Другие аргументы против авторства Петра основываются на внутренних данных: стилистических особенностях послания, знакомстве его автора с Посланием Иуды и с посланиями Павла. Рассмотрим эти аргументы по порядку. Стилистические особенности Среди стилистических особенностей Второго послания – частое повторение одних и тех же слов, а также использование большого количества слов, не встречающихся в других текстах Нового Завета. Таких слов Р. Бокэм насчитывает 57. Из них 25 употребляются в Септуагинте, 17 – в иудейской литературе, одно – у мужей апостольских. Из оставшихся 14 большинство встречается крайне редко, а два – παραφρονα (безумие) в 2Пет. 2:16 и μπαιγμον (наглость) в 2Пет. 3:3 – вообще не встречаются в грекоязычной литературе 494 . Некоторые исследователи видят во Втором послании Петра признаки так называемого азианского стиля 495 , имевшего существенные отличия от аттической прозы 496 . Для азианского стиля характерны длинные предложения, частое употребление антитез и параллелизмов, игра слов, ритмизированная и иногда рифмованная речь. Все эти приемы находят во Втором послании Петра при полном их отсутствии в Первом. В качестве примера длинного предложения приводят следующий текст из начального сегмента послания: Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь ( 2Пет. 1:3–7 ). Столь витиеватый текст не мог выйти из-под пера простого галилейского рыбака, каким был Петр, говорят ученые. И от стиля Первого послания Петра этот стиль отличается столь сильно, что два послания, как они полагают, не могли принадлежать одному автору 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И не сказал – «видеть Петра», но «видеться 1 с Петром» (т. е. узнать его), как обыкновенно говорят люди, рассматривающие великие и знатные города. Так он считал достойным особенного старания и одно то, чтобы видеть этого мужа. То же самое ясно показывают и дела его. Действительно, когда он пришел в Иерусалим после того, как обратил многих из язычников и совершил такие дела, каких не совершил никто из других (апостолов), после того, как обратил Памфимлию, Ликаонию, народ Киликийский и всех живущих в этой части земли и привел их ко Христу, – он сначала приходит к Иакову с великим смирением, как бы к старшему и почтенному большею честью. Затем он выслушивает его советы, и притом противные тому, что сам он говорит теперь. " Видишь ли, брат, – сказал (Иаков), – сколько тысяч уверовавших иудеев. ...Но остриги себе волосы и ... очистись " ( Деян.21:20, 24 ), – и он остригся и совершил все иудейские обычаи. Там, где не было вреда для благовестия, он являлся уступчивее всех; где же он видел, что от уступчивости произойдет для некоторых вред, он не пользовался этим преизбытком смирения, потому что это уже не значило бы быть смиренным, но губить и развращать наставляемых. «И пробыл у него дней пятнадцать» ( «И пребых у него дний пятьнадесять»). Предпринятое путешествие (ради Петра) было доказательством великого уважения к нему (Павла), пребывание же в течение стольких дней показывало дружественное расположение и искреннюю любовь их между собою. «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» ( «Иного же от апостол не видех, токмо Иакова брата Господня») ( Гал.1:19 ). Смотри, какое великое расположение имеет он к Петру: ради него он предпринял путешествие, у него и пребывал. Говорю же об этом я так часто и желаю сохранить это у вас в памяти для того, чтобы, когда вы услышите слова, произнесенные, по-видимому, против Петра, никто из вас не подозревал апостола. В предупреждение этого он и сам говорит о посещении Петра, чтобы, когда он скажет: «я противостал Петру» ( Гал.2:11 ), никто не считал этих слов проявлением вражды и соревнования; и действительно, он почитает этого мужа и любит больше всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

О чуде Преображения упоминается во Втором послании Петра. Автор послания говорит о божественной силе Господа Иисуса Христа, благодаря которой люди становятся «причастниками Божеского естества» ( 2Пет. 1:3–4 ), и о Его «вечном Царстве», вход в которое открывается через все большее утверждение верующих в своем звании и избрании ( 2Пет. 1:10–11 ). В качестве доказательства убедительности Евангелия автор послания ссылается на Преображение: Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе ( 2Пет. 1:16–18 ). Если Второе послание Петра считать аутентичным произведением первоверховного апостола 96 , то в приведенной цитате мы имеем драгоценное свидетельство очевидца об одном из наиболее важных событий евангельской истории. В своем толковании на рассказ Евангелиста Матфея о Преображении Иоанн Златоуст останавливается на словах Петра, увязывая их с ответом Петра на предсказание Иисуса о Своей смерти: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» ( Мф. 16:22 ). И в том, и в другом случае, подчеркивает толкователь, Петр выражает горячую любовь ко Христу: Так как он слышал, что Христу должно идти в Иерусалим и пострадать, то, боясь и трепеща за Него, он после сделанного ему упрека не смеет приступить и повторить то же, – «будь милостив к Себе», – но от страха ту же самую мысль выражает в других, но уже не столь ясных словах. Теперь, видя гору и уединенную пустыню, он подумал, что само место доставляет безопасность, и не только надеялся на безопасность места, но и думал, что Иисус не пойдет уже в Иерусалим. Петр хочет, чтобы Христос здесь остался навсегда, потому и напоминает о шатрах. Если, думал он, станется это, то мы не пойдем в Иерусалим; а если не пойдем, то и Христос не умрет, потому что там, говорил Иисус, нападут на Него книжники. Но, не осмелившись сказать таким образом, а желая, чтобы это было, Петр без всякого опасения сказал: «хорошо нам здесь быть»! Здесь находятся Моисей и Илия, Илия – низведший огонь с неба на гору, Моисей – вошедший в мрак и беседовавший с Богом; и никто не узнает, что мы здесь. Видишь ли, как пламенно Петр любит Христа? Не думай о том, что предлагаемое им убеждение не было обдумано; но рассуждай о том, каким он был пламенным и как любовь ко Христу сжигала его 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По мере расширения Церкви общины стали возникать вне Иерусалима. Для этих общин участие в храмовом богослужении было с самого начала исключено, и их молитвенная жизнь строилась исключительно вокруг евхаристических трапез, возглавляемых апостолами или теми, кому апостолы это поручали. Важным этапом в жизни Церкви стало принятие в нее первого обращенного из язычества. Таковым, согласно книге Деяний, стал римский сотник Корнилий, живший в Кесарии. Крещению Корнилия предшествовало видение Петра, которому было явлено отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо ( Деян. 10:11–16 ). Как мы указывали в книге об апостоле Петре, 22 смысл этого видения – отнюдь не в отмене ветхозаветных предписаний касательно нечистой пищи. Различные животные, пресмыкающиеся и птицы – символы людей, которых иудеи считали нечистыми. Видение должно было подготовить Петра к новому роду миссии: ему предстояло войти в дом язычника, общаться с ним и его семьей. И Петр должен был внутренне и психологически освободиться от представления о язычниках как людях, соприкосновение с которыми является источником осквернения. Петр отправился в Кесарию и крестил Корнилия вместе со всем его домом. Однако в Иерусалимской общине это событие вызвало переполох. На Петра набросились с упреками – не столько за то, что он крестил римского сотника, сколько за то, что он садился за один стол с язычниками. Будучи воспитаны в строгих иудейских традициях и продолжая их придерживаться, иерусалимские христиане усмотрели в общении Петра с язычниками серьезное отклонение от вероучительной ортодоксии. О том, что иудеи не садятся за стол с язычниками, было известно всем. У язычников этот обычай вызывал негодование. В 3-й книге Маккавейской рассказывается о том, как против иудеев был распущен слух, «что эти люди не допускают общения трапезы ни с царем, ни с вельможами, что они завистники и великие противники государства» ( 3Мак. 3:4 ). Римский историк Тацит утверждает, что иудеи «ни с кем не делят ни пищу, ни ложе», то есть не садятся за стол с представителями иной веры и не вступают с ними в брак. 23

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Подвиги Апостолов Петра и Павла Смертью за Иисуса Христа увенчал Павел апостольскую и мученическую жизнь свою. Совершив едва половину подвигов своих, он имел уже право писать: 645 «я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменных, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лже-братиями; в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Такова была жизнь подвижника, которого Иисус Христос избрал особенным образом для возвещения учета Своего язычникам и который, по благодати Божией, возродил мир идолопоклоннический к новой жизни. Движение, сообщенное этим великим Апостолом, уже не прекращалось. Увидим, как оно возрастало и охватило современное общество, не взирая на все препятствия. Невозможно читать посланий св. Павла не поражаясь двумя отличительными чертами его гениальности и апостольства. Во-первых, что он постоянно одушевлен был только одной мыслью: проповедовать об Иисусе Христе при полнейшем самоотвержении; во-вторых, что проповедовал только то, что сам узнал от Господа из дивных откровений, которых был удостоен, а потому в творениях верного ученика этого невозможно отыскать ничего, чего не находилось бы в Евангелиях: 646 а в жизни его ни одного поступка, который бы не был полнейшим самопожертвованием Тому Кого возвещал Павел, как спасение и воскрешение мира. Труды Ап. Петра менее известны, нежели подвиги Павла, однако нельзя сомневаться, что он также претерпел; многое во время странствовании своих по Азии. Оба Апостола, соединившись для трудов благовестия, принесли одновременно жизнь свою в жертву за веру, которую проповедовали. Осудивший же их Нерон вполне заслуживал постыдную славу первого гонителя христианства. «Апостолы, говорит Лактанций , 647 разорялись по всей вселенной и в течении двадцатипяти лет, до царствования Нерона, положили основания Церкви во всех странах и во всех городах. В царствование Нерона 648 Петр прибыл в Рим и, сотворивши несколько чудес, по дарованной ему от Бога власти, 649 обратил к истине великое множество людей и тем воздвигнул духовный, твердый храм Господу. Это дошло до сведения Нерона. Государь сей, видя, что множество людей, не только в Риме, но повсюду оставляют поклонение идолам, осуждают древнее богопочитание и переходят в новую религию, решился, как гнусный и жестокий тиран, разрушить храм небесный и уничтожить истину; он первый стал гнать служителей Божиих, пригвоздил Петра к кресту и казнил Павла».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

– Серебро твое, – сказал Апостол волхву, – да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги: нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть отпустится тебе помысл сердца твоего, ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды ( Деян.8:18–23 ). Здесь помянутые и другие деяния святого Апостола Петра более подробно изложены во святом Евангелии и Книге Деяний святых Апостолов, которые постоянно читаются в храмах в слух верующих. Поэтому не было нужды в видах краткости слова из этих книг Священного Писания брать подробно всё, касающееся святого Апостола Петра; книги эти хорошо должны быть известны православным христианам. О дальнейших же благовестнических подвигах и трудах святого Апостола Петра, мало кому известных, святой Симеон Метафраст 4217 говорит следующее. Из Иерусалима 4218 святой Петр пришел в Кесарию Стратонийскую 4219 , где поставил епископа из пресвитеров, следовавших с ним; исцелив многих в Сидоне 4220 и поставив здесь епископа, он прибыл в Верит 4221 , и тут также поставив епископа; затем он пришел в Вивлы, и отсюда в Триполь Финикийский 4222 , где обитал у одного разумного мужа Марсона, которого и рукоположил во епископа верным этого города. Из Триполя он пришел в Орфосию; затем в Антраду, потом на остров Арадос, далее в Валанею, Пант и Лаодикию 4223 ; в последней он исцелил многих больных, изгнал от одержимых нечистых духов и собрал церковь верных, дав им епископа. Из Лаодикии святой Петр пришел в Антиохию, город Сирии 4224 , где скрывался Симон волхв от воинов, посланных римским императором Клавдием 4225 , чтобы его взять; узнав о пришествии святого Апостола Петра, Симон убежал в города Иудеи. В Антиохии святой Петр исцелил многих недужных и после проповеди о Едином Боге в трех Лицах поставил епископов: Маркиана для Сиракуз в Сицилии 4226 и Панкратия для Тавромении 4227 . Из Антиохии святой Петр пришел в Тиниан Каппадокийский 4228 , отсюда посетил Анкиру Галатийскую 4229 , в которой воскресил мертвеца и устроил церковь , многих огласив и крестив и поставив им епископа. Оставив Анкиру, он направился в Синоп Понтийский 4230 , а отсюда пришел в Амасию, занимающую средину Понтийской земли. Затем, побывав в Гангре Пафлагонском 4231 , Клавдиополе Гонориадийском и Вифинийском 4232 Никомидии, святой Апостол остановился в Никее 4233 . Намереваясь идти в Иерусалим на праздник Пасхи, он из Никеи повернул назад, – пришел в Писсинунт, а потом в Каппадокию и Сирию. Снова посетив Антиохию, он, наконец, достиг Иерусалима. Во дни его пребывания здесь к нему пришел, на третий год после своего обращения ко Христу, святый Апостол Павел, как сам он сообщает об этом в послании Галатам:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Утверждение об отсутствии каких-либо свидетельств о посещении Коринфа Петром не совсем корректно: такие свидетельства есть 348 , и мы их рассмотрим ниже. Однако сам текст Первого послания к Коринфянам не дает оснований ни для утверждения о том, что Петр проповедовал в Коринфе, ни для гипотезы о якобы разгоревшемся там конфликте между ним и Павлом. Он лишь говорит о наличии в Коринфе партий сторонников разных апостолов, причем объектом главной атаки Павла являются сторонники его собственной партии, а не сторонники партии Петра, что явствует из продолжения текста: Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать... ( 1Кор. 1:13–17 ). Еще одно упоминание Павла о Петре не имеет хронологической привязки и свидетельствует лишь о семейном статусе последнего: Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? ( 1Кор. 9:5 ). Как мы видели выше, информация о том, что Петр был женат, подтверждается единогласным свидетельством Евангелистов-синоптиков о наличии у него тещи ( Мф. 8:14–15 ; Мк. 1:29–31 ; Лк. 4:38–39 ). Церковное предание сохранило и другие сведения о жене Петра. По свидетельству Климента Александрийского (II – начало III в.), она была казнена на глазах Петра: Рассказывают, что блаженный Петр, видя супругу свою ведомой на казнь, возрадовался ее призванию в вышние селения и возвращению домой. Окликнув ее по имени, ободряя и утешая, он воззвал к ней: «Помни же Господа!». Таков был брачный союз этой блаженной четы; таков был и образ действий мужа по отношению к той, что была для него в этом мире дороже всех людей 349 . Эти слова Климента приводит в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский 350 , добавляя к ним еще одну ссылку – на утраченное сочинение Климента, где речь идет о детях Петра:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Это мечта и не просто несбыточная и нелепая, но беззаконная и пагубная. Люди, более попустившие себя в рабство страстям и порокам, – чаще других являются ревнителями внешней свободы, сколь возможно расширенной пред законом и властью. (Но такой человек) внешней свободой воспользуется только для того, чтобы глубже погружаться во внутреннее рабство. Истинная свобода есть способность человека, не порабощенного греху, не тяготимого осуждающей совестью, избирать лучшее при свете истины Божией и приводить оное в действие при помощи благодатной силы Божией. Вот свобода, которой не стесняет ни небо, ни земля. Потому и стремится к исполнению воли Божией, и без принуждения чтит законную человеческую власть и ее повеления, не противные Богу, поскольку видит ту истину, что нет власти не от Бога» ( Рим.13:1 ) (Свт. Филарет Московский . Проповедь от 25 июня 1851 г.). «Прикрытие зла, – это если форма благочестия имеется внешне, однако оказывается, что изнутри она сопротивляется могуществу Церкви и правителей» (св. Иларий Арльский). 17). Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. «Кто был царь, который прежде других встретился с проповедью святого Петра? Ирод. Какие же услуги оказал Ирод христианству? Поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом… вслед за тем взял и Петра и задержав его, посадил в темницу ( Деян.12:1–4 ). Ангел чудесно избавил Петра от темницы и от царя, и после того Петр проповедует: царя чтите. Чем также наградила Петра за подвиги Апостольские держава Римская? Крестом распятия. Петр ожидал сего и почтение к царю проповедовал подданным царя, от которого готовился пострадать. На чем же основывалась сия проповедь ? Конечно, не на взаимности, выгоде. Без сомнения, на истине Божественной, а не человеческой… Если вы боитесь Бога, то не можете не уважать того, что постановил Бог» (свт. Филарет Московский . Проповедь от 30 августа 1832 г.). 18–20). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Наставления мученикам. (Гл. 4:12–19). Сказав в утешение, что мученики «в явление славы Христовой возрадуются и восторжествуют», апостол прибавляет: «только не пострадал ли кто из вас, как убийца, или вор, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Надлежит, чтобы суд, т. е. страдания, гонения и бедствия отяготели сначала над церковью Божиею. Потом же они разразятся над врагами ее, над неверующими, как наказание Божие». Наставление пастырям и пасомым. (Гл. 5:1–9 ст.). Апостол пастырей поучает пасти стадо Божие охотно, надзирая за ним непринужденно; не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, – чтобы получить неувядаемый венец славы. Пасомых, апостол назидает, чтобы они, повинуясь своим пастырям и смиренно отдаваясь водительству крепкой руки Божией, и сами, однако же, бодрствовали, потому что противник диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Гл. 5:10–11 ст. Свое послание ап. Петр заключает благожеланиями, и приветствиями как от себя лично, так и от лица избранной в Вавилоне церкви и Марка. Второе послание ап. Петра Время и место написания послания. О времени и месте написания второго послания ап. Петра можно сказать следующее. В первой главе настоящего послания в 14 ст. апостол говорит о своей приближающейся кончине. Значит это послание было отправлено незадолго до его смерти, последовавшей, по преданию, в 67-м году по P. X., т. е. написано оно было около 66-го года. А так как последние годы своей жизни au. Петр, по древнему церковному преданию, провел в Риме, где мученически и скончался, то, конечно, из Рима же он и написал свое второе послание. Отношение 2-го послания Петрова к 1-му, и к посланию. an . Иуды. «Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл», – так пишет св. ап. Петр во втором своем послании (3 гл. 1 ст.) и этим дает понять как то, что оно назначалось тем же читателям, что и первое послание, так и то, что оба послания имели одну и ту же цель – возбуждение чистого смысла христиан малоазийских, т. е. их ума к непрестанному памятованию проповеданных им словес Христовых. Таким образом, второе послание ап. Петра, по отношению к первому, есть как бы повторительное подтверждение его первых наставлений, поводом своим имевшее близкую кончину апостола и полученные им откровения о грядущих испытаниях для церкви Божией и о появлении лжепророков и безнравственных учителей. Это второе послание можно назвать предсмертным его завещанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Составление таких подборок цитат можно порекомендовать учащимся в качестве полезного и назидательного упражнения. Цитаты из книги Притчей в Новом Завете. Несколько цитат из книги Притчей встречается в Посланиях апостольских. Так, в послании к евреям в 12 главе говорится: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:4-6) – это книга Притчей, 3 глава (Притч. 3:11-12), причем цитируется по греческому тексту Септуагинты, а не по масоретскому. В первом послании Апостола Петра: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:18) – это тоже цитата из книги Притчей из 11 главы (Притч. 11:31), и тоже цитируется в соответствии с греческим текстом. В послании апостола Иакова в 4 главе (Иак. 4:6) и в первом послании апостола Петра (1 Пет. 5:5) то же самое, что и в Послании к евреям: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – тоже из третьей главы книги Притчей (Притч. 3:34). Во втором послании апостола Петра во 2 главе: «но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:22), – тоже цитата из книги Притч (Притч. 26:11). В послании к римлянам в 12 главе: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12:20) – это цитата из 25 главы книги Притчей (Притч. 25:21-22). Можно притчи пытаться изучать еще и по богослужебному употреблению, а именно так, как они употребляются в паремиях. Вообще говоря, само слово «паремия» в переводе означает «притча». Таким образом, книга Притчей дает название ветхозаветным чтениям за богослужением. Паремии из книги Притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста. По мнению профессора А.Олесницкого по следующей причине. «После псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния больше, чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам» с. 73].

http://sedmitza.ru/lib/text/431351/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010