Но юному Гавриилу не долго привелось пользоваться любовью и попечением своих родителей, а родителю утешаться его успехами в учении. В малолетство Грозного, когда правление государства находилось в руках бояр, разделившихся на партии и более заботившихся о своих корыстных целях, нежели о пользе государства – Иван Федорович Бельский, стоявший тогда во главе правительства, ночью с 2 на 3 число января 1542 года был схвачен в своем доме враждебною ему партией Шуйских, без воли и ведома малолетнего государя, и поутру сослан на Белоозеро и посажен в тюрьму. Однако князь Бельский страшен был Шуйским и в тюрьме, и малодушные временьщики, опасаясь, чтобы молодой государь не освободил его в другой раз (это была не первая его ссылка) и не посадил в думу боярскую, отправили в мае месяце на Белоозеро трех своих клевретов, которые и зарезали его в тюрьме. Родственники и друзья Ивана Федоровича, устрашенные таким самоуправством Шуйских и опасаясь, чтобы они не погубили и сына его Гавриила, скрыли отрока и, тайно вывезши его из Москвы, отправили в Старицу, строго внушив ему таить от всех свое родство и звание. Здесь Гавриил, хотя ему было только семь лет от роду, не предался праздности или играм и забавам, свойственным детям его возраста, но вспоминая наставления своего отца, все время проводил в молитве и богомыслии, ежедневно посещал все церковные службы, и упражнялся в чтении божественных книг, стараясь тем облегчить сердечную скорбь свою о безвременной кончине родителя. Пробыв в Старице не очень долгое время, он, по внушению Божию, тайно вышел из нее и направился к Вологде, как к месту–по своей отдаленности от Москвы – более для него безопасному. В простой и бедной одежде простолюдина он достиг Вологды и, выдавая себя за безродного сироту, пристал на посаде к одному чеботарю (сапожнику), жившему на Глинках, неподалеку от церкви св. мучеников Флора и Лавра и стал у него учиться сапожному мастерству. При своем трудодней и старании, он скоро приобрел навык в работе, дни его тихо и мирно потекли в трудах и молитве среди добродушных и простых обывателей посада, вдали от тех ужасных треволнений и страстей, которыми так часто обуреваются знатные и сильные мира, князья и бояре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще до 20-х годов XVII века мученик Пётр почитался как святой, ему были написаны тропарь и кондак. Вместе с панихидами пелись и молебны. Но начавшаяся в 1721 году по инициативе Петра I церковная реформа, отбросившая на долгие десятилетия прославление многих угодников Божиих, не позволила довести дело до конца и с прославлением о. Петра, в рамках кампании по борьбе с суевериями гроб с мощами мученика был вновь предан земле. Каждое воскресенье над его гробницей служились панихиды, а поток людей, стремившихся поклониться иерею Петру все более увеличивался. Ежегодно в день его страдальческой кончины между утреней и литургией читалось сказание о его чудесах, пока в 1854 г. рукопись не была изъята епархиальным начальством. В начале XIX столетия имя иерея Петра было включено в полный список Вологодских святых, которым в архиерейском доме Вологодского владыки Иннокентия (Борисова) был посвящён отдельный храм и составлена специальная служба с молитвой. Но так как имя св. Петра было внесено в синодик безо всякой связи с Черевково, память об этом событии через какое-то время изгладилась. Более того, в 1854 году епархиальное начальство ополчилось на память о мученике. Из Черевково была затребована заверенная копия рукописи о посмертных чудесах иерея Петра. В ней не всё оказалось ладно, некоторые чудеса были обезличены, иные слишком похожи одно на другое, что позволило недоброжелателям усомниться в народном праве на почитание мученика. В 1859 г. вышло новое недоразумение. Над гробом батюшки стоял памятник, повторяющий формы домовины. Несколько почитателей отца Петра ошибочно решили, что гроб вновь поднялся из земли, и стали распространять эту молву. Люди валом повалили в церковь. По донесению благочинного и станового пристава началось дело по духовному ведомству. Специальной епархиальной комиссией гробница иерея Петра была тщательно обследована и вскрыта. Подробное описание вскрытия вместе с новыми сведениями об иерее Петре было отправлено епископу Вологодскому и Устюжскому Христофору, который все свои решения по Черевковскому делу согласовывал со Священным Синодом. До высочайшего указания отправление панихид над гробом было приостановлено, над часовней установили присмотр приходского духовенства, которое должно было препятствовать распространению слухов о «новоявленном гробе».

http://pravicon.com/info-3209

Возвращаясь Двиною из Соловок, он услышал, что на реке Пинеге, на Черной горе находится монастырь пресвятой Богородицы грузинские – в стране мало населенной и редко посещается богомольцами, узнал так же, что настоятель монастыря – игумен Макарий –старец весьма учительный и опытный в жизни духовной и пожелал отправиться туда. Достигши пустынной обители, он просил игумена принять его в монастырь и удостоить иноческого пострижения. Напрасно Макарий указывал ему на его молодость, на трудность иноческой жизни и на скудость своей обители – Симеон не хотел встать от его ног и со слезами продолжал просить постртжения, так что игумен, видя его усердие, согласился наконец принять его и после многих назидательных бесед и наставлений, удостоил его ангельского образа, нарекши вместо Симеона Симоном. Это было в 1610 году, когда уже Симону было 24 года от роду. Несказанно рад был Симон своему новому званию, всецело отрекшись от своей воли, он совершенно подчинил себя воле старца-руководителя и со всею ревностью и с юношеским жаром предался иноческим подвигам, безропотно исполнял все тяжелые монастырские работы, заменял старших и старался услужить каждому из брани, непрестанно повторяя в сердце своем слова псалмопевца: «виждь Господи смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя» ( Nc. XXII, 18 ). Для большего умерщвления плоти он носил под одеждою на голом теле жесткую и тяжелую власяницу. Чрез несколько времени игумен назначил ему определенное занятие в поварне и пекарне. Здесь в молчании приготовляя пищу братии и смотря на огонь в печи, Симон представлял в своем уме огонь геенский, ожидающий грешников, и со слезами молил Матерь Божию избавить его от него; сколь ни утомительно и не трудно было возложенное на него послушание, так как он сам должен был и дрова рубить и воду носить, он никогда не оставлял церковной службы, являлся к ней первым и выходил последним. Постелью для него служила голая земля, когда утомленное тело его требовало отдохновения, но часто он и того себе не дозволял, проводя всю ночь в бдении и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По прошествии лет 50 и более при Симоне, архиепископе вологодском и белозерском (1664–1685 г.) когда уже не стало в монастыре современников пр. Иосифа и очевидных свидетелей его богоугодной жизни, часовня, построенная им наскоро и уже обветшавшая от времени, была разобрана. Неизвестно, что было побудительною к тому причиною и кто был тот настоятель, который дерзнул оказать такое неуважение к св. месту явления иконы Богоматери и к памяти преподобного, лишив его гроб ограды и крова. Списатель жития преподобного так рассказывает об этом обстоятельстве со слов иеромонаха Кириллова монастыря Авраамия, бывшего в молодости пономарем Заоникиева монастыря в то время. «Попущением Божиим, грех ради наших, наветом диаволим, по навождению некоторых, молитвенный дом, сиречь часовню, идеже гроб преподобного, разломали и разметали в грязь и гроба благолепие отъяся и тако беспамятен нам многое время оставлен бысть, мнози же от православных жалостью о сем скорбяху. И егда некий монах, ревностью влеком, оную часовню паки собра на том же месте, обаче остави ю непокровенну и дверей неимущу, страха ради навету гроб украсити не смея». Даже когда новое поразительное чудо ознаменовало св. место погребения дивного труженика, именно когда во время пожара, испепелившего обе монастырские церкви со всем находившимся в них имуществом и утварью и угрожавшего величайшею опасностью и прочим монастырским постройкам, – ветхая часовня преподобного, находившаяся вблизи церквей и так сказать окруженная пламенем, не только осталась целою и невредимою, но и найден был в ней стоящим чудотворный образ Божией Матери, которого никто не выносил из церкви и все считали его сгоревшим – и это новое чудо не обратило на часовню внимания монахов и не внушило им уважения к месту погребения преподобного. Мало того, когда стали возить лес для постройки новой церкви на место сгоревших, то будто бы ради тесноты места, часовню снова сломали и склали в груду, таким образом могила преподобного много лет, оставалась открытою для дождя и снега, попираемою людьми и животными, пока наконец казначей Пахомий не приказал поставить ее как была.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда она сказала ему: отче, как мне идти? Я даже и не слыхала о такой пустыне и не знаю, где она находится, не знаю, где найти мне и образ; то старец отвечал: она недалеко от г Вологды и во всех странах далеко известна по совершающимся в ней чудесам, а я той пустыни монах Иосиф и советую тебе не отчаиваться, но иметь веру и получишь милость. Сказавши это, явившийся стал невидим. Евдокия пришла в удивление и ужас, не зная чему приписать бывшее ей видение, и от страха начала творить на лице своем крестное знамение рукою, тогда как прежде она не могла поднять и донести ее и до груди. Немного успокоившись и чувствуя облегчение своей болезни, она начала будить своего мужа и сына, спрашивая их, далеко-ли и где находится Заоникиева пустыня? Затем рассказала им свое видение и положила обещание исполнить совет явившегося ей старца, она стала и их звать с собою идти в монастырь и встав с постели, почувствовала себя совершенно здоровою. Один из братии монах Сергий, услышав от Евдокии об этом видении, подвел ее к находившимся в церкви иконам Димитрия, Игнатия и многих других преподобных и спрашивал, которому из них подобен был явившийся ей старец? Посмотревши внимательно на лики святых, она указала на изображения преподобных Зосимы соловецкого и Кирилла новоезерского и сказала, что явившийся ей старец по лицу и бороде похож на них. Мария, жена булочника Григория Михайлова Зайцева из села Ильинского Кубенской волости, три года была нездорова глазами, так что почти ничего не могла делать и помогать мужу, за что много терпела от него ругательств и брани. Однажды, когда муж ее делал калачи, она, не вынося его укоризн, с плачем и слезами подошла к столу, чтобы сколько нибудь помогать ему, – то увидела, что двери избы их отворились и в нее вошел монах, несший на груди образ Божией Матери, по всему подобный чудотворной иконе, находившейся в Заоникиевом монастыре. Образ Богоматери сиял таким необыкновенным светом, что вследствие блеска исходивших от него лучей, она не могла рассмотреть лица монаха, но слышала, что он говорил ей: «жено, имей веру и обещайся идти к сему образу Богоматери в Заоникиевскую пустыню и исцелеешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Много мучиша, наругающеся ему и ножи разбодоша св. тело его и наконец отсекоша честную главу его и повергоша тело близ его кельи. Скончася пр. Симон в лето 1641 месяца июля в 12 день, тело же его лежаше на земли многи дни никем же вредимо ни от зверей, ни от птиц и наскомых, ни от скота тамо живущего, кровь же, истекшая из св. тела его, ссядеся яко камень», говорит древний списатель его жития. Страшное зрелище представилось братии, когда они возвратились из Устюга, вопль, стоны и рыдания огласили пустынную обитель. Сколько они теперь раскаивались о своем путешествии в Устюг, сколько жалели о том, что оставили пр. старца одного в обители, иная к нему зависть и злобу крестьян, незадолго перед тем едва его не убивших. Горькими слезами омочили они опаленное, изъязвленное и обезглавленное его тело, и с благоговением поднявши его с земли, на раменах своих внесли в церковь . В тот же день один из братии снова отправился в Устюг, чтобы вызвать из Архангельского монастыря иеромонаха для погребения тела блаженного страдальца, так как в то время в пустыне не было другого иеромонаха, кроме блаженного Симона. Иеромонах Ефрем, вызванный из Архангельского монастыря, при всеобщем плаче и рыданий совершил с великою честью надгробное пение и похоронил пр. мученика по левую сторону построенной им церкви. Пр. Симону было 55 лет и 10 месяцев, когда он принял мученическую свою кончину, но он был уже сед и казался гораздо старее от постоянных, чрезмерных трудов и лишений. Убийцы пр. Симона, ослепленные завистью и злобою, думали, что со смертью его разрушится и основанная им Крестовоздвиженская Воломская обитель, а место ее достанется им, но они жестоко обманулись в своей надежде. Скоро Господь прославил Своего угодника, гроб его сделался источником благодатных чудес и исцелений и стал привлекать отовсюду множество богомольцев, так что и самая обитель стала более приходить в известность и настолько устроилась, что к роковому 1764 году в ней было уже достаточное количество крестьян (71 душа).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старец исскочив вскоре из протоки тоя, помышляше на бежание, но боляше ногою и нача слезно молитися Господу Богу и пречистй Бородице и ночи мало и уснув услыша глас: не скорби старче и не думай бежати, но пака возвратиса на дело, уповая на милость Божию. Помогает тебе пресвятая Богородица и от змия не будет тебе вреда. Старец же паки нача труждатися и прозва той исток Недума река. В болоте же том прежде змииного рода никогда не бывало и до ныне несть. И копа того непроходимого лесного болота от Лузы реки до Черного езера 900 сажен, а от Черного езера копа болота 40 сажень до Святого езера, от Святого езера до Черной речки копа 800 сажен, а та Черная речка течет из лесных дальних болот. И обратися та Черная речка тою копаною бороздою в Святое езеро и в Черное и в Лузу реку и постави старец Леонид мельницу колесную на той речке» 255 . Тот край, где поселился блаженный Леонид, был край пустынный и глухой. Он и после долго назывался «Лузскою Пермцею», т. е. частицею страны диких пермяков. Отсюда понятно, какое важное значение должна была иметь пустынь для этого дикого края в церковном и гражданском отношении. Не говоря уже о том благотворном влиянии, которое старец оказывал на окрестных жителей, как учитель веры и благочестия, своими беседами и наставлевниями, а особенно своею св. и подвижническою жизнью, его неутоимимое трудолюбие, строгий порядок в заведенном общежитии и хозяйственная во всем предприимчивость и находчивость, могли быть весьма полезны и служит примером для подражания полудиким жителям Пермцы. Поэтому пр. Леонид справедливо почитается просветителен этой заглушной стороны. Утешением для блаженного труженика были многочисленны чудеса и исцеления, происходившие от принесенной им иконы Одигитрия и служившие явным знаком милости и благоволения к нему Божией Матери. Одержимые различными недугами издалека приходили в его пустынную обитель для поклонения св. иконе Богоматери и возвращались домой здоровыми, другие, еще не бывши в обители и только давши обещание сходить в нее, получали исцеление и являлись в монастырь для исполнения своего обещания уже совершенно здоровыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С того времени болезнь начала мало по-малу проходить. Вскоре после сего, чтобы угодить мужу, Мария пошла в поле жать, хотя и с великим трудом по причине своей болезни; нажавши сноп, она села немного отдохнуть и стала думать, кто такой монах, приносивший образ, которого она почти слепая видела, а другие зрячее не видали, не тот ли, которого гроб указываюсь в монастыре. Размышляя об этом она заплакала о своей болезни и вдруг ей представилось, что она находится в монастыре как будто в какой праздник, монастырь был полон народа и кто-то ее спросил: кого она ищет, не того-ли, который приносил к ней образ и исходатайствоал облегчение от болезни? Когда она ответила, что его, то спрашивавший указав перстом, сказал ей: смотри, вот он! Она увидала, как от св. ворот шел монах с тростью, в мантии и клобук, роста высокого, с длинной и седой бородой, он шел к дверям часовни, где был погребен пр. Иосиф. Слепая хотела поклониться ему в ноги, она встала с снопа, на котором сидела, но ничего уже более не видела. После этого болезнь еще более облегчилась и она стала видеть лучше. Когда же в 1717 году пришла с мужем в монастырь и помолилась пред иконою Божией Матери, а также и в часовне при гробе преподобного, то получила совершенное исцеление. Кроме чудес, записанных в древней монастырской книг, без всякого сомнения, было не мало и других, которые до нас не дошли 237 , но сохранились в благодарной памяти народа, доныне не потерявшего своего усердия к обители преподобного и во множестве собирающегося для поклонения св. его мощам, особенно в день явления ему чудотворной иконы пресвятой Богородицы 23 июня и в депь преставления преподобного 21 сентября – Мощи пр. Иосифа почивают под спудом в каменной теплой церкви в приделе, посвященном его имени, подле левого клироса. Над ними устроена деревянная, обитая медными, посеребренными и по местам позолоченными листами чеканной работы гробница, осененная приличным балдахином. На гробнице находится образ преподобного Иосифа, писанный во весь рост и украшенный медною, отбеленною ризою с серебряным позолоченым венцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Даровитый мальчик, со вниманием слушая в церкви чтение и пение, скоро приобрел достаточное понятие о Боге и его непорочное датское сердце возгоралось истинною любовью к Нему. Где бы мальчик ни находился, чтобы ни делал – мысль об угождении Богу, глубоко запавшая в душу отрока, не оставляла его никогда. Услышавши в церкви, что нельзя служить Богу и миру, что мир во зле лежит и все, что в мире – есть похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, что даже кто любит отца или мать более, нежели Бога, тот недостоин Его, – блаженный отрок возненавидел мир и из любви к Богу решился отказаться от ласк отца и матери и пожертвовать своею любовью к ним. С этою целью тайно оставив дом своих родителей, он ушел в пустые места, не думая много о том, как и чем будет питаться и радуясь тому, что и он, подобно псалмопевцу, может сказать о себе: се удалихся бегая и водворихся в пустыни и чаях Бога, спасающего мя от малодушия и от бури (пс. LIV) и – в тишине уединения со всем жаром юного сердца предался молитве и богомыслью. Когда блаженный отрок, по окончании своих пустынных подвигов, возвратился домой, он уже не застал своих родителей в живых. Совершенно свободный подобно птице небесной, ни от кого независимый и ни кем неудерживаемый, он решился на всегда оставить родину я отправиться в Галич, наслышавшись о богоугодной жизни иноков тамошнего Воскресенского монастыря. Пришедши в обитель, он поселился у одного инока, никому не открывая своего происхождения и постоянно пребывая в посте и молитве. Благочестивый старец долго присматривался к жизни своего юного послушника и уверившись в его нелицемерном смирении и в великом терпении, возвестил о нем игумену – блаженному Стефану Галичскому, что юноша способен к иноческой жизни и достоин принятия в число монастырской братии. Казалось, что и для отрока, жаждавшего спасения души, ничего не могло быть лучше и полезнее, как пребываше в обители, вдали от соблазнов мира и приучение с юных лет к иноческим подвигам под руководством опытного наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1697 году преемник Симона вологодский и белозерский архиепископ Гавриил также имел намерение освидетельствовать мощи преподобного и докопавшись до гроба, нашел его целым и новым, но открыть не дерзнул 244 . В древней описи вологодского архиерейского дома упоминается «грамота Андрияна патриарха о свидетельстве пр. Галактиона и Герасима вологодских, писанная в 7199 (1691) году». Значит снова приказано было освидетельствовать св. мощи, но состоялось ли и это свидетельство также неизвестно. Ныне мощи пр. Галактиона почивают под спудом в нижнем этаже новой каменной Знаменской церкви, под медною посеребряною ракою, осененною таким же балдахином, на ней находится изображение преподобного во весь рост, а вблизи ее висят тяжелые его вериги, параман, шапка и цепь желзныя. На парамане высечены слова: раб Божий Гавриил во имя Отца и Сына и св. Духа обещался есми терпти до конца. Служба пр Галактиону написана в 1717 году на Унже Иваном Слободским, чтецем и певцем вологодского архиепископа Гавриила. – Знаменская Галактионова пустынь со времени построения в ней соборного храма во имя сошествия св. Духа при архиепископе Маркелле стала называться Духовым монастырем, а с 1775 года, когда, после пожара на Каменноы, переведен был сюда штат того монастыря, по указу св. Синода именуется Спасо-каменским Духовым монастырем. В рукописном житии пр. Галактиона, составленном первоначально по приказанию архиепископа Варлаама и дополненном впоследствии при архиепископе Симоне, записано 18 чудес, совершившихся при гробе преподобного уже по устроении монастыря. Укажем некоторые из них. Вотчины Угрешского монастыря, села Дюдикова, что ныне Пустыня в Вологде, некто Иоанн, по прозванию Воевода имел дочь, страдавшую черною немочью. Когда, по обещанию, привели ее в Галактионову пустыню и по совершении панихиды дали ей испить воды из колодца преподобного с землею от его гроба, – больная тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою. Гликерья, внука старца Кассиана Ильинского монастыря, отчаянно больная, вдруг сделалась совершенно здоровою, когда напоили ее водою из колодца, смешанною с землею с могилы преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010