См. Греческий Екатерининский. Екатерининский Минский монастырь Упразднённый. Находился внутри Губернского города Минска. В 1795 году обращён был в Кафедральный собор, но в 1799 году по представлению Преосвященного Иова, Архиепископа Минского, и Губернатора Карнеева, по неспособности, обращён в приходскую церковь . См. Минский Петропавловский. Екатеринолебежская Черноморская Николаевская пустынь См. Черноморская Екатеринолебежская Николаевская. Добавление из VI тома Екатеринолебежская Черноморская Николаевская пустынь См. Черноморская Екатеринолебежская Николаевская. Екиманский Полонищкий или с Полонища монастырь Псковской Епархии упразднённый девичий. Находился близ города Пскова и был безвотчинный. Елабужский Троицкий монастырь Упразднённый мужской. Находился в Казанской Епархии. Елатмский Рожественский монастырь Упразднённый мужской. Находился в Рязанской Епархии при посаде Елатме, что ныне уездный город Тамбовской Епархии. См. Гелатмовский Рожественский. Елатмский Успенский монастырь Упразднённый женский. Находился близ вышеупомянутого монастыря. Елгомская пустынь Упразднённая. См. Егломская. Елецкий Богородицкий монастырь Женский. Находился от древних времён в городе Ельце, Губернии Орловской, но кем и когда построен, неизвестно. Уничтожен же при Штатах 1764 года: однако же и ныне там по произволению своему в нескольких кельях живут старицы под начальством избранной самими ими наставницы. Крестьян было за монастырём сим 12 душ. Елецкий Троицкий монастырь Мужской 3 класса. Был сперва Орловской Губернии, в уездном городе Ельце. О начале сего монастыря точного известия нет; а можно думать, что по древности города и оный древен, и построен ещё от Елецких удельных Князей, княживших в оном с XII столетия. Название Троицкого имел он по находящемуся в нём храму, а Елецким от города. Но поскольку там церковь и братские жилища были ветхи, то Указом Святейшего Правительствующего Синода, по Именному Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II Указу в 1775 году переведён этот монастырь с прежним его наименованием в Троицкий же нынешней Тамбовской Губернии Лебедянский монастырь, который тогда оставался за штатом. За монастырём сим крестьян было 273 души. Елецкий Успенский Черниговский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Монастырь основан в 1994 году. Реконструирован в 2004 году. Кроме главного храма в монастыре имеется надвратная церковь св. Дионисия Радонежского. Подворье монастыря с храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери расположено в д. Терюха. Святыни монастыря: мироточивая икона свт. Николая, икона св.праведного Иоанна Кормянского с частицей мощей. Адрес: 246014 г. Гомель, ул. Демьяна Бедного д. 4. Гомельский Свято-Тихвинский женский монастырь [ править править код ] Гомельский Свято-Тихвинский женский монастырь Монастырь основан в 1993 году при кафедральном соборе свв. Петра и Павла, хотя его история известна с 1899 года, когда он из старообрядческого мужского Успенского (основан в 1775) обращён в женский в юрисдикции Русской православной церкви. Находился тогда монастырь в деревне Чёнки неподалёку от Гомеля на левом берегу Сожа. Чёнкский Макариев женский монастырь жил по строгому Саровскому уставу. Известно, что в 1914 году, например, там находилось 80 монахинь с игуменьей Валерией. Жила там и возведённая позже в лик святых прп. Манефа Гомельская. В 1929 году монастырь закрыли, в помещенииях обосновался детский дом. В 1943 году снова началась иноческая жизнь монастыря, к 1945 году там проживало 30 монахинь с игуменьей Поликсенией. В 1946 году обитель вновь закрыли, а монахинь распустили. В 1992 году архимандрит Антоний (Кузнецов) и оставшиеся в живых монахини Чёнкского монастыря организовали при гомельском кафедральном Петропавловском соборе общину, решение Синода Белорусского Экзархата от 1 апреля 1993 года преобразованную в монастырь с настоятельницей игуменьей Неониллой (Ярешко). Сёстры поселились в здании Гомельского епархиального управления. Адрес: 246008, г. Гомель, ул. Котовского, 36. Телефон: (+375-232) 95-20-71 . Казимировский Свято-Успенский женский монастырь [ править править код ] Казимировский Свято-Успенский женский монастырь Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, расположенный в деревне Казимирово Жлобинского района, изначально был основан как мужской униатский базилианский в 1713 г. речицким подкоморием Казимиром Юдицким на месте древнего православного храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Гомельская_обл...

Таким образом, к 1786 году в собственной Киевской епархии было всего 36 монастырей, из них 30 мужских и 6 женских. В 1786 году, с введением духовных штатов, число киевских собственных епархиальных монастырей значительно сократилось, одни из старых монастырей совершенно закрыты, другие были обращены в приходские церкви, после чего в собственной Киевской епархии остались следующие монастыри, мужские: первоклассные – Киево-Николаевский-Пустынный и Киево-Михайловский, второклассные – Киево-греческий Екатерининский, Переяславский-Вознесенский, Лубенский Преображенский, третьеклассные – Киево-Выдубецкий и Козелецкий Георгиевский, всего семь мужских монастырей; женские: первого класса – Киево-Флоровский, второго класса – Киево-Богословский, третьего класса – Козелецкий Богословский и Золотоношский Благовещенский. К ним нужно присоединить три заштатных монастыря – два мужских Киево-Петропавловский и Золотоношский Красногорский и женский Киево-Иорданский. В следующем 1787 году Екатерининский греческий монастырь в Киеве был переведен в Петропавловский, а в 1789 году Киево-Богословский женский монастырь был переведен в Золотоношский Красногорский женский монастырь. В пределах собственной Киевской епархии, как известно, находились Киево-Печерская Успенская Лавра с приписными к ней пустынями – Голосеевской и Китаевской и Киево-Межигорский Преображенский монастырь. Оба монастыря все еще оставались ставропигиальными, но с 1786 г. и они вошли в общую систему Киевского епархиального управления. Так, наконец, со времени учреждения малороссийских духовных штатов Киево-Печерская Лавра поступила в непосредственное ведение Киевского митрополита. Как известно, в конце 60-х годов. XVIII в. 60 церквей, бывших в вотчинах Киево-Печерской Лавры и Киево-Межигорского монастыря, поступили в ведение Киевского епархиального начальства. 1011 С этими церквами в 1770 году в Киевской епархии насчитывалось 1248 церквей, в 1774 году только на две церкви больше – 1250; в 1777 г. – 964 церкви. Такое уменьшение числа церквей Киевской епархии произошло вследствие выделения из нее некоторых протопопий в Славянскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

После Тильзитского мира (25 июня 1807 г.), по которому Белостокская область присоединена к России, а из польских областей, присоединенных к Пруссии, образовалось герцогство Варшавское, три монастыря, бывшие в прусских пределах, отошли к России и по указу Св. Синода, 28 октября 1807 г., причислены к Минской епархии. 1083 Из всех монастырей Минской епархии первоначально только два были в штате: мужской минский – Петропавловский, первоклассный и женский слуцкий – Ильинский, второклассный. В 1797 г. причислен к второму классу виленский – Св.-Духовский мужской монастырь. Все прочие монастыри Минской епархии, как и всех епархий возвращенного от Польши края, пока не имели ни штатов, ни определенных «степеней в сравнении с другими». Зато от них не были отняты в казну их земли и угодья. После указа Императора Павла Петровича от 18 декабря 1797 года, разрешавшего учреждать архимандрии в третьеклассных монастырях, в Минской епархии даже в заштатных монастырях, в Бресте и Грозове, в 1798 г. были учреждены архимандрии. Зато минский первоклассный монастырь недолго оставался штатным. С переходом туда архиепископа Иова и устройством кафедрального собора штатный первоклассный минский Петропавловский монастырь переведен в Пинск в здание бывшего иезуитского монастыря, находившегося, при Рождество-Богородицкой соборной церкви и переименован в Богоявленский, как назывался заштатный пинский монастырь. Монастырю отданы угодья соборной церкви, а соборной церкви, переведенной в Феодоровскую церковь , отданы земли бывшего Богоявленского монастыря (7 сентября 1799 г.). 1084 Состав и пределы Минской епархии, как и других епархий, образовавшихся в областях, возвращенных от Польши, определились только к самому концу XVIII века. До этого времени территориальные границы новых западнорусских епархий и примыкавших к ним трех малорусских, Белорусской-Могилевской и даже некоторых великорусских епархий (Псковской; не могли установиться, с одной стороны, вследствие постепенности территориальных присоединений при разделах Польши и затянувшегося гражданского устройства их, с другой – в силу спутанности влияния представителей малорусской и западнорусской иерархии в деле епархиального управления и по присоединению униатов к православию с их приходами, церквами и духовенством в западнорусском крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Искра. Георгиевский монастырь. Собор Петра и Павла. Собор. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1880 и 1889. Адрес: Россия, Калужская область, Мещовский район, село Искра, улица Монастырская, д. 1 Координаты: 54.330526, 35.268874 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Георгиевский монастырь – одна из жемчужин Калужской области - пережил за свою историю трудные, непростые и порой трагические времена. Построенный в средине 17 века, он познал величие и запустение, богатство и нищету. В начале 20-го века у монастыря было 2 храма: собор Петра и Павла и храм Георгия Победоносца. Монастырь был обнесен каменной оградой. Оба храма были действующие. Построенный в 1880 году Собор Петра и Павла был выдержан в византийском стиле. Это была большая кирпичная церковь, четырехстолпный четверик, увенчанный пятью декоративными куполами. Собор был гордостью обители. В 1930 году собор закрыли. Купола были сломаны. За годы советской власти большая часть территории обители пришла в полное запустение. Собор представлял собой развалины. Началось медленное восстановление. Церковь была полностью отремонтирована, восстановлены купола и в настоящий момент она является монастырским собором. Это большое кирпичное двухэтажное здание, увенчанное пятью главами с крестами. Внешний вид собора хотя и прост, но очень торжественен. Пока мещовская братия была малочисленна, монастырю вполне хватало небольшого Георгиевского храма. Однако на протяжении XIX века число насельников Мещовской обители неуклонно возрастало (только за время настоятельства о. Никодима (Демутье) оно увеличилось с 17 до 30 человек), росло и число паломников. В итоге явилась необходимость в более вместительной церкви, каковая и была построена в 1889 году. Освятили храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла - что, конечно, отнюдь не случайно, учитывая то, какое значение в жизни Мещовска играла Петропавловская ярмарка, ежегодно проходившая под монастырскими стенами. Петропавловская церковь выстроена из кирпича, в два света, имеет пять декоративных куполов и в целом отвечает всем канонам популярного в последней трети XIX века русско-византийского стиля. После закрытия монастыря купола на храме разрушили, а само здание " приспособили " под хозяйственные нужды. Во второй половине 2000-х годов церковь отреставрировали, и сейчас в ней совершаются богослужения. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2011 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=04326

Саранск. Петропавловский мужской монастырь. Собор Петра и Павла. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Петра и Павла , Димитрия Ростовского , Илии Пророка Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1765 и 1781. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, приблизительно на месте здания по адресу Советская ул., д. 47А Координаты: 54.181203, 45.1827 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Петропавловский монастырь — мужской, общежительный. Основан в городе Саранске в 1684 по благословению Московского патриарха Адриана. Впоследствии к нему присоединён Ильинский Богоявленский монастырь, и до 1775 он именовался Ильинским. К началу 20 в. занимал территорию в центре города между улицами Базарной, Ильинской и Московской (место бывшей гостиницы «Центральная»). Основные постройки возведены в 18 — начале 19 в. Комплекс, прямоугольный в плане, размером 170 х 75 метров, включал настоятельский и братский корпуса, духовную гимназию, несколько деревянных строений, каменную ограду с 4 угловыми башенками. Центром пространственной композиции была летняя Петропавловская церковь (1765—87) — 5-главая, 3-престольная. Главный престол — в честь первоверховных апостолов Петра и Павла (освящён в 1781); правый придел — в честь пророка Божьего Ильи (1769); левый — в память Святого Димитрия, митрополита Ростовского (1787). Иконостас в главном храме был 5-ярусным, в приделах — 3-ярусным. В южной части комплекса размещалась 2-этажная зимняя Владимирская церковь (1815) с престолами Воздвижения Честного Креста (вверху) и Владимирской Божьей Матери (внизу; освящён в 1817). Храм воздвигнут на средства горожан в связи с победой над французами. Главная святыня Петропавловского монастыря — древняя копия с подлинной чудотворной Владимирской иконы Божьей Матери, украшенная драгоценной ризой (художник Г. Мальшин). Иконостасы одноярусные, столярной работы с позолоченной резьбой. Вне стен монастыря, к Базарной площади, стояло 19 каменных лавок, по улице Московской — 9, выстроенных в 1853 саранским купцом Д.Л. Кротковым. В течение 8 лет, по условию, лавки являлись основным источником доходов обители. Монастырь владел землёй, лесом, рыбным озером, мукомольной мельницей на реке Инсаре. Закрыт в 1928. Владимирская церковь переоборудована под краеведческий музей; Петропавловская (1931), затем Владимирская — разобраны. Сохранилось здание гимназии. Энциклопедия Мордовия , Л.А. Богданович, В.Б. Махаев, А.Е. Мирошкина. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=52831

Виды сего монастыря со всех сторон, а особенно от города, благолепны. Да и при подъезде к монастырской площади, – Знаменская двухэтажная церковь , довольно высокая колокольня с каменною оградою, башнями и рощицею делают приятное впечатление некоторою величественности. Но по вступлении в монастырь, древняя, невысокого строения Соборная Покровская церковь , среди монастыря стоящая, и прочие деревянные, скромные постройки, осенённые густыми липами, с первого взгляда представляют смиренное, оригинальное иноческое жилище, и мирное, и чуждое всякой рассеянности для ума и сердца живущих в Боге. Хотя же в настоящее время монастырь Петропавловский с трёх сторон окружён Мценскою Подмонастырною слободою, а с четвёртой соседством огромных казённых центральных хлебных магазинов однако довольно просторный монастырский сад, огороды и примыкающие к монастырю, с северо-западной стороны поля с лугом и рекою Зушею, принадлежащие обители, и собственными трудами обрабатываемые, доставляют братству удобства к истинному приятному духовному отдохновению, в благоговейном наслаждении чистою и мирною природою, во славу Создателя и Промыслителя нашего. В те времена, когда иноки Петропавловского монастыря переселились на сие новое место, – оно было также весьма удобно для иноческого пребывания, удалено от поселения и народного шума, близко к воде, и скромное по природе, здесь как будто особенно тихой, но низменному своему положению защищённое от бурных ветров окружающею его местностью со всех сторон гористою, – это место к самому духу пустынничества приспособлено было так, что почти со всех сторон не имело сообщения с городом и сёлами, особенно для проездов: ибо отделено было и рекою Зушею и глубоким, крутым оврагом, не всегда удобным и для пешеходов. Весьма недавно, и не более двадцати пяти лет тому назад чрез этот овраг устроен деревянный мост, для правильного сообщения с городом Мценском, уже но прошествии более 140 лет с того времени, как существует здесь монастырь. Но и этот мост, весною, в полую воду, едва не ежегодно разрушается стремлением воды и напором льдов из реки Зуши, – и от того прекращается сообщение с городом по месяцу, а иногда и более.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/mtsens...

Монастыри разделены были на три округа, которые находились под ведением так называвшихся протов: под тою же соборною грамотою подписались: архимандрит кронский (в Ковенском повете) и наместник митрополии Киевской, прот монастырей княжества Литовского; игумен Скита в Угорнике (в Галиции), прот монастырей воеводства Русского (Галицкого), Белзского и Подольского и игумен любартовский, прот монастырей воеводства Киевского, Волынского и Брацлавского. Число православных монастырей было еще довольно значительно и даже увеличивалось вследствие основания новых монастырей. В Киеве и его окрестностях кроме Михайловского митрополичьего и лавры существовали монастыри Пустынно-Николаевский, Богоявленский братский, Кирилловский и Межигорский. В Вильне, как и прежде, был только один монастырь — Свято-Духовский, но в подчинении ему находились монастыри: минский Петропавловский, мужеский и женский, Евейский в воеводстве Троцком, Цеперский и Сновский в воеводстве Новогрудском, Новодворский в повете Пинском, Селецкий в воеводстве Минском и др. Из них минский мужеский Петропавловский монастырь в 1623 г. получил в дар от минского судьи Мартина Володковича фольварок Переспу, находившийся неподалеку от Минска, а минский женский монастырь, основанный только в 1618 г. по благословению свято-духовского архимандрита Леонтия Карповича, стараньем игуменьи Евгении Шамбелевны теперь приведен к совершенному окончанию и устройству и получил благословленную грамоту (25 августа 1624 г.) от митрополита Иова Борецкого. Львовское ставропигиальное братство удерживало за собою монастыри Онуфриевский и Уневский. В Слуцке благодаря покровительству, какое оказывал православным местный владелец князь Христофор Радзивилл, литовский гетман, продолжали существовать три монастыря: Свято-Троицкий , Ильинский женский и Преображенский братский. К первому по воле Радзивилла приписан был в 1627 г. монастырь Морочский, находившийся в Мозырском уезде, при устье речки Морочи. Для второго, т. е. Ильинского, монастыря поставлена была в 1624 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

Семей (Семипалатинск). Абалацко-Знаменский Петропавловский женский монастырь. Киргизская Духовная Миссия Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1997. Адрес: Республика Казахстан, Абайская область, г. Семей (Семипалатинск), ул.Заря, 40 - 44 Координаты: 50.394189, 80.225933 Проезд:Проезд на городских автобусах и маршрутных такси Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 2-этажное здание с высоким цокольным этажом, кирпичное, оштукатуренное. Построено в 1899 году. Имеет сложный план - пример гражданской архитектуры XIX века. До 1917 года здесь располагались церковь Петра и Павла и духовная миссия для новокрещенных киргизов, где детей-сирот казахов крестили и они принимали православную веру. Здесь они жили, обучались, работали. В советское время здание было передано топографическому техникуму. В 1988 году возвращено верующим. Ныне в здании располагается храм Петра и Павла и женский монастырь. Информация с сайта города Семей Женский монастырь расположен в левобережной части города в двухэтажном кирпичном здании 1899 года постройки с высоким цокольным этажом. Здание является памятником гражданской архитектуры XIX века. До 1917 года в нём была расположена церковь Петра и Павла и духовная миссия для новокрещённых киргизов (казахов), где крестили казахских детей-сирот, которые в дальнейшем жили и работали там. В советский период здание передали топографическому техникуму. В настоящее время в нём вновь находится церковь Петра и Павла и женский монастырь. Информация с сайта wikipedia Знаменский монастырь, миссионерский, общежительный, при церкви на святом Ключе, близ Старо-Семипалатинского поселка, Семипалатинской области. Учрежден в 1912 году из женской общины, основанной в 1906 году. Здесь находится особо чтимая Абалацкая икона Знамения Божией Матери. При этом монастыре — приют для сирот и приемный покой. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Градо-Семипалатинский Петро-Павловский Абалацко-Знаменский женский монастырь (Бывшая Киргизская Духовная миссия) (1895 – 1897)

http://sobory.ru/article/?object=15543

Умиленье. Авраамиев Новозаозерский Успенский мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1360 - 1363. Адрес: Костромская область, Галичский район, с. Умиление Координаты: 58.429817, 42.292833 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь был основан св.прп.Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на берегу Галичского озера, на месте явления ему иконы Божией Матери " Умиление " . Здесь были 2 храма-Успенский и Петропавловский, закрытые в 1930-е годы. В 20 веке в них размещались детский дом, госпиталь, школа. Насколько известно, оба храма в данный момент полуразрушены и ещё не восстановлены. Авраамиев Новозаозерский в честь Успения Божией Матери мужской монастырь в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., - первый монастырь в Галичской земле. Основан прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на сев.-вост. берегу Галичского озера, на месте явления святому чудотворной иконы Божией Матери «Умиление». Предположительно мон-рь был устроен между 1360 и 1363 гг., т. к. житие прп. Авраамия свидетельствует, что в создании обители ему помогал галичский кн. Димитрий (в житии он ошибочно именуется Феодоровичем). Авраамиев Новозаозерский монастырь- первая из 4 обителей, основанных прп. Авраамием в Галичском княжестве. Поскольку для жителей Галича мон-рь находился за озером, то получил название Заозерский Новый (Новоезерский). В XIV-XVII веках этот монастырь являлся одним из главных духовных центров края, иноки которого распространяли и утверждали христианство среди местного языческого населения (чуди). Во 2-й пол. XVII в. здесь была возведена каменная церковь Успения Божией Матери с приделом во имя прп. Авраамия Галичского, а в 80-90-х гг. XVII в.- небольшая каменная церковь во имя апостолов Петра и Павла. Сведений о земельных владениях монастыря не сохранилось. Известно лишь, что в нач. XVII в. в кремле Галича у обители имелся свой двор. Уцелев в период монастырской реформы 1764 г., в 1773 г. мон-рь все же был закрыт «за бедностью» (в 1768 за ним числилось лишь 6 крестьян) и обращен в приходскую церковь. Основной святыней обители, а затем и приходской церкви почиталась явленная прп. Авраамию чудотворная икона Божией Матери «Умиление». До нач. XX в. близ бывшей обители на берегу Галичского озера сохранялась деревянная часовня, поставленная на месте подвигов прп. Авраамия. Успенский и Петропавловский храмы мон-ря были закрыты в 30-х гг. XX в.,- в них размещались детский дом, госпиталь, дом отдыха, школа. В 1977 г. Успенская церковь выгорела во время пожара. К настоящему времени оба храма не восстановлены. Местонахождение чудотворной иконы Божией Матери «Умиление» неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=23834

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010