Душеполезные поучения Основа для спасения Господь от нас много не требует. Отцы Святой Православной Церкви в своих благочестивых размышлениях так толкуют об основе для спасения: 1. Надо целовать свой крестик утром, как проснешься, и на ночь, когда ложишься в постель, с молитвой Распятому Христу (см. стр. 497). На Кресте Иисус Христос оставил свет и любовь, и от него невидимо излучаются благодатные лучи света и любви. И когда целуем его, то эти благодатные лучи проходят в нашу душу, сердце, совесть, характер. И человек делается освященным, благочестивым, и злая сила не может повредить ему. 2. Надо иметь твердую веру в Бога и Промысл Божий. Что бы с нами ни случилось в жизни, все принимать как от руки Божией для нашей же пользы: благодушно переносить скорби, болезни, напраслину, клевету, укоризну; при всем этом не огорчаться, а радоваться и благодарить Бога за спасительный Промысл Его, что Господь любит нас и посылает нам искупительный крест за наши грехи. «Кого люблю, того и наказую», – говорит Господь. 3. Великая добродетель – открыто исповедовать Христа. Не стыдиться правильно полагать на себя крестное знамение, ибо правильным крестом побеждаем злую силу: «Иже крестом ограждаеми, врагу противляемся, не бояшеся того коварства и ловительства». Тогда ангел-хранитель радуется и помогает нам. Итак, отбросим ложный стыд, ложный страх и открыто, с рассуждением и мудро будем исповедовать Христа и следовать за Христом. Тем православные христиане и отличаются от язычников, сектантов и маловерных, что открыто и мудро исповедуют Христа: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Мк. 8, 38 ). 4. Соблюдать посты, телесные и духовные, по церковному уставу: Великий, Петров, Успенский, Рождественский, а также постные дни: среду и пятницу. Но для больных и престарелых телесный пост ослабляется. 5. Делать с любовию добрые дела ближним и удаляться от дел злых. Считать пропавшим тот день, в который не сделали ни одного доброго дела ближнему или сделали зло ближнему. Ни в какой мере не строить своего благополучия на несчастии другого. Добром платить за зло. За всех молиться и желать всем спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие» Православная Церковь празднует День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 11.07.2011 1442 12 июля Православная Церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивается Петров пост. Апостол Петр — уроженец города Вифсаиды, брат апостола Андрея, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он все время находился рядом с Христом, особенно сильно был привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу. Христос, утвердив Петра в апостольском звании, троекратно повторил: «Паси овец Моих» (Иоанн. 21, 16). И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек. Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига. Он побывал в разных странах Востока и Запада. По преданию, во время гонения римского императора Нерона на христиан апостол Петр был распят на перевернутом кресте в 64 году (по другой версии — в 67—68 гг.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Апостол Павел носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный», и только спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан. Воспитывался при Гамалииле, известнейшем иудейском законоучителе того времени. Савл вырос неистовым защитником еврейского закона и преданий. Евангельская проповедь апостолов вызвала его горячее негодование, и он стал одним из главных их гонителей.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/11/ap...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Да простит меня чрезмерно широкий и либеральный отец Максим!» Ответ диакона Владимира Василика настоятелю Татьянинского храма при МГУ 23.06.2010 2672 Время на чтение 10 минут Мне хотелось бы начать со слов Апостола Павла, приведенных отцом Максимом Козловым в статье «Заключительный аккорд» : «Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии». Мне хотелось бы говорить о вещах бесспорных, а именно о том, что есть Священное временное пространство - Петров пост , который не является временем для различных споров, раздоров, искушений и для смущения народа Божия. Между тем, организаторы выставки устроили её именно в первый день Петрова поста. При этом, судя по словам уважаемого отца Феодора Котрелева, они заранее опасались конфликта с народом. Тогда возникает вопрос: зачем священнослужителям делать в церковном помещении, как они сами признают, выставку сомнительных с художественной точки зрения произведений авторов, в той или иной мере, замешанных в антицерковных акциях? Разве это само по себе не повод к соблазнам и смущению? Тем паче, что целый ряд объектов, выбранных для выставки, носит, если не явно кощунственный, то, как минимум, духовно сомнительный характер. «Рцы слово твердо», - говорит нам наш церковно-славянский алфавит, заложенный святыми Кириллом и Мефодием. В этой выставке мы не видим ни твердости, ни определительности, ни ясности. Именно поэтому «Двоесловие» пугающе перерастает в «Двоемыслие» . Авторы «Заключительного аккорда» говорят о любви, но проявили ли они эту любовь сами, когда написали в адрес «Русской народной линии» гаденький памфлет , где наименовали её «Чукотской народной загогулиной», оскорбили многих авторов, в том числе и лично меня, впрочем, я как христианин им это оскорбление прощаю. После этого они ещё жалуются на безлюбовность и возмущение своих оппонентов. Показательно, что отец Максим Козлов ни словом не упомянул мои публикации , и понятно почему. Потому что я предложил ясный богословский и эстетический анализ этих, с позволения сказать, «шедевров». Отец Максим Козлов всю эту ясную и четкую аргументацию пропустил мимо ушей и вцепился в полемические высказывания Анатолия Дмитриевича Степанова и отца Александра Шумского , которые, справедливости ради надо отметить, возникли не на пустом месте. Все эти разговоры о Чукотке возникли отнюдь не в связи с ГУЛАГом, а в связи с владыкой Диомидом, в связи с тем, что на «Русскую народную линию» ее оппоненты упорно стараются вешать ярлык раскола и раскольников. В частности, отец Андрей Кураев относительно меня применил даже такой глагол как «диомидить». Это достаточно подлый прием, связанный с элементарным политическим доносом в лучших традициях 30-х годов: «Ты не согласен с нами, но мы, якобы, представляем генеральную линию, значит ты диомидовец, значит ты раскольник». Это разве диалог? Это разве двоесловие? Неужели это христианская любовь?

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/23/da...

Закрыть itemscope itemtype="" > О праве на ошибку Еще раз о юлианском и григорианском календарях 16.01.2023 570 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлено автором 6 января на РНЛ были опубликованы два материала по традиционной для новогодних дней теме: какой календарь точнее – юлианский или григорианский: перепечатка доклада на Московском Всеправославном совещании 1948 года « О старом и новом стиле » святителя Серафима (Соболева) и ответ А.Д. Степанова на обращённое к нему письмо Д.Е. Боброва из Германии. Этот ответ привёл к довольно оживлённой полемике в комментариях, на которые главный редактор РНЛ отреагировал через неделю статьёй « Григорианский календарь приводит к утрате понимания русской истории ». Главное возражение против перехода на григорианский календарь в обоих случаях не в том, что им руководствуются католики, хотя и такой аргумент встречался, а в том, что «если Пасха поздняя, то практически исчезает (или сводится к минимуму) Петров пост, поскольку празднование в честь первоверховных апостолов Петра и Павла празднуется не 12 июля, а 29 июня (по григорианскому календарю). Это очень весомое возражение. Оно неизбежно вытекает из традиции праздновать Пасху не просто в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, но вдобавок только после иудейского праздника Песах. Именно по этой причине поздняя Пасха иногда попадает на майские дни по григорианскому календарю. При этом святитель Серафим ссылается на 7-е Апостольское правило и на 1-е правило Антиохийского собора. Но если вдуматься в оба текста, которые он приводит, там речь идёт не о запрете православным отмечать Пасху в тот же день, в который иудеи празднуют Песах, а о запрете праздновать вместе с ними («прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати», «со иудеями совершати Пасху»). А это далеко не одно и то же, если руководствоваться нормами современного русского языка. Можно представить себе, что во времена Антиохийского собора, а это 341 год от Рождества Христова, на Ближнем Востоке существовала опасность случайного смешивания на улицах празднующих представителей разных религий и проще всего было подстраховаться и развести эти два праздника во времени, если не очень получается в тесных пространствах тогдашних городов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/16/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ученик старца Светлой памяти о.Михаила Ганешина (+ 28 декабря 2010 года) 02.01.2011 780 Время на чтение 3 минуты Вечером 28 декабря 2010 года на Ленинг радском шоссе близ г.Торжка в автокатастрофе трагически погиб настоятель церкви Успения Божией Матери в с.Внуто Хвойненского района Новгородской области иерей Михаил Ганешин. Он был духовным чадом старца-архимандрита Иосифа (Софронова) , последнего постриженника Новоиерусалимского монастыря, который 27 лет провел в советских лагерях, причем, последний раз его арестовали в 1986 году. Старец отошел ко Господу в 1993 году. ...С отцом Михаилом Ганешиным мне довелось познакомиться в 2006 году. Я отдыхала в заброшенной деревне Новгородской области, как раз шел Петров пост. Лето, красота, тишина... Только вот церкви поблизости не было. Разговаривая с местными жителями, которых там было не больше десятка, удалось выяснить, что есть храм на Святой горе в деревне Внуто, и даже святой местночтимый там есть, только вот имени его никто не знал, советские бабушки не очень этим интересовались. Но все знали настоятеля этой церкви - отца Михаила: глаза жителей теплели, когда они рассказывали о его визитах в деревню. Рассказывали, как батюшка, по их просьбе, на лодке плавал по окрестным озерам и освящал их. Много было утопленников одно время, а после освящения и не припоминали таких трагедий. ...И вот на праздник апп.Петра и Павла решили мы с подругой пойти в ту церковь. Километров десять до неё было, часть пути проехали на автобусе, который иногда проезжает в тех заброшенных краях, но основной путь был пеший. Часа через полтора-два поднялись на гору и увидели купола церкви. Деревянная красавица-церковь с распахнутыми дверями, казалось, ждала именно нас. Вошли, разулись, пол теплый, пахнет травой и солнцем, сразу ощущение родного дома охватило душу... Резная рака с мощами преподобного Никандра Городноезерского расписана настоятелем церкви, как и дивные иконы иконостаса. Пришел батюшка, и началась литургия.

http://ruskline.ru/analitika/2011/01/03/...

Как в монастыре беженцам помогают Сходили мы в последний раз в наш собор Рождества Христова на вечернюю Троицкой субботы, а потом нас начали бомбить. 21 июня, 2014 Сходили мы в последний раз в наш собор Рождества Христова на вечернюю Троицкой субботы, а потом нас начали бомбить. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь начал оказывать помощь беженцам с Украины. Всего лишь три дня назад, в день памяти всех святых, отец-наместник, архимандрит Серафим (Савостьянов), призывал посвятить Петров пост миру на Украине. И вот сегодня на пороге издательского отдела стояла семидесятилетняя Тамара Кирилловна Шепель из Северодонецка и просила о помощи. Они с дочерью и внучкой выбежали из дома без вещей. Город бомбят. — Никаких военных или режимных объектов рядом нет. Обычные жилые районы, на которые украинские самолеты сбрасывают бомбы. Все страшно напуганы. Нет воды. Всюду пожары. Кричат раненые. Кругом хаос. Когда Тамара Кирилловна говорит, ее губы дрожат, а маленькие сухие пальцы сжимаются в кулачки. Но не от злости. От бессилия. Она не понимает, зачем нужно их бомбить? — Всем известно, что у нас никаких повстанцев нет, а они бросают бомбы. Это нам за грехи — говорит она тихо, опустив глаза. Как звери все стали! Хорошо, что успели выехать из города, а одежду взять не успели. Если бы задержались — попали бы под обстрел. А могли и убить — из оружия. А кто сейчас, милый, шутит? Я прислушался к шуму низко пролетающего самолета над монастырем, который снижался перед посадкой на военный аэродром в Ермолино и сказал: никто. Потом их почти перевели через границу, российские пограничники усадили в вагоны. — Когда приехали в Москву, вышла на Казанском — от воздуха голова чуть не закружилась. Чистый воздух у вас какой! У нас от азотового комбината знаешь воздух какой? Желтый! Ночью звезд на небе не видно! Днем люди по улицам в повязках марлевых ходят. Дети постоянно болеют. Скотина мертвой рождается. А потому что все кругом отравлено. — А сюда-то в монастырь, матушка, как вы приехали? — Как-как? К батюшке Власию за благословением: что делать, куда податься нам?

http://pravmir.ru/bezhenka-iz-severodone...

Митрополит Волоколамський Церкви 1 травня 2019 р. 11:49 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в эфире программы «Парадигма» на телеканале «Общественное телевидение России» рассказал о трудностях церковной дипломатии, о современных проблемах межхристианского и межправославного диалога, новых вызовах времени, взаимоотношениях и соработничестве Церкви и общества. В чем заключается миссия Церкви в современном мире? Каков сегодня образ Церкви? Как Церкви удается быть открытой для прихожан с абсолютно разными социальными запросами? Как изменилась Русская Православная Церковь за минувшее десятилетие? Как Церковь сегодня помогает государству решать самые острые проблемы? —Здравствуйте! Меня зовут Александр Петров. Это программа «Парадигма». Сегодня у нас необычный формат — мы в гостях у митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей. Здравствуйте, владыка. — Здравствуйте, Александр. — Владыка, насколько я знаю, буквально недавно, 31 марта, вы отметили знаменательный юбилей — 10-летие пребывания на значимом и важном посту председателя Отдела внешних церковных связей. Мне кажется, это очень ответственный пост, потому что вам приходится отстаивать интересы Русской Православной Церкви не только в России, но и за рубежом, вам приходится вести довольно непростой диалог с обществом, с государством, с властью. Владыка, я думаю, что вы наверняка подводили какие-то промежуточные итоги вашей деятельности. Расскажите, а как за десять лет изменилась роль Церкви в нашем обществе? — Я думаю, что роль Церкви, ее влияние стали более заметными. И это можно проследить по очень многим показателям. Перед началом Великого поста обычно проводятся социальные опросы, во время которых спрашивают, кто постится, а кто не постится. И мы видим, что число постящихся неуклонно растет. Но меня радуют не столько цифры, относящиеся к числу постящихся, сколько такие данные, как, например, то, что в Прощеное воскресенье чуть ли не 80% населения России просят друг у друга прощения. А ведь это чисто церковный праздник, чисто церковный обычай, но он так глубоко вошел в плоть и кровь нашего народа, что без этого наша жизнь уже немыслима. И таких примеров можно привести очень и очень много.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5428735...

Нескошенная трава на газоне возле храма, беременные в роддоме, непринятые звонки из офиса уполномоченного Президента Украины по правам ребенка – все это ожидало меня в Киеве после моего первого посещения Москвы. По приглашению епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, испросив благословение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, я собираюсь в Белокаменную. – Что еще не взял?! – то и дело спрашиваю себя. Об этом отъезде в Москву знали все мои профильные коллеги – эксперты, научные сотрудники, социальные работники, которые за семь лет стали моими друзьями и прихожанами нашего храма. – Отец Олег, остановитесь, через 15 минут подвезут из типографии новый выпуск « Купола », – кричит вдогонку сотрудник храма. Сначала остановился, потом подумал: «Нет, вот что-что, а “Купол” не надо везти в Москву, ведь читательская аудитория журнала – это прихожане. А тут – РПЦ». В-общем, мои сборы сопровождались экскурсами в мою биографию и радостью от предвкушения грядущей встречи с единомышленниками. Поднял всю свою жизнь за десять последних лет моего служения. На память пришли и первый обход по палатам, первый молебен, первая литургия в роддоме. Вспоминал, как я пришел к Блаженнейшему, изложил свои помыслы и попросил благословение на создание программы социальных Центров матери и ребенка. Перед глазами была картина, которую я неоднократно встречал в профильных министерствах, где царила бюрократия и всяческие чиновнические штучки. Но результат – реализация идеи-проекта и создание Всеукраинской благотворительной организации « Мама и немовля ». С особенной радостью я вспоминал день 8 сентября 2005 года, когда, как итог скромных трудов, вышло Постановление Кабинета Министров 879 о создании в Украине социальных Центров матери и ребенка. Я благодарил Господа, что именно Православная Церковь дала государству этот проект, который стал государственной политикой…

http://pravoslavie.ru/54987.html

Оптинские чудеса, или У Бога случайностей не бывает Именно в Оптиной пустыни со мной случилось мое первое чудо. Было это еще до замужества и до картошки. И теперь я думаю, что у Бога случайностей не бывает 9 января, 2015 Именно в Оптиной пустыни со мной случилось мое первое чудо. Было это еще до замужества и до картошки. И теперь я думаю, что у Бога случайностей не бывает Не так давно на меня снизошо «озарение». Без шуток, правда! Иначе это никак не назвать. «Озарило» меня в конце октября, но я все как-то не могла собраться и написать. И вот, вспомнив об этом в очередной раз, решила больше не откладывать. Тем более, наступили Рождественские дни – время чудес. И пускай моя история не об этом, но она тоже о чуде – об удивительной помощи Божией. В общем, я очень люблю Оптину пустынь. Мое знакомство с ней было «банальным» для современного православного человека. В метро на каком-то «развале» я купила книгу «Пасха красная» – об убийстве трех оптинских монахов в 1993 году. «Загорелась» и вскоре уже была там. И сразу же влюбилась в это место. Сейчас мы с семьей стараемся туда ездить хотя бы раз в год. Снимаем «сарайчик» в соседней деревне и живем неделю-две. В моей жизни бывали случаи, когда я получала явную, видимую помощь оптинских старцев. Например, история с картошкой. Лет семь назад мы с мужем оставили нашу единственную тогда двухлетнюю Варвару бабушке и отправились в паломничество. Мы ходили на долгие монастырские службы, исповедовались и причащались. Помню, я очень боялась пойти на исповедь к монаху, потому что мне тогда казалось, что в монастыре давно все святые и будут в шоке от моих признаний… Окунались в источник, плавали в Жиздре, собирали землянику, каждый вечер ходили крестным ходом и были несказанно счастливы. Но была у нас одна проблема. Тогда в Оптиной либо не было трапезной, либо мы о ней не знали. В пределах досягаемости – один лишь крохотный магазинчик с сосисками, пирожками (которыми я, честно говоря, уже давилась), и чем-то молочным. А шел Петров пост.

http://pravmir.ru/optinskie-chudesa-ili-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 августа 2024 года 3. Пятница. Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста. Прп. Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца. Аллилуия. По Уставу, совершается аллилуйная служба (прпп. Исаакия, Далмата и Фавста), как в Петров пост (см. примечание 18 июня) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прпп. Исаакия, Далмата и Фавста не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Антония Римлянина в соединении со службой Октоиха (В) . А. На вечерне кафизма 15я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 6й – 3, и преподобных, глас 8й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Юница Нескверная…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Предстоящи у Древа…». По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 19я и 20я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2й на 4, и преподобных на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3й песни – седален преподобных, глас 8й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос преподобных, глас 2й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Пригвоздихся убо…». По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010