[греч. Ιωννης Κωδωντος], патриарх Антиохийский (3 месяца в кон. 476 - нач. 477, ок. 480-481), один из лидеров монофизитской церковной партии в Сирии; также упоминается как Иоанн Апамейский или Иоанн Тирский. В 50-60-х гг. V в. И. К. был клириком и пресвитером в К-поле ( Mansi. Vol. 8. Col. 995-98; PL. 58. Col. 59-61; Theoph. Chron. P. 113-114). По-видимому, еще в это время он сблизился с Петром Гнафевсом , к-рый был клириком ц. св. Вассы в Халкидоне. C ним вместе И. К. прибыл в Антиохию, где при протекции магистра армии Востока Зинона (визант. император в 474-475, 476-491) Петр Гнафевс был поставлен в патриархи (ок. 470). По сведениям визант. хрониста Феофана Исповедника (IX в.), И. К. в это же время (вероятно, ок. 470 или в 475-476) был поставлен Петром Гнафевсом во епископа Апамеи ( Theoph. Chron. P. 113-114). Как сторонник неоднократно низлагавшегося еретичествующего патриарха И. К. не был принят паствой и вынужден был вернуться в Антиохию ( Felix III, papa. Breviculus Historiae Eutychianistarum//PL. 58. Col. 933; Mansi. T. 8. Col. 1064; Liberat. Breviar.//PL. 68. Col. 1027). Осенью 476 г., после победы имп. Зинона над Василиском в гражданской войне, Петр Гнафевс был в очередной раз лишен кафедры и отправлен в ссылку, поскольку в период междоусобицы в Византии он поддержал Василиска ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 8, 10; Theoph. Chron. P. 125). Антиохийские клирики, сочувствовавшие Петру, избрали на его место И. К. как близкого к нему человека. И. К. управлял Антиохийским престолом всего 3 месяца. В 477 г. Собор вост. епископов, инициированный императорской властью, низложил И. и избрал вместо него патриархом Стефана II, ревностного сторонника Всел. IV Собора ( Felix III, papa. Breviculus//PL. 58. Col. 933; Mansi. T. 8. Col. 1018; Liberat. Breviar.//PL. 68. Col. 1027; Theoph. Chron. P. 125). После получения известия об избрании Стефана патриарх Акакий К-польский также осудил Петра Гнафевса и И. К., признал их низложения, о чем известил Римского папу Симплиция ( Felix III, papa. Breviculus//PL. 58. Col. 933). Осуждение И. Римским Собором в 478 г. было наиболее строгим. В своем послании папа Симплиций ставил И. К. в один ряд с ранее осужденными еретиками Тимофеем Элуром и Петром Гнафевсом и сравнивал его с Иудой ( Mansi. T. 8. Col. 956).

http://pravenc.ru/text/469620.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН РУФ [греч. Ιωννης Ροφος; сир.    ] (2-я пол. V - 1-я пол. VI в.), еп. Маюмский, антихалкидонитский (монофизитский) писатель. Краткие сведения об И. Р. содержатся в его сочинениях (Plérophories. 16, 22, 88-89) и в 2 Житиях Севира Антиохийского, приписываемых Захарии Ритору и Иоанну бар Афтонье (Sévère, Patriarche d " Antioche, 512-518/Ed. M.-A. Kugener. P., 1903. Pt. 1: Vie de Sévère par Zacharie le Scholastique. P. 86-87; 1904. Pt. 2: Vie de Sévère par Jean sup é rieur du monast è re de Beth-Aphtonia. P. 224-225. (PO; T. 2. Fasc. 1, 3)). На основании автобиографического указания (Plérophories. 22) исследователи делают вывод, что И. Р. род. либо в визант. пров. Аравия, либо на юге Палестины, возможно в Аскалоне, в араб. семье. Изучал право в Берите (Бейруте), за аскетическую жизнь получил прозвище Лазарь. Монашеский постриг принял в мон-ре Бет-Руфина (отсюда его прозвание Руф) близ Антиохии; стал ближайшим помощником и синкеллом Антиохийского патриарха-антихалкидонита Петра Гнафевса . В 476 г., после возвращения из ссылки, Петр рукоположил И. Р. во иерея. После нового изгнания Петра, при правосл. патриархе Календионе (479-484), И. Р. некоторое время оставался в Антиохии, а затем переселился в Палестину (Иерусалим, Газа), где познакомился с Петром Ивером , еп. Маюмским, аввой Исаией Газским и другими монахами и писателями, к-рых в совр. науке относят к Газскому кружку. По всей вероятности, И. Р. жил в монашеской общине в Маюме - он хорошо знал ее обычаи и устав. Под влиянием Петра Ивера отношения И. Р. с Петром Гнафевсом, который ввел в Трисвятое добавление «распныйся за ны», принятое и патриархом Мартирием Иерусалимским, осложнились. Христологические взгляды И. Р. с этого времени интерпретируются по-разному. Одни исследователи (Э. Хонигманн, М. ван Эсбрук) считают, что Петр Ивер и И. Р. заняли умеренную позицию по отношению к «Энотикону» имп. Зинона (482); по мнению К. Хорн, их антихалкидонитские взгляды, напротив, стали более радикальными. После смерти Петра Ивера (488 или 491) И. Р. стал его преемником на кафедре. Др. сведений о епископстве И. Р. в Маюме нет. Сочинения

http://pravenc.ru/text/471483.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новые электронные версии статей 10 апреля 2024 г. ПИННА (пам. 20 янв., 20 июня) - см. в ст. Инна, Пинна и Римма (ок. сер. IV в.), мученики Готские 9 апреля 2024 г. ПИМЕН прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики Валаамские 3 апреля 2024 г. ПЕШНОШСКИЙ (ПЕСНОШСКИЙ) МОНАСТЫРЬ - см. Мефодиев Пешношский (Песношский) во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь 1 апреля 2024 г. ПЕЧСКАЯ ПАТРИАРХИЯ церковная структура Сербской Православной Церкви - см. в ст. Сербская Православная Церковь ПЕТР АФОНСКИЙ (IX в.), почитается как первый отшельник и основатель монашества на Афоне, прп. (пам. 12 июня и в Соборе Афонских преподобных) ПЕТР ДАМАСКИН (XII в.), правосл. подвижник, автор корпуса аскетических сочинений, ошибочно отождествляемый со сщмч.Петром II, еп. Дамаска ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан] (не позже 1068 - 1117), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами ПЕТР АРГОССКИЙ [Чудотворец] (851/2 - ок. 922), епископ Арголидский (Аргосский), церковный писатель, преподобный (пам. 3 мая) ПЕТР III МОНГ патриарх Александрийский (лето - 4 сент. 477, дек. 482 - 29 или 31 окт. 489/90), один из важнейших представителей антихалкидонской партии ПЕТР V (IV) патриарх Александрийский (80-90-е гг. VII в.), православный, участник VI Вселенского (680-681) и Трулльского (Пято-Шестого; 691-692) Соборов в К-поле ПЕТР I 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР АЛЕУТ [до крещения Чукагнак или Чунагнак] († 1815), мч. (пам. 24 сент. в Православной Церкви в Америке; 12 дек., в Соборе первых мучеников Американской земли, в РПЦЗ) ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (до перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (1728-1762), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761) ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества) ПЕТР II еп. Дамаска, († после 743/4), сщмч. (пам. 9 фев.), правосл. иерарх Антиохийского Патриархата, одним из первых принявший мученическую смерть от мусульман ПЕТР II (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1813-1851)), митр. Черногорский, серб. поэт, свт. (пам. 19 мая) 25 марта 2024 г. ПЕТР (Смелич (Смилянич, Сумилявич?; †27.11.1744), архиеп. Белгородский и Обоянский

http://pravenc.ru/new.html

поддержала мятеж полководца Виталиана на Балканах, выступавшие требовали отказаться от «Энотикона», принять Православие и вернуть М. на Патриаршество ( Zach. Rhet. Hist. eccl. VII 13; VIII 2; Ioan. Malal. Chron. P. 402-406; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 43; Theoph. Chron. P. 160-161; Georg. Mon. Chron. P. 619-620). Мятеж продолжался до смерти имп. Анастасия в 518 г. В 515 г. возвращения М. на престол требовал также Римский папа Гормизд в послании к имп. Анастасию. Вопрос о вероисповедании М., как и нескольких других церковных деятелей 2-й пол. V в., активно обсуждался на К-польских Соборах 518 и 519 гг., в процессе восстановления отношений между Востоком и Римской Церковью после отмены «Энотикона» и прекращения акакианской схизмы. К-польский Собор 20 июля 518 г. объявил о внесении в диптихи имен М., патриарха Евфимия I и папы Римского Льва I ( Mansi. T. 8. Col. 1041-1049; см. также ст. Константинопольские Соборы ). Однако на К-польском Соборе в марте 519 г. папские легаты, прибывшие в К-поль, настояли на осуждении М. и Евфимия наравне с еретиками Тимофеем Элуром, Петром Монгом и Петром Гнафевсом (Ibid. Col. 447-456, 503-510). Тем не менее, формально согласившись с требованиями Рима, К-польская Церковь вскоре вернула имена М. и Евфимия в диптихи (SynCP. Col. 630). Ист.: Theod. Lect. Eccl. hist. II 22, 26-28; Zach. Rhet. Hist. eccl. VI 7; VII 1, 7-10, 13, 15; Vict. Tonun. Chron.//MGH. AA. 1894. T. 11. P. 192-193; Ioan. Malal. Chron. P. 400-406; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 32, 43-44; Theoph. Chron. P. 140-156; Vie de Sévère par Zacharie la Scholastique/Ed. M.-A. Kugener//PO. 1903, 2003r; T. 2. Fasc. 1. Лит.: Болотов. Лекции. Т. 4. С. 302-304, 332, 360-364; RegPatr, N 181-192; Stein E. Histoire de Bas Empire. T. 2: De la disparition de l " empire d " Occident à la mort de Justinien (476-565). P.; Brux.; Amst., 1949; Haacke R. Die kaiserliche Politik in den Auseinendersetzungen um Chalkedon (451-553)//Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart/Hrsg. A. Grillmeier, H.

http://pravenc.ru/text/2561502.html

Особое место занимает свидетельство Феодора Чтеца в «Церковной истории» (II, 48). Он пишет, что Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафевс (469–489) постановил, чтобы [молитвенное] призывание над водами на [праздник] Богоявления совершалось с вечера. Совершенно справедливо мнение о. Михаила Желтова об этом свидетельстве: Этот факт может указывать как на установление Петром Гнафевсом чина богоявленского В., так и лишь на перенесение уже существовавшего чина на вечер накануне праздника . В моем понимании, это свидетельство вполне может говорить о начале официальной практики крещения оглашенных в Агиасме, о которой теперь пришло время написать. В IX в. появляются источники, которые говорят о том, что в Навечерие Богоявления Агиасма освящалась для крещения оглашенных. Это доказывается наличием целого комплекса прошений о готовящихся ко крещению в ектении Чина Агиасмы, а также специфических прошений о придании воде качеств, необходимых именно для Таинства Крещения. Главным образом это источники италийские, самым ранним из которых является Crypt. Γβ VII. (9-10 вв.). Далее я опубликую мирные прошения ектении Чина Агиасмы из этого источника . Жирной рамкой выделены крещальные прошения. Отметим, что эти прошения охватывают все этапы Таинства Крещения: оглашение (прошение 6), елеопомазание (прошение 11), погружение (прошение 9), возжжение свечей (прошения 10 и 13) и миропомазание (прошение 12). Бросается в глаза тот факт, что крещальных прошений больше, чем Богоявленских. Затемнением выделены прошения, которые я называю общими (или общеспециальными – чтобы отличить их от начальных прошений мирной ектении). Эти прошения обычно присутствуют и в ектении Чина Агиасмы, и в ектении Таинства Крещения, поэтому определить их четкую принадлежность (и, соответственно, происхождение) пока не представляется возможным. Крещальные прошения затем переходят из версии в версию в рукописях италийской редакции (Crypt. Γβ X. 10 в., Crypt. Γβ II. 11 в., Crypt. Γβ XII, 14 в., Sinait. gr. 974. 16 в. (1510 г.)), но количество их сокращается, а принадлежность забывается. Причиной этого является исчезновение практики крещения взрослых оглашенных (детей стали крестить во младенческом возрасте) – поэтому исчезает и практика крещения в День Светов в Агиасме, и крещальные прошения теряют актуальность, хотя некоторые из них остаются как гимнографические атавизмы. Некоторые из этих атавизмов присутствовали и присутствуют в славянских редакциях ектении.

http://bogoslov.ru/article/2365164

Время написания «А.» устанавливалось Й. Штигльмайром (1895) на основе следующих соображений: сборник появился после Халкид. Собора (451), после включения Символа веры в Литургию верных  Петром Гнафевсом , Патриархом Антиохийским (476), и после  Энотикона  имп.  Зинона  Исавра (482) и не позже цитирующих его авторов Севира Антиохийского (до 528) и  Андрея Кесарийского . В совр. лит-ре прослеживается тенденция критического отношения к любому terminus post quem, так что единственным реальным хронологическим ориентиром остается близость «А.» по времени к первому цитирующему его автору (Rorem, Lamoraux. P. 9–10). В многочисленных исследованиях, посвященных «А.», делались попытки идентифицировать его автора с разными церковными деятелями или представителями философской мысли со II по VI в., а именно с учителем Плотина и Оригена Аммонием Саккасом (E. Elorduy, 1944), исп.  Дионисием I Великим , Патриархом Александрийским (III в.) ( К. Скворцов , 1871; Μητρ. Αθεναγρας, 1932), неким учеником свт. Василия Великого (C. Pera, 1936),  Аполлинарием  (младшим) Лаодикийским (Cave, 1720),  Синесием Киренским  (S. Scime, 1953),  Петром Ивером  (Ш. И. Нуцубидзе, 1942; E. Honigmann, 1952), Петром Гнафевсом, Патриархом Антиохийским (U. Riedinger, 1958), Дионисием Газским (G. Crüger, 1899), Севиром Антиохийским (J. Stiglmayr, 1928), Иоанном Скифопольским (J. M. Hornus, 1954) и его другом  Сергием Решайнским  (I. Hausherr, 1936; Balthazar, 1940),  Стефаном бар Судаили  (A. L. Frothingham, 1886), Гераиском, к-рый был другом и учеником Дамаския, или самим Дамаскием (cp.: Hamhaway. 1969). Совр. исследователи, в т. ч. правосл., пришли к заключению, что установить авторство не представляется возможным (прот. Георгий  Флоровский , П. Христу, иером. Александр (Голицын)). В наст. время акцент переместился с поисков автора, не приведших к отождествлению с к.-л. известным историческим лицом, на конструктивный анализ содержания «А.». Мысль значительного числа ученых склоняется к тому, что автор «А.» был монахом сир. происхождения, как показывает его знакомство с антиохийской литургией, тесно связанным с  Афинской школой  платонизма времен Прокла, к-рого автор «А.», во всяком случае, внимательно читал, и Дамаскием, к-рый мог быть знаком с входящими в «А.» сочинениями (см.: Шичалин. 1999. С. 17, 18, 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Армянский перевод иерусалимского Лекционария V в., где едва ли не впервые на христианском Востоке было подробно, с указанием конкретных библейских чтений и даже некоторых песнопений, описано богослужение всего церковного года, также ничего не упоминает о совершении в день Богоявления какого-либо священнодействия над водой 8 . А константинопольский чиновник Павел Силенциарий в своем «Описании храма Святой Софии», написанном около 563 г., так говорит о большом мраморном фонтане, находившемся в центре атриума – огороженной колоннадой площади перед храмом: А в пространном дворе драгоценным стоит средоточьем Чаша огромная, вся из иассийского камня. Там журчащий поток изливается, в воздух вздымая Струи, из медной трубы исторгаемы с силой великой, Струи, что лечат недуги, когда собираются люди В месяце златохитонном 9 на празднество тайны Господней: Ночью пречистую воду в сосуды себе почерпают. Струи, что Божию волю вещают: ведь чудная влага Гниль никогда не приемлет и не подвержена порче, Хоть от истока вдали пребудет многие годы, Долго в домашних покоях хранимая в недрах кувшина 10 . Нетрудно заметить, что из слов Павла Силенциария прямо следует, что и в VI веке в Константинополе сохранялась традиция, описанная уже святителем Иоанном Златоустом : богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника, которым в данном случае служил фонтан перед храмом Св. Софии. Когда же возник обычай совершать над богоявленской водой чин ее освящения, и как сложился сам этот чин? По сообщению Феодора Чтеца , церковного историка рубежа V–VI вв., обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин πκλησις – «призывание», эпиклеза, как при Евхаристии), был «придуман» Петром Гнафевсом, который в последней трети V в. занимал – с перерывами, поскольку его несколько раз низлагали, а затем восстанавливали – Антиохийскую кафедру: «Сообщается, что Петр Гнафевс придумал (πινοσαι), чтобы таинство (μυστριον) в церкви освящалось при всем народе 11 , чтобы вечером на Богоявление совершалось призывание над водами, чтобы на каждой молитве (εχ) 12 упоминали Богородицу и на каждой литургии (σναξει) 13 читали Символ веры » 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

К. был признан в Риме, куда он отправил с известием о своем избрании одного из вост. епископов. Этот факт стал причиной очередного незначительного конфликта папы Римского Симплиция с патриархом К-польским Акакием. В послании от 15 июля 482 г. папа упрекает патриарха в том, что тот сам не известил его о поставлении К. через епископа, посланного К., несмотря на то что тот проходил через К-поль. К. ревностно боролся с монофизитами, в частности с партией Петра Гнафевса. Он отлучил от Церкви всех, кто отказывались анафематствовать Петра Гнафевса, Тимофея II Элура и «Энкиклион» , документ 475 г. узурпатора имп. Василиска о кассации Халкидонского (IV Вселенского) Собора ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 10). Визант. историк Феодор Чтец (VI в.) также сообщал, что К. не решился упразднить введенное Петром Гнафевсом в употребление в Антиохийской Церкви добавление к Трисвятому: «распявшийся за нас», но сделал др. добавление в начале молитвы: «Христе Царю». В правление К. были перенесены мощи свт. Евстафия , еп. Антиохийского, из г. Филиппы в Македонии, где он скончался в изгнании (после 327), в Антиохию ( Theod. Lect. Eccl. hist. Lib II 1. Col. 184). Это означало окончательную реабилитацию свт. Евстафия и примирение с небольшим числом строгих никейцев, не принимавших его преемников на кафедре как ариан. Вскоре отношения между К. и К-полем испортились, поскольку К. отказался принять «Энотикон» имп. Зинона в сер. 482 г. и оказал поддержку изгнанному патриарху Александрийскому Иоанну I Талайе . Кроме того, он проявил политическую солидарность с магистром армии Иллом. После принятия «Энотикона» и решения имп. Зинона и патриарха К-польского Акакия восстановить на Александрийской кафедре монофизита Петра III Монга в случае принятия последним «Энотикона» правосл. патриарх Александрийский Иоанн I Талайя бежал в Антиохию, надеясь найти поддержку у Илла (зима 482/3). Илл посоветовал Иоанну заручиться также поддержкой К. О деле Иоанна Талайи К. написал патриарху Акакию, имп. Зинону и папе Симплицию ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 9), однако ответов не получил. Тем не менее, пользуясь поддержкой Илла, К. вел независимую политику: не признавал «Энотикон», оставался в общении с Иоанном Талайей, а также с Римом, где в 483 г. папу Симплиция сменил Феликс III (II) . В 484 г. Илл поднял мятеж против имп. Зинона, провозгласив в Антиохии императором Леонтия. К. оказался замешанным в этом мятеже и как его участник был низложен и отправлен в ссылку в егип. Оазис, где, по всей видимости, и скончался, по крайней мере сведений о его дальнейшей судьбе не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/1319953.html

Свт. Иоанн Милостивый. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 177) Свт. Иоанн Милостивый. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 177) Основной источник, Житие И. М., написанное Леонтием Неапольским, имеет сложную структуру (повествование, «стенографируемое» рассказчиком, вложено в уста Мины, к-рый был экономом Александрийской Церкви при И. М.), первоначально предназначался для читателей, знакомых с текстом Иоанна Мосха и Софрония (ср. название «Дополнения к Житию…» - Ες τ λειπμενα το βου...). Текст, посвященный исключительно периоду Патриаршества И. М. (610-620), организован тематически, а не хронологически, однако позволяет с достаточной долей уверенности датировать основные события жизни И. М.; топографические детали, касающиеся Александрии, также весьма точны. Житие И. М. был уроженцем г. Амафунт (Кипр), его отец Епифаний (по др. данным, Стефан), благородного происхождения, был высокопоставленным чиновником. И. М. получил блестящее образование. В возрасте 15 лет он удостоился видения прекрасной девы в венке из ветвей оливы, к-рая назвалась «первой из дочерей Царя». Позже И. М. понял, что это было «Сострадание» (Συμπθεια) или же «Милосердие» (Ελεημοσνη), и с тех пор никогда не отказывал нуждающемуся и всегда с радостью творил милостыню. Повинуясь воле отца, И. М. женился. После кончины жены и 2 сыновей он исполнил свое давнее желание и принял постриг. Вскоре его доброта и милосердие стали известны не только простым людям, но и имп. Ираклию , к-рый по инициативе патрикия Никиты, управлявшего с 610 г. Египтом, поставил его патриархом Александрийским (о Никите см.: Leontios " von Neapolis. 1893. S. 129-131; Kaegi W. E. New Evidence on the Early Reign of Heraclius//BZ. 1973. Bd. 66. S. 308-330). Великое милосердие И. М. и его искренняя забота о жителях города проявились со дня его интронизации, когда он приказал накормить более 7,5 тыс. бедняков. На следующий день И. М. распорядился унифицировать меры веса в торговле. Каждую среду и пятницу он принимал просителей, сидя перед церковью, при этом весьма печалился, если за весь день никому не помог. И. М. принял ряд мер против монофизитов: он следил за тем, чтобы «Трисвятое» пелось без фразы «распныйся за ны» - прибавления, введенного, согласно анонимной версии Жития ( Delehaye. 1927. P. 21), Антиохийским патриархом Петром Гнафевсом ; при рукоположении епископов и иереев требовал письменного подтверждения верности четырем Вселенским Соборам и др.

http://pravenc.ru/text/469614.html

порядок. Богоявленское В. известно во всех вост. литургических традициях, кроме восточно-сир. ( de Puniet. 1910), и совершается в память об освящении вод р. Иордан при Крещении Господа Иисуса Христа. Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Богоявления, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 г.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей» ( Ioan. Chrys. De bapt. 2). Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о поклонении р. Нил и др. рекам в день 6 янв., когда вода меняла свои свойства. Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 51. 30). Феодор Чтец в «Церковной истории» (II 48) пишет, что Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафевс († 489) «постановил, чтобы [молитвенное] призывание над водами на [праздник] Богоявления совершалось с вечера». Этот факт может указывать как на установление самим Петром Гнафевсом чина богоявленского В., так и лишь на перенесение уже существовавшего чина на вечер накануне праздника. К VI в. чин богоявленского В. был общепринятым на Востоке (за исключением Персии). В частности, Антоний из Пьяченцы (570) в соч. «Паломничество» (Гл. 11) упоминает о совершении в Иерусалиме В. на Иордане утром в день Богоявления, а согласно «Описанию Св. Софии» Павла Силенциария (VI в.), в К-поле вода на Богоявление освящалась в фонтане в атриуме храма Св. Софии, после чего народ уносил воду домой (строки 594-603). Согласно совр. правосл. богослужебным книгам, великое В. должно совершаться после вечерни и Божественной литургии накануне Богоявления; оно имеет следующий порядок: во время тропарей 4-го плагального (8-го) гласа Θων Κυρου (    ) все вслед за свещеносцами и клириками с Крестом, Евангелием и кадилом исходят из храма к чаше с водой; бывают чтения (Ис 35.

http://pravenc.ru/text/155063.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010