Петр Дамаскин



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Страх страху рознь / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... ( 1 Ин. 4: 18 ) . Страх страху рознь. Есть страх Божий, который удерживает человека от греха. Это благой страх, сопряженный с боязнью потерять благодать, удалиться и отпасть от любви Божией. О страхе Божием смотри на «Православии. Ru» одноименную главу в «Пути отцов» С. И. Фуделя 1. «По учению отцов, есть два вида страха Божия: один – новоначальный и другой – совершенный. Первый страх – это страх потерять за свои грехи свое вечное счастье и вместо него обрести вечные муки… “Признак первого страха есть ненавидеть грех и гневаться на него, как гневается на зверя угрызенный им” (преп. Петр Дамаскин. Д. V. 333) . Чтобы уметь любить, надо уметь ненавидеть. “Имеется, – говорит авва Исаия, – естественная ненависть, и без ненависти к греху и демонам не открывается слава души. Эта (естественная) ненависть превратилась в нас в противоестественную ненависть к ближнему” (От. 208) » 2. «Другой страх (совершенный) сопряжен с самой любовью, производя в душе благоговение, чтобы она от дерзновения любви не дошла до пренебрежения Бога. “Первый страх любовь совершеннаяизгоняет вон ( 1 Ин. 4: 18 ) из души, ее стяжавшей и не боящейся уже муки; а второй… она всегда имеет сопряженным с ... далее ...
Сердце человеческое - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в собственном смысле добродетелью; братолюбие, воздержание, рассудительность. Идя путем добродетелей, христианин иногда по неведению, или по нерадению, впадает в грех; в таком случае следует не отчаиваться и роптать, но каяться и исправляться. «Если ты пал, – встань; опять пал, – опять встань, только не оставляй врача, чтобы чрез отчаяние не подпасть осуждению худшему, чем то, которому подвергается самоубийца. Худо, что ты согрешил; но зачем же ты оскорбляешь Бога и по неразумию своему считаешь Его не сильным? Ужели не может спасти души твоей Тот, Кто сотворил тебя и для тебя весь мир? » ( Петр Дамаскин, 1–2 кн. Слово 8 ) . Хорошо поступает человек, когда очищает сердце свое от страстей, но еще лучше поступает тот, кто не допускает в себе и малейшей греховной привычки, а если она появится в сердце, тотчас же ее уничтожает. «Иное дело вырвать траву с корнем, а иное дело – выкорчить большое дерево». «Один старец, – рассказывает авва Дорофей (Поучение II) , – гулял с учениками в местности, где росли большие и малые деревья. Старец сказал одному из учеников: вырви это деревцо. Ученик тотчас вырвал его одной рукой, так как оно было мало. Старец показал ему другое, большое, и ... далее ...
Тайм-менеджмент для священника, который хочет ...Искать в Источникеpravmir.ru
... что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» ( Мф. 9: 36 ) . Это осознает и священник, и все христиане. «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу…» ( Кол. 3: 12-13 ) . И если «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1 Кор. 12: 26-27 ) . «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10: 16 ) . Святой Петр Дамаскин пишет: «Каждый должен приобрести рассуждение, или даруемое от Бога чрез смиренномудрие, или чрез вопрошение имеющих дарование рассуждения. Ибо совершаемое нами без рассуждения не есть добро, хотя мы по неведению и почитаем его за добро. Чрез рассуждение же человек познает свою силу и предприятие, к которому он хочет приступить, и таким образом начинает делом благоугождать Богу». Святой Иоанн Лествичник лучшим средством возвратить себе утраченную способность к различению добра и зла называет рассуждение, «так как этот подвиг дает возможность подвижнику ясно разбираться в ... далее ...
Евангелие о совершенном милосердии | Храм Иоанна ...Искать в Источникеchurch.ua
... всякому, и явно, и тайно. Если ваши благие дела и не излечат вашего врага от его враждебности, ваши злые дела излечат его еще меньше. Делайте добро и тем, кто не требует и не ждет от вас добра, и давайте взаймы всякому просящему, но давайте так, как если бы вы дарили, как если бы вы возвращали чужое, а не давали свое. («Милостив тот, кто милует ближнего тем, что сам получил от Бога: или деньгами, или пищей, или властью, или наставлением, или молитвой – считая себя должником, ибо принял больше, чем ему потребно. Чрез брата его Бог у него просит о милости и делает Себя должником». Петр Дамаскин) . Если ваш враг не принимает от вас никакого добра, все-таки вы можете сделать ему много добра. Не сказал ли Господь: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф. 5: 44 ) ? Итак, молитесь за ваших врагов и таким образом творите им добро. Если враг ваш не принимает от вас никакой милостыни и никакой услуги, примет Бог вашу молитву за него. И Бог умягчит его сердце и обратит его на доброе расположение к вам. Вовсе не так трудно сделать врага другом, как это кажется людям. Если сие невозможно людям, то возможно Богу. Тот, Кто обледенелую землю превращает в теплую поляну, на ... далее ...
Духовники курсовИскать в Источникеsdsmp.ru
... исповеди и в каких случаях? – Тайну исповеди священник не может нарушить ни при каких условиях. Это строго запрещено 120-м правилом Номоканона при Большом Требнике: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении и каждый день должен класть сто поклонов. Вам приходится исповедовать учащихся духовной семинарии. Что в их духовной жизни представляется для Вас самым важным? – Большинство нынешних студентов духовной семинарии станут священнослужителями. Чтобы быть достойным священником или диаконом нужно благочестие. «Благочестие, – пишет священномученик Петр Дамаскин, – не есть название одной какой-либо добродетели, но наименование всех заповедей, от слова благочествовать, то есть хорошо служить». Святой апостол Павел советует своему ученику Тимофею: « упражняй себя в благочестии » ( 1Тим. 4: 7 ) . Самым благоприятным местом для стяжания благочестия является дом Божий. Надо учиться благоговейно внимать богослужению, трепетно относиться к святыни, избегать хождений и разговоров. Духовник, принимая исповедь студентов, должен помогать им бороться с теми греховными навыками, которые мешают им очищать сердце и искренне стремиться к ... далее ...
Церковь можно постичь только верой / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... пока существует этот мир. И поэтому нужно не столько желать спасать Церковь и бояться того, что она разрушится, сколько просто за нее держаться, в ней жить и оставаться, какие бы соблазны, какие бы искушения изнутри или извне на нее ни восставали. Образно говоря, Церковь — это некий огромный состав, который едет по рельсам и должен попасть в Царство Небесное. И он туда попадет, а попадем или не попадем туда мы, зависит от того, не выйдем ли мы раньше времени из вагона, когда нам покажется, что ехать дальше некуда, и от того, как мы будем себя в этих вагонах вести. Как говорил преподобный Петр Дамаскин, спасение наше совершается между страхом и надеждой, когда мы одновременно и боимся за свои грехи лишиться Царства Небесного, и в то же время надеемся на милость Божию. В какие-то моменты в нас усиливается надежда, в какие-то усиливается страх. Но обязательно через нашу жизнь должно пройти и то, и другое — точнее, мы должны и то, и другое в своем сердце пронести. Валентина Великих 19 октября 2017, 08: 37 Спасибо за Ваше наставление. Но почему то, действительно, люди в Церкви разобщены, как бы не решаются общаться между собой, а может быть каждый погружен в свою проблему и ... далее ...
Потребность и страсть / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... как что представляет, и то, что и как чувствует, все это криво и ошибочно» [11]. Добродетель – посредине крайностей Есть такое выражение: «Неверующий человек как пьяный на лошади. Если его поддержишь с одной стороны, он упадет в другую». Этот образ вполне применим и к состоянию человека после грехопадения. Согласно святым отцам, добродетель находится посредине крайностей, к которым склонен человек, подверженный страстям. Поэтому отцы называют путь к стяжанию добродетелей царским, или срединным, путем, утверждая, что «умеренному деланию цены нет». Вот как, к примеру, обозначает преподобный Петр Дамаскин душевное расположение четырех главных добродетелей – мудрости, целомудрия, мужества и правды: «Каждая из них находится между двух страстей (сущих) вне естества. Мудрость – выше чрезмерного мудрствования и ниже неразумия. Целомудрие – выше окаменения (сердца) и ниже невоздержанности. Мужество – выше дерзости и ниже боязливости. Правда – выше недостаточности и ниже излишества» [12]. Неспособность человека удержаться в добродетели своими силами Но первородный грех приводит к тому, что человек не может своими силами удержаться в добродетели и необходимо впадает в страсти. ... далее ...
Не напрасно ли трудимся? / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... аввы Дорофея есть рассказ о подвижнике, плененном гордостью настолько сильно, что его не касались такие «мелкие» страсти, как обидчивость, гневливость, мстительность и прочее. Этот монах выделялся среди братии своей невозмутимостью. Все обиды он сносил без тени раздражения, смущения или скорби. Но отвечая на вопрос игумена о причине его долготерпения, монах признался, что просто не обращает внимания на оскорбляющих его, ведь для него они – не люди, а лающие собаки. Настолько самонадеянно он мнил себя «очистившим» душу от страстей, а других – погруженными в их пучину. Священномученик Петр (Дамаскин) объяснял опасность самомнения и других неявных пороков именно тем, что это «скрытая погибель, потому что мы возвращаемся при них назад и не замечаем того». Страсти тайно вновь порабощают душу, испытавшую духовную свободу, если подвижник перестает бодрствовать – беспечно оставляет духовное делание (непрестанное предстояние Богу, всецелую обращенность к Нему) и не имеет смирения. Из этого, во-первых, следует необходимость положительного труда, того самого «творения блага», к которому призывает псалмопевец. Это благо не в том, чтобы кому-то подать копеечку, а в том, с каким ... далее ...
Веселыми ногами / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... воля Божия. Он получает особый дар – направлять души ко спасению и врачевать их от страстей, дар руководства, основанный на водительстве Святым Духом пасомых ко спасению. Он требует от носителя этого дара мудрого и любвеобильного попечения о вверившихся ему душах и особого таланта, который св. Апостол Павел называет даром рассуждения. Рассуждение ставится святыми отцами превыше всех других дарований, что особенно видно из жизнеописания преп. Антония Великого. «Не всякий, кто стар летами, уже способен к руководству, но кто вошел в безстрастие и принял дар рассуждения», – говорит преп. Петр Дамаскин. Старчество как особый духовный союз, по определению преп. Амвросия Оптинского, состоит в искреннем духовном отношении и послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Это духовное отношение состоит не только в исповеди перед Святым Причащением, но преимущественно в частом, даже ежедневном, исповедании иноком старцу не только поступков, размышлений и всех малейших страстных движений мысли и сердца, но и в испрашивании совета и благословения на любые действия, соединенные с искренней, твердой решимостью осуществить все то, что укажет старец. Старцы – христианские ... далее ...
Просто потому, что Он позвал / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... – то самое отчаяние, неготовность идти дальше, неспособность надеяться на человеколюбие и милосердие нашего Владыки Христа, оставление посильного подвига, неверие в действенность покаяния. Вот наши самые страшные враги. Но неужели каждый обязательно достигнет спасения? – Нет. И к сожалению, и к счастью – нет Но неужели… Неужели каждый, кто, несмотря ни на что, не опускает руки, кто кается, кто хоть черепашьим шагом, но движется вперед, обязательно достигнет спасения? Неужели всё так просто и так… гарантированно? Пока мы здесь, участь наша не может быть решена. И спасение, как преподобный Петр Дамаскин писал, между страхом и надеждой совершается. Испугаешься – парализует тебя страх, отлучит от Бога, и погибнешь. Уверишься, что спасение уже «заработано» или же даром получено тобой, так что никому его у тебя не отнять, – и тотчас лишишься его. Не ради шанса спастись идти надо. И не потому, что «иначе нельзя». И не из-за страха. Другое должно влечь вперед Как путник сквозь бескрайнюю снежную равнину – никто не знает: удастся ли дойти? Одно точно: остановившись, замерзнешь; идя вперед, имеешь шанс достигнуть цели. Имеешь шанс… Но не ради шанса идти надо. И не потому, что «иначе ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Петр Дамаскин
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"