Существуют очевидные параллели между Мученичеством И. П. и сир. сказаниями о мучениках Иакове Нотарии (BHO, N 412) и Перозии (BHO, N 921). Среди ученых нет единого мнения относительно характера зависимостей внутри этой группы текстов ( Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 117. Not. 2; MartRom. Comment. P. 549; Devos P. Abgar, hagiographe perse méconnu (début du Ve siècle)//AnBoll. 1965. Vol. 83. P. 328). Почитание Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), память И. П. праздновалась в его мартириях в кварталах Рустикия и Далмата (по сведениям Р. Жанена, на месте мартирия в наст. время находится мечеть Хекимоглу Али-паши). Кроме того, по сообщению Антония Новгородца (1200), в К-поле находился жен. мон-рь И. П. (совр. р-н Азапкапы; Janin. Églises et monastères. P. 255). Восточносир. писатель XIII в. Георгий Варда посвятил И. П. гимн (BHO, N 398). К этому же времени относится лат. переложение Мученичества И. П. в сб. «Золотая легенда» Иакова из Варацце . Известно Похвальное слово в честь великомученика, составленное на греч. языке Иоанном Евгеником (XV в.). Помимо традиц. даты памяти 27 нояб. в вост. Церквах встречаются др. дни памяти И. П.: 25, 30 нояб., 27 янв., 17 мая - в календарях Сирийской яковитской Церкви; 24 нояб. (16 тре) - в арм. Синаксаре Тер-Исраэла; 23 нояб. (27 хатора) - в копт. Александрийском Синаксаре, под традиционной датой (1 кихака) помещено сказание о перенесении мощей; 12 нояб.- в Грузинской Церкви. Мощи В копт. бохайрской версии Мученичества и ее араб. сокращении в Александрийском Синаксаре приводится легендарное, содержащее ряд анахронизмов сказание о перенесении мощей великомученика на Ближ. Восток: во время правления императоров Гонория и Аркадия (395-408) в честь И. П. были построены церковь и мон-рь в Персии. Шаханшах, узнав о почитании христ. мучеников в своем царстве, приказал сжечь их мощи. Тогда христиане перенесли останки И. П. в Иерусалим и отдали Петру, еп. Эдесскому, у к-рого они хранились до прихода к власти имп. Маркиана (450-457). Затем еп. Петр перенес мощи в Египет, в Пемдже (ныне Эль-Бахнаса). Собираясь вернуться в Палестину, он хотел взять с собой мощи И. П., но, как отмечено в сказании, святой воспрепятствовал этому. Зап. исследователи предположили, что мощи И. П. были перенесены в Иерусалим и отданы Петру Иверу , к-рый поместил их в мон-ре, находящемся недалеко от башни Давида, а затем перенес в Египет (BiblSS. Vol. 6. Col. 359).

http://pravenc.ru/text/200345.html

Мелетий, низложенный Собором под председательством Петра Александрийского за нарушения церковных правил 154 , был, подобно многим другим христианам, схвачен и сослан на копи Фено в Палестине. Он был извергнут из сана в 306 г., а сослан в 308 г. Весной 311 г. Мелетий в результате эдикта Галерия был освобожден и возвратился в Египет, окруженный ореолом исповедничества. Он стал развивать свою раскольническую деятельность; по всему Египту его группа, именовавшая себя «церковью мучеников», выступила против Кафолической Церкви. В этом отношении поведение Мелетия не может не напоминать деятельность донатистов в Северной Африке в тот же период. Тем временем Максимин возобновил гонения, и Петр Александрийский скончался мученически 25 ноября 311 г. Ко времени Никейского Собора у сторонников Мелетия было тридцать пять епископов 155 . Следует ли видеть в этом расколе конфликт между централизаторской тенденцией, согласно которой епископ Александрии мог контролировать все архиерейские хиротонии в Египте, и сторонниками установления здесь нескольких церковных областей? Действительно, вмешательство Мелетия в дела областей, не подвластных его юрисдикции как епископа, являлось вызовом власти Александрийского престола, но нет никаких оснований утверждать, будто Мелетий представлял тенденцию, противящуюся централизму, поскольку он не ограничивал свои действия одной только Фиваидой, но выступал как глава иерархии во всем Египте 156 . Даже если ригоризм Мелетия в вопросе о принятии падших вытекал из его внутреннего убеждения, а не был простым предлогом противопоставить себя Петру Александрийскому , а затем и его законным преемникам, тем не менее ясно, что личные притязания епископа Аикопольского сыграли основную роль в его раскольнической деятельности 157 . Наследовавший Петру епископ Ахилл возглавлял Александрийскую Церковь всего в течение нескольких месяцев. Затем Александрийскую кафедру занял епископ Александр, остававшийся главой этой Церкви до самой своей смерти 17 апреля 328 г. Никейский Собор попытался положить конец расколу Мелетия, прежде всего подтвердив торжественным образом древнее положение обычного права, согласно которому Александрийский престол имел власть над архиерейскими хиротониями в Египте, Ливии и Пентаполе 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

И в этом, как и во всех отцах христианской древности, многострадальном и непобедимом защитнике веры православной, святом Афанасии Великом , римские богословы хотят видеть проповедника измышленного ими римского главенства! Злоупотребляя славным именем великого отца Церкви, они в своих сочинениях, написанных в защиту римского главенства, приводят будто бы находящиеся в творениях св. Афанасия следующие свидетельства, благоприятствующие учению о римском главенстве: св. Афанасий, по словам римских богословов, так будто бы объясняет обетование Господне св. апостолу Петру: ты еси Петр ( Мф. 16, 18 )... «ты еси Петр, и на основании твоем (supra fundamentum tuum) столп Церкви, т. е. епископы утверждены» 1190 : будто бы называет св. апостола Петра князем апостолов 1191 ; свидетельствует, что апостол Петр был и скончался в Риме 1192 , был до самой смерти своей епископом римским 1193 , римскую церковь называет седалищем апостольским 1194 , верховным апостольским седалищем 1195 ; относит обетование Господне Петру: ты еси Петр ( Мф. 16, 18 )... к римскому епископу в следующем выражении: «ты (папа) еси Петр, и на основании твоем (supra fundamentum tuum) столп Церкви, т. е. епископы утверждены» 1196 ; говорит будто бы, что Господь, поставил римских первосвященников на верху высоты и повелел им иметь попечение о всех церквах 1197 ! – По словам римских богословов, св. Афанасий свидетельствует, что александрийцы однажды нарочно ходили в Рим и обвинили Дионисия, епископа александрийского, перед Дионисием Римским в ереси Савеллиевой; этим свидетельством св. отец подтверждает будто бы учение римское, что римский первосвященник есть общий судья и глава всех христиан, и даже епископов 1198 . То же самое будто бы подтверждает св. отец, оставив в своих творениях свидетельства, что он, гонимый множеством врагов, вверял защиту себя и своего дела римской церкви 1199 , – что низложенный восточными епископами он подавал апелляцию римскому первосвященнику Юлию 1200 , – епископы Мелетиева раскола Урзакий и Валент просили у папы Юлия прощения в своем проступке 1201 . Свидетельствами же св. Афанасия римские богословы силятся доказать, что современный ему папа Ливерий был всегда и совершенно православен 1202 , – что определения вселенских соборов, утвержденные римскими епископами, непогрешимы, непреложны и безусловно обязательны для всех, что т. е. определения Вселенских соборов получают свою непогрешимость, непреложность и безусловную обязательность для всей Церкви от своего утверждения римскими епископами 1203 , – и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Такие три важные ошибки на двух строках заставляют внимательного читателя, знакомого с правильностью нашего богослужебного языка, навести справку с подлинником, тем более что сам сочинитель указал, откуда взять этот стих, именно – из службы 25 ноября. Что же оказывается? В этот день православная Церковь празднует память святых священномучеников Кли­мента папы римского и Петра александрийского , который, по мнению папистов, был не более, как подданный Климента, князя не только архиепископов, но и Апостолов. Уже эти простые и краткие слова наших святцев, уже одно это сопоставление и равночестное прославление двух святителей: рим­ского и александрийского, красноречиво говорят прямо против умствований папистов. Но, то место из ноябрьской Минеи, на которое ссылается автор, и которое он имел смелость привести в искаженном виде, говорит против любимой мысли его еще яснее, еще решительнее. Вот как оно чи­тается в подлиннике: “Церкве неподвижимии и божественнии пиргове, благочестия божественнии столпи, воистину крепции, Клименте с Петром, всехвальнии, вашими молитвами соблю­дите вся” (кондак по 3 песни). Теперь судите: что сказал бы Пий IX, если бы кто-нибудь обратился к нему с такою речью: “Пий IX и кардинал Антонелли истинные правители и столпы Церкви”?.. Сверх того, если бы собиратель действительно сам и без предубеждения читал наши богослужебный книги, то не мог бы оставить без внимания следующие стихи из той же служ­бы св. Клименту римскому и Петру александрийскому . “Ныне благонарочит явися нам день, имуще святых преемник священных Апостол,– Петра купно и Климента, проповедники веры и непобедимыя мученики, их же летнюю память, совершаем” (светилен после канона). Здесь как Петр, так и Климент называются одинаково преемниками Апосто­лов, и имя александрийского святителя поставлено прежде римского. А вот как православная Церковь восхваляет од­ного Петра: “от вышняго суда Христова предстательствовав стаду, на пажитех благожизненных упасл еси, всемудрыми твоими догматы , отгнав Ария, яко волка не кроткаго” (седален по 3 песни).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

3) Нет потому что у св. Афанасия вовсе не было мысли о главенстве св. Петра между апостолами, об исключительном его превосходстве над ними. Везде, напротив, св. отец, как и все отцы православной христианской древности, проповедует равенство св. Петра с прочими апостолами. По св. Афанасию, всех апостолов, как и Петра, сам Господь, а не Петр, послал на проповедь Евангелие 1211 ; всем апостолам, как и Петру, сам Господь, а не Петр, «предал таинство веры» 1212 ; всем апостолам, как и Петру, сам Господь даровал Св. Духа и вместе с тем все права апостольства 1213 ; Петр такой же блаженный апостол, как и Павел 1214 , как и Иоанн 1215 , как и прочие апостолы 1216 . Если в одном месте св. Афанасия называет Петра «великим апостолом» 1217 , то Павла в других местах называет «увенчанным» 1218 или «блаженнейшим (beatissimus)» 1219 ; а в третьем всех апостолов, и в частности Петра и Павла, величает также «великими и блаженными апостолами» 1220 . Если в одном месте, назвав Петра великим апостолом, сразу же затем св. отец называет Павла просто апостолом 1221 : то в другом ставит Павла на первом месте и как-бы отдает ему предпочтение перед Петром, выражаясь так: «подражай Павлу, соревнуй деяниям святых. Когда Павел стал свидетелем и возымел надежду получить венец? Не тогда ли, когда послан был учить? Когда Петр стал исповедником? Не тогда ли, как сделался благовестником и ловцом человеков? Когда восхищен на небо Илия?.. Когда Елисей приял сугубый дух»? и т, д. 1222 II. Не знал и не признавал св. Афанасий главенства римских епископов. Это видно, как 1) из учения св. Афанасия о значении римских епископов в Церкви, так и 2) из взгляда св. отца на церковно историческая события, в которых особенно ясно обнаружились отношения Церкви к римским епископам. 1 . Из учения св. Афанасия о значении римских епископов в Церкви видно, что – А) Не признавал св. Афанасий римских епископов преемниками св. апостола Петра в том значении, в каком признают римские богословы. а) По словам римских богословов (Беллармина и Перроне) св. Афанасий свидетельствует, что св. апостол Петр был и скончался в Риме? – Действительно, у св. Афанасия есть выражение: «Петр, скрывавшийся страха ради иудейского, и апостол Павел, свешенный в кошнице и спасшийся бегством, услышав: »в Риме должно приять вам мученичество«, не отложили путешествие, но, паче радуясь, отправились в путь» 1223 , из этого выражения видно действительно, что Петр, равно как и Павел потерпели мученическую кончину в Риме. Но в пользу римского главенства отсюда ничего не следует. Петр был в Риме? Но бывал он и в других городах, в Антиохии, Коринфе и т.д. Антиохийские и коринфские епископы могли считать и считали себя преемниками Петра так же, как и римские епископы. В Риме Петр скончался? Но в Иерусалиме распят и умер и погребен был сам Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

В 1705 году «славяносербский патриарх» Арсений прислал к боярину Федору Головину грамоту об исходатайствовании у Петра заступничества за Православную Церковь в Венеции, страдающую от нападок Римской Церкви 205 . В 1706 году прислал Петру с иеромонахом Леонтием грамоту Антиохийский патриарх Афанасий с благодарностью за полученную уже милостыню и с просьбою оказать пособие в предпринимаемом патриархом печатании духовных книг на арабском языке для бедных арабов 206 . В 1715 году приезжавший в Россию Черногорский митрополит Даниил получил архиерейское облачение, церковные сосуды, десять тысяч рублей деньгами и дозволение присылать в Россию из своего цетинского Рождество-Богородичного монастыря чрез два года на третий за новою милостыней двух или трех монахов с двумя или тремя бельцами, причем обещано каждый раз выдавать посланным по пятисот рублей из казны 207 . В 1717 году выехал в Россию Романский и Галицкий митрополит Пахомий, бежавший от мести турок за то, что при Прутском походе встретил царя «с подобающим поклонением»; был принять в России и проживал то в Киеве, то в Москве 208 . В том же году Александрийский патриарх Самуил прислал к Петру грамоту с просьбою о даче милостыни александрийскому патриаршему престолу, обители святого Саввы Освященного в Египте и обители святого великомученика Георгия 209 . В 1718 году, по просьбе Константинопольского патриарха Иеремии с нарочно посланным, дана патриарху царская грамота на ежегодное получено соболей на три тысячи рублей 210 . В 1718 году обращался к России с просьбой о пособии Сербский митрополит Моисей 211 . Афонские монастыри один за другим высылали в Россию своих игуменов и архимандритов, которые возвращались назад не с пустыми руками. Греческий Ватопедский монастырь с 1655 года, за удержанные в Москве принадлежавшие монастырю мощи, получал чрез каждые четыре года по пятисот рублей 212 . В 1696 году дана жалованная грамота афонскому Георгиевскому изуграфскому монастырю на приезд за милостыней «в пятый год» 213 . В том же году присылал за милостыней архимандрита Афанасия афонский Евсфигменский монастырь 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

И когда диакон произнес: С миром изыдем, тогда я увидел, как Божественные тайны поднимались на небеса, а церковные приношения возносились». В этом комментарии мы видим соединение вместе и мотива явления Божественного Младенца и раздробления Его Плоти сразу после возношения Даров, и мотива ангельского сослужения, и мотива явления огня, и мотива вразумления недостойных причастников (эту часть я опустил при цитировании). Интересно, что огонь ассоциируется именно с евхаристической молитвой, но момент, когда «стал хлеб Телом (и т. д.)» – с возгласом Святая святым; вероятно, составитель комментария этим пытался примирить две трактовки момента освящения Даров, доминировавшие в византийском богословии XII века, когда и был составлен комментарий. В том же XII веке появилась и затем получила широко распространение иконография Μελισμς – «Раздробления», имеющая несколько изводов (Спаситель изображен в виде Младенца или Средовека, Его глаза открыты или закрыты, и др.) 35 . Существует вариант видения Младенца-Христа во время литургии без Его заклания. Он содержится в послании, приписываемом сщмч. Петру Александрийскому и известному только по-коптски. Здесь во время литургии святой видит явившуюся ему Женщину с Ребенком на руках – то есть Богоматерь с Младенцем, – и Он строго запрещает совершать в один день две литургии на одном престоле 36 . Впрочем, довольно очевидно, что этот рассказ вряд ли можно датировать временем старше VI века. С именем сщмч. Петра связано еще одно видение, описываемое в расширенной редакции его Мученичества (в более ранних и более кратких редакциях оно не упоминается). Здесь в келью к святому после его молитвы вошел двенадцатилетний Отрок в разодранной одежде. Святой спросил: «Кто разодрал Твою ризу?», а Он ответил: «Арий» 37 . В последующей традиции это видение отнесено на время совершения святым Божественной литургии, что отражено и в иконографии, где Отрок Иисус является сщмч. Петру на святом престоле. Возвращаясь к толкованию Божественной литургии в форме видения, приписываемого свт. Григорию Богослову , следует отметить, что оно отнюдь не было первым визионерским комментарием литургии в византийской традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В Греции прошла панихида по погибшему Александрийскому патриарху Петру VII Афины, 13 сентября 2005 г. На севере Греции в минувшее воскресенье прошла панихида по погибшему в авиакатастрофе патриарху Александрийскому Петру VII и шестнадцати его спутникам, сообщает Патриархия.Ru. Панихида была совершена в местечке Порто Куфо, неподалеку от которого 11 сентября 2004 года упал в море вертолет «Чинук» греческой армии. В катастрофе погиб Александрийский патриарх Петр VII, направлявшийся с паломнической поездкой на Афон, а также все сопровождавшие его лица. Панихиду по погибшему иерарху совершил его преемник Патриарх Федор. Греческое правительство на траурной церемонии представлял замглавы МИД Панайотис Скандалакис. Между тем, расследование авиакатастрофы продолжается. В течение последних месяцев обломки вертолета постепенно извлекаются с морского дна. Некоторые из вещественных доказательств были отправлены на экспертизу в США. Результаты расследования гибели армейского вертолета и его пассажиров до настоящего времени не оглашалась. 13 сентября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14505.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010