Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июнь 2021 34 мин., 24.06.2021 На обложке журнала — уходящее к горизонту поле тянущихся к солнцу желтых подсолнухов (фото). Выше на фоне голубого неба призыв: ЖИВИ В НАПРАВЛЕНИИ СВЕТА. Внизу страницы названа тема: КАК НЕ ДАТЬ ЧУВСТВУ ВИНЫ СБИТЬ ТЕБЯ С ПУТИ К БОГУ (см. в разделе «Вера» статью протоиерея Вячеслава Перевезенцева «Чувство вины закрывает нам будущее»/С. 26-30/и другие материалы о проблемах с покаянием). Пролог : Борис Пастернак. Когда разгуляется ( «Большое озеро как блюдо...»). Стихотворение, 1956//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.2. — (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: июнь //Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.4-7. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 13 июня. Неделя святых отцов I Вселенского Собора. [Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никея для того, чтобы защитить Церковь от ереси Ария. Важнейшими решениями Собора было осуждение учения Ария, утверждение догмата о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении, составление Символа веры, в котором утверждалась Божественная природа Иисуса Христа]. Ил.: Первый Вселенский собор. Василий Суриков. 1876. — С.4; 10 июня. Вознесение Господне. [В этот день Церковь празднует восшествие Господа Иисуса Христа во плоти на небо. В этот день Христос собрал своих учеников в Иерусалиме на Елеонской горе и заповедал им остаться в городе и ждать крещения от Духа Святого. « Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. ..» (Деян 1:9-11)]. Ил.: Вознесение Господне. Гарри Андерсон. 1976. — С.4; 28 июня. Начинается Петров пост. [Петров пост — один из двух летних постов. Он был установлен Церковью в память о том, как святые апостолы Петр и Павел постились перед выходом на проповедь Евангелия. Петров пост начинается в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла]. Ил.: Корзина с овощами. Фото. — С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-218-...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). От издателей Как провести Петров пост. Книга о Петровом посте с советами о правильном приготовлении блюд древней русской постной кухни в современных условиях и из современных продуктов. М.: Московский Сретенский Монастырь; " Новая книга " , 1997. 48 с. Когда был установлен Петров пост Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: " После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти " . Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю - 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой. С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке - Лев Великий и Феодорит Кирский. Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: " Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище " . Почему этот пост назван апостольским Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2117...

О посте и молитве Вот и великий пост, слава Богу, наступил! все христиане теперь обязаны поститься и молиться. Пост и молитва, по указанию Св. Отцов Церкви и опыта, суть два крыла, при помощи которых, христианин может возлететь на небо, то есть – может отрешиться от всего греховного и водвориться в области всего святого. Так необыкновенно велика сила поста и молитвы! Но эту силу и мы с вами, возлюбленные, можем стяжать, при помощи благодати Божией, если поймем смысл и значение поста и молитвы – правильно и будем упражняться в них – как должно. И так начнем, в эти постные дни, – начнем с полным вниманием изучать пост и молитву; а вместе с тем, и на самом деле, будем поститься и молиться. О посте 1 Пост не есть только обыкновенное воздержание в пище и питии, предписываемое благоразумием и врачебною наукою – для сохранения здоровья тела; но есть высшая степень воздержания, вместе с различением пищи и пития, – воздержание, предписываемое Св. Церковью чадам её на известные постовые времена и дни. Пост, по изъяснению св. отцов установлен был Самим Богом, еще в раю, когда первым людям – прародителям нашим запрещено было вкушать плоды с древа познания добра и зла ( Быт.2:17 ). В ветхом завете находится много примеров поста ( Числ.29 ; 1Цар.7 ; Пс.34:13 ; 1Мак.3:47 ). В новом завете, Сам Спаситель, приходивший не разорить, а исполнить закон, пред вступлением в общественное служение, Сам освятил пост своим сорокадневным пощением в пустыне. Кроме примера, Он и словом Своим научал посту, когда говорил ученикам Своим: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством ( Мф.6:16 ). Чему учил Иисус Христос и что Он заповедал, тому Св. Церковь всегда следовала неуклонно. – В Апостольских Деяниях находится не мало примеров строгого хранения поста – первыми христианами; и затем Св. Церковь никогда не забывает поста. У св. Отцов и учителей Церкви находится множество наставлений и постановлений о св. посте. Св. Василий Великий прямо говорит: «за то, что мы – в лице прародителей не постились, мы изринуты из рая; так будем поститься, чтобы снова взойти в рай» (Сл. 1. О посте). Потому-то св. Церковь установила, наконец по четырем временам года, четыре поста, как времена для общественного пощения и покаяния: два поста в честь Господа Иисуса Христа – Великий и Рождественский, один в честь Божией Матери – Успенский, и один в честь сошествия св. Духа на АпостоловПетров пост. Кроме того, мы имеем посты однодневные – в день Воздвижения Креста Господня и усекновения главы св. Иоанна Предтечи; в среду – в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдания, а в пятницу – самого страдания и смерти Его. Все эти посты безусловно обязательны для каждого христианина, как сына Церкви, за исключением больных и немощных.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Духовник Донского монастыря провел беседу о Рождественском посте Духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич) в молодежном клубе «Донской» провел беседу о Рождественском посте как предпразднестве Рождества Христова. Расширить возможности Мы знаем, что великие, двунадесятые праздники в Православной Церкви наступают не сразу, а им предшествуют предпразднства . Кроме того, не бывает и резкого перехода от праздника к будням, потому что за праздниками бывают послепразднства . Это так же, как в природе: не сразу после ночи наступает день, сначала утренняя заря, так же после дня – вечерняя заря, так же и зима, и лето – не сразу наступает лето после зимы. Так же и церковный устав сотворен с помощью Божией. Люди в сотрудничестве с Богом, в соработничестве с Богом создавали богослужения. И поэтому так же, как Господь Творец есть природы, так же он Творец есть и церковного богослужения, при посредстве человеческого творчества. Если мы посмотрим на Рождественский пост , который предшествует Рождеству , мы можем тоже назвать его таким предпразднеством. Вообще, как мы знаем, есть четыре продолжительных поста в Церкви, и каждый из них предшествует особому торжеству. Великий пост предшествует крестным страданиям и Пасхе , Успенский пост предшествует Успению Божьей Матери , Рождественский пост предшествует Рождеству Христову, и еще есть Петровапостольский пост , который предшествует празднику апостолов Петра и Павла. Во время предпразднества уже начинают звучать песнопения и тексты богослужений, которые связаны с праздником. Так что верующие могут в течение предпразднества как-то приготовить себя, свой ум и сердце для того, чтобы наилучшим образом воспринять то духовное содержание, которое имеет отношение к этому празднику, к этому святому торжеству. И вот мы знаем, что в тропаре Преображения Господня говорится о том, что апостолы видели этот фаворский свет «якоже можаху», то есть в меру своих возможностей. И вот именно предпразднество позволяет нам расширить возможности своего ума и сердца для того, чтобы воспринять в наибольшей полноте вот этот вот свет торжества. А что касается Рождественского поста, то пост и молитва как раз и помогают наилучшим образом расширить возможности нашего восприятия, возможности ума и сердца для того, чтобы воспринять этот свет, свет Рождества Христова.

http://pravmir.ru/ieroshimonah-valentin-...

Находясь и в отпуске, и на каникулах, можно совершать нравственный молитвенный подвиг 14.06.2020 19:05:38 Протоиерей Сергий Филимонов Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Несмотря на то, что в этом году пост не очень длинный, всё равно это пост и хотелось бы провести его правильно. Как совместить дачный, отпускной период с Петровым постом, как правильно питаться, какие молитвы читать - на эти вопросы отвечает д.м.н., профессор, протоиерей Сергий Филимонов, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Отец Сергий, в чём главная особенность Петрова поста? Какие изменения происходят в службах по время поста? Особенностью Петрова поста является предуготовление православного христианина ко дню святых апостолов Петра и Павла - 12 июля. Апостольский пост имеет свои особенности. В эти святые христианин старается читать Деяния святых апостолов, Послания святых апостолов, которые раскрывают евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа. Ход богослужения соответствует уставу РПЦ. В эти дни особенно полезно читать жития святых апостолов, деяния – то есть знакомиться с апостольским наследием. Относительно каких-то сугубых молитв указаний не имеется. Однако весьма полезно, если постящийся христианин будет призывать молитвенно святых апостолов, особенно тех, которые близки его сердцу или чьё имя он носит, то есть своего тезоименитого святого. Также полезно заказывать молебны, читать акафисты кому-нибудь из святых апостолов. Петров пост совпадает с каникулами, дачным периодом, временем отпусков. Посоветуете, как правильно верующему его провести: и для телесной пользы и для духовной, конечно? Любой пост – это, в первую очередь, время нравственного подвига. Поэтому находясь и в отпуске, и на каникулах, можно совершать нравственный молитвенный подвиг, одно другому не мешает.

http://radonezh.ru/2020/06/14/nahodyas-i...

Разделы портала «Азбука веры» Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством… Лк.21:34 В Русской Православной Церкви установлены четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу в течение всего года. Многодневные посты Великий пост продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья до Пасхи; Петров пост может длиться от 1 до 5 недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла; Успенский пост – с 14 по 27 августа (двухнедельный) перед праздником Успения Божией Матери; Рождественский пост – с 28 ноября по 6 января (40-дневный) перед Рождеством Христовым. В дни поста (дни говения) Церковным Уставом запрещается скоромная пища, то есть пища животного происхождения (мясные и молочные продукты, яйца). Разрешается вкушать лишь продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, мед, крупы), а в определенное время – рыбу и растительное масло 1 . В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но и пища, приготовленная на растительном масле. Разрешено лишь сухоядение. Для людей слабых и больных эти требования, по благословению духовника, могут быть ослаблены. Сегодня в православных домах можно встретить такие “постовые деликатесы”, как брюссельская капуста, осьминоги, кальмары, устрицы… Все, действительно, постное. Однако отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. “Есть такие хранители Четыредесятницы, – пишет блаженный Августин , – которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей.” Святитель Иоанн Златоуст наставляет: “Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим.” То есть, чем самому изысканно питаться и тем окрадывать пост, деньги лучше потратить на дела милосердия. Однодневные посты

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Ковров. Церковь Иоанна Воина. Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Воина , Георгия Победоносца Год постройки:Между 1810 и 1827. Архитектор:А.Н. Вершинский, Е.Я. Петров Адрес: Владимирская обл., г. Ковров, ул. Першутова Координаты: 56.376008, 41.303374 Проезд:Западный въезд в г. Ковров (по дороге Р71), после моста через р. Клязьма на 1-м светофоре направо по ул. Абельмана, через 600 м направо по ул. Урицкого, через 280 м налево. Церковь через 50 м слева. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С середины 16 века примерно на этом месте стояла деревянная Покровская кладбищенская церковь села Рождественского-Коврова. К концу 17 столетия Покровский храм не существовал. Восстановлен в начале 1780-х гг. и освящён во имя святого мученика Иоанна Воина. Каменный кладбищенский храм того же наименования построен в 1810-1827 гг. на пожертвования горожан, в особенности на средства дворянина титулярного советника Петра Борисовича Ошанина и ковровского мещанина Ивана Федоровича Апарина. До 1888 г. Иоанно-Воиновская церковь приписана к Христорождественскому собору, а с 1888 г. – кладбищенская с отдельным причтом. Закрыта в 1934 г. Вновь открыта в 1943-1945 гг. Окончательно возобновлена в 1994 г. как приходской храм и заново отремонтирована трудами настоятеля протоиерея Стефана Алексеевича Бензюка и директора Домостроительного комбината Сергея Николаевича Филиппова. Из книги Фролова Н.В. и Фроловой Э.В. «Ковров православный». …Первоначальный проект церкви разработал владимирский губернский архитектор титулярный советник Алексей Никитич Вершинский. В январе 1812 г. пост губернского архитектора во Владимире занял переведённый из Московской губернии Евграф Яковлевич Петров. Ему пришлось частично переделывать проект своего предшественника и в течение долгих лет наблюдать над воплощением своих замыслов в камне. Во Владимире Е.Я. Петров прослужил 27 лет, достиг здесь чина надворного советника и потомственного дворянства, но храм Иоанна Воина в Коврове стал одним из первых, если не самым первым его проектом, утверждённым в качестве владимирского губернского архитектора.

http://sobory.ru/article/?object=09282

Вот мы насупимся и ходим, постимся. Сам Христос говорил, что этого делать не надо, что это время радости. Когда вы чувствуете, что вы живете так, как вам естественно жить, быть самим собой, это и есть правильное ощущение поста. Великий пост – время лишений или приобретений? В программе «Образ жизни» на радио «Град Петров» об этом беседуют М.Михайлова и протоиерей Александр Степанов. М.Михайлова: Сегодня мы будем говорить с протоиереем Александром Степановым об образе жизни во время Великого поста. Как мне кажется, было бы очень уместно поговорить о наших ожиданиях и о требованиях Церкви к Великому посту. Мне кажется, что бытовые представления в народе о том, что такое Великий пост, не всегда бывают правильными с точки зрения замысла Великого поста в церковной традиции. Прот. А.Степанов: Если говорить о замысле Великого поста в церковной традиции, то, как я себе представляю, замысел родился даже не из жизни самих христиан, а из жизни людей, которые готовились таковыми стать. Великий пост был последним периодом в подготовке оглашенных, поскольку этот процесс заключался не только в том, что им сообщалась какая-то информация о жизни Церкви или проводились какие-то беседы, те самые огласительные слова, которые мы знаем у Иоанна Златоустого, Кирилла Иерусалимского и других отцов Церкви первых веков, но еще и во всем образе жизни. Люди должны были усваивать и осваивать христианство, должны были подготовиться внутренне, всей душой, всем сердцем, всеми своими чувствами к этому великому Таинству вступления в Церковь. Именно в этом смысле для них и был изначально установлен пост. Посты, конечно, были в практике духовной жизни, но они были короткими, а длительный период пощения, самоограничения появился, как я себе представляю, в жизни оглашенных. Крещение в первые века было актом, в котором участвовала вся Церковь, а отнюдь не индивидуальным событием. Здесь мы видим страшное искажение в сознании современных людей. Например, часто говорят: «Я хотел бы покреститься или покрестить своего ребенка, но чтобы никакого народа вокруг не было», то есть воспринимают крещение как акт личный: в жизни что-то происходит, и это никого не касается. Понимание, что это дело всей Церкви (ведь апостол Павел говорит, что когда один член болеет, то и все тело болеет), совершенно отсутствует.

http://pravmir.ru/velikij-post-vremya-li...

О посте I. Православное учение о посте Сам Господь Иисус Христос с апостолами постились. Постилась, конечно, и вся первенствующая Церковь и не только при чрезвычайных случаях, но и в определенное для этого именно время. По примеру апостолов издревле и соблюдаются христианами посты в известное и определенное время. Таковы, например, посты годовые: св. Четыредесятница, или Великий пост , Петровский,Успенский и Рождественский, а также и еженедельные – в среду и пятницу. Важнейший из годовых постов и древнейший по своему происхождению – это Великий пост или св. Четыредесятница. Этот пост освящен Самим Спасителем и установлен Церковью по Его примеру и ведет свое начало от времен апостольских, В 69 апост. правиле уже указывается на этот пост, когда говорится: «аще кто епископ или пресвитер не постится в св. Четыредесятницу пред св. Пасхою, или в среду и пяток, да будет извержен» (Корин. л. 19 об.). О древности Вел. поста свидетельствует также св. Игнатий Богоносец , поставленный в 66 г. по Р. Хр. в епископа Антиохийского и правивший этой церковью 40 лет. В послании к Филиппийцам св. Игнатий Богоносец дает наставление верующим: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». Петров пост, установленный Церковью в воспоминание апостольского поста, по сошествии на них св. Духа, в уготовление себя на всемирную проповедь Евангелия, ведет свое начало также с первых времен христианства. О нем (Петр. посте) уже упоминается в Постановлениях апостольских (5 кн. 20 гл.). «Отпраздновав Пятидесятницу, – говорится здесь, – празднуйте одну седьмицу, поститесь: ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием, и постились после прославления» 24 ). Посты – Успенский и Рождественский предписаны в конце VII и в начале VIII века, хотя они и прежде весьма строго сохранялись 25 . Наконец посты еженедельные – в среду, в воспоминание предания Госпо да на страдание, и в пятницу, в воспоминание самых страданий, – ведут свое начало также с глубокой древности и были известны уже во II веке 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Троицкая седмица Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста 17 июня, 2019 Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста Троицкая седмица в 2024 году Троицкая седмица в 2024 году пройдет с 24 по 30 июня. Эта неделя наступает после праздника Троицы. День Святой Троицы часто называют «Днем рождения Церкви». Его еще называют Пятидесятницей. В День Святой Троицы впервые после Пасхи читается молитва «Царю Небесный». В этот великий день — день рождения Церкви, после Литургии служится вечерня, во время которой читаются коленопреклоненные молитвы — удивительные по своей глубине и красоте. После Троицкой седмицы наступает Петров пост . Петров пост всегда длится разное время. Он начинается после Пятидесятницы, спустя неделю и длится до 11 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Первый день Троицкой седмицы — Духов день Первым днем Троицкой седмицы становится Духов день . В Священном Писании говорится: кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царствие Божие . (Иоан. 3, 5) Поэтому в Духов день люди часто отправляются к православным святым источникам. В воспоминание о словах Христа. Дух Святой явился к людям через разные образы. Но не в виде грозных громовых раскатов, суровых кар, а с дуновением ветра, чистой водой, языками пламени. И спускался Он к людям кротким и смиренным. Об этом важно помнить во время Троицкой седмицы и в любые другие дни. Значение праздника Троицы настолько велико, что некоторые сравнивают его с Пасхой. Торжество православных в этот день связано с тем, что людям открылась Третья Ипостась Господа — Святой Дух. Нисхождение Духа Святого — это Великий подарок Господа. Именно благодаря явлению Духа в виде языков пламени апостолам они обрели дар говорения на языках. Это помогло им принести учение Христа в мир. Благодаря ему мы знаем о Спасении и о событиях Нового Завета. Этот день — хороший повод задуматься о том, что мы подразумеваем под понятием «духовная жизнь», ведь слово «духовная» здесь происходит именно от понятия Дух Святой. Профессор Алексей Ильич Осипов говорил о том, что мирское понимание слова «духовный» отличается от церковного. Обычно под словом «духовный» понимают и знания, и этику, и многое другое, имеющее светский смысл. Православное понимание духовности исходит из того, что Бог есть Дух.

http://pravmir.ru/troickaja-sedmica/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010