Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 30.10.1651 (?), Киев), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель. В числе способных молодых людей И. был отправлен митр. Киевским свт. Петром (Могилой) за границу с целью подготовки учителей для задуманной им высшей школы при Киево-Печерском мон-ре. Вероятно, там И. получил образование. В 1637 г. митр. Петр рукоположил И. во иерея и определил служить в ц. Успения Пресв. Богородицы Киево-Печерского мон-ря. В 1638 г. И. стал игуменом Гощанского мон-ря (близ Луцка), в 1639-1640 гг.- ректором основанной при мон-ре митр. Петром коллегии (митрополит пытался создать филиал Киевской коллегии в Виннице, но перенес ее в Гощу, где находился И.). В 1640 г. И. возвратился в Киев, в том же году во главе посольства киевского духовенства посетил в Москве царя Михаила Феодоровича . Духовенство просило царя о финансовой помощи в строительстве правосл. церквей, а также предлагало прислать учителей для организации в Москве уч-ща. Царю передали в дар часть мощей равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича . Посольство было успешным: были отпущены денежные средства и в Киев посланы мастера (АЮЗР. Т. 3. 60-62). В 1641 г. И. стал игуменом Киево-Братского Богоявленского мон-ря, в 1641-1642 гг. был ректором Киево-Могилянской коллегии, в 1642 г. участвовал в работе Ясского правосл. Собора. С 1642 г. игумен киевского Выдубицкого мон-ря. 12 июля 1650 г. хиротонисан во епископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского. Вскоре после назначения умер и похоронен в Киеве, на территории Выдубицкого мон-ря. И., известный проповедник и ревнитель Православия, вместе с митр. Петром (Могилой) отстаивал права правосл. Церкви в борьбе с униатами и католиками, но был лояльным к властям Речи Посполитой и враждебно настроен по отношению к казачеству. Сохранилось составленное им надгробное слово о кн. Илии Четвертинском «Казанье погребовое...» (1641), в к-ром он восхваляет древность рода умершего князя, его воинские подвиги и христ. добродетели.

http://pravenc.ru/text/293465.html

Тот же канон и с таковым же назначением мы видим и в требнике Львовском 1645 г. 960 и в Петро-Могилинском 961 . По Львовскому требнику, по каноне, положены две молитвы «во время мору и глада« патр. Каллиста: «Господи Боже, иже видимую сию тварь содетельным Твоим повелением от несущих в бытие привел» и «Боже чудесных, иже великая и чудная соделавый» (л. 279 об.–281 об.) 962 . Петр Могила присоединил к названному канону в честь Св. Троицы приличествующее начало, состоящее из обычных предначинательных молитв, псалма 87 и великой ектении со множеством приспособленных к случаю прошений. По ектении – тропари: «В гневе Твоем, Боже, помяни щедроты Твоя, прах бо и пепел есмы», и «Заступнице христианам непостыдная«. Первый тропарь, видимо, составлен самим м. Петром, так как доселе ни в греческих, ни в славянских памятниках не встречался. По третьей песни канона, положена, по обычаю, сугубая ектения, также, со специальными прошениями, видимо, тоже составленными Петром Могилой . По 6-й песни – степенны 6-го гласа, прокимен «Господи, не яростию Твоею обличи нас...», Евангелие от Луки, зач. 16, по Евангелию – стихира: «Страшен еси, Господи, и кто стерпит праведный Твой гнев«. По каноне, указываются шесть молитв во время губительства и напрасныя смерти – три патр. Филофея, нами уже упоминавшиеся: «Владыко Господи Боже наш, неисчерпаемый источниче щедрот», «Согрешихом, беззаконновахом» и – «Господи, едино в милости богатый, утробами благости преклоняяся«; и три молитвы патр. Каллиста: «Преблагий Господи, содетелю всяческих»; «Благопременительный Господи, долготерпеливе и многомилостиве» и «Вседержителю, Владыко, долготерпеливе, многомилостиве и благоугодне». Все эти молитвы заимствованы Петром Могилой из разных литийных последований печатных греческих венецианских евхологиев 963 . 6. Молитвы и молебное пение во время землетрясения («в страх труса») Землетрясения, иногда очень продолжительные, причинявшие страшные бедствия, были довольно часты в древней Византии. Как при других общенародных бедствиях, так и во время землетрясений, византийцы спешили обратиться за молитвенной помощью к Богу, устраивали крестные ходы (литии) по улицам города, совершали всенародные моления на площадях и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

книг насчитывалось 29 (Библии, комментарии к Евангелиям, гомилии, философские и теологические трактаты, словари и соч. «Органон» Аристотеля). Собрание имело также 23 польск. книги, гл. обр. проповеди, жития святых, тексты диспутов и проч. Общее количество изданий (кириллических и латиницей) составило 165 наименований. Серебряный крест, подаренный митр. Киевским Петром (Могилой) Выдубицкому мон-рю. Литография. 1847 г. (ГПИБ) Серебряный крест, подаренный митр. Киевским Петром (Могилой) Выдубицкому мон-рю. Литография. 1847 г. (ГПИБ) В 1776 г. в б-ке хранилась уже 201 книга. Самыми ценными были: рукописное Евангелие (1561), Острожская Библия (1581), выпущенные в Киево-Печерской лавре Евангелие (1637), «Беседы свт. Иоанна Златоуста» (1624), «Законоправильник» (1629), «История Варлаама и Иоасафа» прп. Иоанна Дамаскина (1637); «Параланфия сиречь утешительная мольба к Господу» (1634), «Казанье Св. Кирилла Иерусалимского» (Вильно, 1596). В целом насчитывался 151 экз. кириллических изданий и рукописей. Латинских книг оставалось 25, а также 7 рукописных, польскоязычных изданий - 25. Старейшими среди них были: сборник проповедей различных греч. авторов, составленный иезуитом Якобом Венгровичем в 1573 г., соч. «О христианском совершенстве» (Познань, 1612), «Книга визерунка земного» (Краков, 1612), богословские трактаты Яна Касиана Эремиты (Краков, 1603-1604) (возможно, эти книги ранее принадлежали Антонию (Грековичу)) (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 169. Ед. 20. Л. 24-47). О состоянии выдубицкой б-ки во 2-й пол. XIX в. свидетельствуют описи монастырского имущества 1856 и 1872 гг. Книжное собрание описано в определенной системе, в основании к-рой - тематический принцип. Всего указано 169 наименований, хотя реально книг было больше (в одну позицию объединялись многотомные и книги в неск. экземплярах). Имелось 12 разных изданий Свящ. Писания, в т. ч. Острожская Библия (2-й экз. был передан в КДА). Среди 9 богослужебных книг упомянуты печерские издания Служебника (1620, 1639, 1653), Евангелие (Львов, 1636), службы прп.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

30 дек. 1633 г. подписался под актом избрания Филофея (Кизаревича) игуменом киевского Пустынно-Николаевского мон-ря. 3 дек. 1632 г. бывш. Луцкий епископ участвовал в избрании Петра (Могилы) на Киевскую митрополичью кафедру, 28 апр. 1633 г.- в поставлении митрополита, совершенном во Львове. 20 марта 1633 г. И. вместе с Петром (Могилой) заверил «акт элекции» (избрания) правосл. Перемышльского и Самборского еп. Сильвестра (Гулевича) , поддержанного православной шляхтой Перемышльской земли ( Довбищенко М. В. Волинська шляхта у peлiriйhux рухах. К., 2008. С. 169). И. принимал участие в Киевском Соборе 1640 г. На заседании 11 сент. он обсуждал вместе с Петром (Могилой) вопрос, где находятся души праведных: в земном раю (как думал И.) или на небе (как считал митрополит), после долгого спора решили узнать мнение К-польского патриарха. В конце жизни И. находился в Межигорском в честь Преображения Господня мон-ре под Вышгородом, где и скончался. Б. Н. Флоря И. Мыцко и Я. Исаевич атрибутируют И. анонимные записки о паломничестве на Св. землю «Се же путешествие (до) святого града Иерусалима, и Гроба Господня, и всех предел иерусалимских, и обоих пол Иордана и Помория». Автор посвятил свой труд Львовскому еп. Гедеону (Балабану) , назвав его «милостивым господином» и «экзархом святейшаго престола». Сочинение, по-видимому, было написано между 1600 г., когда И. находился на Св. земле, и 1607 г., когда умер еп. Гедеон. Сочинение начинается с описания иерусалимских святынь, затем следуют краткие повествования о р. Иордан, Вифлееме, лавре св. Саввы Освященного, Мамврийском дубе и об Эммаусе. Автор ничего не сообщает о себе и своих спутниках. П. Кралюк высказал мнение, что И. был причастен к составлению сб. «Советование о благочестии». В его состав вошли документы, связанные с состоявшимся в 1621 г. по благословению Киевского митр. Иова (Борецкого) при вероятном участии И. Собором правосл. духовенства и дворянства Волынского воеводства. Составителями сборника могли быть члены луцкого Крестовоздвиженского правосл.

http://pravenc.ru/text/674778.html

ПОСТАНОВЛЕНИЯ АПОСТОЛЬСКИЕ – свод церковных правил в форме апостольских предписаний (8 книг). Они касаются церковной иерархии, содержания и порядка богослужений, таинств, праздников, постов, молитв и т. д. Современную форму получили в сер. V в. ПОСТ-ТРИДЕНТСКИЙ ПЕРИОД – период после Тридентского собора (1545–1563), собранного для борьбы с Реформацией и укрепления позиций римо-католичества. Собор догматизировал учения о первородном грехе, чистилище и приоритете папской власти перед авторитетом Вселенского собора; в его решениях были кратко перечислены и преданы анафеме главные положения протестантизма. ПОЦЕЛУЙ МИРА – древний обычай целования перед началом Евхаристического канона, связанный с повелением Иисуса Христа идти к жертвеннику, только примирившись с братом ( Мф. 5:23–24 ). «ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ И НАРОДНОСТЬ». Автор этой формулы Уваров Сергей Семенович (1786–1855) – министр народного просвещения (1833–1849), президент Академии наук (1818–1855). Извещая попечителей учебных округов о своем вступлении в должность министра, Уваров писал: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности». В этой знаменитой формуле под народностью разумелось одно лишь крепостное право. E. Н. Трубецкой называет эту формулу «кощунственной, ибо она ставит вечное и временное на одну (см. статью «Христианское отношение к современным событиям» в наст. издании). «ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ» ПЕТРА МОГИЛЫ (полное название «Православное исповедание веры Апостольския Кафолическия Восточныя Церкви») – первый славянский катехизис. Составлен первоначально на латинском языке Киевским митрополитом Петром Могилой и его ближайшими сотрудниками: Исаией Козловским и Сильвестром Коссовым, одобрен в 1640 г. на Соборе в Киеве, созванном Петром Могилой . «П.И.» было послано на утверждение Константинопольскому патриарху Парфению и передано последним на рассмотрение Поместному собору в Яссах в 1641–1642 гг. Там латинский текст был переведен на греческий разговорный язык ученым богословом Мелетием Сиригом, который в процессе перевода отредактировал текст, убрал или изменил наиболее очевидные следы латинского влияния (суждения о времени преложения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В то время Соловецкий монастырь, остававшийся к началу XVII в. основной духовной школой исихазма в Московской Руси, превратился в цитадель раскольников и был поэтому разгромлен физически. Если в целом по населению Московской Руси в раскол совратилось около двух третей народа, то естественно, что для монашеской среды этот процент был гораздо выше. Этим объясняется появление огромного количества раскольничьих монастырей в XVIII в. (не давших, однако, по понятиям самих же раскольников, ни одного святого!) и создание братьями Андреем и Семеном Денисовыми секты беспоповцев, провозгласившей необходимость перехода на отшельничество и умное делание даже для всех мирян. (Секта беспоповцев — это отнюдь не домашний наш протестантизм, а принудительное для всех отшельничество или скитское житие с «духовным причащением», якобы по книге Исаака Сирского!). В раскольнической и, еще более, беспоповской среде исихазм выродился до уровня канонической кодификации того, как следует творить непрестанную молитву Иисусову, находясь в отхожем месте. Но почти вовсе в стороне от соблазнов раскола оставались монахи малороссийские. Они еще прежде 1654 г. (воссоединения Украины с Россией) начали эмигригровать на Московскую Русь — главным образом, после незаконного низложения митрополита Киевского, авторитетного подвижника и исповедника Исаии Копинского(  ) узурпатором Киевской кафедры Петром Могилой (1633 г.), в котором не без основания подозревали еретика(  ). Малороссийское монашество (слишком мало известное нам сейчас — за исключением одного имени преп. Иова Почаевского; но там были и преп. Иоанн Вышенский, вдохновлявший всю Западную Русь на борьбу с унией и обличивший отпавшую в 1596 г. иерархию, и великий созерцатель Иов Княгиницкий…) абсолютно не принимало не только униатства, но и «среднего пути» между Православием и унией (которого искала возглавленная Петром Могилой новая иерархия); оно составляло единое целое с исихастской средой Румынии, где тогда создались самые свободные условия для жизни Православия. Именно духовные преемники малороссийского исихазма — отчасти у себя в Малороссии, отчасти же в южных областях Московской Руси — возродили в России традицию исихазма как раз в эпоху пресечения прямой традиции Заволжских старцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

ЖМП 7 июль 2016 /  14 августа 2017 г. 18:30 Родъ правыхъ благословися С середины XVII века в русской культуре наблюдается особый интерес к киевской теме, к образам истории и искусству Киевской земли. Великую Русь с этим регионом объединяло общее прошлое, общие моменты славы и скорби, общие предки, в том числе герои и святые. Память о богоспасаемом Киеве, о «первопрестольной матери градам» (как называли его уже древнейшие источники времени Киевской Руси — Повесть временных лет, Слово на обновление Десятинной церкви середины XII века, тропарь святому равноапостольному князю Владимиру и др.) навсегда сохранилась в русской истории. Открытие мощей митрополитом Петром (Могилой) На протяжении нескольких веков непрерывная преемственность с Киевом традиционно подчеркивалась в письменных источниках и в изобразительном искусстве Великой Руси. В московской культуре образы святых князей — равноапостольного Владимира, его мученически погибших сыновей Бориса и Глеба — оказываются своеобразными архетипами, собирательными образами великого киевского прошлого. В русском искусстве середины — второй половины XVII века в иконографии этих святых возникают новые акценты и новые варианты, связанные со ставшей вновь актуальной киевской темой. Немало способствовала этому деятельность киевского митрополита Петра (Могилы) (1632–1647), боровшегося с униатством и стремившегося укрепить позиции Православия в Киевской митрополии. В 1632–1636 годах по его инициативе проводились раскопки лежавшей в руинах со времен татаро-монгольского нашествия Десятинной церкви, что киевский митрополит, несомненно, рассматривал как одно из важнейших дел. По сведениям митрополита Киевского и Галицкого Самуила (Миславского; †1796), во время раскопок тогда были найдены предполагаемые гробы с мощами князя Владимира и княгини Анны. В 1640 году киевский митрополит отправил в Москву посольство за «царской милостыней» с посланием Михаилу Феодоровичу. В нем митрополит Петр сообщал государю об открытии мощей равноапостольного князя и «посылал царю часть от этих мощей и два резных креста собственного рукоделия». Кроме того, он просил московского царя помочь с устройством драгоценной раки для новооткрытых мощей, которые предполагал перенести после Пасхи из Десятинной церкви в Софийский собор, и просил прислать покрывало на гроб преподобного Феодосия Печерского. Присланная Петром (Могилой) частица мощей князя Владимира («исподняя кость с зубами») упоминается в описи Успенского собора Московского Кремля 1701 года в большом ковчеге в жертвеннике среди других мощей 1 . О частице мощей князя говорится также в описи Образной Палаты при Московском дворце 1669 года, где описывается «крабица серебреная, на подножках, на ней по краям и ножки золочены, а в ней мощи благоверного князя Владимера, да в крабице образ ево шит на отласе, около главы венец и риза низана жемчугом мелким» 2 .

http://e-vestnik.ru/analytics/svyatoy_kn...

Бавинка, Г. К. Беркаувера, Ч. Ходжа и др. Православное Д. б. Нового времени Становление правосл. церковной науки связано с основанием в 1631 г. митр. Петром (Могилой) 1-й в правосл. Церкви научно-богословской школы в совр. значении (с 1632 коллегия, с 1701 академия). Д. б. в это время еще не было выделено в особую учебную дисциплину и до 1711 г. преподавалось путем изучения отдельных богословско-полемических трактатов, написанных на лат. языке на основе характерного для католич. догматических сочинений XV-XVI вв. схоластического метода, в соответствии с к-рым богооткровенные истины рассматривались как отвлеченные понятия, дробились на множество частных положений и подвергались детальному анализу с помощью действительных и мнимых возражений, а затем подтверждались диалектическими аргументами. Наиболее значительными богословами Киево-Могилянской школы наряду с Петром (Могилой) были митр. Сильвестр (Коссов) , игум. Исаия (Козловский) , архиеп. Лазарь (Баранович) , архим. Иоанникий (Галятовский) . К этому периоду относятся 2 сохранившихся в рукописи курса богословия: 1-й, составленный по «Сумме теологии» Фомы Аквинского, преподавался в 1642-1656 гг.; 2-й принадлежит Иоасафу Кроковскому, читавшему его в 1693-1697 гг. В XVIII в. метод преподавания богословия в рус. духовных школах был изменен в соответствии с характером новых протестант. и католич. догматических систем. 1-м опытом такого рода были лекции по богословию архиеп. Феофана (Прокоповича) , читавшиеся им в Киевской академии (1711-1716). Разделив богословие на догматическое и нравственное, он положил начало правосл. догматике как самостоятельной церковной науке. На основе своих лекций он создал 1-ю в правосл. Церкви систему Д. б. Закончить ее написание архиеп. Феофан не успел - это сделали его преемники, архимандриты Давид (Нащинский) , Никодим (Панкратьев), Кассиан (Лехницкий) и митр. Самуил (Миславский) , после того как она во 2-й пол. XVIII в. была принята в качестве основного руководства в Киевской академии; опубликована митр.

http://pravenc.ru/text/178718.html

Мощи Святого равноапостольного князя Владимира возвращаются в древний Киев 21 июля 2005 г. 12:32 24 июля, накануне праздника святого равноапостольного князя Владимира в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру будут возвращены мощи Крестителя Руси. Мощи равноапостольного князя были обретены в середины 17 века святителем Петром Могилой, митрополитом Киевским, при раскопках Десятинной церкви. Мощи находились в мраморных саркофагах с надписью, удостоверяющей их принадлежность великому князю Владимиру. Первоначально мощи были возложены в церкви Спаса-на-Берестове, а через год торжественно перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры, где находились в серебряном ковчеге в нише справа от иконостаса. Часть мощей Святитель Петр Могила передал в Свято-Успенский собор Московского кремля. После революции «киевские» мощи хранились в экспозиции лаврского Музея культов и быта. Перед войной известный скульптор-антрополог Михаил Герасимов увез мощи для воссоздания исторического облика князя Владимира в Ленинград, где они во время войны и блокады бесследно исчезли. Научный коллектив Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника совместно с Киевской митрополией Украинской Православной Церкви на протяжении многих лет проводит поиски утраченной святыни. 27 июля 2004 года в Успенском соборе в месте, где исторически находился ковчег с мощами, были установлены мемориальная доска и икона равноапостольного князя. В нынешнем году, по благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Украину будет возвращена часть мощей, которая в свое время были подарена свт. Петром Могилой в московский Успенский собор Кремля. Эти мощи хранились в московских кремлевских в музеях, и в 1989 году, во время перестройки, были переданы Управляющему делами Русской Православной Церкви, митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), который перевез их в кафедральный собор Ростова-на-Дону. В нынешнем году по просьбе Предстоятеля УПЦ часть мощей будет возвращена в Украину. Святыню доставит Блаженнейший Митрополит Владимир. Торжественная встреча мощей состоится 24 июля в17-00 у Святых врат Киево-Печерской лавры. К сведению журналистов. 22 июля, в пятницу, в 11-00 в 45 корпусе Киево-Печерской лавры состоится пресс-конференция, посвященная этому выдающемуся событию. В это же время состоится пресс-конференция, посвященная 1800-километровому крестному ходу в честь 60-летия Великой Победы. Он прошел по маршруту Москва-Минск-Киев и завершится 28 июля, в день Владимирских торжеств, в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре.   Пресс-служба УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/29438.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ КАФОЛИЧЕСКОЙ И АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОЧНОЙ Перенаправлено со статьи " ИСПОВЕДАНИЕ ПЕТРА МОГИЛЫ " Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, титульный лист издания 1838 года Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной , один из символических памятников XVII века Православное Исповедание было составлено первоначально на латинском языке Киевским митрополитом Петром Могилой и его ближайшими сотрудниками - Исаией Козловским и Сильвестром Коссовым . В 1640 году " Исповедание " было одобрено на Соборе в Киеве , созванном Петром Могилой, оно было послано на утверждение Константинопольскому патриарху Парфению и передано последним на рассмотрение Поместному Собору в Яссах в 1641-1642 годах. Там латинский текст был переведен на греческий разговорный язык ученым богословом Мелетием Сиригом . Он его порядочно переделал, выкинув или изменив наиболее очевидные латинские отступления от православной веры первоначального текста, как, например, о времени преложения Св. Даров , о чистилище и т. д. Переделка эта была сделана, однако, очень поспешно, да и сам Мелетий Сириг, хотя и был убежденным противником Римско-Католической церкви , находился, как воспитанник Падуанского университета, под латинским влиянием в богословии. Естественно, что “чистка”, произведенная им в латинском тексте митр. Петра Могилы, не могла быть достаточной, и греческое Православное Исповедание, даже в таком исправленном виде, все же остается наиболее “латиномудрствующим” текстом из символических памятников XVII века. В таком переработанном виде оно было одобрено в Константинополе патриаршим письмом от 11 марта 1643 года, подписанным четырьмя восточными патриархами и 22 архиереями и посланным митр. Петру Могиле в Киев. Митр. Петр (Могила), однако, не согласился с внесенными в текст изменениями и отказался признать и опубликовать присланное ему исправленное Православное Исповедание. Вместо него он опубликовал в 1645 году свой “Малый Катехизис”, где вновь возвращается к своим латинским заблуждениям. Как бы то ни было, Православное Исповедание оставалось в Русской Церкви неизвестным вплоть до 1696 года, когда оно было переведено в Москве с греческого на церковнославянский язык при патриархе Адриане.

http://drevo-info.ru/articles/13677398.h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010