Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Петр» найдены статьи: ПЕТР первоверховный апостол (пам. 29 июня, 16 янв.), миссионер; согласно христ. традиции, автор 2 Посланий, вошедших в состав канона НЗ ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ПЕТР (Могила) (1596 - 1647), митр. Киевский, свт. (пам. 31 дек., 1 сент.- в Соборе Винницких святых, 1 окт.- в Соборе Молдавских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых), ПЕТР (341/5 - после 392), свт. (пам. 9 янв.), еп. Севастии Армянской, брат свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского и прп. Макрины Младшей ПЕТР († посл. четв. XIII в.), ордынский царевич, чингисид, племянник хана Берке, прп. (пам. 30 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ПЕТР († ок. 403-405), молчальник, прп. Галатийский (Антиохийский) (пам. 1 февр., 25 нояб.; пам. греч. 1 февр.) ПЕТР (XV в.?), Каменский, игум. Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПЕТР (XI-XII вв.?), Киево-Печерский, прп. (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПЕТР (V в.?), прп. Пионитский, Раифский (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) ПЕТР (Полянский Петр Федорович; 1862-1937), митр. Крутицкий, патриарший местоблюститель (1925-1936), сщмч. (пам. 27 сент., в Соборе Московских святтителей, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе святых Челябинской митрополии) ПЕТР сщмч. Адрианопольский (пам. 22 янв.) - см. ст. Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и другие 377 мучеников ПЕТР († янв. 1613 (?)), Черевковский, Сольвычегодский, сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии)

http://pravenc.ru/text/Петр.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Службы новомученикам Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на   Яндекс Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "   Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     Священномученик Петр (Полянский) митрополит 1937   Митрополит Петр (Полянский) Петр Федорович Полянский. 1890-е годы Петр Федорович Полянский. 1910-е годы Петр Федорович Полянский Петр Федорович Полянский (крайний справа) на свадьбе племянницы Серафимы Патриарх Тихон и митрополит Петр. 1924 год Патриарший Местоблюститель митрополит Петр 03.04.2024 5 апреля в 20:00 гостями программы «Светлый вечер» на радио «Вера» будут архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», и протоиерей Максим Максимов, главный редактор книжной серии «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников. Разговор пойдет о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, о почитании новомучеников, их духовном наследии и проекте «Живое слово» по созданию документальных фильмов о новомучениках. 31.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Научиться узнавать Христа. 23.03.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). В Неделю Православия. 16.03.2024 В рамках реализации проекта " Живое слово " по созданию фильмов о новомучениках, вышел трейлер фильма " Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться неразрывно к совершенству " . 11.03.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Страшное и гибельное заблуждение. 06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru . 05.03.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в неделю о блудном сыне. Воскресшая от духовной смерти душа. 27.02.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Дверь к покаянию.

http://fond.ru/kalendar/person_page/phot...

Митрополит Петр (Могила) К оглавлению Митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) был неутомимым борцом за Православие в сложной исторической обстановке на Украине и в Белоруссии в XVII в. (128). Родился он 21 декабря 1596 г. в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила. Фамилия эта соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова mohila, означающего холм, возвышенность (на современном румынском языке — movia). Домашнее образование Петр Могила получил у учителей Львовского православного братства, организованного в 1586 г. для защиты и сохранения православной веры. Львов находился недалеко от молдавско-влахийских владений, и Львовское братство, нуждавшееся в средствах, нередко обращалось к единоверным молдавским господарям с просьбами о материальной помощи. После объявления Брестской унии в Польше и Литве (1596 г.) влияние католичества усилилось также в Молдавии и Валахии. Для продолжения образования Петр Могила поступил в Польскую академию в Замостье, а затем обучался в различных учебных заведениях в Голландии и Париже. По возвращении из-за границы Петр Могила не смог обосноваться в родных местах в связи с трудной политической обстановкой. Он переехал в юго-западную Россию. Он часто посещал Киев, сблизился с митрополитом Киевским Иовом (Борецким), с которым он был дружен еще в годы своего учения. Частое общение с митрополитом Иовом окончательно сформировало взгляды Петра Могилы и указало путь его жизненной деятельности. В 1625 г. Петр Могила был пострижен в монашество и был принят в братство Киево-Печерской Лавры. В апреле 1627 г. скончался архимандрит этой обители Захария (Копыстенский), и в том же году братия избрали настоятелем архимандрита Петра (Могилу). Должность настоятеля Киево-Печерской Лавры для архимандрита Петра (Могилы) давала возможность бороться с могущественными противниками, притеснявшими Православную Церковь и грозившими ей полной ликвидацией в пределах Речи Посполитой. Он был не единственным кандидатом в настоятели Киево-Печерской Лавры после кончины архимандрита Захарии (Копыстенского): местом настоятеля Лавры пытались овладеть униаты. Архимандрит Петр (Могила) понял, какую важность имеет Православие для украинского и белорусского населения Польско-Литовского государства, и решил отдать все свои силы защите Православия, став выразителем лучших надежд и национальных чаяний украинского и белорусского народов, вместе с тем оказав большую услугу и единоверной Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/436387/

Схимонах Петр (Память 2 июня). I. Схимонах Петр родился в селе Городне, Медынского уезда, Калужской губернии, в 1820 году, и назван в святом крещении Петром в честь св. Петра, митрополита Московского чудотворца, и впоследствии всегда день своего ангела праздновал 24 августа. У родителей его, псаломщика Павла Максимовича и жены его Параскевы Дмитриевны Шанских, всех детей было четверо: два сына и две дочери; по времени рождения Петр Павлович был третьим дитятей. В детстве Петр Павлович был бойким, веселым и смышленым мальчиком, но, в то же время, и кротким, и послушным. И за послушание был любим родителями. Благоговейные к святому храму и трудолюбивые родители сами обучали деток грамоте. Отец приучил сам мальчика петь по обиходу, и потом сынок подпевал отцу на клиросе за службами и читал. О матери Петр Павлович вспоминал с особой любовью и говаривал впоследствии детям своим, что она была: трудолюбива, тиха, скромна; жили супруги согласно, и часто мать по вечерам долго молилась на коленях; ставила с собою деток на молитву. И нередко бывало, что бойкий мальчик стоит, стоит, да и подбежит, и вспрыгнет на коленопреклоненную мать, и опять должен становиться на молитву... Подготовленный дома, мальчик был отвезен в Калугу в духовное училище, но проучился только один год. В это время умер его отец. Мать выхлопотала место сыну и стала жить с ним. И Петру Павловичу в юные годы пришлось стать поддержкой и опорой осиротелой семьи, и этот долг сыновней любви он свято выполнил, и мать жила с ним до самой своей смерти. Умерла же она в глубокой старости, от холеры, когда гостила у своей дочери в селе Хрусталях. Мать и трое сирот были на попечении Петра Павловича. В Городне он служил псаломщиком до совершеннолетия своей старшей сестры, Марии. Честно трудилась бедная семья в полевых работах и тем снискивала себе пропитание, главным образом. Но не чуждался Петр Павлович и всякого труда, как бы тяжел он ни был, только бы что-либо заработать для семьи. Так, мимо его дома проезжали в то время длинные вереницы возов, и ямщики, так как тут был колодец, с охотою останавливались, чтобы попоить лошадей. Петр Павлович всегда спешил со своими услугами и часто, несмотря на сильные морозы, сам наливал воду, за что и получал копеечки. И эти копеечки были немалым подспорьем в скудном обиходе. Первые годы на своей службе он все-таки был еще совершенным мальчиком, и вот, от этой-то поры у него остались такие, между прочим, воспоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) и его отношение к «Завещательному посланию» Патриарха Тихона Дмитрий Сафонов Священномученик митрополит Петр (Полянский) Одним из важных аргументов в пользу того, что святитель Тихон не подписывал «Завещательное послание» является тот факт, что митрополит Петр (Полянский) косвенно свидетельствовал о его неподлинности. Ряд интересных доводов по этому поводу приводит прот. В. Виноградов. В частности, он указывает на тот факт, что митрополит Петр на совещании епископов, состоявшемся после погребения Патриарха, не огласил это послание. Совершенно справедливым представляется мнение прот. В. Виноградова о том, что если бы имелось подписанное Патриархом послание, Е. Тучков обязал бы митрополита Петра обнародовать его перед епископами это послание. Однако митрополит Петр никогда публично не отрицал подлинность послания. Это было вызвано той позицией, которую он занимал в отношении тактики поведения в отношениях с властями. Выше уже цитировались его слова, сказанные им в доверительной беседе по поводу возможности введения нового стиля. Он говорил о том, что если гражданская власть заставит перейти на новый стиль, то по его словам «мы тогда подчинимся и выпустим соответствующее послание. Но вы не обращайте на это внимания и считайте такие вынужденные наши послания необязательными» . За два предыдущих года верующие уже привыкли к тому, что в советской печати публикуются «вынужденные» или фальсифицированные документы от имени Патриарха, но эти документы не воспринимались как выражение патриаршей воли. Так было с посланием о введении нового стиля в 1923 г., с публикацией материалов о «примирении» Патриарха с Красницким и т.д. Митрополит Петр знал о том, что верующие, по крайней мере, в Москве, не воспримут «завещание» как выражение предсмертной воли Патриарха. Так врач, лечившая Патриарха, Э. Бакунина вспоминала: «Решительно никто в Москве не хотел поверить, что патриарх подписал добровольно и собственноручно; текст был написан не им, но на подлинности газеты настаивали» .

http://pravoslavie.ru/57501.html

Петр (Полянский Петр Федорович), митр.Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола Родился около 1860–1865 годов. Окончил московскую духовную академию со степенью магистра богословия. Много лет занимал разные посты в Учебном Комитете и Училищном Совете при Священном Синоде. 25 сентября 1920 года хиротонисан во епископа Подольского, Московской епархии. В 1923 году возведен в сан архиепископа. В 1924 году возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Крутицким. 17 ноября 1924 года хиротонисал во епископа Ереванского Антония (Романовского). 12 апреля 1925 года собором 37 русских иерархов, присутствовавших на отпевании Патриарха Тихона, согласно завещанию последнего, был избран местоблюстителем Патриаршего Престола. Каноничность местоблюстительства митр. Петра остальным епископатом Русской Церкви была признана не сразу, многие еще недоумевали, как мог недавно посвященный во епископа Петр стать местоблюстителем, тем более, что он в Патриаршем завещании был последним кандидатом. Действительно, в завещании Патриарха первым кандидатом был указан митрополит Кирилл, – затем – митрополит Агафангел, а митрополит Петр, согласно указанию Патриарха, должен был принять управление Церковью в том случае, если ни один из указанных выше по каким-либо обстоятельствам не сможет стать местоблюстителем. Обстоятельства были именно таковы, что ни митрополит Кирилл, ни митрополит Агафангел не имели этой возможности, вследствие чего обязанность управлять Церковью легла на митрополита Петра, который тоже был местоблюстителем очень недолго, всего семь месяцев, до 10 декабря 1925 года. Епископат Русской церкви был не расположен к нему за его очень быстрое возвышение. Многие были убеждены в том, что он достиг этого возвышения посредством настойчивого сближения с Патриархом, но деятельность митрополита Петра показала, что Патриарх не ошибся, указав его, ибо он оказался стойким и мужественным руководителем вверенного ему корабля Русской Церкви. В тот момент, когда митрополит Петр принял управление Церковью, основной и ближайшей задачей его была борьба против обновленчества, так как обновленцы в то время еще не сложили своего оружия и точили мечи для новых боев, хотя огромное большинство духовенства и мирян уже поняло настоящую сущность обновленчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой митрополит Киевский, Московский и всея Руси Петр как приговор украинству Доклад на конференции «Святитель Петр и Иван Калита» в Высоко-Петровском монастыре в Москве 20 ноября 25.11.2023 231 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Огромная благодарность владыке Евфимию, главе Миссионерского отдела Русской Церкви, поднявшему тему Симфонии святителя Петра и князя Ивана Калиты здесь и сейчас, в нужное время и в нужном месте, ибо святой митрополит Петр молится о нашей Победе и закрытии проекта Украина . Почему я имею право на такое утверждение? Потому что Святитель Петр родился на Волыни, в городе Ратно, и именно он обладал глубоким православным русским самосознанием. Митрополит Петр перенес кафедру киевских, владимирских, московских митрополитов из Владимира на Клязьме, куда ее перенес из Киева галичанин митрополит и духовник святого князя Александра Невского Кирилл Третий, в Москву , и сделал ее столицей. Он убедил Ивана Калиту осуществить глубокие духовные и геополитические шаги по собиранию русских земель вокруг Москвы. Он определил историю. Поэтому 6 сентября – это не просто день города, а день собирания земель вокруг Москвы. Волынянин митрополит Петр молится о русской Волыни и этим участвует в православных делах на ней. Ведь Волынь – это русская земля с русским самосознанием. О том, как волынский «засадный полк» князя Дмитрия Боброка помог своим, то есть русским, св. Дмитрию Донскому, одолеть бусурман и окатоличивающуюся Литву. О том, что в начале двадцатого века благодаря миссионерской патриотической деятельности волынского архиепископа Антония (Храповицкого) Волынь стала оплотом православных монархических русских национальных сил (было создано «Почаевское миссионерское типографское братство» во главе с архимандритом Виталием (Максименко), издававшее миссионерские «Почаевские листки» тиражом 2 миллиона экземпляров, обошедшее с проповедью каждый населенный пункт региона. Почаевские патриоты создали русский народный крестьянский банк, который выдавал крестьянам беспроцентный кредит и вывел их из-под экономической зависимости от инославных. Количество членов православных русских патриотических организаций достигло на Волыни 1,4 миллионов человек, без благословения архиепископа Антония ни один кандидат не мог быть избран в Госдуму, сепаратистская и революционная пропаганда была разоблачена и не имела успеха, в отличие от православной миссии.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/25/sv...

А.А. Кострюков Глава 5. Российская Церковь при патриаршем местоблюстителе митрополите Петре После смерти святителя Тихона было озвучено его завещательное распоряжение о преемнике. Согласно завещанию, власть в Российской Церкви передавалась местоблюстителю митрополиту Казанскому Кириллу (Смирнову). В случае невозможности для него приступить к своим обязанностям власть должен был принять митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) либо митрополит Крутицкий Петр (Полянский) . Два первых святителя, указанных в завещании, находились в ссылке, поэтому патриаршим местоблюстителем стал митрополит Петр. Совещание православных архиереев, прибывших на похороны патриарха, признало митрополита Петра местоблюстителем. Акт об этом был подписан 58 иерархами Российской Церкви. Митрополит Петр (в миру Петр Федорович Полянский) к тому времени пребывал в монашестве недолго. Выпускник Московской духовной академии, он долгое время был чиновником Святейшего Синода, а после революции находился на светской работе. По словам иерея Александра Мазырина, «как человек больших знаний и опыта и не имевший клейма «служителя культа», он мог бы устроиться и при новой власти, превратившись в советского чиновника, но он остался верным гонимой Православной Церкви». Уже в декабре 1919 г. Петр Федорович ненадолго арестовывался за антикоммунистические высказывания. В 1920 г. по благословению патриарха Тихона будущий священномученик принял монашество. «Я не могу отказаться, – говорил Петр Федорович. – Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, – я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». 8 октября 1920 г. будущий священномученик был рукоположен во епископа Подольского, викария Московской епархии, а уже в феврале 1921г. был арестован. После двухмесячного заключения архипастырь вышел на свободу, но в августе снова арестован и сослан в Великий Устюг. По возвращении из ссылки в 1923 г. святитель был включен в состав Временного Патриаршего Синода, возведен в сан архиепископа, а в 1924 г. поставлен на Крутицкую кафедру и возведен в сан митрополита. В другое время такое быстрое продвижение назвали бы «головокружительной карьерой». Однако в период агрессивного государственного безбожия согласие Петра Федоровича на монашество и архиерейство было согласием на Голгофу. Так и произошло – свою жизнь митрополит Петр закончил мученически.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Петр - первый московский святой 3 января - день кончины святителя Петра, митрополита Московского. Сегодня - рассказ о жизни первого московского святого, чьи мощи покоятся в успенском соборе Московского Кремля 02.01.2013 447 Время на чтение 5 минут Иконописец Петр ищет уединения Будущий митрополит Петр родился на Волыни (Западная Украина ). Совсем еще мальчиком, в 12 лет, ушел в монастырь и со временем стал священником. Священник Петр обладал даром художника и был прекрасным иконописцем, однако больше всего стремился к уединенной жизни. Он попросил разрешения поселиться в одиночестве и нашел себе «пустынь» (то есть место, где не было людей) на Волыни, в лесу у реки Рати. Но прожить в одиночестве священнику Петру не дали. Прослышав о благочестивом подвижнике: к нему стали приходить другие монахи. И на месте «пустыни» вырос целый монастырь, в котором отец Петр стал настоятелем. В 1301 году на Волынь приехал тогдашний митрополит Киевский и всея Руси Максим. Священник Петр со своей братией подошел к нему под благословение и подарил митрополиту икону Божией Матери, которую написал сам. Предполагается, что эта икона сохранилась до сих пор и находится в Успенском соборе Московского Кремля. По имени автора она называется «Петровская», апразднование в ее честь совершается сегодня, 6 сентября, в день перенесения мощей ее создателя. Церковь-вдова, или кому быть митрополитом Митрополит Максим перевел митрополичью кафедру из Киева во Владимир, который тогда был столицей. В 1305 году он умер и был похоронен во владимирском Успенском соборе. Его мощи находятся там и сейчас. После смерти Максима в течение трех лет на Руси не была митрополита. Русская Церковь «овдовела». Ситуацией решили воспользоваться два великих князя - тверской и волынско-галицкий. Великий князь Михаил Тверской считал примерно так: раз митрополит Максим был во Владимире, здесь умер, здесь похоронен, то и следующий митрополит должен быть из владимирского священства. Таковым себя уже мыслил игумен Геронтий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Скачать epub pdf Житие митрополита Киевского и всея Руси Петра 110 Святой Петр, митрополит Киевской и всея Руси, родился в Волынской земле. Чудное видение было его матери, когда носила она во чреве своего сына: видела она во сне, будто держит в руках своих ягненка, у которого на голове растет пышное дерево, с плодами и цветами, украшенное множеством свечей, источающих свет и благоухание. Недоумевала женщина о чудном видении, но впоследствии оно оправдалось – Господь обогатил чудесными дарами духовными ее сына. Семи лет от рождения Петр был отдан в учение, но учился плохо, и очень скорбели об этом его родители. Однако не от людей, а от Бога суждено было получить Петру книжную премудрость. Однажды увидел Петр чудесный сон – что пришел к нему некий муж в одеждах святительских и сказал ему: «Чадо, отверзи уста твои!» Повиновался отрок, и коснулся чудный муж правой рукой языка его, и благословил, и исполнилась гортань его сладости. Проснулся отрок, но никого с ним не было, а сердце его было исполнено сладости и веселия. С этого времени Петр стал преуспевать в учении книжном, скоро изучил Священное писание и превзошел успехами своих сверстников. Когда исполнилось ему двадцать лет, он ушел в монастырь, поблизости от родных мест, и был принят в число братии. Усердно исполнял он монастырское послушание: носил воду и дрова в поварню, стирал власяницы 111 для братии и никогда не оставлял своего молитвенного правила. Прежде всех приходил он к церковной службе, а уходил последним; в церкви стоял благоговейно, слушал со вниманием божественную службу, никогда не прислонялся к стене. Всегда с готовностью исполнял послушание, кротко покорялся наставнику, служил братии в смирении и молчании. По воле настоятеля был произведен в диаконы, а потом и во пресвитеры. Умел он и иконы писать. Когда писал иконы, всегда умом удалялся от земного, исполняясь богомыслия. По добродетельному его житию, по глубокой вере и молитве дал ему Господь этот чудесный дар. Долгое время пребывал святой Петр в своем монастыре, но потом, по благословению настоятеля, удалился в пустынное место на реке Рате и устроил там себе обитель; построил церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа, и в короткое время собралось сюда много братии. Добр и незлоблив был святой Петр, в глубоком смирении пребывал, помогал всем нуждающимся, одарял нищих, с кротостью поучал всех о божественном учении и богоугодной жизни. Слух о его добродетельном житии широко распространился, все его почитали и просили у него наставления и молитвы. Когда приехал на Русь из Константинополя митрополит Максим, пришел к нему за благословением святый Петр с братией, и принес ему икону Божией Матери, которую сам написал. Благословил его митрополит, принял святую икону и берег ее у себя с великим почтением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010