Продолжительна была жизнь пр. Леонида, далеко перешедшая за обыкновенный предел человеческой жизни, указанной Псалмопевцем (пс. LXXXIX, 10), но о первой ее половине, за целые 50 лет не дошло до нас никаких известий, кроме того одного, что он родился в 1551 году в новгородской области, в Благовещенском приходе Пошехонского уезда (ныне Ярославской губернии) шетинской (в рукописи щетинской) волости от крестьянина Филиппа и жены его Екатерины Благочестивые родители, воспитывая его в страхе Божием и в правилах православной веры, постарались научить его книжному чтению, что было тогда редкостью не только в бедном быту пошеховских крестьян, но и в высших классах народа. Что побудило родителей-крестьян учить своего сына грамоте, был ли он женат и как жил в довольстве или в бедности об этом решительно ничего неизвестно. Заметно только, что эти 50 лет, проведенный Леонидом в трудах земледелия, не прошли бесследно для остальной его жизни: они выработали из него человека с верным взглядом на предметы, расширили его кругозор и укрепили волю. Близость к природе и занятие земледелием, ставившее человека в полную от нее зависимость и побуждавшее земледельца надеяться честного плода ( Uak. V, 7 ) своих трудов только от щедрот Отца небесного, научили его терпению и сохранили в нем детскую простоту сердца, сделавшую его достойным духовных откровений. Неизвестно, думал ли когда Леонид оставить свои земледельческие занятия и посвятить себя иноческой жизни, но когда в 7111 (1603 г.) он увидел однажды во сне Матерь Божию, повелевавшую ему идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь и взявши оттуда Ее икону, именуемую Одигитрией, перенести ее в устюжские пределы, в усольский уезд на реку Лузу к туриной горе и построив в честь ее храм, оставаться при нем до смерти, то он, хотя и почел это видение обыкновенным сонным мечтанием и не принял его за откровение, считая себя недостойным того, однако вскоре оставил свои занятия и несмотря на свои преклонные лета, отправился в Кожеозерский монастырь 249 , устроявшийся тогда на Лопском острове, и принял там иноческое пострижение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда образ сняли с гробницы, чтобы возложить на него ризу, то некоторые, увидевши внутри ее древний памятник покрытый китайкою сочли его за самый гроб с мощами иерея Петра, будто бы снова явившийся на поверхность земли. Вследствие молвы об этом, по донесению благочинного и станового пристава, началось дело по духовному ведомству, кончившееся тем, что по распоряжении епископа вологодского Христофора, образ был снят с гробницы и увезен в архиерейский дом в Вологду, а верх гробницы заделан простыми досками и покрыт парчею. Но как святейший Синод указом от 20 октября 1860 года дозволил причту Черевковской церкви совершать по просьбе желающих по прежнему панихиды о упокоении души иерея Петра, то народ и ныне во множестве стекается в часовню в твердом уповании на молитвенное ходатайство пред Богом своего древнего пастыря мученика и почитает его покровителем своей страны, верным и близким своим помощником В апреле месяце прошедшего 1877 года 455 домохозяев Черевковского прихода подали преосвященному епископу Вологодскому Феодосию прошеше о возвращении в часовню увезенного из нее изображения иерея Петра. На этом изображении, написанном вследствие явления и приказания самого иерея Петра еще в 1718 году, он представлен старцем, украшенным сединою, в полном священническом облачении, поддерживающим левою рукою евангелие на своей груди. Вот некоторые из чудес иерея Петра, записанные уже после того, как чудесное сохранение гроба его во время пожара Никольской церкви обратило на него внимание народа. Татиана, дочь крестьянина Черевковской волости Исидора Досифеева Шашкова, долгое время страдала лихорадкою (трясавичною болезнью). Во время болезни ей является однажды во сне человек в священническй одежде и велит идти к церкви Николая чудотворца и помолиться у явившегося близ нее гроба. Явившийся назвал себя Петром и присовокупил, что если она пойдет туда, то вскоре получит исцеление. Пробудившись от сна Татиана рассказала свое сновидение родителям и когда была приведена ими ко гробу иерея Петра, то по отправлении над ним панихиды, тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ночью на 17 марта она увидела во сне монаха, который подошедши к ней, сказал: «не скорби Екатерина, муж твой служит за христианскую веру и великого государя, а сын твой Иван вскоре будет здоров, сходи с ним в Заоникиевскую пустыню помолиться пред образом Божией Матери, я житель той пустыни старец Иосиф». Пробудившись от сна Екатерина нашла сына своего совершенно здоровым. Вечером 26 июля того же года прибыли в монастырь из Вологды внук покойного вологодского архиепископа Гавриила Димитрий Иванов Борисов и жена кафедрального протоиерея Алексея – Иулиания Антипиева и привезли с собою расслабленного Давида, 30 лет не владевшего ни руками, ни ногами и не могшего даже двинуться с места. Ради позднего времени они не пошли тогда в церковь , а расслабленного перенесли на ночь в часовню и положили у гроба пр. Иосифа. Ночью, когда расслабленный находился в часовне один и начал уже засыпать, вдруг слышит голос: «встань Давид и молись о том, зачем пришел». Расслабленный от страха тотчас же вскочил на ноги, опомнившись он почувствовал себя совершенно здоровым и всю ночь проплакал над гробом преподобного, благодаря его за свое исцеление. Когда стали благовестить к утрени, Давид к изумлению всех, вышел из часовни и пришел в церковь к чудотворному образу Богоматери и положил обещание навсегда остаться в Ее обители. Евдокия Иванова, жена Григория Артемьева, крестьянина Двиницкой волости, Никольского прихода, вотчины г Волчкова, деревни Глебова, вместе с сыном своим Прокопием пришедши в монастырь, объявила пред всеми в церкви, что она Евдокия была в расслаблении и не владела ничем более двух лет, когда же она ночью в январе 1718 года лежала в постели, стонала и плакала от болезни, вдруг двери в комнату отворяются и входит монах, видением высок, поник, браду имея длинну и седу, в куколь и мантию облечен, имея в руках жезл и пришед двинув ее в плече рукою говорит ей: встань и с верою призови на помощь Богоматерь и обещайся сходить в Заоникиевскую пустыню к чудотворной иконе и исцелеешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сии вси един образ имуще жития, железа тяжкая на себе ношаху и к стене цепями приковани бяху, пищею сухою питахуся, рыбы ж и масла ни скорому и мягких яств не прикасахуся. И житие их единому Богу. Людие мнози к ним прихождаху и житие их ублажаху и пользу от них, сказывают, велию приимаху, – говорит неизвестный, но почти современный списатель сборника. В житии пр. Галактиона нет и слова о том, чтобы он уходил куда либо из Вологды. Но житие писано спустя лет 15–20 после его кончины, когда многое могло уже изгладиться из памяти. В нем ничего не сказано даже о месте( пострижения и о сане преподобного. Что же удивителного после сего, если в нем не упомянуто об отлучке Галактиона из Вологды в Борисоглебский монастырь? Быть может это было еще до его пострижения, вскоре по кончине его супруги, о чем составители или не знали или забыли. Не в Борисоглебском ли монастыре он даже и пострижен? А тождество образа жизни Галактиона с Иринархом, какого не было в вологодских монастырях, показывает, что первый не чужд был последнему и у него перенял обычай приковывать себя на цепь, что даже не одобрялось в древности. (См. житие Симеона Столпника). 240 На этого мироеда Нечая известно прошение его соседей, прихажан владычной слободы, поданное ими архиеписопу, в котором они жалуются на него за разные обиды и притеснения. 242 Деревянная церковь Знамения Божией Матери почему то построена была не над самою могилою пр. Галактиона и мощи его оставались в часовне, заменившей его келью до построения вместо деревянной каменной церкви, в которой гробница его привелась уже внутри, подле северной стены. 243 Недавно в архив вологодской консистории найдены две отписки архиепископа Симона, относящиеся к освидетельствованию мощей пр. Галактиона. Хотя он и не решают вопроса, были ли мощи пр. Галактиона свидтельствованы, за то ясно показывают, какое великое уважение и благоговение имели к нему современные Симону вологодские граждане. Помещаем здесь одну из них. Отписка вологодского архиепископа Симона митрополиту Сарскону и Подонскому Павлу в апрле 1673 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Видя, что ни сожжением церкви, ни другими многими оскорблениями и обидами они не могли победить терпения старца и заставить его удалиться из их страны, они решились наконец отнять у него царскую грамоту, чтобы потом разрушить пустынь и прогнать его, как поселившегося самовольно. Злодеи стали искать удобного для сего случая. Однажды, когда пр. Симон рубил лес в некотором отдалении от обители, к нему подошли три крестьянина, которые ласками и угрозами стали требовать у него царской грамоты и схвативши его за волосы, повергли на землю и навалили на него тяжелую колоду, угрожая ему смертью, если он не исполнит их требования, так что старец едва упросил их отпустить его в обитель за грамотою. Монастырские люди, услышавши о случившемся, бросились было искать злодев, по те успели убежать и скрыться. Не успевши на этот раз, злодеи воспользовались другим случаем. Когда приблизился праздник праведного Прокопия Устюжского, народ по обыкновению со всех сторон пошел на поклонение св. угоднику, туда же отправилась и большая часть брани немногочисленной Симоновой пустыни. Узнав об этом, злодеи не пропустили благоприятного для них случая исполнить свое жестокое намерение. Ночью они пришли в пустынь и найдя в ней преподобного, совершенно одиноким, стали бить и терзать его разными пытками, нанося ему раны железом, опаляя огнем, чтобы получить царскую грамоту. Преподобный упросил их на минуту отпустить его для отъискания грамоты, и пришедши в церковь , пал пред иконою Божией Матери, со слезами молясь Ей и поручая свою обитель Ее покрову и заступлению, – затем помолившись Господу Иисусу, чтобы послал ангела мирна принять его душу, он причастился св. Таин и таким образом приготовившись встретить страшную смерть от руки своих мучителей, он небоязненно вышел к ним из церкви. «Теперь я готов, кротко сказал он им, делайте со мною, что хотите». Как агнец среди волков стоял блаженный пред убийцами, но ни ангельская его кротость и спокойствие постнического лица его, ни святолепные седины не тронули окаменевших сердец злодеев, – подобно диким зверям они бросились на блаженного, осыпая его ругательствами и ударами; невозможно описать всего того, что вытерпел от них страдалец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Великому господину и государю моему преосвященнейшему Павлу митрополиту Сарскому и Подонскому, Симон архиепискон вологодский, святого твоего архиерейского благословения требуя и о твоем архиерействе Бога моля, нижайшее поклонение творю. Как тебя государя моего премилостивый Бог Своею благодатью в твоих архиерейских подвигах хранить? А аще волиш твое архиерейство и мне воспомянуть и премилостивый Господь Бог наш, по Своей неизреченной благости, моей грубости долготерпит: на Вологде, в дому премудрости Слова Божия, Апреля по 9-е жив, а впредь уповаю на Его щедроты. Челом бью на твоем государя моего жалованье, что о своем архиерейском благопребывании писанием возвещаешь и духовно своей любви к нам не умаляешь, наипаче простираешь. В нынешнем 181 (1673 году, апреля в 6-й день прислана ко мне на Вологду святейшего отца нашего патриарха грамота, а писана еще в январе месяце, о свидетельстве Галактиона, что на Вологде на посаде, а в грамоте написано: в прошлом де в 177 (1669) году послана ко мне блаженной памяти святейшего патриарха Иоасафа грамота о свидетельстве тогож Галахтиона, и от меня до нынешнего 181 (1673) году января по 24 день о свидетельстве Галактиона не писывано. И в прошлом в 175 (1667) году будучи я на Москве и святейшим селенским и отцу нашему московскому патриархам п преосвященнейшим российским и иных государств архиереом и всему освященному собору предлагал жития вологодских новых святых да и того Галактиона, для свидетельства: и святейшии патриархи и преосвященнейшии архиереи и весь освященный собор. рассмотря о них новых святых ничево мне иново, толко поминовение о них в обителех их велели творити. И для того против той грамоты от меня не писано. А писал я о сочинении нового жития и чудес того Галактиона о ведомости к тебе великому архиерею, да к преосвященнейшему Илариону митрополиту, да к духовнику Андрею Савичу. А ныне, по указу святейшего отца нашего патриарха и по грамоте о свидетельстве того Галактиона потщание творити стану, как вешний путь минется, незамотчав; а до того времени властей из монастырей за водами сбирать нельзя; а что явится, и о том к святейшему отцу нашему патриарху отпишу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Косма остановил Илариона под елью и велел ему придти туда на следующий день, обещая, что он узрит на том месте славу Божию и откроется ему тайна сокровенная. Сказавши это, Косма стал невидим. Ужас напал на Илариона, который теперь только понял кто и откуда был его спутник, – возвратившись домой он остаток дня и всю ночь провел без сна в усердной и пламенной молитве, со страхом и радостью ожидая исполнения обещанного. – На другой день, пришедши на показанное место и еще разглядывая – не ошибся ли он, и туда ли пришел – вдруг он услышал несущиеся свыше голоса поющих хвалебные песни Божией Матери и увидел идущих к нему двух световидных мужей. От страха и благоговения он пал пред ними на колена, явившееся приблизились к нему и сказали: «раб Божий Иларион иди с нами. Мы бессребренники Косма и Дамиан и «посланы к тебе Божиею Матерью, которая, за многие твои молитвы и слезы хочет даровать тебе исцеление». Поднявши его с земли, они повели Илариона к внезапно явившейся иконе пресвятой Богородицы, которая стояла в воздухе не будучи ни кем поддерживана и испускала от себя лучи подобно солнцу. Святые велели Илариону взять икону и облобызать ее. Иларион с величайшим благоговением простер свои руки к св. иконе и лишь только прикоснулся к ней своими устами, как почувствовал себя совершенно здоровым, как будто и не был болен, в то же время он услышал от иконы голос, повелевающий ему сказать окрестным жителям, чтобы они очистили то место, водрузили на нем св. крест и поставили при нем явившуюся икону. То же самое подтвердили и святые бессребренники, присовокупив, что место, ознаменованное его исцелением, и впредь будет источником исцеления для всех, с верою приходящих к св. иконе Богоматери. После сего св. бессребренники стали не видимы, а от места, на котором совершилось чудесное явление св. иконы и исцеление Илариона, разлилось благоухание на всю окрестность, и сырая и топкая дотоле дебрь сделалась удобная для жительства. Видя это Иларион от удивления и радости едва мог придти в себя и увериться в действительности случившегося с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стефан пр. Комельский (озерский) Тарасий пр. Глушицкий Тимофей пр. на Кубенском озере Тихон пр. Крестогорский Филипп пр. Рабангский Филипп пр. Яиковский Харитон пр. Сямженский Христофор пр. Коряжемский Феодор Всеволодович пр. князь Феодосий пр. Глушицкий Феодосий пр. Тотемский Фома Христа ради юродивый Сольвычегодский 236 В древней рукописной книге, принадлежащей Заоникиевскому монастырю и заключающей в себе сказание о явлении иконы Богородицы, о бывших от нее исцелениях, о жизни и чудесах от гроба пр. Иосифа, службы и слова на дни празднования им – путешествие Илариона со св. Космою описано так. И поидоша из церкви со святым и ядоша до деревни Дмитрикова тое же веси и постояв мало под древом липою и рече ему св. Косма: сие место не угодно есть, но идем на иное место, есть место угодное Божией Матери и от того места отидоша. И дошедше в деревню Обухово и в той деревне сташа под древом березою. В то время вышла из дому своего некая жена, именем Варвара, яже бе ему сродница. И рече ему жена: Иларионе, пел ли ты молебное пение Василию великому ? Святый же рече: Иларионе, помолчи мало, он же умолча. И нача та жена поносити Илариона неистово. И рече святый жено: жено, во истину от бе зумных еси безумная. Жена же глас слышавши, а святого невидящи, от страха побеже в дом свой. И святый рече ей: да простит тебе Господь Бог, и поидоша в путь свой до уреченного места, не дошед деревни Лусниково мало, бе бо в том месте малая поляна, мокротою исполнена и мелким лесом поросла и на том месте сташа под древом, древо же то зовомо ель. 237 В описании чудес преподобного на 97 листе написано: 1742 года Заоникиевской…. Без всякого сомнения это описание какого-либо чуда, начатое, но почему-то неконченное, что показывает и место, оставленное для его вписания. Следующее затем чудо записано уже на другом листе. 239 В рук. сборнике москов. дух. академии 1657 года под 217 (святцы 1 исчислены ученики блаженного Иринарха, затворника ростовского Борисоглебского монастыря, подвизашиеся подобно ему в затворах: 1) Иоаким в Николаевском Шартомском монастыре, 2) Дионисий в Переяславль Залесском в Никольском монастыре, 3) схимонах Корнилий в Переяславском Борисоглебском монастыре и 4) Галактион в Вологде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Облекшись весь в железо как воин в броню, блаженный Вассиан предался еще большим подвигам, стараясь до конца умертвить в себе ветхого человека, очищая и обновляя дух страданиями грешной плоти. Тридцать лет 246 таким образом подвизался преподобный в своем затворе, по апостолу «задняя забывая, в предняя же простираяся» ( Фuл. III, 13 ), каждый день начиная трудиться с таким усердием и охотою, как бы он еще ничего не делал прежде и только теперь принимался за труд и каждый день кончая так, как бы это был последний день его жизни. Подробности его подвигов остались впрочем не известны не только нам, но и современникам, так как преподобный, поминая слова Евангелия: да не увесть шуйца твоя, что творить десница (Мф. VI, 3), старался скрывать их и только уже по преставлении его узнали, какими страшными тежестями преподобный удручал себя столько лет, при жизни же его никто и не подозревал об этом. Неизвестно даже, сколько было всех лет его жизни, кроме только того одного, что достигнувши уже преклонных лет и украсившись сединами, он предузнал свою кончину, пригласил духовника своего старца Ферапонта, причастился от него св. Таин, простился с ним и сказавши: Господи, в руце Твои предаю дух мой – в радости предал Богу чистую свою душу 12 сентября 1624 года при Михаиле Феодоровиче, в пятый год патриаршества Филарета. Старец Ферапонт, свидетель блаженной кончины затворника, омочил слезами бездыханное его тело, прославляя Бога, не попускающего оскудевать на земле Своим угодникам, затем опрятавши его по монашескому чину пригласил священников окрестных церквей и с ними соборне, при множестве народа, собравшегося отовсюду, совершил надгробное пение и предал тело его земле в 10 саженях от церкви. В древнем рукописном житии преподобного записано 29 чудес, совершившихся при его гробе. Первым значится чудо, бывшее в 1647 году еще при жизни весьма многих, знавших преподобного лично, и поразившее всех своею очевидностью и важностью. Передаем его как оно было записано современником. «В лето от сотворения мира 7155 (1647) бысть в тотемском уезде, в веси Тиксне моровое поветрие, человецы и скоти умираху скоропостижною смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Получив св. икону и напутствуемый молитвами и благожеланиями всей братии, старец Леонид с радостью отправился в назначенное ему место, хотя он и не знал его и никогда не бывал в той стране. Достигши реки Лузы, он остановился близ туриной горы, при устье речки Якушицы, впадающей в Лузу верстах в 80 от Устюга. Тут находилась церковь Воскресения Христова, место это понравилось путнику, поэтому сделав себе малую хижину из древесных ветвей и хвороста, он поселился в ней и жил несколько времени, проводя дни и ночи в посте и молитве и непрестанно думая о том, как бы ему построить храм и иноческую обитель, как ему сказано было в видении. Но место было тесное, сухой земли очень мало, а кругом все болота и согры, мало того, когда местные жители узнали о намерении старца, то, дорожа землею, не только не позволи ли ему приступить к строению но и выгнали его из хижины. Сильно опечаленный, с слезами и со св. иконою в руках, Леонид оставил излюбленное им место и, не зная куда идти, пошел лесом по берегу реки Лузы и, отойдя версты две, встретился с крестьянином Никитой Назаровым, одним из самых зажиточных в окрестности. Удивился благочестивый земледелец, встретивши старца инока в таком месте, где не было никогда пути и, увидя его слезы, стал спрашивать: кто он, откуда и куда идет и о чем плачет? Леонид, припавши к ногам Никиты и горько рыдая рассказал ему все подробно, показал и самый образ Божией Матери, прося указать место, где бы вселиться и устроить храм для св. иконы. Рассказ и слезы старца тронули Никиту и он, с благоговением помолившись пред иконою, предложил ему то место, где они встретились. Несказанно обрадовался этому предложению Леонид, возблагодарив Бога и доброхотного дателя, он поставил св икону под деревом и начал рубить лес, чтобы построить себе келью. Но Никита неудовольствовался тем, что дал старцу место, он пособил старцу построить и келью, приходил к нему для бесед и молитвы пред иконою Божией Матери и посылал ему пищу. Когда окрестные жители узнали о том, то и они мало по-малу стали приходить – помолиться пред св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010