Архангельское. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Село Архангельское Каменского района Тульской области. Строителями первой церкви (деревянной) были Дмитрий Боев, Андрей Шибаев и Мишка Савельев. Это стало известно из допроса (и челобитной помете приказа Розыскных дел) свояка Матюшки Боева, который служил стряпчим у князя Василия Васильевича Голицына. Стряпчий – это дворцовый слуга, придворный чин, следующий ниже за стольником. Всего в селе в разное время было построено четыре храма. В 1895 г. население прихода простиралось до 712 мужского пола и 755 женского пола. Это вместе с ближайшими деревнями.  В это же время (1895 г.) в приходе  было два храма: 1) холодный каменный в честь Успения Божьей Матери и 2) каменный, теплый во имя Святителя  и Чудотворца Николая, считающийся приписным к первому (новому) храму. От первоначального и второго храма не осталось и следов, но прихожане до настоящего времени день 8 ноября чтут, как свой храмовый праздник. Во второй половине 1700-х гг. первый храм пришел в негодность и в 1771 г. был построен второй деревянный Успенский храм, на средства помещицы Анастасии Петровны Свечиной (жена бригадира Иван Ивановича Свечина). И позднее перед постройкой четвертого храма был продан в с. Ивановское, на Плаве Чернского уезда. А третий храм в селе Архангельское был построен на средства сына Анастасии Петровны и Иван Ивановича Свечиных, Петра Ивановича Свечина. Третий храм первоначально был устроен во имя Пресвятой Троицы, однопрестольным, каменным в небольшом размере в 1787 г. В таком виде он был до 1877 г., когда местный помещик дворянин Николай Дмитриевич Селезнев на свои средства  сделал теплым и возобновил его уже как во имя Святителя и Чудотворца Николая. И, наконец четвертый храм (строительство 1844-1853 гг.) другой местный помещик дворянин Николай Александрович Шишков, вместо второго (по счету) деревянного храма, проданного в Черский уезд, устроил каменный однопрестольный, но без трапезы и колокольни, храм Успении Божьей Матери. А в 1865 г. наследник храмостроителя Андрей Николаевич Шишков на свои средства устроил трапезную и колокольню, чуть позже храм внутри незначительно поновлен, потом и снаружи.

http://sobory.ru/article/?object=18664

Первые отечественные руководства по истории Русской Церкви содержали лишь самые общие и отрывочные сведения по истории православной Церкви на Украине и в Белоруссии в конце XVI — 1-й половине XVII вв. Митрополит Евгений (Болховитинов) был первым из русских историков, кто пытался специально собирать сведения о Киевской митрополии в XVI–XVII вв . Известный перелом составила «История Русской Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского), который выделил эту тему в специальные разделы. Он дал характеристику системе управления Киевской митрополии, собрал сведения об иерархах, осветил основные этапы борьбы православия с унией, уделил особое внимание братствам, училищам и школам, религиозно-полемической литературе этого времени. Архиепископ Филарет обратил внимание на заметное участие протестантов в религиозной жизни Украины и Белоруссии и подчеркнул значение Собора 1640 г. Наконец, в 1-й половине и середине XIX в. появился ряд специальных исследований по истории православной Церкви и унии на украинско-белорусских землях в 1596–1648 гг., открывающийся книгой Н. Н. Бантыша-Каменского, который собрал много документов, отразивших борьбу православных против провозглашенной унии в первые десятилетия после Брестского Собора . Особо стоит отметить исследование М. О. Кояловича по истории Брестской унии и религиозной жизни на украинско-белорусских землях . Он предложил обстоятельную, но очень одностороннюю картину событий: показал, как зародилась и развивалась идея унии с Римом между XIV в. и 1596 г., какова была политика Рима в эпоху Брестской унии, подробно охарактеризовал деятельность православных и униатских иерархов, обстоятельства, приведшие к восстановлению православной иерархии в 1620 г., роль казаков в борьбе против унии, реформаторскую деятельность митрополита Петра Могилы. Главную причину Брестской унии и последовавших за ней столкновений историк видел в деятельности католической Церкви и особенно иезуитов. Борьбу православных против унии М. О. Коялович рассматривал как единодушную попытку отстоять самобытность Церкви, не желая замечать весьма серьезные проунионные тенденции в православной среде. Созданная М. О. Кояловичем концепция характерна для русской историографии XIX в., в сравнении с которой особенно отчетливо виден вклад митрополита Макария в научное исследование и осмысление истории Русской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436086/

Т.Р. Руди Источники жития Димитрия Ростовского 739 M.A. Федотова Мощи святого Димитрия Ростовского были открыты при митрополите Арсении Мацеевиче в 1752 г., но только спустя почти пять лет, в апреле 1757 г., Святейший Синод постановил признать их нетленными и причислил Димитрия Ростовского к лику святых 740 . Почитание же ростовского святителя началось задолго до его канонизации. Об этом может свидетельствовать, например, рукописный сборник упражнений по латинской грамматике ученика Ростовской школы Петра Курохтанского 1703 г. (РГАДА, ф. 381, 1602) 741 . Вторую часть этого сборника составляет «Книга школьных и домашних сочинений, написанных мной, Петром Курохтанским, в школе аналогии в 1703 г.». В конце сборника Курохтанского содержатся «Вирши школьныя» (л. 150−151 об.), свидетельствующие о стихотворном навыке учеников и о прижизненном почитании Димитрия: «Архиерей Димитрий чтити Бога учит,/За то ему бе Бог венец небесный вручит./И подаст ему Бог с небеси честь и славу,/Повелит ему Бог венец тот на главу». Эти вирши 1703 г. сходны со стихами Эпилога драмы «Венец Димитрию», поставленной учениками Ростовской школы 26 октября 1704 г.: «За то венец дадеся ти златокованый/Архиерейский, имже еси увенчанны./Будеши потом увенчан венцем вечносластным,/Яко же и твой ангел дванадцаточастным» 742 . Отметим также, что своё надгробное слово Димитрию Ростовскому Стефан Яворский заключил словами: «Свят Димитрий, свят!» Первые настоятельные требования Святейшего Синода к Арсению Мацеевичу написать Житие Димитрия Ростовского и начало работы над ним относятся ко времени открытия мощей святителя, т. е. к 1752 г., но ещё до его официальной канонизации. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского . Одна, 1756 г., связана с именем Амвросия Каменского, епископа Переяславского и Дмитровского, другая – с настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря Лукой (создана между 1759 и 1763 гг.). Кроме того, были написаны две полные редакции – редакция Арсения Мацеевича (1757−1758) и Синодальная редакция (1784), написанная Я.А. Татищевым 743 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Генерал-аншеф Авраам Петрович Ганнибал. «Арап Петра Великого» (Биографический очерк по документам) В.... Ф.... 1 , сидя дома, Решил, что дед мой Ганнибал Был куплен за бутылку рома И в руки шкиперу попал. Сей шкипер был тот шкипер славный, Кем наша двинулась земля, Кто придал мощно бег державный Корме родного корабля. Сей шкипер деду был доступен; И сходно купленный арап Возрос усерден, неподкупен, Царю наперсник, а не раб. А.С. Пушкин 2 Первым по времени биографом А. П. Ганнибала был, сколько известно, Гельбиг, советник саксонского посольства при с.-петербургском дворе, в 1787 г., писавший по-немецки и, больше, по слухам 3 . За трудом Гельбига явился поэтический «Арап Петра Великого» неоконченный роман славного Пушкина 4 , правнука Ганнибалова по женской линии 5 . С легкой руки Пушкина, А. П. Ганнибал был предметом статей: Д. Н. Бантыш-Каменского 6 , Д. И. Языкова 7 , Μ. Н. Лонгинова 8 и князя П. В. Долгорукого 9 . Статьи эти, заимствуясь главными показаниями одна от другой, опровергаются во многом документами подлинными, часть которых, из сокровищницы государственного архива, напечатана уже Π. П. Пекарским 10 . Документы других архивов – освещают также кое-какие факты из жизни «Арапа Петра Великого». – Связать, по возможности, в одно целое разноречивые известия об А. П. Ганнибале, проверив их архивными открытиями последних лет, – и составляет задачу предлагаемого очерка. Отечеством негра Ибрагима (впоследствии, Ганнибал) была Африка, по всем соображениям, северная, вообще мало исследованная. «Северная Африка – говорит один из членов французского института, – от моря Средиземного до земли негров и от долины Нила до берегов океана Атлантического, представляет единственное зрелище страны, которая, несмотря на продолжающееся издревле до сих пор вторжение в нее и морем и сухопутно народов чужеплеменных, сохранила не только свое туземное наследие, но больше или меньше его прежние нравы, даже язык. – Изобразить состояние этой обширной страны во времена Карфагена и последних фараонов египетских; показать видоизменения, внесенный сюда последовательно Греками и Римлянами; представить, затем, многочисленные поселения здесь пришлых Арабов, занимавшие, в противоположность завоевателям предшествующим, не только берега, но и внутренность страны; обозначить движение самих туземцев, рассеянных по всему материку, от одного конца до другого, и наследовать влияние скрещивания их с Арабами на общий вид страны; наконец, уяснить черты, остающиеся не сглаженными после стольких передряг, – вот предмет, по истине, достойный внимания ученой Европы» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

16/29 Великомученицы Евфимии всехвальной (304). Святителя Киприана, митрополита Московского, всея России чудотворца (1406). Мученицы Людмилы, княгини Чешской (927). Икон Божией Матери, именуемой «Призри на смирение» (1420) и Каменской «Знамение» (1426). Тропарь великомученице Евфимии всехвальной, глас 4 Жениха твоего Христа возлюбивши,/и свещу твою светлу уготовлыни,/добродетельми возсиявши, всехвальная Евфимие,/тем возшла еси с Ним на брак,/венец страдания от Него приемши,/но от бед избави нас,/чтущих верою память твою. Ин тропарь, глас тойже Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/зовет велиим гласом:/Тебе, Женише мой, люблю,/и Тебе ищущи страдальчествую,/и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему,/и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша. Кондак, глас тойже Во страдальчестве твоем добре подвизалася еси,/и по смерти ны освящаеши чудес точеньми, всехвальная./Темже твое успение святое поем,/верою притекающе в Божественный храм твой, да избавимся недугов душевных/и чудес благодать почерпем. Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова Евфимие,/и чтим честное страдание твое,/еже за Христа/претерпела еси. Тропарь святителю Киприану, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу, глас 4 Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен/и благими нравы украшен,/Духом Святым просвещен,/совершив святыню в страсе Божии,/сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа,/пасый Церковь Божию Русския митрополии,/постом вся поборая, волнения претерпе,/гонение применув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая,/и сего помощника имея,/и того стопам последуя./Служитель благоприятный/заповеди Божии соблюдая,/Духом Божиим наставляем,/просвещая верныя люди учением словес твоих,/пощением украси житие свое,/ярем Господень измлада восприим,/и паче всех Христа возлюби./Того ради и архиерейским седалищем почтен,/и, яко светозарное солнце от Сербский земли происшед,/и по вся концы Русския земли добродетелию просияв,/светло явися мирови,/и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой,/великий архиерею Божий, Киприане митрополите,/учителю и наставниче Русския земли,/всегда предстоя престолу Пресвятыя Троицы,/моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианех,/да спасет тебе ради души наша. Кондак, глас 2

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сабурово. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Существующий каменный храм построен в 1755г. Ф.М.Каменским. Церковь была холодной и имела два престола: главный – Св.Михаила Архангела, и в придельной части – Св.Пророка Иоанна Предтечи. Позднее, в 1862г. придельный престол был сделан теплым. Храм ремонтировался в 1823, 1875, 1888, и 1892гг. На колокольне висело 6 колоколов, один из которых был перелит из турецкой пушки, взятой М.Ф.Каменским под крепостью Шумлой. В 1809г. в храме похоронен фельдмаршал Михаил Федотович Каменский, а в 1811г. его сын – генерал от инфантерии Николай. Храм закрыли в 1930г. Захоронение Каменских вскрыли и разграбили. Трапезную и колокольню разобрали на кирпичи. Церковь возвращена общине верующих в 1995г. Материал взят из книги: В.М.Неделин В.М.Ромашов " Архитектурные древности Орловщины " Первое упоминание о Сабурово нашлось в писцовой книге Орловского уезда 1678 года. Первоначально земли имения Сабурово принадлежали боярину Ивану Михайловичу Милославскому, потом перешли к братьям Андреановым. А после - достались фавориту Петра I Алексею Даниловичу Меншикову. В 1742 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны село перешло Федоту Михайловичу Каменскому (1696 - 1755), который владел им несколько лет. После его смерти в 1755 г. имение Сабурово было пожаловано его сыну - Михаилу Федотовичу Каменскому. Церковь поставлена на высоком берегу р. Цон, через дорогу от усадьбы Каменских. Первое упоминание об Архангельской церкви в с.Сабурово относится к 1721 г., хотя предположительно храм существовал уже в XVII веке. Ее приход являлся одним из крупнейших в Орловском уезде, согласно ведомости 1755 г. при церкви вместе с окрестными деревнями состояло 257 приходских дворов. Существующий каменный храм построен в 1755 г. Федотом Михайловичем Каменским и его сестрой Марией Федотовной Брылкиной. Здание типа восьмерик на четверике, перекрытое высоким сводом с ярусной главкой, с небольшой трапезной и колокольней. В 1809 г. в храме был похоронен фельдмаршал граф Михаил Федотович Каменский, а в 1811 г. его сын — генерал от инфантерии Николай. Над их могилами были уложены простые белые надгробные камни без каких-либо надписей. С 1900 г. при церкви существовала одно классная церковно-приходская школа. Декоративное убранство в стиле барокко утрачено при ремонтах в XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=08784

Кисловское. Церковь Петра и Павла. Церковь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Петро-Павловская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1832 г. Главный храм во имя апп. Петра и Павла, освящен 29 июня 1846 г. Правый придел в честь Сретения Господня, освящен 11 ноября 1879 г. Левый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освящен 29 июня 1882 г. закрыты 1937 г., григорьевской ориентации. Возвращена в 1990 г. Действующая. В селе Кисловском Каменского района сохранился храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которому более 260 лет. Немало перенес он невзгод в советское время. Достаточно сказать, что в бытность существования на кисловских землях совхоза " Рассвет " в храме располагался совхозный гараж. Кисловское село отстоит в 72 верстах от Екатеринбурга, по речке Камышенске, и в 25 верстах от ст. «Баженово» Пермь-Тюменской ж.д. Наименование села Кисловским, по объяснению его летописца, произошло от прозвания «кислыми» первоначальных заселителей занимаемой селом местности. Время первоначального образования Кисловского прихода точно неизвестно, но следует признать его существующим более 150 лет, так как первый храм в нем был построен в 1746 г. Первоначальное коренное население Кисловского прихода составляли инородцы, с которыми впоследствии и постепенно смешались переселенцы из российских губерний и образовали нынешнее его население, состоящее из государственных крестьян, православных, числом 1800 душ муж. пола и 1769 жен. пола. Главным занятием прихожан служит хлебопашество, а побочным - заработки в Екатеринбурге, заводах и приисках, перевозка товаров из Екатеринбурга в Ирбит, Ишим, Петропавловск и обратно во время существующих ярмарок. В состав прихода, кроме села, входят деревни Кунгурская и Соколова. Устроенный по свидетельству церковной летописи тщанием прихожан в 1746 г., с благословения митрополита Тобольского Антония, во имя св. первоверховных апост. Петра и Павла, первый приходской в селе Кисловском храм был зданием деревянный. Нынешний в селе уже второй по времени храм во имя тех же св. апостолов, каменный, устроен в 1832 г. тоже тщанием прихожан при деятельном участии в качестве строителя его местного крестьянина Моисея Тихоновича Мельникова, пожертвовавшего на создание храма все свое немалое состояние; освящен храм по благословению преосвящ. Аркадия, епископа Пермского в 1846 г. и сначала был с одним теплым приделом во имя Сретения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=11096

Стрелка. Неизвестная часовня. Часовня в память об А. Бибикове Часовня. Действует.   Год постройки:приблизительно 2000 - 2001. Адрес: Ивановская обл., Вичугский р-н, с. Стрелка Координаты: 57.406004, 41.800514 Проезд:В Каменке спуститься к реке (устье Сунжи), перейти реку по длинному пешеходному мосту, подняться в гору, перейти (не более 1 км) по дороге или тропе поле в направлении Петропавловской церкви. От церкви - дорога вдоль села (по левому ряду) выведет прямо к часовне. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Современная часовня установлена летом 2000 г. по инициативе Николая Григорьевича Бибикова, одного из авторов " Родословной Бибиковых " , главы " Российского Дома Бибиковых " . Автор проекта часовни - художник Никита Георгиевич Бибиков. Средства на строительство часовни пожертвовали представители рода Бибиковых из России, Франции, США. Инициатор строительства Н. Г. Бибиков особенно хотел отметить вклад юного Григория Николаевича Бибикова, который пожертвовал на строительство часовни премию в полученную за первое место в конкурсе ученических работ на тему " Мой род в истории России " . Также существенным был вклад от Александра Борисовича Бибикова из Франции. Среди организаторов строительства был Андрей Любимов, местный уроженец и краевед, ныне проживающий в США, представлявший американских Бибиковых. Часовня была построена рабочими Каменской фабрики. Деревянная часовня, запечатлённая Прокудиным-Горским, в советское время была перевезена на хозяйственные нужды в соседнюю деревню Никулино. В 1990-е годы она была окончательно утрачена. На месте часовни в XVIII-XIX веке стояла деревянная церковь Петра и Павла, под алтарём которой и был похоронен А.И. Бибиков (1729-1774), крупнейший государственный и военный деятель екатерининской эпохи. 17 мая (28 мая) 1767 г. в церкви Петра и Павла отстояла службу императрица Екатерина Великая во время посещения бибиковской усадьбы Стрелки. Деревянная церковь, пришедшая в ветхость, была разобрана ещё в XIX веке. Взамен её метрах в двухстах была построенная ныне существующая каменная Петропавловская церковь. А над склепом генерал-аншефа А.И. Бибикова и была установлена деревянная часовня. В советское время склеп А.И. Бибикова был разрушен, место захоронения выдающегося сына России требует уточнения. У деревянной церкви существовало кладбище, заброшенное ещё в XIX веке, внешних следов от кладбища не осталось. Некоторые дома деревни Стрелка построены, буквально, на костях. Поэтому современная часовня, со слов А.А.Любимова, установлена в память всех людей, похороненных на исчезнувшем кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=07990

Круглино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковное место в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Круглино на Яхроме – одно из древних поселений Дмитровской земли. Оно располагалось на территории Каменского стана Дмитровского уезда и принадлежало с XV столетия мужскому Кирилло-Белозерскому Успенскому монастырю. Этот монастырь был в числе особо почитаемых обителей в древней Руси. Члены великокняжеской, а затем и царской фамилии, представители знатных родов и служилые люди делали в монастырь богатые пожертвования и в том числе обширные земельные угодья. На рубеже XVI — XVII столетии Кирилловский монастырь считался богатейшим землевладельцем средневековой Руси. Село Круглино, или как оно называлось в древности Куролгино, упоминалось в числе вотчин Кирилло-Белозерского монастыря в документах монастырского архива XVI века (опись 1591 г.). В числе других монастырских земель в Дмитровском княжестве Кирилловской обители также принадлежали села Вертлинское и Куликово с деревнями. Первоначально Круглино писалось в документах сельцом, а затем в XVI столетии монастырские власти поставили здесь деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с традиционным приделом для кирилловских вотчинных церквей во имя преподобного Кирилла Белозерского. Для приезда монастырских властей и для управления хозяйством в Круглино был поставлен монастырский двор с деревянными жилыми и хозяйственными постройками. В начале XVII столетия в польско-литовское разорение село Круглино на Яхроме, подобно другим поселениям Дмитровского края, подверглось разорению и поруганию. Деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы обветшала и богослужение в ней не отправлялось. Вновь деревянная церковь была возобновлена на монастырские средства в 1640 г. (7148 г.) После секуляризации церковных владений в царствование Петра III вотчины Кирилловского монастыря перешли в собственность государства (Государственной Коллегии Экономии) и тогда же в селе был ликвидирован монастырский двор.

http://sobory.ru/article/?object=45721

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?), прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), мон. Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря на Кубенском оз . До 20-х гг. XX в. в Преображенском соборе мон-ря, в нижней ц. во имя святителей Московских Петра , Алексия и Ионы , в правом зап. углу в особой палатке (не сохр.), почиталась могила В. К., здесь же находилась рака с надгробным образом святого, близ нее хранились шапка из железных полос и вериги преподобного. В июле 1774 г., когда во время сильного пожара выгорела вся церковь, уцелела только деревянная рака святого и образ. В 1851 г. на средства московского купца И. А. Колесова над гробом преподобного устроили новую медную раку, на к-рой находилось изображение В. К. в рост. 17 июня 1870 г. по дороге в Архангельск Спасо-Каменный мон-рь посетил вел. кн. Алексей Александрович. После молебна в Преображенском соборе высокий гость прикладывался к мощам св. блгв. кн. Иоасафа Каменского († ок. 1457) и к раке В. К. Время жизни преподобного можно установить приблизительно, т. к. основной источник по истории Спасо-Каменного мон-ря - «Сказание известно о Каменном монастыри» Паисия (Ярославова) (написано ранее 22-23 дек. 1501, дополнено в XVI-XVII вв.) - не содержит сведений о святом. Не упоминает о раке и личных вещах святого и монастырская опись 1670 г., составленная по указу архиеп. Вологодского и Великопермского Симона . Отсюда можно заключить, что В. К. подвизался в мон-ре во 2-й пол. XVII в. Время канонизации святого неизвестно, преподобный упомянут в списке святых Вологодской епархии, составленном в 1811 г. Вологодским еп. (впосл. митрополит) Евгением (Болховитиновым) . Память В. К. совершалась в мон-ре в день его тезоименитства. Канонизация В. К. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова) .

http://pravenc.ru/text/150807.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010