В других патриархатах тоже не получилось умиротворения.    Антиохийский патриарх Каландион не хотел принимать Энотикона. Его защищали временно политические обстоятельства. Патриций Илл получил почетное удаление от двора на Восток. Туда же прибыл фракийский генерал Леонтий. Илл выдвинул его, как конкурента Зинону на занятие трона. Для этой интриги было использовано пребывание в Исаврии тещи Зинона, императрицы Верины. Илл привез ее в Таре и уговорил короновать Леонтия. Иерархи Востока должны были признать Леонтия. Но когда Зинон победил Леонтия, Каландион был сослан в оазис. Петр Гнафевс был вызван из ссылки и в четвертый раз водворен на Антиохийскую кафедру. Он принял Энотикон. Но у него, как в Александрии у Петра Монга, также образовалась оппозиция крайних...    Это Петр Гнафевс (Сукновал) ввел на литургии чтение Никейского символа веры с тенденцией против Халкидонского собора. Он же ввел в Трисвятом пении добавки: «Распныйся за ны». Это было заменой формулы «Бог пострадал», намек на «единое естество». Это «распныйся за ны» стало лозунгом, «военным кличем» монофизитства, как в свое время у донатистов — «Deo laudes!»    Другие сирские епископы в большинстве подписали Энотикон и вошли в общение с патриархами Антиохийским и Александрийским.    B Палестине преемник Ювеналия Анастасий с собором своих епископов приняли перед тем Энкиклион Василиска. Сменивший Анастасия в 478 г. Мартирий также принял Энотикон и отрекся от Халкидона. Но и здесь, как в Александрии и Антиохии, оппозиция крайних (монахов) была против всяких компромиссов и не удовлетворилась Энотиконом. 35-летнее разделение церквей (484—519 гг.) из-за Энотикона    Папа Симплиций все время упрашивал столицу изгнать Петра Монга. Каково же было его изумление, когда он в 482 г. получил известие о непризнании избранного на Александрийскую кафедру Иоанна Талайи и продвижении на его место Петра Монга. Папа написал императору об отмене такого назначения и Акакию — об осведомлении: в чем дело?    Акакий не ответил ни слова (!).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вслед за папой Феликсом III , который еще в 484 г. запретил православным монахам в Константинополе общение с Константинопольской церковью, пока не будут официально осуждены Петр Монг и Акакий, либеллус папы Гормизда анафематствует восточных патриархов: александрийских – «убийцу» Тимофея Элура и Петра Монга, антиохийского Петра Кнафея и константинопольского Акакия, вместе с теми, кто пребывал с ними в общении. При этом ничего не говорится о нехалкидонских приверженцах Монга и Элура. He упомянуты и имена патриархов Тимофея Константинопольского и Севира Антиохийского – последователей Монга и Элура, пользовавшихся благосклонностью императора. В заключение либеллус требует признать известное догматическое послание Льва Великого , адресованное второму Эфесскому собору в 449 г. («Томос к Флавиану»), и все прочие его письма по вопросам веры. Только на этих условиях восточные христиане могли быть допущены к причастию в западных диоцезах. 28 марта 519 г. в присутствии легатов патриарх на Престоле храма св. Софии подписал libellus Hormisdae и вычеркнул из диптиха имена Акакия и его преемников, а также императоров Зинона и Анастасия (хотя имена патриархов Евфимия и Македония II удалось в диптихе сохранить). Все прочие греческие епископы также должны были подписать либеллус. Церковный раскол на высшем уровне был преодолен, однако не все греческие епископы согласились с таким решением. Особое неприятие вызывало осуждение Акакия, Евфимия и Македония: восточные епископы считали, что для низложения патриарха требуется решение собора, тогда как Рим полагал, что для этого вполне достаточно соборного осуждения ереси в целом, что и было сделано Халкидонским собором. Эфесский епископ Феозебий, вызванный для подписания либеллуса, просил три дня отсрочки, провел это время в молитвах, а на третий день был найден мертвым. Это спровоцировало в Эфесе беспорядки, во время которых звучали нападки и оскорбления в адрес Халкидонского собора. Епископ Фессалоникийский Дорофей, викарий римского папы, состоявший в общении с Константинопольской церковью, собрал собор и высказался в том смысле, что libellus Hormisdae угрожает вере. Начались народные волнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается действий Геласия против Петра, то корни их лежат в политике папы Феликса III (см. прим. 184), кото-рый принял в Риме бежавшего Иоанна Талайю и отлучил Акакия Константинопольского и Петра Монга. Геласий же, став папой, составил послания, в которых утверждал, что Акакий без позволения Рима не имел права вести дело о восстановлении Александрийского епископа Петра Монга, ранее (в 477 г.) низложенного, так как Акакий – всего лишь подчиненный (суффраган) митрополита гераклейского, а епископ Александрии, как епископ второй апостольской кафедры, подсуден только епископу первой апостольской кафедры, т.е. папе римскому. 580 Акакий (ум. в 489 г.), патриарх Константинополя с 472 г. Он был пресвитером в Константинополе и поддерживал сношения с монофизитами. В начале своего понтификата Акакий демонстрировал свою лояльность Риму, отвергнув энциклику императора Василиска (476 г.), который осуждал учение Халкидонского собора. Однако когда Зенон восстановил свою власть, Акакий вернулся к некоторым своим взглядам: его считают автором «генотикона», изданного в 482 г. Тогда же он прилагает много усилий для усиления прерогатив Константинопольского патриархата. В частности, ярким примером такого усиления были события в Александрии – борьба Петра Монга и Иоанна Талайи за место патриарха (см. прим. 200). См. также прим. 184 об Акакиевой схизме. 581 Гонорат Антонин, жил во время правления короля вандалов Гизериха (429–477 гг.). Ок. 437 г. он написал Epistola cohortatoria испанцу Аркадию (причиной ссылки православного Аркадия можно назвать то, что вандалы были арианами, см. об этом у Виктора Витенского). Константина (бывш. Цирта), столица Нумидии, расположенная на берегу реки Ампсагас. 582 Цереалий, епископ Castellum Ripense в Африке. Он присутствовал на семинаре католиков и ариан, который состоялся в 484 г. по приказу короля вандалов Гунериха. Цереалий написал «Книгу против Максимина арианина». Максимин был епископом Наррагары в Проконсульской Африке. 583 Король вандалов Гунерих в 480/481 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зенон находил, что, издавая «Энотикон», он предлагает при­емлемый для противостоящих сторон компромисс, но посколь­ку в делах веры, как, впрочем, и в науке и всюду, где речь идет не об интересах, а об истине, по природе вещей нет места для компромисса, инициатива императора и патриарха Акакия, как стали в эту пору уже официально титуловать предстоятелей пяти первенствующих по диптиху церквей, основана была на зыб­кой почве и успехом не увенчалась. Результатом издания это­го акта вместо преодоления разделений стало их умножение: появилась партия сторонников «Энотикона», навербованная из прежних диафизитов, вроде Акакия и преемника святителя Юве­налия Иерусалимского Анастасия, и монофизитов – Петра Монга Александрийского и Петра Гнафевса, или Сукновала, Антиохий­ского; последовательные халкидониты и монофизиты отвергли «Энотикон», так что составилось не три, как часто характеризу­ют сложившуюся ситуацию историки, а четыре партии: отверг­шие «Энотикон» православные и монофизиты, и принявшие его ради лояльности императору, но оставшиеся со своими прежни­ми диафизитскими или монофизитскими убеждениями, склонные к беспринципным компромиссам «потаковники», как называли подобных им иерархов и других церковных деятелей в допетров­ской России. В год издания «Энотикона» скончался православный патриарх Александрии Тимофей Салофакиил. После смерти Элура, с 477 г., египетские монофизиты признавали своим предстоятелем его преемника Петра Монга, но он был неприемлем для православ­ных диафизитов Египта, и они избрали своим предстоятелем эко­нома церкви святого Иоанна Александрийского Иоанна Талайу. Посланник нового Александриийского папы, явившись в столи­цу, допустил оплошность: вместо того, чтобы вручить известительную грамоту о поставлении Иоанна Талайи патриарху Кон­стантинополя, он отправился из столицы сразу в Антиохию, где в то время находился влиятельный сановник Илл, назначенный магистром Востока и уже замышлявший мятеж против Зено­на. Встретиться с Иллом представителю Иоанна Талайи реко­мендовано было православными александрийцами, потому что его считали покровителем диафизитов. Патриарх Акакий был оскорблен тем, что его проигнорировал посланец новоизбран­ного папы Александрии, поэтому он пошел на признание уме­ренного монофизита Петра Монга, признавшего «Энотикон», законным предстоятелем Александрийской церкви в надежде, что ему удастся достичь примирения и восстановления единства Египетской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Исповедуем, что единородный Сын Божий и Бог , истинно вочеловечившийся Господь наш Иисус Христос, единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству, сошедший и воплотившийся от Святого Духа и Марии Девы и Богородицы, есть один, а не два. Говорим: есть один и в чудесах, и в страданиях, которые добровольно претерпел плотью. А мнения тех, которые разделяют Его, или сливают, или в воплощение вводят призрак, отнюдь не принимаем. (...) Кто же мыслил или мыслит что-либо другое теперь или в иное время, в Халкидоне ли или на ином каком соборе, того анафематствуем, в особенности же Нестория и Евтиха с их единомышленниками». В конце послания содержится призыв к присоединению к духовной матери-Церкви и восстановлению общения «на основе вероопределения 318 отцов». Энотикон стал типичным политическим компромиссом, который имел целью примирение с противниками Халкидона ценой взаимных уступок: император и патриарх Акакий (которого не без оснований считали вдохновителем и подлинным автором послания) признавали антихалкидонита Петра Монга законным александрийским патриархом Петром III (482–490), а тот встречно отказывался от открытых анафем Халкидонскому собору и вступил в общение с Константинопольской Церковью. Иоанн Талайя бежал в Рим под защиту папы. На первых порах усилия Зинона увенчались успехом. Петр Монг подписал документ, объявив его «победой православия», и вступил в общение с Акакием (что вызвало отпадение непримиримой партии – так называемых акефалов 21 ). Позднее к Энотикону присоединились и другие епископы, в том числе Петр II Кнафей, с разрешения Зинона вернувшийся на антиохийскую кафедру в 485 г. Церковное единство в Империи казалось восстановленным. Папа Римский Феликс II (III) (483–492) оказался тогда единственным, кто усмотрел в происходящем попрание духа Халкидонского собора. Узнав о возведении Петра Монга на александрийскую кафедру, он направил своих легатов в Константинополь с посланием к императору, но легаты под давлением властей вынуждены были сослужить константинопольскому патриарху Акакию, на которого жаловался папа, в момент внесения в диптихи имени монофизита Петра Монга. Монахи-акимиты немедленно известили об этом Рим. Папа воспринял действия Акакия как измену халкидонскому вероучению, в июле 484 г. собрал в Риме собор из 77 епископов и отлучил, низложил и анафематствовал Акакия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

35-летнее разделение церквей (484-519 гг.) из-за Энотикона А.В.Карташев. Вселенские соборы//IV Вселенский собор 451 г. в Халкидоне (оглавление) Папа Симплиций все время упрашивал столицу изгнать Петра Монга. Каково же было его изумление, когда он в 482 г. получил известие ο непризнании избранного на Александрийскую кафедру Иоанна Талайи и продвижении на его место Петра Монга. Папа написал императору об отмене такого назначения и Акакию — об осведомлении: в чем дело? Акакий не ответил ни слова (!). Папа Симплиций болел и скоро, в 483 г., умер. Β это время прибыл в Рим Иоанн Талайя и подал папе формальную жалобу на Акакия. Новый папа Феликс III реагировал чисто в римском духе. Он послал в Константинополь двух епископов и одного юриста (дефенсора Тутуса) с письмом к императору и Акакию. Посольству даны были инструкции держать связь с акимитами, как твердыми защитниками Халкидона. Легатов сразу по прибытии в Константинополь взяли под почетный арест. Письма y них отобрали, убедив отдать их добровольно. Te сдались и согласились сослужить с Акакием. Β их присутствии Акакий внес имя Петра Монга в диптихи. Это значило, что римская церковь публично признает положение, созданное Энотиконом. Но акимиты возмутились этой дипломатией и донесли в Рим. Возвратившиеся легаты нашли папу уже осведомленным и разгневанным. 28 июля 484 г. Римский собор из 77 епископов низложил легатов и отлучил их, a также низложил и дерзкого патриарха Акакия. Β вину Акакию вменялось то, что он позволил императорской власти распоряжаться судьбой Халкидонского собора, не известив папу, который был одним из создателей этого собора. Сверх этого Акакий виноват в том, что не откликнулся на запрос папы и злоупотребил доверчивостью папских послов. «Multarum transgressionum reperivis obnoxius,» — писал папа в отлучительном письме. «Ты лишен священства, отлучен от кафолического общения и от числа верных. Ты не имеешь больше права ни на имя иерарха, ни на священные действия. Таково осуждение, которое налагается на тебя судом Духа Святого и властию апостольскою, носителями каковой мы являемся.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435209/

Рассказ о внутрицерковной борьбе отличается в целом неясностью и запутанностью. В решении темы противостояния защитников истины и их оппонентов нет и следа феодоритовской четкости. Лучший пример – «темное» изложение истории борьбы за епископский стол Александрии Петра Монга и Иоанна во второй книге, где чрезвычайно трудно понять, кто из ее участников на самом деле является ортодоксом – Акакий Константинопольский, защитник Петра, или римские епископы Симплиций и Феликс, покровители Иоанна. При этом главные герои представлены весьма негативно: Петр все время норовит изменить Халкидонскому символу, а Иоанн оказывается настоящим клятвопреступником. При трактовке епископов-защитников ортодоксии Евагрий почти всегда избегает панегирического тона, столь характерного для его предшественников. На фоне таких православных исполинов, как Афанасий Александрийский , Василий Великий , Иоанн Златоуст или Амвросий Медиоланский , епископы Евагрия кажутся карликами, людьми с обычными человеческими слабостями и недостатками. Исключениями являются антиохийские патриархи Анастасий и, особенно, Григорий, патрон Евагрия, однако участие последнего в религиозной борьбе никак не обозначено. И конечно, мы не найдем в «Истории» ни одного мученика, пострадавшего за истину. Настойчиво и даже навязчиво звучит мотив непостоянства в вере. Наиболее яркой иллюстрацией тому служит описание антиохийского епископа Петра Сукновала и александрийского епископа Петра Монга, которые то поддерживают халкидонское вероисповедание, то отвергают его, лишь бы сохранить свои престолы: Петр Сукновал, пишет Евагрий, «будучи человеком переменчивым, непостоянным и приспосабливающимся к обстоятельствам, совсем не придерживался одного и того же образа мыслей. Он то предавал анафеме Халкидонский собор, то говорил противное и всячески защищал его» (III. 17). Епископы неизменно уступают нажиму со стороны властей, своих коллег или неуемных монахов. Азиатские архиереи с готовностью поддерживают еретическое послание императора Василиска, но после его смерти публично каются перед Акакием Константинопольским, говоря, что их заставили подписаться против их воли (III. 5; 9). Под давлением моносфизитского смутьяна Ксения епископ Антиохии Флавиан сдает одну за другой свои ортодоксальные позиции (III.31). Многие антиохийцы, «принужденные необходимостью и насилием», принимают еретическое послание Севера (III. 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилла Александрийского. Несторий и Евтихий осуждались, а единство в вере декларировалось на основе принятия Никео-Константинопольского Символа веры ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 8; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 14; Schwartz. 1927. S. 52-54). Это был искусный дипломатический шаг, посредством которого удалось достичь внешнего единства между К-полем и Александрией, но в долгосрочной перспективе его последствия оказались неудачными. Под давлением антихалкидонитов Петр Монг после принятия «Энотикона» должен был публично осудить «Томос» свт. Льва и Халкидонский Собор, но даже это не успокоило группу непримиримых, отделившихся от Петра ввиду того, что он не прерывал общения с предстоятелями, не осудившими Халкидонский Собор ( Zach. Reth. Hist. eccl. VI 2). Вместе с тем такое публичное анафематствование воспрепятствовало реинтеграции халкидонитов Александрии из числа бывш. сторонников сщмч. Протерия ( Frend. 1972. P. 180). Антиохийский патриарх Календион (ок. 479-484) отказался признать Петра Монга, но из-за участия в заговоре Илла он был сослан в окт. 484 г., а вновь занявший Антиохийскую кафедру Петр Гнафевс принял «Энотикон» ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 16). В Риме были недовольны признанием Петра Монга. Новый папа Римский Феликс III (483-492) направил в К-поль легатов, которых заключили под стражу, а затем вынудили признать рукоположение Петра. По возвращении их обвинили в предательстве и низложили ( Liberat. Breviar. 18). 28 июля 484 г. Римский Собор в составе 77 епископов торжественно отлучил патриарха Акакия ( Frend. 1972. P. 182), положив начало продолжительной акакианской схизме между Римом и К-полем (484-519). Церковная политика императора Анастасия I (491-518) Преемник имп. Зинона имп. Анастасий I склонялся к М., но в его понимании «Энотикон» не означал отказа от Халкидонского Собора. Такой подход был для него основой в переговорах о восстановлении отношений с Римом. Поскольку он стремился прежде всего к церковному миру, то позволял, чтобы в городах руководили епископы, представлявшие преобладающее там направление с т.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

В Константинополе в это время произошел очередной переворот. Законный наследник престола Зенон бежал из города. Власть захватил узурпатор Василиск, сторонник монофизитов. Он вытащил из ссылки Элура и издал особый документ под названием Энциклион, где предал анафеме Халкидонский собор и всего его решения, запретив даже упоминать о нем. Документ подписали больше 500 епископов, все несогласные были низложены и сосланы. Тимофей Элур с триумфом возвратился в Александрию, изгнал Тимофея Салофакиола и вернул в город останки Диоскора. Победа монофизитов в Александрии была полной. Но в самом Константинополе патриарх Акакий, хотя и сочувствовавший монофизитам, встал на сторону Халкидона. Отрицать решения этого собора значило отрицать и его 28 – е правило, даровавшее Константинополю власть над всей Восточной церковью. Поэтому Акакий отказался подписать Энциклион, в знак траура обтянул престолы в церквах черным цветом и поднял возмущение в народе. Даже подвижник Даниил, подражавший Симеону Столпнику, слез со своего столпа и пришел в город защищать веру. Армия изменила Василиску, свергнутый Зенон с войсками уже подходил к Константинополю. Василиск в отчаянии издал Антиэнциклион, отменявший все его прежние церковные решения, но это ему не помогло. Он был низвергнут и заключен в тюрьму. По византийской традиции вместе с ним посадили и его детей, которые умерли в заточении вместе с отцом. В Александрии дела тоже повернулись в противоположную сторону. Тимофей Элур умер, когда представители власти уже ехали его арестовывать. Его монофизитским преемником стал Петр Монг (Гугнивый), которому сразу же пришлось скрываться от властей. На епископскую кафедру снова вернули халкидонца Тимофея Салофакиола, но паства его не признала, и православные церкви стояли пустыми. Это был христианский бойкот: народ демонстративно перестал ходить на службы. Энотикон После смерти Тимофея Салофакиола между двумя партиями началась борьба за александрийский престол. Монофизиты хотели выбрать Петра Монга, а православные – Иоанна Талайю. Последний был замешан в заговоре против Зенона и находился в ссоре с Акакием, патриархом Константинополя, поэтому его шансы на патриаршество были невелики. Между тем партия монофизитов в Константинополе интриговала за избрание Петра Монга, изображая его человеком решительным и способным навести порядок в Египте. Ради мира в церкви Акакий и Зенон решили пойти на компромисс с Египтом, пожертвовав православным Римом. Рим в то время переживал упадок, и казалось, что его можно уже не принимать в расчет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поводом к возбуждению обвинений против него послужило бегство Иоанна Талайи в Рим. Личность Иоанна Талайи менее всего достойна сопоставления с Афанасием, в положении которого он очутился. Прошлое его не было из светлых. Он симпатизировал монофизитам и, может быть, готов уже был открыто перейти на их сторону, но его православные избрали на кафедру святого Марка. Против него были два обвинения: в политическом бунте и клятвопреступлении. Он участвовал в заговоре против императора Зинона и при помиловании дал клятву не занимать Александрийскую кафедру. Поэтому-то его избрание в Александрийского патриарха в Константинополе не признали законным. Иоанн Талайя отправил своих уполномоченных диаконов за утверждением и дал им секретную инструкцию руководиться во всем советами вельможи Илла. Этот в то время случайно был в Антиохии. Послы, не смея вручить общительную грамоту Акакию без Илла, отправились в Антиохию. Акакий был оскорблен тем, что люди, пришедшие, по-видимому, к нему, скрылись. Между тем из Рима требовали от Акакия вестей о положении египетских дел. Петр Монг, признавший энотикон, был поставлен Александрийским епископом, а Иоанн отправился в Рим с жалобою к Феликсу II. Папа осудил энотикон, отлучил Константинопольского епископа Акакия от церковного общения, а также Петра Монга, сказав первому: «Знай, что по суду Святого Духа и апостольского авторитета ты никогда не будешь изъят от уз анафемы» (28 июля 484 года). Это отлучение, доведенное до сведения Акакия, произвело брожение, и начался разрыв между Церквами. Преемники Акакия, патриархи Константинопольские Македоний и Евтихий, были вполне православны, были низложены за борьбу против монофизитов и даже причислены к лику святых как исповедники. Но Рим, создав схему контагиозности [заразительности, заразности], крепко держался ее. Во время этой так называемой схизмы Акакия Геласий I Римский громко заявил папистические тенденции перед греческими Иллирийскими епископами. Акакий, по нему, без позволения Рима не имел права вести дело о восстановлении Александрийского епископа Петра Монга, прежде низложенного, так как Акакий только суффраган митрополита Ираклийского, а епископ Александрийский, как епископ второй апостольской кафедры, подсуден только епископу первой апостольской кафедры – Римскому. В силу первенства Петрова епископ Римский утверждает приговоры соборов, многое решает и без соборов, принимает апелляции отовсюду, а от римского приговора никакая апелляция невозможна. Это латинское послание Геласия, вероятно, не всем на Востоке было известно и формального протеста не вызвало.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010