На фасаде храма мученицы Татианы при МГУ установлены доски с именами университетских святых Москва, 1 октября 2019 г.      Имена святых, учившихся и преподававших в Московском университете, появились 29 сентября на фасаде храма мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова, сообщает Татьянин День . На трёх мемориальных досках увековечена память 21 человека. «В Татьянин день 2020 года мы будем праздновать 25-летие возрождения храма. Эта дата для всех нас — служителей и прихожан, да и для всей университетской корпорации — очень важная: мы должны встретить ее со всеми нашими университетскими святыми покровителями»,— отметил настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Владимир Вигилянский на своей странице в Facebook. «Мы ждали в этом году ремонта и покраски фасада храма, чтобы повесить доски на отремонтированную стену, но ремонт перенесли на следующий год. Поэтому было принято решение повесить их сейчас», — подчеркнул отец Владимир. Напомним, что 25 января 2019 года, после Божественной литургии в день памяти мученицы Татианы, памятные доски освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии ректора МГУ академика Виктора Садовничего, членов профессорско-преподавательской корпорации, студентов и выпускников университета. Традиция почитания университетских святых зародилась в храме мученицы Татианы при МГУ одновременно с возрождением общинной жизни в 1995 году. К настоящему времени благодаря усилиям клириков, прихожан и друзей храма собрана информация о двадцати святых, в разные годы учившихся или преподававших в Московском университете. Они представляют все четыре факультета, действовавшие в начале XX века: историко-филологический, физико-математический (в том числе естественное отделение), юридический и медицинский. Все двадцать человек принадлежат к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. Из них двое — в архиерейском достоинстве (священномученики Вассиан (Пятницкий) и Петр (Зверев)), четверо — в монашеском чине (преподобномученики Владимир (Пищулин), Серафим (Тьевар), Феодор (Богоявленский), преподобноисповедник Никон (Беляев) Оптинский)), десять — из белого духовенства (священномученики Илия Громогласов, Вячеслав Занков, Сергий Мечев, Борис Назаров, Александр Орлов, Владимир Алексеевич Смирнов, Владимир Константинович Смирнов, Илия Четверухин, Владимир Амбарцумов, Петр Петриков) и четверо — миряне (мученики Михаил Новоселов, Иоанн Попов, Леонид Сальков и Димитрий Спиридонов).

http://pravoslavie.ru/124287.html

Время движется своим неудержимым ходом: умирают люди, бледнеют воспоминания. Немногие страницы, написанные живым пером очевидца, сохраняют нам очерки и краски минувшего. Рассказы о Елагинских вечерах разбросаны в записках современников; а один из них сохранил нам и облик ее гостей: в числе их бывал талантливый портретист Эмануил Алекс. Дмитриев-Мамонов. В его рисунках, составляющих так называемый Елагинский альбом, оживает перед нами этот достопамятный век, эти достопамятные люди. Вот один из рисунков: В просторной комнате у круглого стола перед диваном сидит Хомяков, еще молодой и бритый и, наклонившись что-то читает вслух. Влево от него, спокойный и сосредоточенный Ив. Вас. Киреевский слушает, положив руку на стол. Еще дальше виден затылок Панова и характерный профиль Валуева. У самого края слева, отделенный перегородкой дивана, – полный Д.Н. Свербеев, в жабо и в очках, засунув руки в карманы, тоже внимательно слушает – сочувствуя, но, очевидно, не вполне соглашаясь. Вправо от Хомякова старик Елагин, с трубкою в большом кресле; Шевырев в беседе с молодым Елагиным; а А. Н. Попов с видом некоторой нерешительности, и рядом с ним, у праваго края, Петр Вас. Киреевский спокойно набивающий трубку, и около него огромный бульдог «Болвашка». Картина эта, как большинство Мамоновских рисунков, немного карикатурна, но чрезвычайно выразительна и живописна». Однако, если Петр Васильевич ездил к брату, или к матери, или бывал в Москве, то бывал он всюду ненадолго. Его постоянным местопребыванием была его деревня «Киреевская Слободка» возле г. Орла, где умер в 1882 г. его отец. Это имение досталось ему после семейного раздела в конце 1837 года. Производство этого раздела выпало на долю Петра Васильевича и стоило ему много сил и забот. «Каков Петрик, – пишет его сестра Мария Васильевна, – совсем деловой человек сделался». Действительно, он, хотя и был с одной стороны человеком «не от мира сего», но с другой стороны свойственная ему исполнительность заставляла его действовать толково и аккуратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

И только накануне кончины о. Нектария к нему неожиданно приехал из Киева его духовный сын о. Адриан Рымаренко, который и читал над ним отходную, а потом вместе с местным сельским священником облачал его. Получив телеграмму о кончине Старца, о. Сергий немедленно приехал. Приехали также и о. Петр Петриков, о. Борис Холчев и о. Андрей Эльбсон – духовные дети Старца – и кое-кто из мирян. Кожины, муж и жена, привезли гроб и деревянный крест. Из Оптиной приехал младший келейник Старца отец Петр (простой монах), а остальные ждали в Козельске, считая, что тело Старца должны привезти туда. Незадолго до кончины Старца Мария три раза при мне спрашивала о. Нектария, где его хоронить. Он к этому времени уже почти не говорил, а отвечал нам жестами. Старец каждый раз указывал рукой назад, в сторону сельского кладбища. И каждый раз на вопрос Марии, отвезти ли его тело в Козельск, о. Нектарий отрицательно качал головой. Торжественно отпели Старца и на руках отнесли на сельское кладбище и поставили деревянный крест на могиле... Протоиерей Леонтий. О старце Нектарии (Настоятель Преображенского храма в селе Нижние Прысни) Более 30 лет назад я впервые приехал в село Нижние Прыски. По милости Божией я получил приход в этом селе, расположенном совсем недалеко от знаменитой Оптиной Пустыни. Среди прихожанок храма оказались совсем пожилые женщины, которые хорошо помнили Оптинского старца Нектария, виделись с ним, беседовали, были его духовными чадами, большими и задушевными почитателями. Вот они-то собрали около двухсот рублей денег и попросили, чтобы я поменял старую сгнившую деревянную ограду на могиле старца Нектария на новую, металлическую. Благоговейно, с душевным трепетом принял я это приношение от семидесятилетних женщин и решил поскорее взяться за дело. В Оптиной тогда было училище. С помощью рабочих удалось сделать металлическую ограду и погрузить в машину металлические бочки с водой, цемент, песок, гравий, ломы, лопаты и прочие строительные принадлежности. Отправились мы в село Холмищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

На храму при Московському державному встановили пам " дошки з святих 1 жовтня 2019 р. 16:12 29 сентября 2019 года на фасаде храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова установили памятные доски с именами святых, учившихся и преподававших в Московском университете. На трех каменных досках запечатлено 21 имя. «В Татьянин день 2020 года мы будем праздновать 25-летие возрождения храма. Эта дата для всех нас — служителей и прихожан, да и для всей университетской корпорации — очень важная: мы должны встретить ее со всеми нашими университетскими святыми покровителями», — отметил настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Владимир Вигилянский на своей странице в социальной сети «Facebook». «Мы ждали в этом году ремонта и покраски фасада храма, чтобы повесить доски на отремонтированную стену, но ремонт перенесли на следующий год, поэтому было принято решение повесить их сейчас», — добавил отец Владимир. 25 января с.г., в день памяти мученицы Татианы, по окончании Божественной литургии, которую в университетском храме возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, памятные доски были освящены Святейшим Владыкой в присутствии ректора МГУ академика В.А. Садовничего, членов профессорско-преподавательской корпорации, студентов и выпускников университета. Традиция почитания университетских святых зародилась в Татианинском храме одновременно с возрождением общинной жизни в 1995 году. К настоящему времени усилиями клириков, прихожан и друзей храма собрана информация о двадцати святых, в разные годы учившихся или преподававших в Московском университете. Они представляют все четыре факультета, действовавшие в начале XX века, — историко-филологический, физико-математический (в том числе естественное отделение), юридический и медицинский. Все двадцать имен включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской; из них двое святых — в архиерейском достоинстве: священномученики Вассиан (Пятницкий) и Петр (Зверев), четверо — в монашеском чине: преподобномученики Владимир (Пищулин), Серафим (Тьевар), Феодор (Богоявленский), преподобноисповедник Никон (Беляев) Оптинский, десять — из белого духовенства: священномученики Илия Громогласов, Вячеслав Занков, Сергий Мечев, Борис Назаров, Александр Орлов, Владимир Алексеевич Смирнов, Владимир Константинович Смирнов, Илия Четверухин, Владимир Амбарцумов, Петр Петриков, а также четверо мирян: мученики Михаил Новоселов, Иоанн Попов, Леонид Сальков и Димитрий Спиридонов. Все они в разное время учились или окончили Московский университет, либо преподавали здесь. Четверо святых пострадали в конце 20-х — начале 30-х годов, тринадцать — в период Большого террора 1937-38 годов, трое приняли мученическую кончину в начале 1940-х. Сбор информации о святых и подвижниках благочестия Московского университета продолжается.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5508073...

«Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Виктор Антонович, за многие добрые дела, которые Вы совершаете как ректор университета. С Вашим именем действительно связано открытие этого храма и в целом тесное взаимодействие университета с Русской Православной Церковью. Думаю, все это восстанавливает органическую целостность нашего общества, нашего народа. Ведь все эти разделения, которые были навязаны духом времени и политической волей, как мы теперь точно знаем, не послужили во благо. Сегодня восстанавливается соборная сила нашего народа, идет огромная работа по собиранию всех сил, для того чтобы Россия была духовно, интеллектуально, материально сильной, чтобы она могла идти своим суверенным путем, как заповедали ее великие основатели. Благодарю Вас за Ваше активное участие во всем этом делании, за все то замечательное, что происходит в стенах Московского государственного университета, являющегося высшей школой 1 в государстве Российском. Пусть благословение Божие пребывает над Вами, над всей профессорско-преподавательской корпорацией, над студенчеством и над всеми друзьями университета», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. В дар храму при Московском государственном университете Святейший Владыка передал икону святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиция почитания университетских святых зародилась в храме мученицы Татианы при МГУ одновременно с возрождением общинной жизни в 1995 году. К настоящему времени благодаря усилиям клириков, прихожан и друзей храма собрана информация о двадцати святых, в разные годы учившихся или преподававших в Московском университете. Они представляют все четыре факультета, действовавшие в начале XX века: историко-филологический, физико-математический (в том числе естественное отделение), юридический и медицинский. Все двадцать человек принадлежат к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. Из них двое — в архиерейском достоинстве (священномученики Вассиан (Пятницкий) и Петр (Зверев)), четверо — в монашеском чине (преподобномученики Владимир (Пищулин), Серафим (Тьевар), Феодор (Богоявленский), преподобноисповедник Никон (Беляев) Оптинский)), десять — из белого духовенства (священномученики Илия Громогласов, Вячеслав Занков, Сергий Мечев, Борис Назаров, Александр Орлов, Владимир Алексеевич Смирнов, Владимир Константинович Смирнов, Илия Четверухин, Владимир Амбарцумов, Петр Петриков) и четверо — миряне (мученики Михаил Новоселов, Иоанн Попов, Леонид Сальков и Димитрий Спиридонов).

http://patriarchia.ru/db/text/5360054.ht...

Грамота монахов Иверского мон-ря царю Алексею Михайловичу. 1660 г. (РГАДА. Ф. 52. On. 2. 606. Л. 1) Грамота монахов Иверского мон-ря царю Алексею Михайловичу. 1660 г. (РГАДА. Ф. 52. On. 2. 606. Л. 1) Оклад напрестольного Евангелия. Дар царей Иоанна V и Петра I. Кон. XVII в. (ризница Иверского мон-ря) Оклад напрестольного Евангелия. Дар царей Иоанна V и Петра I. Кон. XVII в. (ризница Иверского мон-ря) В 1054 г. в К-поле прп. Георгий встретился с царем Грузии Багратом IV и его матерью царицей Мариам, к-рую преподобный постриг в монахини. Царь предложил ему занять вакантную кафедру Чкондидского архиепископа, но прп. Георгий отказался. Поддержка царя и царицы позволила И. м. получить у визант. императора привилегию самостоятельно сдавать налоги в столичные ведомства, не пуская на свою территорию сборщиков налогов. Визант. император по просьбе царицы Мариам и проживавшего в К-поле груз. вельможи Парсмана (Арсения) передал И. м. 2 ежегодные ренты, каждая в размере литры золота, что в сумме с уже имеющейся имп. дотацией в 1 литру золота и с др. доходами мон-ря обеспечивало рост его материального благосостояния. Существенный доход приносил скрипторий: только переписанные мон. Феофаном рукописи принесли доход в 1,5 тыс. золотых. И. м. покровительствовали многие груз. вельможи, жившие в Византии: братья Чорчанели Парсман (Арсений) и Георгий, братья Петрик (впосл. мон. И. м. Петр) и Иоанн (впосл. архиепископ Чкондидский, занявший кафедру по рекомендации прп. Георгия), а также грузины, приезжавшие в Византию и на Афон и привозившие учтенные в «Книге агап» пожертвования (Парсман Тмогвели, григол Абусерисдзе и др.), многие из них становились насельниками И. м. ( Lefort. 1990. Vol. 2. P. 5, 15). В 1056 г. преставилась покровительница И. м. визант. имп. Феодора . Прп. Георгий при поддержке груз. царицы Мариам выхлопотал у визант. имп. Михаила VI Стратиотика разрешение оставить должность настоятеля И. м. и перебрался в монастырь прп. Симеона близ Антиохии. В 1060 г. прп. Георгий по просьбе царя Баграта IV прибыл в Грузию, где занимался воспитанием престолонаследника, царевича Георгия, стал духовником царя и его семьи, католикоса-патриарха всей Грузии Георгия III Таоэли (ок.

http://pravenc.ru/text/293365.html

Концерт хора " Возрождение " состоялся в Феодоровском соборе марта 2016 " Представители хора сами обратились к нам, - рассказал настоятель протоиерей Александр Сорокин . - В городе наслышаны о том, что в нашем храме проходят концерты, и теперь к нам нередко поступают предложения. Не могу сказать, что мы приглашаем всех - нужен определенный исполнительский уровень, которым, несомненно, обладает хор " Возрождение " . " Хор выступает в действующем православном храме впервые, - рассказала корреспонденту " Воды живой " Наталья Невская, организатор концертов и руководитель общины " Досуг " на приходе Свято-Иоанновского монастыря . - Нам приходилось выступать в Смольном соборе, когда он был еще концертным залом, выступали в лютеранских храмах - в Петрикирхе на фестивале " Поющий мир " , в церкви святой Екатерины на Большой Конюшенной… Но нынешнее выступление не идет ни в какое сравнение с предыдущими: стоять на ступеньках, ведущих к алтарю, необыкновенно ответственно, особенно остро ощущается, что поешь не просто перед людьми, а перед Богом. В основном хор исполнил духовные произведения, среди композиторов - Сергей Танеев, Павел Чесноков, Апостол Струмский, Петр Чайковский… Мы хотели исполнить гимн " Боже, царя храни " , но на этот раз просто не успели. В следующий раз, если отец Александр нас пригласит, а такая договоренность уже есть, обязательно исполним этот гимн как заключительное произведение. Мы не раз исполняли его, и что интересно - люди вставали " .  На концерт пришло около двухсот человек, стульев не хватало, люди стояли.  " Среди слушателей были не только прихожане собора, - продолжает Наталья Сергеевна, - но и члены наших семей и знакомые. Не все из них - люди церковные, и я считаю, что очень важно, что концерт был именно в храме: после концерта многие остались, пошли подавать записки, покупать книги. Сплав искусства и духовности очень важен. Для участников хора концерт был тоже воодушевляющим событием: во-первых, в соборе прекрасная акустика, во-вторых, певчие знали, что большинство публики понимает, о чем поет хор " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Монастырь этот основан в 1650 году, по благословению Киевского митрополита Сильвестра Коссова, игуменом Тарского Преображенского монастыря (в Лубенском уезде Полтавской губернии) Каллистратом, при главном участии полковника Мартына Пушкаря, который пожертвовал для этого значительную сумму, Ивана Искры и других жителей Полтавы. О том, как долго строился монастырь и какие здания воздвигнуты были в нем, не сохранилось сведений. Известно только, что в 1695 г. татары, во главе с бывшим войсковым канцеляристом Петриком, разоривши Полтаву, опустошили монастырь. В 1709 г. разорили его шведы. Заняв монастырь, не окоченный еще постройкой после предыдущего разорения, они втащили туда свои пушки и громили бастионы полтавской крепости. Одна из этих чугунных пушек сохранилась до настоящего времени и в 1858 году перенесена из монастыря в кадетский лагерь, вблизи шведской могилы. По преданию, в монастыре была временная квартира Карла XII. Близ леса, прилегающего к монастырю, расположена была шведская артиллерия; у другой опушки, по левую сторону нынешней зеньковской дороги, – ваша артиллерия. Близ первого леса стояла мельница, из которой Карл XII во время сражения посылал приказания. Невдалеке от этого монастыря Карл XII, при объезде своих аванпостов, 25 июня, ночью, ранен казаками пулей в ногу. Известно также, что во время самой битвы Петр Великий отрядил три батальона под начальством полковника Головина к монастырю, для сообщения с Полтавой. После полтавской битвы монастырь опять был отстроен полтавским полковником Василием Кочубеем, сыном известного в истории Малороссии Василия Леонтьевича Кочубея, за что отдано было строителю монастыря урочище Требы с лесом, сенокосом и мельницей, перешедшее впоследствии во владение помещика Ивана Андреевича Базилевского. В 1822 году, 19 июня, многие здания монастыря значительно повреждены были бурей; повреждения эти вскоре были исправлены бывшим тогда настоятелем архимандритом Иосифом Ильицким на сумму, отпущенную правительством, по ходатайству малороссийского генерал-губернатора князя Николая Григорьевича Репнина-Волконского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Петра. Последний из патронов был особенно влиятелен при дворе, ибо приходился родственником императрице со стороны жены. 73 Тем временем немецкий храм св. Петра благоукрашался, однако на это требовались большие средства. В записках И.Г. Георги сообщается о том, как проводился сбор пожертвований на церковные нужды. По словам немецкого автора, лютеранские приходы должны были «пещись о соблюдении церквей в хорошем состоянии и доставлении всех нужных к тому денег из складчин, которые около нового года во всяком приходе особливо собираемы бывают; из найма церковных домов и мест; из доходов погребальных и с кораблей, из коих каждый к иностранному какому купцу адресованной платит по 5 рублей и пр. Попечения же о экономических делах каждого прихода возлагаются на особое собрание, которое состоит из одного знатного покровителя церкви и нескольких старшин и настоятелей» 74 . Императрица Анна Иоанновна подарила 1 тысячу рублей на орган. Первый раз сведение об органе, предназначенное для широкой публики и потому отпечатанное в «Академических ведомостях», появилось в 1737 году. 29 ноября этого года происходила постановка нового большого органа в немецкой церкви Петра и Павла. Орган был пожертвован Минихом, и об этом событии, имевшем значение для немецкой колонии Петербурга, оповестили и все население империи. Оповещение было сделано понятно почему: всевластный Бирон был лютеранин по вероисповеданию. 75 В первый раз на нем играли 27 декабря 1737 года в присутствии великой княжны Елизаветы Петровны, герцога Брауншвейгского Антона-Ульриха, герцога Курляндского и других высших сановников. В украшении Петрикирхе принимали участие многие зарубежные мастера и художники. Одним из них был швейцарец из Санкт-Галлена Иоганн Гзелль (ск. в 1740 г.). 76 Вот что сообщал директор отделения изящных искусств при Академии наук Якоб Штелин (1712–1785) об этом художнике. «Петр Великий взял его в Амстердаме на службу (1716 г.) и отправил его с семьей на русском купеческом корабле в Петербург … В большой лютеранской церкви в Петербурге еще можно видеть прекрасную алтарную картину («Преображение Христа») и под ней ночной мотив – «Тайную Вечерю», а вокруг алтаря на балюстраде хоров – четырех евангелистов и 12 апостолов, поясные портреты в натуральную величину, писанные с натуры» 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

составитель Сергей Фомин Батюшкина любовь. Священник Георгий Тревогин После закрытия духовных школ лица, стремившиеся отдать себя служению Церкви, стали готовиться к пастырству на практике подле видных пастырей, следуя их слову, и воспитывались на их примерах. Особым авторитетом пользовался батюшка о. Алексей. И в его храме собралось несколько священнослужителей – молодых священников и диаконов. В 1919 г. принял священство сын Батюшки о.Сергий (Сергей Алексеевич): во диакона он был посвящен в Вербное Воскресение 26 , а в сан иерея – в Великий Четверг 27 . Обладая глубоким умом, о.Сергий унаследовал от отца широкое пламенное сердце и ревностно вступил на служение Церкви. Очень скоро к нему присоединились о.Сергий Дурылин 28 , за ним пришел о.Петр [Петриков] 29 , о.Лазарь Судаков, диаконы о.Владимир Сысоев 30 , о. [Сергий] Толстой (внук писателя) и другие. Особенно был близок Батюшке о. Алексею о.Лазарь своим смирением и кротостью. О.Лазарь обратился к Батюшке за благословением ехать в Нилову пустынь 31 и принять там монашество. Батюшка оставил его у себя: «Ты – рыжий и я – рыжий, – простодушно сказал Батюшка, – давай вместе служить. У нас будет свой монастырь». Отец Лазарь принял к сердцу Батюшкины слова, сделался его искренним и преданным послушником. Любил о.Лазарь молитву: часто, когда в храме служил очередной священник, о.Лазарь, чтобы ему не мешать, служил у себя на квартире 32 всенощную, куда собирались многие из сестер и братьев маросейского храма, также и его духовные дети, заполняя собой не только его комнату, но и коридор и прихожую. Кроткий и тихий, он всего два года прослужил с Батюшкой. Страдая пороком сердца, он скончался внезапно. В 1922 г. рано утром, собравшись к Литургии в самый праздник Рождества Христова. Он упал, чтобы больше не подняться. Этот последний пост он чувствовал себя физически особенно плохо, но как будто предчувствуя близость конца, пожелал неопустительно ежедневно служить до самого праздника, и служил все 6 недель, никому не жалуясь на свое недомогание. В сочельник он был у Батюшки, глубоко и сокрушенно исповедался, а утром перед началом Литургии Великого Праздника неожиданно вышел на амвон о.Сергий и провозгласил о.Лазарю «Вечную память».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010