Говоря о возвращении к «Пославшему», Он подчеркивает, что Его возвращение связано с завершением той миссии, для выполнения которой Он был послан на землю. Говоря же о возвращении к «Отцу», Он указывает на Свой сыновний статус, не связанный с Его земной миссией: Он является изначальным, вечным, Единородным Сыном Отца, от Которого родился вне времени и к Которому из времени возвращается в вечность. Тема возвращения к Отцу становится рефреном беседы с учениками: вся беседа проходит под знаком этой уверенности Иисуса в том, что Он возвращается туда, откуда пришел. Он знает, что путь к этому возвращению лежит через смерть; знает, что учеников ждет скорбь, но обещает им, что эта скорбь претворится в радость ( Ин. 16:20–22 ). «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» Предсказание Иисуса о том, что Петр отречется от Него, имеется в трех синоптических Евангелиях ( Мф. 26:31–35 ; Мр. 14:27–31 ; Лк. 22:33–34 ). Версия Иоанна сильно отличается от трех других версий описываемого события. Здесь сюжет начинается с вопроса Петра «куда Ты идешь», за которым вскоре последует вопрос Фомы «Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» ( Ин. 14:5 ). Евангелист рисует общую картину недоумения учеников, которым Иисус сначала говорит: «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь» ( Ин.13:33 ). А затем призывает их не смущаться и не устрашаться ( Ин. 14:27 ), обещая, что, хотя они и будут иметь скорбь, она сменится на радость, которой никто не отнимет от них, потому что они вновь увидят Его ( Ин. 16:20–22 ). Именно в этом контексте разворачивается беседа с Петром. Предсказание Иисуса о том, что Петр отречется от Него, было одновременно и предупреждением. Петр мог, запомнив это предупреждение, в нужный момент вспомнить о нем и не совершить то, о чем был предупрежден. Предведение Божье не означает необходимости для человека совершить то, что Бог предвидит: об этом мы много раз говорили на страницах нашего исследования, посвященного жизни и учению Иисуса, в связи с различными персонажами евангельской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Говоря об Иисусе, Петр использует применительно к Нему термин «Назорей». Данный термин в Ветхом Завете употреблялся для обозначения людей, дававших (как правило, на какой-то срок) обет вести аскетический образ жизни, в частности, не пить вина, не стричь волос и не прикасаться к мертвому телу ( Чис. 6:1–7 ). В греческом тексте Евангелия от Матфея название галилейского города Назарет (Ναζαρτ) становится созвучным слову «назорей» (ναζωραος), несмотря на то что соответствующие еврейские слова ( nasrat «Назарет» и nzîr «назорей») не совпадают по смыслу 180 . В Евангелиях словосочетание ’Ιησος Ναζωραος («Иисус Назорей») встречается в разных контекстах ( Мф. 26:71 ; Лк. 18:37 ; Ин. 18:5, 7 ). Согласно Евангелию от Иоанна, надпись, сделанная на кресте Иисуса, гласила: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин. 19:19 ). В дальнейшем повествовании книги Деяний это наименование также встречается неоднократно ( Деян. 3:6; 4:10; 6:14 ). В одном из трех рассказов об обращении Павла Иисус на вопрос Павла: «кто Ты, Господи?» отвечает: «Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь» ( Деян. 22:8 ). При жизни Иисуса именно Его чудеса привлекали к Нему наибольшее внимание. Евангелия содержат подробное описание около тридцати пяти различных чудес, включая шестнадцать исцелений, шесть изгнаний бесов, три воскрешения из мертвых, три события, иллюстрирующие власть Иисуса над природой, пять других сверхъестественных событий. При этом общее количество совершенных Иисусом чудес могло исчисляться трехзначной или четырехзначной цифрой, о чем свидетельствуют многократные упоминания в Евангелиях о массовых исцелениях 181 . В свете этих цифр неудивительно, что Петр, говоря об Иисусе, ссылается на совершенные Им «силы, чудеса и знамения». В аресте, распятии и смерти Иисуса Петр видит, с одной стороны, следствие Промысла Божия, а с другой – действие злой воли человеческой. Это соответствует тому, что Сам Иисус говорил об Иуде-предателе: «Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» ( Мф. 26:24 ; Мк. 14:21 ). Тот факт, что Иисус был предан «по определенному совету и предведению Божию», не освобождает Его предателей и убийц от ответственности за соделанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И дал ему два бича, и затем отпустил его в мире». И вернулся к митрополиту, и благословил его митрополит всеми благословениями духовными и отпустил его в мире идти в его страну. f.168. И вышел украшенный Филипп от митрополита, и следовали за ним 11 мамхеров, и сказал им отец наш Филипп: «возвращайтесь в ваши области». Они сказали: «мы не отправимся в путь, не проводивши тебя в твою страну». И сказал он им: «не вам приказано провожать меня в мою страну, но мне приказано отправить каждого из вас в его страну; я не будучи достоин, как Петр, глава всех апостолов, а вы – как 11 Апостолов». И сказал Адхани: «не знаешь ли ты, отец наш Филипп, где поставлен Петр главой всех Апостолов?» И сказал он: «в Кесарии, где создана церковь Владычицы нашей Девы Марии». И сказал авва Адхани: «где разделены страны мира, там ли, где поставлен Петр?» И отвечал отец наш Филипп: «не там, где он поставлен, а в Иерусалиме, когда они собрались на горе Масличной». И сказал авва Адхани: «разве не подобен Иерусалиму гроб отца нашего Такла-Хайманота, ибо дал нам Господь молитвами его это великое поставление. Прилично ли нам уходить по домам, не поклонившись его гробу». И сказал ему отец наш Филипп: «Адхани! да благословит тебя Бог, и молитва отца нашего Такла-Хайманота, и да удобрит путь твой! Ты с Иосией ступайте отсюда в страны ваши, ибо далеки они, и Бог да будет с вами, но приходите на день памяти отца нашего Такла-Хайманота». Они ответили «хорошо», и пошли в путь свой. А он вернулся в страну свою ко гробу отца нашего Такла-Хайманота и, придя туда, поклонился и помолился, говоря: «отче мой Такла-Хайманот! Прежде Ты послал мертвеца ради меня, чтобы я был аввой обители против моей воли, а ныне – ты представил мене к великому сану епископства, которого я недостоин, если было сие по воле Твоей и по благоволению Господа моего Иисуса Христа, отче, то тебе скажу я: как древле пас ты стадо Христово в правде и истине, так и ныне по смерти твоей, ты будь охранителем сего великого сана. Не на земле поставлен ты подобно плотским, которых ожидает смерть, но поставлен ты во царствии небесном, где не стареет и не гибнет и где не умирают вторично, ибо ты избегал и оставил пристрастия мира сего преходящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой ( Мф. 9:4–6 ). Иисус никогда не исцелял людей во имя кого-то другого: Он Сам был источником исцелений. Петр совершает исцеление «во имя Иисуса Христа Назорея». Имя Иисуса занимает центральное место и в рассматриваемом рассказе, и в его продолжении ( Деян. 3:16; 4:7, 10, 12, 17–18, 30; 5:28, 40, 41 ). Это не случайно. Сам Иисус говорил ученикам, что исцеления и чудеса они будут совершать Его именем ( Мк. 16:17 ). Убежденность в том, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ), является движущей силой всего апостольского подвига. При совершении чудес над людьми Иисус часто брал их за руку. Так было при исцелении тещи Петра ( Мк. 1:31 ), при воскрешении дочери начальника синагоги ( Мф. 9:25 ; Мк. 5:41 ; Лк. 8:54 ), при исцелении слепого в Вифсаиде ( Мк. 8:23 ), при изгнании беса из отрока ( Мк. 9:27 ). Петр, который был свидетелем многих исцелений, совершенных Иисусом, берет хромого за руку, что производит моментальный целительный эффект: больной не просто встает, собирает постель и идет, он вскакивает и начинает ходить и скакать, хваля Бога. Эта картина отдаленно напоминает сцену, описанную во 2-й книге Царств, когда царь Давид при перенесении ковчега завета в Иерусалим «скакал из всей силы пред Господом» ( 2Цар. 6:14 ). Реакцию людей на произошедшее Лука описывает с помощью терминов θμβος (ужас) и κστασις (изумление), а также с помощью прилагательного κθαμβοι (в изумлении, букв, «изумленные»), Исцеление произвело сильное впечатление на народ и привлекло к Петру и Иоанну всеобщее внимание, тем более что бывший хромой не отходил от них. Речь Петра после исцеления Петр решил воспользоваться стечением людей для проповеди, в которой вновь, как и в день Пятидесятницы, говорит о Христе и призывает к покаянию:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итогом беседы стало не только негодование и возмущение постоянных оппонентов Иисуса из среды иудеев, но и непонимание значительной части Его учеников. Евангелист не скрывает того, что «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин. 6:66 ). Именно в этой драматичной ситуации и происходит интересующий нас диалог Иисуса с Петром: Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго ( Ин. 6:67–69 ). Так ответ Петра передан в русском Синодальном переводе, основанном на textus receptus. Однако в критическом издании Евангелия, основанном на наиболее древних рукописях, мы находим несколько иную версию ответа Петра: «и мы уверовали и познали, что Ты – Святый Божий ( γιος το θεο)» 59 . В данном случае появление в более поздних рукописях слов «Ты Христос, Сын Бога Живаго» может быть следствием гармонической корректировки текста Евангелия от Иоанна в пользу большего соответствия тексту Матфея 60 . Многие исследователи видят в данном эпизоде из Евангелия от Иоанна вариант рассказа синоптиков об исповедании Петра в Кесарии Филипповой ( Мф. 16:13–16 ; Мк. 8:27–30 ; Лк. 9:18–22 ) 61 . Однако у Иоанна действие происходит не в Кесарии Филипповой, а в Капернауме; по содержанию и вопрос Иисуса, и ответ Петра не совпадают с диалогом в Кесарии Филипповой; сама обстановка, в которой происходит диалог, совершенно иная. Есть поэтому все основания считать, что речь идет о двух разных эпизодах, в которых Петр исповедует свою веру в Иисуса (в научной литературе XIX века их иногда называли первым и вторым исповеданиями Петра 62 ). Мы можем предположить, что беседа о небесном хлебе, имевшая место в Капернауме, относится к раннему периоду земного служения Иисуса, тогда как исповедание Петра в Кесарии Филипповой непосредственно предшествовало тому моменту, когда Иисус начал предсказывать ученикам Свою смерть. Если, как следует из данного предположения, событие, изложенное у Иоанна, происходило раньше, чем то, о котором говорят синоптики, налицо определенная динамика в том, как Петр воспринимает Иисуса: в первом случае он называет Его «Святым Божиим», а во втором исповедует «Сыном Бога Живаго». Два исповедания можно воспринимать как два этапа в восхождении Петра к полноте веры в Иисуса Христа как Бога и Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

К беседе подключается Петр, который говорит Иисусу: «Изъясни нам притчу сию» ( Мф. 15:15 ). Под притчей в данном случае понимается изречение «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Иисус на недоумение Петра реагирует словами, обращенными ко всем ученикам: Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека ( Мф. 15:16–20 ). Приведенный эпизод следует рассматривать в контексте того спора между Иисусом и фарисеями, который занимает существенное место на страницах Евангелий: спора о чистоте и нечистоте. В Ветхом Завете источником нечистоты считалось нечто внешнее по отношению к человеку, и человек воспринимался осквернившимся, если прикасался к тому, что считалось ритуально нечистым. Некоторые роды пищи считались нечистыми: их список содержится в книге Левит; если человек ел такую пищу, он считался осквернившимся ( Лев. 11:2–8, 10–20, 23–43 ). Этому пониманию следовали фарисеи. Иисус же, напротив, настаивал на том, что причины нечистоты следует искать не вне человека, а внутри него. Как и другие ученики, воспитанные в иудейской традиции, Петр должен был разделять ветхозаветные представления о том, что источники нечистоты находятся не внутри человека, а вне его – в других людях, в нечистой пище. Учение Иисуса казалось ему необычным, даже революционным. Приведенная у Матфея реплика Петра – лишь одно из свидетельств того, как непросто было апостолам усваивать уроки, которые преподавал им Учитель. Петр уточняет адресата притчи Одной из особенностей проповеди Иисуса было то, что Он говорил притчами. Каждая притча была одновременно загадкой и задачей для учеников: загадкой, которую надо было отгадать; задачей, которую надо было решить. Неоднократные попытки учеников получить разъяснение той или иной притчи ( Мф. 13:36; 15:15 ) свидетельствуют о том, что понимание смысла притч было для них затруднительным. Это подтверждается и вопросом, который ученики задали Иисусу после того, как Он произнес притчу о сеятеле – первую в серии из восьми притч, изложенных в 13-й главе Евангелия от Матфея:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

К тому же и Апокалипсис, и святой Петр святый проводят связь между священс­твом и царствованием. Так, в Апокалипсисе сказано: соделал нас царями и священни­ками Богу нашему (Откр. 5, 10). А святой Петр говорит: царственное священство. И подобно тому, как не все люди являются царями истинно и действительно, разве лишь духовно, образно и метафорически, так не все являются и священниками, разве лишь духовно, образно же и метафорически. Претыкание второе Псаломщик и Апостол Петр говорят, что Христос священник вовек по чину Мелхиседека. Если же Христос священник вовек, у Него нет последователей и Он не нуждает­ся в том, чтобы вместо Него пришли другие священники. В Ветхом Завете священников было много потому, что из-за смерти они не могли пребыть вечно. Об этом ясно говорит Апостол Павел: Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее ( Евр. 7, 23–24 ). Поэтому ныне священники или не являются истинными и действительными, или похищают и отнимают священство у Христа. Если же ныне священники не истинны, то и жертва не может быть истинной и действительной. Исправление претыкающимся Наследник и служитель – это разные явления. Одно дело быть наследником неко­его владыки, и другое – быть его служителем. Различия между ними двояки. ПЕРВОЕ. Если наследник равночестен и равносилен тому, чей он наследник, то к служителю это не относится, и он не таков. ВТОРОЕ. Если наследник принимает наследство только после смерти или изгна­ния некоего владыки, то служитель может быть таковым и при живом владыке. Разли­чия, как видим, коренятся в царском величии. Пока царь жив и обладает царской властью, у него нет равночестного и равно­сильного ему наследника, но он может иметь многих служителей. Подобным образом следует рассуждать и о нашем Догмате. Христос в Своем священстве не имеет наслед­ника, равночестного и равносильного Себе, ибо всегда жив и будет жить вовек ( Ин. 6, 51 ), как говорит Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Мы видим, как дерзновенно свидетельствует Петр о воскресшем Спасителе перед Синедрионом, перед теми самыми первосвященниками и книжниками, которые незадолго до того осудили на смерть Иисуса и теперь могут осудить на смерть Его ближайшего ученика. Петр не боится смерти, потому что Господь ее предсказал, он знает, что Бог сохранит его в этой жизни настолько, насколько будет нужно для свидетельства народам. Мы читаем в книге Деяний Апостольских о начале гонений на Церковь, о том, как первомученик Стефан был побит камнями и как при том присутствовал молодой человек по имени Савл. Это был человек, воспитанный, как он сам потом расскажет в своем послании, «при ногах» выдающегося еврейского раввина Гамалиила – единственного раввина за всю историю, которого почитают как святого в Православной Церкви. Его имя включено в наш календарь, потому что, по преданию, он, в конце концов, уверовал в Спасителя. В книге Деяний мы читаем о том, как Гамалиил встал на сторону апостолов, когда они свидетельствовали о Спасителе (Деян. 5. 34-40). Но его ученик Савл вовсе не отличался любовью к христианству и толерантностью к новому учению − наоборот, воспитанный в строгом иудейском законе, он считал, что христиане – это опасная и вредная секта, которую надо как можно скорее уничтожить. Преисполненный юношеской ревности, он заручился письмами и отправился в Дамаск для того, чтобы там выявлять, выискивать и предавать на суд местных христиан. По пути внезапно осиял его свет с неба, и он услышал голос, который сказал: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?». Это был голос Иисуса Христа. Молодой человек спросил: «Кто Ты, Господи?», и Спаситель ответил: «Я Иисус, которого ты гонишь» (Деян. 9. 4-5). После этого Савл ослеп, три дня он не видел и все это время не ел и не пил, а потом Господь послал к нему Своего ученика Ананию, от которого Савл принял крещение. И с этого самого момента он стал апостолом Спасителя, которого мы знаем по имени Павел. Как сам апостол Павел рассказывает в одном из своих посланий, после того как все это произошло, он не пошел в Иерусалим «советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1. 16), не отправился к другим апостолам расспрашивать, кто такой был этот Иисус Христос, чему Он учил, о чем говорил. Спустя несколько лет он придет в Иерусалим и пообщается с Петром; они проведут вместе две недели, и Павел будет спрашивать его о том, что Петр видел и слышал. А больше никого кроме Иакова, брата Господня, Павел не увидит, о чем сам скажет в своих посланиях. Все откровения о жизни и учении Иисуса Христа он получал от Самого Господа в непосредственном духовном опыте, и Павел об этом свидетельствует в посланиях, когда ссылается на эти откровения и рассказывает о них. Об одном из них мы ныне слышали − о том, как он был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы, которые человеку невозможно пересказать.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-che...

Нет нужды говорить, каким ужасным «прикосновением» к помазаннику Божиему является низвержение подданными своего царя. Здесь нарушение данной Божественной заповеди достигает в своей преступности высочайшей степени, почему и влечет за собою разрушение самого государства. 305 Все это произошло в жизни нашего отечества. И мы по горькому своему опыту и во всей полноте знаем всю гибельность и для себя, и для России отвержения людьми сей Божественной заповеди. Что касается положительной заповеди, определяющей наше отношение к царю и повелевающей нам почитать царскую власть, то она дана Самим Господом нашим Иисусом Христом в Его словах: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. 306 Весьма сходственным этим Божественным словам является изречение св. Ап. Петра, сказавшего: Бога бойтесь, царя чтите. 307 Удивительно, что эта Божественная заповедь о почитании царя была дана в то время, когда цари были язычниками и даже гонителями христианства. В частности, при Ап. Петре в Иудее царствовал Ирод, о котором Деяния Апостольские говорят: царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра... и, задержав его, посадил в темницу. 308 Как видно из Деяний, Петр был бы казнен Иродом, если бы Ангел Господень чудесно не избавил его из темницы и от рук Иродовых. Кроме того, Петр был предуведомлен от Самого Христа о предстоящей ему мученической смерти от римских властей, и, несмотря на все это, Ап. Петр проповедует почтение к царю. Еще более удивительным может нам показаться увещание Ап. Павла молиться за современных ему царей, в чем прежде всего и должно выражаться почтение к ним со стороны верующих. В своем послании епископу ефесской Церкви Тимофею он пишет: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. 309 Таким образом, св. Ап. Павел не только увещевает христиан творить молитвы за царей-язычников, но и благодарить за них Бога. Для решения этих недоумений обратимся к словам того же митрополита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

О каких гонениях идет речь? Имеются ли в виду конкретные гонения на христиан, в частности те, что были инициированы императором Нероном, или слова Петра отражают общую ситуацию, в которой пребывали христиане? Уже книга Деяний, повествующая о первых годах бытия христианской общины, рисует картину Церкви, гонимой с разных сторон: инициаторами гонений выступают иногда иудеи, будь то в Иерусалиме или в рассеянии, а иногда представители римской власти. Гонения продолжились и в период, не охваченный книгой Деяний. Вряд ли возможно с точностью установить, о каком роде гонений идет речь в Первом послании Петра и кто был их инициатором – иудеи или римская власть. По мнению современного ученого, описываемые преследования «нелегко систематизировать хронологически или географически. Их можно отнести к любому времени и месту в Средиземноморье конца I или начала II века... Не имея более точных ссылок, мы не можем воспользоваться историей того времени, чтобы пролить свет на текст, написанный Петром в Первом послании» 462 . Важно, однако, отметить, что Петр, говоря о гонениях, употребляет слово «христианин», которое во всем корпусе Нового Завета встречается всего три раза, из них дважды в книге Деяний – при упоминании о том, что «ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» ( Деян. 11:26 ), и в ироничных словах Агриппы, обращенных к Павлу: «ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином» ( Деян. 26:28 ). Не всякое гонение спасительно, подчеркивает Петр, а только то, которое «за имя Христово», и не всякий осужденный блажен, а только тот, кто осужден как христианин. Будучи «пришельцами и странниками», христиане находятся во внутренней оппозиции к миру сему с его пороками. Однако эта внутренняя оппозиция никоим образом не перерастает в какое бы то ни было гражданское сопротивление. Напротив, Петр призывает христиан к лояльности по отношению к светской власти – от императора до местных чиновников: Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите ( 1Пет. 2:13–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010