Начало пред синодиком содержит те моления, которые помещены в предшествующем синодике. Потом с нового листа идет сначала общее поминовение, а далее и поименное. Причем список великих князей и царей начинается со св. Владимира и кончается Алексеем Михайловичем и сыном его Феодором. Имена же императоров Петра I, Петра II и императриц Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны приписаны после. В списке патриархов приписаны: Никон, Иоаким и Адриан, а в списке настоятелей монастыря: Феодосий, Варфоломей и архимандриты: Никодим, Герман, Порфирий, Леонтий и Гавриил, архиепископы Холмогорские заметно вписаны после все, начиная с Афанасия и кончая Варсонофием. Древние роды пишутся как и в предшествующем синодике. Причем являются некоторые и новые роды, как например: Петра Мат. Апраксина, Феодора Пол. Нарышкина, Ивана Никит. Хованского, Богдана Бор. Воейкова, р. дьяка Мих. Волошеннина, р. кн. Конст. Шербатова (на 3132 листах), р. князя Иоанна Бор. Троекурова и кн. Юрья Сем. Урусова, кн. Бор. Мих. Масальского. На листе 35 и далее до 56 л., находится помянник братии со множеством прозвищ их. Здесь, между прочим, упоминаются несколько Моисеев, из которых один прозывается «Короткие лапки». Быть может сей самый и был заключителем синодика предшествовавшего. Лист 56 начинается именем какого-то князя Иоанна, потом идет р. Вас. Як. Щелкалова, далее р. Гавр. Ив. Батюшкова и друг. На 61 листе и далее находится помянник убиенных в Госуд. опале, далее р. Нечая Кормщика Побережного и других. Причем вверху имеются надписи: «из Золотицы, Варзуги и окольных волостей, как раньше писалось «с Москвы». Далее (с 76 листа) идет надпись: «братския». На 108 листе и далее находится помянник убиенных под Псковом, а на 109 л. и далее р. Ив. Сем. Лодыженского, р. Кобелевых, р. Бородина, р. Бас Анд. Ржевских, р. Диомида Диомидов. Черемисиновых, р. Юрья Шила, р. Кондр. Губанина, р. Ивана Соболя, р. Ивана Терпигорева, протопопа Семена, и мн. других (до 149 листа) с надписью «Москва». Далее идут роды Новгородские: подьячего Михаила Старорушанина, Илариона Рушанина и других, потом роды Казанцев (Иванова, Старцева, Ив. Михляева), Ярославцев (161166 л), Ростовцев, Вологжан (с 172186), Белозерцев, Устюжан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Кроме переводов с Греческого языка, библиотека Лавры содержит в себе многие русские Церковные сочинения, как-то: жития русских Святых, похвальные им Слова и Каноны. В рукописных четьих-минеях и сборниках встречаются жития или исторические похвальные слова на дни памяти следующих Святителей, Преподобных и Мучеников Российской церкви: – Аврамиев Ростовского, Смоленского и Чухломского, – Александров Свирского , Ошевенского, Куштского и Невского, – Алексия Митрополита, – Князя Андрея Смоленского, – Антониев Печерского, Римлянина и Сийского, – Артемия Веркольского, – Князей Бориса и Глеба, – Варлаамов Хутынского и Пинежского, – Князей Василия и Константина Ярославских, – Василия Блаженного, – Владимира Равноапостольнаго, – Князя Всеволода-Гаврии­ла Псковского, – Геннадия Костромского, – Германа Соловецкого, – Григория и Кассиана Авнежских, – Григория Пельшемского, – Гурия и Варсонофия Казанских, – Даниила Переяславского, –Димитрия Прилуцкого, – Димитрия Царевича, – Дионисиев Глушицкого и Радонежского, – Князя Довмонта Псковского, – Евфросиний Полоцкой и Суздальской, – Евфросина Псковского, Евфимиев Суздальского и Ар­хиепископа Новгородского, – Зосимы и Савватия Соловецких, – Игнатия Еп. Ростовского, – Князя Игоря Киевского, – Исаии Еп. и Исидора Юродивого Ростовских, – Исидора Юрьевского (Дерптского), – Иакова Боровицкого, – Иоаннов Архиеп. Новгородского, Юро­дивого Устюжского и Мученика Казанского, – Иоасафа Каменского, Ионы Митрополита, – Иосифа Волоколамского, – Кириллов Белоезер­ского и Новоезерского, – Князя Константина Муромского и чад его, – Корнилия Комельского, – Леонтия Еп. Ростовского, – Лукиана Пере­яславского, – Макариев Калязинского и Желтоводского, – Мартиниана Ферапонтовского, – Меркурия Смоленского, – Князей Михаила и Феодора Черниговских, – Князя Михаила Тверского, – Михаила Клопского, – Никиты Архиеп. Новгородского и Никиты Столпника Переяслав­ского, – Николы Радонежского, – Нила Столобенского, – Княгини Ольги, – Павла Обнорского, – Пафнутия Боровского, – Князя Петра и Февронии Муромских, – Петра Царевича, – Петра Митрополита, – Прокопия Устюжского, – Саввы Звенигородского, – Саввы Вишерского, – Серапиона Архиеп. Новгородского, – Сергия Обнорского, – Стефана Махрищского, – Филиппа Митрополита, – Князя Феодора Смоленского и Ярославского и чад его, – Феодосия Печерского и прочих подвижников Печерских. В рукописях Лавры можно читать и жития некоторых Святых других Славянских церквей: Вячеслава Чешского, Иоанна Белогородского, Илариона Меглинского, Симеона и Саввы Сербских , Стефана Дечанского и, наконец, Апостолов Славянского мира: Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Петра, архиепископа Воронежскаго (Зверева, 1878 † 1929) Тихона, архиепископа Воронежскаго (Никанорова, 1855 †1919) архимандрита Игнатия (Бирюкова, 1865 †1932) архимандрита Иннокентия (Беда, 1881 †1928) архимандрита Тихона (Кречкова, 1862 †1930) протоиерея Александра (Архангельского, 1874 † 1930) священника Георгия (Никитина, †1930) священника Иоанна (Стеблин-Каменского, 1887 † 1930) священника Сергия (Гортинского, 1889 †1930) священника Феодора (Яковлева, 1897 †1930) иеромонаха Георгия (Пожарова, †1930) иеромонаха Космы (Вязникова, †1930) Ефима (Гребенщикова, †1930) Петра (Вязникова, †1930) И святых новомучеников и исповедников: Виктора, епископа Глазовскаго (Островидова, 1875 † 1934), Вятскаго иеросхимонаха Иоанна (Кевролетина; 1875 †1961), Екатеринбургскаго И святых новомучеников и исповедников Ивановских: Августина, архиепископа Калужскаго (Беляева, 1886 † 1937) Василия, епископа Кинешемскаго (Преображенского, 1876 †1945) архимандрита Иоанникия (Дмитриева, 1873 †1937) архимандрита Леонтия (Стасевича, 1884 †1972) протоиерея Иоанна (Доброхотова, 1870 †1938) протоиерея Иоанна (Сперанского, 1864 †1937) протоиерея Николая (Бухарина, 1871 †1938) протоиерея Павла (Светозарова, 1866 †1922) протоиерея Феодора (Лебедева, 1875 †1937) священника Григория (Аверина, 1889 †1937) священника Евфимия (Тихонравова, 1881 †1938) священника Иакова (Зяблицкого, 1878 †1938) священника Иоанна (Румянцева, 1889 ††) священника Иоанна (Коржавина, 1866 †1938) священника Иоанна (Рождественского, 1872 † 1922) священника Иоанна (Розанова, 1873 †1938) священника Иоанна (Успенского, 1870 †1938) священника Константина (Разумова, 1869 ††) священника Леонида (Виноградова, 1897 †1941) священника Петра (Зяблицкого, 1873 †1938) священника Стефана (Преображенского, 1860 † 1938) иеромонаха Нифонта (Выблова, 1882 †1931) игумении Арсении (Добронравовой, 1879 †1939) диакона Бориса (Семенова, 1900 ††) Елисаветы (Румянцевой) Максима (Румянцева, †1928) Михаила (Арефьева, 1865 †1937) Николая (Малкова, †1922) Николая (Смирнова, 1886 ††)

http://pravoslavie.ru/2368.html

монаха Никифора (Югова; † 1918) Филиппа Марышева (1864-1918) Анатолия Барашкова (1870-1918) Михаила Трубникова (1855-1918) Николая Бурлакова (1889-1918) Нины Кузнецовой (1887-1938) от Воронежской епархии: архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова; 1855-1919) архимандрита Игнатия (Бирюкова; 1865-1932) архимандрита Иннокентия (Беда; 1881-1928) архимандрита Тихона (Кречкова; 1862-1930) протоиерея Александра Архангельского (1874-1930) священника Георгия Никитина († 1930) священника Иоанна Стеблин-Каменского (1887-1930) священника Сергия Гортинского (1889-1930) священника Феодора Яковлева (1897-1930) иеромонаха Георгия (Пожарова; † 1930) иеромонаха Космы (Вязникова; † 1930) Ефима Гребенщикова († 1930) Петра Вязникова († 1930) от Вятской епархии: епископа Глазовского Виктора (Островидова; 1875-1934) от Ивановской епархии: архиепископа Калужского Августина (Беляева; 1886-1937) епископа Кинешемского Василия (Преображенского; 1876-1945) архимандрита Иоанникия (Дмитриева; 1873-1937) архимандрита Леонтия (Стасевича; 1884-1972) протоиерея Иоанна Доброхотова (1870-1938) протоиерея Иоанна Сперанского (1864-1937) протоиерея Николая Бухарина (1871-1938) протоиерея Павла Светозарова (1866-1922) протоиерея Феодора Лебедева (1875-1937) священника Григория Аверина (1889-1937) священника Евфимия Тихонравова (1881-1938) священника Иакова Зяблицкого (1878-1938) священника Иоанна Румянцева (1889-?) священника Иоанна Коржавина (1866-1938) священника Иоанна Рождественского (1872-1922) священника Иоанна Розанова (1873-1938) священника Иоанна Успенского (1870-1938) священника Константина Разумова (1869-?) священника Леонида Виноградова (1897-1941) священника Петра Зяблицкого (1873-1938) священника Стефана Преображенского (1860-1938) иеромонаха Нифонта (Выблова; 1882-1931) игумении Арсении (Добронравовой; 1879-1939) диакона Бориса Семенова (1900 -?) Елисаветы Румянцевой Максима Румянцева († 1928) Михаила Арефьева (1865-1937) Николая Малкова († 1922)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

Архипастырь умный и весьма просвещенный, писатель едва ли не плодовитейший из всех русских иерархов, Феофан имел характер хитрый, властолюбивый, мстительный и жестокий, обвинялся современниками в неправославии и склонности к учению лютеранскому. Но постоянно развивая правительственные идеи Петра, в формах, по тому времени, увлекательных, Феофан умел производить сильное впечатление на слушателей и читателей, предубеждал в пользу царских нововведений мнение общественное, и таким образом, шел впереди преобразований, был ревностным сподвижником преобразователя. Из множества сочинений Феофана, в родах поучительном, историческом, юридическом, ученом и изящном, издано на русском и латинском языках до 50 книг и трактатов, да осталось в рукописи 26, не считая стихотворений, песен и романсов. Знаменитейшей из проповедей Феофана считается та, которую начал, но не договорил вития в день погребения Петра. «Что се есть? воскликнул тогда Феофан: – до чего мы дожили, о россияне? Что видим? что делаем? Петра Великого погребаем!» – и не мог продолжать, залился слезами, соединив их с рыданиями всех слушателей. Есть предание, что умирая, Феофан приставил ко лбу указательный палец и произнес: «о главо, главо! разума упившись, куда ся приклонишь?». (Словарь дост. людей рус. земли, Бант.-Каменского. Москва, 1847, ч. VIII. – Словарь ист. о бывших в России писателях духовного чина, соч. митр. Евгения С.-Пет., 1818, ч. II. – Древн. Рос. Вивлиофика, Новикова. IX, с. 484 и д. – Vie d " Alexandre I. empereur de Russie. Paris 1826, 244. (Fragments sur la Russie). 673 Манифест о присяге будущему наследнику подписан государыней 1731 года. Он отпечатан церковными буквами. См. Пол. Собр. Законов, изд. 1830, т. VIII, ст. 5909 и 5910. 674 Московская придворная типография, о которой говорит Бирен, была, под названием верхней, учреждена в кремлевском дворце Симеоном Полоцким в царствование питомца его Феодора Алексеевича, и первая книга, отпечатанная здесь в 1680 году, была «Тестамент Василия, царя греческого».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

ПЕТРОВСКАЯ, пуст. муж. существовавшая некогда в 40 верстах от уездного города Суздаля, с церковью Петра и Павла. О времени основания и уничтожения этой обители никаких сведений нет. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ-ДУНИЛОВСКИЙ, женский, в Суздальском уезде, в селе Дунилов, на берегу реки Тезы, в 15 верстах от Шуи. Время основания этой обители неизвестно; в первый же раз упоминается о ней в 1632 году. Здесь церковь Благовещения Богородицы, огромная, пятиглавая, существует с 1675 года; в ней иконостас сделан по повелению царицы Евдокии Феодоровны, первой супруги Петра Великого. – В 1764 году монастырь сей упразднен и церковь обращена в приходскую. УСПЕНСКИЙ-ДУНИЛОВСКИЙ, муж. в Суздальском уезде, в селе Дунилов, на реке Тезе, в 15 верстах от Шуи. Основан был в XVII в. боярином Лопухиным, отцом царицы Евдокии Феодоровны, первой супруги Петра Великого, и упразднен в 1764 году. Церковь сей обители обращена в Единоверческую. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, женский, существовавший некогда в уездном городе Муроме, и обращенный в 1764 году в приходскую церковь . О времени основания его сведений нет. Здесь были две каменные церкви. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский, бывший в уездном городе Муром, на посаде. Подробного известия об этой обители нет. БОРИСОГЛЕБСКИЙ, мужеский в 10 верстах от уездного города Мурома, на берегу реки Юшны, в простонародии называемой Ушною , или Ушеною почему и монастырь именовался прежде Борисоглебским Ушенским. Здесь три каменные церкви. Неизвестно, когда обитель эта была основана, упоминается же о ней еще в первой половине XIV века; упразднена она в 1764 году. – В монастыре сем погребен князь Муромский, Василий Ярославич, правнук св. Давида (Петра) Муромского. ПЕРЕМИЛОВСКАЯ-ТРОИЦКАЯ, пуст. муж., существовавшая в 20 верстах от уездного города Мурома, с церковью Живоначальной Троицы, обращенною в приходскую. О сей обители никаких подробностей неизвестно. ГОРИЦКИЙ пли ГОРИЙСКИЙ, муж. в уездном городе Переславле-Залеском. Он основан около 1392 года св. Евфросинией, супругой В. К. Димитрия Донского, и был с 1744 года кафедральным Переславской Епархии. Здесь четыре каменные церкви: 1) Успения Богородицы – храм великолепный, с иконостасом весьма высокой работы и отличного рисунка; церковь эта построена, вместо прежней, между 1753–1761 г. старанием епископа Переславского Амвросия Зертис-Каменского, бывшего впоследствии архиепископом в Москве, и имеет два придела: Благовещения и Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы; 2) Всех Святых, с трапезою; 3) Богоявления Господня, на колокольне, начатая постройкой во второй половине прошедшего столетия епископом Геннадием Кратинским, а доконченная по смерти его и освященная около 1777 года епископом Феофилактом Горским, который и другие здешние храмы украсил внутренним стенным писанием; 4) Николая Чудотворца, над св. вратами. – Монастырь упразднен в 1764 году и оставался Архиерейским домом до 1788 г.; по уничтожении же епархии главная церковь обращена в городской собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вселенские соборы самым бытием своим свидетельствуют о том, что они составляют высшее средоточие церковной власти». Развитие папской власти Попытки пап к подчинению себе западных церквей начинаются очень рано, приблизительно с V-ro века. Уже у папы Льва Великого находим подобного рода попытки. В одном из его писем читаем: «Хотя священство принадлежит всем епископам, но не в равной степени; и между апостолами не было равенства; все они одинаково избраны, но власть над всеми дана только одному (?). Согласно с этим и между епископами существует неравенство, ибо постановлено, чтобы не всякий из них претендовал на власть над всею церковью, а чтобы каждый управлял только своей епархией. Между нами большим значением пользуются те, которые поставлены епископами больших городов». Здесь следовало бы прибавить: а так как Рим один из больших городов, то понятно и Римский епископ должен пользоваться большим значением, как это и говорили многие о Римских епископах. Но папа Лев прибавил не то, что требовалось логикою рассудка, а то, что было для римских епископов общим предубеждением, а именно: «Но попечение о всей церкви принадлежит одной кафедре Петра». А почему? Этого папа не разъясняет, а равно он, и никто другой не опровергает того, что у ап. Петра кафедра (т.е. место апостольства) была не в одном Риме, но и в Иерусалиме, и в Антиохии, и в Александрии и во многих других городах. И то забыл Лев, что важнейшие церковные вопросы предложено было решать императором Константином Великим не папе, а собору вселенскому. В 6 правиле I вселенского собора говорится: «Да сохранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими епископами, понеже и Римскому епископу сие обычно», т.е. какими правами пользуется Римский епископ в своих пределах, такими же должен пользоваться и Александрийский, который к тому же и называется папою до сего дня. На I вселенском соборе даже определены были границы власти Римского епископа, а именно: округ управления префекта Рима, простирающийся на сто миль от города, с присоединением этих областей от Италии, которыми управляли папские викарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Далее идут частные роды, начиная с рода великого государя святейш. Никона патриарха Моск. и всея великия и малыя и белыя России: святейш. патриарха Никона (вписано после) помяни Господи души усопших раб своих и рабынь: раба своего Мины, Марианны, Иоанна, монахини Макрины, Василия В., Гавриила, Марины, Пелагии, Иоанна, Никифора м-ца, Григория м-ца, Симеона м-ца, Анны м-ца, Алексея м-ца, Марии м-ца, Василия м-ца, священноиерея Мирона, Иова, Василия, священномонаха Авраамия (?), Прокопия, Евдокии. Далее поминаются архиепископы Ростовские, епископы Пермские, начиная со Стефана, род гр-ва духовника благовещенского протопопа Андрея Савиновича, род стольника Батурина, род соловецкого архимандрита Макария, р. арх. Сергия, Феофана, р. дворянина Хвостова, р. Крестн. м. архим. Ионы, р. архим. Лаврентия, р. Кожеоз. м. монаха Серапиона, (бывшего строителя Сырьенской пустыни) игумена Павла, схимонаха Моисея, Иоакима, схимонахини Соломии, Иоанна, Петра, Ксении, Стефана, Неонилы, р. монаха Ионы Корабля, р. Константина Калашника (с Москвы) р. капитана Петра Кореневского (Арх. город.) Кочманова, р. Василия Боташева. Здесь же находится помянник монахов Крестного монастыря на нескольких разнописанных страницах. Сверху родов крестьян помечается из каких мест они. Причем большинство родов значится из окружных сел: Ворзогор, Прилука и т.под. 2 . Другой Синодик Крестного монастыря более, и даже совершенно сохранился. Он тоже переплетен в кожу. Но кожа покрывает не дерево, а картон. На внутренней обложке его написано: «Синодик Крестного монастыря». На следующей же странице написано: «Опись Синодика 2». Синодик начинается словом о усопших, которое озаглавливается так: «Предисловие о еже в вере усопших, яже о них бываемыя службы и благотворения пользуют зело их». Оно читается так: «Зане божественнейшии отцы духоноснии узакониша совершати памяти от века благочестно скончавшихся человеков всех, вины ради сицевыя; понеже бо неции, безгодную многажды на странстве подяше смерть, в мори же и непроходных горах: стремнинах же и пропастех, и пагубах, и гладех, и запалениях, и ледах, и бранех, и студениях, и иныя всякия смерти претерпевше, равно же и убозии суще, и немощнии и узаконенных псалмов и песней памяти не получиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Далее опять идут всякие роды. На обороте 100 листа приводится род дьяка Макара Артемьева Полянского и с боку написано: „лета 54;зса (7201­1693 г.) маия в и день написаны в синодик сей за вклад церковный за весь год 12 печатных книг миней месячных служебных». На обороте 101 листа значится род Иродиона Большой бороды; на 103 листе роды: Гладышева, Свиаженина Феодора Уланова сына Молоствова, где значатся: боярин князь Феодор, схимник Сергий; на 104 род Баима Левашева; на обороте: род бобыля Коровьей Гривы 194 Ивана Овчинникова; на 105 р. Костромитина Даниила; на 106 р. деревни Малаго Ходяшева Ивана Носка; на 107 р. Ивана Болдыря; на 112 р. Ивана Ветлуженина. На обороте 112 листа значится: „р§3 (-1659) Свияжского монастыря слуги, которые побиты в полку с князем Семеном Пожарским от Крымского хана: князя Симеона, Елисея, Петра, Симона, Василия, Козмы, Евфимия, Феодора. На 117 листе значатся роды: старца Иакова Пансырева, Архимандрита Мисаила, Петра Рышка, Чебоксарина Иосифа Каловского; на 119-Козмодемьянца Василия Толмача, Казанца Аристова, Свияженина Каменева, Казанца Кондратия Котельникова. На 122-Казанцев Сухановых; на обороте 123 астраханца Комарова, на следующей: Вологжанина Леонтия Огородника, Свияженина Матюнина и Бестужева; на 126 листе роды Казанского Троицкого монастыря (?) хлебника Григория, Успенского Протопресвитера Андрея Аникиева; на обороте 129-род именитого человека Григория Дим. Строганова, а потом слуги-Никиты Мельникова; на обороте 132 л.-города Чебоксар гостинной сотни Феодора Игумнова; далее роды: астрах, подъячего Григория Буторова, секретаря конторы новокрещ. Ив. Никитинова, Действ. ст. сов. Иоанна Оболдуева. После большого промежутка, наполненного после, идет перечень (на 160–181 листах) братии монастыря (с небольшим перерывом). Потом на 182 сделан добавок братии (1722 года) и при конце киноварью написано: „в лето от создания мира зсда-1723 маия в 4 день». Братский помянник можно назвать одним из солиднейших. На листе 200 находится род старца Авраамия Палицына, потом род новокрещена Ильи Нагаева и многих старцев и в том числе Иоасафа Рогозина, Михаила Жиленова, Варлаама Бусыги, Афанасия Муромца, Мисаила Хворостинина, Филарета Балтина, Иакова Каменского, Иринарха Гнусы, Ионы Корелы, Феодорита Соловья, Варлаама Шилы, Феофила Теплыни, Макария Кобелева, Ипатия Нищаго, Иринарха Бурнаша, Гурия Маклакова, Казанца Ивана Молютина (232), Иосифа Шеймета, Гавриила Горшка, Емельяна Бортика, Фаддея Неупокоева, Григория Решета, Димитрия Теренина, Алексия Зеленого, попа Нечая, Салтыка с братиею, Василия Ластухи, Казанца Флора Красныя щеки, Филиппа Спорыша, Феодора Бороды из Ярославца, Макарьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Преемники Петра еще более сурово ограничили деятельность монастырей. Елизавета (годы правления 1741—1762) конфисковала большую часть монастырского имущества. Екатерина II (прав. 1762—1796) закрыла больше половины монастырей, а на оставшиеся наложила строгие ограничения относительно числа монахов. Закрытие монастырей стало настоящей катастрофой для отдаленных российских провинций, где они были фактически единственными центрами культуры и благотворительности. Но хотя социальная деятельность церкви была резко сужена, она никогда не прекращалась полностью.    Религиозные реформы Петра вызвали заметную оппозицию в России, но она была грубо подавлена. За пределами России грозный Досифей решительно протестовал; но православные церкви под турецким игом не имели возможности активно вмешиваться в судьбу Русской церкви, и в 1723 г. четыре древних патриархата признали отмену патриаршего правления в Москве и учреждение Святейшего синода.    Система церковного управления, введенная Петром, продержалась в России до 1917 г. Синодальный период в истории русского православия обычно изображается как период упадка, полного порабощения церкви государством. Поверхностный взгляд на XVIII в. несомненно подтверждает такое мнение. То была эпоха дурного озападнивания церковного искусства, церковной музыки и богословия. Кто протестовал против сухой схоластики богословских академий, обращался не к учениям Византии или Древней Руси, а к религиозным или псевдорелигиозным течениям современного Запада: к протестантскому мистицизму, немецкому пиетизму, франкмасонству и т. п. Среди верховного духовенства первенствующие позиции занимали придворные прелаты вроде Амвросия (Зертисс-Каменского), после смерти которого в 1771 г. осталось (среди прочего имущества) 252 отреза тонкого полотна и девять очков в золотой оправе.    Но это лишь одна сторона той ситуации, в какой находилась церковь в XVIII в. Вопреки теоретическому замыслу. Святейший синод управлял церковью эффективно. Вдумчивые церковники хорошо сознавали дефекты петровских реформ и подчинялись им, не обязательно соглашаясь с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010