Аввакум несколько раз бывал в Москве и провел там пятнадцать месяцев в 1652–1653 гг. Позже, после своего возвращения из сибирской ссылки, он пробыл в Москве с февраля по август 1664 г. Память об Иване IV особенно оживилась в 1652–1653 гг., во время перезахоронения в Москве мощей митрополита Филиппа 1957 . Это событие, равно как чтение " Хронографа» и постановлений " Стоглава», куда входят речи Ивана IV, несомненно должно было привлечь внимание Аввакума к полемике Ивана IV. " Стоглав» – кодекс традиционного русского церковного права, составленный на соборе 1551 г. и попавший в число запрещенных книг после реформы Никона – стал для старообрядцев главным источником аргументов и был хорошо известен Аввакуму. Очевидна и осведомленность Аввакума в деталях царствования Ивана IV, так как при всем своем благоговении перед митрополитом Филиппом 1958 – жертвой гнева Ивана IV – протопоп с уважением относился к тому, как царь обходился со своими врагами. Он даже обещал патриарху Никону ту же участь, которую Иван обычно уготовлял предателям: «Как бы доброй царь, повесил бы ево [Никона] на высокое древо... Миленькой царь Иван Васильевич скоро бы указ зделал такой собаке! " 1959 Сочинения царя были хорошо известны образованным москвичам времен Аввакума, и само количество их хорошо сохранившихся списков, датируемых XVI и XVII веками, подтверждает то, что они имелись во многих библиотеках и частных собраниях середины XVII века 1960 . Вхожий на Московской Печатный Двор и вообще в церковную элиту того времени, Аввакум, безусловно, имел доступ к библиотекам патриарха, Печатного Двора и частных собирателей. Его глубокая эрудиция и широкие познания в русской церковной и светской литературе, возможно, восходят именно к 1652–1653 гг. (единственному счастливому периоду его жизни), когда Аввакум был уважаемым в Москве священником и проповедником. Эти годы, как отмечалось, совпали с прославлением святого Филиппа и с ростом интереса к временам Ивана IV – и именно тогда Аввакум легко мог познакомиться с полемическими сочинениями Ивана IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

На ВДНХ состоится масштабный образовательный фестиваль «Александр Невский» Москва, 13 сентября 2921 г.      В четверг, 16 сентября, в московском парке «Россия – Моя История» начнет работу фестиваль, посвященный 800-летней годовщине со дня рождения великого князя Александра Невского. Образовательное мероприятие пройдет при поддержке Министерства просвещения РФ, Фонда гуманитарных проектов и Фонда новых форм развития образования. Участники фестиваля смогут примерить на себя настоящие доспехи древнерусского воина, научатся орудовать мечом в импровизированном бою, самостоятельно изготовить аутентичную куклу, понаблюдать за работой печатного станка и попробовать себя в каллиграфии. Гости окунутся в атмосферу Средневековья, погуляют по древнерусскому городу и почувствуют себя его жителями. Уникальные исторические реконструкции эпизодов жизни князя Александра Невского помогут посетителям наглядно изучить эпоху становления великого завоевателя. В просторном атриуме павильона «Россия – Моя История» будет воссоздан ратный двор с исторической реконструкцией боев XIII века. Каждый посетитель получит возможность попробовать себя в инсценировке сражений и примерить роль великого князя, который только учится обращаться с оружием. «Мы готовим совершенно уникальное мероприятие, где каждый найдет себе занятие по душе: можно будет и посмотреть на реконструкторов, и сходить на экскурсии, и поучаствовать в интересных мастер-классах, и подискутировать. Взрослые и дети смогут развлечься и вместе с тем узнать что-то новое. Особенно это актуально для школьников в начале учебного года. Посетителей ждут по-настоящему захватывающие два дня», - отмечает первый заместитель генерального директора Фонда новых форм развития образования Александр Тарасов. На площадке «Россия – Моя История» будут представлены ярмарка со стилизованными товарами, аутентичные активности, фотозона и экспозиции. Кроме того, все школьники смогут совершенно бесплатно посетить 50 запланированных авторских экскурсий на выставке «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ЯЗЫКОМ ГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА».

http://pravoslavie.ru/141732.html

Иногда несколько этих несчастных одновременно жило в доме протопопа, который лечил их молитвой, святой водой, а иногда – в экстренных случаях – и «смирял» побоями. Все эти занятия далеко не поглощали теперь, однако всего его времени и, напротив, вскоре отступили даже на задний план перед более важными. Время, в которое Аввакум переселился в Москву, совпало с началом более серьезного выступления Неронова и его приятелей на почве исправления церковной жизни. Одно из главных зол последней, давно уже привлекавшее на себя внимание отдельных лиц из среды духовной иерархии, заключалось в порче священных книг невежественными переписчиками, внесшими в них множество ошибок. Необходимость исправления чувствовалась давно, и попытка к нему сделана была и при патриархе Иосифе со стороны протопопов. В их руки всецело отдан был патриархом московский печатный двор и еще с 1642 года началось печатание книг под наблюдением комиссии справщиков, в которую вошли все члены кружка протопопов, исключая лишь Неронова и Вонифатьева. С приездом Аввакума и он был включен в число справщиков печатного двора. Уровень богословского образования справщиков, учившихся только у себя дома, по книгам, полным ошибок, воспитавшихся на литературе, восхвалявшей исключительное правоверие и святость обрядов русской церкви, вполне обусловливал собою и достоинство их труда. В исправленные ими книги внесены были все распространенные тогда ошибки против церковной обрядности, вроде двоеперстия и сугубой аллилуйи, все мелочные поправки правописания, придуманные невежественными русскими писцами, как например, Исус вместо Иисус и т. д.; не было недостатка и в прямой бессмыслице, в грубых искажениях текста, происходивших благодаря непониманию его. Аввакум принимал значительное участие во всех этих якобы исправлениях и его собственный единомышленник, диакон Федор, передал нам любопытный пример того, как он смотрел на свое дело и как твердо уверен был в своей непогрешимости. В Псалтири, печатавшейся под его наблюдением, в 104 псалме в словах: «вниде Израиль в Египет… и возрасти люди своя зело» напечатали, по недосмотру Аввакума, «возврати люди своя зело», благодаря чему смысл совершенно исчезал. Но, когда Федор попытался указать протопопу эту ошибку или опечатку, последний упорно стал на том, что так и должно быть, и более года настаивал на своем, браня Федора «хулителем книг». «И не мудрая та речь и не богословна, – прибавляет Федор, – да и о той толки были». Стало быть, уже в это время в Аввакуме рядом с убеждением в истинном понимании им всех вопросов, относящихся к церковному быту, складывалась резкая нетерпимость, переходившая быстро во вражду ко всякому, кто думал не так, как он, и вступал с ним в спор. Тип уверенного в своем превосходстве и потому самолюбивого фанатика, не терпящего противоречия, все резче выступал в юрьевецком протопопе.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protopop...

Мужчины вели себя агрессивно и нецензурно обругали детей 15 сентября. ПРАВМИР. В Красноярске двое пенсионеров грубо выгнали подростков с детской площадки, сообщает «ТВК Красноярск». Инцидент произошел во дворе дома на улице Астраханской. Действия мужчин засняли на видео. Два пенсионера начали в грубых выражениях заставлять 13-летних подростков уйти с детской площадки. По их мнению, карусель, на которой сидели мальчики, не рассчитана на такой вес, обвиняли их в глупости и в ультимативной форме требовали, чтобы они шли гулять в «свой» двор. Мужчины толкали ребят и угрожали расправой. " Что это такое? Просто выгнали детей. Поведение взрослых превышает все пределы " , - сказала мама одного из детей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 декабря, 2023 1 октября, 2023 15 марта, 2024 14 марта, 2024 5 марта, 2024 21 февраля, 2024 12 февраля, 2024 27 января, 2024 7 декабря, 2023 1 декабря, 2023 1 октября, 2023 15 марта, 2024 14 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-krasnoyarske-pension...

Индийских фиг, гранатовых и других деревьев, которые так недавно видел растущими на полу этой купальни один из печатных паломников, теперь не существует. С трех сторон она окружена высокими каменными зданиями, обращенными к ней задним фасадом, между которыми, и именно, прилегающими к площади Омаровой мечети, теперь почти развалившимися, указывали нам на отделения, принадлежавшие дому милосердия, в которых слежало множество болящих, чаявших движения воды, в числе которых, будто бы, здесь же возлежал и евангельский тридцативосьмилетний расслабленный, исцеленный всемогущим – «востани и ходи». Тут же и Красные врата – те самые, которые вели во двор храма Соломонова, а теперь к мечети Омара, и в которых св. ап. Петр исцелил хромого. Завидев чрез них прекрасную площадь, усаженную деревьями, и разные портики, окружающее красивую мечеть, и не видя ничего подобного в пройденных местах, я, подстрекаемый неудержимым любопытством, оставив своих сопутников, со тщанием пошел чрез помянутые врата, чтобы лучше полюбоваться тем, что там есть, как вдруг, к моему удивлению, а потом и немалому страху, с разных сторон посыпались на меня камешки; где взялась целая буйная ватага мусульманских мальчишек разного возраста и с бранью, неистовым криком и свистом устремилась с камнями против меня; и если бы не близлежащие руины какого-то здания, в которых я сокрылся, то, пожалуй, сделался бы подобным тем слепым и кривым, которые когда-то неподалеку отсюда возлежали, в надежде избавиться от этих физических зол. Сидя за траншеей в ожидании успокоения мусульманского фанатизма, я мыслили в себе: о, когда-то Господь сокрушил это дикое и свирепое агарянское владычество! И дождется ли христианский мир того блаженного времени, того часа, когда ему возвестят: слава Богу, – теперь мир в Иерусалиме! Теперь каждый поклонник, свободно, без боязни, во всякое время и как угодно может выражать свои молитвенные чувства в священных и дорогих сердцу его местах?! Чувствуя себя необыкновенно расслабленным и болезнию, и долгою ходьбою, взирая с жалостию на занавоженную купель, подумал я: о, если бы она опять, вдруг, наполнилась животворными водами! Не успел бы он еще до дна возмутиться, а я уже и там...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приняв во внимание труды предшественников и положив их даже в основу (доказательством чего служит вышеописанный «кавычный» экземпляр Стрятинского служебника 1604 г. под 768 (206)/1228 ‹РГАДА БМСТ/СПК 470› Московской типографской библиотеки), эти справщики проверяли и исправляли их тексты по венецианским изданиям богослужебных книг ‹...› Для Служебника, в частности, был принят во внимание Евхологий 1602 года как более исправленный и ближайший ко времени никоновской справы, тогда как служебники Киевский 1620 г. и Стрятинский 1604 г. были исправлены по изданиям того же Евхология более раннего времени, то есть XVI столетия. Этим-то последним обстоятельством и нужно объяснить тот факт, что нередко особенности нашего Служебника 1655 года, не имеющие для себя основания в ближайшем своем оригинале, в Евхологии 1602 года, находят для себя полное оправдание в евхологиях XVI в., варианты из которых напечатаны Гоаром в его известном Euchologion’e в 1730 г. в Венеции. Думать же, что под руками справщиков нашего Служебника 1655 года были и другие издания Греческого евхология, помимо 1602 года, мы не имеем никаких оснований, и результаты деятельности этих справщиков, находящиеся у нас под руками, не дают никакого права для такого предположения. 12. Сколько раз издавался Служебник 1655 года 76 Служебник 1655 года, начатый в апреле 1654 года, вышел из печати 20 сентября 1655 года, имея в предисловии дату 31 августа. Продажа этого издания; после переделки в нём «за неисправление речей» вновь «80-ти четверток», началась с 24 сентября. 26 октября последовал указ на Печатный двор «великаго государя святейшаго Никона, патриарха Московскаго и всея Великия и Малыя и Белыя России»: «в те книги Служебники переделывать 95 четверток». Из печати вышли эти «четвертки» «в нынешнем же в 164 году, генваря в 5 день», причём и дата предисловия, и даже пагинация сохранены прежними – 31 августа 1655 г. Этот исправленный Служебник 1655 года поступил в продажу 7 января 1656 года 77 . Таким образом, если довериться этим сведениям, заимствованным нами из архива Московской синодальной типографии, то мы имеем пред собою три издания Служебника одного 1655 года, а по нашим личным наблюдениям над текстом этого Служебника в книгохранилищах Москвы и Петербурга, где имеется по нескольку экземпляров (в библиотеке Троице-Сергиевской лавры, в Императорской публичной и в библиотеке Синодального архива) Служебника 1655 года, можно даже насчитать целых четыре выхода 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В конце мая Петербург был встревожен пожаром, истребившим Апраксинский двор и Министерство внутренних дел. Носились зловещие слухи об умышленных зажигательствах, предпринимаемых будто бы русскими либералами с целью возбудить волнение в народе и довести его до революционных вспышек. Толковали об открывшихся будто бы намерениях покуситься на сожжение разных общественных построек и заведений, как, например, Гостиного двора, императорской Публичной библиотеки и т. п. Рассказывали, что в существовавших тогда воскресных школах самозваные наставники народа толковали, что в настоящее время пожары должны быть полезны, потому что они способствуют к равномерному распределению собственности. В какой степени справедливы были эти «подозрения, мне осталось неизвестно, но примеры, которые передает нам история и которых я отчасти сам был свидетелем во время моего жительства в Саратове, указали мне на возможность появления у нас пожарных эпидемий, когда без видимой причины возникал пожар за пожаром в течение некоторого времени. Петербургские пожары, казалось, принадлежали к таким же эпидемиям, столь частым в нашей общественной истории с древних времен. В 1862 году они навели на жителей столицы гораздо более страха, чем сколько произошло от них вреда. Подозрение в том, что пожары производятся молодежью, проникнутою крайними революционными мнениями, оправдывалось распущенною перед тем печатною прокламациею, в которой проповедовалась всеобщая дикая резня и истребление всех зажиточных людей. Оставивши Петербург с его пожарами, я выехал 31 мая в Вильну с намерением осмотреть старинный город, богатый историческими памятниками. Я приехал туда во время самого горячего волнения умов, готовившихся произвесть польское восстание. По улицам города иудеи открыто продавали конфедератки, крестики и перстни с символическими знаками и даже печатные прокламации и революционные стихотворения на польском языке. Толпа народа обоего пола, стоя на коленях на улице перед Остробрамскою богородицею, голосно распевала самые патриотические песни, в которых поляк грозил водрузить победоносное знамя на груде московских трупов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Средства, какие употребляли взяточники, были до того разнообразны и затейливы, что, по выражению современника, исследовать их было так же трудно, как исчерпать море. Захочет, например, комендант или ландрат поживиться за счет обывателей какого-нибудь округа, и вот он посылает своего писца удостовериться, точно ли крестьяне заплатили свои подати. Писец ездит по селам и деревням и требует от крестьян квитанций в уплате. Иной крестьянин сразу не найдет квитанции, и писец кричит на него, торопит его, требует с него уплаты вновь или берет с него взятку за то, чтобы подождать, пока крестьянин отыщет свою затерянную квитанцию и представит куда следует, но если крестьянин и не затерял своей квитанции, если представит ее тотчас по требованию, то все-таки писец, кроме того, что у крестьянина съест и выпьет, возьмет еще с него деньги, как бы за свой труд, и поделится ими со своим начальником. Привлекаемые к законной ответственности плуты, желая увернуться от силы закона, старались поставить вопрос так, чтобы, ссылаясь на буквальный смысл редакции закона, можно было сделать отговорку, что в законе сказано не так, чтобы их можно было по этому закону обвинить. Это было замечено Петром; в указе 24-го декабря 1713 г. он запрещал лицам всех званий, и великим и малым, брать посулы и пользоваться с народа собираемыми деньгами, под предлогом торга, подряда и т.п. Виновному угрожали, что он " жестоко на теле наказан, шельмован, всего имения лишен и из числа добрых людей извержен и смертью казнен будет " . Все под опасением того же должны были доносить о таких преступниках, " не выкручиваясь тем, что страха ради сильных лиц или что его служитель " . Позже через печатные объявления, оповещенные народу чтением в церквах, приглашали всех без опасения обращаться к правительству с доносами на взяточников и казнокрадов. В современных тогдашних делах можно отыскать много образчиков злоупотреблений со стороны областных властей. Вот, например, в 1712 году посланный в Псковскую волость от Меншикова вице-комендант Алимов, приехавши на кружечный двор, начал у посадских брать для себя вино, сахар, калачи, а одного помещика, призвавши во Псков, держал в неволе и крестьян его в рабочую пору забирал к себе, и только когда через его подьячего дали ему пять рублей, выпустил помещика из-под караула.

http://sedmitza.ru/text/443445.html

Дети не пострадали Житель Петербурга Денис Бельтюков, захвативший днем в заложники шестерых детей, сдался полиции, сообщает ТАСС . Это произошло после переговоров с прокурором Колпинского района, уточняет Mash. Мужчина отпустил детей и вышел во двор. РИА Новости передает, что дети не пострадали, однако их все равно направят в больницу. Бельтюков удерживал заложников с 12 часов дня. О захвате полиции сообщила его жена, которую он выгнал из дома. Мужчина угрожал убить детей топором. Известно, что он состоит на учете в психдиспансере. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 августа, 2021 14 июля, 2021 7 июля, 2021 11 марта, 2021 11 марта, 2021 25 ноября, 2020 25 ноября, 2020 24 ноября, 2020 24 ноября, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/zahvativshij-shesteryh...

3571 . – 24 июля. Сенатский. О публиковании указа 1737 года сентября 30 о ворах, кои будут пойманы во время пожаров с краденым, и о чтении оного указа по воскресным дням в церквах и в воинских командах 84 Объявляется во всенародное известие. Понеже в Уложенье в 10 главе в 228 пункте напечатано: будет кто некия ради вражды или разграбления зажжёт у кого двор или иное что нарочным делом, и такого зажигальщика казнити, сжечь. В Военном Уставе в 21 главе во 178 артикуле напечатано ж: кто из офицеров или рядовых самовольством нарочно без указа город, село, деревню или церкви, школы, госпитали и мельницы зажжёт или некоторые дворы, печи сломает, також крестьянскую рухлядь и прочее потратит, оный купно с ними, которые помогали, яко зажигатель и преступитель Уложения, имеет быть сожжён. А в 737 году по следствию и розыску в Тайной Канцелярии явльшиеся в Санкт-Петербурге зажигатели: Тамбовского уезда дворцового села Городища крестьянский сын Пётр Петров, называемый водолаз, да Антониева монастыря, что при Новегороде, Городецкого уезда деревни Муравьёвой крестьянин Володимир Перфильев, да Володимирского пехотного полка солдата Степана Зуева жена Стефанида Козьмина, которая о таком их злом намерении ведала, а нигде заблаговременно на них не донесла и тем допустила их то их злое намерение в действо произвесть к великому многих Санкт-Петербургских обывателей разорению и сама с ними в том сообщницею была, ибо во время того пожара поймана с чужими крадеными пожитками, в Санкт-Петербурге казнены жесточайшею смертию, а именно: на том же месте, где тот пожар учинили, сожжены, а женке отсечена голова. И о той учинённой им казни и дабы впредь никто не дерзали такого воровства чинить и других верных подданных в конечное разорение приводить и ниже зажиганием церквей, домов, лавок, хлеба и прочего похваляться, а другие, ведая о том, молчать и потакать, именным Её Императорского Величества указом за подписанием Её Императорского Величества собственной руки сентября 30 дня того ж 737 года во всенародное известие печатными листами публиковано с таким наикрепчайшим подтверждением: 1) ежели кто впредь о таковых злодействах за кем уведает или от кого услышит, таких злодеев тотчас ловить и присылать к губернаторам и вице-губернаторам и воеводам, куда кому по близости способнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010