387 Историко-критическое введение в Коран, Вейля. Перев Е. А. Малова. III вып. Миссион. Противомусульм. Сборника, стр. 209. Г. С. Саблуков считает 61 суру – 108-й по времени появления. Сведения о Коране, Саблукова 272. 388 Хазин, III, 586. Бейзави, впрочем, добавляет: или склонным к добру, т, е. ежегодно усовершающийся в добре и благочестии. Толк, на К19:19. Джеляль-ед-дин замечает: Иисус и Мария не были причастны греху, как прочие потомки Адама. Mar. Refut. in III, 36. 389 Хазин, IV, 139. Интересен повод ниспослания этого стиха. «По преданию Ибн Аббаса, он был ниспослан во время спора Абдуллы бну-Зубгари с пророком, когда тому был ниспослан стих: истинно вы и те, чему вы покланяетесь кроме Бога, будете топливом огня К21:98. Абдулла предложил в пример Иисуса, сына Марии, и стал спорить с посланником. Тогда среди корейшитов поднялись крики и вопли, радостные восклицания и они стали говорить: Мухаммед, очевидно, хочет того, что бы мы почитали его и сочли его за Бога, как считают его христиане! Мухаммед заблуждается, когда говорит, что все чествуемое, кроме Бога, будет в огне. Пусть так! Пусть наши боги будут в одном месте с Иисусом, Ездрой, ангелами – в огне. (Хазин III, р. 362–363) И Мухаммед оправдался от своих противоречий только тем, что назвал их народом, склонным к спорам! 390 Это сказание, вероятно произошло оттого, что Мухаммед ложно перетолковал слышанное пм христианское повествование о том, как некогда сборщики подаяний просили вклада в храм от Иисуса Христа и он был дан статиром, который чудесно был найден ап. Петром по указанию Иисуса Христа. 392 Хазин, IV, 253. Судя по контексту речи, которые, вероятно, разумел Мухаммед, когда сказал: из читающих писание есть люди стойкие: они читают знамения Бога во времена ночи и покланяются Ему. Они веруют в Бога и в последний день; повелевают доброе, запрещают худое, и один перед другим ревностны в благостворениях. Они в числе добродетельных К3:109–110. 393 Аль-Кинди рассуждает так: если старый иудей говорил правду, тогда он не заслуживал смерти; если же он говорил ложь, то наказание за это смертью было крайностью в этих пустынях, а тем менее это наказание было когда-либо присуждаемо каким-либо пророком Божиим. Прав. Собеседник, 1875 г., III, стр. 40.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

(Несколько историко-канонических справок и соображений в дополнение к статьям Л. А. Тихомирова и проф. Н. А. Заозерского о церковном управлении и церковной власти). Историческое положение вопроса. – Задачи и состав исследования. – I. Как произведена была Петровская церковная реформа? – II. Каноническое достоинство Петровской церковной реформы по ее учредительным актам: 1) ее основание; – 2) ее внутренний характер; – 3) характер со­здаваемых ею отношений между церковью и государством. – III. Кано­ническое достоинство Петровской церковной реформы по созданной Регламентом практике: 1) церковно-административная практика Петров­ского времени; – 2) отношение к преобразованному строю церковного управления со стороны русской иерархии в послепетровское время; – 3) раскрытие положенных в основу реформы принципов в после­петровском законодательстве. – Общее заключение. Созданная Петром Великим организация церковного управления в России приближается уже к 200-летнему юбилею своего исторического существования. Другие Петров­ские учреждения в сфере высшего управления подверглись впоследствии разнообразным и часто радикальным пере­делкам. Едва ли не один только святейший Синод до­селе сохранил во всех существенных чертах данное ему Петром устройство 1 ; – во всяком случае, Петровский Регламент и доселе является в церковном управлении действующим законодательством. Казалось бы, такая долго­вечность учреждения должна считаться показателем его соответствия нуждам и интересам церковной жизни Рос­сии; между тем, на самом деле, за весь этот период трудно указать такое время, когда бы как в духовенстве, так и в народе не существовало скрытого недовольства своими церковными порядками, проявлявшегося иногда и в форме открытой критики и протестов. Началось это с самого учреждения св. Синода и продолжается вплоть до наших дней. Возьмем хотя бы последние 30–40 лет, – мы увидим, что время от времени деятели как духов­ной, так и светской журналистики с замечательной настойчивостью возвращаются к этому старому вопросу о до­стоинстве нашего церковного устройства и управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Вслед затем умножены и возобновлены типографии и улучшен главный печатный двор, учреждено духовно-цензурное общество под председательством Славенецкого, с рецензией не древле-славянской только, как было прежде, но и греческой. В патриаршество Никона все упомянутые училища полны были учениками, славились преподаванием и стояли на степени процветания. С падением же Никона, они значительно пали, если совсем не были закрыты. Но не будь злосчастного этого падения, Никон был бы для северной России своим Петром Могилой , не замедлил бы открыть Академию в Москве после открытия ее в Киеве и распространить просвещение по всей России. (De perpetua fide Eccles, universal, circa Eucharistiam. Paris, 1669 г. Духовные училища в Москве 17 в., стр. 157 и 159. Шушерин о Никоне в Чтен. Общ. Истор., 5 гл. III). А так как за все подобные реформы по просвещению народная молва огласила Никона другом немцев, еретиков, под которыми разумелись как латиняне, так и лютеране, то и по этой молве, а главное, по связи ее с другими ясными (приводимыми ниже) свидетельствами можно заключить, что на этих реформах прямо или косвенно отразилось влияние протестантов. 347 Ученым братством Славенецкого переведены были: Уставы граждано-правительные, от Фукидидовы Истории книга первая, об убиении краля Аггельского, гражданство и обучение нравов детских, Географии две части – Европа и Азия, книга врачевская, Анатомия с латинского от книги Андрея Вессалия Брукселенска. Ему же можно приписать перевод с немецкого оригинала знаменитого и обширного сочинения Олеария Moscovitische und persianische Reisebeschreibung. Пекарского, стр. 188, 337, 339 и 340. Русская История Костомарова, т. V, 390 стр. Обз. Рус. Дух. Литературы Филарета Черниговск., I т., стр. 338 и 339. 350 Sammlung Russischer Geschichte X В. Beiträge zur Kenntniss Rusland von G. Ewers und M. Engelhardt, S. 697 и Livlandische Bibliothek, von Gadebusch I. 482. Пекарского, I т., стр. 126 и 127. При взятии Мариенбурга Петром Великим (в 1703 г.) Глюк явился в русский лагерь, держа в руках русскую Библию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

в) барона Ивана Ивановича (рождение 1732 † 1811), вице-адмирала, члена адмиралтейств-коллегии и флота генерал-кригс-коммиссара, не имевшего детей от брака с княжною Елисаветою Михайловною Белосельскою. Барон Пётр Иванович (см. выше), от брака с Елисаветою Николаевною Жеребцовою, имел сына, статского советника барона Ивана Петровича, который женат был дважды, имел несколько сыновей 220 и дочь, баронессу Анну Ивановну, за графом Петром Фёдоровичем Буксгевденом. Герб (Общий Российский Гербовник, часть III, 6-й): щит разделён перпендикулярно на два поля, правое золотое, левое красное, и в нём двуглавый орёл, красный в поле золотом и золотой в поле красном, держит в каждой лапе одноцветное с полем знамя, с латинскою буквою Р, (заглавная буква имени Петра Великого). На щите дворянский серебряный шлем и на нём золотая баронская корона, на коей стоит, обращённый вправо, серебряный лебедь. Намет красный, подложенный золотом. Щит держат два воина в казацкой одежде семнадцатого века. 219 Высочайшим Указом 26 августа 1856 года возвращено баронское Российской Империи достоинство Алексею Ивановичу Черкасову. 220 Есть ещё дворянская фамилия Черкасовых, родоначальник коей, Мирон Никитич Черкасов пожалован от Царя Алексея Михайловича поместьем в 1652 году, а вотчиною, за усердную службу, в 1669 году. Пять потомков его владели населёнными имениями в 1699 году. Герб (Общий Российский Гербовник, часть VII, 106): щит разделён на четыре части, из коих 1-я и 2-я вдвое более 3-й и 4-й. В 1-й части, в красном поле, лук и стрела серебряные, крестообразно положенные; во 2-й части, в голубом поле, серебряный ключ, перпендикулярно, и на нём крыло. В 3-й части, в голубом поле, и в 4-й части, в красном поле, по две перпендикулярные золотые полосы в каждой. На щите дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет справа голубой, слева красный, подложен золотом. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

При Анне Иоанновне происходит следующий раунд наступления на монашество. За 30-е годы численность великорусского монашества сократилась на 40% – примерно с 25 до 14 тысяч человек. В предпоследний год правления Анны Иоанновны (1740 год) Синод даже решился доложить императрице, что российское монашество на Руси стоит на грани полного уничтожения. Но уже после так называемой бироновщины, при Елизавете Петровне наступает послабление, которое по многим аспектам реанимировало церковную жизнь, в том числе – монастырей. Но это было временное затишье, потому что в конце правления Елизаветы Петровны начинается проработка секуляризационной реформы. Далее наступает короткое царствование Петра III, принявшего несколько основополагающих актов, которые не только не были отменены последующими царствованиями, а напротив, стали основой политики Екатерины Великой. Среди таких документов «Манифест о даровании вольности российскому дворянству» 18 февраля 1762 года. И таков же указ 21 марта 1762 года «О секуляризации церковных имений и передаче их в казну». Этот указ предписывал отобрать все церковное имущество и передать его государству. С одной стороны, этот указ вызвал достаточно серьезное беспокойство духовенства, причем самых разных слоев, не только иерархии, но и среднего духовенства, и недовольство Петром этого сословия. С другой стороны, указ вдохновил крестьян на очень активное неповиновение монастырским приказчикам, которые управляли землями монастырей и архиерейских кафедр, а затем – на открытые бунты. Они выражались в расхищении монастырского имущества: в несанкционированных порубках лесов, выведении скота. Иногда, если пытались им оказать сопротивление, – в поджогах, вывозе семенного фонда и так далее. На бунтарское поведение крестьян особенно вдохновил тот пункт указа, в котором Петр объявлял амнистию за хозяйственные преступления против монастырского и епархиального имущества. Это вызвало одобрение императора в крестьянской среде. Видимо, именно этот аспект стал одним из психологических моментов народной любви к этому историческому персонажу, а затем привел к появлению самозванцев под его личиной. Причем Пугачев, который именовал себя государем Петром Федоровичем, – это только один из самых известных случаев такого рода.

http://pravmir.ru/aleksey-beglov-russkoe...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Уруские Предок этой древней фамилии владел в Галиции (Руси Чёрмной), вотчиною и замком Урош (Urosz) ещё при Данииле Романовиче, Короле Галицком и Русском, в первой половине тринадцатого века. Потомки его писались с Уроша Уруские (z Urosza Uruski). Поколенная роспись их сохранилась со времени Олехны Уруского, жившего в пятнадцатом веке, и они до семнадцатого века, оставаясь верными святой православной вере предков своих. отцовский КОЛЕНО I: Олехно Уруский КОЛЕНО II: Иван Олехнович Юрий Олехнович КОЛЕНО III: Иван Иванович КОЛЕНО IV: Дмитрий Иванович, женат на Гордынской КОЛЕНО V: Андрей Диитриевич Яков Дмитриевич Фёдор Дмитриевич Иван Дмитриевич Семён Дмитриевич, женат на Крушельницкой КОЛЕНО VI: Яков Семёнович † 1656; изменил святой православной вере и перешёл в римско-католмцизм; женат на Слупницкой КОЛЕНО VII: Христофор, женат на Анне Дуниной Ян, женат на Слугоцкой КОЛЕНО VIII: Стефан, женат на Варваре Грушецкой Констанция, за Петром Журавлевичем Ян, женат на Марианне Землинской Мартын, женат на Голашевской КОЛЕНО IX: Михайло, женат на Терезие Турчанской Бронислав, женат на Александре Влодек Франциска, за Обранпольским Стефан, женат на Минорецкой Антоний, женат на Агнесе Бржезанской Ян, женат на Констанцие Банковской Анна, за Жоховским КОЛЕНО X: Антоний, женат на Марианне Урковской Пётр, женат на Зджарской Анна, за Паславским Войцех Антоний Марфа, монахиня Франц-Ксаверий Феликс, женат на Марианне Вильчопольской Матвей, женат на Антонине Беное Елена, за Александром Василевским КОЛЕНО XI: Антоний Ян † 1837; женат на Анне Поляновской Каэтан, коронный мечник Королевства Галиции и Лодомирии; женат на графине Юлие Севериновне Потоцкой КОЛЕНО VIII: Граф Северин Каэтанович, рождение 1817, варшавский губернский предводитель дворянства; возведён Императором Австрийским, 5/17 февраля 1844 года, в Графское достоинство Королевства Галицийского; женат на девице Тизенгауз Уруские приписаны к гербу Зас (Sas): в голубом поле серебряный полумесяц рогами вверх, и на каждом рогу его золотая шестиугольная звезда, а над полумесяцем стрела, острием вверх. На гербе дворянские: шлем и корона, на коей павлиний хвост, справа налево пронзённый стрелою. Намет голубой, подложенный, справа серебром, слева золотом. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Императрица Елизавета Петровна. Сравнительно продолжительное (1741–1761 г.) царствование Елизаветы Петровны, в отличие от предшествующих царствований, было чисто русским. В этом отношении оно было как бы непосредственным продолжением царствования Петра I. Как и отец, императрица Елизавета Петровна любила все русское, окружала себя русскими людьми и старалась во всем и всегда восстановлять или поддерживать порядки, заведенные Петром I. Это замечается, прежде всего, во внешних сношениях России с другими государствами. С особенною силою Елизавета Петровна отстаивала право России на обладание берегами Балтийского моря. Незадолго до вступления императрицы Елизаветы на престол, Швеция, в надежде на ослабление России во время минувших царствований, объявила России войну, желая возвратить себе завоевания Петра I. Елизавета Петровна двинула сильную армию против шведов. Русские нанесли сильное поражение шведам, и уже в 1743 г. был заключен мир с Швецией, которая вынуждена была уступить России еще часть Финляндии. В тех же видах обеспечить России прочное обладание Балтийским побережьем, императрица Елизавета Петровна решила уже в последние годы своего царствования принять участие в войне против Пруссии, которая своим усилением делалась опасной именно на западной нашей границе. Русская армия, под начальством лучших наших, полководцев из школы Петра I, вступила в пределы прусского королевства. Русские несколько раз нанесли жестокое поражение прусским войскам, находившимся под начальством такого искусного полководца, как король прусский Фридрих II, и его генералов. Русские заняли столицу Пруссии – Берлин и довели Фридриха до крайне затруднительного положения, так что он в отчаянии готов был даже лишить себя жизни. В эту войну русское войско, воспитанное Петром I, впервые явило свое мужество, приводившее всех в изумление. Сам Фридрих II говорил о русских солдатах: «это – железные люди; их мало убить, их надо еще и повалить». К сожалению, победоносная война России с Пруссией неожиданно прекратилась вследствие смерти императрицы Елизаветы Петровны. Ее преемник (Петр III) был почитателем Фридриха, и потому он, тотчас же по вступлении на престол, прекратил войну, возвратив все завоевания русских Пруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Намерение представить Моисея Петром, при иссечении воды из камня, проявляется особенно ясно во фреске из катакомбы Каллиста, III-ro ст. Тут видны, рядом, составляя одну картину, два следующих действия: Моисей, повинуясь деснице, выходящей из облака, отвязывает сандалию, чтобы приблизиться к горящему кусту и возле, извлекает источник из скалы. В первой из этих сцен, он представлен молодым человеком, без бороды, а во второй ему дано лицо апостола Петра, тип которого, составился очень рано в христианском искусстве. На стеклянных чашах, возле Моисея, под видом Петра, иссекающого воду, написано Petrus. Два примера означенного изображения, открыты до сих пор; оба они сделаны штрихами по золотым пластинкам, заключенным в толщину стекла; донышки сосудов, украшенных ими 493 , были найдены в катакомбах, вмазанные в свежую известку, у отверстия loculus; неоспоримо потому, что эти памятники относятся к периоду погребения в подземных кладбищах и, следовательно, явились не позже V-ro столетия 494 . Но Моисей делается Петром только в IV-м веке, именно, в ту эпоху, когда символизм первых христиан, заметно усложняется и религиозные фигуры и сцены, изображаемые ими, получают более запутанный смысл, чем прежде. Гораздо реже представлялся Моисей первыми христианами в других эпизодах своей жизни, как, например, при переходе Израильтян через Чермное море, при получении скрижали закона, при приближении к горящему кусту. Первый из этих сюжетов встречается, исключительно, в барельефах саркофагов, но во времена, относительно более поздние, т. е. не раньше V-ro ст. Есть примеры, что он передан в сокращении, именно, на одном саркофаге из ватиканского кладбища, следующим образом: Царь Фараон стоит, с копьем в руке, на двухколесной колеснице, запряженной четвернею – квадриге – уже до половины затопленной волнами, его окружают Египтяне, головы которых, подымаются над водою: Моисей, на противоположном берегу, протягивает жезл над морем; позади его стоит мужчина, держа за руку ребенка; это – народ иудейский. Иногда, представлено больше подробностей; Евреи идут, неся своих детей и пожитки; Моисей стоит на берегу моря, смотря на погибающее, в страшном смятении, войско Фараона. – В барельефе саркофага из южной Франции 495 , сцену эту пополняют аллегорические фигуры Египта и Нила; в стиле классического искусства; река изображена старцем, в полулежачем положении, возле опрокинутой урны, из которой льется вода, а страна Фараонов, лежачей женщиной, упирающейся локтем на корзину, наполненную плодами, как на римских медалях и резных камнях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. «Я Кифин». Другие отождествляют противников апостола в Коринфе с теми, кто называли себя последователями ап. Петра ( Baur. 1831; Heinrici. 1896. S. 14-16; Weiss. 1925. S. XXXII-XXXIV, 24; Vielhauer. Paulus und die Kephaspartei. 1975; Lüdemann. 1983. Bd. 2. S. 118-125). Слабым местом этой теории является отсутствие к.-л. свидетельств посещения Коринфа ап. Петром (см. попытки доказать обратное в: Vielhauer. Paulus und die Kephaspartei. 1975; Barrett. 1982. P. 33-35). Это не исключает возможности посещения Коринфа проповедниками из общин, основанных ап. Петром, но убедительных свидетельств того, что эти люди инициировали или возглавили там оппозицию ап. Павлу, также не существует. А те места 1 Кор, на к-рые опираются сторонники этой т. зр., находят не менее убедительную интерпретацию в рамках теории (1 Кор 3. 10-17 - см.: Vielhauer. Paulus und die Kephaspartei. 1975. P. 348-349; I dem. 1979. S. 74-76; Pesch. 1979. P. 296-298; i dem. 1980. S. 106-108, 149-150; Chevallier. 1980. P. 126-127; Barrett. A Commentary. 1982. P. 33; Lüdemann. 1983. Bd. 2. S. 120-122), представляющей основным конфликтом 1 Кор противостояние между сторонниками ап. Павла и Аполлоса ( Sellin. 1987. S. 3012-3014). III. «Я Аполлосов». Аполлос упоминается во всех случаях, когда в 1 Кор перечисляются имена проповедников, с которыми ассоциировали себя сторонники коринфских «партий» (1 Кор 1. 12; 3. 4-6, 22-23; 4. 6 - в отличие от Христа и Петра, встречающихся в этих контекстах только по одному разу: 1 Кор 1. 12 и 3. 22-23). Поэтому наиболее часто комментаторы рассматривают полемику в 1 Кор 1-4 как проявление конфликта между сторонниками Аполлоса и последователями ап. Павла или даже между самими проповедниками ( Evans. 1930. P. 66; Rückert. 1836. S. 17; Grant. 1951; Käsemann. 1963. S. X; Maly. 1967. S. 16, 26; Pearson. 1973. P. 18, 96-97; i dem. 1975. P. 46-48; Haenchen. 1977. S. 490-491; Horsley. 1977. P. 231-232, 237-238; Schreiber A. 1977. S. 117-118; Ollrog. 1979. S. 37-39, 163-165, 215-217; Wilckens. 1979. S. 518-519; I dem. 1980. S. 43-45; Sellin. 1982. S. 75-77; I dem. 1986. S. 67-69; Räisänen. 1983. S. 173. Anm. 62; Rebell. 1986. S. 83-85). Реконструкция учения оппонентов ап. Павла в К. п.

http://pravenc.ru/text/2458661.html

Басурман (басурманин, бусурман) — иноверец, иноземец, человек другой веры (чаще всего мусульманин). Батюшков Константин Николаевич (1787–1855) — русский поэт и прозаик. Автор многочисленных стихотворных посланий, военной лирики, исторических поэтических произведений, переводов из греческой поэзии. Бахмутская провинция — часть Екатеринославской губернии на юге России с центром в городе Бахмут, основанном в 1783 году. В настоящее время это Донецкая область в составе Украины. Белая Россия — это название впервые появилось при Иоанне III. Слово «белая» значит «великая». Белопашцы — в Московском государстве жители так называемых «белых» земель, принадлежавших крупнейшим монастырям, боярам или несущим военную службу помещикам, «пашня» которых освобождалась от уплаты государственных податей (налогов). Берг-коллегия — центральное государственное учреждение в Российской империи XVIII века. Берг-коллегия была создана Петром I в 1719 году для руководства горнорудной промышленностью России. Берендеи — кочевой народ, в XI–XII веках населявший южнорусские степи. В войнах того времени берендеи выступали на стороне киевских князей. Беррийцы — жители исторической провинции Берри во Франции в бассейне реки Луары. «Беседа любителей русского слова» — литературное общество, созданное в Петербурге в 1811 году. Его членами были Г.Р. Державин, А.С. Шишков, Н.И. Гнедич, И.А. Крылов. Общество существовало до 1816 года. Бивуак (бивак) — стоянка войск для ночлега или отдыха, устраиваемая вне населенного пункта. Благовест — удары в колокол, оповещающие прихожан о начале богослужения. Благовестить — оповещать ударами в колокол о начале церковной службы. Бобылев хвост — разновидность хлыста-нагайки у казаков. Богадельня — частное или общественное благотворительное учреждение в Российской империи для ухода за престарелыми людьми или инвалидами. Болверк — бастион, разновидность оборонительного укрепления. Бомбардир — звание, установленное в России Петром I для артиллеристов его «потешных» войск, одним из подразделений которых была знаменитая Бомбардирская рота, вошедшая затем в состав Преображенского полка. В дальнейшем бомбардир в русской армии — звание артиллериста, соответствующее чину ефрейтора.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010