Сентября 15 (28) Священномученик Петр (Петриков) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Петр родился 19 января 1903 года в городе Можайске Московской губернии. Его отец, Сергей Петрович Петриков, родился в 1873 году в селе Енкаево Темниковского уезда Тамбовской губернии; в восемь лет он остался сиротой, работал батраком и пас в селе скот, затем поступил в солдаты, а после окончания службы остался в Москве. Добрые люди помогли ему получить образование, и он поступил работать на железную дорогу. Был сначала сторожем, конторщиком, а затем помощником начальника станции Тучково Александровской железной дороги. Мать священномученика Петра, Татьяна Михайловна, происходила из семьи самарских купцов. Когда Сергей Петрович получил должность помощника начальника станции, его семье выделили большой участок земли и помогли выстроить дом. Когда Петру было восемнадцать лет, он обратился к комиссару здравоохранения Н. А. Семашко с прошением о содействии в приеме на медицинский факультет Московского университета: «Первые годы жизни моей пробежали быстро, быстро… В 7 лет поступил я во 2-й класс приходского училища при станции Батюшково Александровской железной дороги. В связи с переводами моего отца учился я в Батюшкове, Вязьме, Кубинке, затем поступил в реальное в городе Можайске, где и прожил еще 7 лет вдали от семьи… Осенью 1920 года очень хотел поступить на медицинский факультет университета; помешала главным образом болезнь отца: его к этому времени разбил паралич… Отца лечили в университетских клиниках: теперь служит опять помощником заведующего станции Тучково. Во время болезни отца зимой 20–21 года пробовал учиться телеграфу: необеспеченность семьи помешала занятиям… Можно прибавить еще: я занимался и занимаюсь искусствами – пишу стихи, очерки… рисовал… но теперь уже год не имею возможности брать палитру; больше других видов искусств люблю музыку, но заниматься музыкой не было возможности… Творчески-вдохновенный, порывный, сознаю я и чувствую близость цельности душевной, так сказать; начинает формироваться и строго очерчиваться личность моя. Источники вечной юности и радости открываются во мне…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 15 (28) Священномученик Петр Петриков Священномученик Петр родился 19 января 1903 года в городе Можайске Московской губернии. Его отец, Сергей Петрович Петриков, родился в 1873 году в селе Енкаево Темниковского уезда Тамбовской губернии; в восемь лет он остался сиротой, работал батраком и пас в селе скот, затем поступил в солдаты, а после окончания службы остался в Москве. Добрые люди помогли ему получить образование, и он поступил работать на железную дорогу. Был сначала сторожем, конторщиком, а затем помощником начальника станции Тучково Александровской железной дороги. Мать священномученика Петра, Татьяна Михайловна, происходила из семьи самарских купцов. Когда Сергей Петрович получил должность помощника начальника станции, его семье выделили большой участок земли и помогли выстроить дом. Когда Петру было восемнадцать лет, он обратился к комиссару здравоохранения Н.А. Семашко с прошением о содействии в приеме на медицинский факультет Московского университета: «Первые годы жизни моей пробежали быстро, быстро... В 7 лет поступил я во 2-й класс приходского училища при станции Батюшково Александровской железной дороги. В связи с переводами моего отца учился я в Батюшкове, Вязьме, Кубинке, затем поступил в реальное в городе Можайске, где и прожил еще 7 лет вдали от семьи... Осенью 1920 года очень хотел поступить на медицинский факультет университета; помешала главным образом болезнь отца: его к этому времени разбил паралич... Отца лечили в университетских клиниках: теперь служит опять помощником заведующего станции Тучково. Во время болезни отца зимой 20-21 года пробовал учиться телеграфу: необеспеченность семьи помешала занятиям... Можно прибавить еще: я занимался и занимаюсь искусствами – пишу стихи, очерки... рисовал... но теперь уже год не имею возможности брать палитру; больше других видов искусств люблю музыку, но заниматься музыкой не было возможности... Творчески-вдохновенный, порывный, сознаю я и чувствую близость цельности душевной, так сказать; начинает формироваться и строго очерчиваться личность моя. Источники вечной юности и радости открываются во мне...»

http://fond.ru/kalendar/885/petr/

Сщмч. Петр Петриков, свящ. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Сергеевич Петриков (19.01. 1903, г. Можайск Московской губ. (ныне Московской обл.) - 27.09. 1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 15 сент., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи конторщика (впосл. помощника начальника ст. Тучково Московско-Брестской железной дороги). Учился в приходском уч-ще на ст. Батюшково Московско-Брестской железной дороги, затем в Вязьме Смоленской губ., с. Кубинском Верейского у. Московской губ., на ст. Мещёрская Московско-Брестской железной дороги, а с 1913 г.- в Можайском реальном уч-ще (с 1918 единая трудовая школа 2-й степени). В 1919 г. параллельно с обучением в трудовой школе посещал занятия во время общеобразовательного триместра и сдал экзамены в Московской горной академии. В 1920 г. окончил Можайскую единую трудовую школу. Зимой 1920/21 г. учился в школе телеграфистов, но не окончил ее из-за болезни отца. Летом 1921 г. вел крестьянское хозяйство в доме у родителей и зарабатывал шитьем обуви. В том же году П. по ходатайству наркома здравоохранения Н. А. Семашко был принят без экзаменов на медицинский фак-т 2-го Московского гос. ун-та. Был одним из лучших студентов, получал стипендию 1-й категории. Весной 1922 г. вслед. переутомления от занятий перенес нервное заболевание. После 2-летнего лечения в амбулатории при железнодорожной больнице пришел к вере. По инициативе П. в Можайске был создан Союз христианской молодежи. Познакомившись с прп. Нектарием (Тихоновым), стал его духовным сыном. В июне 1925 г. Можайским еп. Борисом (Рукиным) рукоположен целибатом во диакона и в том же году местоблюстителем Патриаршего престола Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) - во иерея. В Москве П. не имел прихода и служил в храмах, помогая знакомым священникам, в т. ч. в 1925-1926 гг.- в Вознесенской ц. на Ильинке - на подворье Антиохийской Православной Церкви и с 1928 г.- в Николаевской ц. в Подкопаях - на подворье Александрийской Православной Церкви . В марте 1931 г. назначен в храм во имя свт. Николая в Клённиках.

http://pravenc.ru/text/2580200.html

Немецкие храмы Санкт-Петербурга Скачать epub pdf Аннотация 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил 95 тезисов к вратам виттенбергской церкви. Этот день считается началом Реформации в Германии, откуда идеи Лютера распространялись в Северной Европе, а впоследствии – и в России. Лютеране начали селиться в Москве и других русских городах вскоре после начала Реформации; это были архитекторы, пушкари, лекари, военные и т.д. Лютеране приняли активное участие в основании С.-Петербурга, и здесь издавна существовали немецкие общины. В книге излагается история 4-х действующих лютеранских храмов, а также (для полноты) история реформатской и католической общин. В качестве приложения рассматривается история немецкой религиозной книжности в С.-Петербурге, а также оценка Реформации со стороны славянофилов (положительная). В октябре 2017 года исполнилось 500-летие Реформации, и этот юбилей широко отмечался в протестантском мире, в том числе и в лютеранских общинах С.-Петербурга. Немецкое консульство в С.-Петербурге могло бы заинтересоваться этим проектом и оказать определенную поддержку в издании этой книги в бумажном варианте. Автор – доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии, преподает историю западных исповеданий, в том числе и историю Реформации. Лютеранская церковь св. Петра (петрикирхе) Невский пр., 22–24 Предисловие Ведя борьбу со шведами за выход России к Балтийскому морю, Петр 1 в 1703 году заложил новый город у устья Невы. После переселения царского двора из Москвы в Санкт-Петербург, на левом берегу Невы возник «форштадт», который в основном населяли немцы и голландцы. Этот форштадт назывался «Немецкой слободой», но после того как на этом берегу Невы Петр I основал Адмиралтейство, он получил название Адмиралтейского острова. «Со времени основания в 1703 г. Петербурга, большие партии иностранных техников привозятся почти каждый год, и скоро в новой столице их стало уже так много, что в Петербурге завелась своя «Немецкая слобода», едва ли значительно уступавшая числом жителей московской, – писал отечественный искусствовед в начале XX в. – Так называлась тогда вся левая сторона города, на которой с основания здесь в 1704 г. Адмиралтейства начали селить иностранцев, служивших на верфи». 1 Лютеранский приход в Немецкой слободе

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Семья и школа 2.1. Круглый стол «Православная семья и жизнь прихода» Председатель: архиепископ Курский и Рыльский Герман. Руководитель: протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Кураторы: священник Георгий Ореханов, проректор по учебной работе ПСТГУ, кандидат богословия, к. ист. н.; Склярова Татьяна Владимировна, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики ПСТГУ к. пед. н. Время проведения: 3 февраля, 10.00 – 14.00. Место проведения: НОУ СОШ «Традиционная гимназия», Тессинский пер., 3. Проезд: м. «Китай-город» (выход к ул. Солянка) на любом троллейбусе или автобусе в сторону м «Таганская», 2-я остановка («Памятник пограничникам»), пересечь Яузский бульвар, выйти к бирюзовой колокольне храма Троицы в Серебряниках, идти по Серебряническому пер., который переходит в Тессинский В работе Круглого стола примут участие: Игумен Петр (Мещеринов), руководитель школы молодежного служения Данилова монастыря; Протоиерей Алексей Бабурин, настоятель храма Святителя Николая в с. Ромашково Московской обл., руководитель Дома милосердия во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны; Протоиерей Александр Иванников, настоятель храма преп. Иосифа Волоцкого д. Развилки, Одинцовского р-на Московской обл.; Мошкова Ирина Николаевна, директор воскресной школы «Живоносный источник» в Царицыно, руководитель православной семейной психологической консультации, к. психол. н.; Лещева Татьяна Ивановна, директор Центра непрерывного православного образования во имя прп. Серафима Саровского; Рахимова Ирина Анатольевна, семейный психолог центра «Православная семья»; Данилова Юлия Александровна, главный редактор журнала «Нескучный сад»; Дворникова Наталья Сергеевна, преподаватель воскресной школы; Смирнова Вера Павловна, лектор Центра «Жизнь»; Преподаватели кафедры социальной педагогики ПСТГУ: Шафажинская Наталья Евгеньевна, доцент, к. пед. н.; Петрикова Наталья Николаевна, доцент, к. пед. н., Гусев Георгий Витальевич, Шандаренкова Мария Николаевна, Майстер Екатерина Евгеньевна.

http://pravoslavie.ru/424.html

составитель Сергей Фомин Батюшкина любовь. Священник Георгий Тревогин После закрытия духовных школ лица, стремившиеся отдать себя служению Церкви, стали готовиться к пастырству на практике подле видных пастырей, следуя их слову, и воспитывались на их примерах. Особым авторитетом пользовался батюшка о. Алексей. И в его храме собралось несколько священнослужителей – молодых священников и диаконов. В 1919 г. принял священство сын Батюшки о.Сергий (Сергей Алексеевич): во диакона он был посвящен в Вербное Воскресение 26 , а в сан иерея – в Великий Четверг 27 . Обладая глубоким умом, о.Сергий унаследовал от отца широкое пламенное сердце и ревностно вступил на служение Церкви. Очень скоро к нему присоединились о.Сергий Дурылин 28 , за ним пришел о.Петр [Петриков] 29 , о.Лазарь Судаков, диаконы о.Владимир Сысоев 30 , о. [Сергий] Толстой (внук писателя) и другие. Особенно был близок Батюшке о. Алексею о.Лазарь своим смирением и кротостью. О.Лазарь обратился к Батюшке за благословением ехать в Нилову пустынь 31 и принять там монашество. Батюшка оставил его у себя: «Ты – рыжий и я – рыжий, – простодушно сказал Батюшка, – давай вместе служить. У нас будет свой монастырь». Отец Лазарь принял к сердцу Батюшкины слова, сделался его искренним и преданным послушником. Любил о.Лазарь молитву: часто, когда в храме служил очередной священник, о.Лазарь, чтобы ему не мешать, служил у себя на квартире 32 всенощную, куда собирались многие из сестер и братьев маросейского храма, также и его духовные дети, заполняя собой не только его комнату, но и коридор и прихожую. Кроткий и тихий, он всего два года прослужил с Батюшкой. Страдая пороком сердца, он скончался внезапно. В 1922 г. рано утром, собравшись к Литургии в самый праздник Рождества Христова. Он упал, чтобы больше не подняться. Этот последний пост он чувствовал себя физически особенно плохо, но как будто предчувствуя близость конца, пожелал неопустительно ежедневно служить до самого праздника, и служил все 6 недель, никому не жалуясь на свое недомогание. В сочельник он был у Батюшки, глубоко и сокрушенно исповедался, а утром перед началом Литургии Великого Праздника неожиданно вышел на амвон о.Сергий и провозгласил о.Лазарю «Вечную память».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Священномученик Петр Петриков Осень – удивительная пора. Окрашенная чудными красками, с которыми, кажется, навечно сплелись пушкинские строки… Чем бы была наша русская осень без его «очей очарованья…»?! Однако случилось так, что исторические лихолетья обагрили ее тревожно-красными тонами безвинно пролитой крови. В осеннюю ночь 1937 года под праздник Крестовоздвиженья на Бутовском полигоне произошло страшное злодеяние (увы, не единственное в те годы). Здесь были казнены бывший настоятель Чудова монастыря в Кремле владыка Арсений (Жадановский) вместе со священниками и мирянами, осужденными по одной с ним статье. Все они были людьми высокой духовной жизни, и каждый заслужил памятование потомков. Среди них были два друга, единомышленника и собрата по духовному сану – иерей Петр Петриков и иеромонах Андрей (Эльбсон). Обоих связала судьба и страшная кончина. О них и будет сказ. Судьбы этих новомучеников просты и бесхитростны. Но сквозь них лучится благодать, которая просвещает каждого припадающего к этому источнику святости. Когда задумываешься над жизнью будущего священномученика Петра Петрикова, поневоле встает вопрос, что же главное в его облике. Вспоминается евангельское: «Ты еси Петр», значит, камень. Должно быть, такие твердость и непоколебимость в вере, что сродни камню, и открыли для него врата ко престолу Господню. Рожденный в семье железнодорожного служащего в г. Можайске Московской губернии в 1903 году, 19 января по ст. стилю, Петр Петриков в детстве ничем особенным среди ровесников не выделялся, разве что разносторонней художественной одаренностью. Он учился живописи, писал очерки и стихи, собирал гербарии, коллекции всевозможных семян, старинных монет, открыток, иностранных марок. В Можайске, где Петр учился в реальном училище, он организовал среди молодежи кружок «Самообразование», а при станции Тучково, где жили родители, – любительский драматический кружок. Душа и ум вдохновенного Петра жаждали разнообразных познаний и совершенства во всем, чему он посвящал себя. У родственников сохранилась икона Божией Матери, по преданию написанная самим отцом Петром и обнаруженная совершенно случайно у незнакомого художника.

http://pravoslavie.ru/126279.html

Новомученик Петр (Петриков): «Верой в Бога не могу пожертвовать никому» Беседа с Ниной Малаховой, племянницей священномученика Нина Александровна Малахова — член Союза писателей России, автор трех стихотворных сборников, лауреат литературного конкурса им. Леонида Кубасова. Награждена Золотой Есенинской медалью и медалью «За достижения в поэтическом творчестве». Мы встретились с Ниной Александровной, чтобы побеседовать о её родном дяде, священномученике Петре (Петрикове), и судьбах православных христиан в сталинскую эпоху. Крестный путь, повторяющий путь Христа Спасителя — Мы беседуем с Ниной Александровной Малаховой, племянницей священномученика иерея Петра (Петрикова), расстрелянного в 1937 году на Бутовском полигоне. Всякий раз, когда мы касаемся темы новомучеников, я не могу не задать главный, как мне кажется, вопрос: как вам кажется, Нина Александровна, вынес ли русский народ уроки из прошлого, принес ли должное покаяние в содеянном отцами и дедами? Осознал ли, в чем нам нужно (и нужно ли вообще) каяться? Или же нам все это только лишь предстоит в будущем? — Я знаю лишь, что покаяние, именно покаяние, очищает человека. И этого нам в современной жизни подчас не хватает. Люди привыкли сейчас жить материальными ценностями и забывают о том, что существуют ценности духовные. — Расскажите, пожалуйста, о вашем дяде, отце Петре (Петрикове). Он пришел к служению Богу через особенное Божие посещение — Мой дядя, священномученик иерей Петр (Петриков), об этом очень много думал и понимал это. Он пришел к служению Богу через особенное Божие посещение. В расцвете сил, молодости и красоты его постигла тяжелая нервная болезнь. И тогда он вдруг осознал, что не все так уж нормально и хорошо на белом свете, что его долг — служить Господу и всю свою жизнь посвятить Ему. Расскажу о нем то главное, что хотела бы донести до читателя. Я не видела его при жизни, потому что когда его расстреляли в Бутове — это произошло на Праздник Крестовоздвижения, 27 сентября 1937 года, — мне было всего два года. Но я знала от своих родителей, что он меня успел увидеть и даже подержать на руках! Я очень рада этому…

http://pravoslavie.ru/106351.html

На фасаде храма мученицы Татианы при МГУ установлены доски с именами университетских святых Москва, 1 октября 2019 г.      Имена святых, учившихся и преподававших в Московском университете, появились 29 сентября на фасаде храма мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова, сообщает Татьянин День . На трёх мемориальных досках увековечена память 21 человека. «В Татьянин день 2020 года мы будем праздновать 25-летие возрождения храма. Эта дата для всех нас — служителей и прихожан, да и для всей университетской корпорации — очень важная: мы должны встретить ее со всеми нашими университетскими святыми покровителями»,— отметил настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Владимир Вигилянский на своей странице в Facebook. «Мы ждали в этом году ремонта и покраски фасада храма, чтобы повесить доски на отремонтированную стену, но ремонт перенесли на следующий год. Поэтому было принято решение повесить их сейчас», — подчеркнул отец Владимир. Напомним, что 25 января 2019 года, после Божественной литургии в день памяти мученицы Татианы, памятные доски освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии ректора МГУ академика Виктора Садовничего, членов профессорско-преподавательской корпорации, студентов и выпускников университета. Традиция почитания университетских святых зародилась в храме мученицы Татианы при МГУ одновременно с возрождением общинной жизни в 1995 году. К настоящему времени благодаря усилиям клириков, прихожан и друзей храма собрана информация о двадцати святых, в разные годы учившихся или преподававших в Московском университете. Они представляют все четыре факультета, действовавшие в начале XX века: историко-филологический, физико-математический (в том числе естественное отделение), юридический и медицинский. Все двадцать человек принадлежат к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. Из них двое — в архиерейском достоинстве (священномученики Вассиан (Пятницкий) и Петр (Зверев)), четверо — в монашеском чине (преподобномученики Владимир (Пищулин), Серафим (Тьевар), Феодор (Богоявленский), преподобноисповедник Никон (Беляев) Оптинский)), десять — из белого духовенства (священномученики Илия Громогласов, Вячеслав Занков, Сергий Мечев, Борис Назаров, Александр Орлов, Владимир Алексеевич Смирнов, Владимир Константинович Смирнов, Илия Четверухин, Владимир Амбарцумов, Петр Петриков) и четверо — миряне (мученики Михаил Новоселов, Иоанн Попов, Леонид Сальков и Димитрий Спиридонов).

http://pravoslavie.ru/124287.html

На храму при Московському державному встановили пам " дошки з святих 1 жовтня 2019 р. 16:12 29 сентября 2019 года на фасаде храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова установили памятные доски с именами святых, учившихся и преподававших в Московском университете. На трех каменных досках запечатлено 21 имя. «В Татьянин день 2020 года мы будем праздновать 25-летие возрождения храма. Эта дата для всех нас — служителей и прихожан, да и для всей университетской корпорации — очень важная: мы должны встретить ее со всеми нашими университетскими святыми покровителями», — отметил настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Владимир Вигилянский на своей странице в социальной сети «Facebook». «Мы ждали в этом году ремонта и покраски фасада храма, чтобы повесить доски на отремонтированную стену, но ремонт перенесли на следующий год, поэтому было принято решение повесить их сейчас», — добавил отец Владимир. 25 января с.г., в день памяти мученицы Татианы, по окончании Божественной литургии, которую в университетском храме возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, памятные доски были освящены Святейшим Владыкой в присутствии ректора МГУ академика В.А. Садовничего, членов профессорско-преподавательской корпорации, студентов и выпускников университета. Традиция почитания университетских святых зародилась в Татианинском храме одновременно с возрождением общинной жизни в 1995 году. К настоящему времени усилиями клириков, прихожан и друзей храма собрана информация о двадцати святых, в разные годы учившихся или преподававших в Московском университете. Они представляют все четыре факультета, действовавшие в начале XX века, — историко-филологический, физико-математический (в том числе естественное отделение), юридический и медицинский. Все двадцать имен включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской; из них двое святых — в архиерейском достоинстве: священномученики Вассиан (Пятницкий) и Петр (Зверев), четверо — в монашеском чине: преподобномученики Владимир (Пищулин), Серафим (Тьевар), Феодор (Богоявленский), преподобноисповедник Никон (Беляев) Оптинский, десять — из белого духовенства: священномученики Илия Громогласов, Вячеслав Занков, Сергий Мечев, Борис Назаров, Александр Орлов, Владимир Алексеевич Смирнов, Владимир Константинович Смирнов, Илия Четверухин, Владимир Амбарцумов, Петр Петриков, а также четверо мирян: мученики Михаил Новоселов, Иоанн Попов, Леонид Сальков и Димитрий Спиридонов. Все они в разное время учились или окончили Московский университет, либо преподавали здесь. Четверо святых пострадали в конце 20-х — начале 30-х годов, тринадцать — в период Большого террора 1937-38 годов, трое приняли мученическую кончину в начале 1940-х. Сбор информации о святых и подвижниках благочестия Московского университета продолжается.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5508073...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010