По сказкам других скопцов, разрешение Елисаветы Петровны от бремени последовало в России, и Петр III был немедленно по рождении отправлен в Голштинию, где, достигнув отрочества, принял оскопление. Когда, по достижении совершенных лет, Петр Феодорович вступил в брак, то супруга его, Императрица Екатерина II, узнав о неспособности его к брачной жизни, возненавидела его, начала гнать и приняла твердое намерение лишить жизни, как только представится удобный к тому случай. Такой случай и представился по вступлении Петр III на императорский престол. Склонив на свою стогну вельмож, Екатерина, по буесловию скопцов, решилась привести в исполнение намерение свое в Ропшинском Дворце, где на ту пору император имел пребывание; но Петр, сведав об том, подкупил часового, поменялся с ним платьем, и в солдатском одеянии успел тайно скрыться, а на место его был убит часовой, оставшийся в его платье. Другие бредят, что часовой, принадлежа сам к скопцам и узнав в заключенном своего Спасителя, сам добровольно принял за него мученический венец, отпустив узника для спасения человечества в мир. Ошибка тогда же сделалась известна Екатерине; но убитый солдат был объявлен и похоронен под именем императора. Избежав таким образом смерти, Петр Феодорович три дня скрывался от поисков без пищи, сидел в каком-то каменном столбе, проживал у колонистов, и наконец бежал в Москву, где, живучи тайно между скопцами, начал свою проповедь . Из Москвы перешел он с учением своим в окрестности ее, потом прошел всю Россию и разные государства, и наконец, вместе с своим Предтечею, каким-то Графом Александром Ивановичем, прибыл в Тулу, проповедуя всюду, что он есть истинный Христос, творя чудеса и научая скопчеству, как единственному средству к наследию Небесного Царствия. В Туле, оба они были схвачены, осуждены, наказаны кнутом в деревне Сосновке, Моршанского уезда Тамбовской губернии, и потом сосланы, первый в Сибирь, а второй в Ригу. Во время следования в ссылку, Лже-Христ скован был поножно с каким-то разбойником Иваном Блохою, который сперва наносил ему в пути множество обид и оскорблений, по потом, побежденный его непоколебимым терпением, исповедал его Сыном Божиим: за это Скопцы называют Блоху Первым Исповедателем. Замечательно, что Селиванов, лицо действительное, двойный самозванец, выдававший себя за Императора и Спасителя, в своем «Послании к Деткам» подтверждает все сказанное, но величая себя Спасителем, нигде не называет сам себя Государем Петром III, предоставляя это своим последователям; уклончиво прикрываясь личиною смирения и уничижения, он говорит: «такой-то пророчил мне, что я буду Бог над Богами и Царь над Царями»; но сам от себя подтверждает только первое, как видно из многих мест его приложенного здесь «Послания».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/issledov...

274 ...вывалились внутренности через задний проход... — О подобной кончине Ария повествует н Руфин в своей «Истории церкви» (I, 13/PL. Т. 21. Col. 483 — 486). 275 После смерти Сидония... — Сидоний умер в 488 или 489 г. 276 ...первым опустился на ложе. — По древнеримскому обычаю, который еще сохранялся в то время среди галло-римского населения, сотрапезники возлежали на ложах, стоящих возле обеденного стола. Этот обычай был воспринят и готской знатью. 277 ...видел я сон... — Различного рода рассказы о сновидениях, в сочинении Григория Турского часто носящие дидактический н пророческий характер, были в то время весьма распространены в житийной литературе. 278 ...как Симон Волхв... — См. прим. 78 к кн. I. По словам христианского писателя Арнобия (III в.), автора «Семи книг против язычников», Симон, обличенный апостолом Петром, пришел в Рим и для доказательства своего могущества с помощью нечистых духов поднялся в воздух. Но Петр помолился, и Симон, упав с высоты. разбился насмерть (II). 279 ...все страстно желали подчиниться их власти... Апрункул, епископ города Лангра, вызвал у бургундов подозрение. — Франки были единственными из завоевателей Галлии, не исповедовавшими арианскую веру, поэтому католическое священство не противилось их вторжению. Бургунды же в то время были арианами: город Лангр находился под их господством. 280 ...ушел из Дижонской крепости — Город Дижон был крепостью (бургом), он имел высокие стены и 33 башни. 281 ...некий Экдиций... — Как сообщает Иордан (§ 239), Экдиций был сыном императора Авита и братом жены Сидония — Папианиллы. К нему сохранились письма Сидония (II, 1; III, 3). 282 ...он с десятью мужами... — Сидоний Аполлинарий говорит, что Экдиция сопровождали всадники в количестве 18 человек (III, 3; Р. 41). 283 ...сохранилось письмо блаженного Сидония... — См.; Сидоний Аполлинарий. Письма (VI, 12: Р. 101). 284 ...обе Ак витании... — В подлиннике: Germaniae; видимо, ошибка Григория, следует читать — «города Аквитании» (Aquitaniae urbes). Aquitaniae urbes, возможно, означали в то время соседние провинции. В самом деле, три провинции, расположенные в центре Луары, назывались иногда тремя Аквитаннямн. (См.; Jacobs A. Geographie de Gregoire de Tours et de Fredegaire. P.. 1861 — 1862. Т. 2. Р. 339). Сидоний в 6 письме (VIÏ Р. 100), откуда Григорий позаимствовал сюжет рассказа, называет девять городов Аквитании, подвергшихся разорению: Бордо, Родез. Перигё, Лимож, Жаволь. Комменж, Оз, Базас и Ош.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Богословское образование получил под началом некоего Илария, затем учился в Шартре у Бернарда Шартрского, а также в Лане у Ансельма Ланского и его брата Радульфа, где познакомился с Петром Абеляром . С 1124 г. Г. П. был магистром и каноником в Шартре, а после смерти Бернарда сменил его на посту канцлера школы (1126-1137). В 1140 г. участвовал в Сансском Соборе, на к-ром разбирались ошибочные мнения Абеляра, причем Г. П. выступил оппонентом Абеляра в диалектических диспутах. В 1141 г. Г. П. начал преподавать диалектику и богословие в Париже, здесь его слушал Иоанн Солсберийский , но уже в 1142 г. был посвящен во епископа Пуатье, где продолжил преподавание богословия. Вскоре на местном Соборе 1146 г. его учение о Св. Троице вызвало подозрение в ереси у 2 его архидиаконов - Арнальда и Калона, к-рые сначала донесли об этом папе Евгению III , а затем привлекли к разбирательству Бернарда Клервоского . Последний вместе с Адамом Парвипонтаном, Гуго из Шанфлёри и Гуго Амьенским на Парижском Соборе 1147 г. выдвинул против Г. П. ряд обвинений: напр., он утверждал, что Божественная сущность (divina essentia) не есть Бог, но то, благодаря чему есть Бог; что личные свойства (proprietates personarum) не суть Сам Бог и Божественные Лица; что человеческая природа была воспринята не Божественной природой (divina natura), а Лицом Сына, и нек-рые др. (см.: Bernard. Sermo in Cant. 80. 6-8; Gaufridus Claraevallensis. Epistola ad Albinum cardinalem et episcopum Albanensem de condemnatione errorum Gilberti Porretani. 4-7//PL. 185. Col. 589-591; Idem. Contra capitula Gilberti Pictaviensis episcopi. 6, 26, 40, 54//PL. 185. Col. 597-598, 604, 609, 614). Однако ответы Г. П. на эти обвинения были столь темны и запутанны, что присутствовавший на Соборе папа Евгений III отложил дальнейшее разбирательство до всеобщего Собора (generale concilium), состоявшегося в 1148 г. в Реймсе. На этом Соборе Г. П., побежденный доводами Бернарда Клервоского, отрекся от своих прежних воззрений ( Gaufridus Claraevallensis. Vita S. Bernardi. III 5. 15//PL. 185. Col. 312; Bernard. Sermo in Cant. 80. 9). Чтение и переписывание его комментариев к Боэцию было запрещено до тех пор, пока они не будут исправлены Римской Церковью. В 1149 г. Г. П. участвовал в Бургундском Соборе. Погребен в местной ц. св. Илария.

http://pravenc.ru/text/164989.html

208 Воронцова Елизавета Романовна – графиня, фаворитка императора Петра III, сестра Е. Р. Дашковой. 209 Анна Леопольдовна (1718–1746) – «правительница России» при своем малолетнем сыне императоре Иване VI Антоновиче. Дочь герцога Мекленбург-Шверинского и царевны Екатерины Ивановны (дочь царя Ивана V), племянница императрицы Анны Иоанновны. С 1739 г. замужем за принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским. Провозглашена регентшей после дворцового переворота, отстранившего от власти Бирона. Свергнута переворотом, возведшим на престол Елизавету Петровну, и сослана в Холмогоры. 210 Очерк представляет собой LXXV лекцию В.О. Ключевского в его «Курсе русской истории». В настоящем издании заголовок сокращен. В «Курсе» заголовок: «Основной факт эпохи. – Императрица Екатерина II. – Ее происхождение. – Двор Елизаветы. – Положение Екатерины при дворе. – Образ действий Екатерины. – Ее занятия. – Испытания и успехи. – Граф А. П. Бестужев-Рюмин. – Екатерина при императоре Петре III. – Характер». Публикуется по изданию: Ключевский В. О., Сочинения. М., 1958. Т. V. С. 5–33. 211 Иван VI (Иван Антонович 1740–1764) – сын Анны Леопольдовны и герцога Антона Ульриха Брауншвейгского; номинальный император России до переворота 25 ноября 1741 г. Елизаветы Петровны. Содержался под стражей. При попытке поручика В. Я. Мирославича освободить его из заключения по имевшейся у караула инструкции убит в Шлиссельбургской крепости. 212 Разумовский Алексей Григорьевич (1709–1771) – сын украинского казака Григория Розума, с 1731 г. певчий украинской капеллы, фаворит царевны Елизаветы Петровны. После ее воцарения – камергер, генерал-поручик, 1744 г. граф, с 1756 г. генерал-фельдмаршал. С 1742 г. в морганатическом браке с Елизаветой. С 1762 г. в отставке. 213 Лесток Иоганн Герман (1692–1767) – в 1713 г. прибыл в Петербург; по происхождению французский дворянин; лейб-хирург Екатерины I. Сыграл крупную роль в перевороте 1741 г. После того, как А. П. Бестужев-Рюмин перехватил его переписку с французским послом Шетарди, Лесток был арестован, приговорен к смертной казни, помилован и сослан; в 1762 г. освобожден Петром III с возвращением чинов и конфискованного имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В том и другом случае в непродолжительное время к общему удивлению он такие оказал успехи и такие приобрел сведения, что везде за исправного, осторожного, благоискусного, мужественного и бесстрашного огнестрельного мастера и художника признаваем и почитаем быть может». Посольство по приезде было принято Фридрихом III, большим любителем пышных церемоний, подражателем французскому Версальскому двору, мечтавшим о королевской короне для своего прусского герцогства, чего он впоследствии и достиг. Во время этой торжественной аудиенции Петр находился в числе посольских дворян. Царь виделся с Фридрихом III еще неоднократно и заключил с ним договор, подтверждавший старинную дружбу между обоими государствами. В договор внесена и новая статья, вызванная потребностями времени стремлением Петра, гласившая, что если царь пожелает посылать подданных своих в немецкую землю вообще или в частности во владения курфюрста «для науки каких хитростей», то курфюрст обязуется оказывать таким посланным всякую помощь и покровительство. Фридрих III очень желал заключить с Петром оборонительный союз против Швеции, помощью против которой ему важно было заручиться в виду возможных столкновений с нею из-за берегов Балтийского моря, находившихся в ее владении. Но Петр, принимавший самое деятельное участие в этих переговорах, опасался, что в случае включения такой статьи в договор, Швеция, узнав о ней, предпримет какие-либо действия, которые помешают всецело тогда занимавшей его войне с турками; поэтому он предложил принять эту статью в словесной форме. Оба государя дали взаимное обещание помогать друг другу против всех неприятелей, а особенно против Швеции, подали при этом друг другу руки, поцеловались и утвердили соглашение клятвою. Во владениях курфюрста Бранденбургского в приморском городке Пилау Петр задержался на продолжительное время, до 30 июня, ожидая исхода королевских выборов в Польше, за которыми Петр зорко и внимательно следил. Боролись два кандидата: саксонский курфюрст Август II, которого поддерживала Россия, и французский принц де Конти, расположенный к союзу с турками, так как Франция эпохи Людовика XIV была в прочном союзе с Константинополем, возбуждая и поддерживая султана против австрийских Габсбургов. Грозила опасность, что Польша, если бы французскому принцу удалось сесть на польский престол, не только отпадет от союза с Австрией и Россией против Турции, но и заключит союз с турками. Поэтому России и важно было поддержать в Польше партию, стоявшую за саксонского курфюрста.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Уведомляя вас о сей нашей резолюции, повелеваем мы вам не таить оной в вашем месте, но паче при всяком случае именно изъяснять, что по человеколюбию ничего мы столько не желаем, как видеть и поспешествовать скорейшему прекращению военного пламени, от которого народы толико уже пострадали». 4 июля передана была Гольцу нота, что императрица не считает нужным Берлинский конгресс для улажения голштинских дел, а следовательно, становится ненужным и посредничество короля прусского. Гольц не мог оставаться в России. 10 июля он писал королю: «Императрица питает ко мне отвращение за мою тесную связь с покойным (Петром III), предполагая, хотя и очень несправедливо, что я одобрял поведение покойного относительно ее. При моем виде она невольно должна припоминать дурное обращение, какое Петр позволял себе с нею в моем присутствии. Я и секретарь мой Дитель имеем против себя и двор, и народ. Стоит нам поговорить с кем-нибудь из русских, чтоб сделать его подозрительным в глазах других». Но еще Гольц мог уведомить короля, что в будущем представляется возможность союза между ним и преемницею Петра III. В Петербурге в это время находился граф Кейзерлинг, назначенный при Петре III послом в Варшаву. Кейзерлинг, приятель Бестужева (Алексея), подобно Корфу и Панину, был заклятым врагом Франции и сильно охладел к Австрии, когда та сама вошла в союз с Франциею и ввела в него Россию; в последнее время пребывания Кейзерлинга в Вене охлаждение превратилось во вражду, ибо он потерял прежнее значение, когда важнейшие дела во время Семилетней войны производились австрийскими послами в Петербурге и когда приятелям падшего канцлера Бестужева не оказывалось большого доверия. Екатерина, наслышавшись от Бестужева о способностях Кейзерлинга, была рада приезду последнего в Петербург, желая посоветоваться с ним вообще о внешних делах, и особенно о польских. Кейзерлинг, считая необходимым для России союз с Германиею против Франции и не желая теперь видеть представительницу Германии в Австрии, явился в Петербург с мыслию о необходимости прусского союза, особенно по отношениям к польским делам, ведение которых поручалось ему. Он объявил Гольцу: «Хотя теперь и не в интересах русского двора заключать оборонительные союзы с соседними державами, ибо эти союзы могут впутать его в чуждые ему распри безо всякой прибыли, так как Россия не имеет притязаний на какие-либо части соседних владений, однако я не думаю, чтоб императрица была далека от вступления с вашим государем в связи более тесные, чем в каких они теперь, а именно может быть заключен союзный договор, в котором можно постановить меры относительно Польши».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Как писатель, Миних известен своим сочинением: «Ebauche pour donner une idée de la forme du gouvernement de l’Empire de Russie». Copenhagen, 1744. Перевод этого очерка помещен в «Рус. Вест.» 1842 г. Граф Бурхард-Христофор Миних был женат два раза: 1) на Христине-Лукреции Вицлебен, умершей в 1727 году и 2) на Варваре-Элеоноре, из дома Вольда, бывшей до брака с Минихом в замужестве за Мальцан, потом за Салтыковым, но детей имел только от первого брака, всего тринадцать человек, и оставил одного сына и трех дочерей: Софию, за полковником бароном Мальцан; Христину-Елизавету, за бароном Менгден, и Луизу-Доротею, за графом Сольмъ-Вильденфельсом. Сын Миниха, граф Иоанн-Эрнст, женатый на баронессе Анне-Доротее Менгден, служил обер-гофмейстером при дворе Анны Леопольдовны, с падением ее был сослан в Вологду, жиль там во все время царствования Елизаветы Петровны, был возвращен Петром III и умер в 1788 году, восьмидесяти лет, действительным тайным советником и андреевским кавалером, оставив большое потомство. Он известен как автор любопытных «Записок, писанных им (по-немецки) для детей своих» и изданных в русском переводе. Ему же приписываются некоторыми не только «Ответ» на оправдательную записку Бирена, помещенный в IX томе бюшингова «Магазина», но и известные любителям отечественной истории «Замечания на записки Манштейна о России», напечатанные в «Отеч. Зап.», издававшихся Π. П Свиньиным. Существует ли в настоящее время прямое потомство фельдмаршала Миниха, неизвестно. (Словарь достоп. люд. рус. земли, Д. Бант.-Каменск. 1836, ч. III. – Биографии рос. генералис. и генер.-фельдмарш. его же. 1840, ч. I. – Дневник Берхгольца, 1858–1860 ч. I, III, IV. – Записки дюка Лирийск. 1845, г. с. 125. – Письма леди Рондо, 1836, с. 73. – Записки Нащокина, 1842. – Записки кн. Шаховского. 1810. – Записки Порошина, 1844, с. 20, 223, 505. – Жизнь гр. Миниха, соч. Галена. Москва, 1806. – Собрание списк. воен. генер. 1809. – Собр. списк. кавалерам, 1814. – Mémoires de Manstein. Leipzig, 1771. – Rélation exacte et circonstanciée de la guerre entre la Moscovie et la Suède.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Итак, владыка святый, Вы – в Петушках! Невольно вспоминаются Петушки. Ведь я провел там все лето 1912 г. у дяди моего (ныне уже покойного) железнодорожного врача Сергея Дмитриевича Крестовникова и его жены – моей тети Марии. Петушки были моей базой в поездках по всем достопамятным местам Владимирско-Суздальской Руси. По железной дороге, на лошадях и пешком я побывал из Петушков во Владимире, Боголюбове, Суздале, Юрьеве Польском. Молитесь, молю Вас, владыка святый, обо мне, Вашем грешном и недостойном духовном сыне, о моей семье и сродниках. Вера моя не оскудевает, но грехи велики. Не оставляйте меня известиями о Ваших делах и днях. Испрашивая Вашего благословения, остаюсь до глубины души преданный Вам П[етр] Н[иколаевич] С[авицкий] [приписки на полях] Все Вас знающие сердечно Вам кланяются. Ваш привет я передал всем, кому передавал Ваши подарочки. К Саше же и Наташе бегал (благодарение Богу, я все еще очень быстро хожу) сверхскоростным гонцом прочесть Ваше письмецо и передать Ваш привет. Передал Ваш привет также А[лександр]у В[иссарионович]у и Е[лене] В[икентьев]не Некрасовым 472 . Д. 10. Л. 51–53 об. Подлинник. Автограф. 7. 23 апреля 1956 г. Понедельник Вербной седмицы Великого Поста, 23 апреля 1956 г. Ваше Преосвященство, Владыка святый, дорогой старший наставник и друг, сердечно благодарю Вас за письмецо, писанное в Четверток 2-й седмицы. Владыка, я очень, очень грешный человек. Мои грехи и раскаяние горькое меня терзают! Но колебанья и сомненья мне чужды. Я верю в лучшее, я верю, что есть духовные дары у русского человека. И я знаю, что не умрут семена, посеянные Иларионом 473 , и Климом 474 , и Петром 475 , и Филофеем 476 , и Чирином 477 . И не только не умрут, но дадут всходы и урожай! Убеждением этим проникнуты все мои стихи – в стихах и прозе. Еще не зная, что Вы положили на меня трехчленное послушание (писать стихи: I. Святые. II. Святыни. III. Подвижники и строители), я начал уже его осуществлять. Ведь «Александр Невский» – это пополнение I отдела («Святые»), «Константин» – пополнение III отдела («Подвижники и строители»).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Соколов, признав за докладом значительные достоинства, отметил у референта смешение терминов Лейбницевой психологии и излишнее стремление модернизировать её. Второе заседание кружка состоялось 6-го ноября в присутствии Преосвященного Ректора Академии и члена руководителя П. В. Тихомирова . Заседание было посвящено докладу ст. IV к. г. Челака: „Низшие народные школы должны ли быть конфессиональными?“ Референт признал неконфессиональную школу несостоятельной как с теоретической точки зрения – ибо её всеобщая естественная религия повторяет собой старое и современное язычество и по своему достоинству ниже христианства – так и с практической, ибо во 1-х религиозные взгляды могут быть привиты де- —324— тям лишь под руководящим и определяющим влиянием семьи – след. естественную религию пришлось-бы сначала распространить в обществе, – и во 2-х учитель неконфессиональной школы оказался-бы в ложном положении среди детей различного вероисповедания. Взгляды референта оспаривали студенты IV к. Н. Знаменский и А. Покровский, – III к. П. Анисимов и И. Воскресенский, и II к. Г. Вершинский. В дополнение к их замечаниям, член-руководитель Пав. Вас. Тихомиров указал на руководящую роль в деле народного просвещения общества или правительства, где последнее сильно и на вытекающие отсюда задачи конфессиональной политики и социального воспитания. Третье заседание кружка состоялось 30 ноября в присутствии О. Инспектора Академии и членов-руководителей Пав. Петр. Соколова, Пав. Вас. Тихомирова и Ив. Дмитр. Андреева. Студентом III к. Петром Анисимовым был прочитан реферат на тему: „Физическая и умственная усталость“. Не различая физическую и умственную усталость по существу, референт указал их разницу лишь в неодинаковой локализации химических изменений, обусловливающих явления усталости: в первом случае эти изменения происходят преимущественно в тканях мышц, а во втором – в клетках нервных центров. Затем, установив единство факторов для обоих видов усталости, референт сделал характеристику каждого из них по их специфическим признакам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

294 Скопцы, вспоминая пребывание лжеискупителя в Иркутске, поют «И он (лжеискупитель) там (в Иркутске), наш государь, Разводил зеленый сад» (т. е. распространял скопчество). „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г, 3, 114 стр. 297 Там же, 3. 299–300 стр. – Эти два свидетельства о политическом самозванстве основателя скопческой секты суть самые ранние. Правда, в «страдах» лжеискупителя также упоминается имя «царя», которое присваивалось лжеискупителю Анною Романовною, известною пророчицею в корабле Акулины Ивановны; но присваивалось это имя, очевидно, в ином смысле, в смысле хлыстовского воззрения на своих христов; при том, оно усваивалось ему не как действительный, уже существующий титул, а как только гадательный, возможный («Послание» – „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1864 г. 4. 77 стр.). Таким образом, основываясь на первых двух свидетельствах, можно допустить то вероятное предположение, что основатель скопческой секты принял на себя имя царя, находясь в Сибири. Впоследствии, в бытность в селе Быкове, бронницкого уезда, московской губернии, Селиванов объявил уже себя царем Петром III Феодоровичем („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. 48 стр.). Это имя Петра III оставалось всегда именем Селиванова и скопцы до сего времени не иначе называют своего «батюшку», как этим именем. Каким образом могла образоваться в голове основателя скопческой секты идея политического самозванства и с какою целию он присоединил к существовавшему уже религиозному самозванству это новое самозванство – подобные вопросы, конечно, не могут подлежать безусловному и положительному решению. Можно думать, однако, что идея политического самозванства явилась в голове основателя скопческой секты под влиянием свежего, только что окончившегося пред отправлением лжеискупителя в Сибирь самозванства Емельяна Пугачева. На это последнее обстоятельство можно находить указание в «страдах» самого лжеискупителя. По словам лжеискупителя, на дороге в Сибирь он будто бы встретился с Пугачевым, которого «провожали полки полками и тоже везли под великим конвоем, а меня, продолжает лжеискупитель, везли вдвое того больше и весьма строго, и тут которые его провожали, за мной пошли, а которые меня везли, за ним пошли» („Чтен.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010