Таким образом, Петр не уклоняется от соблазнов, но пытается противостоять им своими человеческими силами: он не отрекается от Господа по своей свободной воле, как это сделал Иуда, напротив, его воля состоит в том, чтобы быть со Христом даже до смерти, однако он не может противостоять силой своего человеческого волеизъявления напастям этой ночи. Его отречение – свидетельство его немощи, о которой он сам не ведает и о которой узнает, лишь когда исполняется пророчество Господа. Он словно иллюстрирует горестное наблюдение апостола Павла: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, что не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 15, 18–20, 24). Горький плач Петра, отрекшегося от любимого Господа и не смогшего противостоять искушению, исполнен подобного же сокрушения: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Петр не хотел – и отрекся от Любимого. Иуда сам по своей воле – захотел – и предал за деньги Нелюбимого. Петр плакал горько и смиренно исповедал свою любовь ко Христу. Иуда понял, что совершил преступление непоправимое, подсудное иудейскому закону, – «предал кровь неповинную» и, вернув деньги, повесился. Петр знал: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным (Мф. 10, 33) и оплакивал свой разрыв с Тем, Кого он любил и у Кого были глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68). Иуда знал: Проклят, кто берет подкуп, чтобы убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь (Втор. 27, 25). Петр покаялся пред Господом и был прощен. Иуда раскаялся в злодеянии, которое не смог вынести, отчаялся и удавился. В результате Петр стал первоверховным апостолом, которому вручены ключи Царства Небесного, Иуде же – лучше было бы... не родиться (Мф. 26, 24; Мр. 14, 21): он стал именем нарицательным, символом предательства. Именно с ним связаны все человеческие аллюзии, вызванные коварством, корыстолюбием, изменой и низостью.

http://pravoslavie.ru/3083.html

«Ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:19 ). Если мы поверим папам, то этот текст доказывает, что святой Петр и римские епископы, его преемники, поставлены Иисусом Христом основным камнем Церкви; и что заблуждение, в переносном смысле названное вратами ада, никогда не одолеет этого камня. Отсюда они выводят следующее заключение: папы суть верховные главы Церкви. Чтобы признать это рассуждение правильным, надобно было бы допустить, что святой Петр был поставлен превыше прочих апостолов, основным камнем Церкви; и что это преимущество было даровано не ему только лично, но что оно перешло и на епископов Рима. Но это не так. Прежде всего, святой Петр не был назван камнем Церкви с исключением прочих апостолов. Он не был поставлен абсолютным главою. Доказательство этого мы видим в тексте святого Павла, приведенном выше, в котором этот апостол положительно утверждает, что основные камни Церкви суть пророки и апостолы, соединенные воедино посредством треугольного камня, который есть Иисус Христос. Нельзя усвоять святому Петру преимуществ камня Церкви, не насилуя смысла священного Писания, не разрушая церковного домостроительства и не удаляясь от кафолического предания. Иисус Христос объявил, что Он Сам есть этот камень, предуказанный пророками ( Мф.21:42 ; Лк.20:1718 ). Святой Павел говорит, что «Иисус Христос есть камень» ( 1Кор.10:4 ). Святой Петр учит той же истине ( 1Пет.2:7:8 ). Таким же образом большинство отцов Церкви не допускали игры слов, которую наши ультрамонтане усвояют Иисусу Христу, и не применяли к святому Петру следующих слов: «На этом камне создам церковь Мою». 1 Чтобы убедиться в том, что толкование Отцов наиболее истинно, достаточно припомнить обстоятельства, среди которых Иисус Христос обратился к святому Петру со словами, неправильно толкуемыми римскими богословами. Он спросил своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» – Ученики отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». – «А вы, снова спросил Иисус, за кого почитаете Меня?» – Симон же Петр, отвечая, сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и пр.».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Рассмотрим другие отношения апостолов к Петру, можно ли считать их отношениями подчиненных к начальнику? В восьмой главе книги Деяний читаем: «находившееся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго» ( Деян.14:15 ). Спросим у католиков: как понимать вышеприведенные слова книги Деяний? Подчиненные посылают начальника, низшие дают поручение высшему. Возможно ли последнее? Конечно, нет. Значит, апостол Петр был не главою апостолов, а равным им соработником, подчинявшимся как и все другие решению апостольского собрания. И еще: В послании к Галатам апостол Павел пишет: «Когда Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию... Когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем: живешь по язычески, а не но иудейски; то для чего язычников принуждаешь жить по иудейски» ( Гал.2:11–14 ). Как объяснить факт подобного отношения апостола Павла к апостолу Петру, если признать, что Петр в это время был верховным главою Церкви? И не выходит ли, если согласиться с католиками, что подчиненный противостал владыке и низший сделал замечание высшему? Новое доказательство, что апостол Петр не был верховным главою Церкви. Посмотрим теперь во второе послание к Коринфянам. Апостол Павел пишет: «И думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» ( 2Кор.11:5 ). И далее: «Они Евреи? И я. Израильтяне? И я. Семя Авраамово? И я. Христовы служители? Я больше» ( 2Кор.11:22 ). Но неужели забыл апостол Павел, что между высшими апостолами находился и Петр верховный глава Церкви и князь апостолов? Как же осмелился он сравнивать себя с апостолом Петром? В самом деле не назвали бы католики безумным того бискупа, который вздумал бы равнять себя со «святейшим» папой? Но так как назвать безумным апостола Павла нельзя, то необходимо признать, что апостол Петр был не владыка апостолов, а равный им брат и соработник.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Первое соборное послание святого апостола Петра в изданиях Нового Завета на русском языке находится после соборного Послания апостола Иакова. Святой апостол Петр — это пример решимости, мужества и любви ко Христу. Имя Петр означает «камень» (см.: Мф. 16, 18). Но одновременно в образе апостола Петра мы видим всю реальность того, что сила Божия совершается в немощи (см.: 2 Кор. 12, 9). Апостол Петр трижды отрекся от Христа во дворе первосвященника (см.: Мф. 26, 69–75; Мк. 14, 66–72; Лк. 22, 55–62; Ин. 18, 15–18, 18, 25–27) и не сразу поверил в то, что Господь воскрес из мертвых (см.: Лк. 24, 12). Апостол Петр от лица всех апостолов исповедует Христа Сыном Бога Живого (см.: Мф. 16, 16), но и в страхе произносит отречение. Личный опыт апостола Петра нашел сильное отражение в этом Послании, цель которого — укрепить веру во время гонений. Кто такие христиане? Конечно, этого вопроса в тексте Послания нет. Но практически вся первая глава и часть второй главы являются ответом на этот вопрос. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых (1 Пет. 1, 3),— пишет апостол Петр. До Воскресения Христова все мы были мертвыми, и только когда гроб, в котором лежало тело Иисуса (Ин.20, 12), оказался пуст, мы обрели жизнь. И живем мы для приобщения к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас (1 Пет. 1, 3–4). Поэтому мы должны радоваться: О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Пет. 1, 6–7). Добродетельная жизнь между язычниками Свет добрых дел Жизнь христианина — это пример для других. Поэтому христианам следует провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/70327.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему апостол Петр назвал послания апостола Павла неудобовразумительными? 8 мин., 12.07.2022 Четырнадцать посланий апостола Павла — это почти половина всего Нового Завета. Павел сформулировал многие важнейшие положения христианского вероучения, вспомним хотя бы его слова о Церкви как теле Христовом или знаменитый «гимн любви», в котором Павел говорит, что любовь выше всех даров и добродетелей. И при этом другой первоверховный апостол, Петр, называет его писания неудобовразумительными… Как же так? Давайте разбираться. Чтобы уяснить, что имел в виду Петр, стоит прочесть отрывок из его послания целиком. Вот он: …мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. …ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают Церковнослав.: искажают, перетолковывают в неверном ключе. — Прим. ред. , как и прочие Писания  (2 Пет 3:13-16). «Спорящие старики», Рембрандт Харменс ван Рейн, 1628 Апостол Петр явно не имеет в виду как-то принизить, раскритиковать Павла или посмеяться над ним. Недаром же он именует его возлюбленным братом , исполненным премудрости , а его послания вообще ставит наравне с богодухновенными книгами Ветхого Завета — именно их в ту пору называли Писаниями (греч. γραφς)! Эпитет «неудобовразумительный» использовали переводчики середины XIX beka, а вовсе не сам апостол Петр, писавший по-гречески. Слово, которое он употребляет (δυσνητ), мы сегодня перевели бы как «трудное для понимания» — как, собственно, и поступают современные переводчики (например, Международное Библейское общество). Но почему же послания Павла местами трудно уразуметь? Тезис первый: Чтобы лучше понять Павла, нужно понимать, кем он был и к кому обращался

http://foma.ru/pochemu-apostol-petr-nazv...

Спасение наше — во Христе. Без Христа нет и не может быть спасения человеку. Только общение со Христом, уклонение от зла и деятельное служение добру может доставить человеку спасение. В следовании за Христом человек должен быть готов на любое самоотвержение. И нам известно, что так поступали все истинные последователи Христовы. Сегодня мы празднуем святую и славную память одних из таких последователей — святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святой апостол Петр со своим братом Андреем по зову Христа Спасителя «идите за Мною» оставили отца, свои занятия и пошли за Христом. Вместе с другими святыми апостолами апостол Петр ходил из города в город с божественным Учителем, разделяя труды благовествования Евангелия. Когда современники Господа Иисуса Христа думали о Нем различно, а многие по жестокосердию своего сердца и греховной жизни и не веровали в Него как в Сына Божия, то святой апостол Петр на вопрос Спасителя ученикам: «А вы за кого почитаете Меня?» — прямо отвечал: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». И эта вера в Петре была так искренна и тверда еще до обновления Духом Святым, что Господь назвал его блаженным: «Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Поэтому-то Иисус Христос, предвидя в Симоне твердую веру и твердое исповедание, называет его новым именем — Петр, что значит «камень» и обещает на этом камне, то есть на твердом исповедании Христа Богом, создать Церковь Свою, или общество верующих в Него, которое не одолеют все силы ада, и дать ключи Царства Небесного отворять или затворять его для людей, ибо вере все возможно: она ключ к Небесному Царствию. И святой апостол Петр вполне оправдал доверие Своего божественного Учителя, хотя и имел однажды слабость отречься от своего Господа во время суда над Спасителем. Но апостол Петр не отчаялся, а сразу раскаялся и пролил горькие слезы покаяния. По церковному преданию, с тех пор глаза святого апостола Петра всегда были красными: он постоянно плакал о грехе своего отречения, хотя знал, что Господь простил его.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Апостол Петр задумался об этом видении. Закон Моисеев делил животных на чистых и нечистых и запрещал употреблять в пищу нечистых животных. Это установление напоминало об отделенности избранного Богом народа от всех прочих. Даже входить в дом к язычнику иудею было запрещено. Бог сохранял народ израильский от развращающего влияния язычества, потому что из этого народа, из потомков Авраама, должен был произойти Спаситель мира — Христос. Но теперь, когда Христос явился и пролил на Кресте кровь за всех, Бог призывает в Свой народ всех людей, а не только потомков Авраама. Для крещения первых неиудеев, ищущих спасения, и был избран апостол Петр. Когда посланные от Корнилия разыскали Петра, Святой Дух прямо указал ему идти с ними и не сомневаться. Крещение сотника Корнилия. XII век, церковь Св. Варфоломея, Льеж, Бельгия      Петр отправился в путь, и на следующий день он и несколько его спутников-христиан вместе со слугами Корнилия прибыли в Кесарию. Корнилий созвал родственников и близких друзей и ожидал их в своем доме. Петр обратился к собравшимся с проповедью. Он рассказывал об Иисусе Христе, о Его жизни и чудесах, о Его распятии и воскресении, о том, что Он придет вновь судить живых и мертвых и что всякий верующий в Него получит прощение грехов. Внезапно во время апостольской проповеди на всех слушавших его сошел Святой Дух. Повторилось то, что случилось с апостолами в день Пятидесятницы — уверовавшие во Христа по проповеди апостола Петра получили дар говорить на различных языках и славить Бога. Апостол Петр велел им принять крещение и пробыть у него еще несколько дней. Не все христиане в Иерусалиме смогли сразу принять, что к Церкви Христовой присоединились неиудеи, но апостол Петр рассказал им о том, что Бог повелел благовествовать язычникам и о чуде, свидетелем которого он стал. И некоторые из христиан, которые были вынуждены покинуть Иерусалим после убийства Стефана, обратили свою проповедь к язычникам. Многие встречали эту проповедь с радостью и вниманием и обращались ко Христу. Вскоре в городе Антиохии образовалась целая община христиан, в которую входило множество уверовавших во Христа язычников. В то время Антиохия Великая была центром всего Востока и третьим по величине городом в Римской империи (после Рима и Александрии). Узнав о Церкви в Антиохии, апостолы и иерусалимские христиане послали туда для наставления и укрепления мудрого и доброго человека по имени Варнава, а он позвал с собой Савла.

http://pravoslavie.ru/104478.html

Город Яффа (Иоппия) -красота -связан с проповеднической деятель-ностью Св. Апостола Петра. Город известен еще со времен Ноя - принад-лежал его сыну Иоафету. По преданию у Яффы строил Ной свой ковчег для спасения. Первое упоминание о Яффе было сделано в 15-ом в. до рождест-ва Христова египетским фараоном Тутмосом. В 15-ом в. за него воевали филистимляне. Этот город - портовая гавань, через которую везли кедр для строительства города Соломона и его храма. После Соломона в разные времена городом владели Александр Македонский, царь Ирод, получивший его от римского императора Антония. При Ироде построен новый порт Ке-сария, город, где проповедовал Апостол Петр. В этом городе был дом Си-мона Кожевника, в котором Апостолу Петру трижды было видение: И видит отверстое небо и сходит к нему некоторый сосуд, как бы большое полот-но, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю, а в нем находят-ся всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: Встань, Петр, заколи и ешь. Трижды Петр отказывал-ся: Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда был глас к нему: Что Бог очистил, того не почитай нечистым (Деяния апостолов,10,11-16). После этого видения Апостол Петр пошел на проповедь к язычникам, потому что Бог открыл ему, что нельзя ни одного человека почитать скверным или нечистый. Город с 13 по 18 век был под властью мусульман. Наполеон во время его похода взял Яффу. В ней он посетил госпитальс заразными больными. С 19-го в. в Яффе частые па-ломники христиане. В 1876г. здесь приобрел для русской Православной церкви землю Антонин Капустин. В 1888 году здесь построен храм Апосто-ла Петра, особенно почитаемого в этих местах. Храм освящен в 1888г. в присутствии Великой княгини Преподобномученицы Елизаветы и ее мужа Ве-ликого князя Сергея Александровича и князя Павла Александровича. В храме два придела, посвящены Св. Петру и Праведной Тавифе. Слева от алтаря очень запоминающаяся фреска Омовение ног Господом Своим учени-кам в Сионской горнице. Здесь в монастыре находится гробница Правед-ной Тарифы. Апостол Петр по благодати Божией оживил Праведную Тавифу, Она была исполнена многих добрых дел и творила много милостей. Вот как описано чудо воскрешения в Деяниях Апостолов> : Петр выслал всех вон, и, преклонив колени, помолился, и, обратившись, к телу, сказал: Тави-фа, встань! И она открыл глаза свои, и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее. И, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иошии, и многие уверовали в Господа. (Деяния Ап. 9,40-42) Праведной Тавафе молятся о даровании добродетелей и милосердия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Но если эти не обращаются, то обратитесь хоть вы, павшие с прекрасной высоты непорочности и веры! Благ Господь наш, хотящий прощать всем и взывающий через пророка: Я, Я сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну. Припомни Мне; станем судиться! ГЛАВА V Опровергается возражение противников, будто бы апостол Петр прямо не обещал прощения Симону волхву Из этих слов апостола Петра, сказанных Симону волхву: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего, заключают, что Петр-де не утвердил того, чтобы кающемуся отпускали грехи. Но пусть примут в рассуждение, что апостол говорит о Симоне, который не веровал, а помышлял лукавое. Сам Господь, видя несовершенное усердие книжника, сказавшего ему: Учитель! Я пойду за тобою, отвечал: лисицы имеют норы. Когда же Христос прежде крещения не повелел следовать за собой тому, чье лукавство предвидел, то почему удивляешься, что апостол согрешившему по крещении не прощает, видя его пребывающим в нечестии? Но это будет в ответ противникам. А я не утверждаю, что Петр будто бы усомнился; притом не рассуждаю за благо одним словом опровергать великое дело. Когда, по их мнению, усомнился Петр, то, конечно, усомнился и Бог, говорящий Иеремии пророку: Стань во дворе дома Господня, и скажи ко всем городам Иудеи, приходящим на поклонение в дом Господень, все те слова, какие повелю тебе сказать им; не убавь ни слова. Может быть, они послушают, и обратятся каждый от злого пути своего. Из этих слов могут ли заключить, что и сам Бог не предвидит будущего? Итак, словом тем изъясняется не какое-либо незнание, а оно просто часто употребляется в святом Писании, как Господь говорит и Иезекилю: Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И ты скажешь им: " так говорит Господь Бог! " Будут ли они слушать, или не будут, но пусть знают. Но не знал ли Господь, могут ли, или не могут они обратиться? Когда же Петр употребил такие слова, которые и сам Бог произносил без предосуждения по отношению к своему всеведению, то почему же сомневаться, что и Петр их изрек не в предосуждение веры своей? Ибо он не мог сомневаться в даре Христа, Который дал ему власть прощать грехи, а притом не надлежало ему оставлять места коварству еретиков, которые хотят отнять надежду у людей, чтобы отчаивающихся удобнее побудить к повторению крещения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/31/f...

Тогда Петр попросил всех покинуть горницу, где лежала Тавифа, и, приклонив колени, начал молится. Получив ответ на свою молитву, апостол Петр обратился к усопшей: Тавифа! встань (Деян. 9, 40). Умершая женщина ожила – она открыла глаза, а затем села на кровати. Апостол помог ей подняться, призвал всех присутствующих в доме членов общины и передал им Тавифу. Вскоре этот случай стал известен всей Иоппии. Как и незадолго до этого в Лидде, здесь начались массовые обращения. Апостол Петр решил задержаться в этом городе, остановившись в доме кожевника Симона. Обращение Корнилия В то время как Петр был в Иоппии, одному человеку – сотнику Италийского полка, расквартированного в Кесарии, Корни-лию – было видение. Сам Корнилий был человек благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу (Деян. 10, 2). Однако при всем своем благочестии Корнилий оставался язычником. Однажды, когда он молился, ему явился Ангел Божий. Видение ошеломило и напугало Корнилия. Но Ангел сказал ему: Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян. 10, 4–6). Едва видение окончилось, Корнилий тут же призывает к себе двух слуг, а также некоего благочестивого воина из своего полка – вероятно, они разделяли воззрения своего господина и командира. Корнилий рассказал им о видении и просил их пойти в Иоппию и привести Петра. Когда на следующий день они подходили к Иоппии, апостолу Петру также было видение. Около шестого часа он отправился на крышу – помолиться в уединении. Внезапно он почувствовал сильный голод, а вслед за этим: видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь (Деян. 10, 11–13). Петр пришел в изумление – он, будучи религиозным человеком, старался никогда не нарушать иудейских дие-тарных правил. Поэтому он ответил так: Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого (Деян. 10, 14). Но вновь слышит он Божий глас: Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10, 15). Видение повторилось три раза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010