«В утверждении «я ему (Петру) открыто противился» 807 Павел не отвергает примат Петра; один коллега указывает другому, чтобы последний, учитывая свой большой авторитет, действовал бы более последовательно и разрешил христианам свободу от законов синагоги, что Петру и так было хорошо известно. Это было определенное напоминание Апостолу Петру, не настоящее разногласие или отказ в послушании». 808 Сравнение Для выяснения смысла события необходимо привести весь отрывок с контекстом: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по–язычески, а не по–Иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по–Иудейски?» 809 Текст говорит только о том, что Павел обличил Апостола Петра в лицемерии, что возможно только при равных отношениях и свидетельствует против наличия примата. Католические выводы, сделанные на основании этого отрывка, совершенно противоречат контексту и не имеют ни малейшего основания в тексте послания и являют собой разительный пример неправильного обращения с контекстом, надуманности и необоснованности выводов. Святоотеческие высказывания. Католическое учение Петр – «избранный, выбранный, первый среди учеников, за кого Христос, не считая Себя, как единственного заплатил налог» 810 . Отцы Церкви признавали Петра высшим из Апостолов, ибо на нем Христос хотел строить Свою Церковь : «Он руководитель и глава Апостолов». 811 Сравнение По учению Православной Церкви безусловный авторитет имеет только Священное Писание, мнения св. отцев, если не совпадают с Писанием, не являются правильными и не принимаются в качестве аргументов при формировании вероучения. На утверждении Климента Александрийского , что Христос заплатил подать за Себя и за Петра нельзя строить оснований для какого – то выделения Петра из среды учеников: – Христос указал, что Он свободен от подати на храм, но, чтобы избежать соблазна, распорядился заплатить статиром, взятым изо рта пойманной рыбы. 812 Само Евангельское повествование говорит о будничном эпизоде, а на об уплате подати, имеющей какое – то особое значение. Здесь опять не учтен контекст.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Вероятно, вопрос о времени празднования Пасхи в Александрии, центре иудейской диаспоры, был насущным, поскольку к Петру обращались письменно с недоумениями по этому поводу. В подтверждение можно сослаться на послание Египетским Церквам Отцов Первого Вселенского Собора. Они посчитали долгом в отдельном послании написать об этом наряду с извещением об осуждении Ария и о порицании Мелития 83 . Интересно, что святитель Петр ссылается на подлинник Евангелия Иоанна Богослова, который, таким образом, существовал в конце III в. и который особо чтили ефесские христиане. Однако цитация святым Отцом этого Евангелия в указании времени суда над Христом отлична от читаемого нами сейчас Евангелия: “Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-ев­рей­ски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый” 84 . Следующее сочинение Петра Александрийского, помещенное у Миня, — “О том, что душа не существует ранее тела” 85 . Эта книга направлена против крайностей вероучения Оригена и его последователей в воззрении на разновременное творение души и тела 86 . Основная мысль этого произведения заключается в том, что, “если по спасительному Слову сотворивший внутреннее сотворил и внешнее, то, конечно, сразу и в то же самое время…”. От Петра Александрийского сохранилась книга “О воскресении”, в которой Святитель раскрывает древнее учение Церкви о воскресении 87 . Этим он защищал православное учение от инакомыслия Оригена. Он пишет: “Так как мертвые воскреснут по подобию Того, Кто явился начатком умерших, то, очевидно, и эти тела, которые были в могилах, воскреснут с своими членами (совершенные) точно таким же образом, как и Христос воскрес из гробницы (с Своим телом). А что Он воскрес с Своим прежде бывшим телом, это следует из того, что, когда Он показывался ученикам Своим, желая показать, что душа Его в теле, то говорил: «Осяжите и видите, яко дух плоти и костей не имать, яко же Мене видите имуща». Фоме же особо сказал: «Вложи перст твой сюда и посмотри руки Мои, и подай руку твою и вложи в бок Мой, и не будь неверен, но верен»” 88 . “В заключение своей речи о воскресении святой Петр приводит еще одно подтверждение, которое принято в логиках называть приведение ad absurdum , — именно, он старается доказать нелепость мысли, противоположной защищаемому им мнению. «Если не тело, которое было посеяно, восставало бы, — говорит Петр, — но иное вместо него, так как бы другое тело давалось душе, то что же было бы чудесно в воскресении? Как может называться воскресением в собственном смысле то, которое не поднимает упавшего, не созидает того, что разрушилось, и не обновляет того, что обветшало»” 89 .

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

127 Это послание св. Лев (память которого Церковь празднует 18 февраля) написал св. Флавиану Константинопольскому против монофизитов. Рассказывают, что после того как Лев составил послание, он положил его на гробницу св. ап. Петра и с постом, бдением и молитвой умолял апостола исправить послание, если в нем есть какая-то ошибка. Апостол явился ему и сказал: «Я исправил его». Отрывок из этого послания, содержащий точное и возвышенное богословие о двух природах и одной ипостаси Христа, дословно звучит так: «Та и другая форма действует в общении с другой, как каждой свойственно: Слово совершает то, что свойственно Слову, а тело исполняет то, что свойственно телу. Одно из них блистает чудесами, другое подверглось поруганиям. Как Слово неотделимо от славы Отчей, так тело не утратило естества нашего рода. Ибо один и тот же истинно и Сын Божий, и истинно Сын Человеческий. Бог, потому что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин. 1:1 ), а человек, потому что Слово стало плотию, и обитало с нами ( Ин. 1:14 )» (ACO//TLG 5000/003. 2. 1. 1, 14. 27–15. 6). Вот почему после прочтения этого послания на настоящем Соборе отцы воскликнули: «Это вера отцов! Это вера апостолов! Петр возгласил сие через Льва» (Ibid.//TLG 5000/003. 2. 1. 2, 81. 24, 26). По этой причине послание назвали даже оплотом православия. Об этом послании еще пишет Софроний Иерусалимский : еп. Феодор (чья епископская область находилась в Ливии), будучи кувикуларием Александрийского патриарха Евлогия, увидел во сне высокого человека, вызывающего большое уважение и благоговение. Этот человек сказал ему: «Извести патриарха Евлогия, что пришел папа Римский Лев, дабы с ним встретиться». Феодор тотчас побежал к патриарху и передал ему сказанное. И вот, встретившись, они поприветствовали друг друга, и спустя немного Лев сказал Евлогию: «Знаешь, зачем я пришел? Я пришел поблагодарить тебя за то, что ты весьма хорошо уразумел мое послание и отстоял его. Теперь знай, что ты оказал великое благодеяние не только мне, но и верховному Петру». Сказав это, он стал невидим. Утром Феодор рассказал об этом Евлогию, а тот со слезами возблагодарил Бога, соделавшего его проповедником истины (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 527). Названный же Евлогий жил при императоре Маврикии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Александру сказал: " Ступай на корабль и плыви вверх " . Он так и сделал. Потом Зоилу сказал: " Пойдем со мной до реки, там сыщи мне судно, плывущее вниз к Александрии, а потом и ты плыви вверх к брату своему " . Зоил, смущенный сими словами, молчал. Так разлучились они друг с другом. Старец пришел в Александрию и занемог тяжкой болезнью. Прислужники же его рассуждали между собой: " Не огорчил ли кто из нас старца, и потому он удалился от нас? " . Но не находили в себе никакой вины, ибо никогда не ослушались его. Старец, по выздоровлении, сказал: " Пойду к моим отцам " ,– и, отплыв вверх, пришел в Петру, где были прислужники его. Когда находился он близ реки, какая-то служанка, эфиоплянка, подойдя, прикоснулась к его милоти. Старец обличил ее. Служанка же сказала ему: " Если ты монах, то иди в гору " . Старец, пораженный сим словом, говорил сам в себе: " Арсений! Если ты монах, то иди в гору " . Между тем встретились с ним Александр и Зоил. Когда они пали к ногам его, повергся и старец, и все плакали. Старец спросил: " Ужели не слышали вы, что я был болен? " . Они отвечали: " Слышали " .– " Что же вы не пришли навестить меня? " – сказал старец. Авва Александр отвечал: " Горько для нас было твое разлучение с нами, и оно не на пользу послужило многим, которые говорили о нас: " Если бы не ослушались старца, он не удалился бы от них " " . Старец сказал им: " Теперь опять будут говорить люди: " Не нашла голубица покоя ногам своим, возвратилась к Ною в ковчег " " . Таким образом они примирились, и старец пребыл с ними до смерти своей.Авва Даниил, ученик аввы Арсения, рассказывал: " Пришли однажды из Александрии некоторые отцы видеть авву Арсения. Один из них был дядя старшего Тимофея, архиепископа Александрийского, прозванного нестяжательным, и имел с собой одного из племянников по брату. Старец был тогда болен и не хотел видеться с ними, дабы и другие также не пришли и не стали беспокоить его. В то время находился он в Петре Тройской. Отцы возвратились с печалью. После того случился набег варваров, и старец пошел и захотел остаться в нижних пределах Египта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Ведь дабы не подумали, что говорю я, не проверяя, просто то, что на ум взбредет, собрав из составленных ими в церквях книг пригодное для этого и представив в качестве доказательства, я запечатлею истину своих слов. Итак, поистине треблаженный и прославленный в благочестии Афанасий, бывший в свое время епископом Александрийской Церкви, в слове «О воплощении» 54 сказал о Христе следующее: (10) «Исповедуем также, – говорит он, – что Он есть Сын Божий и Бог по Духу, Сын Человеческий по плоти 55 ; что один Сын – не две природы, из которых одной надлежит поклоняться, а другой не надлежит поклоняться, но одна природа Бога Слова воплощенная и принимающая поклонение вместе с плотью Его одним поклонением; и не два Сына, один Сын Божий истинный и принимающий поклонение, а другой – человек от Марии, не принимающий поклонения, ставший Сыном Божиим по благодати, как и люди. Но Тот, Кто от Бога, как сказал я, единый Сын Божий и Бог, Он Самый, а не другой родился и от Марии по плоти в последние дни, как на слова Богородицы Марии: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» – говорил Ангел: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» 56 . Поэтому Рожденный от Святой Девы – это Сын Божий по природе и Бог истинный, а не по благодати; и только через причастность (μετουσ) по плоти Он – человек от Марии, а по Духу Он – Сам Сын Божий и Бог . Хотя Он претерпел наши страдания по плоти, как написано: «Христос пострадал за нас 57 плотью» 58 – и еще: «Тот, Который Сына Своего Сына не пощадил, но предал Его за нас всех» 59 , но по Божеству пребыл бесстрастным и неизменяемым, согласно сказанному пророком: «Я Бог 60 и не изменяюсь» 61 . Хотя Он умер по плоти нашей смертью за наши грехи, дабы чрез смерть за нас уничтожить смерть, по слову апостола: «Поглощена смерть победою. Смерть! где твоя победа? ад! где твое жало?» 62 – и еще: «Христос умер за грехи наши, по Писанию» 63 , но по Божеству пребывал бессмертным и неодолимым смертью , как бесстрастная сила Отца, согласно Петру, говорящему, что смерти «невозможно было удержать Его» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Диакон Поклоняйтесь Богу со страхом. Священник говорит молитву покаяния 1018 : Господи Вседержитель, исцеляющий души и тела наши, голосом Единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Сказавший отцу нашему Петру: Ты – Петр 1019 , и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одо­леют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного, и чтó свяжешь на земле, тó будет связано на небесах, и чтó разрешишь на земле, тó будет разрешено на небесах ( Мф. 16: 18–19 ). Да будут разрешены рабы Твои и рабыни Твои устами Святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, и устами меня, грешного и непотребного раба Твоего. Господи Боже наш, Ты взял грехи мира; прими покаяние рабов Твоих и рабынь Твоих; сделай, чтобы воссиял над ними свет жизни, и прости им грехи их; ибо Ты, Господи Боже наш, благ и милосерд, терпелив и многомилостив и поистине справедлив; если мы согрешили перед Тобой, Господи, словами, делами или помышлениями нашими, прости, разреши и отпусти; ибо Ты благ и человеколюбив; Господи Боже наш, благоволи, чтобы все мы были разрешены, и весь вообще народ разреши. Разреши, Господи, патриарха нашего авву (имярек), и святого и блаженного митрополита нашего (имярек), и всех патриархов, епископов, священников и диаконов, и каждого по его имени. Сохрани их нам на многие годы и спокойные дни в правде и мире. Разреши, Господи, царя нашего от всяких уз греха. Помяни, Господи, всех усопших и упокоившихся в вере Христовой, и собери души их в лоне Авраама, Исаака и Иакова. Избавь и нас от всякого греха и проклятия, от всякой лжи и клятвопреступления, от всякого участия в вероломстве еретиков и язычников. Даруй нам сердце и разумение, чтобы нам избежать всех действий сатаны; и даруй нам исполнять волю Твою во всякое время, и напиши имена наши в Царстве Небесном вместе со всеми праведниками и мучениками, через Иисуса Христа Господа нашего, через Которого, с Которым и с Духом Святым Тебе слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон Будем внимательны. Священник

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда многие отстали от Иисуса, и Он спросил Своих учеников: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» ( Ин.6:67– 69 ). Тем не менее, Петр по-человечески не понимал предсказаний Господа о грядущих страданиях и смерти и пытался прекословить Ему, на что Господь сказал Петру. «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф.16:22–23 ). Троекратное отречение свое от Господа святой Петр омыл горькими слезами раскаяния ( Мф.26:75 ), вследствие чего, по Своем Воскресении, Господь вновь восстановил его в Апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти агнцев и овец Своих ( Ин.21:15–17 ). Деяния рассказывают о руководящей роли Петра при избрании двенадцатого Апостола ( Деян.1:15–22 ) и в день Пятидесятницы ( Деян.2:14–36 ), когда он своею проповедью обратил к вере во Христа около трех тысяч человек ( Деян.2:41 ). Спустя некоторое время он с Иоанном исцелил хромого при вратах храма и потом обратился к собравшейся толпе с проповедью и мужественно свидетельствовал о Христе перед начальниками Иудейскими, после чего во Христа уверовало около пяти тысяч человек ( Деян.3:1–4:4 ). За свою проповедь он был заточен в темницу и говорил о Христе пред синедрионом ( Деян.4:19–20 ). В Книге Деяний рассказывается о том, как в Самарии Петр обличил Симона волхва ( Деян.8:18–23 ), в Лидде исцелил расслабленного Энея ( Деян.9:34 ), а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу ( Деян.9:40 ), был чудесно освобожден Ангелом из темницы ( Деян.12:17 ). Петр был участником Апостольского Собора ( Деян.15:6–29 ). Остальные Сведения о святом апостоле Петре сохранились только в церковном Предании. Известно, что он проповедовал Евангелие по палестинскому, финикийскому и сирийскому берегу Средиземного моря, был в Антиохии, где рукоположил первого епископа Еводия. Затем был в областях Малой Азии, потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа для Александрийской Церкви. Отсюда перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе ( 1Кор.1:12 ). Затем апостол Петр отправился в Италию и был в Риме, потом посетил Северную Африку и Карфаген. К концу своей жизни святой Петр снова прибыл в Рим, где в 67 г. вместе с апостолом Павлом принял мученическую кончину, будучи распят по его просьбе вниз головой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подобные же слова сказаны были Петру в Мф.16:19 и имеют тот же смысл. Вместо «что» ( ) Мф.16:19 здесь σα – также средний род и указывает на действия, а не на лица. Мф.18:19 .  Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, Сила учеников и вообще всех верующих основывается на внутреннем духовном единении общины между членами ее ( συμφωνεν) и с Богом. Мф.18:20 .  ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. В кодексах D, Сиро-синайском и у Климента Александрийского этот стих приводится в отрицательной форме: «ибо нет двух или трех собранных во имя Мое, у которых (близ которых) Я не был бы (Я не есмь) среди них». Здесь указывается на церковный minimum. Христос истинно присутствует среди людей даже тогда, когда двое или трое из них собираются во имя Его. Мф.18:21 .  Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? (Ср. Лк.17:4 ). Вопрос Петра не имеет близкой связи с речью Христа в стихах 18–20, но имеет связь со стихами 15–17. Христос, по-видимому, окончил теперь Свою речь. Слова Его о прощении обид ближним побудили Петра попросить у Него дальнейших разъяснений. Предлагая вопрос, Петр, как можно думать, знал о существовавших в то время у иудеев обычаях и мнениях относительно прощения обид. «Человеку, согрешающему против другого, однажды прощают, во второй раз прощают, в третий раз прощают, но в четвертый раз не прощают». Таково часто цитируемое изречение Вавилонского Талмуда (Иома, л. 86, 2), которое подкреплялось Иов.33:29–30 ; Ам.1:3 и др. Петр хочет, очевидно, стать выше современных ему книжников и увеличивает количество прощений почти вдвое, до семи. Мф.18:22 .  Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Спаситель опровергает мысль Петра сначала кратким замечанием. Если Петр думал, что нужно прощать ближнему до семи раз, может быть, каждый день в течение целой недели, – то Господь говорит, что прощать нужно «до седмижды семидесяти» ( ως βδομηκοντκις πτ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Воскресший Господь, явившись Своим ученикам, поручает апостолу Петру пастырство над ними (паси агнцев Моих) и предсказывает мученическую смерть на кресте (прострешь руки твои). Петр же, видя идущего вслед за ним Иоанна и движимый любовью к нему (велика была честь прославить своими страданиями Сына Человеческого), спрашивает Господи! а он что?: не пойдет ли он этим путем. Иисус Христос говорит ему, что не должно тебе об этом думать: ты иди за Мною. На вопрос Петра Он отвечает: что касается до Иоанна, то, если бы он остался в живых до моего второго пришествия, то это не относится к тебе. Ты должен идти указанным путем. Далее сам Иоанн, автор данного повествования, говорит о том, что слова Учителя подали братьям, т. е. ученикам, повод думать, что Иоанн не умрет. Евангелист Иоанн пишет, что Иисус не сказал, что не умрет. Однако прямо не опровергает такую возможность. История апостольского века полностью подтверждает исполнение пророчества об ап. Петре. Древнейшее церковное предание, сохраненное писателями 2 века, свидетельствует о том, что ап. Петр был распят при имп. Нероне. Ап. Иоанн дожил до глубокой старости. Согласно священномученику Ипполиту Римскому , Иринею Лионскому и Евсевию Памфилу святой апостол и евангелист Иоанн Богослов умер при императоре Траяне (98 – 117). По александрийской хронике св. апостол Иоанн Богослов скончался на 72-м году по вознесении Господа нашего Иисуса Христа, будучи 100 лет и 7 месяцев. Все эти свидетельства под смертью имеют ввиду уход из земной жизни. Обстоятельства же, сопровождавшие этот уход, достаточно таинственные. Апостол с 7 учениками вышел из Эфеса и, дойдя до некоторого места, велел им сесть. Затем отошел от них и стал молиться. Затем он велел им копать крестообразную могилу. «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею», – сказал он ученикам. Они исполнили и с великим плачем возвратились в Эфес. Когда об этом узнали жившие в городе христиане, они пришли и раскопали могилу, но тела апостола там не нашли.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тогда верующие, в народе, воскликнули радостно: «Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!» Но раздраженные фарисеи и книжники стали кричать: «Праведный заблуждается, свергнем его – тогда народ перестанет ему верить», и, низринув его, стали побивать камнями. Праведный, собрав последние силы, стал на колена, поднял руки к небу и громогласно молился, говоря: «Господи Боже, прости им! Они не ведают, что творят!» Пока его били, некто, священник из племени Рихава, бросился в народ с криком: «Что вы делаете? Праведный молится за вас, а вы его побиваете!» В это время один суконщик ударил Иакова тяжелым валиком и разбил ему голову». Хотя Апостол всю жизнь свою провел в Иерусалиме, но он имел горячую заботу и о христианах, рассеянных по дальним странам: к ним он написал известное Соборное Послание, преисполненное духом любви и мира, в котором он умоляет их доказывать любовь свою и веру во Христа добрыми делами, всегда помня, что вера без дел мертва. Святой Иаков еще составил первый чин служения литургии к совершению Святой Евхаристии. Эта литургия и доныне совершается в Иерусалиме вдень его памяти. Святой апостол Матфей проповедовал сначала в Иудее и первый написал Евангелие на еврейском языке. Оно было почти тотчас же переведено на греческий язык, как полагают, святым Иоанном Богословом. Святой Лука был верным спутником апостола Павла, и в Риме не оставлял его до самой его кончины. Лет 15 спустя по Вознесении Господнем он написал на греческом языке Евангелие; он же передал нам в книге Деяний святых апостолов драгоценную повесть о распространении Церкви Христовой. Он проповедовал в разных странах и был епископом в греческом городе Солуне; сподобился мученической смерти, по мнению одних, в Ефесе, а по словам других, в Патрах. Святой Лука был врачом и живописцем. Святой Марк сопутствовал апостолу Петру при первом его путешествии в Рим и под его руководством написал там Евангелие на греческом языке. Был первым епископом Александрийской Церкви и в Александрии положил начало училищу, которое впоследствии сделалось знаменитым. В этом же городе святой Марк был замучен язычниками, которых отвращал от поклонения идолу. Перед кончиной он сподобился явления Христа и радостно перешел в лучшую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010