В рукописной традиции трактат не имеет устойчивого деления на главы. В издании Лекьена последовательно пронумерованы первые 88 глав, а следующая затем подборка цитат из сочинений св. отцов разделена на главы без номеров в соответствии с авторами и сочинениями. В издании Коттера нумерация Лекьена продолжена и охватывает весь текст, состоящий, т. о., из 129 глав. Помимо греч. текста трактата сохранились его древние переводы на сир. (VIII-IX вв.), араб. (X в.), груз. (XI в.) и арм. (время неизвестно) языки. На лат. язык трактат переводился Ф. Туррианом (Ингольштадт, 1603) и Лекьеном (П., 1712). 5. «Послание о Трисвятой песни» (Το μακαρου Ιωννου μοναχο κα πρεσβυτρου πιστολ γραφεσα πρς Ιορδνην ρχιμανδρτην περ το Τρισαγου μνου; CPG, N 8049; изд.: Kotter. 1969-1988. Bd. 4. S. 304-332; рус. пер.: Блаженного Иоанна монаха и пресвитера послание, писанное Иордану архимандриту, о Трисвятой песни/Пер.: Д. Е. Афиногенов//Творения. 1997. С. 202-222), адресовано некоему архим. Иордану и посвящено вопросу о выражении «распятый за нас», добавленном к Трисвятой песни Антиохийским патриархом Петром Гнафевсом . Греч. текст сочинения сохранился во множестве рукописей, древнейшая датируется IX в. Атрибуция сочинения И. Д. надежно засвидетельствована в рукописной традиции. В Послании подробно описывается ситуация, послужившая поводом к его созданию. Через авву Иова автор получил письмо аввы Сергия, в к-ром тот извещал его, что авва Анастасий, настоятель мон-ря прп. Евфимия, известный автору как правосл. и благочестивый муж, составил некий сборник высказываний св. отцов, где слова Трисвятой песни относятся только к Сыну. Кроме того, по сообщению Сергия, Анастасий утверждал, что и сам автор и Иоанн, «патриарх Святого града», единомысленны с ним. А поскольку для автора «Послания о Трисвятой песни» это мнение неприемлемо, он вынужден подробно разъяснить свою позицию. В заключительной части Послания автор говорит о патриархе Иоанне как о своем уже почившем учителе и называет его при этом «тельцом» (μσχος). Поскольку Иордан, Иов, Сергий и Анастасий по др. источникам неизвестны, только упоминание имени патриарха Иоанна дает нек-рые основания для датировки Послания. В исследовательской лит-ре предпринимались попытки истолковать слово μσχος как имя собственное и т. о. отождествить этого Иоанна с Иоанном Мосхом († 619), а автором Послания считать ученика последнего, свт. Софрония Иерусалимского. Но это слово может быть понято и как метафорическое указание на самоотверженное служение Иоанна, что позволяет сохранить традиц. атрибуцию Послания. В этом случае речь идет об Иоанне V , патриархе Иерусалимском, почившем в 735 г., и Послание не могло быть написано ранее этой даты (см.: Kotter. 1969-1988. Bd. 4. S. 290-292).

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

порядок. Богоявленское В. известно во всех вост. литургических традициях, кроме восточно-сир. ( de Puniet. 1910), и совершается в память об освящении вод р. Иордан при Крещении Господа Иисуса Христа. Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Богоявления, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 г.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей» ( Ioan. Chrys. De bapt. 2). Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о поклонении р. Нил и др. рекам в день 6 янв., когда вода меняла свои свойства. Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 51. 30). Феодор Чтец в «Церковной истории» (II 48) пишет, что Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафевс († 489) «постановил, чтобы [молитвенное] призывание над водами на [праздник] Богоявления совершалось с вечера». Этот факт может указывать как на установление самим Петром Гнафевсом чина богоявленского В., так и лишь на перенесение уже существовавшего чина на вечер накануне праздника. К VI в. чин богоявленского В. был общепринятым на Востоке (за исключением Персии). В частности, Антоний из Пьяченцы (570) в соч. «Паломничество» (Гл. 11) упоминает о совершении в Иерусалиме В. на Иордане утром в день Богоявления, а согласно «Описанию Св. Софии» Павла Силенциария (VI в.), в К-поле вода на Богоявление освящалась в фонтане в атриуме храма Св. Софии, после чего народ уносил воду домой (строки 594-603). Согласно совр. правосл. богослужебным книгам, великое В. должно совершаться после вечерни и Божественной литургии накануне Богоявления; оно имеет следующий порядок: во время тропарей 4-го плагального (8-го) гласа Θων Κυρου (    ) все вслед за свещеносцами и клириками с Крестом, Евангелием и кадилом исходят из храма к чаше с водой; бывают чтения (Ис 35.

http://pravenc.ru/text/155063.html

18. Церковная литература Из Сирийской Церкви вышли многие церковные писатели, прославив ее своей мудростью и святостью. До раскола из ее недр вышли святой Игнатий Антиохийский, святой Ефрем Сирин, святой Исаак Антиохийский (459–461), которому приписываются стихотворные гомилии, и многие другие авторы духовных произведений. Иакову Заруку, епископу Батнанскому (451–521), этой “сладкозвуч­ной трубе Духа Святаго”, как его называли, приписывают одну анафору, 760 слов и посланий, главным образом догматического содержания. Его чтут как святого не только яковиты, но даже несториане и марониты. Епископ Иерапольский (г. Мабуг) Филоксен, рукоположенный во епископа Петром Гнафевсом и являющийся авторитетом в литургике, написал множество догматических сочинений по тринитарным и христологическим вопросам, труды по нравственному богословию. Он является автором двух анафор и толкования на Четвероевангелие. Эдесский Иаков (640–708) занимался историей Божественной литургии, а епископ Мосульский Моисей Вар-Кифа (813–903) написал ценные исследования по литургии. В эпоху Возрождения (XII в.) Яковитская Церковь явила многих замечательных мужей-богословов. Епископ Марашский, а затем Амидский Иаков-Дионисий Вар-Салиби (†1171) прокомментировал Ветхий и Новый Завет и написал толкование на литургию апостола Иакова. Патриарх Михаил Вар-Саума (1166–1199) является автором литургических трудов и Хроники, которая стала основой Всемирной Истории Вар-Гебреуса, а Вар-Сакко (†1241) написал труд о догматическом учении в таинствах. 19. Монашеская жизнь В настоящее время из многочисленных монастырей периода расцвета (IV–VII вв.) осталось всего двенадцать. В некогда знаменитом монастыре Мар-Маттай (святого Матфея), где погребен Вар-Гебреус, осталось немного монахов, как и в обители Даир-Джеферан (около Диарбекира). Имеются обители в Тур-Абдине (святого Моисея) и святого Марка в Иерусалиме 28 , недалеко от армянской обители. В них обучаются клирики Яковитской Церкви.Монастыри, в которых погребены патриархи и мафрианы, являются ставропигиальными, а остальные монастыри подчиняются епархиальным епископам. В 1930 г. с целью возрождения монашества в Яковитской Церкви был созван собор, который пересмотрел монашеские правила и запретил иеромонахам служить в приходских храмах.

http://pravmir.ru/DREVNIE-VOSTOCHNYIE-TS...

Молитва преложения: «Боже, Боже наш, пославый в пищу всему миру небесный хлеб...» (из Литургии ап. Иакова) 2 Литургия оглашенных епископ: «Благословенно царство Отца и Сына и Св.Духа...» хор: «Единородный Сыне...» (не ранее 536 г.) диакон: возглашает ектению. епископ: «Господи Боже наш, Его же держава несказанна и слава непостижима...» (Молитва 1я антифона Византийской Литургии) «Ты, Который даровал нам общие сия и согласные молитвы...» (Молитва 3я антифона Византийской Литургии). Хор: поет гимн епископ: «Господи Боже наш, уставивый на небесах чины» (тайная молитва входа из Византийской Литургии) Малый вход. хор: поет Трисвятое (с монофизитской прибавкой «распныйся за ны», введенной в 471 г. монофизитским патриархом Антиохии Петром Гнафевсом) диак: Великая ектения. Чтение пророчества, Апостола и Евангелия (элемент католического влияния, не ранее 12 в.) Символ веры Никео-Цареградский (но на месте католического Credo) диак: Просительная ектения. епископ: «Господи Иисусе Христе, Спаситель наш...» (парафраз католической молитвы: «Deus qui humanae substantiae ets...»). диак: «Да никто из оглашенных!» 3 Литургия верных епископ: «Никто из связанных плотскими похотьми и сластьми...» (тайная молитва Херувимской из Византийской Литургии Василия Великого ) Великий вход под пение Херувимской песни (не ранее 573 г.) епископ: «Господи Боже сил и Творец всего... соделай оное таинством тела и крови единородного Сына Твоего...» (Молитва Приношения свт. Афанасия Великого , сер. 4 в.) Лобзание мира под пение хора: «Христос посреди нас». диак: «Станем со страхом, будем внимательны!» Анафора Византийского типа «Отче наш». Причащение священнослужителей (с молитвой Иоанна Златоустог о) Причащение мipяh. Благодарственная молитва. Заключительный псалом – 33-й. Исторический анализ этого чинопоследования вы теперь легко можете произвести и сами, пользуясь методом стратиграфии. Древнейший слой (отраженный в структуре Евхаристического канона) указывает на раннюю (сер. 4 в.) Кесарийско-Каппадокийскую анафору, близкую к Литургии ап. Иакова (см. молитву предложения на Проскомидии).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так представляется это дело в истории. Мы, восточные, можем ссылаться на смысл факта, и этот факт говорит в нашу пользу: правило читается в списке постановлений собора, хотя фразы и цветистости говорят не в нашу пользу. Но здесь проявляется лишь различие характеров востока и запада. Головы, оценивающие факты по их смыслу, будут держаться восточного понимания халкидонского определения. Во всяком случае, мир в этот раз не был нарушен. Но церковный раздор вскоре последовал из-за акакианской схизмы. Акакий константинопольский явление довольно проблематичное. Он более или менее симпатизировал монофиситам и прислуживался гражданской власти. Халкидонский собор издал « ρος» и 28 правило. Василиск, желая присоединить монофиситов, вздумал отменить « ρος», но Акакий поднял бурю, потому что поколебать Халкидонский собор – значило свести к ничтожеству и значение константинопольской кафедры. Он наложил траур в церквах, и император должен был первоначально уступить, а потом даже лишился престола вследствие оппозиции Акакия и православных. Дело свелось к тому, что правительству в лице Зинона, нового императора, пришлось считаться с необходимостью действовать в пользу православия. Сам Акакий готов был мирволить монофиситам, но не мог теперь открыто стать на их точку зрения; поэтому он запутался в своих отношениях. В Александрии патриархом в это время был Петр Монг, умеренный монофисит, находившийся, к сожалению, под влиянием египетских монашеских масс. В Антиохии же патриархом был Петр Гнафевс, монофисит ревностный настолько, что сам Акакий хвалился тем, что никогда не имел с ним общения. На этом основании можно сомневаться в том, что составление νωτικν " а принадлежит Акакию. Между тем νωτικν послужил основанием для римского епископа к обвинению его в ереси. Осудить Акакия было легко. Он высказался благоприятно о Петре Монге, который принял νωτικν и был признан в качестве александрийского епископа. А сей последний был в общении с Петром Гнафевсом, хотя сам Акакий и хвалился, что никогда не имел с ним общения. В Риме не было голов, способных к догматическим тонкостям, но зато были хорошие юристы, тотчас увидевшие непоследовательность Акакия. Они смотрели на ересь, как на conmagies – проказу, заразу. Если Акакий и не был в общении с Гнафевсом, то имел соприкосновение с Монгом, имевшим общение с Гнафевсом, и, следовательно, путем контакта, зараза ереси через третье лицо делает и Акакия еретиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Так представляется это дело в истории. Мы, восточные, можем ссылаться на смысл факта, и этот факт говорит в нашу пользу: правило читается в списке постановлений Собора, хотя фразы и цветистости говорят не в нашу пользу. Но здесь проявляется лишь различие характеров Востока и Запада. Головы, оценивающие факты по их смыслу, будут держаться восточного понимания Халкидонского определения. Во всяком случае мир в этот раз не был нарушен. Но церковный раздор вскоре последовал из-за акакианской схизмы. Акакий Константинопольский – явление довольно проблематичное. Он более или менее симпатизировал монофизитам и прислуживался гражданской власти. Халкидонский Собор издал ρος [определение] и 28-е правило. Василиск, желая присоединить монофизитов, вздумал отменить ρος, но Акакий поднял бурю, потому что поколебать Халкидонский Собор – значило свести к ничтожеству и значение Константинопольской кафедры. Он наложил траур в церквах, и император должен был первоначально уступить, а потом даже лишился престола вследствие оппозиции Акакия и православных. Дело свелось к тому, что правительству в лице Зинона 106 , нового императора, пришлось считаться с необходимостью действовать в пользу православия. Сам Акакий готов был мирволить монофизитам, но не мог теперь открыто стать на их точку зрения; поэтому он запутался в своих отношениях. В Александрии патриархом в это время был Петр Монг, умеренный монофизит, находившийся, к сожалению, под влиянием египетских монашеских масс. В Антиохии же патриархом был Петр Гнафевс, монофизит, ревностный настолько, что сам Акакий хвалился тем, что никогда не имел с ним общения. На этом основании можно сомневаться в том, что составление νωτικν’а [энотикона – соединительного вероопределения] принадлежит Акакию. Между тем νωτικν послужил основанием для Римского епископа к обвинению его в ереси. Осудить Акакия было легко. Он высказался благоприятно о Петре Монге, который принял νωτικν и был признан в качестве Александрийского епископа. А сей последний был в общении с Петром Гнафевсом, хотя сам Акакий и хвалился, что никогда не имел с ним общения. В Риме не было голов, способных к догматическим тонкостям, но зато были хорошие юристы, тотчас увидевшие непоследовательность Акакия. Они смотрели на ересь как на contagio – проказу, заразу. Если Акакий и не был в общении с Гнафевсом, то имел соприкосновение с Монгом, имевшим общение с Гнафевсом, и, следовательно, путем контакта зараза ереси через третье лицо делает и Акакия еретиком.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Особое место в хронографии занимает новозаветная история, к-рую И. М. стремится воспроизвести подробно. Он отдельно останавливается на определении точной датировки неск. наиболее важных событий по антиохийской эре и рим. консулату, вплоть до точного времени и дня недели: Благовещения (Ibid. P. 226), Рождества (Ibid. P. 227), проповеди Иоанна Предтечи, Крещения Христова, Усекновения главы Иоанна Предтечи (Ibid. P. 236), Распятия Спасителя (Ibid. P. 240), Воскресения и Вознесения Христа и Сошествия Св. Духа (Ibid. P. 241-242). События новозаветной истории вплетены в общую канву истории Рима и Антиохии, правления имп. Октавиана Августа и его преемников, повествования о строительной деятельности в Антиохии и др. городах Сирии и Палестины, о стихийных бедствиях, об основании рим. полисов в Палестине (Тивериад, Панион и др.). Апостольская эпоха раскрывается фрагментарно. И. М. упоминает об обращении ап. Павла и о его проповеди в Антиохии (Ibid. P. 242), Афинах (Ibid. P. 251) и Риме (Ibid. P. 257), о пребывании ап. Иакова в Иерусалиме (Ibid. P. 258), о ссылке ап. Иоанна на Патмос и о его возвращении в Эфес (Ibid. P. 262, 268-269), о епископстве ап. Петра в Антиохии и о появлении наименования «христиане» (Ibid. P. 246-247). Дальнейшая церковная история едва присутствует в повествовании. И. М. не следит за историей гонений на христиан, за возникновением ересей и борьбой Церкви с ними. Есть лишь краткие упоминания о 4 Вселенских Соборах (Никейском, К-польском, Эфесском и Халкидонском - Ibid. P. 323, 346, 365, 367). Из событий религ. истории своей эпохи И. М. описывает передачу имп. Валентом храмов Антиохии арианам (Ibid. P. 342), их возвращение Феодосием I православным (Ibid. P. 344), преследование ариан имп. Львом I (Ibid. P. 372), конфискацию их церквей Юстинианом в 538 г. (Ibid. P. 479). Нек-рый интерес хронист проявляет к истории Антиохийской патриаршей кафедры. Описывает борьбу за престол между Петром Гнафевсом и его правосл. оппонентами в 70-80-х гг. V в. (Ibid. P. 380).

http://pravenc.ru/text/471366.html

Собор при еп. Домне II , сместивший еп. Афанасия из Пены (на Евфрате), самоизбравшего себя, после того как был отстранен от управления епархией за присвоение церковного имущества ( Mansi. V 465-466; Simonetti. P. 49). 447 или 448 г. Собор, разбиравший дело еп. Эдесского Ивы , обвиненного в несторианстве и присвоении церковного имущества. Еп. Ива был оправдан, поскольку двое из 4 обвинявших его эдесских диаконов бежали в К-поль и поэтому были извергнуты из сана ( Mansi. V 495-496; VII 219, 271; Simonetti. P. 49). 477 или 478 г. Собор низложил Петра Гнафевса, ок. 475 г. вторично занявшего Антиохийский престол. На его место был избран еп. Апамеи Иоанн II , однако спустя 3 месяца он, как монофизит, также был низложен по приказу имп. Зинона, на кафедру был поставлен Стефан II ( Mansi. VII 1017-1018, 1176; Simonetti. P. 49). Ок. 482 г. Собор, проведенный еп. Календионом и правосл. частью епископата Антиохийской Церкви в противовес проходившему незадолго до этого в Антиохии Собору епископов-монофизитов. Собор признал права Календиона на престол. На Соборе монофизитской партии Патриархом был вновь избран Иоанн II, однако офиц. поддержка имп. Зинона и К-польского Патриарха Акакия была на стороне православных, и Иоанн II не был допущен на кафедру ( Mansi. VII 1023-1024; Simonetti. P. 49). 485 г. Собор монофизитской патрии во главе с Петром Гнафевсом. В связи с событиями Акакианской схизмы и изданием «Энотикона» (имп. эдикт на примирение православных и монофизитов, 384), когда К-польский Патриарх Акакий кардинально изменил свое отношение к церковной ситуации на Востоке в пользу монофизитов, Антиохийский престол уже в 4-й раз занял Петр Гнафевс. Под его председательством прошел Собор, к-рый подверг осуждению решения Всел. IV Собора (451), а также в пение Трисвятого на литургии была введена фраза «распныйся за ны» ( Mansi. VII 1165; Simonetti. P. 49). 508-509 гг. Собор, созванный для принятия Вост. Церковью «Энотикона». Под давлением светских властей Патриарх Флавиан II и епископат Антиохийской Церкви согласились подписать неск. измененный текст «Энотикона», в к-ром подтверждались определения первых 3 Всел. Соборов, но не упоминался Халкид. Собор. Собор осудил сочинения Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского. Споры монашеских партий вокруг «Энотикона» вызвали уличные беспорядки в Антиохии ( Mansi. VIII 347; Simonetti. P. 49).

http://pravenc.ru/text/115774.html

Свт. Иоанн Милостивый. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 177) Свт. Иоанн Милостивый. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 177) Основной источник, Житие И. М., написанное Леонтием Неапольским, имеет сложную структуру (повествование, «стенографируемое» рассказчиком, вложено в уста Мины, к-рый был экономом Александрийской Церкви при И. М.), первоначально предназначался для читателей, знакомых с текстом Иоанна Мосха и Софрония (ср. название «Дополнения к Житию…» - Ες τ λειπμενα το βου...). Текст, посвященный исключительно периоду Патриаршества И. М. (610-620), организован тематически, а не хронологически, однако позволяет с достаточной долей уверенности датировать основные события жизни И. М.; топографические детали, касающиеся Александрии, также весьма точны. Житие И. М. был уроженцем г. Амафунт (Кипр), его отец Епифаний (по др. данным, Стефан), благородного происхождения, был высокопоставленным чиновником. И. М. получил блестящее образование. В возрасте 15 лет он удостоился видения прекрасной девы в венке из ветвей оливы, к-рая назвалась «первой из дочерей Царя». Позже И. М. понял, что это было «Сострадание» (Συμπθεια) или же «Милосердие» (Ελεημοσνη), и с тех пор никогда не отказывал нуждающемуся и всегда с радостью творил милостыню. Повинуясь воле отца, И. М. женился. После кончины жены и 2 сыновей он исполнил свое давнее желание и принял постриг. Вскоре его доброта и милосердие стали известны не только простым людям, но и имп. Ираклию , к-рый по инициативе патрикия Никиты, управлявшего с 610 г. Египтом, поставил его патриархом Александрийским (о Никите см.: Leontios " von Neapolis. 1893. S. 129-131; Kaegi W. E. New Evidence on the Early Reign of Heraclius//BZ. 1973. Bd. 66. S. 308-330). Великое милосердие И. М. и его искренняя забота о жителях города проявились со дня его интронизации, когда он приказал накормить более 7,5 тыс. бедняков. На следующий день И. М. распорядился унифицировать меры веса в торговле. Каждую среду и пятницу он принимал просителей, сидя перед церковью, при этом весьма печалился, если за весь день никому не помог. И. М. принял ряд мер против монофизитов: он следил за тем, чтобы «Трисвятое» пелось без фразы «распныйся за ны» - прибавления, введенного, согласно анонимной версии Жития ( Delehaye. 1927. P. 21), Антиохийским патриархом Петром Гнафевсом ; при рукоположении епископов и иереев требовал письменного подтверждения верности четырем Вселенским Соборам и др.

http://pravenc.ru/text/469614.html

Кто такой Филоксен Иерапольский и какое значение имеет он в истории монофизитства? Филоксен первоначально называвшийся Аксенайя или, короче, Ксенай, родился в третьей четверти V-ro столетия, в местечке Тагал на границе с Персией 3 . О его родителях, воспитании и первых годах жизни ничего неизвестно. Неизвестно также и то, почему он сделался монофизитом и кто был учителем его в этой области. Когда Ксенай должен был озаботиться о своем образовании, в восточных областях византийской империи давно уже шла горячая борьба религиозных партий, и главнейшие города этих областей, как Антиохия и Едесса, служили очагами, откуда религиозная полемика расходилась по всей империи. В Едессе Ксенай был еще сравнительно в раннюю пору своей жизни, и здесь, вероятно, приобрел ту ученость и тот литературный лоск, памятником которых остались его сочинения. Человек выдающейся энергии, искусный диалектик, ловко владевший словом, ревностный писатель и практический делец, Ксенай был прямой находкой для сирской монофизитской партии. Он скоро сумел показать себя опасным противником несторианства и, как беспокойный человек, был выслан на некоторое время из антиохийского округа Каландионом, патриархом антиохийским (481–485). В 485-м году на антиохийской кафедре Каландиона сменил монофизит Петр Белильщик (Гнафевс), и для Ксеная, на которого Петр Белильщик смотрел, как на своего единомышленника, открылось новое, широкое поприще деятельности. Названным монофизитским патриархом он был рукоположен в епископы в Иераполь (Мабуг по восточному названию) и переменил свое первоначальное имя Ксеная на Филоксена. – Момент, когда Филоксен сделался Иерапольским епископом, в истории монофизитства был очень важен; монофизитство переживало в это время критические минуты. Его выдающиеся главы, Петр Монг в Александрии и Петр Белильщик в Антиохии лишили себя доверия среди значительной части своих прежних приверженцев; они подписали энотикон Зенона, представлявший собой попытку примирить противников Халкидонского собора с его защитниками, и этою податливостью вызвали подозрения в партии строгих монофизитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010