Согласно Житию, Д. А. после обращения в христианство в Афинах 3 года сопровождал ап. Павла в миссионерских путешествиях и лишь потом, находясь с ним в Фессалонике, был рукоположен во епископа и направлен в Афины. Получив епископский сан, Д. А. начал проповедовать по всей Греции и землям, прилегающим к Эгейскому м., достигая Троады (северо-запад М. Азии). Находясь в Пелле (Македония), Д. А. получил известие о заключении апостолов Петра и Павла в темницу в Риме. Срочно вернувшись в Афины, он созвал христиан, чтобы они избрали нового епископа, и вскоре отправился в Рим. 1-я часть Жития, до прибытия Д. А. в Рим, построена Гилдуином на сведениях из псевдоэпиграфического «Послания Аристарха», к-рое было известно ему целиком (до нас дошло во фрагментах). Д. А. хотел быть рядом с апостолами в Риме и помогать им, а возможно, и пострадать вместе с ними. Он опасался также, чтобы рим. христиане не рассеялись, лишившись наставников и подвергаясь гонениям. Однако Д. А. прибыл в Рим слишком поздно, когда апостолы были уже казнены. Он увидел, что Церковь, руководимая учеником ап. Петра сщмч. Климентом, твердо пребывает в вере. По совету сщмч. Климента Д. А. принял на себя подвиг апостольского служения в Галлии. Гилдуин изображает святого как деятельного пастыря, поспевающего повсюду и заботящегося о человеческих душах, миссионера-проповедника и богослова. Миссионерская деятельность Д. А. охватывала почти всю Римскую империю - от Троады до Паризиев и Белловака в Галлии. Гилдуин лишает образ сщмч. Климента сложной смысловой нагрузки, к-рую он имел в Третьем Житии. Сщмч. Климент изображен им не столько как преемник ап. Петра, унаследовавший его высокую кафедру, сколько как авторитетный советник, благословивший Д. А. на апостольский подвиг среди «диких народов». Гилдуин отрицает версию Третьего Жития о рукоположении Д. А. сщмч. Климентом в Риме. Он называет Д. А. не епископом Паризиев, а епископом, пострадавшим в Паризиях. Гилдуин подтверждает сведения о Д. А. ссылками на древних писателей и указаниями на использованные им древние рукописи. Однако он не уделяет внимания «критике источников», т. к. «древность» и «достоверность» использованных им источников была для него очевидна. Сам он, основываясь на сведениях о принадлежности Д. А. к членам ареопага, выдвинул предположение о том, что Д. А. был афинским аристократом и обладал широкими познаниями в греч. философии. Гилдуин критически относился к сообщениям о Д. А. свт. Григория Турского и прп. Беды Достопочтенного ( Hilduinus. Ad cunctos Ecclesiae catholicae filios. 2). Он отказался от отождествления Д. А. как епископа Паризиев с одним из 7 епископов - просветителей Галлии ( Greg. Turon. Hist. Franc. I 30); отметил ошибку прп. Беды, спутавшего Д. А. и свт. Дионисия Коринфского ( Beda. Expositio super Acta Apostolorum. 17//PL. 92. Col. 981). К житию Д. А. Гилдуином было приложено «Послание папы Стефана» (MGH. SS. T. 15. P. 2).

http://pravenc.ru/text/178443.html

—90— ческих взглядов Абелярда к отмеченным выше пяти пунктам, формулированным в письме Гвиллельма, в обсуждавшемся на соборе списке заблуждений его были присоединены: тезис, обвинявший Абелярда в отрицании принадлежащего иерархии права вязать и решить, и четыре тезиса, частнее характеризующих ложное учение Абелярда о благодати и о сущности добродетели и греха 208 . Этот папский приговор последовал прежде, чем Абелярд успел представить папе свою апелляцию, о которой им было сделано заявление на самом соборе 209 . Не ожидавший такой суровой и скорой развязки своего дела, Абелярд, утомлённый борьбой с всесильными противниками, нашёл себя вынужденным смириться 210 . По совету клюнийского аббата —91— Петра Достопочтенного, в монастыре которого он, во время своего путешествия в Рим, нашёл себе пристанище, Абелярд написал свою «Апологию или исповедание веры»: в ней он решительно отрекается от положений, осуждённых на Санском соборе, относительно большинства которых заявляет, что они приписаны ему по недоразумению, ибо он никогда не учил и не мыслил согласно с ними, – что он, как всякий сын церкви, принимает всё, принимаемое ею, отвергает всё, ею отвергаемое, и, при всём своём, по сравнению с другими, нравственном недостоинстве, никогда не отступал от единства её веры. Абелярд допускает, что его сочинения не чужды заблуждений, и что некоторые его суждения способны возбуждать недоумения в умах читателей, но он просит отнестись к его трудам с той христианской любовью, которая не приемлет поношения на ближнего ( Пс.14:3 ) и сомнительные места стремится истолковать в лучшем для автора смысле 211 . Достигнув, при посредстве того же Петра Клюнийского и личного примирения с Бернардом, равно как разрешения от папы провести остаток своих дней в Клюнийском монастыре 212 , Абелярд вскоре после этих событий тихо скончался (весной 1142 г.) вдали от треволнений церковно-общественной жизни. В основе страстных нападок на Абелярда со стороны Гвиллельма и Бернарда лежало не столько разномыслие по тем или другим богословским вопросам, так как при всестороннем исследовании трудов Абелярда и при впол-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 674 г. св. Бенедикт Бископ на землях, дарованных Эгфридом, кор. Нортумбрии, основал в честь ап. Петра мон-рь Вермут (Уирмут; ныне Монкуирмут в черте г. Сандерленд, метрополитенское графство Тайн-энд-Уир) и пригласил К. как признанного знатока рим. монашеских традиций стать там настоятелем. Спустя нек-рое время из-за недовольства монахов изменениями К. вернулся в Инрип. Возможно, это произошло, когда св. Бенедикт Бископ в 675-676 гг. в очередной раз ездил на континент. По возвращении в Британию он убедил К. вернуться в Вермут, а в 678 г. взял его с собой в Рим (в их отсутствие мон-рем управлял Эостервине, родственник св. Бенедикта Бископа). Из Италии св. Бенедикт Бископ и К. привезли много реликвий, богослужебных принадлежностей, икон и ценных рукописей. Вместе с ними в Нортумбрию прибыл Иоанн, архикантор рим. базилики св. Петра и аббат рим. мон-ря св. Мартина. Согласно Беде Достопочтенному, он обучал монахов Вермута и клириков др. англ. церквей «правилам пения и чтения вслух (ordinem... ritumque canendi ac legendi uiua uoce) и побудил их записать все касающееся праздничных дней», как это было принято в Риме ( Beda. Hist. eccl. IV 18). Получив ок. 682 г. в дар от кор. Эгфрида землю на р. Тайн, в нескольких милях от Вермута, Бенедикт Бископ основал на ней монастырь Ярроу, посвященный ап. Павлу. Вероятно, К. играл важную роль в становлении новой общины. Из анонимного Жития известно, что в Ярроу из Вермута с К. перешли 22 чел., 10 из них уже приняли тонзуру (согласно Беде, 17 монахов). Первоначальный статус Ярроу по отношению к Вермуту не вполне ясен. Традиционно обе общины считались частью единого монастыря во главе с общим аббатом, св. Бенедиктом Бископом. Однако в надписи об освящении церкви в честь ап. Павла в Ярроу аббатом назван К., о Бенедикте Бископе не упоминается. В 685 г. св. Бенедикт Бископ вновь отправился в Рим, оставив наместниками Эостервине в Вермуте и К. в Ярроу. Весной следующего года оба мон-ря поразила сильнейшая эпидемия. Вместо умершего Эостервине настоятелем мон-ря Вермут был избран Зигфрид († 688 или 689). В Ярроу в пик эпидемии из монахов, умевших читать или петь во время богослужения, остались лишь К. и некий мальчик (puerulus), которого часто, но без достаточных оснований отождествляют с Бедой Достопочтенным ( Higham N. J. (Re-) Reading Bede: The Ecclesiastical History in Context. L., 2006. Р. 13). Вскоре после возвращения в Нортумбрию (686) Бенедикта Бископа разбил паралич, последние 3 года жизни он был прикован к постели. Во время болезни аббата Зигфрида он назначил К. аббатом обоих монастырей (12 мая 688).

http://pravenc.ru/text/1684205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ БИСКОП [лат. Benedictus Biscop; в миру Бадукинг] (628 (?), Нортумбрия, Сев. Англия - 12.01.690, мон-рь Вермоут), св. (пам. зап. 12 янв.; для англ. бенедиктинцев и епархии Ливерпуля и Хексема 13 февр.), основатель мон-рей Вермоут (Уирмут) и Ярроу (Джарроу). О его жизни известно гл. обр. из соч. Беды Достопочтенного «Жизнь отцов-настоятелей Вермоута и Ярроу» (гл. 1-13). Род. в знатной семье из Нортумбрии, служил при дворе кор. Освина Нортумбрийского (642-670). Оставив службу, Бадукинг в 652 или 653 г. вместе со св. Вильфридом , еп. Йоркским, отправился в паломничество в Рим. Вернувшись в Британию, он через неск. лет опять посетил Рим. Пробыв там неск. месяцев, Бадукинг направился в Леренский мон-рь, где принял постриг с именем Бенедикт. После 2 лет пребывания в Лерене (666-668) вернулся в Рим. Папа Виталий поручил ему сопровождать в Англию только что назначенного архиепископом Кентерберийским св. Теодора из Тарса , к-рый после прибытия в Британию назначил Б. Б. настоятелем мон-ря св. Петра в Кентербери (669). Однако через 2 года Б. Б. покинул Британию и вновь направился в Рим с целью получить предписания по монашескому укладу и добыть книги для мон-ря. В 674 г. он вернулся в Нортумбрию, где на дарованных кор. Эгфридом землях основал в честь ап. Петра мон-рь Вермоут и учредил в нем бенедиктинский устав. Стремясь обустроить и украсить новый мон-рь, Б. Б. уже в 675 г. отправляется в Галлию в поисках строителей, способных возвести каменный храм по рим. образцу. Впосл. он неоднократно посылал доверенных людей в Галлию и приглашал оттуда мастеров. Ок. 680 г. он вновь едет в Рим и привозит оттуда частицы мощей апостолов и мучеников, иконы и церковные книги. Кроме того, находясь в Риме, Б. Б. получил от папы Агафона грамоту, предоставившую особые привилегии мон-рю Вермоут. В 682 г. он помог св. Колфриду основать мон-рь Ярроу, посвященный ап. Павлу. Ок. 685 г. Б. Б. в последний, шестой, раз посетил Рим и привез святыни и церковные книги для обоих мон-рей.

http://pravenc.ru/text/78064.html

С епископом Петром Александрийским (300–311 гг.) наступает поворот в отношении к богословской системе Оригена , – он предпринял первую критическую оценку ее. Около этого времени Ориген подвергся нападкам и в Малой Азии. Еще при жизни Оригена одним из воодушевленнейших последователей его сделался Григорий Чудотворец , епископ Кесарии Каппадокийской, Но литературная деятельность этого достопочтенного мужа приняла более практическое направление, и им богословское направление Оригена не было насаждено в Малой Азии,, Здесь даже принципиальная противоположность ей нашла своего решительного представителя в лице епископа Мефодия Олимпийского , который оригеновскому богословию мыслей противопоставил богословие фактов и Предания, и в своем оспаривании важнейших теорий Оригена пошел дальше Петра Александрийского . Против Мефодия и его сторонников Памфил и Евсевий, которые высоко держали знамя оригенизма в Кесарии Палестинской, направили «Апологию Оригена» в пяти книгах, из которых сохранилась только первая в переводе Руфина, впрочем, сомнительном в своей Защита ведется большей частью посредством изречений из собственных произведений Оригена ; но оба друга признали себя вынужденными во многих случаях ослаблять учение Оригена . конце этого первого оригеновского спора мы не знаем. Вероятно, он прекратился вследствие мученической кончины Памфила и его противников Петра и Мефодия во время гонений Диоклетиана. В живых остался один Евсевий, и он восполнил составленную Памфилом «Апологию Оригена », к пяти книгам присоединив шестую, которую направил особенно против Мефодия. Примечательно, что Евсевий совершенно исключил Мефодия из своей «Церковной истории». Церковь в этом споре не принимала никакого участия. Но влияние Оригена не ограничивалось доникейским периодом, который мы переходим вместе с Евсевием. Ориген был высоко почитаем великими богословами Церкви IV в., в особенности Каппадокийцами. На повороте от III в. к IV обнаружилось противоположное оригенизму течение в Сирии, которое является новым элементом в богословском и литературном развитии последнего доникейского периода и которое для последующего времени имеет большее значение, чем первый оригенистический спор в Египте и Палестине. Разумею здесь основание антиохийской школы, которое означает не только новое направление в прежнем богословии, но и новое понимание самого научного богословия 957 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

в средневековье оказал влияние ряд апокрифических апокалиптических текстов (см. Апокалиптика ), внесших дополнительные детали в это представление: «Апокалипсис Петра» (ок. 135) и «Евангелие от Никодима» (ок. 300-500), рассказывающие об обличающих А. в последние дни пророках Енохе и Илии; «Псевдо-Клементины» и «Деяния Петра», подробно изображающие жизнь Симона Волхва, прототипа А., как обольстителя; предсказания и описания А. встречаются также в «Апокалипсисе Илии», апокрифическом «Апокалипсисе Иоанна»; знамения последнего времени описаны в «Апокалипсисе Фомы». Одним из важных источников, к-рый оказал большое влияние на расширение представления об А., полученного на основании толкования библейских текстов, были Сивиллины оракулы , добавившие к традиц. материалу Свящ. Писания легенды о последнем могущественном императоре. Этот император перед приходом А. разгромит всех врагов и обеспечит торжество христианства по всему миру. Оракулы также повествуют об апокалиптических народах Гоге и Магоге. Эти представления содержались также в «Апокалипсисе Псевдо-Мефодия» (сер. VII в.) (см. Мефодия Патарского Откровение ). Апокалиптическая лит-ра, к-рая включила в себя эти легенды, не имевшие большого значения в экзегетической традиции ранней Церкви, способствовала тому, что А. стал центральной фигурой средневек. эсхатологии. Значительное влияние на модификацию раннего патристического представления об А. оказало средневек. толкование предсказанного в Откр 20. 1-20 (связание дракона на 1000 лет, к-рый после освобождения ведет войну со святыми) 1000-летнего царства мира и благополучия, когда миром будут править праведники (см. Хилиазм ). В трудах блж. Августина ( De civ. Dei. XX 7), Николая Лиры (Glossa. T. 6), Беды Достопочтенного (In principium Genesis) и др. 1000-летнее царство отождествляется с уже наступившим временем Церкви и явление А. ожидается в конце периода существования этого царства. Наряду с этим толкованием уже достаточно рано (особенно в среде еретических эсхатологических движений) было распространено понимание его как буд.

http://pravenc.ru/text/115828.html

Он дал понять вероафриканским епископам, что они в вероучении вышли за границы того, что допускает точное определение и возбудили спор о вопросах, которые не относятся к вере. «Я напомнил Целестию и присутствовавшим с ним священникам различных стран, писал папа, что эти хитрые вопросы и эти бесполезные споры, которые не назидают, но более разрушают, вышли от той заразы любопытства, которая распространяется, когда каждый злоупотребляет своими дарованиями и своим неумеренным красноречием, желая знать более того, что сказано в Евангелии». В заключение Зосима просил епископов, именем авторитета римского престола, подчинить свой дух библейскому учению, изъясняемому по преданиям отцов. Африканские епископы, привыкнув и не в столь важных делах, как настоящее, отстаивать свою независимость от безусловного судебного авторитета римских епископов, естественно мало расположены были отказаться от дорогого для них догматического убеждения вследствие приговора человека, у которого наследственное значение преемника ап. Петра заменило способность собственного основательного суждения в делах веры. Получив письма Зосимы, они собрались со всею поспешностью, в конце 417 или в начале 418 г., на соборе в Карфагене, в числе 214, и обратились к папе с синодальным посланием 76 , в котором протестовали против его решения, дав понять ему, в свою очередь, что он был слишком легковерен и введен в заблуждение неопределенными объяснениями Пелагия и Целестия. «Мы решили, писали отцы собора, что суждение, произнесенное чрез достопочтенного епископа Иннокентия, от престола блаженнейшего ап. Петра, на Пелагия и Целестия, сохранить свою силу, пока эти люди не представят самого ясного исповедания, что благодать Божия, подаваемая Господом Иисусом Христом, помогает нам не только узнавать в чем состоит праведность, но и совершать ее при всяком случае, так что мы без благодати не в состоянии ни иметь, ни мыслить, ни говорить и делать ничего истинно-доброго». Послание африканских епископов произвело сильное впечатление на несамостоятельного, слабого римского епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pel...

В вопросе о священных образах И. особо выделял почитание Св. Креста. Являясь подлинным орудием Спасения, Крест и его изображения обладают животворящими свойствами. Отрицание Клавдием необходимости почитать Св. Крест И. оценивал как богохульство. И. также выступал в защиту почитания св. мощей (что отвергал Клавдий), указывая на несомненную древность этой благочестивой практики. Аргументы в защиту почитания св. мощей И. заимствовал в основном из соч. «Против Вигиланция» блж. Иеронима Стридонского . И. защищал душеполезную практику паломничества, поскольку в гробницах святых, считал он, пребывает благодать. Объясняя различие между священными изображениями и мощами святых, И. указывал на то, что святые живут в Боге и могут передавать почитателям дарованную им благодать. В качестве примера автор приводит паломничество к гробницам апостолов в Риме: власть апостолов «вязать и разрешать» сохраняется и после их кончины, поэтому тот, кто исповедуется перед гробницей ап. Петра, получает отпущение грехов от самого апостола. Однако эта благодать не может быть отделена от личности святого. На этом основании И. отрицает учение о благодатной преемственности от ап. Петра к Римскому папе, т. к. каждый папа как преемник должен сравниться с апостолом по духовному совершенству. Однако человек не может достичь того совершенства, к-рым обладали апостолы, поэтому мнение о том, что их преемники восприняли всю полноту апостольской власти (jura judicatoria), является, по мнению И., абсурдным. Власть принадлежит апостолам даже после их смерти, она не может переходить к их преемникам. Изложенную И. позицию, к-рую разделяли мн. франк. иерархи, обычно называют «каролингским галликанизмом». В своих произведениях И. демонстрирует широкую эрудицию и знание мн. античных авторов, однако в отличие от др. писателей каролингской эпохи ( Алкуина , Теодульфа Орлеанского) он берет за образец христ. лит-ру - Вульгату и творения блж. Иеронима Стридонского, а не классические лат. произведения Вергилия и Саллюстия. Греч. авторы известны И. только в лат. переводах (нек-рые гомилии свт. Иоанна Златоуста , комментарии Оригена на книги Исход и Левит в переводе Руфина Аквилейского, исторические произведения Евсевия Кесарийского в переводах Руфина и блж. Иеронима Стридонского). Из лат. отцов Церкви И. был знаком с произведениями сщмч. Киприана Карфагенского, Лактанция , свт. Амвросия Медиоланского, блж. Иеронима Стридонского и блж. Августина, а также менее известных галльских авторов VI в.- свт. Кесария Арелатского и Юлиана Померия (соч. «О созерцательной жизни» Юлиана Померия было известно И. как творение Проспера Аквитанского ); в круг его чтения входили сочинения свт. Григория I Великого , Исидора Гиспальского (Севильского) и Беды Достопочтенного , а также его старшего современника Алкуина.

http://pravenc.ru/text/578290.html

Иустин даже прямо называет его «памятными записями Петра». Климент Александрийский утверждает, что Евангелие от Марка представляет собой в сущности запись устной проповеди апостола Петра, которую Марк сделал по просьбе христиан, живших в Риме. Само содержание Евангелия от Марка свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников. В нем очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и совсем немного приводится ссылок на ветхозаветные священные книги. Вместе с тем мы встречаем в нем латинские слова, как, например, speculator и другие. Даже Нагорная проповедь, как объясняющая превосходство новозаветного Закона перед ветхозаветным, пропускается. Зато главное внимание Марк обращает на то, чтобы дать в своем Евангелии сильное яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим Царское величие и всемогущество Господа. В его Евангелии Иисус не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь Вселенной. Евангелие от Луки Древний историк Евсевий Кесарийский говорит, что Лука происходил из Антиохии, и потому принято считать, что Лука был, по своему происхождению, язычник или так называемый «прозелит», то есть язычник, прин явший иудейство. По роду своих занятий он был врачом, что видно из Послания апостола Павла к Колоссянам. Церковное Предание присовокупляет к этому и то, что он был также живописцем. Из того, что в его Евангелии содержатся наставления Господа 70 ученикам, изложенные со всей подробностью, делают заключение, что он принадлежал к числу 70 учеников Христовых. Есть сведения, что после смерти апостола Павла евангелист Лука проповедовал и принял Евангелист Лука мученическую смерть в Ахаии. Святые мощи его при императоре Констанции (в середине IV века)  были перенесены оттуда в Константинополь вместе с мощами апостола Андрея Первозванного. Как видно из самого предисловия третьего Евангелия, Лука написал его по просьбе одного знатного мужа, «достопочтенного» Феофила, жившего в Антиохии, для которого он написал затем и Книгу Деяний Апостольских, служащую как бы продолжением евангельского повествования (см.

http://pravmir.ru/bibliya/

Архив Пн В Нигерии заживо сожжен католический священник 17 января 2023 г. 12:16 Католический священник сгорел в воскресенье, 15 января 2023 года, после того, как бандиты подожгли приход на севере Нигерии, где он был настоятелем, сообщает CNA. Тело священника Исаака Ачи было найдено в сгоревшем здании католической церкви святых Петра и Павла в тот же день, сообщает католическая епархия Минны (Нигерия). Священнослужитель скончался после того, как вооруженные бандиты напали на дом священника в селе Кафин Коро в 3 часа ночи. Другой священник приходского дома, отец Коллинз Омех, сбежал из здания, но получил огнестрельные ранения и теперь находится на лечении в больнице. 15 января 2021 года был убит священник Иоанн Гбакан, а спустя два года, 15 января 2023 года, погиб священник Исаак Ачи. Оба они были из епархии Минна. Альхаджи Сани Белло Абубакар, губернатор нигерийского штата Нигер, где произошло нападение, назвал его «нечестивым и бесчеловечным» и приказал местным службам безопасности преследовать нападавших, сообщает The Daily Post. «Это печальный момент, если священника убивают таким образом. Это означает, что мы не все в безопасности, эти террористы лишили нас его и необходимы решительные действия, чтобы положить конец этой продолжающейся бойне», — сказал Альхаджи Сани Белло Абубакар. Ачи служил приходским священником католической церкви святых Петра и Павла, где и и погиб в итоге. Он также был председателем местного отделения Христианской ассоциации Нигерии (CAN). «Пусть душа достопочтенного отца Исаака Ачи и души всех усопших верующих упокоятся с совершенным миром», — говорится в заявлении епархии Минна, распространенном Нигерийской католической сетью. Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5996673.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010