2113 ν πνεματι нет в sACDFG и многих минускульных кодексах и переводах Сир., Копт., Арм., Эфиоп., у Клим., Злат., Амврос. Но нужно заметить, что течение мысли в разбираемом месте нисколько не пострадает, даже явится последовательнее, если мы удержим ν πνεματι. 2151 Нет ничего невероятного, что Апостол мог иметь в виду и чтение новозаветных книг. Некоторые из них в то время могли уже сделаться известными среди христиан. Евсевий. Церк. Ист., кн. 3, гл. 39, стр. 166. 2164 Твор., ч. 5 изд. 3, 1892, правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, ответ на 2 вопрос, стр. 94. 2177 Tο πρεσβυτερου означает собрание старейшин иудейского синедриона ( Лк. 22:66 ; Деян. 22:5 ), собрание пресвитеров, которые учили народ и управляли церковными делами (Schleusner. Т II, sub voce πρεσβυτερου). В писаниях отцов το πρεσβυτερου иначе называется советом, у Златоуста – συνδριον (De sacerdotio, lib. III, p. 480–A, Montfaucon, t. 1, у Иеронима – senatus in ecclesia, coctus presbyterorum (Comment. in Jsaiam, lib. II. cap. III, col. 34, opera, t. III, Par. 1704). См. Augusti. Handbuch d. christl. Archaologie, t. I, В. II, S. 225. 2180 Златоуст, цит. твор., стр. 178–179, Феофилакт, cit. op., р. 776, Икумений, cit. ор., 234, Bingham. Origines sive auiquit. eccles., Halae, t.1, lib. II, c. III, § V, p. 89. 2185 Тишендорф, на основании авторитетов и некоторых минускульных, Сир., Конт., Арм., Амврос. вместо ν πσιν, принятого в textus. receptus, читает просто πσιν. ν могло быть вставлено для того, чтобы слову προκοπ дать более точное определение – успех во всех отношениях. 2197 То обстоятельство, что Апостол, говоря о содержании пресвитеров, ничего не говорит, при этом, об епископах и диаконах, свидетельствует о полном различии пресвитерской степени от епископской и диаконской. 2219 К ним принадлежали и девицы. Игнат. Богон., – παρθνους λεγομνας χρας – девственниц, именуемых вдовицами. Посл. к Смирнян. гл. 13, стр. 424. 2223 Это слово в Н. 3. встречается только здесь, употребительно у классиков. Schleusner. Т. I, р. 147.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Глагол μελτν, встречающийся еще у Мк. 13:11 и Деян. 4:25 , в значении думать, взвешивать, размышлять о чем-либо, часто употребляется, когда говорится о воинах и подвижниках, которые усердно занимаются различными упражнениями, чтобы приобрести силу и опытность в борьбе 2184 . Это же значение нужно удержать и здесь, где идет речь об исполнении того, что повелевается. ν τοτοις σθι=omnis in hoc sis – будь всецело в этом. По снесению с предыдущим, в разбираемых словах, Апостол требует, чтобы Тимофей всегда помышлял о своих обязанностях и упражнялся в чтении, наставлении и учении, и, вообще, во всех тех занятиях, которые нужны, дабы дарование Духа не оставалось в небрежении. Словами να σου προκοπ φανερ πσιν 2185 выражается цель деятельности Тимофея. Последний должен стремиться к тому, чтобы и самому возрастать в истинной вере и жизни, и, чтобы под его руководством возрастали в вере и жизни и порученные ему верующие. Προκοπ, в смысле успеха, преуспеяния, приращения, прогресса, встречается у Диогена Лаерт., Полибия, И. Флавия 2186 ; в Ветхом Завете только у Сираха 2187 и 2 Маккавейской 2188 . В Новом Завете оно встречается три раза, именно, в Флп. 1:12, 25 и в разбираемом месте. Филиппийцам Апостол говорит: обстоятельства мои (пребывание в первых римских узах) послужили к большему успеху благовествования (1:12), и пребуду со всеми вами, для вашего успеха и радости в вере (1:25). В первом случае, Апостол говорит о большем распространении веры, во втором – о внутреннем преуспеянии в вере 2189 . Судя по контексту речи, в изучаемом месте Апостол желает, чтобы пастырская деятельность Тимофея сопровождалась внутренним возрастанием его самого и пасомых, чтобы это возрастание проявилось и во внешней жизни и деятельности Ефесян, стало очевидным, видимым, φανερ. Очевидный успех деятельности Тимофея будет иметь благие последствия в том отношении, что он и себя спасет, и слушающих его. Ст. 16. πεχε σεαυτ κα τ διδασκαλ πμενε ατος τοτο γρ ποιν κα σεαυτν σσεις κα τος κοοντς σου – Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

(от , миловать, сожалеть 1347 , жаловать, одарять 1348 , молиться, просить благосклонности, милости) 1349 означает такую молитву или просьбу, которая исполняется не в силу этой молитвы, а по причине благорасположенности просимого, или умоляемого лица 1350 . 1351 (от , решать, судить 1352 , карать 1353 , повергаться, преклоняться 1354 , молить, молиться 1355 ) означает молитву, как вымаливание, выпрашивание, излияние души 1356 . Судя по такому значению и можно думать, что δησις, по отношению к Богу, есть молитва , основанная на сознании Божественной благости, любви и силы, – на вере, а προσευχ – молитва, основанная на сознании своей греховности. И в Св. Писании молитва, основанная на вере, действительно, большей частью обозначается через δησις 1357 , а молитва , исходящая из сознания греховности, – через προσευχ 1358 . Это объяснение подтверждается и тем соображением, что молитва к Богу, в своем основании, необходимо должна иметь веру в Бога и сознание своей греховности. И вера в Бога, и сознание греховности в молитве сливаются, как бы, воедино. По этой-то причине в Св. Писании δησις и προσευχ очень часто употребляются вместе 1359 . ντεξεις встречается только в разбираемом стихе и в 4:5 1360 ; существительное ντεξις происходит от глагола ντυγχνω – говорить за кого-то перед кем-то, просить за кого-то, приходить к кому-то, в отношении к Богу – молиться 1361 . Отношение к другому предмету заключается не в этом слове самом по себе, но в присоединяемом к нему предлоге; так в Рим. 11:2 – κατα τνος – о ком, а в Рим. 8:34 ; Евр. 7:25 – πρ τνος – за кого. Ориген находит в перечислении Апостолом видов молитвы, как бы, лестницу, – προσευχαι и δεσεις, по его мнению, суть соединенные со славословием прошения, имеющие своим предметом важные вещи; εντεξεις же он понимает в смысле прошений такого человека, который молится с большим дерзновением 1362 . При определении понятий δεσεις, προσευχαι, εντεξεις, толкователи не сходятся между собой. Так, Феодорит 1363 , а за ним Феофилакт 1364 и Икумений 1365 понимают δεσεις, преимущественно, в смысле просьбы об отвращении наказаний за грехи, προσευχαι – в смысле прошения о ниспослании различных благ, εντεξεις – в смысле просьбы о наказании неправедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Ст. 13. δμ γρ πρτος πλσθη ετα Εα – Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. Глагол πλσσειν встречается в Новом Завете только в Рим. 9:20 ; но там употребляется в коренном зпачении, – в значении лепить, давать форму; в значении же, принадлежащем этому глаголу, здесь – создавать – находится в Быт. 2:7 (у 70), именно, в том месте, откуда Апостол заимствовал мысль стиха 1580 . «Какое отношение имеет история творения человека к нынешним женщинам»? – спрашивает св. Златоуст, и отвечает: «Очень большое. Апостол говорит: мужеский пол наделен большим преимуществом; прежде он создан. А в другом месте еще выше ставит его, когда говорит: не создан быть муж жены ради, но жена мужа ради 1581 . Для чего он говорит сие? Для того, чтобы не без основания представить первенство мужу» 1582 . «Так как, – говорит Феофилакт, – в самом создании род мужеский удостоен первенства, и Ева создана второю, то должны после этго и все жены иметь второстепенные места после мужей. Ибо, сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь мужеский и женский род» 1583 . Указанием на историю творения, Апостол, можно думать, желает выразить ту мысль, что жена была сотворена ради желания мужа, через что воля мужа была, как бы, деятельной в сотворении жены, что муж в невинном состоянии был в ближайшем отношении к Богу, чем жена, и что ему возвещена была заповедь, которую он должен был сообщить Еве. Поэтому и теперь ему принадлежит право учить, а жене учиться в безмолвии. Таким образом, указанием на историю творения человека, Апостол доказывает, что муж был не только сотворен раньше жены, но и был первым учителем и руководителем последней. Апостол не говорит этого открыто, может быть, потому, чтобы не унизить женщину и не дать повода к самомнению мужчины. Ст. 14. κα δμ οκ πατθη δ γυν ξαπατηθεσα ν παραβσει γγονεν – и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление. Одни толкователи, напр., Феодорит 1584 , Розенмюллер 1585 , желая точнее определить это выражение Апостола, поясняют его через добавление к δμ слова πρτος.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Речь начинается христианским афоризмом: πιστς λγος. Златоуст 1613 , а за ним Икумений 1614 и Феофилакт 1615 относят это выражение к предыдущей речи, т. е. к тому, что сказано о спасении жен. Но отрывочность выражения, не связанного никакой соединительной частицей с ближайшим предыдущим 1616 , особенная важность учения, раскрываемого в последующем 1617 , пример 15 ст. 1 гл., где точно такое же выражение непосредственно примыкает к последующему 1618 , – все это говорит за то, что выражение πιστς λγος составляет не заключение предыдущего, а начинает собою новый отдел апостольской речи. ’Οργεται – означает и честолюбивое стремление из-за почестей, и стремление из ревности и любви к делу. В данном случае ργεται имеет последний смысл, и Апостол это стремление одобряет, потому что епископство есть ργου πιθυμε – доброе дело. " Εργου означает дело, занятие, служение 1619 . В 1Сол. 5:13 Апостол увещевает христиан любить предстоятелей за дело их – δι τ ργον ατν. Это дело, по Апостолу, – καλν, «потому что предмет его добр, – просвещать истиною, исправлять нравы, руководить к высшему совершенству в духовной жизни, отражать лжеучения и лжеучителей, утешать скорбных, устроять пособия бедным и немощным, быть отцем многопопечительным и благоустроительным» 1620 . «Я не порицаю того, – передает св. Златоуст мысль Апостола, – кто имеет желание епископства и, притом, домогается не одного начальства и власти, но исполнения обязанностей по управлению, – того я не порицаю. Ибо он доброго дела желает. Кто таким образом желает сего, пусть желает» 1621 . Так же объясняет этот стих Иероним. «Если кто, – говорит он, – желает епископства, должен желать дела, а не достоинства, труда, а не почестей и удовольствий, дела, в котором должен упражняться смирением и не надмеваться почестью» 1622 . Апостол говорит о членах общества, ищущих епископства. Очень может быть, что некоторые домогались этого сана, не будучи достойны. В этом едва ли можно сомневаться. Мы знаем, что во времена Апостолов в христианство обращались и знатные люди из язычества, как это было, напр., на острове Кипре, в Пафе 1623 , или в Афинах 1624 ; точно также могло быть и в Ефесе, где христианство имело уже значительное развитие и прочное положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Греховное начало, с которым рождается человек, Апостол называет словом μαρτας 1030 . Кроме этого слова, Апостол употребляет и другие термины для обозначения действий и состояний греховного характера: παραπτωμα 1031 , παραβσεως 1032 , μαρτημ 1033 . Эти слова у Апостола употребляются для обозначения греха, как отдельного греховного факта, как нарушения определенной, единичной заповеди закона. Так, преступление Адама, Апостол называет παραπτωμα 1034 , обвиняя иудеев за нарушение закона, – за святотатство, воровство, прелюбодеяние и пр., Апостол называет все это παραβσεως το νμου 1035 . μαρτα же не есть какое-либо отдельное преступление, а, вообще, греховное начало, которое служит корнем, основанием отдельных преступлений, составляющих по отношепию к μαρτα плод его, почему, точнее следует назвать его, вместо «грех» – «греховность». Далее, μαρτα не есть только греховное состояние, habitus peccandi, способность или потенциальность преступлений, обнаружения которой составляют μαρτημ, παραπτωμα, παραβσεως. В Рим. 6:15–23 , Апостол приписывает μαρτα такую силу, что оно производит злые действия, несмотря даже на желание добра. Следовательно, μαρτα есть положительная реальная сила греха, господствующая в человеке и сама собой возбуждающая и производящая известные греховные действия. Как седалище этой греховной силы, Апостол указывает тело, которое и называет σμα μαρτας 1036 ; а, чаще всего, седалище ее он обозначает словом σρξ 1037 . Но Апостол не редко отожествляет значение μαρτα и σρξ, называя, действующее в человеке, греховное начало просто : σρξ. Так, в посл. к Галатам, прелюбодеяние, блуд..., вражду, ссору, зависть, гнев и др. он называет не делами μαρτα 1038 , а делами плоти – σρξ, не вожделениями, произведенными грехом 1039 , а вожделениями плоти – πιθυμαν σαρκς 1040 ; борьбу греховного начала против доброго, Апостол называет не борьбою μαρτα 1041 , а борьбою плоти – σρξ 1042 . Поэтому, неосвященного и непреобразованного, через христианство, человека, в котором преобладает греховное начало, Апостол называет νθρηπος σαρκκς.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Определили: 1. о разрешении принять в число вольных слушателей студента Петра Полянского сообщить Воронежской духовной консистории». Еще через некоторое время, в результате уведомления Консистории о состоявшемся Архипастырском разрешении на принятие Петра Полянского , последовал от нее ответ. В журнале Совета от 7.04.1888 г., стр. 41, XXXI читаем следующее отношение Воронежской духовной консистории от 30.03.1888 г., за 3065: «Вследствие отношения Совета Московской Духовной Академии от 14 февраля с. г. за 88, Консистория имеет честь просить объявить псаломщику села Девицы Коротоякского уезда Петру Полянскому , что за принятием его в число вольных слушателей лекций в Московской Духовной Академии, он, по журнальному определению Епархиального начальства, состоявшемуся 24 сего марта, отчислен от занимаемой псаломщицкой должности. Определили: объявить вольнослушателю академических лекций П. Полянскому содержание отношения». Конечно, в нашу продувную и авантюристическую эпоху все эти китайские церемонии и поистине версальские переговоры между Воронежской духовной консисторией и корифеями богословской науки, окопавшимися на высотах академического Олимпа, выглядят несколько, может быть, даже и комично, но уж в добротности и основательности отказать им никак не приходится; действительно, все эти, запротоколированные за соответствующими номерами академические иероглифы «не вырубить и топором». Таким образом, цветущий и голосистый воронежский семинарист-псаломщик оказался на несколько лет за толстыми стенами Троице-Сергиевой Лавры. Началась упорная учеба и жизнь, обычная для студента Академии тех времен. Впрочем «вольнослушателем» П. Ф. Полянский являлся всего лишь один учебный год (1887−1888), а далее, успешно выдержав экзамен, был зачислен в студенты академии и прошел ее полный – 47-й курс (1888−1892 гг.). О каких-либо эксцессах, связанных с именем студента Академии Полянского за период его пребывания в стенах Академии (что иногда, правда не часто, имело место в отношении других лиц) нам слышать никогда и ни от кого не приходилось, а судя по его дальнейшему степенному и положительному нраву, подобные предположения и не вяжутся с его нравственным обликом вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Подобные высказывания и настроения для маскировки прикрывались демагогическими рацеями о благе Церкви – излюбленной дымовой завесой также совершенно всех без исключения нарушителей церковной дисциплины нашего времени. Из этой же кучки «недовольных» Местоблюстителем укомплектовалось и первичное ядро григорианских раскольников («ВВЦС») в декабре 1925 года; самый тон их организационного послания и некоторые их пассажи – вполне подтверждают такое предположение. Неблагосклонные высказывания и лицемерные сетования по адресу Местоблюстителя со стороны этих прикровенных архиереев-оппозиционеров, свидетельствовали, помимо всего прочего, еще и о их неправомыслии – отсутствии должного смирения и послушания совершившейся воле Божией. Напоминаем: «признать эту высшую церковную власть – обязанность православного христианина [тем более, архипастыря, полагаем! – Сост. ], независимо от своих личных симпатий и антипатий, ибо непризнание законно поставленного Местоблюстителя возможно лишь при одном условии: отпадении его от Православия» 96 . Затем, они забывали, во-первых, что «Дух дышет идеже хощет» и Господь, если найдет это нужным, то и из камней воздвигнет сынов Авраама. Это с одной стороны. С другой – думать и настраиваться так, как, по-видимому, думали и настраивались эти иерархи, означало пренебрегать благодатною волею и просвещенным разумением в Бозе почившего общего Отца, Святейшего Патриарха Тихона – высочайшего церковного авторитета, которому с любовию и готовностью беспрекословно подчинились в единодушном признании указанного им Местоблюстителя все, без исключения, высшие и достойнейшие представители отечественного епископата, стоявшие неизмеримо выше по всем показателям сравнительно с этими «недовольными». Нельзя, наконец, не отметить и того поразительного единогласия, а также бесцеремонности, с коими эти, втихомолку фрондирующие иерархи перечеркнули «аки не бывшую» всю предшествовавшую достойную деятельность П. Ф. Полянского на ниве духовного просвещения православного юношества, которая была общеизвестна, и где им было потрачено столько энергии и таланта, сколько вряд ли вложили они сами (может быть, и все вместе взятые!) в область церковного домостроительства... Все это самым очевидным образом перекликалось с тогдашними обновленческими «писаниями» и, конечно, наводило на грустные размышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Но ясное понимание христианства и проникновение его началами – работа нескорая и нелегкая. К помехе, для более полного усвоения христианства, служат внешние и внутренние причины. Христианство первоначально явилось не в форме какой-либо строго организованной и ясно раскрытой доктрины, но явилось в форме отдельных бесед, даже отдельных изречений в, более или менее, обширных положениях, не всегда удобопонятных всем и каждому. Таким образом, передстояло не мало труда самой человеческой мысли уяснить себе христианские истины и их отношение к иудейскому и языческому миросозерцаниям. Но, кроме этой внешней нераскрытости христианских положений, совершенно уяснить себе христианские истины было трудно для человеческой мысли, еще более потому, что в настоящем случае существовало великое несоответствие между познаваемым – истиной божественной и познающим – умом человеческим. Христианство не есть какая-либо научная доктрина, понять и усвоить которую нужен, более или менее, развитый ум. В христианстве, еще по замечанию древних отцов церкви, людей изведавшим его собственным опытом, есть многое, что усвояется и оценивается, скорее, сердцем, чем умом. В этом случае, нравственное состояние человека составляет столь же важное условие для усвоения христианской истины, как и развитие его познавательных сил. Но до-христианское человечество, иудейский народ и языческий мир, по своему духовно-нравственному состоянию, по своей испорченности, имело все задатки, чтобы противиться христианской истине, отвергнуть ее. Наконец, чтобы вполне отрешиться от своих прежних воззрений, верующим иудею и язычнику, кроме сознательного, разумного отношения к христианству, требовалось еще, также, разумно убедиться в ложности и негодности своих прежних миросозерцаний. Без этого всегда неизбежны сомнения и колебания, при отречении от них. В этом случае, мысли иудея или язычника, также, передстояла нелегкая работа. Для того, чтобы разрушить целое миросозерцание, нужно подвергнуть тщательному анализу каждое отдельное воззрение, каждую отдельную идею.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

По мнению противников иерархического устройства Церкви, нельзя считать епископов, пресвитеров и диаконов иерархическими лицами. «Апостолы, говорят, были чужды всех иерархических притязаний и исполняли свою должность в духе братской любви и с сознанием, что члены их стада находятся в том же самом отношении к общей главе и пастыреначальнику Иисусу Христу, просвещены тем же Св. Духом и имеют равное участие во всех таинствах» 412 . Должности же – епископская, пресвитерская и диаконская, по мнению отрицающих церковное священноначалие, явились по нуждам Церкви и не есть священные, а просто общественные, имеющие характер поручения. Они, по выражению Роте, составляли magistratus религиозного общества, значение которого проистекло не из чего другого, как из самого же общества, непосредственно участвовавшего при составлении его 413 . Употреблявшееся при этом рукоположение, в соединении с молитвой, рассматривается не как таинство, а как простой обряд, как акт утверждения в должности 414 . Из изложенных взглядов протестантов видно, что они отказываются признать в церкви такой порядок, по которому все люди строго разделялись бы на господствующих и подчиненных, что и существует в католичестве. Вследствие такого смысла своих возражений против иерархии, протестанты основывают свое мнение на утверждении всеобщего священства. В доказательство этого последнего, они ссылаются на внутренние свойства верующих, на их отношение к проповеди евангелия, совершению крещения и к управлению Церковью . Так, протестанты, чаще всего, указывают: 1. на те места Св. Писания, где все верующие призываются приносить жертву Богу и, где все, без различия, называются «братьями» и «святыми», отрешенными от мира и посвященными на служение триединому Богу 415 ; 2. на места, в которых говорится о внутреннем просвещении Духом Святым, почему, будто бы, излишне всякое внешнее научение 416 ; 3. на места, в которых проповедование христианского учения представляется общей, для всех христиан, обязанностью, а не правом отдельного сословия 417 , и на примеры всеобщей свободы проповеди (за исключением женщин) 418 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010