пред великим славословием на песненной утрени в XIV в. нам встретилось лишь в труде Одинцова: Порядок общественного и частного богослужения в России до XVI в. стр. 109, 112. 829 Попов А., Первое прибавление к описанию рукописей и каталогу книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова, стр. 11–18. М. 1875. 831 Проф. E. Е Голубинского Ист. Русск. Церкви. I, 2, стр. 317–318. М. 1881. Проф. И. Д. Мансветова , Митроп. Киприан в его литургич. деятельности, стр. 137 и друг. Его-же: О песненном последовании в Прибавл. к творен. св. отцов, ч. 26. стр. 753–4. Свящ. Никольского Анафематствование, стр. 22. СПб. 1879. Одинцова Поряд. общ. и частн. богосл., 109–111. 832 Чин пещного действа, стрр. 4–71 отдельного оттиска из журнала Византийский Временник, т. I. вып. 2–3. СПб. 1895. См. его-же: Современное богослужение на правосл. востоке, вып. 1 стр. 43. Киев. 1891. 833 В качестве особенностей утрени, за которой совершалось у нас пещное действо, сравнительно с изложением её по уставу великой церкви. проф. Дмитриевский отмечает отсутствие на ней выноса большого креста, а по сравнению с нашим теперешним порядком утреннего богослужения – чтение воскресного Евангелия после великого славословия (стр. 20). Последняя особенность составляла характерную черту не одной утрени недели праотец или отец, но и каждой, как выше было говорено, воскресной утрени в древнерусских соборах, а отсутствие выноса креста на первой вызывалось, вероятнее всего, пещным действом, для совершения которого убирался между прочим и амвон, на который восходили с крестом и Евангелием. Один обряд заменял или, лучше сказать, вытеснял на время другой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010