Сентября 15 (28) Священномученик Петр (Петриков) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Петр родился 19 января 1903 года в городе Можайске Московской губернии. Его отец, Сергей Петрович Петриков, родился в 1873 году в селе Енкаево Темниковского уезда Тамбовской губернии; в восемь лет он остался сиротой, работал батраком и пас в селе скот, затем поступил в солдаты, а после окончания службы остался в Москве. Добрые люди помогли ему получить образование, и он поступил работать на железную дорогу. Был сначала сторожем, конторщиком, а затем помощником начальника станции Тучково Александровской железной дороги. Мать священномученика Петра, Татьяна Михайловна, происходила из семьи самарских купцов. Когда Сергей Петрович получил должность помощника начальника станции, его семье выделили большой участок земли и помогли выстроить дом. Когда Петру было восемнадцать лет, он обратился к комиссару здравоохранения Н. А. Семашко с прошением о содействии в приеме на медицинский факультет Московского университета: «Первые годы жизни моей пробежали быстро, быстро… В 7 лет поступил я во 2-й класс приходского училища при станции Батюшково Александровской железной дороги. В связи с переводами моего отца учился я в Батюшкове, Вязьме, Кубинке, затем поступил в реальное в городе Можайске, где и прожил еще 7 лет вдали от семьи… Осенью 1920 года очень хотел поступить на медицинский факультет университета; помешала главным образом болезнь отца: его к этому времени разбил паралич… Отца лечили в университетских клиниках: теперь служит опять помощником заведующего станции Тучково. Во время болезни отца зимой 20–21 года пробовал учиться телеграфу: необеспеченность семьи помешала занятиям… Можно прибавить еще: я занимался и занимаюсь искусствами – пишу стихи, очерки… рисовал… но теперь уже год не имею возможности брать палитру; больше других видов искусств люблю музыку, но заниматься музыкой не было возможности… Творчески-вдохновенный, порывный, сознаю я и чувствую близость цельности душевной, так сказать; начинает формироваться и строго очерчиваться личность моя. Источники вечной юности и радости открываются во мне…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сотрудники НКВД формулировали преступную деятельность арестованных таким образом: «После принятия сталинской конституции участники контрреволюционной нелегальной церковномонархической организации активизировали свою контрреволюционную деятельность, в феврале 1937 года в городе Москве несколько раз созывали нелегальные собрания участников контрреволюционной организации… Были приняты решения активизировать… организационную работу среди верующих… насаждать на местах контрреволюционные ячейки из духовенства, монашества, возвратившихся из ссылки… создавать тайные молитвенные здания. В этих целях… было приобретено и арендовано несколько домов в городе Можайске, Малом Ярославце, Кимрах, где были поселены возвратившиеся из ссылки монашество и духовенство». 11 и 13 апреля следователь допросил священника. На большую часть вопросов отец Петр отзывался незнанием и плохой памятью. 10 мая следователь снова допросил священника, задав почти те же вопросы. Но и на этот раз он также отозвался незнанием, категорически заявив, что никаких политических разговоров не вел. Следователь допросил в качестве свидетеля одного из жителей города Можайска, с которым отец Петр познакомился на этапе, и тот показал, что священник совершал в своей квартире в Можайске богослужения, на которых в качестве псаломщика была его духовная дочь, на этих же богослужениях присутствовали и заезжавшие к отцу Петру знакомые ему священники. Он также показал, что священник Петр Петриков «принадлежит к так называемому течению «истинно-православной церкви», которое по своему содержанию является крайне реакционным и антисоветским». В июле стало известно о предстоящих новых массовых арестах, и потому окончательное решение участи отца Петра и всех арестованных было отложено. 26 августа был допрошен дежурный свидетель из числа священников, который показал, что знает Петрикова как антисоветски настроенного и ненавидящего советскую власть и партию. 21 сентября 1937 года следствие было закончено. Отца Петра обвинили в том, что он будто бы «являлся участником контрреволюционной церковно-нелегальной организации, являлся руководителем Можайского филиала, организовывал тайную домовую церковь у себя на квартире, где периодически собирались его единомышленники из города Москвы и из других мест».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И действительно, как говорили в семье, отец Петр был молчалив настолько, что его мама, Татьяна Михайловна, однажды даже начала беспокоиться о его здоровье. Хотя, на самом деле, здоровье у него было слабое, он как-то даже ездил на лечение в Сочи и просил Веру Миранович его сопровождать. — А удалось найти фотографии? — Несколько удалось найти, сейчас они опубликованы в журнале «Ныне и присно» за 2009 год. Кроме того, около солеи в храме Бутовских мучеников есть икона отца Петра, также и в нижнем храме. Там иконы, расположенные по датам расстрела: 27 сентября вместе с отцом Петром было расстреляно три человека. А в верхнем храме — фреска, которая изображает его во весь рост: отец Петр (Петриков) изображен рядом со святителем Лукой Крымским. «Я редко видела столь чисто русское красивое лицо!» — Расскажите, пожалуйста, о себе. В каком окружении вы росли, что это было за время в стране. Знали вы ребенком о вашем родственнике, как жили с этим знанием? Действительно ли, на ваш взгляд, в России был богоборческий режим? Ведь не секрет, что сегодня многие наши соотечественники по-разному воспринимают и то время, и те жертвы, которые приносились на алтарь коммунизма. — Знаете, мы очень тяжело пережили этот период. Мы — это моя мама, бабушка и моя сестра Татьяна. Это было время голодное, трудное. Я помню, что в школу я ходила в старом платьице. Пришла какая-то помощь из Америки, и мне досталось синее шерстяное платьице, не новое, но в хорошем состоянии, и я была просто счастлива! Мы тогда сильно голодали. Как-то я маму спросила (ребенком же еще была совсем): «А что у нас сегодня на третье?» Мама взяла ремень: «Вот тебе — на первое, еще раз — на второе. Ну, как, хочешь третьего?!» Конечно, я сказала, что не хочу… В то время мы скитались по городам и весям страны, по разным местам, доехали как-то даже до Урала (до Магнитогорска). Повсюду жить было очень сложно. Иногда, помню, ели суп из картофельных очисток. Бабушка где-то находила мерзлую картошку, выкапывала ее и была рада, что сможет сегодня нас накормить. Конечно, мои «аристократические» замашки тогда маму чрезвычайно возмутили, я это помню!..

http://pravoslavie.ru/106351.html

— Мне кажется, что да, боялась. Потому что мученики, такие, как отец Петр (Петриков), утверждали Церковь. Наша Церковь стоит на крови мучеников. — Но чем они были опасны для безбожной власти? — Тем, что говорили правду! — Они ведь не касались политики… — Да, не касались. Даже отец Петр, мой дядя, говорил: «От разговоров на политические темы прошу меня освободить, так как я в этих вопросах ничего не понимаю». — Так чего же боялись? — Они обличали власть в том, что свободы-то как таковой в стране у нас нет! Отец Петр говорил: «Я имею право, как священнослужитель, верить во что бы то ни было. Я верю в Бога, и от этой веры в Бога меня никто не сможет отлучить! Верой в Бога не могу пожертвовать никому, кто бы и когда бы от меня этого ни потребовал!» Рейтинг: 10 Голосов: 643 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 28 сентября 2019, 13:38 Спасибо!было интересно почитать. Svetlana 28 сентября 2017, 09:03 Как жаль, что нашим школьникам никогда не узнать о настоящих подвигах наших соотечественников. О настоящих героях! Ничего не имею против Чапаева и Будённого! Но, дорогие, разве можно сравнивать подвиг мучеников за веру?! А сколько погибло просто трудолюбивых и богобоязненных, честных тружеников!!!? К сожалению, умалчивают до сих пор о наших Настоящих героях!! Нам есть кем и чем гордиться.., но наше поколение уезжает жить на Запад и продаёт свою страну и ничего не ценит и не знает о Родине и что значит любить свою Родину и Отечество ! С уважением. Людмила 16 сентября 2017, 21:56 Уважаемая Ольга! Не обязательно иметь доступ к архивам, чтобы получить сведения о репрессированном родственнике. Рекомендую обратиться в Главный Информационный центр МВД РФ с подробным письмом-запросом, в котором сообщить максимальную информацию о Вашем дедушке Андрееве И.В. Алина 15 сентября 2017, 23:49 На днях впервые съездила на Бутовский полигон. Почитала об истории этого места, об арестах и расстрелах. По дороге с полигона домой наша обыденная реальность казалась просто инопланетной: накрыло чувство какой-то благодатной и скорбной тишины. То есть эта страница истории нашей страны стала доходить до сердца, до души!

http://pravoslavie.ru/106351.html

Таинство жизни нарушено: ты не угоден – расстрел. Вздрогнуло с ужасом Бутово, став усыпальницей тел. Нет ни сестры и ни матери, близкого нет никого. Душу восприняли ангелы – мир опустел и замолк… Бутовский полигон Бутовская земля верно хранит смертное объятие умученных священников − иерея Петра Петрикова и иеромонаха Андрея (Эльбсона), единодушных и единомышленных братьев во Христе. Вычеркнутые из земной жизни кровавым росчерком безбожия, друзья засияли вместе в лоне Небесной книги, имя которой ВЕЧНОСТЬ. Когда на пороге третьего тысячелетия началась канонизация мучеников за веру, определением Священного Синода от 17 июля 2002 года к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской был сопричислен Бутовский мученик священник Петр Петриков. Тогда же в Русской Православной Церкви возникла и добрая традиция: в 4-ю субботу по Пасхе Предстоятель Церкви возглавляет служение Божественной литургии под открытым небом на подмосковной Голгофе – Бутовском полигоне. Богослужения бывают необыкновенно торжественными, праздничными и светлыми, их участники словно христосуются с теми, кто шагнул отсюда в вечность. Светлая весна воскрешает и очищает багряную осень…  Здесь и далее цитаты из брошюры: Храм святителя Николая в Подкопаях и Бутовская Голгофа. Свмч. Петр Подкопаевский/Сост. Ковалевой И.И., Федюкиной Е.В., Якушова В.В. М.: СофтИздат, 2012.  Несколько лет служил на Антиохийском подворье в Ипатьевском переулке (в храме священномученика Ипатия Гангрского).  Не сохранился (стоял в Ипатьевском переулке, окончательно уничтожен в 1967 г. при строительстве здания для ЦК КПСС).  Две из них – инокини Валентина (Засыпкина) и Вера (Рожкова) – вместе со священниками приняли мученическую кончину на Бутовском полигоне. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии И. 12 декабря 2019, 15:19 Святые новомученики, от безбожной власти убиенные, молите Бога о нас! И ведь до сих пор немало людей, именующих себя " православными " , но при этом тоскующих по этой самой людоедской коммунистической власти. Что в головах у людей?

http://pravoslavie.ru/126279.html

Московский храм святителя Николая в Подкопаях стал объектом культурного наследия Москва, 17 апреля 2014 г.      К Дню охраны памятников и исторических мест 18 столичных объектов получили статус памятников культурного наследия, сообщил руководитель Мосгорнаследия Александр Кибовский. В частности, статус памятника получили доходный дом А.Синицына в Благовещенском переулке, объекты детской больницы Святой Ольги в Орлово-Давыдовском переулке, воспитательный дом на Москворецкой набережной, доходный дом Плещеевых в Гусятниковом переулке, церковь Николы в Подкопае в Подкопаевском переулке, особняк В.Мельникова в Волковом переулке, сообщает Интерфакс-Религия. Храм упоминается в летописи с 1493 года. Название местности Подкопай связано с деятельностью людей, которые добывали глину, подкапывая холм. Каменный храм числится с 1629 года. Существующее здание возведено в середине XVII века. «Жизнь храма можно уподобить горящей свече. Наша подкопаевская свеча загорелась в Белом городе, за Китайгородской стеной, почти шесть веков назад», — говорится на сайте храма . У этого храма, как и у многих непростая судьба: «После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. Так и стал наш Подкопай Александрийским подворьем. Привели его тогда в надлежащее благолепие и снабдили всей необходимой утварью. В 1858 г. храм Свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма. Однако, испытаниям только суждено было начаться. Приближался ХХ век...» Священномученик о. Петр Петриков Пришло время скорбей, которое принесло храму четырех новомучеников. «Новомученики храма святителя Николая в Подкопаях — это священномученик о. Петр Петриков, настоятель храма иеромонах Андрей (Эльбсон) и две тайные монахини Валентина (Засыпкина) и Вера (Рожкова). Их арестовали вместе с другими членами общины по «делу» епископа Арсения (Жадановского), бывшего настоятеля Чудова монастыря в Кремле, в канун праздника Тройкой УНКВД они были приговорены к расстрелу по статье 58-10 УК РСФСР «за активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов». В праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября 1937 г., приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне». 17 апреля 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/70039.html

Сщмч. Петр Петриков, свящ. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Сергеевич Петриков (19.01. 1903, г. Можайск Московской губ. (ныне Московской обл.) - 27.09. 1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 15 сент., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи конторщика (впосл. помощника начальника ст. Тучково Московско-Брестской железной дороги). Учился в приходском уч-ще на ст. Батюшково Московско-Брестской железной дороги, затем в Вязьме Смоленской губ., с. Кубинском Верейского у. Московской губ., на ст. Мещёрская Московско-Брестской железной дороги, а с 1913 г.- в Можайском реальном уч-ще (с 1918 единая трудовая школа 2-й степени). В 1919 г. параллельно с обучением в трудовой школе посещал занятия во время общеобразовательного триместра и сдал экзамены в Московской горной академии. В 1920 г. окончил Можайскую единую трудовую школу. Зимой 1920/21 г. учился в школе телеграфистов, но не окончил ее из-за болезни отца. Летом 1921 г. вел крестьянское хозяйство в доме у родителей и зарабатывал шитьем обуви. В том же году П. по ходатайству наркома здравоохранения Н. А. Семашко был принят без экзаменов на медицинский фак-т 2-го Московского гос. ун-та. Был одним из лучших студентов, получал стипендию 1-й категории. Весной 1922 г. вслед. переутомления от занятий перенес нервное заболевание. После 2-летнего лечения в амбулатории при железнодорожной больнице пришел к вере. По инициативе П. в Можайске был создан Союз христианской молодежи. Познакомившись с прп. Нектарием (Тихоновым), стал его духовным сыном. В июне 1925 г. Можайским еп. Борисом (Рукиным) рукоположен целибатом во диакона и в том же году местоблюстителем Патриаршего престола Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) - во иерея. В Москве П. не имел прихода и служил в храмах, помогая знакомым священникам, в т. ч. в 1925-1926 гг.- в Вознесенской ц. на Ильинке - на подворье Антиохийской Православной Церкви и с 1928 г.- в Николаевской ц. в Подкопаях - на подворье Александрийской Православной Церкви . В марте 1931 г. назначен в храм во имя свт. Николая в Клённиках.

http://pravenc.ru/text/2580200.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 15 (28) Священномученик Петр Петриков Священномученик Петр родился 19 января 1903 года в городе Можайске Московской губернии. Его отец, Сергей Петрович Петриков, родился в 1873 году в селе Енкаево Темниковского уезда Тамбовской губернии; в восемь лет он остался сиротой, работал батраком и пас в селе скот, затем поступил в солдаты, а после окончания службы остался в Москве. Добрые люди помогли ему получить образование, и он поступил работать на железную дорогу. Был сначала сторожем, конторщиком, а затем помощником начальника станции Тучково Александровской железной дороги. Мать священномученика Петра, Татьяна Михайловна, происходила из семьи самарских купцов. Когда Сергей Петрович получил должность помощника начальника станции, его семье выделили большой участок земли и помогли выстроить дом. Когда Петру было восемнадцать лет, он обратился к комиссару здравоохранения Н.А. Семашко с прошением о содействии в приеме на медицинский факультет Московского университета: «Первые годы жизни моей пробежали быстро, быстро... В 7 лет поступил я во 2-й класс приходского училища при станции Батюшково Александровской железной дороги. В связи с переводами моего отца учился я в Батюшкове, Вязьме, Кубинке, затем поступил в реальное в городе Можайске, где и прожил еще 7 лет вдали от семьи... Осенью 1920 года очень хотел поступить на медицинский факультет университета; помешала главным образом болезнь отца: его к этому времени разбил паралич... Отца лечили в университетских клиниках: теперь служит опять помощником заведующего станции Тучково. Во время болезни отца зимой 20-21 года пробовал учиться телеграфу: необеспеченность семьи помешала занятиям... Можно прибавить еще: я занимался и занимаюсь искусствами – пишу стихи, очерки... рисовал... но теперь уже год не имею возможности брать палитру; больше других видов искусств люблю музыку, но заниматься музыкой не было возможности... Творчески-вдохновенный, порывный, сознаю я и чувствую близость цельности душевной, так сказать; начинает формироваться и строго очерчиваться личность моя. Источники вечной юности и радости открываются во мне...»

http://fond.ru/kalendar/885/petr/

(В декабре 1940 г. из бывшей лютеранской церкви св. Петра на Невском проспекте в Государственный Эрмитаж поступили 13 полотен: изображения 12-ти поколенных фигур апостолов и евангелистов (103х83 см) и «Распятие», украшавшее церковь в течение столетия) 78 . А теперь можно снова обратиться к записям Якоба Штелина. «В 1758 году была полностью отремонтирована главная евангелическо-лютеранская церковь Петра и Павла, – пишет немецкий автор. – Среди прочих внутренних украшений поставлены у алтаря несколько хороших скульптур. Вместо прежних вырезанных из досок и раскрашенных 4-х евангелистов выполнены те же самые скульптуры хорошей работы в виде целых позолоченных статуй» 79 . Эти сведения Штелина полностью подтверждаются в «Инвентаре евангелическо-лютеранской новой церкви св. Петра». 80 В 1758 г., во время Семилетней войны между Россией и Пруссией (1755 – 1762), барон фон Корф был назначен генерал-губернатором отошедшей к России Восточной Пруссии. Покидая Санкт-Петербург на годы, он сложил с себя патронат над общиной св. Петра. Интересно, что община св. Петра, по-видимому, с живейшим участием следила за ходом войны между Россией и Пруссией. Так, 25 января 1758 г. в Петрикирхе торжественным богослужением было отпраздновано взятие русскими войсками Кенигсберга, точно так же в 1759 г. была отмечена победа русских над прусскими войсками под Франкфуртом-на-Одере, а в 1760 г. – взятие русскими Берлина. Это любопытный материал к изучению национального самосознания российских немцев. Но приведенные факты не покажутся удивительными, если вспомнить, что отнюдь не большинство немцев, живших в Санкт-Петербурге в середине XVIII в., происходило из Пруссии. Предки барона фон Корфа, например, веками жили в Лифляндии, а сам он родился уже русским подданным. 81 . Петрикирхе в екатерининскую эпоху (1762–1796) Внутриполитическая ситуация в России во второй половине XVIII в. в отношении общины св. Петра оставалась весьма благоприятной. В 1762 г. к власти пришел император Петр III, сын дочери Петра I Анны и герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Семашко поддержал юношу, и в 1921 году Петр был принят на медицинский факультет Московского университета. Учась на втором курсе, он переутомился от занятий и тяжело заболел. Лечился он в амбулатории при железнодорожной больнице, и лечение продолжалось около двух лет. За эти годы в его душе произошел переворот. Источники вечной юности и радости, существование которых он предчувствовал раньше, нашел он теперь во Христе. В это время Петр познакомился со старцем Нектарием Оптинским , духовным сыном которого стал, сблизился с кругом молодых людей, и среди них – с Андреем Эльбсоном . В июне 1925 года Петр был рукоположен в сан диакона ( целибат ) епископом Можайским Борисом (Рукиным) , и в том же году был рукоположен во священника местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Крутицким Петром (Полянским) . В Москве отец Петр поначалу не имел прихода и служил иногда в храмах, где служили знакомые ему священники, - например, в храме Александрийского подворья в Москве , где священником был Андрей Эльбсон. Мягкий в обращении, о. Петр обладал сильным, волевым характером. По словам его сестры, девчонки бегали в церковь, где он служил, только для того, чтобы посмотреть на необычайно красивого молодого батюшку. При этом отец Петр, с его феноменальной памятью, был человеком энциклопедически образованным, помнил наизусть целые главы Священного Писания, которое свободно цитировал, тут же называя номер главы и стиха. Отец Петр большей частью жил вдали от семьи, но каждый его приезд к родителям в Тучково становился событием для местных жителей. Его любили и уважали все. Тут же несли к нему детей - крестить. С людьми отец Петр обращался просто и смиренно, никогда никого не осуждал, говорил тихо, двигался неспешно. В мае 1928 года участвовал в отпевании и похоронах своего духовного отца - Нектария Оптинского . Сохранилась фотография о. Петра в епитрахили прп. Нектария Оптинского. В марте 1931 года он был определен в храм Николы в Кленниках . 14 апреля 1931 года был арестован в числе пятидесяти священнослужителей, монахов и мирян и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по групповому делу " Бабикова И.А. и др. (Р-35593). Москва, 1931 г. " . На вопрос следователя о его прошлом отец Петр рассказал о своем происхождении и обучении и о том, что принял сан священника по внутреннему убеждению. Священник был обвинен " в участии в контрреволюционной монархической организации " ИПЦ " , антисоветской пропаганде, помощи ссыльным " .

http://drevo-info.ru/articles/5344.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010