Закащик ушел от Алимпия, «печалуя зело». По уходе закащика, видит Алимпий, что в келию к нему вошел юноша «светел» и начал писать икону Успения Богоматери. Алимпий сначала принял его за человека, полагая, что это другой иконописец, которого прислал закащик, но скорость и красота дела «бесплотна показа», – обнаружили в нем ангела. Он то золото клал на икону, то тер краски на камне и писал ими, «и тако в три часа икону написа зело красну!» «О калугере (батюшка), – спросил он у Алимпия: – еда что недостаточно, или чим согреших»? т. е. не нужно ли еще чего сделать, не ошибся ли я в чем? – «Добре створил еси, – отвечал лежащий на смертном одре иконописец». – Бог поможе тебе зело хытро написати, и се тобою сам сделал ю есть». Наступил вечер, и с лучами солнца исчез таинственный художник с иконою. – А расстроенный закащик «всю нощь без сна пребысть от печали, понеже не бысть иконы на праздник, недостойна себе и грешна нарицая таковые благодати». Ночь проходила, и начинался день; в доме закащика еще спали, но сам он «встав иде к церкви, да тамо плачется своего съгрешения. И отверзе дверь церкве и виде икону сияющу на месте своем, и паде от страха, мнев яко привидение некое явися ему. Възбнув же мало от страха (т. е. немного опомнившись), разумев яко икона есть» (в Пат. Киев. печ.: «маю возник, т. с. немного приподнявшись, разсмотрев, позна, яко икона его есть»). Объятый ужасом, с трепетом он вспомнил слова Алимпия, что икона к празднику Успения будет готова, побежал и разбудил домашних, которые с радостью поспешили в церковь «со свещами и кандилы и видевше икону сияющу аки солнце (при восходе солнца лучи, вероятно, обливали ее светом, отчего ее красота была заметнее), падоша ниц на земли, поклонишася иконе и лобызаша с веселием душа». После того этот благочестивый человек пришел к игумену и поведал о чуде с иконою. Вместе с игуменом идут они к Алимпию, но застают его «уже отходящим света сего». Все-таки игумен спросил: «Отче, како и кым написана бысть икона?» Св. Алимпий, рассказав о видении им ангела 14-го августа, –прибавил: «Ангел написа ю, и се тойже предстоит, пояти мя хотя» 20 , – и с этими словами скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

(Киево-печ. пат.). X. О черноризце Эразме, истратившем имение свое на святые иконы и за то получившем спасение. Был в печерском монастыре черноризец, именем Эразм. Он имел большое богатство, которое истратил на церковные нужды и на украшение св. икон. Наконец дошел он до последней нищеты, и все начали пренебрегать им. И вот стал он отчаиваться, что не получит награды за истраченное богатство, потому что в церковь , а не на милостью роздал его: диавол вложил ему это в сердце. И стал он не радеть о житии своем: во всяком небрежении и бесчинстве начал проводить он дня свои. Однажды разболелся он так сильно, что наконец перестал говорить, лежал с открытыми глазами; грудь едва дышала. Так пробыл он семь дней. В 9-же день пришли к нему братия, и, видя страшное его издыхание, чудились все и говорили: «горе, горе душе брата сего! Жила она в лености и во всяком грехе, и теперь видит что-то такое, мятется и не может выйти». Но вдруг Эразм встал, как будто никогда болен не был, сел и начал говорит им: «братия и отцы, послушайте: истинно так: грешенья, как вы сами знаете; и не покаялся даже доныне. И вот теперь явились мне святые – Антоний и Феодосий, и сказали: «мы молились Господу, и Он дал тебе время покаяться». И вот увидал я пресвятую Богородицу: Она держала на руках Сына Своего, Христа Бога нашего, и все святые были с Нею. И сказала Она мне: «Эразм, за то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в царстве Сына Моего. Нищих же вы всегда имеете с собой ( Mamф. XXVI, 11 ). Только вставши от болезни, покайся и прими великий ангельский образ: в третий день Я возьму тебя к Себе, чистого, возлюбившего благолепие дома Моего». И сказав это, Эразм начал пред всеми исповедовать сделанные им грехи, не стыдясь, а радуясь о Господе. Потом он встал, пошел в церковь и пострижен был в схиму; в третий же день отошел во Господу в добром исповедании. (Киево-печерский патерик). XI. Во дни велик. князя Димитрия Иоанновича Донского, прн митрополите Пимене, в 1383 году, икона Божией Матери с предвечным Младенцем на левой руке явилась над водами Ладожского озера, озаряемая чудным светом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

26. Призывание имени Спасителя в опасностях имеет великую силу (Аф. Пат. ч. I, стр. 440–441–416. 311–312). Пред вознесением на небо Господь говорил ученикам: уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов.. будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мр. 16, 17:18 ). Что значат эти слова Господа? То, что верующие в Него, и одним призыванием имени Его, могут спасать себя от бед, опасностей и несчастий. Вышеприведенные слова Господа оправдывались еще при жизни Его. Так, когда во время бури на озере, Апостолы возопили к Нему: „Господи! спаси нас погибаем«, то Господь запретил ветру и сказал морю: „молчи, утихни» И ветер утих и настала великая тишина ( Мф. 8, 23:27 ). И в другой раз, когда Апостол Петр, во время бури, пошел ко Господу по водам и стал тонуть, то ему достаточно было сказать: „Господи, спаси меня!» И Господь простёр к нему руку и спас его. Такую имело силу призывание имени Спасителя при жизни Его! Но имеет ли оно ту же силу и по вознесении Его? И оправдывались ли вышеприведенные слова Спасителя в последующее время? Несомненно, братья; ибо Господь есть вчера и днесь, Той же и во веки; а во-вторых эту истину можно доказать примерами. Близ Есфигменского монастыря на Афон, на горе называемой Самария, уединялся инок Дамиан, между прочим имевший заповедь от своего духовного старца–никогда не оставаться на ночь и не спать в чужой келье. Случилось, что однажды он отправился к соседнему брату, и так как тот был в отсутствии, то Дамиан должен был дожидаться его до самого вечера. Наконец является брат, и Дамиан, исполнив свою надобность, торопился на ночь в свою пустынную келью. Напрасно друг его просил остаться у него на ночь, представляя ему опасность ночного пути и начинавшегося дождя. Дамиан, верный старческой заповеди, остался непреклонен. Опасения его друга не прошли даром. Дамиан, по причине чрезвычайной темноты и проливного дождя, действительно сбился с дороги и не знал, где он находится, куда он идет. В этой крайности, воззвал он ко Господу: „Господи! спаси меня, я погибаю!» И вдруг видит, что он стоит у своей кельи (Аф. Пат. ч. 1, стр. 311–312).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

(Афон. пат. ч. II, стр. 47). 2. Воровство (кража, татьба) 197 а) Тяжесть греха воровства. Припомним один случай из писаний ветхого завета, ясно показывающий, как преступна кража, и какому наказанию подвергает иногда суд Божий виновных в ней. После чудесной осады города Иерихона Бог повелел израильтянам всю добычу – золото, серебро, медь и железо, вое принести в сокровище Господне, но некто Ахан украл часть из этой добычи. Господь по вине одного человека разгневался на всех сынов израилевых за то, что среди избранного Им народа нашелся такой преступник. Израильтяне, не зная о преступлении Ахана, двинулись к завоеванию другого города, но Господь едва не предал весь их отряд в руки врагов. Все израильтяне пришли в смятение, а предводитель их Иисус Навин, в скорби и ужасе от неожиданной неудачи, раздрал на себе одежды, посыпал голову прахом, вместе с старейшинами пал на землю пред ковчегом завета и молился до самого вечера. Господь от- крыл причину, по которой израильтяне лишились Его чудесной помощи. Какая же этому была причина? Причина общей неудачи в сражении была та, что один человек оказался вором; потом Сам Господь научил, как по жребию отыскать вора и как поступить с ним. Когда вора открыли, и он сознался во грехе своем, Иисус Навин сказал ему: «за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводить беду в день сей». И побили его все израильтяне камнями и сожгли огнем, и наметали камни. И набросали на него большую груду камней. После этого утихла ярость гнева Господня (Иисус. Hab. VII; 25, 26 ). б) Библейские изречения о воровстве. Воровство а) гнусно: как! вы крадете и клянетесь во лжи, и потом приходите, и становитесь пред лицом Моим в доме сем! И ныне, так как вы делаете эти дела, говорит Господь, Я отвергну вас от лица Моего ( Иер. 7, 9, 10, 13, 15 ). б) запрещено: не крал ( Исх. 20, 15 ; Втор. 5, 19 ; Матф. 19, 18 ). – Не крадите и не обманывайте друг друга. Я, Господь (Бог ваш) ( Лев. 19, 11, 12 ). – Не передвигай межи давней, и на поля сирот не заходи; потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою ( Притч. 13, 10, 11 ). – Кто врал, вперед не крад, а лучше трудись, делая своими руками полезное (ЕФ. 4, 28). в) запрещено особенно по отношению к бедным: не будь грабителем бедного, потому что Господь вступится, и исхитит душу грабителей ( Прит. 22, 22 ). Оказыват притеснение в уплате своим слугам есть воровство: не обижай ближнего твоего и не грабительствуй, Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра (Лев. И9, 13). – Прийду к вам для суда, и буду скорым обличителем тех, которые клянутся ложно, и удерживают плату у наемника, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф ( Малах. 3. 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

г) Примеры того, как святые бегали гнева. I. Авва Исидор рассказывал о себе: «пошел я однажды на торжище продавать небольшие корзины. Приметив, что мною начинает одолевать гнев, я оставил корзины и убежал». (Из «Скитск. пат.). II. Авва Иоанн Колов сказывал: «однажды шел я с своим плетением по скитской дороге и встретился с погонщиком верблюдов. Он своими словами довел меня до гнева, и я убежал, оставив свои корзины». (Из «Скитского патерика»). III. Ненависть. а) Библейские тексты о ненависти. Ненависть к ближнему запрещена: вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите невавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Mф. V, 43, 44 ), – Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепляла ему глаза ( 1Uoah. II, 9, 11 ). Ненависть бывает убийственна: всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Uoah. III, 15 ). Ненависть несовместима с познанием Бога: кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего; тот еще во тьме ( 1Uoah. II, 9 ). любовию к Богу: кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит; тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Uoah. IV, 20 ). Ненависть отравляет жизнь: лучше блюдо веленя, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. ( Npumч. XV, 17 ). б) Ненависть есть тяжкий грех. «Какая всех добродетелей выше? Любовь, отвечает на этот вопрос св. Ефрем Сирин , так и всех грехов тяжелее – ненавидеть брата; ибо ненавидяй брата своего человекоубийца есть, как сказал апостол ( 1Иоан. 3, 15 ). Кто ненавидит брата своего, тот ненавидит Самого Бога. Ненавидяй брата своего; во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи его ( 1Иоан. 2, 11 ). Вот сколь многих зол причиною ненависть. А любовь покрывает множество грехов» ( 1Петр. 4, 8 ). («Воскр. чт.» 1889 г., 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И в этом положении он скончался (ч. 2, стр. 25). Какой же урок из этого мы возьмем для себя? Тот, что если, из угождения людям, нарушим законы Божеские, или из лести к порочным – обязанности благочестия, то за это непременно дадим ответ или даже просто будем осуждены на суде Божием. Так, Сам Спаситель об этом говорит: иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми ( Мк.8:38 ). Будем же беречься порока человекоугодия, противного благочестию. Будем, пожалуй, и угождать людям, но только из любви к Богу – и столько, сколько согласно с этою любовью, а никак не в том, что противно заповедям Божиим. И во всяком случае не будем надеяться на людей более, нежели сколько можно; но будем всю свою надежду возлагать на Бога, – помня, что без этой надежды все безнадежно. Аминь. 39. Против кощунства (Из жизни Преподобного Дионисиия Аф. Пат. ч. 2, стр. 48–49). Третья заповедь Божия: не возмеши имене Господа Бога твоего всуе, запрещая грехи: богохуления, ропота на Бога, невнимательности к молитве, ложной клятвы, клятвопреступления, нарушения обетов, данных Богу и божбы, – вместе с тем запрещает и грех кощунства, т. е. когда священные предметы обращаются в шутку, или в поругание. По видимому об этом грехе и помина не должно бы быть между христианами; так он не свойственен им! А между тем, к сожалению, что в настоящее время видим? Там, с каким то сатанинским злорадством издеваются даже над священнейшими истинами веры некоторые из людей, именующих себя образованными; там глумятся над теми истинами многие из совершенных невежд, никогда ничему не учившихся и учиться не желающих; там наконец над таинствами и обрядами Православной Церкви наругаются раскольники. Отъобоюду тесно! – Но что же братие, как вы думаете, все это ужасное кощунство так и пройдет подобным людям? нет, никогда не забывайте, что Бог поругаем не бывает и кощунники жестоко поплатятся пред Ним и в сей жизни и в будущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2 Коринф. 6, 14). «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца Вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (ев[ангелие] Иоан. 8, 44 ). Потом, что это значит, что патриарх Ал[ексий] ездит, и к нему приезжают из разных религий, так ныне человечество, почти все, предпочитают похоть, плоть, кровь, чувственность, а дух отвергают. Как только церковь христианская оставит состояние воинствования, а объединятся все в одно христианское учение, со внесением в него из всех религий по части; так сие примирение явится тем, что рекут: «мир и утверждение» 476 , и в это время постигнут – «пагуба», – погибель, так как с сего времени все члены церкви вольются в церковь с плотским мудрованием, а что оно? «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть... плотские помышления суть вражда против Бога ( Рим. 8. 5, 6, 7 ). Пострадавшие исповедники от еретиков царей. Неужели тогда не правы те, кто пострадал в наши дни, не спасется. Страдающие имеют общение со Христом, а Ал[ексий] патр[иарх] с велиарами в согласии и готовы на что угодно – с радующимися радуется, а с горестями плачет? 477 Ведь «об за он пол» имеются иерархия православная и синод, созданный м[итрополитом] Анастасием, и это признано восточными патриархами, и даже поддерживается Восточными, даже был протест от патр[иарха] Ал[ексия] Константинопольскому патриарху. После падения Вавилона все разберется. И тогда будет ясно, и мы надеемся, что не лишены будем благодати священства. Какое сейчас духовенство стало, если они православные, а почему же тогда служат примеру Иуде и Каиафе, подобно иезуитам, если кто не ходит, тех предают на распятие, как когда-то было православие, то к раскольникам посылали миссионеров, с любовию убеждали возвратиться в лоно Церкви, а в настоящее время сталинский аппарат, сыщики и предатели. Даже сейчас осуждены все поступки Сталина КПСС, вот до каких скорбных дней мы дожили. Когда я был в заключении, то МГБ говорили: «хотя бы Вы были с Алексием, и то[гда] освободим», и предлагали подписаться 478 согласие с пат[риархом] Ал[ексием] – «и тогда освободим». Что это значит?

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Однажды преподобному Дионисию Афонскому случилось быть в местечке, называемом Турия, для исповеди тамошних христиан, так как они питали чувство особенного благоговенья и преданности к нему. В числе их был один отъявленный и давний враг сего Божественного таинства, не только никогда не исполнявший этого христианско долга, но и насмехавшийся над всеми, кто исполнение его считал необходимым условием к очищению себя от скверн греховных. Узнав об этом несчастном, преподобный просил, чтобы убедили его придти к нему для беседы. Несчастный послушался. Но вместо того, чтобы с убеждением принять наставление святого старца в рассуждении таинства исповеди, он начал отвергать пред ним силу исповеди, так что преподобный, сильно огорченный демонским его вольномыслием, строго изрек слова святого Апостола Павла: «так как ты развращаешь правые пути Господни и издеваешься над словами моими и над заповедями Христовыми, то вот рука Господня на тебе и гнев без милости на доме твоем: пусть чрез тебя уцеломудрятся и другие!» С этими словами преподобный оставил несчастного и удалился в свою пустыню. Суд Божий не замедлил. Едва только удалился преподобный, беззаконник впал со всем домом своим в недуг, от которого умерло его семейство, а сам он остался в жалком и страдальческом положении. Тогда некоторые из сродников его возвестили о нем святому, и убедительно просили его придти и оказать помощь несчастному. Сострадательный старец не отрекся: он отправился в селение, но прежде нежели прибыл к больному, – этот испустил дух без христианского напутствия. Преподобный горько жалел о таком событии (Аф. Пат. ч. 2, стр. 48–49). Итак, не ужасающиеся относиться с насмешкою к великим истинам церкви, не льстите себя суетною надеждою, что все ничего, все пройдет. Нет не пройдет, а придет время, когда скажете горам: падите на нас, и холмам – покройте нас ( Лк.23:30 ), но будет уже поздно. Ибо правда Божия, по слову Апостола, в пламенеющем огне совершит отмщение... непокорящимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться во Святых Своих, и явиться дивным в день оный во всех веровавших ( 2Сол.1, 8–10 ). Аминь. 40. Должно искать общения с благочестивыми

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

" … Почему " , - говорит, - " и получил его в предзнаменование " , т.е. в образ, так как овен был притчей Исаака, или образом. Так как жертва была совершена и Исаак был заклан в намерении (Авраама), то Бог и даровал его пат риарху.      2. Видишь ли, как и отсюда открывается то, о чём я постоянно говорю? Когда мы сделаем ум свой совершенным и покажем, что мы презираем земные вещи, тогда Бог дарует нам и земное, но не прежде того, - чтобы мы, привязан­ные к земным благам, получивши их, ещё более не привя­зались к ним. Отреши себя наперёд от рабства, говорит Он, и тогда получай, - чтобы ты получил не как раб, но как господин; презирай богатство, и будешь богатым; презирай славу, и будешь в славе; презирай мщение врагам, и от­мстишь им; презирай покой, и получишь его, - чтобы, получая, ты получал не как узник или раб, но как свободный. С малыми детьми мы поступаем так: когда дитя сильно желает детских игрушек, то мы тщательно скрываем их от него, например мяч, или что-нибудь другое, чтобы оно не отвлекалось от необходимых занятий; а когда оно не обращает на них внимания и не желает их, тогда мы без опасения даём их, зная, что от этого не будет ему никакого вреда и эта забава не сможет отклонить его от необходимых занятий. Так и Бог поступает с нами: когда Он видит, что мы не желаем земных (благ), то позволяет нам пользоваться ими, потому что тогда мы владеем ими, как свободные и как мужи, а не как дети. А что действительно, когда ты будешь презирать мщение врагам, тогда и отмстишь им, об этом, послушай, что говорит (апостол): " … если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его " , и прибавляет: " ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья " (Рим. 12:20). Что действительно, когда ты будешь презирать богатство, тогда получишь его, об этом послушай, что Христос говорит: " И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную " ( Мат. 19:29). Что действительно, когда ты будешь презирать славу, тогда получишь её, об этом по­слушай, что опять Христос говорит: " кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою " ; и еще: " … кто унижает себя, тот возвысится " ( Мат. 20:26; 23:12). Что говоришь ты? Если я даю пить врагу, то наказываю его? Если раздаю имущество, то владею им? Если смиряюсь, то делаюсь высоким? Да, говорит, такова моя сила; она производит противоположное через противоположное; Я богат и премудр, - не бойся; природа вещей повинуется моей воле, а не Я следую природе; Я всё совершаю, а не другое что-нибудь руководит мною; потому Я могу переменить и преобра­зовать всё. И удивительно ли, что так бывает в таких вещах, когда то же самое бывает и во всём другом?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Поэтому братие, в деле спасения и учитесь как восходить от силы в силу у людей, в духовной жизни опытных. Иначе, полагаясь только на самих себя, совершать путь в царство небесное небезопасно. Можно взобраться высоко и пасть низко; можно впасть в прелесть и стать посмешищем и соблазном для других и можно даже и совсем погибнуть. Вследствие сего, по слову Премудрого: И пусть вечеряют с вами мужи праведные, слава ваша да будет в страхе Господнем ( Сир.9:21 ). Обращайтесь всегда с мужами благочестивыми, о которых узнаете, что они соблюдают заповеди Господни ( Сир.37:15 ). Бывайте в собрании старцев, и кто мудр, прилепитесь к тому; любите слушать всякую священную повесть и притчи разумные да не ускользают от вас ( Сир.6:35 ). Если увидите разумного, ходите к нему с раннего утра, и пусть нога ваша истирает пороги дверей его. И размышляйте о повелениях Господа, и всегда получайтесь в заповедях Его. Он укрепит ваше сердце, и желание премудрости дастся вам (там же ст. 36–37). Аминь. 41. Урок от Святых, как должно заглаждать грехи свои (Из жизни преподобномученика Макария Новаго (Пат. ч. 2, стр. 67 и дал.), и из жизни преподобного Дамаскина (стр. 112–114). Не только на обыкновенные, но часто даже и на смертные грехи мы вообще, братие, мало обращаем внимания и редко думаем о том, чтобы загладить их покаянием и доброделанием. От этого-то часто также и бывает, что многие из нас от своего невнимания все более и более впадают во глубину зол и в конце концов погибают. Хорошо ли это? Весьма худо. Ибо если и оскорбление обыкновенного человека нам не проходит безнаказанно, то может ли остаться безнаказанным оскорбление, содеянное Богу? Понятно нет, так как Он по слову Писания, поругаем не бывает, т. е. кощунства над Ним безнаказанно не оставит. Посему, зная это, и не будем нераскаянностью собирать себе гнев на день гнева и праведного Суда Божия, а напротив, согрешивши, скорее будем с мольбою о помиловании паки спешить к Богу и добрыми делами заглаждать свои прежняя беззакония. Будем учиться у Святых. Как они в подобных случаях поступали? Они, как показывают примеры, иногда даже кровью искупали неправды свои и самоотвержение их при этом бывало изумительно. Из подобных примеров для нашего назидания возьмем два следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010