856 От двух до четырёх сборников у Авраамия Городецкого, Адриана Пошехонского, Александра Невского, митрополита Алексея, Антония Римлянина, Гурия и Варсонофия Казанских, Евфросина Псковского, Елиазара Анзерского, Ефрема Новоторжского, Иоанна и Логгина Яренгских, Иоасафа Каменского, Кирилла Белозерского, Корнилия Комельского, Макария Желтоводского, Макария Колязинского, княгини Ольги, Павла Обнорского, Пафнутия Боровского, митрополита Петра, Сергия Радонежского, митрополита Филиппа. 857 Подробнее об этом см.: Макарий (Веретенников), архим. Святая двоичность//Русская святость в истории, иконе и словесности: Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 62–72 [переизд.: Макарий (Веретенников), архим. Святая Русь: агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 269–274]. 858 См. также Жития Петра и Февронии Муромских, Иоанна и Логгина Яренгских, Гурия и Варсонофия Казанских, Адриана и Ферапонта Монзенских и др. 859 См.: Савельева Н.В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 365–376. 860 Службы и Жития и о чудесах списания преподобных отец наших Сергия Радонежского чудотворца и ученика его преподобного отца и чудотворца Никона. М., 1646. 861 Служба и Житие Саввы Сторожевского. М., 1646. Два издания – крупным и мелким шрифтом (Зернова. 194:195). 862 Опись книг Кирилло-Белозерского монастыря 1664 г. РНБ, собр. Η. М. Михайловского, Q. 299 (далее – Опись книг 1664 г.), л. 87 об. Житие Кирилла Новоезерского не упоминается в предшествующих описях 1601, 1621 и 1635 гг. Подробнее об описаниях состава библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря см.: Балаченкова А.П. Книжные инвентаря Кирилло-Белозерского монастыря XV–XVII веков//Ферапонтовский сборник. М.; Ферапонтово, 1999. Вып. 5. С. 42–59. 863 Житие Кирилла Белозерского трижды читалось в простейших монографических сборниках (т. е. сборниках, состоящих из Жития и Службы); кроме того, в библиотеке имелся один самостоятельный список Жития и один в сборнике вместе с Житием Паисия Великого: «Три книгы Службы и Жития чюдотворца Кирила Белозерскаго писмяные в полдесть в черных кожах (...) книга Служба и Житие Кирила Белозерскаго с Паисеем Великим в полдесть, книга Житие чюдотворца Кирила Белозерскаго писмяная в четь, в красной коже, застешки медныя» (Опись книг 1664 г., л. 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Бусыгин Владимир Семенович; 14.07.1877, Иркутск - 31.07.1935, Каменск-Шахтинский, ныне Ростовской обл.), еп. бывш. Каменский, деятель григорианского раскола . Из купеческой семьи. В 1898 г., по окончании Благовещенской гимназии, поступил в КазДА. В академии специализировался на изучении буддизма, монг. и тибет. языков. Был сокурсником Виссариона (Зорнина ; впосл. один из руководителей григорианского раскола). Во время учебы не показал больших успехов. В 1902 г. окончил КазДА кандидатом богословия за соч. «Буддийское учение о загробной жизни и критика его с точки зрения христианства». Был рукоположен во иерея. Служил смотрителем Варшавского ДУ. Возведен в сан протоиерея. Настоятель московского храма во имя святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот. В 1924 г., овдовев, принял монашество с именем Иннокентий. 5 (по др. данным, 8) сент. того же года хиротонисан в Москве во епископа Каменского, стал викарием Донской епархии. Участвовал в Архиерейском совещании РПЦ 12 апреля 1925 г. , подписал акт о вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . 22 дек. 1925 г., после ареста митр. Петра, И. принял участие в организованном Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре собрании архиереев, к-рые пытались при поддержке ОГПУ присвоить себе высшую церковную власть. Вошел в возглавляемый архиеп. Григорием Временный высший церковный совет (ВВЦС). 29 янв. 1926 г. вместе с др. членами ВВЦС запрещен в священнослужении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). Проживал в ст-це Каменской (с 1927 г. Каменск, с 1929 Каменск-Шахтинский). В нач. 30-х гг., после кончины также перешедшего в григорианский раскол Донского митр. Митрофана (Симашкевича) , И. временно управлял григорианскими приходами Донской и Новочеркасской епархии. Скончался вне общения с канонической Церковью. Похоронен в г. Каменске-Шахтинском. Арх.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 9897. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 241; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 17, 22, 23, 25, 37, 56, 57, 61, 73; Акты свт. Тихона. С. 415, 416, 424, 426, 427, 434, 435, 437, 497, 816, 908; Губонин. История иерархии. С. 160, 413, 671, 672. Е. В. Афонина Рубрики: Ключевые слова: ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе

http://pravenc.ru/text/389651.html

У кадетского корпуса было 2 церкви. В 1886 г. областное правление выделило Донскому кадетскому корпусу для полевых (лагерных) занятий кадет 54 десятины земли (около 60 га) за городом в хуторе Персиановском. Здесь стараниями и средствами торгового казака И.С. Кошкина была устроена деревянная лагерная церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла, которую освятили в 1897 г. Прослужила церковь до первых лет советской власти, потом была разобрана. По материалам сайта Корпусная церковь во имя Святителя Николая, построенная по рисунку московского архитектора А.С. Каменского, располагалась в здании Донского кадетского корпуса, созданного по проекту инженер-полковника Покотилова и контракту с Главным управлением военных учебных заведений, строился петербургским купцом Меер-Фридландом под наблюдением инженер-полковника Залесского. Изящный мраморный иконостас корпусной церкви, изготовленный в Италии на средства донского торгового казака И.С. Кошкина, был высоко оценен Императором Александром III. При посещении кадетского корпуса и церкви 7 мая 1887 года он восхищался удачным исполнением образа Святой Троицы на стекле алтарного окна, а также прекрасно выписанным на другом стекле образом Спасителя в натуральный рост по образцу в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. В начале ХХ века ряд икон для «кадетской церкви» написал новочеркасский художник Елисей Гаврилович Черепахин. Домовая церковь прослужила кадетам до 1920 года. С установлением советской власти в здании кадетского корпуса был устроен военный госпиталь, затем различные военно-хозяйственные и иные курсы. Позднее сюда переведут ККУКС - кавалерийские курсы усовершенствования командного состава, их сменила танковая часть. Ныне в здании бывшего кадетского корпуса располагается дивизия МВД «Дон». У кадетского корпуса было 2 церкви. В 1886 году областное правление выделило Донскому кадетскому корпусу для полевых (лагерных) занятий кадет 54 десятины земли (около 60 га) за городом в хуторе Персиановском. Здесь стараниями и средствами торгового казака И.С. Кошкина была устроена деревянная лагерная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которую освятили в 1897 году. Прослужила церковь до первых лет советской власти, потом была разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=38248

Жизнеописания. Биографии. Некрологи. Анекдоты 1. Жизнеописанием называется повествование о действиях и судьбе какого-либо знаменитого, исторического лица. Оно подчиняется общим условиям хорошего повествования и изображения характеров. Жизнеописание близко подходит к Истории, но отличается от нее тем, что во всем своем изложении имеет в виду одно главное, действующее лицо, тогда как История дает это преимущество, одному лицу пред другими, только в те моменты его жизни, когда он является главным действователем в политическом мире. 2. Этим определяется и объем, и содержание жизнеописания. Оно входит в подробности, несравненно более обширные, касательно того лица, судьбу коего излагает, нежели всякое другое историческое повествование. Оно начинает свой рассказ с колыбели героя, следует за ним во всех возрастах и эпохах его жизни и прерывает свое изложение только с прекращением его дней. Пο этому самому источником наиболее обильным для жизнеописания служат исторические записки. Образцом жизнеописаний может служить Робертсонова «История царствования Императора Карла V. У нас более других обработана жизнь Петра Великого, Императрицы Екатерины II и их сподвижников». 3. Жизнеописание краткое, содержащее в себе означение одних только главнейших действий какого-либо лица, более или менее замечательного, называется биографией. Содержа в себе одно очертание жизни, она отличается небольшим объемом и может иметь предметом важнейшие черты жизни не только лица, знаменитого в Истории, но и вообще известного современникам и соотечественникам в том или другом кругу общественной деятельности. Биографии умерших современников помещаются обыкновенно в журналах и ведомостях. 4. В новых литературах биографии известных людей необъятны по своему разнообразию и множеству, особенно в так называемых биографических и исторических словарях. Из сочинений сего рода в литературе нашей известны: Деяния Полководцев Петра Великого, Биографический словарь великих людей Русской земли соч. Бантыша-Каменского, Биографии Русских Фельдмаршалов, Биографии Русских адмиралов Берхо, биографии, помещенные в Энциклопедическом словаре, между коих замечательна биография Императора Александра, написанная Гречем, биография Суворова, написанная Фуксом, биографии Державина и Озерова, написанные Кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Опасения и страхи были не напрасны. Красногвардейцы, которые прибыли в Покровское, были из карательного отряда балтийского матроса, большевика, начальника штаба красной гвардии Екатеринбурга Хохрякова П.Д. - того самого, который сопровождал и обеспечивал охрану Великих княжон и Царевича Алексия, когда их перевозили из Тобольска в Екатеринбург. Под руководством Хохрякова в Екатеринбурге была сформирована «Карательная экспедиция Тобольского направления» общей численностью до шестисот бойцов при 27-ми пулемётах и двух орудиях. В задачу отряда входило «борьба с зарождающимися белогвардейскими отрядами и восставшим Чехословацким корпусом - очищение от врагов советской власти областей к северу от Тюмени, вдоль берегов реки Туры» (Материал из Википедии - свободной энциклопедии). Отрядом были взяты «одиннадцать заложников из числа бывших офицеров, жандармов и священнослужителей». Среди них: священник села Каменского Екатеринбургской епархии Пётр Карелин, бывший жандармский унтер-офицер Николай Князев, гимназист Мстислав Голубев, бывший полицмейстер Екатеринбурга Генрих Рушинский и офицер Ершов. В их числе оказался и епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (Долганов, или Долганев). Все заложники были увезены из Тобольска в Тюмень и доставлены на пароход «Ермак». Чуть позже к ним присоединили протоиерея Ефрема Долганова, священника Михаила Макарова и священника Константина Минятова, которые прибыли к Хохрякову, чтобы внести выкуп за епископа Гермогена. Хохряков деньги взял, а затем арестовал всех, кто эти деньги ему доставил. Лично по распоряжению красного матроса Павла Хохрякова, все заложники кроме епископа и о. Петра были расстреляны на берегу, близ села Покровское. Владыку Гермогена и о. Петра сначала заставили работать на строительстве укреплений около Покровского, затем перевели на пароход «Ока». 29 июня 1918 года на пароходе «Ока» на пути к Тобольску священнослужители после истязаний были утоплены в реке Туре. Если бы Борис Николаевич Соловьёв оказался в руках красногвардейцев Хохрякова, его участь, как царского офицера и зятя Распутина, была бы предрешена. К тому же он был руководителем организации, которая была им же сформирована вокруг епископа Гермогена Долганова и преследовала цель освобождения Царской Семьи (братство святителя Гермогена Тобольского Максимовича).

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/04/...

Вынесение как индивидуальных, так и, в особенности, групповых расстрельных приговоров представителям духовенства и активных мирян происходило в этот период относительно редко. Впрочем, в Воронежской епархии именно летом 1930 года произошел групповой расстрел архимандрита Тихона (Кречетова), иеромонахов Георгия (Пожарова) и Космы (Вязникова), священников Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского, Феодора Яковлева, Александра Архангельского, Георгия Никитина и мирян Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова. Однако многие из подвижников Русской Православной Церкви, отправленные в этот период в тюрьмы, лагеря и ссылки, либо подобно архиепископу Воронежскому Петру (Звереву), архиепископу Верейскому Илариону (Троицкому) и епископу Глазовскому Виктору (Островидову) отошли ко Господу в местах заключения, либо подобно Патриаршему Местоблюстителю Агафангелу (Преображенскому) и знаменитому московскому пастырю и духовнику из Свято-Данилова монастыря архимандриту Георгию (Лаврову) скончались в результате тягот, перенесенных в недавно завершившемся заключении, либо подобно подавляющему большинству новомучеников начали и чаще всего продолжили свой узнический путь на Русскую Голгофу, который должен был привести их к мученической кончине в конце 1930-х годов. Тяжесть гонений этого периода времени усугублялась возникшим в Русской Православной Церкви разделением между сторонниками Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и противниками этой политики из числа преданных Церкви духовенства и мирян, объединившихся вокруг таких авторитетных архипастырей как, например, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) и митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых), которые находились в это время в заточении. Обличавшие митрополита Сергия в присвоении себе канонической полноты высшего церковного управления и рассматривавшие его политику как политику, направленную на порабощение Церкви богоборческим государством, церковные оппоненты митрополита Сергия разрывали каноническое общение с ним и возносили за богослужением имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), за что и получили наименование «непоминающих».

http://patriarchia.ru/db/text/1295606.ht...

Петра, митрополита Крутицкого в Традиционной гимназии в Москве, Крестовоздвиженский храм в Алтуфьево, церковь Димитрия Солунского в Хорошеве, Свято-Софийский детский дом. Есть роспись и мозаики в Оптиной пустыне. Сделана мозаика святителя Алексея для ЦКБ им свт. Алексия, в храме блгв цар. Димитрия, Знаменском храме при 1-й Градской больнице. Силами ПСТГУ созданы иконостасы в храме Петра и Павла в Ясеневе, придела Новомучеников в храме Троицы в Вишняках, Крестильного храма хирургического корпуса 1-й Градской, домовой церкви Луки Войно-Ясенецкого сердечно-сосудистого центра им. Бакулева, Сретенского храма центра развития детей и молодежи Свято-Данилова монастыря. Работы студентов есть в храме Александра Невского, пос. Барсово, Владимирской обл., храме Смоленской иконы Богоматери в с. Бородино, храма Архангела Михаила г.Пущино, Никольском храме Наро-Фоминска , пос. Каменское. Мозаики мастерской ПСТГУ есть в Клину и на Дагомысе. Сотрудничество художников и православного вуза началось с Оптиной пустыни Доцент кафедры иконописи ПСТГУ М.О. Глебова рассказала, что у истоков художественного факультета Свято-Тихоновского университета была Оптина пустынь. «Все началось с Казанского собора. Евгений Николаевич привёз туда учеников Игоря Юрьевича Самолыго и других, которые стали руководителями нашей монументальной кафедры. Я не прямой ученик Евгения Николаевича, но себя считаю ученицей. После того как мы вместе возрождали росписи и иконостас в Оптиной пустыни мы, ученики его, составили кафедру монументального искусства в нашем университете, и Евгений Николаевич стал руководить нашими работами». Насельник Оптиной пустыни игумен Филипп (Перцев) вспомнил как именно произошла эта первая встреча в Оптиной, когда он был там в качестве студента Суриковского института. «Вспомнилось, как 28 лет назад Евгений Николаевич Максимов привёз своих учеников в Оптину пустынь, и начали совместно расписывать Казанский храм. Как раз я попал в то время, когда учился в Суриковском институте, и мне говорили, что вот ты берёшь такие темы, что если бы ты попробовал это сделать в прошлом году, тебя отчислили бы сразу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вынесение как индивидуальных, так и, в особенности, групповых расстрельных приговоров представителям духовенства и активных мирян происходило в этот период относительно редко. Впрочем, в Воронежской епархии именно летом 1930 года произошел групповой расстрел архимандрита Тихона (Кречетова), иеромонахов Георгия (Пожарова) и Космы (Вязникова), священников Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского, Феодора Яковлева, Александра Архангельского, Георгия Никитина и мирян Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова. Однако многие из подвижников Русской Православной Церкви, отправленные в этот период в тюрьмы, лагеря и ссылки, либо подобно архиепископу Воронежскому Петру (Звереву), архиепископу Верейскому Иллариону (Троицкому) и епископу Глазовскому Виктору (Островидову) отошли ко Господу в местах заключения, либо подобно Патриаршему Местоблюстителю Агафангелу (Преображенскому) и знаменитому московскому пастырю и духовнику из Свято-Данилова монастыря архимандриту Георгию (Лаврову) скончались в результате тягот, перенесенных в недавно завершившемся заключении, либо подобно подавляющему большинству новомучеников начали и чаще всего продолжили свой узнический путь на Русскую Голгофу, который должен был привести их к мученической кончине в конце 1930-х годов. Тяжесть гонений этого периода времени усугублялась возникшим в Русской Православной Церкви разделением между сторонниками Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и противниками этой политики из числа преданных Церкви духовенства и мирян, объединившихся вокруг таких авторитетных архипастырей как, например, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) и митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых), которые находились в это время в заточении. Обличавшие митрополита Сергия в присвоении себе канонической полноты высшего церковного управления и рассматривавшие его политику как политику, направленную на порабощение Церкви богоборческим государством, церковные оппоненты митрополита Сергия разрывали каноническое общение с ним и возносили за богослужением имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), за что и получили наименование «непоминающих».

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-mit...

Вскоре Святитель был перевезен в Тюмень и доставлен на пароходе к селу Покровское. Все узники, за исключением епископа и священника церкви Каменского завода, благочинного второго округа Камышевского уезда Екатеринбургской губернии, иерея Петра Карелина, были расстреляны. Владыка и отец Петр были заключены в грязном трюме. Пароход направился к Тобольску. Вечером, 15 июня, когда священномучеников переводили с одного корабля на другой, Владыка, подходя к трапу, тихо сказал лоцману:«Передайте, раб крещеный, всему великому миру, чтоб обо мне помолились Богу». Около полуночи с 15 на 16 июня большевики сначала вывели на палубу парохода»Ока»иерея Петра Карелина, привязали к нему два больших гранитных камня и сбросили в воды реки Туры. Та же участь постигла и Владыку (по некоторым сведениям, Владыку привязали к пароходному колесу, которое затем привели в движение. Это колесо искромсало живое тело Владыки). Честные останки Святителя были вынесены на берег 3 июля и обнаружены крестьянами села Усольского. На следующий день они были похоронены крестьянином Алексеем Егоровичем Маряновым на месте обретения. В могилу был положен и камень. Вскоре город был освобожден войсками Сибирского Правительства и останки Святителя были извлечены, облачены в архиерейские одежды, и торжественно погребены в склепе, устроенном в Иоанно–Златоустовском приделе на месте первой могилы святого Иоанна, митрополита Тобольского. Священномученики Гермоген, Ефрем, Петр, Михаил и мученик Константин причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Григорий (Раевский) (память 16 сентября по старому стилю) С вященномученик Григорий родился 28 сентября 1888 года в селе Завидове Тверской губернии в семье диакона Григория Раевского. Вскоре после окончания Московской Духовной семинарии Григорий Григорьевич женился на Лидии Васильевне Беляевой, дочери священника села Завидова.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

– «Вышеписанный Архиепископ, ныне же недостойный Митрополит Московский Платон и паки завещаваю хранити сие Евангелие, яко собственною рукою Стителя Алексия писанное: вкупе же со своеручною его духовною на конце сея книги приложенною». « 1798 года подписано сие в Трцкой Сергиевой Лавре». 638 Собрание разных записок и сочинений о жизни и деяниях Петра I, изд. Ф. Туманского. Спб. ч. I, 1787, в 3. 639 Краткое начертание жизни и деяний Никона, Патриарха Москов. и всея России, составл. Архимандр. Аполлосом, изд. 3. М. 1839, в 12. 640 Описание Русских и Словенских рукописей Румянцовскаго Музеума, сост. А. Востоковым. Спб. 1842, в 4. 642 Крещение Петра совершал Патриарх Питирим (?); восприемниками его были брат его Царь Феодор и тетка Царевна Ирина Михайловна, Июня 29. см. Собрание записок и сочинений о жизни Петра I, изд. Ф. Туманского. ч. V. Спб. 1787, в 8. Но в рукописи Свадеб Царских XVII века, в 4, пода. 171 в Гл. А. М. и. д. сказано только, что обедню служили Чуд. Архим. Иоаким и Благовещенский Протопоп Духовник В. Г. Андрей Савинович. Тогда еще было Междупатриаршество; ибо Питирим вступил на Патриаршеский престол Июля 6, 1672 г. 646 Verme[h]rte neue Beschreibung der Muscowitischen und Persischen reise von Adam Olearius Ascanius. Schleswig. 1656, f. 650 Жизнь Преосвящ. Амвросия, Архиепископа Московского и Калужского, соч. Д. Н. Бантыше-Каменского М. 1813, в 8. 651 По краям саккоса вышита золотом и серебром след. надпись: «В лето 7872 сак си на память С. Мученика Димитрия доспет бысть повелением Алексия Митрополита». См. выше. В VI ч. Истории Российской Иерархии, стр. 716, сказано, что в сем саккосе погребен был Св. Алексей и обретено тело его при копании рвов для фундамента церковного. Читать далее Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы/Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010