Монофизиты успели устроить ему преемство. Из Элурова епископата в момент смерти Тимофея в Александрии находился лишь Федор, епископ Антинойский. Он и решил единолично рукоположить диакона Петра Монга во епископа. Петр Монг, совершив погребение Тимофея Элура, скрылся от ареста. Православный епископ Тимофей Салофакиол был вызван из неволи, водворен на епископском месте, и александрийские церкви силой власти переданы были ему. Но они пустовали. Народ был на стороне местного монофизитства и сопротивления Халкидону. Акакий извещал папу Симплиция ο победе. Но Восток этой победе не поддавался. Β Палестине и Сирии монофизиты усиливались и выживали халкидонцев. Египет пока шел по воле правительства, но там лишь немногие «приняли к сердцу Халкидон.» Акакий знал, что при таком равнодушии большинства на нем, как на первенствующем епископе, лежит вся ответственность за ход вещей на Востоке. B этом он убедил Зинона, и тот на него всецело полагался, чтобы удержаться за Халкидонский собор. Но раз центр интереса полагался в политике, то и нельзя было ждать абсолютной церковной устойчивости. B Сирии монофизиты также стяжали себе широкие симпатии масс. Здесь богословие эллинов в школе Антиохии было явлением «аристократическим,» не отражавшим вкуса масс. Носителями местного народного духа были монахи, a не епископы. B верхах епископата здесь господствовал образ мысли несторианский, a в низах — монофизитский. Тут веял дух восточного дуализма и спиритуализма . Долго жил здесь даже докетизм. За аполлинарианство здешние монахи ухватились также вследствие умаления Аполлинарием человеческой природы во Христе. Как во II в. Ноит проповедовал савеллианство ради прославления Иисуса Христа, так и теперь «ревнители благочестия» находили μια φσις более мистическим и более благочестивым лозунгом, чем δο φσεις. Ни Павел Самосатский, ни ариане здесь не были популярны из-за их «нечестивого» уклона в отношении прославления Иисуса Христа. Поскольку здешним аскетам казалось, что правительство, римская церковь и Халкидонский собор «несторианствуют,» постольку их ревностность во славу Иисуса Христа считалась ими делом благочестия .

http://sedmitza.ru/lib/text/435200/

56 Фолий— мелкая медная монета. 57 Акефалы-севериане— последователи Севера (некоторое время занимал антиохийскую кафедру, затем в 536 г. был осужден за ересь), основоположника одной из разновидностей монофизитства; сторонники этой христологической ереси полагали, что Христос рожден из двух природ, Божеской и человеческой, но пребывает в одной, так как в акте воплощения они слились воедино, и человеческая природа стала только принадлежностью его божества. Акефалами, т. е. не признающими над собой главы, называлась партия крайних монофизитов, которая отделилась от своего иерархического главы патриарха Петра Монга и отказалась принять генотикон, т. е. объединительный указ императора Зинона, стремившегося к компромиссу между православием и монофизитством. 58 Видит Бог,сохранивший от огня терновник и отроков...— подразумевается пылающий куст терновника, откуда Моисею явился ангел: его листья горели, но не сгорали. Также подразумевается библейский рассказ о вавилонском царе Навуходоносоре, который бросил в раскаленную печь не желающих поклоняться истукану из золота иудейских отроков Ананию, Азарию и Мисаила: отроки, однако, вследствие чуда, наградившего их праведность, не погибли в пламени. 59 ...юноши бегали, затеяв игру...— в оригинале говорится об игре под названием lysoporta, условия которой нам неизвестны. 60 Мимы— комические актеры. 61 Маврикий— византийский император, правил с 582 по 602г. 62 ...склонив голову...—значение фразы не вполне ясно. 63 Ориген— знаменитый христианский богослов (ок. 185 — 254 гг.), стремившийся согласовать христианство с языческой философией; потому он был отлучен от церкви и лишен сана. Император Юстианиан настоял на том, чтоб Ориген на соборе 543 г. был объявлен еретиком (монофизитом) и предан анафеме, а сочинения его были сожжены. 64 Гексаплы— не дошедшее до нас сочинение, в котором Ориген давал анализ и критику переводов Ветхого завета. 65 Помолись об Иоанне, чтобы и ему выпала десятка.— Очевидно, подразумевается достижение Иоанном высот духовного совершенства — ср.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

Кроме того, под «ересью страны Армянской» следует понимать монофизитство, не называющееся у армян именем своего изобретателя, т. е. Евтихия, и изначально внедряемого неофициально, негласно и не фиксируемого соборно, как то случилось впоследствии, к примеру, в 506 г., на I Двинском соборе. 50 Победившие под знаменем Халкидонского Собора император Зенон (474–491 гг.) и Акакий Константинопольский всё-таки видели силу антихалкидонской (монофизитской) реакции в Египте, Сирии и Палестине. И во имя государственного и церковного единения, к сожалению, вступили на путь компромисса и предательства Халкидонского Собора. Так, префект Египта получил инструкцию вызвать из подполья лидера египетских монофизитов Петра Монга, и сговориться с ним на основе подписания нового документа с принятием в общение православных. Этот новый документ и есть так называемый «Энотикон» («объединительное послание») императора Зенона. Редактирован он, по-видимому, самим Акакием Константинопольским. Император Зенон обращается в форме письма к «жителям Александрии, Ливии и Пентаполя, к епископам, клиру, монахам и народу». Опечаленный настоящими раздорами и внимая просьбам о церковном единении, император заявляет, что он поддерживает «вероопределения Никейского (325 г.) и Константинопольского (381 г.) Соборов, и всё, что сделано в Ефесе против Нестория и против иных, кои позднее думали так же, как и он…». «Да будет вам ведомо, что мы и повсюду сущие церкви не принимали, не приемлем и не будем принимать иного символа или вероопределения, кроме св. символа, изреченного 318 отцами, подтверждённого 150 приснопамятными отцами, коему последовали и святые отцы, собравшиеся в Ефесе, ниспровергшие Нестория и его единомышленников. Оного Нестория, а равно и Евтихия, мудрствующих противно вышесказанному, и мы анафематствуем, приемля 12 глав, изреченных блаженной памяти Кириллом Александрийским . Исповедуем также, что Единородный Сын Божий и Бог , поистине вочеловечившийся Господь наш Иисус Христос, Единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству, снисшедший и воплотившийся от Марии Девы Богородицы, есть Един, а не два.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом, естественно, решено было пожертвовать Иоанном Талайем, который бежал в Рим и там получил поддержку. На запрос папы Римского Феликса, преемника скончавшегося в 483 году Симплиция, о том, действительно ли Акакий вступил в общение с монофизитом Петром Монгом, получен был утвердительный ответ. Реакцией на него стал созыв папой Феликсом III Собора в Риме, который 28 июля 484 года объявил о низложении патриарха Акакия, заодно с папскими легатами, отправленными в Константинополь для встречи с Акакием и императором Зеноном, которые, несмотря на данные им инструкции, сослужили в имперской столице с Акакием, внесшим в их присутствии в константинопольский диптих имя Петра Монга. Разрыв общения между Церквами Рима и Нового Рима продолжался 35 лет – с 484 по 519 год, и на Западе он получил название акакианской схизмы. После смерти Акакия в 489 году на его место был поставлен Фраит, или Флаит, скончавшийся несколько месяцев спустя, и уже в 490 году столичную кафедру занял святой патриарх Евфимий, последовательный халкидонит. Определенным образом склонявшийся в монофизитскую сторону император Анастасий отправил его в 496 году в ссылку, но и его преемник Македоний тоже оказался приверженцем диафизитства. В 511 году он был низложен и отправлен в ссылку в Евхаит – город на черноморском побережье Понтийского диоцеза. На его место по указанию Анастасия был хиротонисан послушный императору Тимофей, приемлемый для местных монофизитов. Между тем бурные события происходили после Халкидонского Собора и в Антиохии. Характеризуя религиозные настроения жителей Сирии, А.В. Карташев писал: «Здесь богословие эллинов в школе Антиохии было явлением “аристократическим”, не отражавшим вкусов масс. Носителями местного народного духа были монахи, а не епископы. В верхах епископата здесь господствовал образ мысли несторианский, а в низах – монофизитский. Тут веял дух восточного дуализма и спиритуализма. “Ревнители благочестия” находили миа физис более мистическим и более благочестивым лозунгом, чем дуо физис. Ни Павел Самосатский, ни ариане здесь не были популярны из-за их “нечестивого” уклона в отношении прославления Иисуса Христа. Поскольку здешним аскетам казалось, что правительство, Римская Церковь и Халкидонский Собор “несторианствуют”, постольку их ревность во славу Иисуса Христа считалась ими делом благочестия» .

http://pravoslavie.ru/55203.html

Петр согласился — и был признан в Константинополе. Но сразу же обнаружилось неудобство его положения с Энотиконом. Хотя он с самого же начала, при его прочтении, истолковал его в чисто монофизитском смысле, в смысле отвержения новшеств Халкидонского собора и томоса Льва и признания единой природы, крайние монофизиты были недовольны тем, что в Энотиконе нет прямой анафемы на собор. И хотя сам Монг потом до трех раз произносил по разным случаям эту анафему, недовольство продолжалось и крайние выделились в особую секту (ακφαλοι). Недоверие их к Петру Монгу имело основание в том, что в посланиях к Акакию он говорил уже в другом тоне о соборе. Большинство монофизитов, однако, приняло Энотикон в его антихалкидонском толковании. Более важное значение имела оппозиция против унии с противоположной стороны — защитников Халкидонского собора. Заключая унию с Монгом, византийскому правительству пришлось устранить достигшего на деле не совсем чистыми средствами Александрийской кафедры Иоанна Талайю, бывшего эконома и пресвитера Тавеннисиотского монастыря в Канопе, претендовавшего быть законным и православным епископом Александрии после Тимофея Салофакиола. Вытесненный Монгом, он ушел сначала в Антиохию, а потом и в Рим под защиту папы. В Риме не могли, конечно, отнестись с одобрением к заключенной на Востоке унии при указанном отношении к Халкидонскому собору. Но папы приняли в этом деле сразу же слишком уж высокий тон. Еще до прибытии Талайи Феликс III (483–492), ввиду дошедших до Запада слухов о происходившем на Востоке, обращался с притязательными посланиями к императору и Акакию. Когда же явился — в роли нового Афанасия — Талайя со своей жалобой, Феликс поспешил вызвать Акакия к себе на суд. Папских послов на Востоке, однако, сумели заставить перейти на свою сторону, и они вступили с Акакием в общение и слушали за богослужением, как поминается имя Петра Монга. Когда папа узнал об измене послов от акимитов , в крайнем раздражении он низложил на соборе своих легатов и анафематствовал Акакия, написав ему о лежащем на нем отныне навеки осуждении (28 июля 484 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Как следует из начальных строк письма, оно адресовано монахам александрийского монастыря Эннатон. Именно в этом монастыре был погребен Севир Антиохийский после своей смерти в 538 г., и именно он был «духовной крепостью» монофиситской ереси. Там были акефалы – сторонники партии, отделившейся от александрийского патриарха Петра Монга в 482 г. после подписанного им Энотикона (в связи с чем они и были прозваны «акефалами», т.е. не имеющими церковного главы) 29 . «Это сочетание дисциплинарного воздействия и догматического наставления, которое мы наблюдаем в случае Александрии, полностью соответствует самосознанию Юстиниана о двойной ответственности, с одной стороны, за образ жизни епископов, а с другой – «за истинные Божии догматы ». В писаниях, которые посылались патриарху и александрийским монахам мы находим детальное обсуждение севирианской христологии» 30 . Юстиниан цитирует тех святых отцов, к которым всегда апеллировали еретики. Грилльмейер, рассматривая эти послания, категорически не согласен с E. Schwarmz’oм, охарактеризовавшим Юстиниана, как «императора-дилетанта в богословских вопросах» 31 . Что касается самого произведения «Против монофиситов», по оценке того же Грилльмейера, «оно дает хорошее представление о состоянии христологии Юстиниана в 540 г. перед началом спора о «трех главах " ». Император хорошо изложил халкидонское представление о воплощении и воспроизвел его способом, который еще не показывает предпочтений, в других обстоятельствах оцениваемых, как характерные черты его христологии, исключая unus ex trinitate» 32 . Перевод Текст сочинения «Против монофиситов» (Contra monophysitas; CPG 6878) был взят по изданию Contra monophysitas//Drei dogmatische Schriften Iustinians/ed. M. Amelotti, R. Albertella and L. Migliardi (post E. Schwartz). 2 ed. Milan: Giuffrè, 1973 (компьютерная версия TLG 5 2734/1). Разбиение текста на параграфы и абзацы соответствует этому тексту. Именно с этим связаны некоторые особенности нумерации: абзац, помеченный как параграф 17.4 и пропуск в нумерации между §§-ми 131 и 134. В последнем случае не удалось установить, связан ли пропуск в нумерации с пропуском текста. По сравнению с греческим текстом TLG, который воспроизводит современное издание, текст в Патрологии Миня (PG 86A, P. 1104–1146) отличается большим количеством пропусков, напр., там отсутствует фрагмент, соответствующий §§-ам 130–133. Из контекста можно предположить, что никакого пропуска нет, но окончательного вывода сделать невозможно. Поскольку в этом произведении Юстиниан часто цитирует святых отцов, то по возможности был произведен поиск цитируемых текстов в TLG.. Там, где русский перевод цитируемых источников уже существует, была сделана попытка найти его, но всегда предложен собственный перевод, не только потому, что существующий бывает иногда не совсем удовлетворителен, но для связности всего текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/pe...

В начале 429 г. в Африку вторглись вандалы. Это германские племена, которые пришли через Италию, Испанию, и создали в Африке свое примитивное государство. (Вандалы вели кочевой образ жизни, и часто совершали грабительские набеги на города Африки. Города слабели. При Юстиниане в V веке воины Велизария вырезали вандалов, но затем пришли арабы). Вандалы были арианами, и Африканская Церковь как православная искала помощи у папы, и при Льве Великом вошла в юрисдикцию Рима. 4. Взаимоотношения Рима и Константинополя в кон. V–VII bb Разрыв общения Рима с Константинополем. После Халкидонского собора мир между Востоком и Западом в течении некоторого времени еще сохранялся. Но затем произошел раздор из-за схизмы Акакия. Акакий был Константинопольским патриархом. И папа Феликс III разорвал в 484 г. общение с Константинопольской патриархией, так как Акакий подписал Энотикон императора Зенона. Энотикон подписали и патриархи Александрийский Петр Монг и Антиохийский Петр Гнафевс (монофизит). Поскольку оба патриарха находились в евхаристическом общении, то Рим, применив принцип пантагеозности, разорвал с ними общение. Константинополь не был монофизитским, но подписал Энотикон под давлением Зенона. Это послужило причиной первого крупного разрыва с Римом, длившийся до 518 г. Раскол уврачевали при папе Гормизде и Константинопольском патриархе Иоанне Каппадокийском в 518 г. Однм из условий папы для восстановления общения было подписание формулы (хартии), в которой излагалась папистская доктрина: «Первым условием спасения является хранение истинной веры и неотрывное пребывание в отеческом предании. Никто не может опустить слова Господа нашего Иисуса Христа, говорящего: «Ты еси Петр, и на сем камне созижду Церковь Мою». То, что было сказано, оправдывается и ходом дел, ибо на апостольской кафедре всегда пребывает неизменной кафолическая религия». Далее в хартии шло анафематствование всех монофизитов от Евтихия до Петра Монга и обещание всегда следовать тому, что будет предписывать «апостольская кафедра».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2-я книга (события 450-474 гг.) открывается описанием Вселенского IV (Халкидонского) Собора 451 г. (II 2-4), к-рый установил догматы христологии . Его решения явились камнем преткновения для дальнейшего развития единой Церкви. Важность этого Собора подчеркивается тем, что Е. С. в конце книги приводит эпитому актов Собора (II 18). Основное внимание автора обращено на историю борьбы за сохранение халкидонского вероисповедания в Вост. Церквах: описаны антихалкидонское движение в Палестине и Сирии (II 5), противостояние в Александрии сторонников ересиарха Тимофея II Элура , патриарха Александрийского, и правосл. патриархов Протерия Александрийского и Тимофея II Салофакиола Александрийского (II 5, 8-11). Имп. Маркиан изображен автором как благословенный правитель, чей приход к власти предвещали знамения и чье благочестие неизменно защищало империю от бедствий (II 1, 6). Личность имп. Льва I вызывает сочувствие историка, Е. С. уделяет большое внимание усилиям императора по поддержанию церковного единства, содержанию его «Окружного послания» (468), к-рым подтверждались определения Халкидонского Собора (II 9-10; приведен текст документа). Отдельная тема книги - падение Зап. Римской империи: убийство Флавия Аэция, имп. Валентиниана III и разграбление Рима вандалами в 455 г., история последних рим. императоров 60-70-х гг. V в. (II 7, 16). 3-я книга (события 474-518 гг.) повествует о времени правления императоров Зинона и Анастасия I, о борьбе между сторонниками и противниками Халкидонского Собора за влияние в Церквах Востока, в основном в Александрийской и Антиохийской. В связи с деятельностью ересиархов Тимофея Элура, Петра Монга, Севира изложена история принятия «Энотикона» имп. Зинона, приведен текст этого документа. Освещается история возникновения Акакианской схизмы (III 17-21). Е. С. описал события войны между императорами Зиноном и Василиском в 474-476 гг. (III 3-8), восстания Теодориха Скифа, Маркиана, Илла против Зинона (III 25-27). Правление имп. Анастасия освещается автором кратко, но есть упоминание об отмене налога с городского населения (хрисаргира) (III 39). Е. С. доброжелательно относится к этому императору, в то же время сочувствует низложенным имп. Анастасием патриархам Македонию II К-польскому и Флавиану II Антиохийскому, правда признавая, что в целом император стремился к сохранению мира в Церкви и был противником нововведений (III 30, 32). Е. С. касается событий Исаврийской войны (III 35), византийско-персид. войны 502-506 гг. (III 37), мятежа Виталиана (III 43), восстания в К-поле в 512 г. (III 44). В этой части повествования Е. С. впервые подробно обращается к событиям светской истории. В следующих книгах светская история начнет преобладать над церковной. Отдельное отступление посвящено полемике Е. С. с языческим историком нач. VI в. Зосимом (III 40-41).

http://pravenc.ru/text/180871.html

Иоанна александрийского, Иоанн Талайя, сделался папой Александрии. Разумеется, извещение об этом событии было составлено с известными приемами. Но нужно было случиться, что доверенное лицо Иоанна Талайи, явившись в Константинополь, сделало самую невозможную ошибку. Обычай того времени требовал, чтобы новые епископы в городах рассылали свои синодики в качестве известительных посланий о своем поставлении. В этих посланиях епископы излагали свою веру. Они назывались «синодиками», потому что собор (σνοδος), избиравший нового епископа подписывал их, удостоверяя тем свое единомыслие в вере с новоизбранным епископом. По существующему обычаю, эта грамота должна была быть вручена Акакию, патриарху константинопольскому. И хотя константинопольские епископы были самыми неприятными лицами для Александрии, но церемония соблюдалась. инструкция, которой были снабжены послы александрийского епископа, гласила, что они должны руководиться указаниями сановника Илла, стоявшего во главе заговора против Зинона. Но когда послы прибыли в Константинополь, то оказалось, ко вреду Иоанна Талайи, что Илл получил назначение на пост главнокомандующего на востоке и был уже в Антиохии. Послы Талайи были настолько тупоумны, что, явившись в Константинополь, не вручили Акакию грамоты, а отправились в Антиохию за инструкциями к Иллу. Произошла путаница — и в каком комическом положении оказался епископ Константинополя! Ему было нанесено оскорбление: явились послы — и не представили грамоты. Между тем, римский епископ чрез константинопольского справлялся и о делах в Египте; так было и теперь при Акакии. В Риме было известно о смерти Тимофея Салофакиола, но преемник его не был известен. Акакий был поставлен в невозможное положение. Зная о поставлении Иоанна Талайи, он не мог официально сообщить об этом, так как не получил синодики от послов — и, следовательно, не мог вступить в общение с ним, не будучи уверен в его православии. Это раздражило Акакия и он, конечно, не мог стоять за утверждение Иоанна Талайи. Между тем у Петра Монга в Константинополе была сильная партия, которая распространяла слухи, что Талайе не по плечу поддерживать согласие в Александрии и что его управление будет так же безрезультатно, как и Салофакиола, а лучше утвердить такого человека, как Петр Монг, излюбленный александрийцами; ему будет под силу управлять александрийцами ко благу церкви. При этом стали представлять, что Петр Монг не так черен: он не противник Халкидонского собора и согласен пойти на компромиссы. Петр Монг с его качествами выходил человеком словно нарочито созданным для поддержания своего положения. Таким образом, появился в свет «νωτικον» Зинона, «соединительное послание» в Египет. Его составлял не Зинон, а всего вероятнее Акакий, которому потом ставили в вину появление энотикона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

1972. P. 227-228). Но торжество Севира не было окончательным: от него отделились епископы городов пров. Сирия Вторая: Апамеи, Епифании и Оронта ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 33-34). Ок. 517 г. папе св. Гормизду было направлено письмо, подписанное 207 монахами Сирии Второй, с обвинениями против Севира (Coll. Avel. N 139). Движение в поддержку Халкидонского Собора и за союз с Римом усиливалось в европ. областях. В 512 г. епископы Иллирика под рук. Алкисона Никопольского (Эпир) обратились за поддержкой к папе Симмаху (498-514), к-рый одобрил их в ответном послании (Ibid. N 104). В 516 г., при преемнике Алкисона, Собор Эпира возобновил сношения с папой св. Гормиздом (514-523), усмотревшим в этом важный шаг в борьбе с ересью (Ibid. N 119-120). Халкидониты нашли своего лидера в лице выступившего против имп. Анастасия I фракийца комита Виталиана ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 43). Последний, имея, по нек-рым сообщениям, личные мотивы неприязни к Анастасию, воспользовался экономическим недовольством федератов балканских провинций, которым снизили денежные платежи, и враждебностью халкидонски настроенного населения Фессалоникийской митрополии к политике императора, что определило широкий размах его мятежа ( Кривушин. 2001. Т. 2. С. 143-144. Примеч. 472). В 514 г. Виталиан осадил К-поль, требуя среди прочего смены церковной политики Анастасия I. Император объявил о своей готовности убрать «теопасхитскую» прибавку к Трисвятому и устранить разрыв с Римом. В 2 посланиях - от 28 дек. 514 и 12 янв. 515 г.- император пригласил Римского епископа к участию в Соборе, который должен был состояться во Фракии, в Ираклии (Coll. Avel. N 107, 109). Однако требования папы о полном принятии Халкидонского Собора и об осуждении Диоскора, Тимофея Элура, Петра Монга и Акакия (Ibid. N 115) противоречили стремлению к миру, как понимал его сам император. Неудачная попытка Виталиана взять К-поль в 516 г. дала ему отсрочку, а в ответ на действия нового рим. посольства в К-поле, стремившегося объединить против него халкидонитов, он в 517 г. отправил резкое письмо папе Гормизду, означавшее полный разрыв с Римом (Ibid. N 138). Церковные историки были единодушны в описании всеобщего хаоса в Церкви, к которому привела политика имп. Анастасия ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 30; Mich. Syr. Chron. IX 11), что было особенно характерно для последних лет его правления ( Кривушин. 2001. Т. 2. С. 85. Примеч. 240). М. в эпоху императоров Юстина I и св. Юстиниана I (518-565)

http://pravenc.ru/text/2564126.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010