не допускать никаких поползновений неблагонамеренных людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежд на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская власть - действительно Народная Рабоче-Крестьянская власть, а потому прочная и непоколебимая. Мы призываем выбирать в церковноприходские советы людей достойных, честных и преданных Православной Церкви, не политиканствующих и искренне расположенных к Советской власти. ... Мы не можем не осуждать тех, кто в забвении Божьего, злоупотребляя своим церковным положением, отдается без меры человеческому, часто грубому политиканству, иногда носящему и преступный характер, и потому по долгу Первосвятительского служения Нашего благословляем открыть действия особой при Hac комиссии, возложив на нее обследование и, если понадобится, и отстранение в каноническом порядке от управления тех архипастырей и пастырей, кои упорствуют в своих заблуждениях и отказываются принести в них раскаяние перед Советской властью, предавая таковых суду Православного Собора».Особо в «Завещании»была прописана программа мер против «бежавших за границу архипастырей и пастырей» . Митрополит Петр, как никто другой, знал, что Патриарх Тихон это «Завещания» не подписывал (хотя, как замечает показавший подложность опубликованного в советских газетах документа современный исследователь Д. В. Сафонов, «при его составлении и был использован патриарший вариант текста» ). Местоблюститель, который тогда находился под следствием по делу о мифической «шпионской организации церковников», не стал публично разоблачать подложность «Предсмертного завещания» (понятно, что это привело бы к его немедленному аресту), но и, вопреки требованиям ОГПУ, проводить его в жизнь не спешил. Никаких «особых комиссий» для «обследования и отстранение в каноническом порядке» нераскаянных перед советской властью архипастырей и пастырей митрополит Петр учреждать не стал. Он не пошел даже на то, чтобы формально уволить с Киевской кафедры главу «бежавших за границу архипастырей» митрополита Антония (Храповицкого), что вызвало уже крайнее негодование власти и стало поводом для его ареста в декабре 1925 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

в Верхнеуральской тюрьме [без даты] В[ерхне]-Уральская т[юрь]ма   ПОЛЯНСКИЙ Петр Федорович, (он же митрополит КРУТИЦКИЙ) 1862 г. рожд[ения], урож[енец] с. Сторожевое, Воронежск[ой] обл. гр. СССР, бесп[артийный], «патриарший местоблюститель», в 1926 г. был осужден Колл[егией] б. ОГПУ на 3 г. к[онц]лагеря. В 1928 г. срок заключения продлен на 2 г. Пост[ановлением] Кол[легии] ОГПУ. 23/VII–31 г. осужден на 5 лет в тюрьму за акт[ивную] к[онтр]р[еволюционную] деят[ельность] срок заключ[ения] истекает 23/VII–36 г. [без подписи]   Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Д. 1740. Л. 56. Подлинник. Машинопись. 27. Выписка из протокола Особого совещания   при НКВД СССР 9 июля 1936г. СЛУШАЛИ: 131. Пересмотр дела 5938 ПОЛЯНСКОГО Петра Федоровича, он же митрополит КРУТИЦКИЙ ос[нование] постан[овление] Колл[егии] ОГПУ от 23.7–31 г. к тюр[емному] закл[ючению] на 5 лет.   ПОСТАНОВИЛИ: ПОЛЯНСКОМУ Петру Федоровичу, он же митрополит КРУТИЦКИЙ – продлить тюремное заключение сроком на ТРИ года. Войти с ход[атайством] в През[идиум] ЦИК СССР об утверждении настоящего постановления.   Отв[етственный] секретарь Особого совещания Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Д. 1740. Л. 54. Подлинник. Машинопись.   28. Выписка из протокола заседания Президиума ЦИК СССР 25 августа 1936г. СЛУШАЛИ: 3. Ходатайство Особого Совещания при НКВД СССР от 9/VII–36 г. о продлении гр. ПОЛЯНСКОМУ Петру Федоровичу (он же митрополит КРУТИЦКИЙ) тюремного заключения сроком на ТРИ года. ПОСТАНОВИЛИ: ХОДАТАЙСТВО УДОВЛЕТВОРИТЬ. ПП Секретарь ЦИК Союза ССР И. Акулов Верно: Зам[еститель] Особоуполномоченного НКВД СССР Майор гос[ударственной] безопасности Бердичевский Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Д. 1740. Л. 55. Подлинник. Машинопись. 29. Разъяснительная записка начальника Верхнеуральской тюрьмы   о продлении срока тюремного заключения митрополиту Петру 5 сентября 1936 г. Пом[ощнику] нач[альника] Учет[но-]арх[ивного] отдела   капитану гос[ударственной] безопасности т. Зубкину г. Москва В[ерхне-]Уральская тюрьма о[собого] н[азначения] НКВД сообщает, постановление Особ[ого] Совещания от 9/VII–1936 г. о продлении тюремного заключения зак[люченному] ПОЛЯНСКОМУ Петру Федоровичу нами объявлено 1/IX–1936 г., так как Ваш 14/5938 от 29/VII–1936 г. был заслан в Западно-Казахстанское обл[астное] Управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Наконец, позволю себе сказать несколько слов и по поводу поставленного против меня обвинения по 58/10 ст. Как-то т. Костин, сопровождая меня в баню, между прочим заметил, что это обвинение не представляет особого значения. Оно и совсем не имеет никакого значения, потому что не опирается ни на один факт. Я легко мог бы доказать это, если бы мне была предоставлена возможность. По-видимому, разрушились шансы и на мое искреннее стремление показать на деле, а не на одном только заявлении свое отношение к Советской власти. Тут я проявил полное подчинение ее представителю, призвавшему меня к раскаянию при совершенно определенной надежде на выход из положения. Вот все, что долг и совесть побуждают высказать. Если не закрывать намеренно глаза, то казалось бы, нет основания составить отрицательное представление обо мне, а тем более нанести такой жестокий укол, как присуждение после проведенных 5 лет в тюрьмах и ссылках, к новым 5 годам заключения, при этом не принять в расчет года предварительного заключения. Из общей сложности (11 лет) 7 лет уже отбыты, остается еще более 3,5 лет. Простите, что пишу Вам так откровенно, – угасая физически, я нуждаюсь в Вашей помощи. Настоящее заключение – не место для дряхлого старика, изнуренного болезнями, а оно продолжается уже 3-й год и разъедает организм, как ржа. Сознание одиночества в опасности перед смертью тяжелым, холодным камнем ложится на сердце. Убедительно прошу Вас облегчить ношу моих страданий – и не откажите поддержать мое ходатайство пред Председателем тов. Менжинским об оказании возможной милости. Заодно уже прошу вашего разрешения заказать зубы, без которых мне очень трудно обходиться, – цинга лишила последних. Митрополит Петр (Полянский) Крутицкий Опубликовано: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 884–885. 36. Письмо митрополита Петра в полномочное представительство ОГПУ по Уралу

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

При сем благопочтительнейше представляю Вашему Высокопреосвященству: 1) формулярный список о службе Полянского, составленный по требуемой форме, 2) краткий список, 3) кандидатский диплом и 4) проект отношения от имени Вашего Высокопреосвященства в Департамент Герольдии Правительствующего Сената. Вашего Высокопреосвященства Милостивейшего Архипастыря и Отца нижайший послушник Ректор Академии архимандрит Антоний 1800 Декабря 10 дня 1892 года. ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5477. Л. 2–3. В Департамент Герольдии Правительствующего Сената Ректор Московской Духовной Академии архимандрит Антоний представил мне, что состоящий на службе при Московской Духовной Академии помощник инспектора Петр Полянский просил его ходатайствовать об утверждении его в гражданском чине по ученой степени кандидата богословия, со старшинством по закону. При обсуждении прошения Полянского Ректором Академии принято было во внимание следующее: 1) Высочайше утвержденного... (пр[едствленного] представления) 15 июня 1892 г. Принимая во внимание отлично-усердную и полезную службу помощника инспектора Петра Полянского , Ректор Академии на основании вышеизложенных узаконений и §§ 18 и 19 устава духовных академий, просил меня войти в сношение с Департаментом Герольдии Правительствующего Сената об утверждении Полянского в чине Коллежского Секретаря со старшинством, на основании ст. 371 Уст[ава] о служб[е] [по определению от] Правит[ельства], со дня вступления его в действительную службу, т. е. 15 июня 1892 г. Признавая представление Ректора Академии заслуживающим уважения, честь имею покорнейше просить Департамент Герольдии Правительствующего Сената об утверждении помощника инспектора Петра Полянского в означенном чине с испрашиваемым старшинством. При сем прилагаю: 1) формулярный список Полянского, 2) краткий о службе его список и 3) его кандидатский диплом за 327. Декабря 14 дня 1892 г. ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5477. Л. 4–4 об. 57 Можно дополнить сведения о Жировицком периоде деятельности Петра Полянского следующими деталями: «В 1900 году П.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

По переводу: «Да держим перед нашими глазами блаженных Апостолов. Петр, благодаря беззаконной ревности, понес не одно или два, но большие мучения и, таким образом, мученически свидетельствовав, отошел в подобающее место славы. Благодаря той же ревности, и Павел получил награду за терпение, будучи семь раз заключен в узы, изгоняем, побиваем камнями. Будучи проповедником на Востоке и Западе, он приобрел отличную славу за свою веру, научив весь мир правде, перейдя до последних переделов Запада, и мученически засвидетельствовав (истину) перед правителями. Так расстался он с миром и перешел в место святое, сделавшись величайшим образцом терпения». Отметим из приведенного отрывка следующее: 1. επτκις δεσμ φορσας – будучи семь раз заключен в узы; 2. κρς γινμενος εν τε τ ανατολ και εν τη δσε – будучи проповедником на Востоке и Западе, 3. π το τερμα τς δσεως λθν – перейдя до последних пределов Запада; 4. μαρτρησας π των γομνων – мученически засвидетельствовав (истину) перед правителями. О каких семи узах говорит св. Климент? По Деяниям можно насчитать только шесть уз: в Филиппах 131 , Коринфе 132 , Ефесе 133 , Иерусалиме 134 , Кесарии Палестинской 135 и Риме 136 . Если мы не насчитываем семи заключений, то нам остается допустить освобождение из римских уз, повествованием о которых заканчиваются Деяния, – допустить, что Ап. Павел жил после этих уз. Под εν τ θσει и π το τερμα τς δσεως – Климент разумел путешествие Павла в Испанию, – так думают А. В. Горский 137 , Герикэ 138 и др. Представителей отрицательной критики можно подразделить на два разряда. Одни считают самый текст επ τ τρμα неправильным, другие – по тем или иным соображениям не признают в выражении επ τ τρμα указания на Испанию. За неправильность текста стоит Визелер 139 . Он хочет читать πο τ τρμα; он думает, что первый издатель послания Климента Юний, исправляя текст, вставил пять букв, не разобранных им, именно, πο он заменил (κ)α επ. В таком случае τ τρμα будет указывать не на Испанию, а на то, что Ап. Павел явился перед высшим, на Западе, судом. Поправку Визелера Мейер 140 считает погрешающей против правил греческого языка. «Хотя τρμα, говорит он, употребляется в значении высшей власти вообще, не судебной, в частности, и, притом, всегда в связи с ’χειν, и ни в каких случаях не означает высшую судебную власть». Кроме того, принимая τρμα в значении высшей судебной власти на Западе, становится непонятным, почему императорский суд назван западным: власть императорская была одинакова и на Западе и на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

С осени 1924 г. начинается новый этап в противостоянии ГПУ и Русской Церкви. С этого времени Тучков приступает к подготовке нового дела против Патриарха. Начинает создаваться агентурное дело так называемой “Шпионской организации церковников”. На этот раз ГПУ пыталось сделать из Патриарха шпиона, обвинив его в связи с иностранными державами. Сбор агентурной информации шел до 20-х чисел марта 1925 г., когда ГПУ приступило к ликвидации группы. 17 марта 1925 г. в “Списке агентурных разработок, ведущихся 6-м отделением СООГПУ” Тучков первой агентурной разработкой назвал именно эту: “Шпионская организация церковников. Замешаны: Тихон, митрополит Петр, архиепископ Федор, профессор-церков­ник Попов и ряд других лиц из мирян и попов. Организация поставила целью собрать сведения о положении церкви в СССР и информировать заведомо недобросовестно заграницу путем печатных и даже личных выступлений. Последние предполагались на предстоящем вселенском соборе. Дело заканчивается следственной разработкой” 9 . Уже 27 марта после допросов Патриарха Тучков в документе, озаглавленном “Сведения об агентурных разработках на монархистов, имеющихся в 6-м отделении СООГПУ”, писал: “Группа правых церковников, подготовлявшаяся к новому антисоветскому выступлению церкви на Вселенском соборе. Участники в ней — патриарх Тихон, митрополит Полянский Петр, профессор церковник Попов, дочь б. адмирала Невахович, баронесса Мейендорф, графиня Олсуфьева, б. секретарь Синода Гребинский, графиня Бобринская и др. Группа приготовила ряд материалов для антисоветского выступления на предстоящем в мае месяце в Иерусалиме соборе. Имела отношения шпионского характера с АРА и с представителями Англии, которым передавала сведения о положении церкви в России, о репрессиях по отношению к духовенству, о состоянии религиозного фанатизма среди отсталых масс и т. д. В виду важности ударного характера группа ликвидирована. Следствие подтвердило все изложенное” 10 . Лишь смерть Патриарха спасла его от ареста и заключения, о чем будет сказано ниже.

http://pravmir.ru/stati-o-patriarhe-tiho...

Совесть пробудится, – и тогда любовь перейдет в чувство взаимного презрения». Κα πστεως νυποκρτου. Корень слова πστις – πθ из πεθω – убеждаю, уверяю. Первоначальное значение πστις, таким образом, есть вера, как внутреннее состояние того, кто убежден в истинности чего-либо. В таком смысле слово πστις употребляется в Новом Завете, по преимуществу. Лицо, к которому питается вера – Иисус Христос. Объект веры – личность Иисуса Христа, как Богочеловека, Своей крестной смертью искупившего нас от греха, проклятия и смерти, и даровавшего нам все средства чадами Божиими быти. Ανυποκρτος, у греческих классиков, употребляется весьма редко и всегда означает неискусную игру актера, т. е. такую игру, в которой мало притворства, подражательности 983 . У 70 оно употребляется только два раза 984 , в Прем. 5:18 (нелицеприятный суд) и 18:16 (неизменное повеление). В Новом Завете и у церковных писателей νυποκρτος означает, противоположную всякому лицемерию, истину и прямоту 985 . Ап. Петр называет нелицемерным братолюбие – φιλαδελφαν νυπκριτον 986 , Ап. Павел – любовь – γπη νυπκριτος 987 и веру – νυποκρτου πστεως 988 . Это слово, как сказано выше, поставлено здесь не без отношения к лжеучителям, которые представлялись верующими, чтобы иметь больший успех в своей пропаганде. Истинная любовь не может быть без истинной, непритворной веры во Христа. Вера одухотворяет нашу любовь, или соделывает ее духовной, христианской. Любовь от веры не основывается на естественном влечении одного к другому, – в таком случае, она не может быть всеобщей 989 ; она основывается на том, что угодно Богу, что сообразно с намерением Христа, который полюбил всех и пострадал за всех без исключения 990 . Кроме того, любовь от веры не ограничивается земным и временным, т. е. видимыми благами, которыми удовлетворяются временные нужды человека; но ведет человека к высшему духовному совершенству и назидает его в духовной жизни 991 . Эти три начала, из которых вытекает γπη, – чистое сердце, добрая совесть и нелицемерная вера выражены Апостолом так, что каждое последующее, в существе дела, есть раннейшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

21 мая патриархом Тихоном, митрополитом Тихоном (Оболенским), митрополитом Серафимом (Александровым) и митрополитом Петром (Полянским) был подписан протокол деяний Св. Синода об организации полного присутствия ВЦУ в составе обоих органов: Священного Синода и ВЦС. В следственном деле находится подлинник этого документа. В состав Синода должно было войти 12 епископов, семь из которых находились в ссылках и тюрьмах. Первым в списке шел митрополит Сергий, затем митрополит Кирилл , который по этому поводу был ненадолго выпущен из заключения и приехал в Москву. Очевидно, митрополит Сергий, как и в апреле 1922 года, вновь прибыл в Москву для участия в работе будущего Синода. Если в составе Синода не было обновленцев, то в предполагаемом ВЦС они преобладали. В состав ВЦС были намечены к принятию В. Красницкий и ряд других «живоцерковников»: прот. В. Немов, прот. Василий Архангельский, мирянин В. Белоликов и др. Однако, как отмечают в своем послании митрополиты Петр и Серафим, «все намеченные лица имели быть включенными только до созыва поместного собора» . Важно отметить тот факт, что митрополиты Петр и Серафим, а также прот. В. Виноградов подчеркивали, что 21 мая был выработан только проект будущего состава Св. Синода и ВЦС. Уже 24 мая, после появления лживых публикаций Красницкого в советской печати патриарх написал резолюцию следующего содержания: «...предлагаю св. Синоду все мои резолюции и все акты св. Синода по делу о. Красницкого и его группы считать не состоявшимися — аннулированными» . 26–28 мая патриарх дважды обращался в ОГПУ с просьбой освободить архиереев, включенных в состав Синода, в частности, митрополита Кирилла, а также других — например, особо патриарх просил об архиепископе Иларионе . 29 мая он просил отменить циркуляр НКЮ о запрете поминовения его имени . Однако, власти не спешили идти навстречу патриарху. Инициированный властями проект создания Синода и ВЦС в полном, предусмотренном решениями Собора 1917–1918 гг., составе, хотя и был подписан патриархом и членами Синода, не был реализован. ВЦС действительно в этот период фактически отсутствовал, на заседаниях ВЦУ не из числа членов Синода присутствовал председатель МЕУ прот. В. Виноградов.

http://bogoslov.ru/article/376306

Даю твердое обещание до конца своей жизни быть преданным пролетарскому Государству. Прошу поверить в искренность моих слов; я человек старый, мне уже 70-й год и почти умирающий; я знаю, что Советская власть принимает во внимание чистосердечное заявление, и на этом основании не откажите удовлетворить мою просьбу. Митр[ополит] Петр Полянский Опубликовано: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 881–882. 33. Письмо митрополита Петра председателю ОГПУ В. Р. Менжинскому 25 мая 1931 г. Решаюсь снова обратиться к Вам с ходатайством. Начался уже 10-й месяц моего ареста (с 17 августа 1930 г.), а в ходе моей жизни не произошло никаких перемен и лишь в ходе моих болезней последовало ухудшение. В настоящее время я настолько изнурен, что затрудняюсь двигаться, стоять и даже говорить. Припадки удушья, иногда совместно с обморочными состояниями участились, и всякий раз после них делаюсь совершенно разбитым и словно немыслящим. Лишение существенных потребностей слишком велико, и все мои мысли фиксированы на одном вопросе: когда же наконец окончатся мои скитания по тюрьмам и ссылкам, продолжающиеся вот уже 9 лет? Особенно трудно обходиться без необходимых медицинских применений (массажа, банок, клизмы и др.), без постоянного ухода, без соответствующего питания и пользования открытым воздухом. За все время ареста я еще ни разу не видел солнца. Мне приходится положительно подвизаться, сидя в камере. Мои 20-ти минутные прогулки (точнее – сидение у тамбура, ведущего в каменный подвал) по условиям тюремной жизни обычно совершаются между 10–11:30 ночи, да и то с перерывами. Угнетает также изоляция, лишение права переписываться с родными и получать от знакомых пищу. Каждый день, проведенный в тюрьме, действует на меня убийственно, причем сознание своей полной невиновности невольно вызывает тревожную мысль, что как будто бы я являюсь каким-то отверженным человеком, от которого необходимо во что бы то ни стало избавиться. Это, в свою очередь, окончательно подрывает весь организм.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

369 Так объясняет и блаж. Августин. Твор. ч. 6, Киев, 1887. О граде Божием, кн. XIX, гл. 19, стр. 155–156. 384 Beveregii sive Pandectae canonum, t. 1, Oxonii, 1672. Ad can. Apostol. 68 и след. p. 44 и др. 385 Suidae. Lexicon, t. 1, pars poster., edit. Bernhardi, Halis et Brunsvigae 1852, sub. voc. επσκοπος, col. 454; cp. Ausgewaehlte Kainoed. d. Aristoph. Kock, Berlin, 1864. «ρνιθες», σελ. 176, 1021 примеч. 411 Sancti Ambrosii. Med. Opera, t. II, Parisiis, 1690. Appendix. Comment. in Epist. ad Ephesios, col. 241: “Apostoli episcopi sunt». 413 Rothe. Die Anfange der christl. Kirche und ihrer Verfassung. S. 153–154, 1 Band. Wittenberg, 1851. 414 Ibid. S. 160–161. Pressense. Geschichte d. drei erst. Jahrhundertc der Christi. Kirche, 2 Th., S. 154–155. Leipzig, 1863. 422 См. Постановления Апостольские, русск. перев. И. Н. Казань, 1864. Кн. III, гл. 15, стр. 116–117. 444 Hatch. Die Gesellschaftsverfassung d. chrismi. Kirchen irn Alterthum, немецк. перев Harnack’a, Gissen, 1883. S. 115. 471 Altercatio luciferiani et orthodoxi. Oper. pars 2. t. IV, Paris. 1706, col. 295.; русск. пер. твор. т. IV, стр. 72 – 73; Hatch, cit. op. S. 117, Bemerk. 8. 472 Древний писатель, истолковавший под именем Амвросия Медиол. все Павловы послания, признавая, что в апостольские времена крещение совершалось и мирянами, смотрит на это явление, как на вызванное внешними причинами. Так, в толковании на Еф. 4:11 , он говорит: «сначала все учили и все крестили, в какой бы день и в какое бы время это не случилось. Ибо Филипп не искал времени или дня, чтобы крестить евнуха, а Павел и Сила не разбирали времени, чтобы крестить темничного стража с его семейством; и Петр не имел диаконов и не искал дня, когда крестил Корнилия со всем его домом и не сам крестил, а велел крестить братиям, которые пришли с ним к Корнилию из Ионнии. Таким образом, чтобы возрастал и умножался народ, вначале всем было дозволено и учить, и крестить, и объяснять писания в церкви» (Comment, in Epism. ad Ephes. cit. op., col. 241). Здесь прямо высказывается мысль, что, лишь благодаря множеству желавших принять крещение, в апостольское время дозволено было совершать крещение диаконам и мирянам. Но это причина внешняя, а не внутренняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010