Школьное обучение обставлено было многочисленными затруднениями. Учить и учиться и тогда уже было тяжело, хотя школа еще не была стеснена уставами и надзором, а занятый войной царь всей душой радел о школе. Недоставало необходимых учебных пособий или они были очень дороги. Казенная типография - Печатный двор в Москве, издававший учебники, в 1711 г. купил у собственного справщика, корректора, иеродиакона Германа понадобившийся " для школьных дел " итальянский лексикон за 17 1/2 рублей на наши деньги. Инженерная школа в 1714 г. потребовала у Печатного двора 30 геометрий и 83 книги синусов. Печатный двор отпустил геометрии по 8 рублей экземпляр на наши деньги, а о синусах отписал, что их у него совсем нет. Нелегко представить себе язык, на каком преподавали выписанные иноземные учителя русским ученикам, едва начинавшим знакомиться с иноземными языками. Ко всему этому надобно прибавить еще педагогические приемы. Директор морской академии, француз барон С.-Илер, человек не сведущий в науках, по отзыву главного начальника академии графа Матвеева, своим обращением с академистами довел одного из них до подачи жалобы самому царю на то, что директор бил его по щекам и палкой при всей школе. В учебном ведомстве создавалась атмосфера, чуждая и даже враждебная науке. Я решаюсь нарушить педагогическое правило не повергать своих слушателей в уныние, знакомя вас с некоторыми чертами инструкции морской академии, утвержденной Петром в 1715 г. Морская гвардия, как называются воспитанники академии, ежедневно ранним утром собирается в зале для молитвы, прося господа бога о потребной милости и о здравии его царского величества и о благополучии его оружия, под наказанием. Затем каждый должен сесть на свое место " без всякой конфузии, не досадя друг другу, под наказанием " . Ученики должны слушать, чему их будут учить профессора, и к оным надлежащее почтение иметь, под наказанием. Профессора должны обучать морскую гвардию со всяким прилежанием и лучшим вразумительным образом, под наказанием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Говорили, что батюшка тайно пострижен в схиму с именем Николай, но в схиме его в то время никто не видел. Вероятно, зная, как наш народ любит схимников, он и здесь оставался верен себе – избегал ненужного внимания. Несмотря на возраст и болезни, отец Никон знал две дороги: в храм и на послушание. В 1998–2002 годах, когда я учился в Одессе, он не служил, не проповедовал, молился вместе с семинаристами. Схиархимандрит Гавриил (Стародуб) В будние дни старца можно было найти на огороде или в трапезной. Удивительно, но при всем своем юродстве архимандрит Никон был замечательным хозяйственником. Священноначалие закрывало глаза на его чудачества: он был членом духовного собора обители, ему доверяли новопостриженных иноков. О юродстве . Очень скоро я на своем опыте понял, что читать о святых хорошо, но жить рядом с ними совсем не просто. Отличительной чертой многих Глинских подвижников было желание скрыть свой подвиг, свои дары и добродетели. Это сейчас снимают фильмы, публикуют статьи, в которых живые монахи рассказывают о своих трудах и подвигах и позволяют называть себя «старцами». Наставники, которых мне довелось узнать, как огня боялись газет, телевидения, интернета – словом, всего того, что вело к прославлению. Впоследствии я познакомился с учеником отца Виталия (Сидоренко) схиархимандритом Гавриилом (Стародубом). Избегая славы, он тоже юродствовал, но, если так можно сказать, интеллигентно, а отец Никон «хулиганил» напропалую. Свое духовное богатство он скрывал искусно, совсем не заботясь о том, что о нем подумают люди. То вполне убедительно изображал пьяного, то прятался от семинаристов за березками. Батюшка был талантливым актером. Однажды, когда я безуспешно боролся с помыслами, отец Никон неожиданно вызвал меня во двор семинарии Однажды, когда я безуспешно боролся с помыслами, отец Никон неожиданно вызвал меня во двор семинарии и при всем честном народе ударил в лоб с такой силой, что я действительно увидел искры. Мое воспитание сопровождалось словами не совсем печатными. При этом он произнес вслух всё, что я никому не открывал. Вначале я обиделся, потом, когда помыслы неожиданно отступили, удивился: откуда отец Никон узнал, что меня волнует, и как ему удалось избавить меня от мучительной душевной боли?

http://pravoslavie.ru/79557.html

В Магадане ребенок погиб от падения с крыши детского сада массы из снега и льда 4 декабря, 2022. Новостная служба Восьмилетний мальчик перелез через забор в хозяйственный двор детсада 4 декабря. ПРАВМИР. С крыши детского сада в Магадане на восьмилетнего ребенка упала масса из снега и льда. Он погиб на месте. Трагедия произошла в детском саде на улице Гагарина. На месте происшествия с крыши здания свисают сосульки, вся территория детского сада занесена снегом и сугробами, сообщает Коммерсантъ со ссылкой на СКР. Как сообщает местные Telegram-kahaл «Магадан. ЧП», мальчик перелез через забор в хозяйственный двор детсада. В этой части крышу здания, по данным канала, еще не успели очистить от снежных масс и сосулек. Возбуждено уголовное дело о причинении смерти по неосторожности (ч. 1 ст. 109 УК РФ). Из-за аномального количества осадков в Магадане объявили режим чрезвычайной ситуации. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-magadane-rebenok-pog...

За тем, деятельность печатного двора важна и по характеру изданных в это время книг. Большинство изданий принадлежало к разряду книг богослужебных; за ними осмьнадцать изданий представляют собой книги богословского характера – учительные книги и сборники проповедей; далее следуют школьные книги – азбуки, учебные псалтыри и часословы и грамматика Мелетия Смотрицкого, одна книга канонического содержания (кормчая) и три издания книг светского характера 120 . Некоторые из изданных в это время учительных книг, как удовлетворявшие современным религиозным запросам жизни, приобрели особенную популярность и быстро расходились в обществе; к ним принадлежат: «книга Кириллова», «книга Ефрема Сирина », «книга о вере» и «малый катихизис» 121 . Другие же книги оставались долго нераспроданными и поступали в разряд книг залежалых 122 . Далее, весьма замечательна иосифовская книжная справа, как по своему характеру и направлению, так особенно и по отношению к последующей никоновской справе. В истории иосифовской книжной справы первое место занимает не вполне еще разъясненный вопрос о справщиках. В нашей литературе издавна установилось и до сих пор не перестает высказываться мнение, что в иосифовской справе принимали участие все наши первые расколо-учители, протопопы Аввакум и Иван Неронов, попы Лазарь и Никита пустосвят и дьякон Феодор. Мнение зто основывалось на словах митрополита тобольского Игнатия, который утверждал, что указанные лица, вместе с царским духовником, благовещенским протопопом Стефаном Вонифатьевым, пользуясь болезнию, слабостию и доверием престарелого патриарха Иосифа, получив также доступ к государям, свободно распоряжались на дворе печатном и издали здесь несколько книг, в которых проводили свои раскольнические заблуждения 123 . Из показаний м. Игнатия выводили заключение, что наши первые расколо-учители были даже в числе иосифовских справщиков 124 . В настоящее время мнение об этом положительно отвергается наукой. На основании прямых указаний в приходо-расходных записях печатного двора доказано, что наши первые расколо-учители никогда не были справщиками печатного двора 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Никону . В этих официальных записях под 15 сентября Арсений грек называется еще «безместным старцем» 212 ; в том же месяце он определен на службу в патриаршем дворе, причислен к составу патриарших крестовых черных попов, в ряду которых занимает всегда последнее место; годовой оклад жалованья ему тогда же назначен обычный в 10 р. наравне с другими крестовыми старцами-попами 213 . Но это жалованье Арсению греку всегда только расписывалось в расходных книгах; но сам он никогда не получал его при п. Никоне и после него до 1660 года, когда 17 числа февраля оно выдано ему полностью в количестве 70 рублей за все семь лет прежней его службы начиная с сентября 1653 года 214 . Факт этот объясняется тем, что Арсений грек тогда имел уже другие поручения и занятия, за которые получал особое и даже большее вознаграждение от патриарха, чем то, какое полагалось ему за службу при крестовой церкви. Первое по указаниям наших источников поручение дано ему вскоре по определении его на патриарший двор и касалось главной цели, для которой он сюда был принят, именно исправления книг; в конце октября и начале ноября 1652 г. он вместе с другим патриаршим келейным старцем Зосимой ездил в Новгород для осмотра тамошних библиотек и для покупки находившихся здесь греческих книг, при чем Арсений посылался для выбора и оценки греческих книг, как знаток их, а старец Зосима как главное доверенное лицо патриарха и как поручитель за неизвестного в Новгороде грека 215 . Тотчас по возвращении Арсения из Новгорода в наших записях начинается ряд указаний на письменные и переводные работы его для патриарха, на покупку для того бумаги и чернил и на выдачу за то особых денег Арсению; эти келеные работы его не прекращаются, но более усиливаются после того, как он определен был на должность главного справщика печатного двора; особая денежная плата Арсению указывает здесь на время особых усиленных работ его по переводу и справе книг 216 . Кроме означенных занятий Арсений грек занимался в Москве и обучением в чудовской патриаршей школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Новый тип церковнослав. М., соответствующий Иерусалимскому уставу, сложился в первые два десятителетия XIV в. на Афоне, оттуда распространился на север Балканского п-ва и к кон. XIV - нач. XV в. проник на Русь в ходе 2-го южнослав. влияния в составе корпуса афонско-тырновских переводов XIV в. Начиная с этой эпохи структура и жанровый состав церковнослав. М. не менялись. Печатные М. в Русской Православной Церкви Первое старопечатное издание М. в Московской Руси было осуществлено в типографии И. А. Невежина в 1607-1610/11 гг. Издание было начато сентябрьским томом и доведено до декабрьского. В 1619-1630 гг., при патриархе Филарете (1619-1633), Московский Печатный двор осуществил 1-е 12-томное издание церковнославянских служебных М., охватывавшее весь годовой круг. В 1636-1646 гг., при патриархах Иоасафе I (1634-1640) и Иосифе (1642-1652), Московский Печатный двор осуществил еще два издания М.: одно неполное (1636, печатник В. Ф. Бурцов), от к-рого сохранились сентябрьский и декабрьский тома, и одно полное 12-томное (1644-1646), ставшее наиболее распространенным и самым продаваемым в дониконовский период (известно о 25 проданных комплектах). Общая М. была впервые издана в 1600 г.; Праздничная М. («Трефологиона») - в 1635 г. (в одной книге с Общей М.) и 1637 г. (самостоятельное изд.) ( Крылов. 2009. С. 131-141, 261-272). Редактирование М. в русле начатой патриархом Никоном книжной реформы проводилось достаточно быстро и привело к изданию в 1666 г. М. на сент.-нояб., но затем застопорилось и было завершено только в последние десятилетия XVII в. (см.: Мансветов. 1884; Крылов. 2009). При патриархах Иоакиме (1674-1690) и Адриане (1690-1700) Московским Печатным двором были осуществлены 2 полных издания М. (1690-1691 и 1692-1693), в которых, согласно предисловию, была поставлена задача привести текст М. в соответствие исправленному и изданному в 1682 г. Типикону. В ходе правки М. сверялись не с рукописями древних традиций, а с практически современными им изданиями богослужебных книг. Среди источников правки - Львовский Трефологий (Праздничная М. с богослужебными дополнениями) 1632 г., который был сверен с изданиями греч. М. По образцу львовских книжных справщиков греч. старопечатные М. стали использовать в Московском Печатном дворе при подготовке изданий 1690-1691 и 1692-1693 гг. По греч. М., а также по Ирмологию сверялись состав служб, тексты стихир и канонов, акростихи, которые записывались в заглавии церковнослав. службы. По Типикону 1682 г. исправлялись Марковы главы, состав памятей, тексты тропарей и кондаков, к-рые, как правило, буквально переписывались из Типикона в М. Общие тексты, содержавшиеся также в Триодях и Октоихах, сверялись по их современным изданиям. В ходе правки из М. кон. XVII в. было исключено немало служб русским святым, а также текстов, для к-рых не удавалось отыскать соответствия в греч. печатных изданиях, использовавшихся справщиками.

http://pravenc.ru/text/Минея.html

Однако основным центром влияния стал Печатный Двор, вокруг которого с 1649 г. сложился кружок интеллектуалов, лидером которого был Епифаний Славинецкий. Благодаря их усилиями, были начата работа по исправлению богослужебных книг с привлечением греческих изданий. Труды малороссов на Печатном дворе не ограничились справой богослужебной литературы. Царский двор постоянно делал заказы на перевод книг разнообразного светского содержания, касавшихся самых различных граней «внешней мудрости»: по философии, анатомии, географии… К учёным монахам обращались и как к учителям латыни и греческого 342 . Малороссийская диаспора становилась для великорусской элиты основным интеллектуальным авторитетом. Каковы же были причины того, что великорусская элита делает в конце 1640-х решительный выбор в пользу киевской (то есть европейской) образованности, порывая с многовековой традицией начетничества? На наш взгляд, здесь следует выделить два основных фактора. Первым и, пожалуй, более важным был религиозный подъем, охвативший Великороссию в 1640-х гг. и затронувший светскую и церковную элиту. Так, в Москве этого времени действовал кружок «боголюбцев» или «ревнителей благочестия», состоявший из светских и духовных лиц. Возглавлял его Стефан Вонифатьев, настоятель Благовещенского собора кремля и царский духовник. Кружок обладал большим влиянием, к нему, так или иначе, относились все представители интеллектуальной элиты Москвы конца 1640-х − нач. 1650-х гг., включая самого юного царя Алексея Михайловича и его фаворита Ф.М. Ртищева. Комплекс идей, разделявшийся членами кружка, являлся, фактически, еще одной программой «православной конфессионализации», возникшей теперь уже на великорусской почве. Во многом это были идеи середины XVI в., эпохи Стоглава и митр. Макария, так и не получившие развития в Великороссии в последующую эпоху 343 . «Ревнители благочестия» стремились поднять церковную дисциплину, возродить проповедь и научить клир и паству христианской жизни. Особое внимание уделялось христианскому просветительству 344 . Поскольку аналогичная проблематика в той или иной форме была актуальна для западнорусского Православия ещё с конца XVI в., то интерес боголюбцев к изданиям Киевской митрополии и западнорусскому благочестию в целом был вполне естественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Многие предпочтут квартиру с окнами на набережную, где ездят машины, чем с окнами во двор, где напротив стена, но тихо. Набережная Невы или вид во двор с помойкой? Большинство скажет: «Конечно, вид на Неву, а рамы я поставлю покрепче». Люди выбирают транспортную доступность, красивый вид, чистый воздух, но шумом они готовы пренебречь. Не потому что он не важен, а потому что есть вещи, которые более важны. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 февраля, 2024 19 февраля, 2024 13 декабря, 2016 21 декабря, 2016 24 мая, 2018 22 марта, 2024 18 марта, 2024 12 марта, 2024 8 марта, 2024 23 февраля, 2024 19 февраля, 2024 13 декабря, 2016 21 декабря, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/vokrug-shum-chto-bolsh...

Когда патриарх садился за стол у царя, тогда, подобно тому, как бывало при митрополитах у великих князей, ставили для новопосвященного три явства за столом. После третьяго из них, новопоставленный вставал из-за стола для шествия около города. Так, новопоставленный патриарх Иосиф в Грановитой проговорил «Достойно» и благословил Великого Государя. Великий Государь с ним пошел из Грановитой вверх ко Государыне Царице и Великой Княгине Марфе Ильичьне. Сверху они пришли опять в Грановитую и сели за стол. За столом сидели – Государь, патриархи, власти и бояре. Патриарху новопоставленному подали кушанье: икру, уху и пирог. И из-за той ествы, встали и отпустили патриарха итти около города (Книга чиновная о поставл. патриархов 1667 г. в библ. св. синода). В день поставления патриарха Адриана, за столом перед Государем поставили особые три явства, именно: куря 7 под лимоном, калью 8 с лимонами, пирог изращатый. А перед патриархом поставили три постные явства: блюдо стерляжины свеже-просольной, уху, коровай (Двор. разр. Т. IV, стр. 588). После третьяго кушанья патриарх вставал из-за стола ехать около города. Когда патриарх Иосиф встал из-за стола после третьяго кушанья, он ударил челом Государю и, не говоря «Достойно есть», пошел из Царской палаты (Вифл. Т. VI, стр. 248). Он не говорил отпуста, без сомнения, от того, что предполагалось продолжение обеда. Патриарх же Адриан, встав со священным собором после третьяго кушанья, говорил отпуст (Двор. разр. T. IV, стр. 588). Отпуст был сказан им потому, что в палатах Государя при этом окончилась трапеза (Государя) для патриарха. Он после объезда города не возвратился к Государю. Шествие патриарха на осле около города Торжественное шествие патриархов около города совершалось одними на осле, – так было начиная с патриарха Иова и кончая патриархом Никоном , другими на санях, иными в карете, именно: патриархом Иоасафом II совершено было шествие на санях, а последующими патриархами: Питиримом, Иоакимом и Адрианом в карете. При шествии на осле – особая честь воздавалась едущему прежде всего тем, что бояре вели осла.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

215 Свое заключение об этой поездке Арсения грека и старца Зосимы в Новгород за книгами основываем на отрывочной записи в расходной книге патриаршего казенного приказа на 161 год, где значится: «17 ноября по государеву патриархову именному приказу его келейнику черному попу Зосиме, что он едучи из Великого Новгорода с старцем Арсением издержал дорогою на всякие расходы, 4 р. дано» (кн. 34, л. 229). Что здесь под старцем Арсением нужно разуметь нашего грека, а не Суханова и не Сатановского, видно из того, что Суханова тогда еще не было в Москве; он вернулся из своей первой поездки на восток только 7 июня 1653 г.; а Арсений Сатановский, живший тогда в Москвк в Богоявленском монастыре, не пользовался особенным вниманием патриарха, как незнавший – по собственному его признанию – греческого языка. Поездка же Арсения грека в Новгород за книгами стоит в непосредственной связи с предшествовавшим перед тем осмотром самим патриархом московской патриаршей библиотеки и последовавшей за тем выпиской книг из других мест России и на востоке. Список греческих книг, купленных для патриарха в Новгороде, помещен в переписной книге домовой казны п. Никона , составленной в 1658 г. и изданной во «Временнике общества ист. и древ.», М. 1852 г., кн.15, стр. 133–134; самые же книги находились в келье Арсения грека может быть еще со времени их привоза в Москву. 216 В расходных книгах патриаршего казенного приказа читаем: «17 ноября 161 г. дана гривна чернильнику Федке Иванову за кувшин чернил, купленный на Борисовский двор старцу Арсению киевлянину для писма» (Кн. 34, л. 521); 11 января того же года дано в посольский приказ за 4 стопы большой александрийской бумаги, что взято патриарху в келью на книжное письмо, по 6 р. за стопу (л. 523); 12 июня дана гривна за чернила для книжного письма в келью старцу Арсению (л. 526 об.); 27 августа дано старцу Арсению греку 10 алтын «за три пера лебяжьих, да за полфунта орешков чернильных, да за полфунта камеди, да за купорос, что он купил в борисовскую золотую палату писать книга греческая государю патриарху» (л. 508); 8 марта 162 г. куплен Арсению греку кувшин чернил за 3 алт. 2 денги (Кн. 36, л. 661); 9 мая того же года «старцу Арсенью греку, который сидит у книжной справы и переводит книги с греческого на русскую грамоту, дано 10р.» (л. 346); 6 сентября 1657 г. из казенного патриаршего приказа «справщику печатных книг старцу Арсенью греку дано 50 рублев» (Кн. 43, л. 218 об.). Из расходных книг печатного двора также видим, что Арсений грек за службу на этом дворе кроме годового штатного оклада в 70 рублей по именным указам патриарха получал из сумм зтого двора значительные по тому времени неокладные денежные прибавки: 14 марта 165 г. патриарх велел выдать ему из неокладных сумм 20 рублей; та же сумма выдана ему по патриаршему указу и 17 июля 166 г. уже по удалении Никона с патриаршего престола (кн. печ. двора 55, л. 294 об. и 474).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010