ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА III ФЕОДОРОВИЧА. 25 декабря 1761 – 28 июня 1762 года Милости нового государя. – Возвращение ссыльных. – Новый генерал-прокурор Глебов. – Новый совет. – Голштинские принцы и другие влиятельные люди. – Первые распоряжения в Сенате. – Манифест о вольности дворянской. – Уничтожение Тайной канцелярии. – Судный департамент в Сенате; разделение Юстиц – и Вотчинной коллегий и Судного приказа на департаменты. – Решение по делу о церковных имениях. – Указ о возвращении бежавших раскольников. – Крестьянские волнения. – Состояние финансов. – Военные приготовления. – Мир и союз с Пруссиею. – Столкновения с Даниею. – Сношения с Австриею, Франциею, Англиею, Швециею, Польшею и Турциею. – Неудовольствие в России на перемену внешней политики. – Затруднительное положение канцлера Воронцова и Ив. Ив. Шувалова. – Неудовольствие самых приближенных лиц. – Неудовольствие духовенства и войска. – Признаки расстройства правительственной машины. – Общее неудовольствие вследствие поведения Петра III. – Опасения прусских министров относительно этого неудовольствия. – Переписка Фридриха II с Петром III по этому поводу. – Румянцев и заграничная армия. – Иван Антонович. – Тяжкое положение императрицы Екатерины. – Н. И. Панин; гетман Разумовский. – Движения в гвардии. – Княгиня Дашкова. – Орловы. – Ускорение движения в пользу Екатерины. – Провозглашение ее самодержавною императрицею 28 июня. – Поход ее в Петергоф. – Неудачные попытки Петра III он отказывается от престола. Большинство встретило мрачно новое царствование: знали характер нового государя и не ждали ничего хорошего. Меньшинство людей, обещавших себе важное значение в царствование Петра III, разумеется, должно было стараться рассеять грустное расположение большинства, доказывать, что оно обманывается в своих черных предчувствиях. «Бесконечна будет навеки память в бозе опочивающей государыни императрицы. Бесконечно и наше к подателю всех благ благодарение, когда видим, что его императ. величество, вступя на прародительский престол, милосердие и щедроты на всех изливает, как милосердая Елисавета, и к трудам в государственном правлении спешит и прилежит, как неутомленный Великий Петр; а ее величество государыня императрица, непрестанно посещая тело любезнейшей своей тетки и смешивая свои слезы со слезами приходящих для прощения, самое то бремя на себя снимать является, которое налагает на нас естество и усердная любовь к имени и крови Петра Великого».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Сборник, получивший название «А.», до нач. VI в. не был известен. Впервые вслед за  Севиром  Антиохийским, к-рый дважды цитировал «Божественные имена» (DN II 9:5–9) в полемике с  Юлианом  Галикарнасским (Contra additiones Juliani 41, 157, 133; 25, 304–305, 267/Ed. R. Hespel) и конец «Послания 4» в «Послании к игумену Иоанну» (Doctrina patrum de incarnatione Verbi/Ed. F. Diekamp. Münster; Aschendorf, 1907. S. 41:24–25, S. 309:15–310:12), написанном не ранее 510 г., на DN I 4 ссылались монофизиты севириане, участвовавшие в переговорах с последователями Халкид. Собора на К-польском собеседовании 532 г. (Pseudo-Zachariah of Mitylene. Chronicle. 9, 15, P. 250–251 (ed. Hamilton/Brooks)). С этого времени вплоть до XVI в. и на Востоке и на Западе автором «А.» считался Дионисий Ареопагит , обращенный ап.  Павлом  во время известной проповеди в  Ареопаге  ( Деян 17. 34 ), о чем недвусмысленно говорится в самих «А.». Его автор пишет об ап. Павле (DN III 2:4) и некоем Иерофее (DN III 2:18) как о своих наставниках, адресует все трактаты ап.  Тимофею , а «Послания» ап.  Титу  (9-е) и ап.  Иоанну Богослову  (10-е), находившемуся в ссылке на о-ве Патмос; рассказывает о темноте, покрывшей землю во время Распятия, очевидцем к-рой он оказался в Гелиополе (Египет), будучи еще язычником (Ep. 7, 2); сообщает, что присутствовал на погребении Божией Матери вместе с апостолами  Петром  и  Иаковом  (DN III 2).  Евсевий Кесарийский  называет Дионисия первым епископом Афинским, основываясь на свидетельстве сщмч.  Дионисия , еп. Коринфского (кон. II в.) (Hist. eccl. III 4. 10–11). В авторстве Дионисия Ареопагита не сомневался ни первый комментатор его сочинений еп.  Иоанн Скифопольский , ни прп.  Максим Исповедник , так же как и большинство отцов Вост. Церкви, среди них – прп.  Иоанн Дамаскин , прп.  Никита Стифат  и свт.  Григорий Палама . К кон. VI в. «А.» стали известны на Западе: их цитировал папа Римский св.  Григорий I Великий  в своих проповедях, а позднее папа св.  Мартин I , к-рый на  Латеранском Соборе  (649) в полемике против монофелитов опирался на «А.» как на непререкаемый учительный авторитет (Mansi. 10. Col. 980A-D).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

III. Век Петра Великого (XVIII ст.) 1. Царствование Петра Великого Западная цивилизация и отношение к ней Петра, характеристика великого преобразователя. Состояние образования в Москве и киевские ученые. Обширный план народного образования, задуманный Петром, цель его и результаты: цифирные и епархиальные школы; учебные заведения в Москве и Петербурге общеобразовательные и специальные (школа фон- Бреха в Тобольске); отправка молодых людей за границу и собственное путешествие Петра; переводы иностранных сочинений, гражданский шрифт, печатание книг, личное участие Петра: значение реформ Петра в деле народного образования. Его заботы о религиозном просвещении народа: намерение издать книги Св. Писания на русском языке: труды пастора Глюка; поощрение проповеди церковной, издание книжек: «Первое учение отроком» и «Христовы о блаженствах проповеди толкование» – для рассеяния невежества и суеверия; примеры того и другого; издание книг Св. Писания, описание важнейших изданий. Новый Завет с истолкованием архим. Кононовича; исправление славянской Библии С восемнадцатым столетием наступает новая эпоха для отечества нашего: Московское царство превращается в Российскую империю. Начинаются частые сношения с западною Европой и под влиянием ее цивилизации совершаются всесторонние внутренние реформы. Начало им полагает Петр Великий. По неисповедимым путям Провидения, русский народ, сделавший было вначале под животворным влиянием христианского учения такие быстрые успехи в своем духовном развитии, внезапно и надолго остановлен был в этом животворном движении страшным монгольским нашествием с его гнетущими вековыми последствиями. Между тем, народы Запада, не задерживаемые в своем развитии, постепенно сделали большие успехи в образованности. Познакомясь чрез иноземцев с цивилизацией Запада еще в юности своей и исполнясь энтузиазма к ней, Петр задумал привить плоды ее к своему народу. С железною волею, с пылкою энергией и с неслыханною деятельностью этот необыкновенный человек приводил свой план в исполнение, почти один, без помощников, вопреки целого народа, не понимавшего его и оскорбляемого в своих заветных верованиях, предрассудках, понятиях, обычаях, привычках – крутыми мерами преобразователя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

В трактате, посвященном 5 Патриархатам, которые составляли систему пентархии, Н. Д. вслед за патриархом Антиохийским Петром III (1052-1056) и своим старшим современником богословом Никитой Сеидом уподобляет Церковь человеческому организму, глава к-рого - Христос, а 5 чувств - это 5 Патриархатов ( Siciliano. 1979. P. 170-171; Gahbauer. 1993. S. 198). Кратко описав историю Патриархатов, определив их географические границы, Н. Д. обратился к экклезиологической проблематике и последовательно опроверг идею примата Римского престола по отношению к К-полю, Александрии, Антиохии и Иерусалиму. Более того, он привел обоснование первенства К-польского Патриаршего престола в рамках пентархии. Ссылаясь на каноны Вселенских Соборов (II Всел. 3; IV Всел. 28; Трул. 36), Н. Д. доказывал, что «предпочтение Рима апостолом Петром» не является достаточным основанием для утверждения примата Римской кафедры по отношению к другим Патриархатам. Ни в одном из канонов, говорящих о первенстве Рима, не упоминается ап. Петр, а основанием первенства считается лишь статус Рима как столичного города. После того как Рим перешел «под власть варваров» и утратил столичный статус, церковное первенство папы Римского также было потеряно. К-поль, к-рый остался единственной столицей Римской империи, напротив, с полным основанием может претендовать на церковное первенство и даже «судить остальных трех патриархов» (Notitia patriarchatuum. 1866. P. 292; ср.: Gahbauer. 1993. S. 198). Как указывает Дж. Сицилиано, приведенный тезис, фактически разрушающий теорию пентархии, не встречается у современников Н. Д., т. е. визант. канонистов XII в.: Алексия Аристина , Иоанна Зонары , патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона , архиеп. Фессалоникийского Василия Охридского и Никиты , митр. Никомидийского ( Siciliano. 1979. P. 174-175). Тем не менее, несмотря на Великую схизму 1054 г. (см. ст. Разделение Церквей ), Н. Д., как и его визант. современники, не подвергал сомнению незыблемость пентархии, считая ее богоустановленным институтом ( Gahbauer. 1993. S. 199). Трактат Н. Д. не только был направлен против идеологии Римской курии, но и содержал полемику со взглядами нек-рых греч. богословов, живших в Юж. Италии, к-рые (как, напр., знаток античности проповедник Филагат из Черами) отстаивали папский примат ( Siciliano. 1979. P. 176). Незадолго до написания трактата Н. Д. составил его краткое изложение (эпитому) ( Laurent. 1937. P. 18-23).

http://pravenc.ru/text/2577637.html

Лекции ординарного профессора Александра Михайловича Иванцова-Платонова Содержание Религиозное состояние древнего мира и особенное положение в нем еврейского народа до христианства. Состояние древнего язычества и иудейства перед появлением христианства Начало христианства. Иисус Христос – Божественный Основатель христианской Церкви Распространение христианской Церкви в век апостольский Проповедь апостола Павла Проповедь христианства в конце I, во II и III веках Главнейшие христианские церкви Иерусалимская церковь Кесарийская церковь Антиохийская церковь Эфесская церковь Внутренний состав христианского общества Взаимные отношения между христианами из иудеев, и христианами из язычников Сходство и различие между христианами и иудеями в догматическом учении Сходство и различие между христианами и иудеями в нравственном учении Божественное Откровение как источник общий для Ветхого и Нового Заветов Отношение христианства к иудейским обрядам Отношение христианства к обрядам Строй и склад религиозной жизни у христиан язычников Начало волнений в христианском обществе Упреки против ап. Павла со стороны христиан из иудеев Посещение ап. Павлом Иерусалима Апостольский собор Волнение в христианском обществе после Апостольского собора. Деятельность ап. Павла Столкновение между апостолами Петром и Павлом Разделение в христианском обществе. Смерть ап. Иакова Восстание Иудеев и его следствия Сближение между партиями Возникновение мелких сект из иудейства Вопрос о времени празднования Пасхи Вопрос о праздновании субботы Взгляды ученых Тюбингенской школы на древнейшую историю христианской церкви и их критика Основные положения Тюбингенской школы Апостол Павел по воззрениям Тюбингенской школы Два вида христианства Критика этих воззрений Догматика ап. Павла Объяснение названия: апостолы образованных и необразованных О мнимых партия ап. Петра и Павла Третье положение Тюбингенской школы Действительные отношения между апостолами Случай с ап. Петром и Павлом в Антиохии Партии в Коринфе Принцип исторического развития христианства по представлению Тюбингенской школы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

[болг. Иван Александър] (нач. XIV в.- 17.02(?).1371), болг. царь (1331-1371). Выходец из высшей знати, старший сын деспота Срацимира и Керы Петрицы. В 20-х гг. XIV в. управлял областью с центром в г. Ловеч. После гибели в битве с сербами при Вельбужде (ныне Кюстендил) болг. царя Михаила III Шишмана (1323-1330) И. А., будучи связан родством как с основателями Второго Болгарского царства Иоанном и Петром Асенями, так и с правившими в Болгарии в посл. трети XIII - 1-й трети XIV в. семьями Тертеров и Шишманов, в результате династической борьбы вступил на престол. Воспользовавшись внутренними осложнениями в Сербии и Византии, он сумел не только свести к минимуму последствия неудачной болгаро-серб. войны, но и отбить у греков города на юж. границе Болгарии, закрепив отношения с соседними странами династическими браками сестры Елены с серб. кор. Стефаном IV Душаном (1332) и сына Михаила Асеня с дочерью визант. имп. Андроника III Палеолога Марией (Ириной) (сватовство состоялось в 1332, свадьба - в 1338 или в 1339). Подавив мятеж знати во главе с Белауром, братом Михаила III, И. А. почти 40 лет занимал болг. трон. В 1341-1344 гг. И. А. провел победоносную войну против Византии, поддерживавшей очередного кандидата из Шишманов на болг. престол, а впосл. активно вмешивался в династические конфликты в Византии, часто опираясь на тур. наемников. Несмотря на брак дочери Керацы Марии с визант. престолонаследником Андроником IV (1355), И. А. отверг предложение К-поля о военном союзе против османов, титуловался «царь болгар и греков» и продолжал привлекать турок к борьбе против Византии. Новая война с Византией в 1364 г. и отказ И. А. пропустить через Болгарию возвращавшегося из Венгрии Иоанна V Палеолога вызвали осложнения. Планировавшийся как антитурецкий поход Савойского гр. Амадея VI в 1365-1366 гг. был направлен против причерноморских городов Болгарии, а венг. войска заняли г. Бдин (ныне Видин) и Сев.-Зап. Болгарию, пленили видинского деспота Иоанна Срацимира, сына И. А., с семьей и принудили его и ок. 1/3 населения перейти в католичество. Конфликт был урегулирован в 1369 г. при посредничестве правителя Добруджанского княжества Добротицы (1360-1385), к-рый получил от И. А. титул деспота и крепости в Причерноморье, и валашского господаря Владислава Влайку (1364-1377). Однако Болгария в правление И. А. фактически разделилась на 3 самостоятельных государства - Тырновское, Видинское и Добруджанское.

http://pravenc.ru/text/469796.html

Использованные источники Письма в Боге почивающего Затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия (Машурина), с присовокуплением краткого известия о жизни его, составленные из записок живших при нем келейных. Собраны Козельской Введенской Оптиной пустыни иноком Петром Григоровым. Издание второе, умноженное. В трех частях. Часть I. Москва. В Университетской типографии. 1844 г. – 448 с. То же. Часть II. Цит. изд. – 360 с. То же. Часть III. M., 1845 г. – IV + 648 с. Письма в Бозе почивающего Затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия (Машурина), с присовокуплением краткого известия о жизни его, составленные из записок живших при нем келейных. Собраны Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоревым. Издание шестое. В трех частях. Часть I. СПб., Типография Глазунова, 1894 г. – 218 с. То же. Часть II. Цит. изд. – 246 с. То же. Часть III. Цит. изд. – 232 с. + II с. Поселянин Е. Русские подвижники девятнадцатого века. Издание третье. СПб., 1910. – 568 с. + II с. Труды заслуженного профессора Константина Ефимовича Скурата за годы 1955–2010 Стипендиатский отчет и диссертации Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования. Курсовое сочинение (кандидатская диссертация). Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1955. 146 с. Машинопись. Митрополит Платон, его жизнь и деятельность. Отчет профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви. Москов- ская Духовная Академия, 1955–56 гг. 123 с. Машинопись. СотериологиясвятогоАфанасия Великого. Магистерскаядиссертация в четырех томах. Московская Духовная Академия, 1970. [Всего 748 с.] Поместные Православные Церкви (Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая и Православная Церковь в Америке). Докгорская диссертация в восьми томах. Московская Духовная Академия, 1977. [Всего 1662 с.] Опубликованные книги и статьи А. Книги 1. Патрология Святые отцы и церковные писатели доникейского периода/I – III вв./Учебное пособие по Патрологии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2005. – 256 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛОЯН (Иоанн, Иоанница; † 1207), болг. царь (1196-1207). Младший из 3 братьев, основателей династии Асеней (уменьшительные имена, под к-рыми он известен - Иоанница и Калоян, т. е. «добрый Иоанн»). После заключения его старшими братьями Иоанном I и Петром мирного договора с Византией в 1188 г. К. был взят в качестве заложника визант. имп. Исааком II Ангелом (1185-1195) в К-поль. Вернувшись в Болгарию, стал соправителем старшего брата, Иоанна I, а после его убийства (1196) - соправителем Петра. Вступив на престол после гибели Петра и объединившись с родственниками Алексием (Иванко) и Добромиром Хрисом, К. объявил войну визант. имп. Алексею III Ангелу. Вначале К. потерпел поражение, но привлек половцев, родственников жены, и в условиях обострившегося противостояния Византии с Западом в 1202 г. заключил мирный договор с К-полем. Для укрепления международного положения Болгарии К. просил Рим признать законность его власти. Но получив в кон. 1199 г. ответ Римского папы Иннокентия III (1198-1216), болг. царь неск. лет не принимал выдвинутые папой условия - признать юрисдикцию Рима над Болгарской Церковью. Однако после заключения мира с греками и обострения отношений с Венгрией К. в 1202 г. направил в Рим еп. Браничевского Власия, диоцез к-рого находился на оспариваемой венграми территории, и попросил «царскую корону и достоинство, какие имели наши древние цари». Посольство также везло письмо главы Болгарской Церкви архиеп. Василия, выражавшего готовность перейти под папскую юрисдикцию в случае удовлетворения просьбы болг. царя. Первое посольство не достигло Рима, но 2-е, в составе пресв. Константина и конюшего Сергия, в кон. 1202 г. передало письма Иннокентию III и получило на них положительный ответ. В письме от 10 сент. 1203 г. К. впервые назван «светлым царем болгар и валахов», при этом папа желал его потомкам унаследовать не только царство, но «преданность апостольскому престолу на вечные времена». Подобное письмо было доставлено и Тырновскому архиеп. Василию, а прибывший в Тырново (ныне Велико-Тырново) осенью 1203 г. капеллан Иоанн Каземаринский вручил ему епископский паллиум.

http://pravenc.ru/text/1320149.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ IV МУЗАЛОН [Греч. Νικλαος Μουζλων] (2-я пол. XI - сер. XII в.), патриарх К-польский (дек. 1147 - март/апр. 1151). Н. М. начал карьеру как ритор и преподаватель в уч-ще св. Петра, затем возглавил его. Об этом этапе жизни Н. М. известно из составленного им Похвального слова в честь патриарха Николая III Грамматика (1084-1111) ( Darrouz è s. 1988). Содержание речи указывает на то, что она могла быть произнесена вскоре после вступления Николая III на К-польскую кафедру. Такая датировка подкрепляется Деяниями Влахернского Собора, созванного зимой 1094/95 г. имп. Алексеем I Комнином (1081-1118) для разрешения конфликта между ним и митр. Халкидонским Львом (RegPatr, N 965). Подпись представителя Кипрской архиепископии в Деяниях не читается полностью, но, по предположению П. Готье, она может быть реконструирована как Николай ( Gautier. 1971. P. 270-272). В таком случае уже к зиме 1094/95 г. светская карьера Н. М. должна была завершиться. Но это маловероятно, поскольку тогда к моменту восхождения на К-польскую кафедру в 1147 г. Н. М. было не меньше 85 лет ( Niceforo Basilace. 1977. P. 250-251). Согласно более осторожной гипотезе, Н. М. создал Похвалу патриарху Николаю III в нач. XII в., а Кипрскую кафедру занимал в 1106/07 - 1110/11 гг. ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 876; Karlin-Hayter. 1995. P. 171). В период пребывания на Кипре Н. М. вступил в противостояние с местными чиновниками и был вынужден покинуть кафедру ( Karlin-Hayter. 1995). Об этих событиях известно из пространной ямбической поэмы, написанной Н. М. в оправдание своего поступка ( Δοανδου. 1934). В ее заглавии Н. М. называет себя просто - «монах». Кульминация поэмы - стремительный обмен репликами между лирическим героем и его безымянным другом, в к-ром герой красочно описывает жестокость сборщиков налогов и уподобляет свое решение покинуть паству тому, как мать, лишенная молока, преодолевает ради любви и долга свою естественную привязанность и отдает любимое дитя чужим людям, к-рые способны о нем позаботиться. Н. М. прибыл в К-поль, где удалился в мон-рь во имя святых Космы и Дамиана (Космидион) и вскоре стал его настоятелем ( Darrouz è s. 1984. P. 183). В первые годы пребывания в К-поле Н. М. продолжал участвовать в церковной политике: в 1112 г. он стал одним из правосл. богословов, отобранных для диспута о Filioque с архиеп. Миланским Петром Гроссолано ( Grumel. 1933. P. 30-31), и в связи с этим написал для имп. Алексея I трактат «Об исхождении Святого Духа» ( Ζσης. 1978. Σ. 307-329).

http://pravenc.ru/text/2566038.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Рыцари Самодержавия Памяти кавалергардов-монархистов отца и сына Пантелеевых 15.06.2005 636 Время на чтение 9 минут Кавалергарды (от французского cavalier - всадник и garde - охрана), на протяжении почти двух столетий являлись в русской гвардии особо привилегированной кавалерийской частью. Это неудивительно, ведь первоначально (в 1724 г.) российская кавалергардия была специально создана Государем Петром I как почетная стража Императрицы Екатерины I в день ее Священного Коронования. Сам Император принял на себя звание ее капитана, офицерами числились генералы и полковники, капралами - подполковники, а рядовые (60 человек) были выбраны из самых рослых и представительных обер-офицеров. В дальнейшем, претерпевшая реорганизационные изменения, кавалергардия удостоилась от Императора Павла I звания личной его гвардии как великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского и отличилась в Аустерлицком сражении, Отечественной войне 1812 года, Заграничных походах русской армии 1813-14 гг. В царствование Императора Николая I шефство над полком взяла его августейшая супруга Государыня Александра Федоровна, а со 2 марта 1881 по 1917 гг. шефом полка являлась Государыня Императрица Мария Федоровна, - августейшая супруга Императора Александра III. Надо ли говорить, что офицерами Кавалергардского полка становились люди известных дворянских родов Российской Империи глубоко преданные Престолу? Многие из них, выходя в отставку (существующее в дореволюционной России законодательство запрещало участие в политических партиях и организациях военнослужащих, находящихся на военной службе) вливались в начале ХХ века в ряды монархического и национального движения. Отставной кавалергардский полковник Федор Безак стал членом Главного Совета Всероссийского Национального Союза, членом фракции русских националистов III - IV Государственных Дум и членов группы правого центра Государственного Совета; князь Борис Голицын оставив службу в полку в звании поручика, стал членом правой фракции IV Гос. Думы, позже возглавив фракцию независимых правых; князь Анатолий Куракин, оставив по болезни кавалергардскую службу в звании штаб-ротмистра, стал членом Совета монархического Русского Собрания и членом правой группы Гос. Совета; в кавалергардском полку служил и известный поэт-монархист Сергей Бехтеев .

http://ruskline.ru/analitika/2005/06/15/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010