Не видно, чтобы от Сената последовало на это какое-либо распоряженье о взыскании и чтобы подтверждено было о правеже штрафа; по крайней мере, в помете на доезде ничего об этом не сказано. Дело 22 1712 . г. сентябрь. В приказе Земских дел, о свидетельстве духовной. Духовная писана в Алексине у Крепостных дел и все-таки представлена к явке. Руки приложили к ней, между прочим, братья завещателя, коим назначено именье; два свидетеля, – рукоприкладчик – отец духовный. О допросе свидетелей, писца и рукоприкладчика послан указ в Алексин к воеводе; ему же велено описать и оцепить все имение завещателя. Затем по присылке всего того сделан по всем повытьям запрос – нет ли спору. (Очная ставка, Anerkennungsgrund). Сведения из Алексина доставлены уже в 1729 г. и только тогда духовная засвидетельствована. Пошлины взяты с суммы 23 р. 92 коп. по 10 коп. с рубля. Дело 23 Исленьева и Полатовой о насильном завладении Дело в беспорядке. Дело 24 Об отпускной из приказа. Дело 26 В 163 году по указу царя Алексея Михайловича – после боярина Никиты Ив. Романова отданы в дом пречистыя Богородицы и московским чудотворцам во дворяне Василей да Григорей Верещагины; а с ними дано и вотчины его Никиты Ивановича в Коломенском уезде. В Губернской канцелярии производилось поместное дело Верещагина. Оно было взято из Поместного приказа по челобитью в Сенат к Расправным делам, а оттуда отослано в «Московскую губернию» для вершенья (1714 г.). См. «Историко-юридические акты переходной эпохи». Дело 27 В приказе Земских дел и в Земской канцелярии Ирина Романова на приводную женку в покраже вещей. Женка повинилась, хотя не во всем. Взыскание произведено с подьячего, который без судейского ведома освободил ее. Двор подьячего был оценен и продавался в Земской канцелярии посредством прибитого объявления. Приходили охочие люди и давали цену. На двор велено было истице дать данную, и данная выдана из Земской канцелярии; но когда истица понесла ее в Печатный приказ, там явилось спорное челобитье вдовы подьячего, и данную не печатали. Истица должна была просить (1714–1718 г.) в Земской канцелярии Оттуда послан был указ запечатать данную; но потом вследствие челобитья ответчицы Земская канцелярия потребовала к себе данную и три года держала у себя. По новому челобитью истицы наконец Земская канцелярия уже в 1718 г. подтвердила прежнее свое решенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Теперь обратимся ко времени патриаршества Гермогена и к деятельности МПД. Патриарх Гермоген достроил Печатный двор: был возведен " превеликий " дом, размещено новое оборудование. Наследником былых традиций явился печатник Иван Андроников Невежин. Непосредственно перед избранием Гермогена Патриархом собственная " печатная изба " появилась и у Анисима Михайлова Радишевского – выходца из Литвы и ученика диакона Ивана Федорова. При Патриархе Гермогене была открыта третья изба, и в 1609 году принялся за дело третий печатник – Никита Федоров Фофанов. Таким образом, на Печатном дворе работало три " штанбы " (книгопечатный станок – прим. ред.), одновременно готовившие к печати различные издания. Поэтому рассматриваемый период был очень плодотворным как по количеству, так и по качеству появившихся публикаций. Закончился он польско-литовским разорением и пожаром 19 марта 1611 года, когда " печатный дом и вся штамба того печатного дела от тех врагов и супостатов разорися и огнем пожжена бысть... " [iv] . Восстановить Печатный Двор удалось только к 1614 году, но " на полную мощность " он стал работать много позже. Однако в период 1611-16 годов печать книг была организована в Нижнем Новгороде, и загадочная нижегородская типография вызвала немало вопросов у исследователей. Впрочем, последний из упомянутых печатников, Никита Фофанов, успел издать только Минею Общую (1609). По содержанию книга эта повторяла предыдущие издания (два издания 1600 года) [v] . Это была своеобразная " проба пера " начинающего печатника, оригинальным издание не было. Новой стала только форма – Фофанов отлил так называемую никитинскую азбуку (названную его именем), которая впервые встречается в этом издании. Главным печатником при патриарха Гермогене был Иван Невежин, сын печатника Андроника Тимофеева Невежи, о чем свидетельствует прозвищное отчество (Невежин) [vi] . Впервые он упомянут в послесловии к Часовнику 1598 года, изданному его отцом Андроником Тимофеевым Невежей: сын был активным помощником отца. Иван выпустил в Москве семь изданий. Он принимал деятельное участие в подготовке текста, изготавливал шрифты, заставки, концовки и другие орнаментальные материалы. Иван стал автором послесловий и предисловий к своим изданиям, некоторые из которых (например, к Минее 1607 года) можно считать своеобразными трактатами эстетико-философского плана. Последний раз его имя встречается в декабрьской Минее 1610-1611 годов. О его дальнейшей судьбе ничего не известно [vii] .

http://pravoslavie.ru/57367.html

«Принятые поповцами-окружниками за мощи святых мучеников татарские трупы, о которых в свое время не мало говорилось в печати, начинают теперь сильно смущать некоторых старообрядцев. И тогда, как явились печатные о них известия, я подтверждал справедливость этих известий, – рассказывал, чт самому мне известно о мощах, но сообщать о том печатно не находил нужным. А вот недавно я встретился с одним старообрядцем, который сам завел речь о мощах, и когда я передал ему, что мне известно об этих мнимых мощах, он стал просить, чтобы я не таил сказанного ему, а рассказал во всеуслышание. Поэтому я и решился написать вам, что знаю о мнимых мощах, а вас прошу напечатать. «В 1885 году, еще будучи старообрядцем и состоя при раскольническом попе Павловского посада Сергее Лукине, в 8-ю пятницу по пасхе, вместе с этим попом я приглашен был Иваном Карякиным, наперсником Антония 24 , к нему в гости, в деревню Большой-Двор, по случаю праздника. Когда напились чаю, Карякин пригласил нас прогуляться на кладбище: пойдемте, говорит, чт я укажу вам на кладбище. Пришли, сели на могилках, обросших зеленью, и Карякин стал нам рассказывать: «Да, нам с упокойным владыкой Антонием не мало хлопот стоило, о чем я хочу вам сказать. Пришлось нам с владыкой приобрести неоцененные драгоценности, мощи св. угодников Божьих Дады и Гаведдая, воссиявшие нам с неверного Кавказа. Но когда они привезены были в Москву, то владыке было сообщено, что об этом знает правительство. Мы тогда же приняли меры, чтобы поскорее скрыть святые мощи: часть их оставили у себя, часть отослали за границу 25 , но большую половину мощей мне пришлось вот здесь похоронить (и указал место), – хоронил в глубокую ночь, совершенно один; здесь они и по сие время лежат». Что я верно передал рассказ Карякина, в этом свидетельствуюсь Богом. Лже-поп Сергей Лукин еще жив и, вероятно, помнит же рассказ Карякина: если не захочет действовать против совести, то он подтвердит мои слова. Место, где зарыта бльшая часть мнимых мощей, указанное нам Карякиным, находится по средине кладбища, но прямо указать его, за давностью времени, я не могу. Кладбище в сосновом лесу, на левом берегу Клязьмы, верстах в двух от деревни Большой-Двор».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Испанский двор принял предложение, и в ноябре 1729 года был заключен в Севилле договор между Испаниею, с одной стороны, Франциею, Англиею и Голландиею – с другой. Австрия осталась одна с Россиею. Этот севилльский договор изменил отношения иностранных министров при русском дворе; испанский посланник герцог Лириа, который прежде действовал заодно с австрийским посланником графом Вратиславом, теперь стал действовать наперекор ему, хлопотать, чтоб Россия не исполняла обязательств своего договора с Австриек), не посылала своего войска на помощь цесарю. Кроме дел западноевропейских предметом сношений между обоими дворами были дела польские, ибо в Москву и Вену приходили известия о стараниях Швеции и Франции посадить по смерти Августа II на польский престол Станислава Лещинского. На представления Ланчинского по этому поводу граф Цинцендорф отвечал, что венский двор думает согласно с русским, что Польшу надобно удерживать при нынешнем ее состоянии без всякой перемены: Станислава Лещинского от польского престола отстранить непременно, а потом, смотря по ходу дел, возвести на престол или наследного принца саксонского, или Пяста; получено также известие, что некоторые польские вельможи склонны к брату португальского короля инфанту дону Эмануелю, но что, впрочем, о польских делах нужно сноситься и с королем прусским. В Польше на первом плане продолжало стоять курляндское дело. Ягужинский был отозван из Варшавы еще при Екатерине, оставив там одного Бестужева, который в первом донесении своем новому императору писал: «По получении известия о кончине ее величества поляки сильно загордились и начали явно говорить, что Курляндию делить на воеводства; они льстили себя надеждою, что в России при нынешнем случае произойдет смута, которою они воспользуются: чего желают, тем себя и льстят. Я всякими мерами опровергаю эти их рассуждения и, получая академические печатные ведомости, давал им читать, чтоб они могли видеть, что за помощию всемогущего в России все тихо и благополучно». В июне 1727 года Бестужев извещал, что Мориц отправился в Курляндию и, будучи в Дрездене, говорил польским министрам, что из уважения к королю и для общего блага готов отказаться от притязаний на титул герцога курляндского и ограничиться штатгалтерством; если же и этого нельзя, то может согласиться на такую сделку: когда назначенная комиссия прибудет в Курляндию, то пусть его обнадежат, что будут избирательные воеводы, причем он надеется быть избранным, а он за это обещает склонить курляндцев к принятию предложений комиссии, потому что пользуется между ними большою любовию и доверием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Читайте также: Санкт-Петербург — мечта о Европе, которая не сбылась При Петре Алексеевиче произошел громадный рост национальной промышленности . Вообще, промышленные предприятия существовали в России задолго до Петра I: Пушечный двор, Печатный двор в Москве, бумажная мельница на Красной Пахре, солидное оружейное производство под Тулой. Но именно в его царствование промышленность росла как на дрожжах и ее объем многократно превзошел всё то, чем располагала наша страна на протяжении XVI–XVII cmoлemuй. Именно при Петре Алексеевиче родилась индустриальная империя Урала. Именно он повелел создавать верфи для крупных боевых кораблей, чего прежде не было. Именно ему удалось призвать на российскую службу множество европейских ученых, инженеров, мастеров. И в то же время отправить на Запад немалое количество собственных подданных на обучение горному и заводскому делу, фортификации, кораблестроению. Неполным будет список достижений Петра I, если не упомянуть его преобразований в военной сфере. Государь создал регулярный военно-морской флот России.  Отец и дед этого царя располагали боевыми кораблями и даже изредка одерживали победы на море. Но «корабли» еще не «флот». Для того, чтобы они превратились во флот, нужны военно-морские училища, ремонтная инфраструктура, постоянное наличие экипажей, припасов, необходимых для выхода в море, верфей. Ведь жизнь флота — непрекращающийся процесс, из года в год требующий внимания со стороны правительства. Именно это дала России упорная, энергичная деятельность Петра в сфере морских дел. Наконец, введя рекрутские наборы, царь и сухопутную русскую армию, задолго до него преобразованную по европейским стандартам, сделал постоянной. Отныне во время мира и войны российский монарх имел под рукой боеспособные полки, которые можно было очень быстро подготовить к военным действиям и бросить в бой. Преобразования в сфере государственного управления нельзя назвать однозначно положительными: впоследствии преемники Петра I cлoмaлu и переделали многое, созданное им наспех, в атмосфере военного времени. Но во всяком случае, Петр Алексеевич ввел в действие «Табель о рангах» -— документ, упорядочивший государственную службу. Это его детище, пусть и с серьезными изменениями, продержалось до 1917 года.

http://foma.ru/petr-i-pljusy-i-minusy.ht...

Александровская слобода выкупила «Псалтирь» 1577 года собственного изготовления 2 февраля, 2017. Новостная служба Книга была напечатана учеником Ивана Федорова Андроником Невежей 2 февраля. ПРАВМИР. Руководство музея-заповедника «Александровская слобода» сообщило о возвращении уникального издания — «Псалтири» 1577 года, напечатанной учеником Ивана Федорова Андроником Невежей. Эта книга была издана именно в Александровской слободе, куда во время опричнины были перенесены и двор Ивана IV, и несколько центральных государственных учреждений, одним из которых был основанный Иваном Федоровым печатный двор, пишет газета «Коммерсант» . «Псалтирь» напечатан в две краски, книга снабжена орнаментальными заставками и гравюрой с изображением царя Давида. На текущий момент известны всего 24 сохранившихся экземпляра «Псалтири» 1577 года, один из них должен был быть выставлен на торги аукционного дома «Литфонд», причем стартовая цена составляла 2,5 млн руб. Руководство «Александровской слободы» смогло договориться о снятии «Псалтири» с торгов и о приобретении раритета во внеаукционном порядке. Музей-заповедник находится в городе Александров Владимирской области. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 мая, 2021 30 октября, 2020 11 октября, 2023 4 сентября, 2023 18 августа, 2022 27 октября, 2021 26 октября, 2021 17 сентября, 2021 16 сентября, 2021 18 мая, 2021 30 октября, 2020 11 октября, 2023 4 сентября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/aleksandrovskaya-slobo...

53 М. Иов писал об этом свидании в С.-Петербург к Я. Н. Римскому-Корсакову: «префект, господин Стефан, был у нас и отпущен с достодолжною честию. Благоволи на слово позвати его. Мудр есть человек и богослова себе нарицает множае паче, неже иные некии. Егдаже услышиши, сам весьма уразумеешь, каковы суть богословы, являющиеся в киевских новых афинейских школах. Изрядного из них познах быти Лопатинскаго, яко муж кроток есть и смирен во всяцем своём состоянии, паче же во страсе Божии. 1710 г, окт. 16». Странник, 1861 г. кн. 2, стр. 90. 56 В 1735 г. Феофан предлагал Синоду, по случаю вновь возбужденного вопроса об исправлении слав. библии: «все сделанные уже поправки вновь переверить с греческою библиею, не весьма веруя исправительским примечаниям: могли они задремать и памятью погрешить». Исправление текста слав. библии перед изданием 1751 г. в Прав. Обозр. 1860 г. Т. I, стр. 487. 57 «На повесть ложную о славенских наших апостолех – Мефодии и Кирилле, выписанную из книги Мавроурбина и мне присланную, ответ, каков возмог по скудоумию моему обрести, посылаю, о котором от вашего с1ительства высокое разсуждение на письме видети желаю» 27 июля 1716 г. (Госуд. Арх. Переписка разн. лиц с Мусиным-Пушкиным). 58 В 1715 г. Стефан Яворский подал государю мемориал (Memoriale), в котором обращал его внимание на состояние школ: «1) О состоянии Славено-латинских школ, понеже учителем и учеником озлобление великое творится от сильных лиц и учеников биют без доложения, кому надлежит, и на учительный двор разбоем и скопом находят, от которых не малое бесчестие и разорение чинится: а впредь бы так не делали. 2) Школы обветшалые и ворота разорённые и весь двор школьный исправления требуют. 3) Келии учительские деревянные и весьма сгнили и жить в них невозможно. Был указ новые строити каменные и – не строено. Ученики, неимущие сироти, в русской школе не имеют, почем учитися. Книги им выданы с печатного двора, и ныне тыи книги обветшали и учитися на них невозможно.» Кабин. Дела, II, 24, л. 364.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

«К. о в.» была завершена автором 1 мая 1644 г., в 1648 г. издана на Московском Печатном дворе. Сборник «Альфа и Омега», законченный игум. Гедеоном в 1645 г., готовился к изданию на Московском Печатном дворе в нач. 50-х гг. XVII в., но опубликован не был. И наконец, последний сборник игум. Гедеона, «Зерцало духовное», готовился к изданию в Кутеинской типографии в нач. 50-х гг. XVII в., но эта работа осталась незавершенной, вероятно, из-за смерти автора в 1654 г. «К. о в.», появившаяся в Москве после столь неудачных прений по делу принца Вальдемара, была чрезвычайно актуальна, но, возможно, не только этим объясняется благосклонность царя к безвестному западнорусскому богослову. Документы свидетельствуют об особом отношении Москвы к смоленским землям в период их временного вхождения в состав Речи Посполитой. Москва еще до 1654 г. всеми силами стремилась вернуть Смоленск под свое влияние, контролируя ситуацию с положением правосл. населения, православных храмов и монастырей. Так что книги, поднесенные смоленским насельником, и особенно «К. о в.», оказались к месту не только по содержанию, но и по соответствию политической ситуации. На Печатный двор в работу попал подносной экземпляр сборника, о чем свидетельствует характеристика рукописной «К. о в.» в описи Печатного двора 1649 г.: В правильной палате, «где справщики сидят», среди книг, нужных для работы, отмечена «Книга о вере, печатная, в десть, в тетратех» и еще одна - «Книга о вере, писменная, в полдесть, розбита, была в переплете по обрезу золотом, прислана с Верху в перевод» ( Белокуров С. А. Московский Печатный двор в 1649 г.//ЧОИДР. 1887. Ч. 4. Отд. 4. С. 30-31). После тщательной проверки, перевода с «простой мовы» на церковнослав. язык московского извода и редактирования книга была выпущена в свет. Самым главным отличием авторского оригинала стало внесение в издание главы, заменившей авторское послесловие. Добавление 31-й главы «О святом крещении. От прения с латинским капланом», представляющей собой выдержку из 2-го послания патриарха Иосифа принцу Вальдемару, было призвано обозначить позицию обособления рус. Православия и т. о. адаптировать книгу прогреч. западнорус. богослова к системе конфессиональных ориентиров Московского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/1841552.html

Так патриаршество русское утверждено всей Церковью . § 2. Права и управление Патриарха Права Патриарха по управлению совершенно те же, что были права Митрополита. Только преимущества священнослужения, сообразные сану, возвышали его пред прочими Архиереями (§ 25). Но как сан, так и эти преимущества сообщали ему высокое значение в глазах духовенства и народа, и благочестие чад Церкви окружало его глубоким уважением. 1) Патриарху, как и Митрополиту всей России, окончательно принадлежал суд церковный, но с прежним ограничением; дела важные для всей Церкви решались на соборе. И соборы при Патриархе были часты. За Патриархом оставалась особенная важность голоса на соборе. 2) Патриаршеская область, как епархиального иерарха, была весьма обширна 6 , но опять была та же, что область московского Митрополита. В последствии времени, с одной стороны она увеличилась частью несколькими монастырями с принадлежащими к ним сельскими Церквами, взятыми под непосредственное ведение Патриарха, частью селами, пожертвованными или купленными в пользу новых или прежних патриарших монастырей 7 . С другой стороны, в течении времени она много сократилась именно отделением Церквей для нижегородского, белгородского и вятского архипастырей 8 . 3) Двор и управление Патриарха в сущности остались те же, что были при Митрополите 9 . Но они получили более величия. Штат Патриарха был многочисленный: «чиновников в его распоряжении было великое множество», говорил очевидец 10 . Штат образован был по примеру царского: были стольники для служения при столе, бояры для суда, боярские дети для дежурства и пр. Управление патриаршее, где Патриарх решал докладываемые ему дела одним словом своим, без аппеляции 11 , в подчиненных местах подвергалось переменам и по составу, и по лицам. При Патриархе Иове и Гермогене а) «судили о справедливости духовных лиц боярин Патриарха и с ним дворецкий с двумя дьяками, докладывая дела на решение Патриарха». б) Экономией Патриарха и вотчинами заведовал казначей, также из бояр 12 . в) По распоряжению первого Патриарха для надзора за благочинием церковного служения и за безместными духовными лицами в тиунской избе заседал тиун светский вместе с благочинными, состоявшими под надзором Протопопов; надзирая за благочинием, он собственно давал безместным духовным лицам дозволение служить в Москве по найму и взыскивал определенные пошлины 13 . г) Печатный двор был под непосредственным ведением Патриарха; по смерти его, а впоследствии и постоянно, в ведении Блюстителя патриаршего престола Митрополита сарского 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Нашему первопечатнику предстояло бесповоротно решить свою судьбу, избрав один из указанных путей. Произнести обеты монашества и принять на себя «ангельский образ» – дело было нетрудное в то время. Монахи невольники, подобные диакону Гостунскому, были явлением весьма обычным. Жизнь же монашеская отличалась крайнею распущенностью, свободою и житейскими довольствами 8 . Но не ее избрал наш энтузиаст книгопечатник. Его горячая, молодая натура требовала деятельности кипучей на пользу своих соотечественников. Иван Феодоров решается поступить на кни­гопечатный двор, чтобы печатными книгами распространить свет истинного знания и уничтожить суеверия и предрассудки своих соотечественников. Поступление на печатный двор давало ему право сохранить за собою и свой священный сан. В последствии мы нередко встречаем на печатном дворе вдовцов священников и диаконов в различных должностях 9 . Можно думать, что на решимость Ивана Феодорова избрать этот путь жизни и деятельности оказал немаловажное влияние просвещенейший человек своего времени Максим Грек . К тому же склонял его по всей вероятности и знаменитый первосвятитель московский митрополит Макарий, которому способ­ности Ивана Феодорова не были неизвестны. Понятна радость царя Ивана Васильевича, когда ему удалось найти именно такого энергичного человека, как Иван Феодоров, которого он мог поставить безбоязненно во главе того дела, о котором он так тщетно долго хлопотал. Царь приказал построить (в 1553 году) особый дом для типографии, по всей вероятности на том же месте, где он и в настоящее время существует, т. е. на Никольской улице 10 . В помощники Ивану Феодорову даны были Петр Тимофеев Мстиславец, резчик букв, отысканный в Новгороде еще в 1556 году, Васюк Никифоров и мастер печатных книг Маруша Нефедьев 11 . 19 апреля 1563 года был набран пер­вый лист первой печатной в России книги и этот знаменательный день можно считать началом новой эры в истории умственного движения в России. Книгопечатное дело таким образом началось. Царь с живым интересом следил за работами наших мастеров, оказывая им всевозможного рода знаки внимания и поощряя их своими царскими милостями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010