Раввуни, учитель, дорогой, родной, будь милостив к Себе, да что такое Ты говоришь? Зачем уходить тебе? Поставим три кущи, будем странствовать и исцелять, и нам будут рады бедняки Израиля или даже пределов Тирских и Сидонских, раз уж ты и хананеянку помиловал. Не умирай на кресте, ведь это проклятая смерть бунтовщиков – ну а мы с Тобой, какие мы бунтовщики? Мы – смотрим на крины сельные и воробьев, на радость нашей весны галилейской, мы уже привыкли к этой радости, зачем нам иные? и да будет всегда, вечно, ибо Ты – живой. Учитель, будь милостив! …Петр, презревший после слова жен о Восстании Христа, сделал это оттого, что был не мудрее Магдалины. Он тоже думает о земном, как и она.   «Еще земная мудрствует жена: тем же и отсылается не прикасаться Христу» (стихира на утрени, глас 8). Два образа Церкви – Петр, деятельный, и Мария Магдалина, не менее деятельная. Иисус Христос, Сын Божий словно уходит от Марии и Петра в сияющую и страшную бездну – и смерть Крестная, и Вознесение равно страшат и гнетут их сердце. Они не могут принять полноты той человеческой, именно и истинно человеческой славы, в которую входит Иисус… Не в этом ли тайна того, что в своей «Лествице» на первой ступени начертал преподобный Иоанн – «отречение от мира»? И тогда и Петр, и Мария будут посланы благовествовать… …Вспоминается пример, который приводил митрополит Антоний – если человек возьмет в руку дорогие часы, то он потерял эту руку. Если человек схватил мир, то он потерял то, что выше мира… Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф.16:24-25). – Что ты плачешь? кого ищешь? – Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его (Ин.20:15) Но Его уже не взять, не унести, не удержать – Он свободен, и мы будем свободны. И свободы Христовой никто не отнимет от нас – если будем смелы, если не испугаемся неведомой Славы Крестной – Славы Воскресшего… Только надо – идти за Ним. Всё будет – не так как прежде, ибо прежнее прошло. Но всё будет – с Ним и в Нём. +++

http://pravmir.ru/ne-uderzhivay-menya-ma...

Рассказ о крещении Корнилия Петром имеет продолжение: когда Петр вернулся в Иерусалим, «обрезанные упрекали его 7 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними». В ответ Петр пересказал всю историю, только что изложенную автором Деяний, заключив свою речь словами: «Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» На этом слушатели Петра «успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние и жизнь» ( Деян. 11:1–18 ). В книге Деяний этот рассказ выполняет функцию прелюдии к тому повествованию и миссии Церкви среди язычников, в котором центральную роль будет играть Павел. Петр н Павел еще не раз встретятся, в том числе на Апостольском Соборе в Иерусалиме. Центральной темой Собора станет вопрос об обрезании: необходимо ли оно для того, чтобы стать христианином? И тот и другой ответят на этот вопрос отрицательно, и апостольская община примет решение отказаться от обрезания, чтобы не затруднять обращающихся к Богу из язычников» ( Деян. 15:19 ). Период пребывания Павла в Тарсе иногда описывают как время ожидания и разочарования: ...Павел, без сомнения, с волнением ожидал новостей от руководителей из Иерусалима о том, какое место он должен занять в их евангелизационном плане. Но от них ничего не было слышно, и месяцы превратились в годы. Несложно представить смущение Павла: он был изолирован своими еврейскими собратьями в Иудее, которые еще не понимали, что пришло время активно благовествовать язычникам и что они должны быть приняты без обращения в иудаизм как предварительного условия ( Деян. 15:1 ). Павел знал, что ему вверено распространение Евангелия язычникам... Однако проходили годы, а главные иерусалимские руководители хранили молчание. Где были Петр, Иаков и Иоанн? Почему они не связывались с ним? Когда служению язычникам будет оказано должное внимание? Почему повелению Иисуса научить все народы ( Мф. 28:18–20 ) не отдавали предпочтение и почему Павла не искали, чтобы он мог присоединиться к главному труду? 104

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Симон же Петр, имея меч, извлек его и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его ( Ин. 18:3–12 ). Синоптики по-разному идентифицируют человека, нанесшего удар: Матфей называет ударившего «одним из бывших с Иисусом» ( Мф. 26:51 ). С Матфеем согласен Лука ( Лк. 22:50–51 ). Марк называет ударившего «одним из стоявших тут» ( Мк. 14:47 ), из чего может сложиться впечатление, что он принадлежал не к группе учеников Иисуса, а к некоей другой группе – например, зрителей, наблюдавших за происходившим 119 . Однако такая группа ни в одном из повествовании не упоминается, и вряд ли можно было бы ожидать ее появление в столь поздний час 120 . Почему синоптики предпочли скрыть Петра под неким анонимным персонажем? Существуют разные гипотезы. Одна из них гласит, что исходный материал для синоптических повествований был составлен между 30 и 60 годами, когда основные участники драмы были еще живы и Петр мог подвергнуться уголовному преследованию за удар, нанесенный рабу первосвященника 121 , Иоанн же писал намного позже других, когда Петр уже не нуждался в защитной анонимности 122 . По другому мнению, авторы синоптических повествований не знали, кто ударил раба первосвященника, а Иоанн знал и потому решил внести уточнение в их рассказ. Кроме того, Иоанн мог упомянуть о смелом поступке Петра в преддверии рассказа о его отречении, чтобы продемонстрировать его верность Учителю и готовность встать на Его защиту. Если учесть, что с Иисусом в Гефсимании было только три человека и Петр был одним из них, а Иоанн другим, то свидетельство Иоанна выглядит вполне правдоподобным. Был ли поступок Петра продуманным актом вооруженного сопротивления, бравадой или жестом отчаяния? Скорее всего, ни тем, ни другим, ни третьим. Это была импульсивная реакция на происходившее. Никакого конкретного плана у него не было, действовал он, не раздумывая, как поступал и во многих других случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Учение Павла, изложенное в Послании к Римлянам, представляет собой плод богословского осмысления итогов первых двух десятилетий христианской миссии среди язычников. В речи Петра нет столь же развернутой апологии этой миссии, однако мы не должны забывать, что встреча Петра с Корнилием – один из самых первых шагов на пути проповеди среди язычников. Еще вчера Петр недоумевал, что означало ниспосланное ему видение, а сегодня он, наученный Духом Святым, излагает стройное учение о Боге, Который через Иисуса Христа посылает прощение грехов всем без различия, будь то иудеи или язычники. Неожиданное сошествие Святого Духа не позволяет Петру завершить речь, и он предлагает перейти от слов к делу: Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней ( Деян. 10:44–48 ). Выше мы отмечали, что сошествие Святого Духа в практике ранней Церкви, отраженной в Деяниях, могло следовать сразу же за крещением ( Деян. 8:39 ) или по прошествии некоторого времени, при возложении рук апостолов ( Деян. 8:14–17 ). В речи на Пятидесятницу Петр говорит о сошествии Святого Духа как о прямом следствии крещения ( Деян. 2:38 ). Рассматриваемый случай – единственный из упоминаемых в Деяниях, в котором Дух Святой сходит не после, а до крещения, и именно Его сошествие становится побудительной причиной того, чтобы совершить крещение, не откладывая. Действие Святого Духа, как и в других описанных случаях, выражается в говорении на языках. Пришедших с Петром удивляет не сам этот феномен, с которым они могли быть хорошо знакомы, а тот факт, что на языках заговорили необрезанные. Это становится дополнительным подтверждением того, что на благодать Святого Духа уверовавшие во Христа язычники имеют такие же права, как уверовавшие иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  2 день Первым с докладом «Единство человеческой личности согласно учению греческих отцов» выступил митрополит Диоклийский Каллист (Уэр). В докладе митрополит Каллист говорил, что согласно святым отцам (Ириней Лионский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Григорий Палама, Максим Исповедник) человеческая личность до конца непознаваема. Причина этого в том, что человек создан по образу Божию. Как богословие, то есть учение о Боге, апофатично, так и антропология должна быть апофатична. Образ Бога находится и в душе, и в теле человека. Его природа смешанная, двойственная, поэтому человек есть посредник между духовным и материальным тварным миром. Если мы будем отвергать тело, мы не можем быть этими посредниками. Григорий Нисский призывает помнить о двух истинах: «ради меня создан мир» и — «я прах и пепел». Учение о человеке не может быть в отрыве от его отношения с Богом. Человек еще и призван соединить все творение с Богом, так как он образ Божий и призван по благодати быть «причастником Божеского естества» (2 Петр. 1, 4). Пять уровней разделения, о которых говорит преподобный Максим Исповедник, преодолеваются силой любви. Но это преодоление разделения, это единство стало возможно только во Христе, Который рекапитулировал, возглавил это единство. Кроме того не надо забывать, что человек есть еще и образ Троицы, в Которой единство любви Отца, Сына и Духа — это межличностное единство. Докладчику был задан вопрос о корректности приписывания святым отцам последовательно персоналистического языка, который сформировался только в XX веке. Митрополит Каллист согласился, что именно в XX веке была развита теория личности. Но ее можно увидеть и в Новом Завете. Такой «новозаветный персонализм» присутствует в Евангелии от Иоанна, в частности в 17 главе, где раскрыта ключевая проблема — любовь между Отцом и Сыном и между людьми: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). Да, понятие «ипостась» не соответствует термину «личность», если мы определяем ипостась как модуль существования природы. Но модули существования не могут любить друг друга, только личности.

http://bogoslov.ru/article/818727

Рождественское послание митрополита Киевского и всея Украины Владимира 9 2007 р. 18:58 Рождественское послание митрополита Киевского и всея Украины Владимира , Предстоятеля Украинской Православной Церкви, архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. (Гал. 4.:4-5) Как и двадцать веков назад, Вифлеемская звезда, озарявшая путь богоискателям волхвам, сегодня привела нас под своды святых Божиих храмов, чтобы торжественно, с сердцем сокрушенным и смиренным, поклониться Богомладенцу Христу. «Велика радость для мира! — восклицает преподобный Феодор Студит. — Сын Божий пришел к нам не в знамениях и прообразованиях, а самолично, через Рождение от Приснодевы Марии». Бедственна и тяжела была участь человека после грехопадения. Всю ветхозаветную историю можно уподобить виденному пророком Иезекиилем свитку, в котором написано: «плач, и стон, и горе» (Иез. 2:10). Томимый совестью, человек искал путей примирения с правосудием Божиим, стремился найти утраченную стезю к истине, но не обретал. Зло и развращенность возрастали и усиливались, принося новые скорби и еще большие мучения. С рождением Христа Спасителя падает преграда, разлучавшая нас с Богом. Сошедши на землю и став человеком, Сын Божий принимает на Себя бремя наших беззаконий, все наказание за них. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, — пишет святой апостол Петр, — дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Пет. 2:24). В Боговоплощении воссоздается человеческая природа: «Христос рождается прежде падший воскресити образ». «Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет», — учит Святая Церковь. Христос принес людям высочайшую истину, в Нем воссиял «мирови свет разума» (Тропарь Рождества Христова). Пришел Господь — и всюду разлился свет истинного боговедения, истинной религии. Теперь мы знаем, что Бог, сотворивший небо и землю, есть един по существу, но троичен в Лицах. Он есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный. Он — Бог святости и любви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204279...

Другая речь, сказанная Петром, тесно связана с совершенным им чудесным исцелением хромого от чрева матери, которого носили и сажали каждый день при дверях храма просить милостыню у входящих во храм, – исцелением, совершенным во имя Иисуса Христа Назорея. При виде исцеленного хромого народ пришел в изумление и сбежался во множестве в притвор Соломонов, где были апостолы, совершившие чудо. Здесь к собравшемуся народу апостол Петр обратился со словом веры и назидания. Речь его, сказанная по этому случаю, во многом сходна с предыдущею. При виде всеобщего изумления и внимания, обращенного на виновников чуда, апостол Петр отклоняет от себя взоры изумленного народа, заключая, что они не своею силою сделали хромого ходящим, но силою веры и именем воскресшего Господа Иисуса. После столь славного чуда, совершенного на глазах всех именем Иисуса Христа, апостол с полным правом на внимание мог говорить израильтянам о том, что Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего, Господа Иисуса, и напоминает им, что они напрасно отреклись от Святого и Праведного пред лицом Пилата и напрасно Начальника жизни убили. К этому упреку он присоединяет свидетельство о Его воскресении. Но, чтобы упрек не показался жестоким, апостол с большею ясностью, чем прежде, выставляет на вид то, что отречение от посланного Богом Праведника и осуждение Его на смерть допущено израильтянами и их начальниками, как он знает, по неверию и во исполнение Божиего предопределения. Указывая на этот грех неведения, апостол приглашает всех к покаянию, чтобы пришли времена отрады от лица Господа. Для усиления этой проповеди в глазах иудеев, почивавших на законе и пророках и считавших себя избранным народом Божиим, апостол напоминает, что о Христе говорили все пророки, сколько их ни было, начиная от Моисея, который, предвозвещая пришествие великого Пророка, заповедовал слушаться Его во всем и угрожал гибелью тем, кто не будет его слушать, называет их сынами пророков и завета, завещанного их отцом в Аврааме, и, чтобы показать, что и ныне, после великого греха, совершенного ими по неведению, они не лишились особенного благоволения Божия, испытанного отцами их, прибавляет, что Бог, «воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших» ( Деян.3:12–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к читателям газеты " Коммерсантъ " в день Преображения Господня 20.08.2002 " Коммерсантъ " , 19 августа 2002 года Сегодня Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне - одно из самых таинственных новозаветных событий. После того, как Христос Спаситель открыл ученикам тайну Своих будущих страданий, Он взял троих из них: Петра, Иакова и Иоанна, - и взошел вместе с ними на гору помолиться. И там во время молитвы преобразился пред ними, и они увидели беседующих с Ним ветхозаветных праведников - Моисея и Илию. Лицо Его и одежды сделались белыми, блистающими, как снег. И затем вершину горы осенило облако, и ученики слышали из облака глас: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте” (Мф. 17. 1-8) Увидев Христа во славе, Его ученики пали ниц в благоговейном страхе. Апостол же Петр сказал Спасителю: " Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии " , - не зная, что говорил " (Лк. 9. 33). Нам может показаться, что эти слова Петра - плод обычной человеческой радости. Желание сделать палатки представляется нам каким-то детским, не соответствующим важности момента. Однако следует помнить, что эти слова Петр произнес, будучи озарен нетленным светом Божества. В них - стремление приобщить весь мир к свету Преображения, к радости этого чуда. В этих словах - пророчество о грядущей миссии Церкви в мире, ибо сделать кущи - значит создать на земле обитель, дом для святыни, сделать так, чтобы все алчущие и жаждущие Божией правды могли приходить к этой святыне; чтобы нетварный свет Преображения разлился по всей вселенной; чтобы вся земная действительность стала белой, как снег, просияла, как просияли на горе ризы Спасителя. Церкви глубоко чужд путь революций, разрушения исторических реалий, с тем чтобы созидать новый мир в пустыне. Сущность христианского подвига всегда заключалась в преображении существующей действительности, в изменении нравственной атмосферы в обществе, в приведении ко Христу людей, не знающих Его.

http://zavet.ru/news/0208/n20-2.htm

«Нужно молиться за власть, – убеждал он. – Кто молится, у того неизбежно отпадает недоброжелательство к тем, о ком он молится, даже может появится доброе чувство к ним. Молитва есть вид любви – и весьма высокий, и притом всегда реальный, действенный. Сам по опыту знаю и много раз испытываю. Слава Богу, я молюсь за власти даже и тогда, когда многое не легко для Церкви. Это – долг народа. Итак, главное – смиряться, искренно в сердце, – вот непременная задача и забота теперь, а тогда легко положиться на волю Промысла Божия в остальном... И вообще бороться против грехов всяких. На душе заслужишь мир» . Молиться за высшую власть и почитать ее учит нас Церковь, повторял владыка. И объяснял почему: «…обойти этот вопрос в данное время (то есть в безбожное, советское время – прим. Р.П.) было бы непонятным или неискренним. Я возьму слова апостола Петра и Павла. Уже в то время возникал вопрос: как относиться к власти и обществу, которые были враждебны христианству? И явилась тогда опасность, что христиане могут соскользнуть на мирской путь борьбы против властей. Самые видные столпы христианства, Петр и Павел, тотчас же решили пресечь возможное искушение, чреватое крайне опасными последствиями: искажением самого духа христианского, подменой его мирскими средствами защиты, или «обмирщением». Это было бы гибелью христианства. И вот они оба обращаются к христианам с решительным призывом возвратиться на собственную христианскую позицию. – «Будьте покорны всяческому человеческому начальству». Почему?  – «Ради Господа». Не ради страха, не для корысти, а потому, что «такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста» обвинителей. И в этом есть настоящая, духовная свобода: будьте «свободными, а не как употребляющие свободу для прикрытия зла» души. «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя (тогда они были гонители) чтите». Так учит апостол Петр. Как все это просто, прекрасно, истинно, естественно для христианина!» – восклицает митрополит. «То же самое, – продолжает он, – говорит и Апостол Павел: “ Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков… и за всех правительствующих ” .

http://bogoslov.ru/article/4213518

Однако с течением времени христианская община приходила к пониманию того, что второе пришествие Христа может наступить и в некоем более отдаленном будущем. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел даже в некоторой степени отмежевывается от своего Первого послания: Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов ( 2Фес. 2:1 ). А апостол Петр в своем Втором послании прямо отвечает на вопрос: Где обетование пришествия Его? ( 2Пет. 3:4 ). По словам апостола, не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. При этом Петр ссылается на послания Павла, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Пет. 3:9,16 ). Упоминание Петра о посланиях Павла в связи с темой второго пришествия не оставляет сомнений в том, что речь идет прежде всего о двух посланиях Павла к Фессалоникийцам, а именно – о тех местах посланий, где говорилось о близости пришествия Господня. Многие наставления Иисуса в Евангелиях могут быть истолкованы как относящиеся к различным временным периодам. С одной стороны, Иисус говорит о том, что ожидает учеников в скором времени. С другой – в событиях ближайшего будущего усматривается и дальнейшая судьба Церкви. В этом смысле слова, адресованные двенадцати, становятся наставлением Иисуса всем Его ученикам на все последующие времена, а ссылка на второе пришествие лишь подтверждает вневременной характер этого наставления, его сохраняющуюся на века актуальность. Читать далее Источник: Иисус Христос : жизнь и учение : в 6 кн./Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря : Эксмо, 2016-./Кн. 1: Начало Евангелия. - 2016. - 799 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010