Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 24 окт.- день первого чуда от иконы), чудотворный образ, иконография к-рого в России складывалась под западноевроп. влиянием и, не получив единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов. Наиболее устойчивы типы, восходящие к чудотворным иконам: московской из Спасо-Преображенской ц. на Ордынке и петербургской из Тихвинской часовни у стеклянного завода. История Икона из Спасо-Преображенской ц. на Ордынке прославилась в 1688 г. после чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной, долгое время страдавшей от незаживавшей раны в боку. Первоначально икона находилась в московской Спасо-Преображенской ц. на Ордынке (позднее известна как Скорбященская), прихожанкой к-рой была Евфимия. Ее написание, по-видимому, надо относить ко времени перестройки храма в камне в 1683-1685 гг. Служба иконе «В. с. Р.» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 г. проф. МДА П. С. Казанским. В 1711 г., при переезде царского двора в С.-Петербург, царевна Наталия Алексеевна увезла с собой из церкви на Ордынке икону «В. с. Р.». Точно неизвестно, был ли это оригинал или список с него, к-рый также пребывал в церкви. Существует 2 версии относительно того, какой образ, московский или петербургский, явил чудо в 1688 г. Обе иконы в равной степени почитались как чудотворные, и в московской, и в петербургской церквах хранились ранние рукописные списки службы и сказания об иконе. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» из ц. Воскресения Христова за Литейным двором в С.-Петербурге. Хромолитография. Сер. XIX в. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» из ц. Воскресения Христова за Литейным двором в С.-Петербурге. Хромолитография. Сер. XIX в. Оставшаяся в Москве икона «В. с. Р.» с 1713 г. находилась в устроенном для нее приделе (обновлялся в 1770; церковь перестраивалась в 80-х гг. XVIII в. В. И. Баженовым и в 1834-1836 М. И. Бове по проекту О. И. Бове). Чудотворения от нее письменно не фиксировались. Храм был закрыт в 30-х гг. XX в., служба в нем возобновлена в 1948 г. Судьба образа в период, когда храм был закрыт и в нем находилось фондохранилище ГТГ, достоверно неизвестна. Считается, что находящийся там в наст. время чтимый образ Божией Матери тот же, что был до закрытия церкви. Но есть сведения, что чудотворная икона изымалась, а образ, к-рый находится в церкви, был подарен Патриархом Московским и всея Руси Алексием I в связи с возобновлением церковной службы и является точным списком с чудотворного образа, созданным во 2-й пол. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/155562.html

Делегация Русской Зарубежной Церкви посещает храмы Петербурга Санкт Петербург, 25 мая 2004 г. Делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром посещает храмы Петербурга, сообщает " Интерфакс " . В сопровождении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира делегация посетила Казанский кафедральный собор Санкт-Петербургской митрополии. Настоятель храма протоиерей Павел Красноцветов рассказал зарубежным гостям об истории собора, его закрытии с 1932-го по 1992 годы, передаче Российской Академии наук и размещении в нем музея истории религии и атеизма, о реставрации уникального серебряного иконостаса и убранства храма, освящении храма в 1998 году, а также о ходе ведущихся реставрационных работ. Члены делегации приложились к знаменитой иконе, чудотворному списку одной из главных святынь русского Православия - Казанской иконы Божией Матери. После посещения Казанского собора делегация Русской Зарубежной Церкви направилась в Никольский собор и Часовню святой блаженной Ксении Петербуржской. Казанский собор является центром духовной жизни северной столицы России и национальным памятником истории и архитектуры. Храм русской воинской славы был возведен по проекту Андрея Воронихина в 1811 году и посвящен победе российского воинства над Наполеоном. В нем хранится чудотворный список одной из главных святынь русского православия - Казанской иконы Божией Матери. Николо-Богоявленский морской собор был построен в 1753-1762 годах. Он являлся местом поминовения моряков, погибших в годы российско-японской войны в 1904-1905 годах. Это отмечено двумя мраморными досками в интерьере храма. В 1989 году печальная традиция была продолжена установкой мемориальной доски в память о погибших подводниках с атомной подводной лодки " Комсомолец " . Святая блаженная Ксения Петербуржская родилась между 1719 и 1730 годами, была замужем за полковником Андреем Петровым, певчим церковного хора. Когда ее муж скончался, она отказалась от всех радостей жизни, имущество раздала бедным, подарила свой дом, оделась в костюм умершего мужа и 45 лет скиталась бездомной странницей, помогая людям. Похоронили ее на Смоленском кладбище Васильевского острова недалеко от церкви Смоленской Божьей Матери, в строительстве которой она принимала непосредственное участие. В 1988 году Ксения Петербургская была канонизирована. 25 мая 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9896.html

Часть утвари из посылки в адрес Омолоевской церкви была передана в храм во имя Казанской иконы Божией Матери в иноверческом Куйтинском улусе. Кстати сказать, в 1901 году Куйтинская церковь была украшена иконостасом Санкт-Петербургского подворья Киево-Печерской Лавры, пожертвованным Братству Святителя Иннокентия «Собором Киево-Печерской Лавры с благословения… Высокопреосвященнейшего Феогноста, Митрополита Киевского и Галицкого» (в настоящее время Санкт-Петербургское подворье Киево-Печерской Лавры является подворьем Оптиной пустыни). На этом примере видно, как продолжались на земле дела схимонаха Иннокентия (Сибирякова), начатые им перед уходом в монастырь, и какой отклик вызывали в сердцах проживавших в столице сибиряков нужды их родного края. Конечно, это был не единичный случай отклика на нужды сибирских приходов,  подтверждением чему служит специально составленный отчет о помощи бедным храмам Восточной Сибири. В отчете насчитывается около двадцати храмов и молитвенных домов, благоукрашенных старанием Петербургского Братства Святителя Иннокентия Иркутского. Помощь оказывалась не только Иркутской епархии, но и Забайкальской, и Владивостокской. Направлялось вспомоществование как в приходы, так и в монастырские обители: святые иконы были пожертвованы в Свято-Троицкий Николаевский монастырь в Южно-Уссурийском крае и в женскую общину Святой Равноапостольной Нины близ Якутска. Сохранился список священных предметов, отправленных Братством только в одном 1903 году Преосвященному Евсевию, епископу Владивостокскому и Камчатскому. В нем 29 наименований. Среди перечисленных даров 12 больших высеребренных подсвечников, 6  комплектов священнических и диаконовских облачений, 8 икон древнего письма, а помимо них – древняя икона Воскресения Христова и 12-ти праздников в вызолоченной раме, несколько икон в серебряных ризах, Евангелие серебряное, мельхиоровый крест, плащаница, вышитая золотом и много других богослужебных предметов. Какие храмы Сибирского края получили помощь из Санкт-Петербурга, можно узнать из опубликованных отчетов Братства. Исчерпывающие сведения по этому поводу еще не собраны, но выявленные источники о помощи сибирским приходам через Санкт-Петербургское Братство Святителя Иннокентия Иркутского указывают, что с 1898 по 1904 год была оказана немалая помощь церквям Восточной Сибири. Приведем этот список с частичными сокращениями.

http://azbyka.ru/fiction/bratstvo-svjati...

«Казанская икона будет покровом града и всего народа твоего. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице, и перед Ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога». Все слова святителя сбылись. В 1709 году Петр со всем воинством всю ночь молился перед Полтавской битвой о даровании победы у Казанской иконы Божией Матери, так называемой Каплуновской, а икона была обретена в 1689 году в селе Каплуновка Харьковской губернии. Эту икону он подарил фельдмаршалу графу Шереметьеву, и она сейчас хранится в Париже у наследников графа, как великая фамильная реликвия рода Шереметьевых. Была с Петром на поле битвы еще одна чудотворная икона. Образ Спаса Нерукотворенного. Ныне он хранится в Спасо-Преображенском соборе в Петербурге. Русское войско разбило врага – более сильного и обученного, более опытного и закаленного. Петр сам участвовал в сражении и поразил множество шведов – он верил в слова святителя. Потом он строил Петербург и не сомневался, когда перед ним вставали великие трудности. Он знал, что делал дело, благословленное Богом. Он верил словам святителя Митрофана. Скончался святитель Митрофан в 1703 году в день памяти св. благоверного князя Александра Невского. Петр приехал на похороны, сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Он сказал тогда: «Не осталось у меня больше такого старца. Ему же буди вечная память». В 1710 году по повелению императора Петра Первого список с Казанской иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы – на Петербургской стороне, на Посадской улице старого Гостиного двора в деревянной часовне. В 1721 г. чудотворный образ переносится в Троицкий собор Александро-Невской лавры. В 1737 г. в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте, на месте, где ныне Казанский собор, икона была перенесена в новый храм и украшена золотой ризой с драгоценными камнями императрицей Анной Иоанновной. В 1800 г. архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте с тем, чтобы чудотворный образ обрел свое постоянное местоприбывание. Казанская-Державная, четыре удела

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Есть такая профессия - «детей водить». Это ответственная и сложная работа, которая не знает шаблонов, как и сама жизнь. Слово «педагог» имеет греческое происхождение и буквально означает «детоводитель», то есть ведущий, воспитывающий ребёнка. Православный педагог ведёт детей к вере, в храм, к Богу. Это достойный и благородный труд. И от того, какими способами и в каких условиях «ведут детей», во многом зависит их нравственный выбор и дальнейшая жизнь. ДЕТСКИЙ ХОР В Князь-Владимирском соборе с 2000 года существует детский хор при духовном попечении настоятеля храма протоиерея Владимира Сорокина. Официальным днем рождения коллектива считается 4 ноября - праздник Казанской иконы Божией Матери. Потому что именно в этом соборе с 30-х годов и до недавнего времени хранилась одна из почитаемых святынь Петербурга - чудотворная икона Казанской Божией Матери, старинный список явленного в Казани чудотворного образа. В 2002 году в дружной и творческой атмосфере родилось простое и емкое название хора - «Горчичное зернышко». Образ из евангельской притчи стал символом творческой деятельности коллектива. «Объявили конкурс среди детей и родителей на название хора, конкурс на лучший костюм для коллектива. Дети вместе с родителями придумывали. Присоединились художники, стали «делать» не только хор, но и поделки, сувениры, открытки на праздники. Так началась наша жизнь. Как воскресная школа, в которой вместе с хором родилось целое творческое объединение. После пения ребята идут на занятия по катехизации, занимаются иконописью, рукоделием», - рассказывает регент хора Елена Макарова. Первые выступления хора проходили перед прихожанами Князь-Владимирского собора и храма Новомучеников и Исповедников Российских. Потом были концерты в больницах, детских домах, приютах. В хор приходят дети из разных мест. Есть ребята, пережившие потерю родных и близких, прошедшие трудный период жизни в приюте. Сейчас они живут в приемных семьях, но несколько лет назад встретились с руководителем хора в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Дом милосердия», где Елена Макарова уже восемь лет служит воспитателем. Благодаря этой встрече и обретению приемной семьи, хор стал еще одной стороной их жизни, дорогой к храму.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

Протоиерей Павел Красноцветов назвал этот день особенным для прихода: " Это день ангела. И этот ангел - Дева Мария, которая нас охраняет, помогает нам нести горести и печали. А горестей и печалей много встречается в нашей жизни, потому что мы не ходим по путям Господним. Доказательство этому - то, что случилось на Синае, где в авиакатастрофе погибло столько людей! Мы о них страждем и просим Господа, чтобы Он упокоил их с миром. Сегодня мы отмечаем престольный праздник. Святых Христовых Таин причастились большинство присутствующих. Мы соединили в этой Чаше и тех, кто покинул нас, и тех, кто живет здесь, на земле. Будем благодарить Господа за то, что Он дает нам жить на этой земле, молиться, прославлять Его имя, поклоняться Деве Марии " . Начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов зачитал приветствие губернатора Георгия Полтавченко. " Казанская икона Божией Матери - один из самых любимых и почитаемых образов Богородицы. Матерь Божия помогла русскому народу в борьбе с иноземцами. Ее чудесное заступничество спасло страну в Смутное время. Чудотворная сила Божией Матери способна исцелить от недугов, дарить мир и спокойствие. В каждом храме, в каждой православной семье можно увидеть Ее икону. Она благословляет к венцу молодых, перед Ней молятся о домашнем благополучии, к Ней обращаются в бедах и болезнях. Уверен, что Казанский собор, в котором хранится список Казанской иконы Божией Матери, всегда будет хранителем высоких духовных традиций русского православия " , - сказано в обращении. Епископ Гатчинский и Лужский Митрофан передал верующим поздравление с престольным праздником от духовенства своей епархии. " Сегодня мы вспоминаем великое чудо заступничества Матери Божией через ее чудотворный Казанский образ. Мы молимся в замечательном храме, который был воздвигнут в честь заступления Матери Божией. Это случилось в далеком 1612 году, когда наше государство постигли нападения польско-литовских захватчиков. Они жгли города, разрушали церкви. Заступничество Матери Божией сплотило русских людей. Их победа праздновалась Церковью. После революции этот храм был осквернен и забыты все православные праздники. Но в 2004 году было восстановлено празднование Дня народного единства уже на государственном уровне " , - сказал владыка.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Впоследствии император Александр I украсил этот список богатой ризой с драгоценными камнями и поставил его в с.-петербургском Казанском соборе, в приделе Рождества Пресвятой Богородицы, у левого клироса. Пред этой иконой Богоматери горит неугасимая лампада. Другие списки с Ченстоховской иконы Кроме вышеуказанных списков с Ченстоховской иконы Богоматери, есть еще и другие чудотворные и местночтимые списки с нее. Они известны в следующих местах: в киевской Кирилловской церкви (древняя, весьма чтимая икона); в Хорошевском женском монастыре, находящемся в Харьковской губернии; в Вознесенской церкви города Острогожска Воронежской губернии; в Кирилло-Мефодиевской церкви города Ченстохова (с 1873 г.); в селе Смоляна Дубенского уезда Волынской епархии; в селе Каташино Ольгопольского уезда Подольской губернии (празднование этому образу совершается в 10 пятницу по Пасхе) и другие. Шестоковская, или Шелтомежская икона Явление Шестоковской иконы Божией Матери последовало в половине XVIII столетия, 6-го марта, в Москве. В доме некоего Николая Дмитриевича Скрипицына однажды из печной трубы неожиданно выпал на шесток сверток холста. Когда домашние развернули его, то увидели дивное изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем. На правой руке Богоматери сохранились ясные следы ожога: неопровержимое доказательство того, что образ был в огне и силой Божией остался невредимым. Замечательно при этом еще следующее. В доме Скрипицына была одна девица, так называемая простенькая, или блаженная. Еще за несколько времени до обнаружения образа она видела во сне, что у них в трубе печи Пресвятая Богородица. Три раза она заявляла домашним о своем сне, говоря: — Пресвятая Дева Мария Богородица там, в трубе. Девицу эту все считали малоумной, а потому никто не обращал на ее слова внимания до тех пор, пока все не увидели на шестке печи сверток холста. От того печного шестка, на котором была найдена икона, последняя и получила название Шестоковской. Икона была принята обитателями дома, как драгоценный дар от Самой Богоматери, и все с благоговением почитали ее. Домовладелец Николай Дмитриевич Скрипицын благолепно украсил эту икону и перед своей смертью передал ее в благословение детям.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

Предстоятель Сербской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Казанском соборе Санкт-Петербурга июля 2013 В богослужении участвовали архиереи Русской и Сербской Православных Церквей. Божественную литургию 21 июля, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга возглавил Патриарх Сербский Ириней. В богослужении приняли участие архиереи Сербской Православной Церкви (СПЦ) - митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, епископ Новограчаницкий, Средне- и Западноамериканский Лонгин, епископ Бачский Ириней, епископ Рашско-Призренский Феодосий и настоятель подворья СПЦ в Москве епископ Моравичский Антоний. Приветствуя высокого гостя, митрополит Владимир напомнил, что Казанская икона Богородицы - хранительница и покровительница северной столицы России.  " Надеемся, что соборная молитва перед чтимым образом Пресвятой Богородицы стала для Вас, как и для всех нас, источником благодати " , - сказал владыка. На молитвенную память он вручил Его Святейшеству крест и панагию, а также список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Санкт-Петербург имеет огромное значение не только для России, но и для Сербии, отметил Патриарх Ириней. " Здесь бывали и жили митрополиты Черногорские Петр I и Петр II. - Святитель Петр I Цетиньский прославлен не только в Сербской Церкви, но и в Соборе Петербургских святых. Он был посвящен в архиерейский сан в Санкт-Петербурге. Отсюда, из братской России, поступала в Черногорию помощь, которая помогла утвердить там православную державу. В петербургской академии учились Патриарх Сербский Варнава, великие богословы преподобный Иустин Челийский (Попович) и святитель Жичский Николай (Велимирович) " , - сказал глава Сербский Церкви. " Петербург - это город царя-мученика Николая II, - продолжил Патриарх Сербский. - Мы почитаем его не только как страстотерпца, но и как воителя за сербский народ… В Белграде есть кладбище Ново Гробле, где похоронены русские воины, которых этот царь направил сражаться за Сербию, за освобождение всех народов Сербского Патриархата. Мы молимся об этих людях как о родных, как о собственных отцах и дедах, ибо они воины Христовы " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=346...

В Москве открылась XV церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь» Видео: Роман Самсонов. 4 ноября 2016 г. 17:52 4 ноября 2016 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Президент Российской Федерации  В.В. Путин  и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после открытия и  освящения памятника  святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве возглавили церемонию открытия XV церковно-общественной выставки-форума  «Православная Русь к дню народного единства»  в Центральном выставочном зале «Манеж». На открытии присутствовали председатель Правительства РФ  Д.А. Медведев , министр культуры РФ В.Р. Мединский, мэр Москвы  С.С. Собянин . Мультимедийная экспозиция 2016 года «Россия — Моя история. 1945-2016 гг.» — четвертая и завершающая в цикле исторических выставок «Россия — Моя история», подготовленных  Патриаршим советом по культуре . Три предыдущие экспозиции: «Рюриковичи», «Романовы», «1917-1945. От великих потрясений к Великой Победе» — сегодня представлены в Историческом парке «Россия — Моя история» в 57-м павильоне ВДНХ. В центральный зал Манежа на время проведения выставки принесен список Владимирской иконы Божией Матери. Глава государства и Предстоятель Русской Православной Церкви поставили свечи у чудотворного образа и поклонились святыне. В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл осмотрели экспозицию выставки. Пояснения давал председатель Патриаршего совета по культуре  епископ Егорьевский Тихон . Затем Президент России и Предстоятель Русской Церкви оставили записи в книге почетных гостей. Святейший Патриарх Кирилл написал: «Через тучи к звездам! Тучи постепенно уходят, а звезды становятся ярче. Да благословит Господь поступательное движение нашего народа». В церемонии открытия выставки приняли участие  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ   В.Р. Легойда . В первый день работы выставки ее посетили представители органов государственной власти, иерархи и руководители синодальных отделов Русской Православной Церкви, главы религиозных общин и представители национальных общественных объединений России, представители Поместных Православных Церквей. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4661606.ht...

Состоялся онлайн-брифинг о праздновании Пасхи в Санкт-Петербургской епархии 18 апреля 2020 г. 14:43 О праздновании Пасхи Христовой в условиях пандемии коронавирусной инфекции рассказал 17 апреля 2020 года на онлайн-брифинге в петербургском пресс-центре ТАСС клирик Феодоровского собора иерей Владимир Коваль-Зайцев. «Весь мир сегодня находится в беспрецедентных условиях, которые предполагают и беспрецедентные ответные меры на вызов той ситуации, в которой мы все оказались. Церковь в этом смысле с пониманием относится к тому, что делают власти, к тем карантинным мерам, которые принимаются и в нашем городе, и в целом по стране. Наши храмы оказались закрытыми, тем не менее, мы понимаем, что верующие желают участвовать в богослужениях, молитве, которая совершается в эти святые дни. Процесс по дублированию наших богослужений в режиме онлайн начался достаточно давно, и к Пасхе мы уже подошли с некоторыми результатами», — сказал отец Владимир. В настоящее время 22 храма Санкт-Петербургской епархии с разной степенью регулярности ведут онлайн-трансляции своих служб. Чаще всего — через группы приходов в социальной сети «ВКонтакте». Некоторые используют YouTube и Instagram. Среди них присутствуют крупные известные соборы в центре города: Казанский кафедральный, Феодоровский, Спасо-Преображенский, Владимирской иконы Божией Матери, — и храмы в спальных районах: Георгия Победоносца в Купчине, Тихвинской иконы Божией Матери на улице Софьи Ковалевской, Иоанна Милостивого в Южно-Приморском парке, другие новые и исторические храмы. Список со ссылками на их группы «ВКонтакте», где идут трансляции, можно найти на сайте митрополии. Он пополняется по мере того, как к трансляциям подключаются другие храмы епархии. Отец Владимир отметил, что с 1 по 16 апреля видеотрансляции богослужений из петербургских храмов набрали более 1 200 тыс. просмотров. Конечно, это не значит, что каждый, кто подключился к трансляции, досмотрел до конца или вообще задержался на какое-то продолжительное время, но статистика свидетельствует об определенном интересе аудитории, особенно в нынешних условиях.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010