Специалисты в сфере традиционной литургической музыки, музыковеды, историки музыки, певчие, регенты, протопсалты единодушно подчеркивают, что такое пение передается от учителя к ученику, а не посредством учебников. Даже те, кто сегодня учится расшифровывать рукописи с невменной нотацией или условными обозначениями, изображающими древние мелодические формулы, признают и подчеркивают необходимость устного предания, обойтись без которого невозможно. Как и в написании икон, литургическим пением нужно овладевать с учителем, который сам перенял его от своего учителя и т.д. Однако речь не идет здесь о «реставрации прошлого». Ликургос Ангелопулос, один из самых больших знатоков и, возможно, лучший исполнитель византийской музыки, говорит, что он «видит себя живым носителем православной традиции» на сегодняшний день и для сегодняшнего дня. Ликургос Ангелопулос говорит также: «Восточная музыка живет только в голосе, потому что голос — это все тело, вся личность, весь человек». И добавляет, что «пение — это духовный путь, аскетическая практика, вхождение в тайну». Можно констатировать, что мнение протопсалта вполне совпадает с тем, что говорит Владимир Мартынов и Анатолий Гринденко (Владимир Мартынов — российский композитор, историк и теоретик музыки. Анатолий Гринденко — художественный руководитель Мужского хора Московского Пат?риархата «Древнерусский распев». — Прим. ВЖ) . Однако Ликургос Ангелопулос не обольщается небесной иерархией ареопагитиков, подобно Владимиру Мартынову, чьи рассуждения на этот счет очень интересны. «Обольщение» состоит в том, что, согласно логике аналитических исследований Мартынова, мы придем к тому, что в церкви смогут петь только достигшие самой высокой ступени святости. Такой подход к литургическому пению как «духовному пути, аскетической практике, вхождению в тайну», хотя и без крайностей, присутствует и у другого русского исследователя епископа Илариона (Алфеева), превосходно представившего богословие литургического пения в докладе, прозвучавшем в Ленинграде на конгрессе 1988 года, посвященном тысячелетию Крещения Руси. Владыка Иларион рассуждает о богословском характере именно русского литургического пения. Чтобы понять то, что Ликургос Ангелопулос говорит о человеческом голосе, надо услышать, как он поет, обучает свой хор и управляет им. Как и у лучших исполнителей аутентичной византийской музыки, пение у него настолько тесно связано со словом, что можно говорить здесь об «объективации» голоса, которая стирает или полностью преодолевает всякий элемент индивидуальной чувственности, «субъективную реакцию» (епископ Иларион Алфеев), «личные впечатления по поводу псалма» (Николай Осоргин) того, кто поет или читает. Здесь происходит «объективация» мелодии, меняющая (каким бы парадоксальным это ни показалось) характер «музыки» в светском смысле слова. Можно сказать, что голос «стирает» мелодию, ее мелодический характер.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/9/63...

6 . «Тем, которые не приобрели еще истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудною страстию) утомление себя в телесной молитве, – разумею, – воздеяние рук, биение в перси, очей на небо умиленное возведение, воздыхания с стенаниями и частое преклонение колен; – чего однако ж часто они не могут делать по причине присутствия других лиц. Тогда-то особенно демоны и пытаются нападать на них; и они, не имея еще сил противостать им твердостию ума и невидимые действом молитвы, по необходимости может быть уступают иногда борющим их. Ты же в таком случае отскочи, если можно, поскорее от людей, скройся где-нибудь незаметно на короткое время, – и там, возведши горе око – душевное, если можешь, а если нет, хоть телесное, – и руки крестовидно распростерши, на посрамление и побеждение сим образом нысленного Амалика, – возопий к Могущему спасти, не преухищренными словесами, а смиренными речениями, прежде и паче всего взывая: пожилуй мя, яко немощен есмь ( Ncaл. VI, 3 ). Тогда опытом познаешь силу Всевышнего, и невидимо невидимою помощию обратишь в бегство невидимых. Навыкший сим образом воевать, скоро и одною душою станет прогонять врагов: ибо это второе дается от Бога делателям в награду за первое». (Он же; сн. «Доброт.» т. II, стр. 560 – 561). VI. Обуздывай свои чувства, особенно зрение, слух. 1 . «Чего глаза не видели, того и гортань по одному слуху не сильно желает вкушать: так и чистые телом получают от своего неведения (сласти блудной) большое облегчение в брани против блуда». (Он же; сн. Добротол.» т. II, стр. 561). 2. «Чего глаз не видит, и ухо не слышит, то и в сердце не будет ударить». (Дух. цв.). VII. Удерживай себя от нечистых пожеланий страхом будущих наказаний за гробом. Брат спросил старца: «что мне делать, отец? меня убивает блудный помысл?» Старец говорить ему: «когда мать захочет детище свое отнять от молока, прикладывает к сосцам своим горький морской лук; младенец по обыкновению пропадает к груди сосать молоко, но по причине горечи отвращается от нее: так и ты поступай, если хочешь, положи на мысль твою горечи». Брат спросил его: «какая это горечь, которую мне должно положить?» – «Памятование о смерти и мучениях в будущей жизни», сказал старец. (Др. пат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Для нас нет пространства и времени…» (В. Ш. «Из лич. восп.». Белая Ц. 1929, стр. 19 и стр. 49). Интимная связь старца и ученика простирается до того, что старец принимает на себя его грехи после исповеди, что является возможным благодаря тем благодатным дарам старца, которые мы только что рассмотрели (Смирнов. «Исповедь и покаяние в древн. мон. Востока», стр. 474–475). «Монах, тревожимый демоном хулы, целых 20 лет напрасно боролся с искушением, наконец написал на хартии свою немощь и пошел на исповедь к старцу. Отдав ему свое писание, монах повергся на землю. Старец, как скоро прочел, улыбнулся и, подняв брата, говорит ему: «возложи руку твою, чадо, на выю мою» и когда инок сделал это, великий старец говорит: «на вые моей грех этот, сколько лет не действовал и ни будет действовать в тебе, а ты уж после этого не ставь его ни во что». И этот монах подтверждал, что прежде, нежели вышел он из келлии старца, немощь его прекратилась» (Этот рассказ лег в основу исповеди в древней Руси, как мы видели выше) (Лест. Слово 23). Другим и притом более обязательным средством прощения грехов было молитвенное предстательство пред Богом за грешника со стороны лица, принявшего его исповедь. Авраам, ученик преп. Сисоя, был однажды искушен от демона. Старец, увидя его падение, встал, простер руки к небу и сказал: «Боже, угодно ли Тебе, или неугодно исцелить, но я не отступлю от Тебя, пока Ты не исцелишь его…» И ученик тотчас исцелился (Apoph. Mig, P.G. XXV, 3961). Когда старец принял исповедь инока, отрекшегося от веры и от св. своих иноческих обетов, он наложил на падшего епитимию и прибавил: «А я буду умолять Бога за тебя». Старец трудился за брата и молился Богу: «Господи, прошу Тебя, даруй мне душу эту и приими покаяние ея». И услышал Бог молитву его (Пат. из. по гл. 5 §41, стр. 108–109). Приводим аналогичный рассказ Лавсаика. Авва Аполлос говорил предводителю разбойничьей шайки: «Если ты, друг, послушаешь меня, то я умолю Владыку простить тебе грехи» (Лавс., стр. 162). Молитвы старца в большей степени возбуждали милосердие Божие к грешнику и доставляли ему прощение, чем его собственные покаянные подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Вопрос 94. Аще кто многащи согрешит и многащи каятися начнет, паки в грех впадет. даже до колицех согрешений паки кающася Бог приемлет его. Ответ. Иже удобь превратное человеческаго естества сведый Господь. аще и тмами человек падет и тмами покается, никакоже его отгоняет ( Мф.18:22 , Лк.17:4 ) заповедавый бо Петру седмьдесять седмирицею прощати брату, множае паче той простит, тмами седмерицею человеку кающемуся. обаче и се подобает опасно ведети, яко душа во обычай пришедши еже множицею согрешати, и многащи каятися преобидящи Бога, и ко греху возвращающися, неудобь воистинну, таковая душа от греха оступает (Лест. сл.1), якоже пес на колитве 574 в смраде обыкну. прочее же яко жизни нашея конец есть не ведом, подобает нам утвержатися, да не како во гресе постижени будем бес покаяния и предани будем в муку вечную. Вопрос 95. Колико прелюбодейств суть. Ответ. Две, ибо жена мужата. идеже аще соблудит, прелюбодейство есть. и паки муж жену имея, идеже аще соблудит, прелюбодеяние есть от своея жены. Вопрос 96. Глаголют нецы (Лест. сл.15), яко милость имать телесный грех, паче всех грехов, яко (Пат. скит. сл.6) естествену сущу движению в человецех. Ответ. Сопротивне паки апостол тяжчайший всех грехов той именует глаголя ( 1Кор.6:18 ) яко всяк грех иже аще согрешит человек кроме тела есть, блудяй же во свое тело согрешает. понеже от самыя своея плоти, якоже некую жертву подает Сатане, свое семя, обаче, и еже ясти по естеству есть, и се Бог Адама преступивша осуди. Вопрос 97. Колика разсуждения и согрешения блуда суть. Ответ. Многа и различна, болшему бо суду подлежит имеяй жену и блудяй, паче неимущаго. и болшему иже добру жену имея паче иже злу имущаго. и болшему иже во старости блудяй паче иже во юности, и болшему иже непрестанно, паче иже временем. и болшему иже не сый тепла растворения, но студенаго. себе же снедми разжигая, и на сласти понуждая, инии же мнози суть. и различны о блуде иже от Бога суды. ин бо есть суд иже со единою женою согрешающему, паче иже многи и различны обтичущаго, и многи души со своею погубляющаго. ин суд паки иже со зазиранием согрешающему, паче иже безсрамно себе греху отдавшаго. ин иже сожителницу имущему, и с мужатою согрешающему, еже и сугубо прелюбодейство делающему. грех той вменяется. страшен же паки суд, еже с правилною женою смешатися, и паки еже обидиме жене помощи. мзду заступления просити, еже грех с нею творити. не токмо же, но и местом есть о гресе суд различен (Лест. сл.13) мнози бо и во церкви грех творят, сугубо суд приемлют. множицею же и другом жены оскверняют. друзи жидовскую любовь лицемерствующе. яже вся истязает и смотряет праведное Божие око по неизреченному его суду, и нелицеприемному и мерилу его опасному и непоруганному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

но да естественым последованием скажем и притчею. якоже убо земленаго огня и теплоты источник и корень солнце есть. и угасающи пещи. яве есть, теплота та к солнцу невидимо восходит. и паки вжигаеме ей, яве есть, яко от солнца огнь приходит, иже бе от нея отшел (Небеса сл.52) тако и растлевающих и разсыпающихся человеческих телес разумевай. яко аще или в зверины, или рыбия, или птичия утробы разделится человек. то в четыре стихии возвращается, и отходит от них же есть и составлен, по солнечней притчи. в воду отходит мокротное. а студеное в воздух. теплое же во огнь. а сухое паки в землю, да во время воскресения по повелению Божию невидимо отдаст каяждо стихия, еже взят от умершаго человека. и приидет душа и востанет человек, яко весть един создавый человека. всеян убо в землю в тление воставляем же в нетление ( 1Кор.15:42 ). темже и самаряны от сего обличити можем. якоже се тело востает всеяно, яко некое зерно в земли сокрываемо тело. сего бо ради Бог исперва отцы нашими взаконил есть, копающе нам погребати умирающих телеся, да и не хотя человек исповедает воскресение. все бо в землю нами погребаемое, яве есть, яко на упование воскресения крыемо есть. аще ли несть мертвым воскресения, якоже еретицы блядут, то уже неправеден Бог обретается, мнози бо праведни пострадавше, и зле им попусти избиемым быти (Пат. скит. сл.27) многим же нечестивым и грешным добро житие и долголетие даровав, и здравие. но да не лстятся самарянстии отроцы, будет бо некогда время воскресения, яко да и благочестивии венчани будут, по праведному суду Божию. Вопрос 133. Како Бога обрящу милостива себе, постом ли, или бдением, или милостынею. Ответ. Разсмотрением вся приятна Богу. мнози бо плоть свою изсушивше и удручиша пощением и молитвами. но смирения не имуще ни любве. и гневливи. и величави. те отидоша тщи и не приемше плода. иже бо постится кто гнев имый, или вражду подобен на море (?) Апостол глаголет ( Евр.12:7 ): аще наказание терпите, яко сыном вам обретается Бог. аще ли же без наказания есте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Вопрос 90. Колику часть от своих имений истязается от Бога человек дати благотворения. Ответ. Не зрит Бог даемая, но щадимая человеку. глаголющу убо апостолу. ( 2Кор.9:8 ) яко ваш избыток да дастся во убогих лишение, и яве есть, яко елико в сокровищи положим вящше нашея снеди и пития и одеяния, суд в них приимем в день судный. и таков суд, яков же убийцы приимают. занеже многих от смерти нашим имением могуще спасти, не спасохом. но презрехом. Вопрос 91. Иже нищим оставляемыя от умирающих милостыни что глаголются. Ответ. Мертвыя же жертвы, обаче аще и в животе своем милостив бе, таковая приятны суть от Бога, и яже по смерти его благотворения. Вопрос 92. Аще кто во гресех состаревся ни поститися может, ни на земли легати или побдети. или ино некое злострадание сотворити, ниже имения имать на роздаяние, то ни жития может отрещися. ким убо прочее образом таковый спастися возможет. Ответ. Имже образом спасеся ( Лк.18:13 ) мытарь, и по рекшему пророки, смирихся ( Пс.115 , Лест. сл.25) и спасе мя Господь. якоже бо безкровная жертва милостыня, во оставление грехов наших приносится Богу, сице и смиреномудрие сердца, жертва бо рече Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. и паки ( Пс.33:18 ), близ Господь сокрушенных сердцем и смиренныя духом спасет, и паки якоже блажатся милостивии и святии сердцем. сице блажими суть, прежде всех, нищии духом, яко тех есть царство небесное. се убо путь спасения. и нищ и немощен, и стар и невежда ходити и исправити могут. Вопрос 93. Что убо есть смиреномудрие. Ответ. (Лест. сл.25, Пат. скит. сл.10,24) Смиреномудрие есть душа, не смотряюще, ниже судяще чуждая согрешения, но своя токмо единая зрящи. и повинна вечней муце себе имущи. я се к Богу глаголющи: святи мя милости твоея ради, а не моих исправлений ради. а яже себе сице повинна помышляя. ниже зло помнити на человека когда. ни осудити человека согрешающа, и прочее. От триех образ грехом оставление приемлем. яко не осудяй не осуждается, яко смиреномудрие оправдается, и яко прощая прощается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Стремление мобилизовать как можно больше сил и средств вполне естественно. Интеграция происходит в рамках Евразийского экономического сообщества, куда кроме названных стран входят Киргизия и Таджикистан. Год назад Киргизия заявила о намерении вступить в Таможенный союз - ныне Единое экономическое пространство (ЕЭП). С её окончательным включением у ЕЭП появляется общая граница с Таджикистаном и возможно его присоединение. Здесь важно геополитическое расположение Киргизии и Таджикистана. Оба государства входят в зону ответственности Центрального командования США. Перед выводом войск из Афганистана американцы интенсивно договариваются с радикальными исламистскими группами. Задача - создать в Средней Азии зону непрерывных боевых действий с лицом «исламского экстремизма». Проявленная цель - диверсионными актами перекрыть пути подачи нефти и газа из Прикаспийского региона своему главному противнику - КНР, а также России. Не проявленная цель - сохранить контроль над производством и маршрутами доставки афганских наркотиков, поскольку они наряду с золотом являются важнейшим оружием финансово-экономической войны и обеспечивают скрытую часть устойчивости доллара США как всемирной валюты. Основной трафик идёт как раз через Таджикистан, потому то и «ушли» оттуда в конце концов российских пограничников. То есть для ЕЭП вопрос стоит так. Либо ускоренно интегрировать Киргизию, а затем возможно Таджикистан, снизив общий темп интеграции (поскольку здесь как в альпинистской связке скорость определяется самым медленным), получив проблемы как в Европейском союзе. Либо отказаться от интеграции, тогда окончательно потерять двух союзников и уж точно получить на границе с ЕЭП полный набор: военные базы США, гражданскую войну, поток беженцев, инфильтрацию экстремизма, рейды диверсантов. И тот и другой вариант угрожает всему проекту Евразийского союза. В шахматах это называется пат. Но политика это не шахматы где два игрока, что пытается навязать всем З.Бжезинский, а скорее игра в карты, где несколько игроков. Надо двоичную схему перевести в троичную и тогда, как минимум, можно не проиграть. Конечно этот регион интересует и Турцию в части тюркской составляющей, и Иран в части арийской (таджики родственны персам), но это региональные игроки. А третьим стратегическим игроком кроме России и США в Средней Азии является Китай. После гибели СССР Китай в соответствии с решением ЦК КПК о переносе своих стратегических границ за пределы национальной территории считает Среднюю Азию зоной своих стратегических интересов. Это и было де-факто оформлено созданием Шанхайской организации сотрудничества.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/24/ev...

Насколько существенны эти обвинения для нашего нового культурного истеблишмента? В 1994 году культурная война пришла в “озерный край” штата Флорида: школьный совет тремя голосами против двух постановил – детям нужно рассказывать, что “американская культура превосходит прочие, как современные, так и исторические” .Председатель совета Пат Харт, именующая себя “христианской патриоткой”, пояснила, что это решение было принято в ответ на мультикультурную образовательную политику руководства штата. Прекрасно, что учащиеся многое узнают о других культурах, прибавила миссис Харт, однако им прежде всего следует усвоить, что Америка “бесспорно превосходит остальных” . Изумленный профсоюз учителей охарактеризовал это решение как шовинистское. “Люди не понимают смысла данного постановления”, – заявил Кейт Маллинс из движения “Народ за общечеловеческие ценности” в интервью газете “Нью-Йорк Таймс” . Ничего подобного! Вспыхнувшая дискуссия как раз и доказывает, что люди отлично понимали смысл решения школьного совета. Вот что сказала член совета Джуди Пирсон: “Мы должны всегда и всюду подчеркивать первенство Америки” .Иначе, прибавила мисс Пирсон, молодые люди, “ощутив неполноценность своей страны, могут отказаться воевать за нее или защищать наше государство” . Один из критиков обвинил школьный совет в подрыве системы образования .Агентство Ассошиэйтед Пресс заметило: “Некоторые учителя и родители считают, что детей будут учить лжи” .Представитель Национальной ассоциации школьных советов Джей Батлер предостерег: “О “ценностях” в образовании мы слышим все чаще и чаще, и связано это с укреплением правого религиозного крыла” . Президент местного отделения профсоюза учителей Гейл Бэрри обвинила школьный совет в нарушении Первой поправки к конституции США: “Большинство членов совета предлагает начинать учебу с постулата Америка превыше всего, а уж потом переходить к чтению и письму… Это не образование. Это идеологическая обработка” .Впрочем, если начинать образовательный процесс с внушения школьникам мысли о равенстве американцев с другими народами, не будет ли это также “идеологической обработкой”?

http://azbyka.ru/fiction/smert-zapada/4

Возможно, Иуда и не имел точного замысла предать Христа, потому что первосвященники еще не оформили запрос на предательство, так что предавать Иисуса Иуде еще было не для кого. Но дух, чуждый апостолам и Христу, воцарился в общине, и поэтому Господь сказал: Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол. Иуда не приняв Христа, вместе с тем не вернулся и в Храм к первосвященникам. Иисусу не верил, священникам не верил. Кто был он? Он очень похож на революционера-разночинца, который пошел за правдой, а кончил бомбометанием и убийством во имя своей страшной правды, которая на самом деле — ложь. Поэтому Христос и назвал его – диавол — лжец. Трагедия Иуды состояла в том, что он, ожидая Мессию, вначале принял Иисуса за него. А потом разочаровался в Нем, так как Он не соответствовал тому Закону, который воцарился в Иерусалиме. Разочаровавшись, Иуда решил, что на этом чудаке можно как-то, еще не понятно как, заработать и восстановить правду ожидания настоящего Мессии. И начал с банки для сбора денег. Его бизнес с банкой продолжался до тех пор, пока Иуда не увидел суд над Христом. У него был запасной вариант существования правды в Иерусалимском храме. Но после суда у Каиафы бизнесмену стало ясно, что первосвященники сами не знают правды. Неправый суд над Иисусом показал всю меру их корыстливой лжи и злобы, ради которой они готовы убить этого, в общем-то, безвредного мистика, шатающегося по Иудее. Ему стало ясно, что к этим первосвященникам Мессия не придет никогда. И в тот Израиль, который он знал, тоже Мессия прийти не мог, потому что в нем правды было еще меньше, чем в Храме. А что может быть ужаснее для иудея, народ которого только и жил тысячелетиями этим ожиданием? Вышел пат. В смешной попытке поправить дело и не губить ради небольшой суммы денег жизнь человека он решил воззвать к разуму священников и спасти невиновного человека. Он пытается вернуть иерархам сребреники. Он еще надеялся, что в служителях Бога не может совсем умереть правда и совесть. И был потрясен, узнав глубину их подлости и цинизма.

http://pravmir.ru/k-komu-nam-idti/

Б. Добродетели, предписываемые восьмой заповедью 1. Уважение чужой собственности а) Примеры строгого исполнения восьмой заповеди. I. Один брат, пришедши к авве Агафону, сказал: «позволь мне жить с тобою». Идучи же к нему нашел он немного селитры и принес с собою. Старец спросил: «где ты взял селитру?» – «Я нашел ее на дороге, когда шел сюда, и взял ее». Старец сказал ему: «если ты шел жить со мною, то для чего взял то, чего не клал!» Я послал его отнести селитру туда, где он взял ее. (Из «Скит. пат.»). II. Авва Пафнутий, ученик аввы Макария, рассказывал, что старец говорил о себе: «когда был и отроком, вместе с другими детьми пас 2 коров. Сверстники мои пошли воровать смоквы, и когда бежали назад, уронили одну; я поднял ее и съел. Ныне, когда вспомню об этом, сажусь и плачу». (Из «Скитского патерика»). III. Однажды авва Агафон шел по дороге с учениками своими. Один из них нашел на дороге небольшую связку зеленого мелкого гороха и сказал старцу: «отец, если ты благословишь, то я возьму это». Старец внимательно посмотрел на него и, как бы удивясь, спросил: «разве ты положил тут эту связку? Брат отвечал: «нет»! Старец сказал: «как же ты хочешь взять то, чего не положил?» (Из «Отечника», еписк. Игнатия, стр. 64). IV. Однажды преп. Зинон, путешествуя по Палестине, утомился и сел отдохнуть подле одной усадьбы. Увидав на огороде огурцы, он захотел сорвать хоть один. «Сорвать огурец – дело не важное», подумал он; но потом, убоясь как бы самого себя, он вдруг сказал себе: «хищники присуждаются к наказанию, а ты, Зинон, можешь ли перенесть наказание?» Сказав это, он стал на солнечном зное для испытания себя. Простояв так пять дней, он истощился в силах и сказал: «Зинон не может больше переносить наказания; следовательно, не может и прикоснуться к чужой собственности». (Пам. его 30 янв.). V. Однажды авва Иоанн персянин занял у одного подвижника золотую монету и купил на нее льну для своего рукоделия, который вскоре и роздал просившим, потому что не желал огорчить их отказом. Пришел, наконец, к нему и ссудивший его золотою монетою, желая получить ее обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010