Глава 6. Церковная реформа Петра I На рубеже XVII–XVIII вв. в жизни России и Церкви Российской произошли большие перемены, связанные с реформами первого русского императора Петра I. Чтобы лучше понять его деятельность, понять, что вдохновляло его на изменения в жизни страны, следует уделить внимание формированию его личности. Формирование личности Петра I . Петр (родился в 1672 г.) был сыном царя Алексея Михайловича от его второго брака с Наталией Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина Артамона Матвеева. Уже овдовевший царь Алексей очень дружил с боярином Матвеевым, который сочувственно относился ко всяким новшествам и пришедшим с Запада обычаям. В его. доме царь познакомился с Наталией Кирилловной, что по тем временам было необычным, так как русские боярышни жили очень замкнуто, в теремах. Брак царя Алексея с Наталией Кирилловной был счастлив, но продлился недолго. Царь Алексей скончался, когда их сыну Петру было четыре года. Несколько лет царствовал старший сын от первого брака Феодор (в 1676–1682), болезненный и слабый, а после его смерти наследниками остались два мальчика – младший сын Алексея от первого брака, болезненный и слабоумный Иван, и десятилетний Петр – здоровый, сильный, способный и живой. Бояре хотели видеть царем Петра, но его старшая сводная сестра царевна Софья сама хотела стать правительницей при больном и слабом Иване. Она подняла бунт московского войска – «стрельцов», пустив слух, что Нарышкины отравляют Ивана. Толпы стрельцов ворвались в Кремль. Напрасно Наталья Кирилловна вышла на крыльцо, ведя с собой обоих мальчиков-царевичей, напрасно пыталась она укрыть в церкви своих братьев – Нарышкиных. Вооруженная, ревущая, озлобленная толпа, как море, затопила Кремль, ворвалась во дворец. Убит был боярин Матвеев, воспитатель Натальи Кирилловны, растерзаны были оба ее брата. Что пережил десятилетний Петр, видя все это? Известно только, что с этого дня у него осталось судорожное нервное движение в щеке. Стрельцы добились, чтобы царями стали и Иван, и Петр, а по причине их малолетства правила бы Софья.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН [Андрей] (2.10.1637, или 1627, или 1639-16.10.1700), Патриарх Московский и всея Руси. Впервые упомянут в 1678 г. как архимандрит московского Чудова монастыря (1678-1686), где по его благословению был возведен Благовещенский собор. А. ввел в обители строгие порядки: в понедельник, среду и пятницу ворота мон-ря не открывались, на богослужении мужчины стояли отдельно от женщин, для чего были устроены отдельные входы. Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. А. насильно постриг К. П. Нарышкина (отца царицы Наталии). Осенью 1682 г. А. ездил с грамотами Патриарха Иоакима в Троице-Сергиев мон-рь к царевне Софье Алексеевне . Адриан, Патриарх Московский и всея Руси. Копия с портрета XVII в. (ГИМ) Адриан, Патриарх Московский и всея Руси. Копия с портрета XVII в. (ГИМ) 21 марта 1686 г. Патриархом Иоакимом А. был хиротонисан на Казанскую и Свияжскую митрополию. Здесь он написал сочинение против старообрядцев в защиту троеперстия - «О древнем предании святых апостол и святых отец... како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати». Во время последней болезни Патриарха (6-17 марта 1690) А. находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви. При поддержке царицы Наталии Кирилловны 22 авг. был избран и 24 авг. 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси. В послании пастве в связи с возведением на Патриарший Престол А. обосновал соотношение священства и царства («два начальства вышнейших на земле священство и царство») и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в к-рых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи», в т. ч. брадобритие, европ. одежду и курение табака (Есипов. С. 59-84). Др. окружное послание А. также было посвящено брадобритию: священникам вменялось в обязанность отлучать от Церкви тех, кто следует этому обычаю. Однако А. не распространил это повеление в отношении Петра I . Царь бывал на приеме в Патриарших палатах, и А. благословлял его в 1695 г., перед началом азовского похода, в 1696 г., после взятия Азова, и в 1698 г., по возвращении Петра из «великого посольства». На средства Патриаршей казны по приказу царя были выстроены 2 корабля (1698). Сохранилась (частично опубликована) переписка А. с Петром, а также грамоты Первосвятителя, записанные его секретарем иером. Карионом (Истоминым) , воеводам Б. П. Шереметеву, А. С. Шеину, Б. А. Голицыну, гетману И. С. Мазепе и др. (беловые автографы Кариона Истомина - РГБ. Тихонр. 634. Л. 185-212об.).

http://pravenc.ru/text/63584.html

Слово митрополита Варсонофия на региональных Рождественских чтениях декабря 2021 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на Рождественских образовательных чтениях Санкт-Петербургской епархии на тему " К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность " 2 декабря 2021 г. 11:00 Синий зал епархиального управления _____ Ваше Преосвященство, дорогой владыка Назарий, уважаемая Наталия Геннадьевна [Путиловская], уважаемые гости и участники Рождественских чтений, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую вас на наших традиционных Рождественских образовательных чтениях, тема которых приурочена к 350-летию со дня рождения выдающегося государственного деятеля - императора Петра Великого, которое мы будем отмечать в следующем году, и касается соотношения секулярного мира и религиозности. Александр Сергеевич Пушкин, как всегда, метко сказал о Петре Первом, что он " Россию поднял на дыбы " . В этих словах заключено глубокое понимание существа петровских нововведений. С церковной точки зрения непросто говорить о личности императора Петра Великого, поскольку все его реформы в отношении Церкви были направлены против основной ее миссии - спасения человека и заботы о духовных ценностях. А государь, как известно, хотел видеть в Церкви, подобие социального института, приносящего именно материальную пользу государству, игнорируя сакральный характер ее устройства. Конечно, с точки зрения земного устроения, заслуги Петра перед страной выдающиеся. Оценивая деяния великого реформатора, необходимо сказать о предпосылках к ним. В XVII веке цивилизованный мир коренным образом меняется. Во многих странах происходят перемены в экономике, политике и культуре, более тесно идёт взаимодействие, усиление влияние друг на друга в культурной, политической, экономической сферах. Россия не была исключением. События Смутного времени второй половины XVI века оказали на государство непосредственное влияние. Речь Посполитая стала проводником многого нового, появившегося на Руси. Главным реформатором этого века стоит считать " тишайшего " царя Алексия Михайловича - отца Петра I. При нем происходит начало реформы, сближающей нас с западным миром. Среди прочего, например, можно указать ввод войсковых подразделений европейского строя или, например, появление в России русской оперы - невиданного ранее явления.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

Волоколамск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Покровская церковь - бывший собор упраздненного в 1764 г. Варваринского монастыря - построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1695 г. по повелению царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной. Успенский придел пристроен в 1806 г. В 1870 г. увеличена трапезная. В 1878 г., по проекту архитектора Дмитриева, надстроена колокольня. В Успенском приделе находились две древние иконы - великомученицы Варвары конца XV - начала XVI века и Успения Божией Матери - XVI в. (ныне хранятся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике). Почитание великомученицы Варвары было связано в Волоколамске с Ульянией Волоцкой, женой волоцкого князя Бориса Васильевича, похороненной в 1503 г. в Возмищенском монастыре. Память святой мученицы Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары. Часто обе святые изображаются на одной иконе. Церковь не закрывалась. Святыни - чтимая икона Божией Матери " Достойно есть " . Покровская церковь — бывший собор девичьего Варваринского монастыря. До построения собора все здания в монастыре были деревянными. По описанию 1626 г., в обители имелась «церковь Успения древяна, клецки и церковь великомученицы Варвары — древяна, ветхая». Ныне существующая каменная церковь построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1695 г. по повелению царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. В соборе находились две древние иконы: великомученицы Варвары конца XV — начала XVI вв. и Успения Божией Матери XVI в. (ныне хранятся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике). Почитание великомученицы Варвары в Волоколамске связано с Иулианией Волоцкой, женой князя Бориса Васильевича. Память святой мученицы Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары. Часто обе святые изображались на одной иконе. В 1764 г. после упразднения монастыря собор стал приходским храмом. В 1806 г. с южной стороны к нему пристроили Успенский придел. В храме имеются еще два придела: во имя святой великомученицы Варвары и святого мученика Уара. В 1870 г. была увеличена трапезная, а в 1878 г. по проекту архитектора С.В.Дмитриева надстроена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=03213

С верою, любовью и состраданием В молитве к Божией Матери об избавлении от болезней и скорбей душевных и телесных есть такие слова: «И утоли печали моя, сокрушающия сердце. Ты бо еси возведение роду человеческому и в печалех скорая Утешительница». «Утоли моя печали» – так, не по месту своего явления или прославления, но по тем дарам и милостям, которые ниспосылает Царица Небесная людям, с верою молящим Ее о помощи, назван один из чудотворных образов Божией Матери. По именованию этого образа называлась и знаменитейшая в России община сестер милосердия, основанная княгиней Наталией Шаховской. Домовый храм общины, располагавшейся в Лефортово, был также освящен в честь иконы Пречистой «Утоли моя печали». Лефортовские истории История Лефортова начинается в Немецкой слободе. Здесь, в Немецкой слободе, в 1680-х годах поселился поступивший на русскую службу уроженец Женевы Франц Лефорт. Юный Петр I впервые увидел его на приеме еще в 1683 году, а потом крепко подружился с ним. В 1687 году Лефорт набрал собственный полк и отправился в крымские походы под начальством князя Василия Голицына, обретя в нем своего покровителя. И тем не менее за это Лефорт не попал в опалу к возмужавшему Петру. В августе 1689 года Лефорт поддержал Петра в его борьбе с царевной Софьей и со своим полком пришел к нему в Сергиеву лавру. Петр и Лефорт не только весело проводили время в Немецкой слободе и Преображенском, не только вместе плавали на Переяславском озере и ходили в Азовские походы. Лефорта называют первым руководителем Петра «в деле знакомства с Западом»: именно Лефорт подал царю идею отправить в Европу Великое посольство. И в самом конце XVII века он попросил Петра выделить земельный участок для своего полка, ибо его воины были расквартированы по всей Москве в частных домах, а также под большой плац для строевого обучения солдат. Петр немедленно согласился. Под плац и Солдатскую слободу он пожаловал огромную территорию на левом берегу Яузы, по соседству с Немецкой слободой. Так и появилось Лефортово, тогда называвшееся Лефортовской слободой. Имя Солдатской улицы хранит память о той Солдатской слободе, а Петропавловская церковь, выстроенная по личному приказу Петра и освященная в честь его тезоименитства, была приходской для слободчан.

http://pravoslavie.ru/3978.html

Время Петра Великого Период синодального управления в русской церкви Весь почти восемнадцатый век представляет собою одну из самых, сложных эпох русской истории. Еще конец XVII века и начало XVIII в, ознаменовываются большими реформами во всех областях жизни Русского Царства, и в церковных отношениях эти реформы являются значительными, важными и изменившими многие установленные положения и подвергшие их коренной ломке. То был век полного переустройства решительно почти во всех областях жизни. Как часто болезненный бывает чрезмерно быстрый рост организма, также болезненно было многое в тех, коренных, внезапных преобразованиях, которыми точно желали искоренить все старое даже если оно было хорошо, искоренись только лишь оттого, что оно было старое, а на месте этого старого насадить новое, не всегда удачное. В этой погоне за нововведениями было немало неудачного и преувеличенного. Желали освятить религиозную жизнь народа и ударились в протестантизм, желали усовершенствовать монашество и чуть было не разрушили его. Эпоха 18 века была эпохой доносов, судов над архиереями, погибавшими в ссылке и казематах, была эпоха смятенности, подавленности и страха. Реформы связываются с именем великого преобразователя Петра Великого. Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 года. Он был 14-е дитя многосемейного царя Алексея Михайловича и первый ребенок от его второго брака с Наталией Кирилловной Нарышкиной. Нарышкина Наталья Кирилловна была дочь небогатого тарусского дворянина Кирилла Полуектовича Нарышкина, который состоял в должности стрелецкого головы и находился на службе в Смоленске. Дочь сначала воспитывалась при нем, но потом её взял любимец царя Алексея Михайловича, Артамон Матвеев. У Матвеева она получила блестящее, к тому времени воспитание. Алексей Михайлович, несмотря на бесчисленные козни против его женитьбы, вступить во второй брак с Нарышкиной, от первого брава у него было 6 дочерей и 5 сыновей. Эта вторая жена дала Алексею Михайловичу еще 3 детей: сына Петра и дочерей Наталью и Феодору. Во всем этом большом семействе три лица были выдающимися: мачеха Наталья Кирилловна, падчерица Софья и маленький Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАДЕМИИ НАУК БИБЛИОТЕКА (БАН), первая рус. гос. б-ка. Основана в 1714 г. по указу Петра I . Первоначальный фонд составили 3 книжных собрания: б-ка Аптекарского приказа, б-ка курляндских герцогов (получена в дар от герцогини курляндской (буд. императрицы) Анны Иоанновны , включала в себя книги из прибалтийских провинций) и Готторпская б-ка. В первые годы своего существования б-ка пополнилась частными собраниями деятелей Петровской эпохи - А. А. Виниуса, Р. К. Арескина, П. П. Шафирова, Я. В. Брюса, И. В. Паузе. Книжные собрания Петра I, его сестры царевны Наталии Алексеевны, сына Алексея Петровича и книги из кремлевского дворца поступали в 1725-1729 гг. В 1718 г. б-ка начала обслуживать читателей, с 1725 г. находится в составе академических учреждений, в 1728 г. помещена в здании АН и Кунсткамеры на набережной Невы, в 1747 г. присоединена к АН, до открытия в 1814 г. Имп. Публичной б-ки являлась единственной общедоступной б-кой. Неоднократно меняла название: в 1714-1725 гг.- Б-ка Его Величества, Публичная, или Казенная, б-ка; в 1725-1747 гг.- Имп. Петербургская б-ка; в 1747-1917 гг.- Б-ка имп. АН; в 1917-1925 гг.- Б-ка РАН; в 1925-1992 гг.- Б-ка АН СССР; с 1992 г.- Б-ка РАН. Первый директор - лейб-медик Петра I Р. К. Арескин (1714-1718); первый библиотекарь - И. Д. Шумахер (1714-1761). В 1757-1765 гг. б-кой управляла комиссия в составе Шумахера, М. В. Ломоносова и И. К. Тауберта. Далее библиотекарями (т. е. директорами б-ки) были: Тауберт (1765-1771), С. К. Котельников (1771-1797), И. Ф. Буссе (1797-1800), Ф. И. Шуберт (1800-1818). В XVIII в. в б-ке уже существовали рус. и иностранное отд-ния (рус. фондами заведовал историк А. И. Богданов, затем О. Петров, иностранными - Ф. И. Брем, Г. Фрейганк, И. К. Бакмейстер), но номинально раздел произошел в 1819 г., когда главой рус. отд-ния был назначен П. И. Соколов, а главой иностранного - Х. Д. Френ. Во главе 1-го (рус.) отд-ния стояли: Соколов (1819-1835), Я.

http://pravenc.ru/text/63754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Елизавета Петровна. 1754 г. Худож. Г. Г. Преннер (ГТГ) (18.12. 1709, с. Коломенское Московской губ.- 25.12.1761, С.-Петербург), имп. Всероссийская (с 25 нояб. 1741), дочь имп. Петра I и имп. Екатерины I . Род. до офиц. заключения брака между родителями, в детстве жила в Москве и подмосковных селах Преображенское и Измайлово. Ее воспитанием занимались в основном сестра отца царевна Наталия Алексеевна и семья кн. А. Д. Меншикова. Цесаревна училась танцам, музыке, иностранным языкам (хорошо говорила по-французски, знала итал. и нем. языки). Гос. делами не интересовалась, хотя читала своей неграмотной матери официальные бумаги и даже иногда подписывала вместо нее указы. Петр I и его преемники видели в ее возможном браке средство для заключения политического союза: рассматривались варианты брака Е. П. с франц. кор. Людовиком XV, принцами Морицем Саксонским, Георгом Английским, Карлом Бранденбургским, Мануэлем Португальским, Карлом Августом Голштинским и другими претендентами, но замуж она так и не вышла. После смерти сестры имп. Петра II вел. кнж. Наталии Алексеевны в 1728 г. Е. П. имела все шансы стать основной претенденткой на трон. Но слухи о ее любовных похождениях дискредитировали ее репутацию при дворе и отдалили от Петра II. Она уехала в Александровскую слободу под Москвой, где ежедневно посещала богослужения в александровском в честь Успения Божией Матери монастыре и читала духовные книги. После смерти императора Верховный тайный совет, решавший вопрос о престолонаследии, сделал выбор в пользу Анны Иоанновны , Новая императрица не любила двоюродную сестру и видела в ней угрозу своей власти. Е. П. не имела права являться к императрице без предварительной просьбы или специального приглашения. Ей сократили содержание со 100 тыс. до 30 тыс. р., запретили устраивать у себя ассамблеи. В нач. 30-х гг. XVIII в. Е. П. переехала в С.-Петербург. Приход к власти В 1740 г., после смерти Анны Иоанновны и воцарения имп.

http://pravenc.ru/text/189799.html

В 1757 г. в обители приняла постриг с именем Нектарии и до самой кончины в 1771 г. жила княгиня Наталия Долгорукова. Дочь сподвижника Петра I фельдмаршала Бориса Шереметьева, она родилась в г. Лубнах в 1714 г. В 1729 г. Наталия была обручена с другом Петра II князем Иваном Алексеевичем Долгоруковым. Вскоре Петр II умер, и на престол взошла Анна Иоанновна, а Долгоруковы оказались в опале. Многие советовали Наталии расторгнуть помолвку, но девушка, по искренней любви к Ивану Алексеевичу и по совести («честная ли это совесть, когда он был велик, так я с радостью за него шла, а когда он стал несчастлив, отказать ему»), вступила с ним в брак (1730). На следующий день после венчания, супругов известили о ссылке. В Сибири у них родились дети Михаил (1731) и Димитрий (1738). Перед рождением младшего, Ивана Алексеевича увезли в Новгород, где в 1739 г. четвертовали. С разрешения царицы в 1740 г. Наталия поселилась в Москве и посвятила себя воспитанию детей. Когда старший сын поступил на военную службу и женился, она удалилась во Флоровский монастырь, а младший сын поселился в Киево-Печерской Лавре. В 1767 г. м. Нектария описала для сына Михаила и его жены свою жизнь с детства до приезда в Сибирь, а также приняла схиму. В 1769 г. на руках подвижницы умер тяжело больной сын Димитрий. Его похоронили у входа в Успенский собор Лавры. Там же впоследствии было предано погребению и тело м. Нектарии. В 1810 г. внук Иван Михайлович напечатал ее «Своеручные записки», которые сделали княгиню 1-й мемуаристкой России и неоднократно переиздавались. «Не хвалюсь своим терпением, но от милости Божией похвалюсь, что Он мне дал столько силы, что я перенесла… Невозможно бы человеку смертному такие удары понести, когда не свыше сила Господня подкрепляла… Я доказала свету, что я в любви верна: во всех злополучиях я была своему мужу товарищ… Во всех бедах, никогда не раскаивалась, для чего я за него пошла… Не тужу, что мой век пропал, но благодарю Бога моего, что Он мне дал знать такого человека, который того стоил, чтоб мне за любовь жизнью своею заплатить», – писала м. Нектария. Подвиг ее жертвенной любви воспели в стихах Кондратий Рылеев, Иван Козлов (в его поэме о княгине отражено предание, что перед постригом она бросила венчальное кольцо в Днепр), Николай Некрасов (поэма «Русские женщины»: «Пускай долговечнее мрамор могил,/Чем крест деревянный в пустыне,/Но мир Долгорукой еще не забыл,/а Бирона нет и в помине»).

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_(...

В 1801 году служили: Благочинный священник Павел Петров - 42 года. Из богословии. В настоящий чин определен в 1782-м году, на что и граммату имеет. Священник и дьячек родные братья, а диакон и пономарь с ними никакова родства не имеют. Подозрительных дел не было. Записи о дурных поступках нет. Жена ево Екатерина Иосифова - 39 лет. У них дети: Алексей Покровский - 15 лет обучается в тверской семинарии в синтаксиме, Николай Покровский - 13 лет обучается в тверской семинарии в синтаксиме, находясь в певческом архиерейском хоре, Арсений - 11 лет обучен словесной граммате, Анна - 9 лет, Олга - 6 лет, Пелагия - 3 года. Диакон Михаил Иоаннов - 24 года. Из реторики, в чтении и пении хорош. Подозрительных дел не было. Записи о дурных поступках нет. Жена ево Акилина Мартинова - 23 года. У них сын Арсений ­ полугоду. Дьячек Иоанн Петров - 24 года. Из реторики, в чтении и пении хорош, по нотам петь знает. Подозрительных дел не было. Записи о дурных поступках нет. Жена ево Ириния Васильева - 31 год. У них дети: Анна - 5 лет, Стефанида - 2 года. Состояшаго в светском ведомстве бываго пономаря Якова Иванова жена ево Ксения Анофриева - 55 лет. У них дети: Евфимия - 20 лет, Мария - 17 лет, Павел - 11 лет обучен словесной граммате, в 1800-м году дан указ со утверждением за ним пономарскаго места брата, Евдокия - 9 лет, Афанасий - 4 года. Умершаго пономаря Ивана Яковлева жена ево вдова Екатерина Петрова - 37 лет. У нее дети: Наталия - 9 лет, Агрипена - 6 лет. Умершаго священника Петра жена ево вдова попадья просфирница, определенная по согласию прихожан в 1799-м году, Екатерина Федорова - 68 лет. Дочь ее Елена Петрова - 21 год. Прихожан в селе Отмичах, в деревнях Щербове, Городенке, Ширякове, Зеленцы, Спиркове, Сухоручье, Степанкове, Лагунове, Чадове, Дуденеве, Краснобе, Воронцове, Дудорове, Воротькове, Каликине, в сельце Бурмакине - 174 двора (720 мужчин, 811 женщин). Церковь Покровская, построена в 1858 году, каменная, престолов три: в холодной Покрова Пресвятой Богородицы, в теплой Сошествия Святого Духа на Апостолов и Святого Пророка Илии.

http://sobory.ru/article/?object=22859

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010