Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Петр» найдены статьи: ПЕТР первоверховный апостол (пам. 29 июня, 16 янв.), миссионер; согласно христ. традиции, автор 2 Посланий, вошедших в состав канона НЗ ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ПЕТР (Могила) (1596 - 1647), митр. Киевский, свт. (пам. 31 дек., 1 сент.- в Соборе Винницких святых, 1 окт.- в Соборе Молдавских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых), ПЕТР (341/5 - после 392), свт. (пам. 9 янв.), еп. Севастии Армянской, брат свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского и прп. Макрины Младшей ПЕТР († посл. четв. XIII в.), ордынский царевич, чингисид, племянник хана Берке, прп. (пам. 30 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ПЕТР († ок. 403-405), молчальник, прп. Галатийский (Антиохийский) (пам. 1 февр., 25 нояб.; пам. греч. 1 февр.) ПЕТР (XV в.?), Каменский, игум. Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПЕТР (XI-XII вв.?), Киево-Печерский, прп. (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПЕТР (V в.?), прп. Пионитский, Раифский (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) ПЕТР (Полянский Петр Федорович; 1862-1937), митр. Крутицкий, патриарший местоблюститель (1925-1936), сщмч. (пам. 27 сент., в Соборе Московских святтителей, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе святых Челябинской митрополии) ПЕТР сщмч. Адрианопольский (пам. 22 янв.) - см. ст. Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и другие 377 мучеников ПЕТР († янв. 1613 (?)), Черевковский, Сольвычегодский, сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии)

http://pravenc.ru/text/Петр.html

свящ. Иоанн Верюжский Век XVII. Преподобные: Иосиф Заоникиевский, Антоний и Иоанникий Заоникиевские, преподобно-мученик Галактион Вологодский, иерей Петр Черевковский, преподобный Вассиан Тиксненский, преподобный Симон Воломский, праведный Максим Тотемский, преподобный Леонид Устьнедумский, праведный Андрей Тотемский, преподобные Тихон Крестогорский, Филипп Яиковский и Марко Блавинский Преподобный Иосиф Заоникиевский Не хощет Бог смерти грешника, но как Отец сердобольный всем желает спасения и блаженства, всех призывает к Себе, хотя не всех одинаково. Одни слышат это призывание Его еще в юности, другие в летах зрелых и старости, иных Он возбуждает от духовного сна необычайными мерами, других обыкновенными способами, этим является в знамениях и чудесах, в громах, вихрях и молниях, потрясая землю и сокрушая горы, тем – во гласе хлада тонка, в каком-либо обыкновенном событии жизни. Это дело премудрости Божией, которая знает, кого как позвать к себе, кому достаточно сказать: гряди по мне – и пойдет, кого необходимо прежде ослепить, чтобы он мог узреть истину. И блажен, кто, услышав глас отца небесного, тотчас же отзовется на него и неизменно последует ему до конца своей жизни. Таков именно и был преподобпый Иосиф Заоникиевский. Когда телесная слепота отверзла мысленные очи его сердца, и в постигшей его болезни он услышал призывающий к себе глас Отца Небесного, – то принял на себя благое иго Христово, и шествуя путем скорбей и лишений, не изнемог под бременем и не уклонился с крестного пути до самого гроба ни на десно, ни на шуее. Крестьянин Иларион – деревни Обухова Вологодского уезда, Кубенской волости – тихо и спокойно проводил жизнь свою в трудах земледелия. Не нажив большего богатства, но не испытав и бедности или других каких-либо несчастий, он счастливо прожил полвека, как вдруг его поразила болезнь самая чувствительная и тяжелая и разрушила все его благосостояние. Без всякой видимой причины заболели у него глаза и вскоре болезнь усилилась до того, что он не только не мог уже по прежнему работать, но даже и по знакомой дороге с трудом стал ходить без вожатая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР († янв. 1613 (?), с. Черевково Сольвычегодского у. (ныне Красноборского р-на Архангельской обл.)), сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии), Черевковский, Сольвычегодский. Основными источниками сведений о П. служат записи чудес у его гроба и краткая служба, посвященная святому. Подробности о жизни П. и об обстоятельствах его трагической гибели, помещенные, в частности, в «Новом Архангельском патерике», восходят к устной традиции многовекового почитания святого. Указание на его мученическую смерть имеется в составленном не позднее посл. четв. XVII в. тропаре П.: «…благодерзновенно обличил еси законопреступных ляхов свирепонаитие, сего ради и томления многа претерпел еси за благочестия исповедание даже до крове…» На основании этого свидетельства свящ. Иоанн Верюжский и др. исследователи сделали заключение, что П. погиб в годы польск. интервенции, в нач. XVII в. Наиболее ранние чудеса у гроба П., обретенного в 1656 г. около алтаря ц. во имя свт. Николая Чудотворца в с. Черевкове, не были записаны - «чюдеса же те не писаша, занеже достоверно не познаша». Паломники рассказывали о явлении им человека в священнической одежде, который повелевал прийти к его гробу и совершить панихиду. 23 июня 1657 г. Никольская ц. сгорела от удара молнии, но гроб уцелел, а сторож Лаврентий Симеонов видел ночью над ним огненный столп, «оттоле же бываемая чюдеса и писати начаша». В записи чудес, 1-е из которых датируется уже 25 июня 1657 г., сообщается, что явившийся святой сообщил исцеленным свое имя - «Петра себя именуя». Это имя фигурирует и во мн. последующих чудесах; их нумерация, очередность и степень подробности содержания в сохранившихся рукописях очень разные. В текстах описаны исцеления у гроба П. или после молитвенного обращения к нему. По наблюдениям Е. К. Ромодановской, чудеса можно отнести к особой жанровой разновидности, существование к-рой прослеживается в памятниках сибирской и севернорусской агиографии и характеризуется сходной сюжетной завязкой, а также тесной связью лит. текста с деловой письменностью («сказками» и протоколами), при этом герой повествования остается анонимным.

http://pravenc.ru/text/2580130.html

В настоящее время мы переживаем тот отрадный момент народной жизни, когда самосознание наше быстро растет и развивается. Изучение памятников старины нашей много подвинулось вперед, и чествование замечательных русских людей становится одним из нередких, отрадных явлений нашей общественной жизни. Так, торжественно был отпразднован всею Россиею 900-летний юбилей крещения России, 500-летие памяти преп. Серия Радонежского, в настоящее же время отпраздновано Ярославским краем и Москвою двухсотлетие прибытия св. Димитрия на ростовскую кафедру, юбилей Суворова, Пушкина, Гоголя, Жуковского и др. многие. Памяти канонизованных святых справляются торжественно, некоторых же – всею Россиею. Но кроме канонизованных святых, число коих величественно – более трехсот, есть у нас особый великий числом свыше не одной тысячи лиц: сонм мужей и жен – отечественных подвижников и подвижниц благочестия, называемых часто «неканонизованными святыми». Заслуга их пред Россиею велика: одни из них были венценосцы, своими царственными трудами ковавшие величие родины, напр. Димитрий Донской; другие святители: Симеон Смоленский, Трифон Ростовский; иные: преподобные мужи и жены: Амвросий Оптинский , Серафим Саровский , Максим Грек ; юродивые: Ксения на Смоленском – в С.-Петербурге, праведные иереи: Иоанн Елецкий, Петр Черевковский и мн. др. Особенно богат такими славными сынами прошлый XIX век, давший очень много и до 1903 г. пр. С. Сар. подвижников и подвижниц благочестия из всех слоев общества – преимущественно из простого народа. Все эти мужи и жены были, поистине, строителями Русской земли – продолжателями дел предков. К этому сонму до 1896 г. принадлежал и св. Феодосий Черниговский. Многие из них и жизнь свою запечатлели страданием за Христа и родину. А обильные чудеса, источаемые многими из них, сколько врачуют недугов и душевно обновляют и передать невозможно. Народ наш глубоко чтит память их, посещает их могилы, украшает их по силе своего разумения, назидается уроками из жизни их. Но к сожалению это чествование носит характер случайный, робкое не везде и не всегда одинаково−правильное, часто обходимое другими слоями общества с пренебрежением, недоверием, порицанием; иногда и духовная власть несочувственно относится к нему из доброго опасения не впасть в потворство суеверию. Между тем, если присмотреться к этому явлению безпристрастно на основании данных истории, вникнуть в народную психологию, вдуматься, то выяснится, что это чествование непротивно учению нашей Церкви, далеко оно от суеверия, величаво по своей простоте и задушевности, благотворно в развитии нашего народа в духе православия и строго национальном. Об этом мы и скажем здесь несколько слов. I. Почитание мест погребения подвижников благочестия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Петр Черевковский, св. - житие Пётр Черевковский (+ 1613), иерей, священномученик, местночтимый святой Архангельской епархии. Память 9 июля (Архангельск.), в Соборе Вологодских святых. 1613 г. Русский Север переживал трудные времена: на Онеге, Северной Двине, Вычегде орудовали шайки грабителей-ляхов, «литовских воровских людей». Одна из таких банд под началом атамана Яцкого двигалась от Холмогор вверх по Северной Двине в направлении на Великий Устюг. На пути Яцкого лежало Черевково. Когда банда ворвалась в село, иерей Петр служил в местной Никольской церкви литургию. Святотатцы схватили священника, пытавшегося их образумить и остановить, привязали к конскому хвосту и влекли его по улицам села до тех пор, пока иерей не расстался с жизнью. Прошло более сорока лет, имя Петра и место его захоронения были практически забыты. В 1656 г. на кладбище Черевковской церкви из земли показался гроб, а многим прихожанам стал являться человек в священническом облачении, приказывающий им сказать местным священникам, чтобы те совершали панихиды над появившимся из земли гробом. Стали происходить и чудесные исцеления некоторых крестьян, приходивших к гробу и совершавших над ним молитвы. Церковный причт поначалу скептически отнесся к сообщениям прихожан, пока 23 июня 1657 г. от удара молнии не загорелась местная церковь. Одна из горевших стен церкви обрушилась на гроб, покрыв его пылающими головнями. Каково же было изумление свидетелей пожара, когда они увидели, что неведомый гроб уцелел в беспощадном огне. Еще более смутило умы причта и прихожан сообщение церковного сторожа, который поведал, что ночью 24 июня его привлекло сияние, исходившее от гроба. Когда сторож приближался к гробу, сияние исчезало. Стоило ему отойти – сияние возобновлялось вновь. Цепь чудесных явлений и событий заставила даже самых ярых скептиков поверить, что гроб принадлежит мученику Петру, который не только смертью, но и всей своей жизнью являл пример праведника. Вскоре над гробом была воздвигнута часовня, а все случаи чудесных исцелений стали тщательно записываться. В книге священника Иоанна Верюжского «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии» говорится, что с момента пожара в 1657 г. и вплоть до 1718 г. было зафиксировано 48 чудесных исцелений от гроба Петра Черевковского, десять из них приведены в книге.

http://pravicon.com/info-3209

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ПАСОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Пасовская Цареградская; отдельного дня памяти нет), чудотворная, находится в ц. Рождества Христова с. Уланок Суджанского р-на Курской обл. ПАСХА в правосл. Церкви, а также в атолич. Церкви, нехалкидонских вост. Церквах и большинстве протестант. конфессий - главный праздник года церковного, посвященный торжественному воспоминанию Воскресения Иисуса Христа ПАТРИАРШИЕ ПЕВЧИЕ (дьяки и подьяки), в Др. Руси - церковные певцы, из к-рых состоял хор Митрополита (впосл. Патриарха) всея Руси ПАФНУТИЙ (2-я четв. XIII - 1-я пол. XVII в. (?)), прп. (пам. 15 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, затворник, в Дальних пещерах почивающий ПАФНУТИЙ [Пырвеску; Пырву Муту, Пырву Зуграв], известный румын. иконописец (1657 - авг. 1735), прп. (пам. румын. 7 авг.) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) ПАХОМИЙ († 1384), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской, прп. (пам. 15 мая, 23 янв.-в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ПАШКЕВИЧ (Паскевич) Василий Алексеевич (1742 или ок. 1749? - 1797), рус. композитор, скрипач, певчий, педагог ПЕЛАГИЯ Ивановна Серебренникова (Серебрян(н)икова; 1807-1884), блж. Дивеевская (пам. 30 янв. и в Соборе Дивеевских святых) «ПЕРИВЛЕПТА» («видная отовсюду», «всесторонне прекрасная», «восхитительная»), один из устойчивых эпитетов Божией Матери ПЕТР (Могила) (1596 - 1647), митр. Киевский, свт. (пам. 31 дек., 1 сент.- в Соборе Винницких святых, 1 окт.- в Соборе Молдавских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых), ПЕТР († посл. четв. XIII в.), ордынский царевич, чингисид, племянник хана Берке, прп. (пам. 30 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ПЕТР (XV в.?), Каменский, игум. Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПЕТР († янв. 1613 (?)), Черевковский, Сольвычегодский, сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии) ПЕТР Алексеевич Мичурин (кон. XVIII в. - 1819), пустынножитель, прав. (пам. 4 марта, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в последнее воскресенье авг.- в Соборе Кемеровских святых) ПЕТР АФОНСКИЙ (IX в.), почитается как первый отшельник и основатель монашества на Афоне, прп. (пам. 12 июня и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_54.html

Архангельского и Холмогорского Тихона (Степанова) стала совершаться в храме в с. Черевкове в дни памяти святого. Имя П. возглашается на литии и на отпусте во время богослужений в храмах Красноборского благочиния и в некоторых др. храмах епархии. Текст акафиста П. утвержден решением Синода от 25-26 дек. 2013 г. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор святых Архангельской митрополии, установленный по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2017 г. Изд.: Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О некоторых особенностях сибирской и севернорус. агиографии//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 143-159; Чудеса святаго сщмч. иерея Петра, черевковского чудотворца/Подгот.: Р. П. Биланчук// Власов А. Н. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотв. иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI-XVIII вв.: Тексты и исслед. СПб., 2011. С. 690-707. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих, прославленных церковию и местно чтимых/Публ. Н. Суворова//Вологодские ЕВ. Приб. 1864. 1. С. 19. 65; Верюжский. Вологодские святые. 1880. С. 628-637; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 456; Голубинский. Канонизация святых. С. 338; Пащенко Е. В. Новый Архангельский патерик: Очерки о церк. подвижниках Архангельской обл. XIV-XX вв. Архангельск, 2001. С. 77-78; Романова А. А. Чудеса Петра Черевковского//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 257-258; Копытков В. В. Сщмч. Петр Черевковский чудотворец: История почитания, чудеса, служба/ТСЛ. Серг. П., 2007; Копытков В. В., Щипин В. И. Сщмч. Петр Черевковский, чудотворец, и история его почитания// Власов А. Н. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотв. иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI-XVIII вв.: Тексты и исслед. СПб., 2011. С. 259-277. А. А. Романова Иконография Сщмч. Петр Черевковский. Миниатюра. 1-я четв. XVIII в. (РНБ. Ф. 777. Оп. 3. 343) Сщмч. Петр Черевковский. Миниатюра. 1-я четв. XVIII в. (РНБ. Ф. 777.

http://pravenc.ru/text/2580130.html

Кроме того, сообщается об отсутствии к.-л. «актов» о Житии П. и пересказывается легенда о святом, изложенная впосл. в труде свящ. Иоанна Верюжского: «Из предания же известно, что вышеупомянутый Петр был священник Черевковской церкви; жизнь вел самую благочестивую и был особенно нестяжателен. За исправление мирских треб получал по алтыну, из коего одну долю оставлял для содержания себя и семейства, другую жертвовал в пользу церкви, а остальную отдавал нищим… в преклонных летах во время нашествия ляхов как служитель алтаря Господня и вместе как верный защитник имения церковнаго, во время священнослужения захвачен ляхами и в полном священническом облачении привязан к конскому хвосту и безжалостно влачим по улицам, от чего страдалчески и окончил свою земную жизнь» (РГИА. Ф. 796. Оп. 140. Д. 2002. Л. 13 об.). Отвечая на вопрос о том, существовало ли «дозволение от епархиального начальства» на создание иконы П., священники сочли нужным указать, что это «за давностию времени им неизвестно». Икона осталась в архиерейском доме, а позднее поступила в древлехранилище. В 1877 г. 445 жителей с. Черевкова просили о возвращении иконы, но образ так и не вернули. В наст. время он хранится в Вологодском музее-заповеднике. Список с древнего образа в 2005 г. после торжественного крестного хода был помещен в черевковской часовне (1 окт. в Черевковском приходе празднуется как день сретения иконы П.). В июле 1911 г. еп. Вологодский и Тотемский Никон при посещении Черевковского прихода разрешил установить новую раку над местом погребения П. Мраморное надгробие появилось в кон. 1913 г. В 1939 г. Троицкий храм в с. Черевкове был закрыт (ныне находится в руинированном состоянии), в часовне располагались разные учреждения, в т. ч. школьный краеведческий музей. В 1989-1990 гг. помещение частично отреставрировали, в июне 1991 г. освятили во имя П. и передали православной общине. С 2000 г. возобновилось празднование памяти П. В 2006 г. игум. Андроник (Трубачёв) составил службу П., к-рая по благословению еп.

http://pravenc.ru/text/2580130.html

Косма остановил Илариона под елью и велел ему придти туда на следующий день, обещая, что он узрит на том месте славу Божию и откроется ему тайна сокровенная. Сказавши это, Косма стал невидим. Ужас напал на Илариона, который теперь только понял кто и откуда был его спутник, – возвратившись домой он остаток дня и всю ночь провел без сна в усердной и пламенной молитве, со страхом и радостью ожидая исполнения обещанного. – На другой день, пришедши на показанное место и еще разглядывая – не ошибся ли он, и туда ли пришел – вдруг он услышал несущиеся свыше голоса поющих хвалебные песни Божией Матери и увидел идущих к нему двух световидных мужей. От страха и благоговения он пал пред ними на колена, явившееся приблизились к нему и сказали: «раб Божий Иларион иди с нами. Мы бессребренники Косма и Дамиан и «посланы к тебе Божиею Матерью, которая, за многие твои молитвы и слезы хочет даровать тебе исцеление». Поднявши его с земли, они повели Илариона к внезапно явившейся иконе пресвятой Богородицы, которая стояла в воздухе не будучи ни кем поддерживана и испускала от себя лучи подобно солнцу. Святые велели Илариону взять икону и облобызать ее. Иларион с величайшим благоговением простер свои руки к св. иконе и лишь только прикоснулся к ней своими устами, как почувствовал себя совершенно здоровым, как будто и не был болен, в то же время он услышал от иконы голос, повелевающий ему сказать окрестным жителям, чтобы они очистили то место, водрузили на нем св. крест и поставили при нем явившуюся икону. То же самое подтвердили и святые бессребренники, присовокупив, что место, ознаменованное его исцелением, и впредь будет источником исцеления для всех, с верою приходящих к св. иконе Богоматери. После сего св. бессребренники стали не видимы, а от места, на котором совершилось чудесное явление св. иконы и исцеление Илариона, разлилось благоухание на всю окрестность, и сырая и топкая дотоле дебрь сделалась удобная для жительства. Видя это Иларион от удивления и радости едва мог придти в себя и увериться в действительности случившегося с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От всего сердца он возблагодарил Виновницу своего исцеления, с благоговением целовал и омочал слезами св. Ее икону, затем поспешил известить соседних поселян об этом дивном событии и с помощью их расчистив место, пригласил от многих окрестных церквей священников с св.крестами и иконами для совершения молебных пений в честь Богоматери пред новоявленною Ее иконою. В начале на месте явления иконы он водрузил св. крест и поставил подле него чудотворную икону, как ему и было повелено, потом св. место со всех сторон обнес стенами и устроил над ними крышу, как у часовни, и сам переселился туда жить. Слава чудотворений, начавшихся от новоявленной иконы, быстро распространилась по окрестностям и стала привлекать к ней множество богомольцев. Как к неисчерпаемому источнику здравия, отовсюду стали приходить недужные к пустынной часовне Илариона и по молитве пред св. иконою получали исцеления. Св. Антоний, тогдашшй епископ вологодский и великопермский – услышав о явлении иконы и о чудесах от нее, послал туда игумена Песочного монастыря Пимена и соборного ключаря священника Иоанна Васильева Емельяновского для надлежащего исследования всех обстоятельств дела. Когда же не только все рассказы о чудесных исцелениях от иконы оказались истинными, но в присутствии самих исследователей и многих окрестных священников и диаконов, случилось новое чудо – прозрел слепец, семь лет невидевший света, – тогда святитель Антоний повелел на месте явления иконы воздвигнуть храм в честь Божией Матери и устроить при нем монастырь. Усердием окрестных жителей и неусыпным старанием и трудами Илариона храм вскоре был сооружен и при его освящении Иларион, согласно с его желанием, был пострижен в монашество с именем Иосифа. Он стал первым иноком новоизданной обители, которая вскоре наполнилась братством. Ему, как виновнику основания обители, более всех потрудившемуся в ее устроении и первому постриженнику, удостоившемуся благоволения Божией Матери, братия предлагали начальство в обители, прося его быть их руководителем ко спасению, но пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010