Иконы св. ангелов от Господа заповедано было св. пророкам поставить в храме пред глазами молящихся: Иез. 41:17 . От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения. 18 . Сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. Исх. 25:18; 26:1 ; 3Цар. 6:23–35 . Ковчег завета, а вместе с ним, конечно, иконы св. ангелов видел в небесном храме Иоанн Богослов: Откр. 11:19 . И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град. Основанием для употребления икон святых людей служат и те случаи исцеления от болезней, которые были посредством «тени» (теневого отражения, очертания) проходящего Петра: Деян. 5:15 . Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Тень представляла собою очертание фигуры апостола и таким образом была первой иконой святого человека. Богоугодность употребления и чествования св. икон ясно подтверждается множеством происшедших при св. иконах чудес (чит. Историю Церкви и жития святых). Чудеса для верующих всегда были и будут очевидными, а неверующие даже и чудесам, которые творил Сам Господь во время земной Своей жизни,– не веровали: Ин. 12:37 . Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него. III. Возражения заблудшего и ответы православного сына Церкви о святых иконах Заблудший . 2-ю заповедью всякие изображения запрещены. Православный. Второй заповедью запрещены изображения богов ложных, бесовских или боготворение различных сил и предметов природы и бездушных истуканов, как подобия творения Божия (не освященного Духом Святым). Заблудший . А вот у вас есть-же изображение людей, живших на земле. Православный . Есть изображение святых (друзей Божиих); а разве это запрещено? Заблудший . Бог запретил делать подобие того, что на земле, внизу. Православный. Но разве святые эти на земле? Кто же делает изображения людей и почитает это священным, пока люди живы, хоть их и прославляет Господь? Никто. Изображения их делаются тогда лишь священными, когда Господь, по смерти их, прославит чудесами и нетлением мощей. Но мы прежде решим вопрос,–можно ли делать изображения Божии, и тогда для нас легко разрешится и предыдущий вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О них христианам неприлично говорить ( Еф.5:10–12 ст.). Но бывают ведь невинные хороводы. Это тогда, когда женихи и невесты изливают своё веселье в песнях старинных, прославляющих весну или урожайные годы, или добрые дедовские обычаи. Такие хороводы разрешает людям водить Сам Бог . У пророка Он говорит: „Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хоровод веселящихся“ ( Иер.31:4 ст.). – Это какой пророк так пишет? – спросил с недоумением сектант, заглядывая в мою Библию . – Пророк Иеремия, ответил я. А вот послушай, что тот же пророк говорит в другом месте: придут дни, „тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе“ ( Иер.31:13 ст.). Сектант уныло развёл руками. – Так ты заступаешься за наши деревенские хороводы? Я ответил. – Я не знаю ваших хороводов. Может быть, на них делаются грешные дела. Тогда их защищать нельзя. А если у вас в хороводах поют невинные песни и безгрешно веселится молодёжь, так это разрешил Сам Бог радующимся людям. – Что, брат, наскочил? – подсмеивались над сектантом мужики. В Божьем слове ничего не разумеешь, а то-ж берёшься обо всём судить. Помалкивал бы!.. Сектант махнул рукой и, надвинув шапку, поплёлся из круга. Оставшимся мужикам я много говорил о том, что христианам неприличны срамные увеселения, и мы разошлись. III. Вечером, вместе с батюшкой, мы пошли в дом бывшего певчего Петра, с год уклонившегося в штунду. Пётр был мужик грамотный, разумный. Сектанты берегли его и уже перекрестили. Пётр встретил нас приветливо. Мы сразу же разговорились. Спрашиваю Петра. – Что побудило тебя уйти из Церкви православной? Он ответил. – Духа Божьего не имел я прежде. Жил, как пенёк. А теперь благодарю Бога!.. Мы немного помолчали. Потом я сказал. – Теперь же, Пётр, ты получил Духа Божия? – Да, получил и радуюсь... – Когда же и как ты Его получил? Пётр ответил. – Когда крестился истинным крещением, тогда и Духа Божия получил. Я возразил. – В крещении не даются все дары Божии, которые обязательно нужны христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако, все эти, как бесспорные, так и спорные черты, свидетельствующие об особенном положении Петра среди апостолов, получают полный смысл и значение лишь в связи с основными («solemniores») текстами, в которых устанавливается «примат» Петра. Как известно этих текстов три: – Мф. 16, 17–19 ; Лк. 22, 31–2 ; Ио, 21, 15–17. К ним и надо обратиться. III Воспроизведем сначала первый и самый основной текст, устанавливающий особое избранничество Петрово среди других апостолов: «Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивает учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого». ( Мф. 16, 13–16 ). Итак, Господь спрашивал всех Своих учеников сначала о том, за кого люди почитают Его, и ученики отвечали, очевидно, в непринужденной беседе, высказывая каждый свои наблюдения, так что и ответы были, естественно, разные: одни слышали, что за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, третьи за Иеремию или одного из пророков. И так как ответы были разные, то и отвечали многие (если не все). А затем Господь к ним же ко всем обратил вопрос, на который, хотя давалось и дается много ответов, но должен быть только один. Этих многих ответов не последовало, ибо ответ оказался один, единственный и безусловный. Кем и как он мог быть высказан? Здесь неуместно и даже невозможно было бы разногласие и многогласие: одни-другие. Все ответили как один и через одного, и этим одним, представителем всего апостольского чина, как бы старшиной апостольства, явился Петр, который и ответил за всех, как это и сказано прямо в Евангелии: «а вы за кого почитаете Меня? Петр же отвечая (ποκριθες) сказал». И что он выразил не просто свое личное мнение, но явился устами всего апостольства, это явствует из всего контекста, где молчание других апостолов не может быть понято иначе, как молчаливое согласие с исповеданием Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Святые страдают, умирают, лишь бы научить всех правду любить и истину хранить; а мы, братия, по крайней мере, жить будем правдой и истиной, чтобы тем заставить других правду любить и истину почитать». (См. «Проповеди», прот. Р. Путятина ). III. Будем, братия, и для себя и для других любить истину и хранить правду. Неправда ни для кого не полезна, и беззаконие для всех пагубно. Почитая Усекновение главы Иоанна Предтечи, почтим истину, которую он так желал водворить; почтим этот день строгим воздержанием в пище и питии, дабы не уподобиться по жизни убийцам святого великого праведника, предававшимся в этот день объедению и пьянству, – помянем в своих молитвах всех страдальцев за истину и во главе их наших христолюбивых воинов, положивших живот свой за веру, царя и отечество. Беседа 4. В день св. апостолов Петра и Павла I. Однажды св. апостол Петр вопросил Господа: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» Иисус Христос отвечал ему: «Истинно говорю вам, что вы, поспедовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:27–28 ). Итак, если Сам Господь не отделяет славы Своей от славы учеников Своих, то могла ли Св. Церковь Его не прославлять их, не призывать их в молитвах своих? Поклоняясь единому во Св. Троице Богу, ублажая Пречистую Матерь Христа Бога нашего, мы, чада Православной Церкви, прославляем и призываем в молитвах наших также и верных рабов Божиих, наших старших братий, – во-первых, св. пророков, во-вторых – св. апостолов. Как между пророками Церковь преимущественно прославляет св. Иоанна Крестителя, так между апостолами – святых Петра и Павла: первого «яко апостолов предначальника», второго «яко паче паче всех трудившася» 109 . Св. Петр родился в Вифсаиде и назывался прежде Симоном, был сын Ионин и имел брата Андрея, названного Первозванным. Занятием их была рыбная ловля. Однажды Господь, идя по берегу Тивериадского озера, увидел Симона и брата его Андрея, закидывавших сети в воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Это не последняя ошибка Ап. Петра, который никак не хотел, чтобы Иисус Христос шел на Голгофу: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое ( Мф. 16, 21-23 ). Особенно часто с облаком как знаком присутствия Божия мы встречаемся в ветхозаветном рассказе об Исходе из Египта и странствии по пустыне. Облако сопровождает евреев в странствии, являет славу Господа перед ниспосланием манны, наполняет и покрывает (осеняет) скинию – палатку, в которой совершались богослужения. Греческий перевод, осуществленный в III в до Р. Х., по преданию, 70-ю еврейскими переводчиками. О Исходе напоминает еще одна деталь. Марк замечает, что Преображение произошло по прошествии дней шести (очевидно, по прошествии шести дней после исповедания Петра). Именно шесть дней требовались для подготовки Моисея к принятию откровения и лицезрению славы богоявления ( Исх. 24, 16 ). Церковь прекрасно понимает этот аспект Преображения. Не говоря уже о песнопениях праздника, святоотеческих поучениях об этом событии, с идеей крестной искупительной смерти Христа праздник Преображения связан даже своим местоположением в богослужебном календаре. Преображение Господне (6 авг. по старому стилю), последний Господский праздник уходящего церковного года, находится на расстоянии 40 дней от дня Воздвижения Креста Господня (14 сентября) – первого господского праздника наступающего года. Так связаны последний и первый праздники церковного года. Праздник, напоминающий о явлении славы Божией, и праздник, напоминающий о крестной искупительной смерти Спасителя. Псалмы со 120-го по 134-й. Рекомендуемые статьи Размер шрифта: A- 15 A+ Цвет темы: Цвет полей:

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

109 ...яко при Ильи бысть: “Горьсть мукы... не умалится?” – Имеется в виду библейский эпизод. Во время великого голода Илью-пророка по Божьему повелению должна была кормить вдова. Придя в Сарепту Сидоноскую, Илья попросил у встретившейся ему женщины дать ему напиться воды и накормить его. Эта женщина – вдова – ответила: «У меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот я наберу полена два дров, и пойду приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем». На это Илья сказал женщине: «...говорит Господь, Бог израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю...» ( 3Цар. 17 ). 110 И от того дне уставися монастырь сей. – Ростовский Петровский монастырь, что на Поле, находился на берегу озера Неро в трех верстах к северо-востоку от Ростова. Согласно «Повести», он был основан в XIII в. при епископе Игнатии. Исторические документы о монастыре сохранились только начиная со второй половины XVII в. Известно, что в монастыре в 1684 г. вместо деревянной была выстроена каменная церковь Петра и Павла. Летописи сохранили известие о существовании в Ростове Петровского монастыря еще в начале XIII в.: ростовский епископ Пахомий, умерший в 1216 г., до поставления в епископы (в 1214 г.) был тринадцать лет игуменом Петровского монастыря. По всей видимости, летописные известия относятся к другому Петровскому монастырю, более древнему. В. В. Зверинский (в кн.: Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897. Т. III. С. 125) считает, что второй (древнейший) ростовский Петровский монастырь находился не на восточной, а на западной окраине г. Ростова, недалеко от Спасско-Яковлевского монастыря, на улице Петровской. 112 Ахмыл – посол золотоордынского хана Узбека. В 1322 г., как сообшают летописи, он с большим воинским отрядом, сопровождая возвращавшегося из Орды московского князя Ивана Даниловича Калиту, пришел на Русь: «...и много зла учиниша Низовским градом, и Ярославль взяша сожгоша, и много полона безчислено взят» (Никоновская летопись//ПСРЛ. СПб., 1885. Т. Х. С. 188).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 августа Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне – одно из самых таинственных новозаветных событий. Предлагаем вниманию читателей фильм кинокомпании «Неофит» о Преображении Господнем и местах Святой земли. 19 августа Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне – одно из самых таинственных новозаветных событий. «После того, как Христос Спаситель открыл ученикам тайну Своих будущих страданий, Он взял троих из них: Петра, Иакова и Иоанна, – и взошел вместе с ними на гору Фавор помолиться. Во время молитвы Христос преобразился перед ними, и ученики увидели беседующих с Ним ветхозаветных праведников – Моисея и Илию, которые олицетворяют Закон и служение пророков. Лицо Спасителя и одежды сделались белыми, блистающими, как снег. И затем вершину горы осенило облако, и ученики слышали из облака глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17. 1-8) Предлагаем вниманию читателей фильм кинокомпании «Неофит» о Преображении Господнем и местах Святой земли. Увидев Христа во славе, Его ученики пали ниц в благоговейном страхе. Апостол же Петр сказал Спасителю: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», — не зная, что говорил» (Лк. 9. 33). Эти слова Петр произнес, будучи озарен нетленным светом Божества. В них – стремление приобщить весь мир к свету Преображения, к радости этого чуда. В этих словах – пророчество о грядущей миссии Церкви в мире, ибо сделать кущи, значит создать на земле обитель, дом для святыни, сделать так, чтобы все алчущие и жаждущие Божией правды могли приходить к этой святыне; чтобы нетварный свет Преображения разлился по всей вселенной; чтобы вся земная действительность стала белой, как снег, просияла, как просияли на горе ризы Спасителя. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников». Праздник Преображения отмечается Восточной Церковью с IV века. В календарь Западной Церкви он был введен папой Каликстом III в 1457 году.

http://pravmir.ru/prazdnik-preobrazheniy...

2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. 3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима (Ис. 2, 2-3). Приведенное выше финальное миссионерское повеление Господь Иисус изрекает также с горы (см. Мф. 28, 16). Но, повторим, при всей укорененности в Ветхом Завете, миссионерская открытость была достаточно непривычна и для иудейства, явно склонного к партикуляризму, и, по наследству, для иудео-христианства. Так что можно согласиться и с такой трактовкой миссионерской открытости Мф.: «Мф. отражает ступень напряженного, нарастающего становления (в еврейской среде) нового разомкнутого религиозного сознания, а у Марка идея универсализма представлена в качестве установившегося положения. Хронологическим переломом между борьбой-за и утверждением может считаться 50 год — год Апостольского Собора» . 93. Автор, обстоятельства и время написания Мф. Вновь, как и в случае с Мк., мы обращаемся к свидетельству Папия Иерапольского, около 120-го года (ср. § 42. 2), которое приводит Евсевий Кесарийский («Церк. ист.», III. 39): «Матфей на еврейском языке (E(brai+/di dialekt%) составил Изречения (ta lo/gia), переводил же их каждый, как мог» . Церковное Предание опознает в упоминаемом Матфее сборщика податей из Капернаума, который стал одним из Двенадцати (Мф. 9, 9). Также, судя по утверждению Папия, в основе греческого текста Мф. лежит некий прототекст, записанный «на еврейском языке». Возможно, именно этот текст и был самой ранней записью Евангельского Предания, осуществленной вскоре после Вознесения Иисуса, в 40-е — 50-е гг. Вероятно даже, что «первые записи Матфей сделал еще, когда сопутствовал Господу» . Сомневаться в правдивости свидетельства Папия прямых причин как будто нет, хотя не сохранился ни один из еврейских оригиналов упоминаемого им древнейшего прототекста. В то же время не теряет своего веса и общепринятая гипотеза о хронологическом приоритете Мк. перед всеми другими Евангелиями, в том числе и Мф. Ведь речь идет о том, что греческий текст Мф., как и Лк., был написан после и с использованием Мк. В свою очередь греческое Мк. могло быть составлено как перевод арамейской проповеди Петра, опиравшегося на тот самый «еврейский» прототекст Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

2. Аполлосовы (Личность Аполлоса и его отношение к Коринфской Церкви – Деян. 18:24 – 19:1 ) 3. Кифины («последователи» ап. Петра. Возможное противостояние иудаистически настроенных «кифиных» и «павловых» (еп. Кассиан) 4. Христовы (ап. Павел не выделяет их среди других партий. Мнения исследователей) Основной аргумент ап. Павла: Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?(1:13) III. Слово о Кресте (1:17 – 2:2) 1. Благовествование слова о Кресте – залог единства Церкви 2. Иудеи и эллины (язычники) перед словом о Кресте а) Иудеи ждут знамения (οημεον, Синодальный перевод – чудеса), а язычники ищут премудрость (οοφα) б) Крестный подвиг Христа для иудеев оказывается соблазном, а для язычников – безумием Иудеи. В Евангелии всегда на требование иудеев показать им знамения Христос отвечает прикровенными указаниями на Свои крестные страдания и смерть. Мф. 12:38 – 40 и Мф. 16:1 – 3 (и пар.) – «Знамение Ионы пророка»; Ин. 2:18 – 21 – «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»; Ин. 6:30 и далее – о Хлебе Жизни, «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (ст. 51). Неуверовавшие иудеи соблазняются, видя Христа на кресте, и, насмехаясь, продолжают просить знамения у Распятого ( Мф. 27:40 – 43 ) Эллины. См.: реакцию философов в Афинском Ареопаге на проповедь ап. Павла о Воскресении Христа из мертвых ( Деян. 17:22 – 23 ) в) Распятый Христос для уверовавших («призванных») иудеев и эллинов является Божией силой (δναμις) и Божией премудростью 3. Противопоставление силы/немощи и мудрости/безумия мира сего и Бога IV. Мирская мудрость и ум Христов (2:4 – 3:4) 1. Мирская мудрость и премудрость Божия, открывающаяся Святым Духом 2. Душевный человек и духовный человек: их отношения. Значения слов «душевный» и «духовный» для ап. Павла (ср. 1Кор. 15:44 – 46 ) 3. Ум Христов (2:16). Значения слова «ум» (νος). Ср. Ис. 40:13 . В еврейском тексте ( Ис. 40:13 ) сказано «дух Господа», но в Септуагинте стоит «ум Господа». Этот расширительный перевод дал Павлу возможность подвести итог своим доводам ярким высказыванием: «А мы имеем ум Христов». Иметь Дух Христов означает иметь и ум Господень» (Новая Женевская Библия )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2Пет.2:4 .  Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; 2Пет.2:5 .  и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; 2Пет.2:6 .  и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 2Пет.2:7 .  а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил 2Пет.2:8 .  (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) – В подтверждение мысли о неизбежности суда и погибели на лжеучителей, Апостол указывает три примера такого суда Божия из истории древнего мира: суд над падшими ангелами (ст. 4), над предпотопным человечеством, кроме Ноя с семьею (ст. 5 см. Быт 6–8 ), и над нечестивыми городами Содомом и Гоморрою (ст. 6 Быт 19 ), кроме праведного Лота (ст. 7–8). Грех ангелов, о котором говорит здесь, ст. 4, Ап. Петр, а равно и Ап. Иуда в своем послании (ст. 6), весьма многие толкователи древнего и нового времени понимали в смысле плотского падения ангелов, причем своеобразно истолковывалось повествование Быт.6:4 , согласно с некоторыми кодексами LXX-mu, Иосифом и Флавием (Antiquit. I, III,1), Филоном (De Gigant. § 2), книгою Еноха (гл. 6–10) и многими иудейскими и древнехристианскими толкователями. Но с духом всей библейской ангелологии это объяснение не мирится (см. в книге проф. свящ. А. Глаголева – «Ветхозаветное библейское учение об Ангелах». Киев, 1900, с. 201–205 примеч.). По Ин 8:44 , грех диавола состоял в отступлении или отпадении от истины и упорное коснение во лжи. Из 1Тим.3:6 по аналогии заключали, что первоначальным грехом диавола была гордость, а по догадке некоторых учителей Церкви, именно в отношении Сына Божия (ср. Евр 1:6 ). «Адский мрак», слав. «пленицы мрака», греч. σειρα ζφου, – синоним бездны Лк 8:31 . Во втором (ст. 5) и третьем (ст. 6) примере Апостол обращает мысль читателей уже к библейской истории человечества, причем рядом с карою над нечестивыми указывает и спасение благочестивых. «Для чего же к примерам худых людей он присовокупляет примеры добрых?.. Апостол как бы так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать живущих во грехах, как наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города Содомские. Умеет награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота» (блаж. Феофил).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010