Итак, и направление и характер изложения евангелий от Марка и от Луки таковы, что если и не ведут с логическою необходимостью к признанию в ап. Петре и Павле авторов этих евангелий, то во всяком случае не представляют ничего неблагоприятствующего древнему преданию. Рассмотрим теперь, насколько это доступно, самую материю (т.е. сумму фактов из истории земной жизни Господа) евангелий Петрова и Павлова и сопоставим с нею материю наших синоптических евангелий 1104 . Сходство или различие между ними в этом отношении естественно должно иметь более важное значение, чем сходство по духу: в общем направлении может сойтись большее число писателей, чем в проявлении этого направления в частностях. Деяния Апостольские сохранили нам пять речей (исторического содержания) ап. Петра (1:16–22, 2:14–36, 38–39, 3:12–26, 4:8–12, 10:34–43). Последняя из них (так как на ее содержании меньше, чем на содержании других, отразился факт, ее вызвавший, и так как, при отсутствии в ней ветхозаветных цитат, она отличается единством содержания), может быть принята за основной текст; дополняя его местами из прочих речей и из послания ап. Петра, мы получаем следующий очерк евангельской истории: А. Д. 10:37. «Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном»; 38, а. «Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета». Ст. 22-й 1 гл. Д. дает некоторые основания полагать, что в речи к Корнелию евангельская история не случайно начинается с Крещения Иоаннова, что таково, по крайней мере, было более обыкновенное начало проповеди ап. Петра. Из всех синоптических евангелий только евангелие от Марка начинает повествование с крещения Иоаннова. Начальные слова 38-го ст. весьма близки к выражениям Лк.4:1,14,18 . – Слова: «Иисус из Назарета» читаются в начале евангелия буквально только Мк.1:9 . Б. Ст. 38. «И Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом ...» 2:22. «...засвидетельствованный от Бога силами и чудесами и знамениями». Ап. Петр всецело обращает внимание на дела (чудеса) Христовы вообще и на исцеления бесноватых в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Итак, не «учение» и не йогическую практику принес Христос людям. Он дал нам Самого Себя. Рассуждать о Евангелии и не замечать, что Христос требует веры в Себя и в уникальное значение своей Жертвы – близко к тому, чтобы в Чехове видеть только врача, к Экзюпери обращаться лишь за советами по летному делу, а книги Льва Толстого брать в руки лишь для изучения великосветского протокола. Тем не менее, вновь и вновь основатели псевдохристианских сект заявляют: «Наш учитель Иисус говорил… А я считаю нужным добавить… «. «Христос» и «Хрестос» Добавительский зуд заставляет весьма вольным образом обращаться с Евангелиями. Чтобы проповедовать имманентизм, самообожествление, но и при этом числиться христианами, теософы предлагают свое понимание Христа. Многие страницы трудов Блаватской посвящены доказательствам того, что апостолы не верили ни в какого «Христа», они проповедовали «Хрестоса». Последний же был не личностью, но состоянием духовного просвещения, и, соответственно, означал «миста», посвященного в мистерии и эзотерические тайны. «Прилагательное и существительное „Хрестос“ было искажено ввиду слова „Христус“ и использовано по отношению к Иисусу… Слово Хрестос стало существительным, относимым к одному особому персонажу» 1611 . Действительно, эти слова – почти омонимы: hrestos и hristos. Первое означает «благой, добрый, чистый», второе – «помазанный». Есть ли игра этих слов в Новом Завете? Да. Означает ли это, что всякий раз, когда речь идет о том, что Христос спас людей, новозаветные авторы имеют в виду всего лишь то, что следование закону добра спасло людей? – Нет. Да, действительно в одной из рукописей 1 Петр. 4,12 ученики Иисуса называются «хрестиане». Однако, прежде всего стоит обратить внимание на то, что это – текст ап. Петра, а не ап. Павла. Блаватская же полагает, что «посвященным» можно считать только Павла. Но если Павел был «гностическим оппонентом Петра» 1612 , то с какой же стати вычитывать в посланиях именно Петра гностические реминисценции? Даже если в петровом послании прочитать «хрестианин», оно от этого не станет ни на йоту ни «эзотеричнее», ни «теософичнее». Апостол увещевает быть стойким в гонениях. «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны; ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». Страдания верующего уподобляются здесь конкретным страданиям Иисуса Христа – и потому вполне уместно последовать большинству древних рукописей и все-таки читать «христианин».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Как же оно совершилось? Было ли оно делом, совершенным по повелению Христову, как другие Его чудеса: «прозри. очистись, встань и ходи, гряди вон» и под., или же оно совершилось иначе. чем они, не самим Христом или, по крайней мере, не непосредственно Им Самим. в Новом Завете мы имеем целый ряд текстов, которые имеют одно и то же содержание, выражают одну и ту же мысль: воскресение Христа совершилось так, сто «Иисуса Назорея Бог воскресил νστησε, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Д.А. 2, 24, 32). Это было сказано ап. Петром в первой речи его в Пятидесятницу, и то же повторено им в речи по исцелении хромого: «Сего Бог воскресил из мертвых  Θες γειρεν κ τν νεκρν Д.А. 3, 15, «Бог воскресил Сына Своего Иисуса» 3, 26. То же повторено в речи апостолов Петра и Павла перед первосвященниками (Д.А. 4, 10) и в речи ап. Петра в синедрионе (5, 30), в речи ап. Петра Корнилию (10,40), в речи ап. Павла в Антиохи Писидийской (13, 30, 32, 34, 37) и в Афинах (17, 31). Словом, это – черта, вообще свойственная апостольской проповеди. Эту же мысль многократно выражает ап. Павел в своих посланиях ( Рим. 4, 24; 10, 9 , Кол. 2, 12 , 2Кор. 4, 14 , Галл. 1, 1, Еф. 1, 20; 2, 5–6 ; 1Фес. 1, 10 , ср. 1Петр. 1, 21 ). В частности, у ап. Павла находим и такую мысль: «Если же Дух Того, кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресший Христос из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Святым, живущим в вас» ( Рим. 10, 9 ), и еще: «Христос воскрешен γρθη из мертвых Славою Отца» δια τς δοζης το Πατρς ( Рим. 6, 4 ). Сюда же относится и текст Евр. 5, 7 , где спасение от смерти (т.е. через воскресение) представляется как дело Отца в ответ на молитву Сына: «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за благоговение» ( Евр. 5, 7 ). Косвенно сюда же относится и текст Иоанн. 5, 26: «Как Отец имеет жизнь в Себе Самом, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». Общая мысль, которая выражена в этих текстах, состоит в том, что воскресение Христово совершилось чрез воскрешение Его Отцом, Его волею и славою (божеством), и что Христос воскрешен был Духом Животворящим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Как примирить эти две точки зрения? Какова была изначальная вера Церкви? Что говорят нам восточнохристианские источники на тему сошествия во ад? Представляется важным подробно остановиться на этих вопросах. Ни в одном из канонических Евангелий о сошествии Христа во ад прямо не говорится. Однако в Евангелии от Матфея, в рассказе о крестной смерти Спасителя, упоминается, что гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим ( Мф. 27:52–53 ). В том же Евангелии приведены слова Христа о тридневном пребывании Спасителя во чреве земли: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). В христианской традиции история пророка Ионы будет рассматриваться как прообраз сошествия Христа во ад. Вера в то, что после Своей смерти на кресте Иисус Христос сходил в бездны ада, ясно выражена в Деяниях апостольских, где приведена речь апостола Петра, произнесенная после сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (см.: Деян. 2:22–24, 29–32 ). Однако наиболее важным новозаветным текстом, прямо говорящим о схождении Христа во ад, является Первое послание святого апостола Петра, где эта тема раскрывается в контексте учения о крещении. Здесь апостол говорит не только о пребывании Христа в адской «темнице», но и о Его проповеди находившимся там душам: «Христос, чтобы привести вас к Богу, однажды пострадал за грехи (ваши), Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошел, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение... спасает воскресением Иисуса Христа... ( 1Пет. 3:18–21 )» В том же Первом послании Петра читаем: ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Пет. 4:6 ). Приведенные слова легли в основу учения о том, что Христос пострадал за «неправедных», и проповедь Его в аду коснулась в том числе и тех, о ком в Ветхом Завете сказано, что все мысли и помышления сердца их были зло в о всякое время ( Быт 6, 6 ). Некогда подвергнутые суду «по человеку плотию», осужденные и погубленные Богом, Который, по выражению Библии, раскаялся в том, что их создал ( Быт 6, 6 ), эти люди не погибли окончательно: сойдя во ад, Христос дает им еще один шанс на спасение, проповедуя им Евангелие Царствия, дабы они ожили «по Богу духом».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда они подошли к запертым железным воротам, то они сами собой растворились. Ангел вывел Апостола Петра на улицу, прошел ее, а потом стал невидим. Тогда Апостол Петр понял, что Господь послал Ангела, который чудесным образом вывел его из темницы, возблагодарил Господа и продолжал усердно проповедовать учение об Иисусе Христе. Апостол Петр пострадал в Риме. Он считал себя недостойным быть распятым так, как был распят Иисус Христос; а желал, чтобы голова его находилась у ног Учителя. Желание Апостола Петра исполнилось. Он был распят вниз головой. Апостол Петр написал два соборных послания. Спутником Апостола Петра в его проповеднических трудах был св. Евангелист Марк. Он называется Евангелистом, потому что написал св. Евангелие. § 8. Св. Апостол Павел (Деян. 9:1–20). Апостол Павел до обращения в христианскую веру назывался Савлом. Он ненавидел христиан и очень жестоко преследовал их. Однажды он отправился из Иерусалима в Дамаск, чтобы и там преследовать верующих в Иисуса Христа. Дорогой внезапно осиял его небесный свет. Савл упал на землю и услышал голос с неба, который говорил: «Савл, Савл! За что ты гонишь Меня?». Савл отвечал: «Кто Ты, Господи?». Господь сказал: «Я – Иисус, Которого ты гонишь». Савл в страхе спросил: «Господи, что Ты велишь мне делать?». Господь сказал ему: «Иди в город, там тебе будет сказано, что ты должен делать». Савл встал с земли и ничего не мог видеть. Сильный свет ослепил его. Служители повели слепого Савла в город, там он три дня молился Богу, не принимал ни пиши, ни пития и просил у Бога прощения грехов. Потом Савл принял Святое Крещение; Бог отверз его очи, и он сделался ревностным проповедником святой христианской веры. Апостол Павел совершил три великих апостольских путешествия, основал много христианских церквей и тысячи язычников обратил к вере в Иисуса Христа. В основанных церквах Апостол Павел рукополагал пресвитеров, которые должны были учить верующих закону Божию, совершать Таинства и показывать им примеры святой, благочестивой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Когда Савл подрос, он подрос в своей злобе против Христа и учеников Христа. И Савл выпросил письма от еврейских первосвященников в Иерусалиме, чтобы идти в Дамаск и там гнать последователей Христа. И когда Савл, будущий Павел приближался к Дамаску, дыша угрозами и убийством, как написано в Деяниях Святых Апостолов, внезапно осиял его свет с неба и он услышал слова: “Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна”. Удивившись этому видению, Савл спрашивает: “Кто ты, Господи?” И слышит в ответ слова с небес: “Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна”. Савл, потрясенный тем, что Иисус есть Господь, падает ниц и говорит: “Что повелишь мне, Господи?” И с этого момента он становится служителем Иисуса Христа. По преданию, имя Павел он взял в честь первого язычника, которого он крестил в христианстве. Настолько для него это было удивительно — обращение первого человека, которого он сам обратил, он взял его имя. Взаимоотношение между Петром и Павлом были тяжелые. Во Втором Послании апостола Петра третья глава, пятнадцатый, шестнадцатый стих апостол Петр критикует послание апостола Павла. Он пишет, что в этих посланиях есть нечто неудобовразумительное, то есть трудно понимаемое. Так, что невежды неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, то есть искажают, как и прочие писания. В послании к Галатам Павел, в свою очередь, осуждает апостола Петра за то, что он поступает (дословно): “не по истине Евангельской, лицемерил в присутствии пришедших от Иакова, находясь среди язычников”. Но, в смерти они оказались вместе. У них была разная стратегия миссионерского служения. Павел выразил это словами: “как Петру принадлежит благовествование среди обрезанных, так мне принадлежит благовествование среди необрезанных”. И апостол Петр, когда обличает неудобовразумительное у Павла, сначала пишет: “как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам”. Это были тяжелые времена, сложные времена. Пуповина между синагогой и церковью рвалась долго, но в это время началась славная проповедь Евангелия. Апостол Петр проповедовал, в основном, среди иудеев, но именно Господь посылает его в дом Корнилия сотника, язычника. Ему даётся видение, что никого и ничто нельзя почитать нечистым, ибо Господь всё освятил. И он прибывает в Рим, где Петр становится основанием Римской Церкви, её камнем, как Господь сказал: “ты — Петр, камень, и на сем камне воздвигну Церковь Мою, и врата ада не одолеют её”.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-de...

«Ландшафт с замком», Рембрандт Харменс ван Рейн, Теперь о разногласиях. С самого начала миссионерских трудов Петра и Павла их проповедь была обращена к разным аудиториям. Миссия Петра проходила в основном среди иудеев, в то время как Павел стремился передать благую весть язычникам. Как он сам писал об этом, мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных (Гал 2:7). Надо сказать, что апостольское послание в первые дни после Пятидесятницы было в принципе адресовано в первую очередь иудеям. Апостолам, выросшим в традиционной ветхозаветной культуре, воспитанным на правилах и нормах Закона, было сложно выйти за пределы привычной национально-религиозной парадигмы. Кроме того, они таким образом буквально исполняли завет Самого Господа, Который посылал их наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10, 6). Петру для того, чтобы принять мысль о возможности проповеди язычникам, потребовалось чудесное видение, которое он увидел во время молитвы на крыше дома Симона Кожевника. Трижды спускалось к нему с неба полотно с нечистыми животными, которых иудеи не вкушали, трижды раздавался голос, повелевавший встань, Петр, заколи и ешь, и еще трижды в ответ на отказ Петра раздавался глас Божий: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян 10:13-15). После этого он совершил крещение бывшего прежде язычником сотника Корнилия и всех его домочадцев, а затем рассказал об этом остальным апостолам, которые, выслушав его, успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян. 11, 18). Это движение навстречу язычникам вызывало смущение у обратившихся ко Христу иудеев, которые и после крещения продолжали чтить многие обычаи ветхозаветного Закона. Не имея принципиальных возражений против апостольской миссии среди язычников, они требовали от последних соблюдения основных норм иудаизма, в первую очередь, совершение обрезания. Такие настроения оказывали влияние и на апостолов. Петр тут не был исключением. Именно на этой почве и возникли разногласия между ним и апостолом Павлом. Спор и примирение

http://foma.ru/govorjat-apostoly-petr-i-...

Мы приводим только начало и конец речи, опуская ее содержательную середину. Но посыл очевиден: обращаясь ко «всему дому Израилеву», Петр обвиняет его в убийстве Иисуса Христа. В то же время обвинительная речь превращается в пламенное свидетельство о воскресении Иисуса и призыв к покаянию. И результатом речи Петра оказывается не возмущение слушателей, как можно было бы ожидать, а то, что они умиляются сердцем и спрашивают: что нам делать? Петр с готовностью отвечает: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш ( Деян.2:37–39 ). Таким образом, с одной стороны, Петр обвиняет мужей Израильских в убийстве Иисуса, с другой – заверяет их, что им и их потомкам принадлежит обетование. Иными словами, тот факт, что они несут ответственность за распятие Христа, не лишает их достоинства богоизбранного народа, которому Бог вверил Свои обетования. Петр обращает к мужам Израильским то же самое слово «покайтесь», которое они слышали от Иоанна Предтечи, а потом от Самого Христа. Ничего не говорится о римлянах. Близкой по содержанию является речь Петра в Соломоновом портике Иерусалимского храма ( Деян.3:13–18 ). Осмыслению роли и значения израильского народа в деле спасения посвятил много страниц в своих посланиях апостол Павел. Мы не можем здесь дать даже самый общий обзор его взглядов по этому вопросу. С одной стороны, в отношении убийства Иисуса Павел высказывается вполне однозначно. В Первом послании к Фессалоникийцам он упоминает Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца ( 1Фес.2:15–16 ). С другой стороны, Павел доказывает, что быть иудеем – великое преимущество, потому что им вверено слово Божие. Если же некоторые из иудеев были неверны, то неверность их уничтожит ли верность Божию? ( Рим.3:1–3 ). Здесь звучит та же тема, что и в речи Петра: Бог остается верен Своему обетованию, Он не отнимает его от Своего народа в наказание за убийство Мессии. На вопрос: неужели Бог отверг народ Свой? – Павел отвечает категорично: Никак... Не отверг Бог народа Своего ( Рим.11:1–2 ). Павел верит, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, но в конечном итоге весь Израиль спасется ( Рим.11:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

На это-то именно и указывает выражение Папия – „ο τξει“ (не по порядку). Таким образом, свидетельство Папия или – вернее – пресвитера Иоанна должно быть признано несомненно достоверным, а следовательно достоверно и то, что наше второе каноническое Евангелие написано спутником Петра – Марком, по воспоминанию рассказов самого ап. Петра о жизни и деятельности Господа нашего Иисуса Христа 126 . Личность Марка достаточно известна нам из книги Деяний Апостольских. Его мать Мария жила в Иерусалиме, и в ее доме часто собирались верующие для молитвы и общественных богослужений (Деян., 12:12). Таким образом Марк принадлежал к одной из первых христианских фамилий, находившихся в самых тесных и дружественных отношениях к апостолам и их свя­тому делу евангельской проповеди. Быть может, некоторые думают совершенно справедливо, что Марк разумеет самого себя, когда говорит в своем Евангелии (14:50–52), что, по оста­влении всеми взятого под стражу Христа, „один юноша, завер­нувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них“. После вознесения Иисуса Христа на небо, Иоанн-Марк был сна­чала спутником Павла и Варнавы (Деян., 13), но впоследствии отстал от них обоих (ст. 13), так что когда затем (Деян., 15) Павел и Варнава снова намеревались предпринять вместе путешествие, Павел не хотел взять с собой Марка, „отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы“ (ст. 38); но Варнава, будучи дядей Марка (Колос., 4:10), настаивал на своем желании – взять Марка с собой; „отсюда произошло огорчение (между Варнавой и Павлом), так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отпра­вился, быв поручен братиями благодати Божией“ (ст. 39, 40). Затем снова мы встречаем Марка вместе с Павлом во время заключения последнего в Риме (Колос., 4: 10; Филим. 1: 23 ). Тогда Марк намеревался отправиться в Малую Азию, по поручению апостола Павла.: Но впоследствии он стал уже спутником апостола Петра, который называет его даже своим сыном, – конечно, в смысле переносном (1 Петр., 5: 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Одним из основных аргументов в пользу особой веры Петра является выдержки из Евангелия от Луки, которую необходимо рассмотреть с контекстом: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». 824 Христос молился за ученика перед крестными страданиями и смысл молитвы в том, чтобы укрепить Петра, которому предстояло тяжкое испытание. Слова об утверждении братии не дают права делать далеко идущие выводы о непогрешимости пап. Здесь речь о событиях ближайшего времени – отречении, крестных страданиях, смерти, воскресении, но нет ни малейшего намека на особые обетования Петру. В данном случае католические богословы необоснованно связывают две цитаты, не являющиеся по этому вопросу параллельными местами, и делают выводы, основанные на неправильном понимании текста, следовательно, и выводы неверны. Вера Рима известна во всем мире. Католическое учение Следующее основание для подтверждения непогрешимости католические богословы видят в словах Апостола Павла: «Прежде всего, благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире». 825 Сравнение Эти слова свидетельствуют только о значимости общины, о том, что весь христианский мир может узнать вероучение в Риме, но ни в коей мере здесь нельзя усматривать оснований для теории учительной непогрешимости пап, так как на это нет ни намека. К тому же послание написано еще до посещения Рима Апостолом Петром. Нужно отчетливо представлять, что Римская Церковь не возникла в результате проповеди одного из Апостолов. 826 «В Риме христианство насаждено было не апостолами Петром и Павлом, а людьми, бывшими в Иерусалиме в Пятидесятницу». 827 Рим был местом проповеди, содержания в узах и смерти Апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010