И.Н. Чистюхин Отношение христианской Церкви к театру в контексте научного исследования церковных канонов Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, связанные с научным исследованием отношения Православной Церкви к театру в системе античных зрелищ, существовавших в момент зарождения христианства; обозначена объективная сторона исследования, описан метод изучения христианских канонов; выявлен принцип отбора сочинений Отцов Церкви, касающихся данной темы; показаны сложности и трудности перевода греческих терминов на славянский и русский языки. За последние две тысячи лет христианство и человеческая культура (искусство в том числе) прошли долгий и разнообразный путь развития. На каких-то этапах они сближались, иногда сливались, в какие-то периоды находились на антагонистических позициях. И, если церковное искусство вобрало в себя лучшие достижения архитектуры, живописи, музыки и литературы, то по отношению к пространственно-временным видам искусства (часто называемых «зрелища») в христианстве сложилось сложное, неоднозначное воззрение. С одной стороны, крайний ригоризм и неприятие любых сценических действ, с другой – более терпимое, иногда даже лояльное, а временами и вполне допустимое отношение (литургическая драма, мистерия, миракль, «Пещное действо» и т.д.). Но вместе с тем достаточно популярно мнение о том, что Церковь «запрещает» театр, актеры чуть ли не преданы анафеме, что их даже нельзя хоронить на кладбищах и т.д. и т.п. Часто в публицистических статьях можно встретить подобные фразы: «Жесткое отношение было и к актерам, их почитали за нечистых людей и хоронили за оградой кладбищ» 5 . Или еще более ригоричные: «на кладбищах актеров не хоронили на Руси потому, что профессия их считалась уж больно презренной. Хоронили их за кладбищенской (или за церковной) оградой – вместе с самоубийцами. Наверное, считали их теми, кто еще при жизни самостоятельно и добровольно убил свою душу» 11 . И все это потому, что «лицедей на сцене живет чужой жизнью, примеряет ее на себя и прилюдно изображает (а то и прославляет) чужие грехи. А жизнь на самом деле у него одна, дарованная Всевышним. Стало быть, актер подыгрывает антихристу» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/otnosh...

Ансамбль Сирин: Христос рождается, славите! Рождественские песнопения и колядки ансамбля СИРИН 9 января, 2014 Рождественские песнопения и колядки ансамбля СИРИН Рождественские песнопения и колядки ансамбля СИРИН 16. Ирмос, тропарь и кондак празднику в народном роспеве Архангельской области Аудиоплеер 18. Я умом ходила, Фольклорный духовный стих украинского происхождения 19-го века Аудиоплеер Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» создан в октябре 1989 года Андреем Котовым – певцом, хормейстером и фольклористом, долгие годы занимавшимся изучением особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен. Ансамбль назван именем райской певчей птицы, что поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Звучание ансамбля отличается особой манерой, в которой сочетаются приемы мастеров аутентичного пения, яркий, насыщенный обертонами звук и утонченная мелодическая эстетика. Ансамбль исполняет древнерусские богослужебные песнопения 15 – 18 веков: одноголосные распевы, раннее русское многоголосие, партесные концерты. Особое место в репертуаре ансамбля занимают духовные стихи. В разные годы в ансамбле были созданы программы: «Христос рождается, славите!» ( Богослужебные песнопения Рождественской службы 16 -17 веков, духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»), «Путник» (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»), «Весна покаяния» (Песнопения Великого Поста 15 -18 веков, монастырские покаянные песнопения, духовные стихи) и другие. В 2010 году в Польше состоялась мировая премьера реконструкции древнего богослужебного чина «Пещное действо». «Сирин» сочетает активную концертную деятельность и участие в престижных международных фестивалях с исследовательской работой, театральными проектами, педагогикой, плодотворно сотрудничает с современными композиторами и режиссерами. Специально для него написаны сочинения: «Плач Иеремии», «Заповеди Блаженств», «Игры ангелов и людей» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши и другие.

http://pravmir.ru/ansambl-sirin-xristos-...

В Александринском театре Санкт-Петербурга прошел благотворительный Рождественский вечер 20 декабря 2019 г. 15:10 16 декабря 2019 года на сцене Александринского театра в Петербурге состоялась премьера предрождественской музыкальной мистерии «Пещное действо». Автором идеи стал председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров. Музыку написал петербургский композитор Илья Кузнецов, который стоял за дирижерским пультом. Автор либретто — известный российский сценарист и драматург Ольга Погодина-Кузьмина. В спектакле приняли участие хор духовенства, женский хор и симфонический оркестр Санкт-Петербургской митрополии , детский хор Санкт-Петербургской епархии, артисты театра «Малый Трианон» под управлением Ярославы Бубновой. Ведущей вечера стала заслуженная артистка РФ Анастасия Мельникова. Для видеоряда спектакля были использованы картины 16-летней Тамары Герасимовой. Благотворительный вечер, который уже не первый год проводится в канун Рождества Христова, состоялся при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга с участием благотворительного фонда «Свет». Все вырученные средства были направлены на лечение детей с онкологическими заболеваниями. «Мы здесь, чтобы совершить добро. И как приятно, что в этом нам помогают многие и многие люди: и те, кто пишет музыку, и те, кто сочиняет стихи, и те, кто служат в храмах, и те, кто только учится, и те, кто помогает детям сохранить жизнь, и все, кто смотрит на нас из этого зала. Сегодняшняя история, мы уверены, вас потрясет. Ничего не бойтесь: в конце нас ждет Бог — Тот, Кто помогает нам быть добрыми, Кто дарует нам жизнь и Тот, Кто способен совершить чудо. Мы приглашаем вас в увлекательное библейское историческое путешествие», — сказал перед началом действа иерей Илия Макаров. По сюжету, историю о чудесном спасении из раскаленной печи трех отроков, ввергнутых туда по приказанию царя Навуходоносора за то, что они отказались поклониться золотому идолу, рассказывает трем мальчикам — узникам фашистского лагеря (Михаил Николаев, Максим Галумов и Николай Кадура) Мария, девушка постарше (Анна Тананыкина). Мы видим жестокого царя Навуходоносора (диакон Андрей Реймерс) и его приспешников. Действие периодически возвращается в сам лагерь, где над детьми издевается жестокая надзирательница (Антонина Реймерс). Завершается спектакль и чудесным спасением библейских отроков, и спасением части узников лагеря, обреченных на верную смерть.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Санкт-Петербурге состоялась премьера оратории «Чудесное спасение», посвященной 75-летию Великой Победы 30 ноября 2020 г. 16:30 27 ноября 2020 года состоялась премьерная онлайн-трансляция оратории петербургского композитора Ильи Кузнецова «Чудесное спасение», посвященной 75-летию Великой Победы. Мероприятие прошло при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и благотворительного фонда «Отечество. Культура. Образование» по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия . Организатором выступил совет по культуре Санкт-Петербургской епархии . Автор либретто — Ольга Погодина-Кузьмина, режиссеры — иерей Илия Макаров, Алена Поликовская, ведущая вечера — заслуженная артистка России Анастасия Мельникова. В концерте приняли участие оркестр Санкт-Петербургской митрополии под управлением Ильи Кузнецова, хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова, женский камерный хор Quellen (дирижер Елена Жукова), детский хор Санкт-Петербургской митрополии (дирижер Валентина Королев), театр «Малый Трианон» под руководством Ярославы Бубновой. «Чудесное спасение» — историческая драма. Это новое авторское прочтение богослужебного чина Древнерусской Церкви, основанное на первых трех главах Книги пророка Даниила о чудесном спасении из трех отроков, вверженных в раскаленную печь по приказанию царя Навуходоносора за то, что они отказались поклониться золотому идолу. Действо дополнено осмыслением исторических событий XX века, в том числе Великой Отечественной войны. Параллельная история, развивающаяся на протяжении всего действия, связана с освобождением детей из фашистского концлагеря Клоога в Эстонии советской армией в 1944 году.  За год существования концлагеря на северо-западе Эстонии в нем содержались от 1800 до 2100 заключенных, включая грудных детей. При подходе войск Красной армии 19 сентября 1944 года немецкое командование отдало приказ расстрелять всех узников; в живых остались около 80 человек. Создатель оратории композитор Илья Кузнецов, рассказывая об идее произведения, отметил: «У меня была мечта воплотить на сцене древний русский жанр " Пещное действо " . Это целая культура во времена правления царя Алексея Михайловича. В дни, предшествовавшие празднику Рождества Христова совершался особый чин с некими театральными фрагментами. В рамках обычной утренней службы разыгрывали это Пещное действо — опускали паникадило, которое символизировало пещь, были три отрока. И можно даже послушать замечательную расшифровку ансамбля " Сирин " , на которую мы опирались при создании оратории. У нас была задача сделать это историю понятной не только людям церковным, но и всем, кто случайно увидит концерт. И мы нашли событие, которое нас всех сближает и понятно всем без исключения, — это Великая Отечественная война. Так у нас появились ассоциации, и получился интересный синтез трех времен».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

О Пещном Действе Беседа с руководителем ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Андреем Котовым Николай Бульчук Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» был создан в октябре 1989 года. С его руководителем – певцом, хормейстером и фольклористом Андреем Котовым – беседует корреспондент портала Православие.Ru. Андрей Котов, руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» – Андрей, всегда в канун Рождества Христова мы говорим о приближающемся празднике, о богослужебных особенностях этих дней. С чем мы сегодня ассоциируем праздник Рождества Христова? – Праздник Рождества Христова и я, и, наверное, все верующие православные люди ассоциируют с надеждой, светом, радостью пришествия Спасителя в мир. Это нельзя выразить в двух словах: мне кажется, все, что я буду говорить сейчас, будет художественной попыткой осмысления того истинного события, которое на самом деле происходит – Рождества Христова. Если же говорить с точки зрения традиционной музыкальной составляющей предпразднования и празднования Рождества, я думаю, что было бы уместно упомянуть о Пещном Действе. Чин Пещного Действа – это чин, который пришел к нам где-то в XVI веке. Но в Византии он упоминается еще в X веке. Это один из специальных чинов, которые совершались по большим праздникам. И с чина Пещного Действа начинается предпразднование Рождества Христова. Мы довольно долго искали его: сначала мы нашли его описание в Чиновнике Успенского собора Московского Кремля (а всего существует только два описания – Московского Успенского собора и Новгородского), и уже найдя такое подробное интересное описание, мы стали искать песнопения. Пещное действо      У нас ушло почти 9 лет на то, чтобы воедино собрать Пещное Действо: найти все песнопения, которые туда входят. Конечно, нам помогали многие замечательные теоретики музыки. Начиналось все это с Альбины Никандровны Кручининой, руководителя кафедры древне-русской музыки Санкт-Петербургской консерватории, которая сначала нам показала «росные стихи» и как бы «заразила» нас этим поиском. А потом уже Полина Терентьева, которая поет у нас в ансамбле (она – наш замечательный теоретик и наша певица) стала целенаправленно заниматься поисками и нашла демественное четырехголосие , нашла совершенно потрясающие распевы Пещного Действа.

http://pravoslavie.ru/67252.html

Состоялась премьерная трансляция оратории " Чудесное спасение " ноября 2020 В концерте участвовали оркестр митрополии под управлением Ильи Кузнецова, хор духовенства митрополии под управлением Юрия Герасимова , женский камерный хор " Quellen " под управлением Елены Жуковой, детский хор митрополии (дирижер - Валентина Королева) и театр " Малый Трианон " под руководством Ярославы Бубновой. " Чудесное спасение " - это авторское прочтение богослужебного чина древнерусской Церкви, основанного на первых трех главах Книги пророка Даниила о чудесном спасении из раскаленной печи трех отроков, вверженных туда по приказу царя Навуходоносора за их отказ поклониться золотому идолу. Действо дополнено осмыслением событий XX века - великих открытий и катастроф, главной из которых стала Великая Отечественная война. Параллельно развивается история освобождения детей из фашистского концлагеря Клоога в Эстонии. В нем содержалось от 1800 до 2100 заключенных. Когда войска Красной армии 19 сентября 1944 года прорвались к лагерю, его командование приказало расстрелять всех узников. В живых осталось 80 человек. " В нашем сумасшествии сверхтехнологий, когда возможно захотеться всему - так страшно увидеть этого перемалывающего жизнь трансгуманнного киборга - на самом деле обычного идола. Только чудо возвращения к дару жизни поможет привести в разум и чувство, не поклониться безжизненному идолу и не передарить свой главный подарок от Бога. Если мы осилим этот путь, то наш дар жизни будет не напрасен " , - отметил отец Илия. Автор музыки рассказал, что у него была мечта воплотить древний русский жанр " Пещное действо " . Это целая культура во времена правления царя Алексея Михайловича. Перед праздником Рождества Христова совершался чин с некими театральными фрагментами. За утренней службой разыгрывалось Пещное действо - опускали паникадило, символ пещи, были три отрока. При создании оратории композитор опирался расшифровку ансамбля " Сирин " и стремился сделать это историю понятной каждому. Запись концерта можно просмотреть в группе ОРОиК епархии в сети " ВКонтакте " . ИА " Вода живая " , 27.11.20 Поделиться Упоминания в новостях 4 апреля 2024 3 апреля 2024 28 марта 2024 28 марта 2024 25 марта 2024 12 марта 2024 11 мая 2023 9 мая 2023 9 мая 2023 8 мая 2023 7 мая 2023 6 мая 2023 6 мая 2023 14 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 10 апреля 2024 7 апреля 2024 7 апреля 2024 4 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Ансамбль " Капелла Романа " представил зрителям в Вашингтоне образцы византийского богослужебного пения Вашингтон, 5 декабря 2006 г. Византийские распевы, раздававшиеся в средние века под сводами монастыря Св. Екатерины на горе Синай, вновь зазвучали в наши дни в Вашингтоне. Американский мужской хор " Капелла Романа " под руководством Александра Лингаса представил в столице свою рождественскую программу, включающую лучшие образцы древнего богослужебного пения, сообщает ИТАР-ТАСС. Пела семерка бородачей на греческом языке и, естественно, без всякого музыкального сопровождения. Тем не менее интерес к выступлению был огромный: в довольно вместительном концертном зале художественной галереи Артура Саклера собралось столько народу, что многим пришлось разместиться на приставных стульях. Билеты, по словам организаторов, почти полностью разошлись буквально за один день. Первое отделение концерта составили отрывки из монастырской вечерней службы в переложении знаменитого афонского монаха, " ангелогласного " Иоанна Кукузелиса, которого по преданию благословила " не переставать петь " сама Пресвятая Богородица. В его трактовке прозвучали начальное возглашение - " Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу " и несколько псалмов, начиная с " Благослови, душе моя, Господа! " Во втором отделении было исполнено традиционное для Рождественского сезона " Пещное действо " . В прошлом эта литургическая драма о спасении трех святых отроков, ввергнутых жестоким царем Навуходоносором в " пещь огненную " за отказ поклониться его идолу, ежегодно разыгрывалась в христианских храмах в декабре в день памяти пророка Даниила, сохранившего для церкви предание об этом чуде. " Капелла Романа " - это профессиональный камерный ансамбль из Портленда (штат Орегон). Его название напоминает об античной " ойкумене " ( " экумене " ), включавшей не только Древний Рим и Западную Европу, но и " Новый Рим " - Константинополь, и славянские земли, где со временем появился " третий Рим " - Москва. И в своем творчестве ансамбль старается соединять музыкальные традиции христианского Востока, включая Россию, и Запада. В программке концерта, в частности, отмечалось, что некоторые особенности древнего византийского пения сохранились в песнопениях русских староверов. Выступление в галерее Саклера было приурочено к проходящей там уникальной выставке - " В начале: Библии первого тысячелетия " . Впервые под одной крышей собраны свыше 70 бесценных древних рукописей и книг, позволяющих проследить, как распространялось по миру в первые века новой эры Священное Писание. Свои сокровища для экспозиции предоставили 16 организаций и учреждений из 11 стран, включая монастырь Св. Екатерины и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге. 5 декабря 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19740.html

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Преставился ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Утром 5 декабря преставился ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 18 лет возглавлявший Русскую Православную Церковь. Кончина Предстоятеля Русской Церкви последовала на 80-м году жизни в Патриаршей резиденции в подмосковном Переделкино. Православное общество «Радонеж» и Патриарха связывали особые отношения доверия и соработничества. В 1990 году по Первосвятительскому благословению была создана первая в стране негосударственная общеобразовательная школа – Православная классическая гимназия «Радонеж». Вместе мы переживали и трудности, и радости тех лет, и горести гражданских смут, и радости церковного возрождения. С 1991 года преподаватели и учащиеся гимназии участвовали в организации и проведении Патриарших Рождественских елок в Колонном Зале Дома Союзов, где силами нашей гимназии были представлены несколько замечательных спектаклей: «Хозяйка гостиницы», «Рождественская драма» и «Пещное действо» свт. Дмитрия Ростовского. Также Святейший Патриарх благословил создание летнего лагеря при монастыре Оптина Пустынь и лично говорил о поддержке лагеря с наместником монастыря архимандритом Венедиктом. В 2005 году руководитель лагеря Рогожина Е.Б. была награждена Патриарщей наградой – орденом Русской Православной Церкви св. равноап. кн. Ольги (III степени) . В 1994 году братство «Радонеж» возобновило по благословению Святейшего Патриарха один из старинных русских обычаев – выпускать на волю птиц в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Первыми, кто принял участие в этом замечательном действе вместе со Святейшим, были ученики нашей гимназии. А в 1995 году Святейший Патриарх Алексий почтил своим присутствием выпускной день первого выпуска нашей гимназии и лично вручил всем выпускникам аттестаты об окончании школы. В 2002 году Предстоятель освятил Поклонный крест на территории гимназии и сердечно поздравил учащих и учащихся с Днем Знаний. Святейший Патриарх посетил классы гимназии и благословил детей на учебу. Патриарх Алексий отметил значение опыта этой православной гимназии на пути возвращения современному образованию лучших традиций Русской школы, в которой высокий уровень знаний сочетался с воспитанием детей на основах христианского образа жизни и морали. Для нас всегда было особенно драгоценным благословение, которое Патриарх дал нашей гимназии, его поддержка и пастырская забота. И сегодня мы, вместе со всей Церковью, возносим молитвы о нашем досточтимом и глубоко любимом пастыре, Патриархе Московском и Всея Руси Алексии II. © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/43....

Молодежная организация «Маронцы» провела творческий вечер, просвященный памяти митрополита Трифона (Туркестанова) 5 февраля 2008 г. 15:07 Православная молодежная организация «Маронцы», действующая при храме преподобного Марона Пустынника, провела творческий поэтический вечер, посвященный памяти выдающегося иерарха Русской Церкви — митрополита Трифона (Туркестанова). Вечер памяти, проведенный в рамках мероприятий Совета православных молодежных организаций Москвы, был организован при участии зеленоградского молодежного объединения «Колокол». На вечере присутствовали молодые люди из многих православных молодежных организаций Москвы — «Спас», «Покров», «Сретенье», «Молодая Русь», «Георгиевцы!», «Светоч» и многих других. Устроители вечера представили постановку, рассказывающую о жизни и трудах святителя Трифона (Туркестанова) — выдающегося иерарха, известного проповедника, горячо любимого московской паствой, духовного писателя, автора драмы «Пещное действо», книг о Шамординском и Бородинском монастырях, акафиста «Слава Богу за все!». Митрополит Трифон (1861-1934) начинал свой путь в стенах Оптиной пустыни, был связан со многими известными духовными деятелями начала XX века  — его наставниками были преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Варнава Гефсиманский; духовно близкие отношения у него были с праведным Иоанном Кронштадтским и старцем Зосимой-Захарией, духовником Троице-Сергиевой Лавры . Особенное влияние на жизнь владыки оказал оптинский старец преподобный Варсонофий. В 1897-1901 годах владыка был ректором Вифанской и Московской семинарий. С 1901 года — епископ Дмитровский. В 1910 году управлял Московской епархией . Во время Первой мировой войны находился на фронте, где был контужен, ослеп на один глаз, вследствие чего просился на покой в родную Оптину, но Святейший Синод назначил его настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря, а в 1916-1917 годах он вновь оказался на фронте, на этот раз на румынском. После октябрьского переворота владыка отошел от церковного управления и удалился на покой в Донской монастырь , но продолжал оставаться со своею паствою, служил во всех храмах, куда его приглашали. В 1923 году он был возведен в сан архиепископа, в 1931 году — митрополита. В 1934 году преставился и был похоронен на Немецком (Введенском) кладбище Москвы. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/360294.htm...

Пещное Действо иногда называют мистерией. Верно ли это? – О Пещном Действе вообще мало кто знает сегодня, поэтому и называют его то мистерией, то «началом русского театра», то еще как-нибудь. Я должен сказать очень важную вещь – и с точки зрения театра, и с точки зрения богослужения. Чем отличается мистерия от чина? Ну, объяснять, что такое богослужебный чин или специальный чин людям, которые давно ходят в церковь, не нужно, все примерно знают. Когда же мы говорим о мистерии, то сегодня мистерией принято называть вообще неизвестно что: если где-то упоминается слово «дух», то тут же принято называть эту вещь мистерией. На самом деле, возникла мистерия на Западе. И возникла она как разъяснение богослужения. Поскольку служба в Западной Церкви проходила на латыни, простой народ часто ее не понимал. Отчего и бунтовал, и это одна из причин Реформации. Так вот, мистерия была призвана объяснять значение праздника. Происходило это так: после окончания богослужения те же самые служащие (или певчие, или специально подготовленные люди) разыгрывали в лицах (на разговорном, доступном языке) перед прихожанами картину события, которому посвящен тот или иной праздник. И вот это, собственно, и являлось мистерией. Функция у нее была очень простая: она неразрывно связана с объяснением смысла праздника. И в мистерии, как в театре, разыгрывалось некое действо: святые произносили свои тексты, Спаситель и Богородица – свои. Комментарии тоже были озвучены. Если мы посмотрим все европейские мистерии XIV-XV веков, назначение их совершенно одинаково. Царь Алексей Михайлович Более того, эта традиция пришла к нам (а пришла она с середины XVII века) с благословения Алексея Михайловича. И одной из первых мистерий, о которых мы знаем и которую мы воспринимаем как традиционную русскую народную драму, является «Царь Ирод». Когда у нас появились наши духовные школы (Греко-латинская Академия и другие духовные школы конца XVII-haчaлa XVIII века) было даже специальное предписание, в котором семинаристам указывалось в дни рождественских и пасхальных каникул ходить по деревням и объяснять людям значение праздника.

http://pravoslavie.ru/67252.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010