Даже священник Н.А. Романский, для которого явленность «Московской» иконы превратилась по сути дела в аксиому, отрицал возможность её перенесения в г. Санкт-Петербург, на что, в частности, обращал внимание В.А. Некрасов. «Московский священник Н. Романский, - писал он, - приводит ряд исторических свидетельств, подтверждающих, что московский список в XVII и XVIII столетиях пребывал именно в Москве, а не в другом каком-либо месте. Так, на нижнем поле московской иконы с лицевой стороны сделаны две надписи - одна от 1687 г., а другая от 1754 г. Первая гласит: " Сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин " ; а другая: " а сего 1754 года - паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова " . Подлинность второй надписи, по мнению отца Н. Романского, не подлежит сомнению, а по словам Г. Тренёва, интересовавшегося вопросом о Казанской иконе Богородицы, подпись Малютина также подлинна и ему хорошо известна. Отсюда отец Н. Романский делает совершенно правильный вывод, что московская чудотворная икона Казанской Божией Матери не была перенесена в Петербург ни при Петре I, ни после него».(167) Ещё ранее А.А. Завьялов в своей статье «Чудотворная икона Казанския Божия Матери в С.-Петербурге» утверждал, что «Санкт-Петербургская» («Петербургская») Казанская икона Божией Матери - это поздний (XVIII в.) и весьма неточный список явленного образа. То, что она написана не ранее конца XVII - начала XVIII вв., утверждали также В.И. Жмакин, И.А. Конобеевский, И.М. Покровский и др. Так, И.А. Конобеевский указывал, что: «К числу древних списков с Казанской иконы, прославившихся чудотворениями, кроме упомянутой иконы князя Пожарского, находящейся в Московском Казанском соборе, принадлежат иконы: Шлиссельбургская, Тобынская, Харьковская, Вышенская, Вышне-Волоцкая, Жадовская, Симоновская, Нижнеломовская, Ярославская, икона Вознесенского монастыря, Суздальская, а позднейшего письма - Петербургского Казанского собора. Все виденные нами списки почти одной меры с подлинной, т[о] е[сть] 6 1/4 вершков в вышину и 5 3/8 в[ершка] в ширину. Икона же Петербургского собора в четыре раза более подлинной Казанской».(168)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

В Ленинградской области впервые пройдет Крестный ход «Путь Богородицы» Санкт-Петербург, 7 июля 2016 г. Основным событием духовной программы, приуроченной ко дню явления Тихвинской иконы Божией Матери, станет Крестный ход «Путь Богородицы», который впервые пройдет в Ленинградской области по местам явления чудотворной иконы сообщает интернет-портал Администрации Ленинградской области .      Крестный ход «Путь Богородицы» начнется 7 июля в 8.00 в храме Рождества Христова деревни Надкопанье Волховского района и завершится 8 июля в 17.00 в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре. Его участники посетят семь мест явления Тихвинской иконы Божией Матери. В крестном ходе примут участие священнослужители Санкт-Петербургской митрополии, православные верующие и все желающие почтить память о «шествии» чудотворной иконы, описанном в «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери». Общая протяженность крестного хода – более 240 км, из которых 25 км (от Покровской церкви в деревне Горка до Тихвина) 8 июля участники полностью пройдут пешком. Во главе молитвенного шествия понесут полноразмерный список Тихвинской иконы Божией Матери. «Путь Богородицы» организован Тихвинской епархией по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава при поддержке комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области и администраций муниципальных районов, общественных организаций. Справка Среди множества Богородичных образов Тихвинская икона Божией Матери особо почитается в России наряду с Владимирской и Казанской иконами. В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери» ее появление датируется 1383 годом. Согласно «Сказанию» икона семь раз появлялась перед очевидцами, в том числе на Ладожском озере, в Имоченицах и на Смолковой горе, на Куковой горе, на горе у реки Тихвинка. На другом берегу реки, на месте последнего явления иконы была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни.

http://pravoslavie.ru/95121.html

Феодосия. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Собор. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1907 и 1911. Архитектор:Г.Л. Кейль Адрес: Россия, Республика Крым, г.Феодосия, ул.Соборная, 52 Координаты: 45.03849, 35.378678 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Казанской иконы Божией Матери или Казанский собор – православный собор Феодосии, который является ее исторической достопримечательностью. История Казанского собора тесно связана с Топловским монастырем. В 1887 году староста Санкт-Петербургского Казанского собора граф Николай Федорович Гейден пожертвовал в пользу Свято-Параскевиевского монастыря свою дачу «Кафа» в Феодосии, с тем, чтобы эта дача стала именоваться Казанским подворьем Топловского монастыря, и на этом подворье была построена церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. 24 февраля 1890 года Священный Синод утвердил за Топловским монастырем это дарение с участком земли в две десятины, с домом, постройками и виноградником для устройства подворья богомольцам церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери и начальной школы для девочек. Горожане Феодосии пожертвовали Казанскому подворью участок земли, прилегающий к нему. В 1890 году Топловская обитель получила от графа Гейдена драгоценный дар, семейную святыню - икону Казанской Божией Матери. Данный список сделан с Казанской иконы Божией Матери, находившейся в Петербурге, в Казанском соборе. Она передавалась по наследству в семье графа Гейдена. Икона украшена сребропозолоченной резьбой, вокруг лика Богоматери жемчужный брус с драгоценными камнями. В честь чудесного избавления царской семьи при крушении поезда в Борках граф пожертвовал семейную реликвию Топловскому Параскевиевскому монастырю. 26 июля 1890 года состоялся первый крестный ход с иконой Казанской Божьей Матери из Топловской обители в Феодосию. В том же году граф Гейден подарил обители ещё одну семейную святыню: крест со святыми мощами Киево-Печерских угодников. В 1891 году на средства этого же мецената игуменья Параскева приобрела на Афоне распятие в полную величину, в подножье которого вложен камень от животворного креста из Иерусалима.

http://sobory.ru/article/?object=13258

Икона Божией Матери " Невская Скоропослушница " будет принесена в Новоспасский монастырь Москвы февраля 2015 Одна из самых почитаемых святынь Александро-Невской лавры - чудотворная икона Божией Матери " Невская Скоропослушница " прибудет 14 февраля, в канун праздника Сретения Господня, в Новоспасский монастырь Москвы. Чтимый образ впервые покидает пределы Санкт-Петербургской митрополии.  Встреча иконы состоится у святых врат столичного монастыря, в котором она пробудет до 21 февраля. Образ сопровождает эконом невской обители иеромонах Прокопий (Павлов) . Принесение святыни в Новоспасский монастырь приурочено к 110-летию со дня трагической гибели великого князя Сергея Александровича Романова, чью жизнь оборвала бомба террориста 17 февраля 1905 года. В Новоспасской обители находится могила великого князя. Судьба иконы " Невская Скоропослушница " тесно связана с историей Императорского православного палестинского общества (ИППО), основанного в 1883 году, председателем которого был великий князь Сергей Александрович. Образ пользовался глубоким почитанием  его вдовы, впоследствии преподобномученицы Елисаветы, а также семьи императора Николая II. В Ипатьевском доме Екатеринбурга, где трагически оборвалась жизнь Романовых, было найдено несколько образков с изображением " Скоропослушницы " . Икона Божией Матери " Невская Скоропослушница " - список чудотворной афонской " Скоропослушницы " . Первообраз находится в греческом монастыре Дохиар. Петербургский список отличается от него по иконографии. Он изображает Божию Матерь с молитвенно простертой десницей без Богомладенца. " Невская Скоропослушница " была также написана на Святой горе Афон в русском Пантелеимоновом монастыре и привезена в Санкт-Петербург в 1877 году. Она прославилась после чудесного спасения из пожара в Александровской часовне. В 1888 году заново отстроенная часовня вместе с образом " Скоропослушницы " перешла в ведение ИППО. Его председатель великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. После его мученической кончины в память о нем на месте часовни был возведен Николо-Александровский ( " Барградский " ) храм, куда была помещена икона " Скоропослушница " . Это место  глубоко почиталось Романовыми. Во время кампании 1920-х годов по изъятию церковных ценностей икону удалось спасти от передачи в музей. С 1938-го по 1958 год она пребывала в Князь-Владимирском соборе. Там же сохранялась чудотворная Казанская икона Матери. В дни блокады многие жители города находили утешение у этих святынь. После войны чтимый образ был перенесен во вновь освященный Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации за иконой было закреплено название " Невская Скоропослушница " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. В Ново-Тихвинском монастыре города Екатеринбурга работают над новой уникальной иконой - точной копией знаменитой Тихвинской иконы Богородицы. Впервые за многовековую историю чудотворного образа у него появится именно вышитая копия. «Наш монастырь назван в честь Тихвинской иконы, и 625-летний юбилей этой святыни мы решили отметить особенно, - рассказывает инокиня Ливерия, руководитель вышивальной мастерской монастыря. - Сестры-иконописцы нашей обители написали ее точный список, в июле его освятит в Тихвине владыка Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. Затем образ будет торжественно принесен в Екатеринбург, и в честь этого события монастырь организует для горожан большой праздник. А наша мастерская специально к празднику разработала точную вышитую копию Тихвинской иконы». Сейчас сестры-вышивальщицы закончили работу над компьютерной программой для вышивки иконы. Эта работа длилась несколько недель, в течение которых вышивальщицы просчитывали буквально каждый стежок, чтобы вышитая копия ничем не отличалась от писаного Тихвинского образа. Для вышивки иконы потребуются нитки около 40 различных цветов и оттенков. По разработанной программе будет вышито несколько икон. Скоро вышитая копия Тихвинской иконы появится на сайте монастыря – www.sestry.ru . Ново-Тихвинский женский монастырь г. Екатеринбурга был создан в начале XIX века, возрожден в 1994 году. В настоящее время является одним из крупнейших в России. В монастыре созданы иконописная и вышивальная мастерские, греко-славянский и церковно-исторический кабинеты. Одно из основных направлений вышивальной мастерской - имитация иконописных изображений. Сестры вышили иконы Божией Матери «Донскую», «Казанскую», «Иверскую», «Державную», образ Спасителя «Нерукотворный», изображения святых Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Симеона Верхотурского и другие. Иконы размещены на сайте монастыря. «Вода живая», 30.06.2008. На фото – чудотворный образ Божией Матери Тихвинской. Фото с официального сайта Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря ( www.tbumm.org ).

http://old.aquaviva.ru/news/2008-06-30/8...

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Сусанино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Каменный Казанский храм построен в 1910 (архитектор Б. Н. Басин). Приход открыт 28 сентября 1912. Закрыт в 1939. Действует с 1941. Храм включен в список вновь выявленных объектов историко-культурного наследия. Охраняется государством. Содержание История [ править править код ] В поселке Сусанино Гатчинского района Ленинградской области расположен православный храм Казанской иконы Божией Матери. История его строительства связана с тем, что в канун празднования 300-летнего юбилея царского дома Романовых жители небольшого поселка Малая Ковшовка обратились с просьбой к представителям местной власти изменить название родного села и одноименной с ним железнодорожной станции в Сусанино, в честь подвига крестьянина Ивана Сусанина. Возведение храма Казанской иконы Божией Матери в Сусанино началось в 1908 году. Проект разработал санкт-петербургский архитектор Борис Николаевич Басин. Средства на строительство церкви были пожертвованы Александрой Герасимовной Семеновой. Таинство освящения нового храма состоялось в начале сентября 1910 года. Службу вел епископ Гдовский Вениамин (Казанский). Тогда же в поселке Сусанино была построена церковно-приходская школа, средства на строительство которой были также пожертвованы Александрой Семеновой. К новой церкви относилась и располагавшаяся рядом деревянная часовенка. Церковь у прихожан пользовалась очень большой популярностью, а потому двери храма практически никогда не закрывались. После революции в 1939 году храм был закрыт, купол демонтирован, колокольня разобрана на кирпичи. Скорее всего, вся церковь была бы постепенно разобрана, но началась война. Во время немецкой оккупации, местные жители обратились к немецким властям с просьбой разрешить открыть церковь. В 1941 году, 22 октября, открывшийся храм освятил иеромонах Сергий. По воспоминаниям старожилов, во время таинства освящения православные прихожане с удивлением наблюдали за тем, как вместе с ними молились православным святым и рядовые немецкие солдаты. Когда вместо армейских частей в село пришли эсэсовцы храм вновь закрыли.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

По свидетельству Никоновской Патриаршей летописи, после изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский поставил Казанскую икону в своем приходском храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Через несколько лет на средства князя на Красной площади был сооружен Казанский собор. Сюда в 1636 году и была перенесена Казанская икона. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. Список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери был также помещен в часовне над гробницей инициатора ополчения Козьмы Минина, расположенной в нижегородском Спасо-Преображенском кафедральном соборе. В честь Казанской иконы Божией Матери был освящен один из приделов этого собора. В 1648 году, обрадованный рождением наследника Димитрия 21 октября, во время всенощного бдения на праздник в честь Казанской иконы, царь Алексей Михайлович установил праздновать 22 октября по всей России. В 1721 году один из чтимых списков Казанской иконы был по повелению императора Петра I перенесен из Москвы в новую столицу России – Санкт-Петербург и поставлен сначала в храме на Васильевском острове (на месте нынешнего Андреевского собора), затем – в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, а с 1737 года – в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте. 15 сентября 1811 года, в день освящения петербургского Казанского собора, икона была с большими почестями перенесена в новый собор. Во время Отечественной войны 1812 года Казанская икона Божией Матери, ставшая всенародной святыней, также указывала путь к победе русскому воинству, осеняя его в ратном подвиге освобождения Матери – Родины. В день празднования Казанской иконы – 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством полководцев Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву, что явилось первым поражением считавшейся дотоле непобедимой французской армии. Известны многочисленные чудотворные списки с Казанской иконы, прославленные знамениями милости Божией по всей России: в Вязниках (Владимирская область) и Нижнем Ломове (Пензенская область), в Тобольске и Суздале, Витебске и Каргополе, Арзамасе, Вологде и многих других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С перенесением столицы из Москвы на берег Невы в нынешний Петербург, переехала туда на жительсгво (между 1708 – 1711 гг.) и вдовствующая царица Прасковья Феодоровна, супруга болезненнаго брата Петра Великаго, царя Иоанна Алексеевич а. Эта благочестивая царица при- везла с собою в Петербург и икону Казанския Божией Матери, как полагают некоторые 33 . список с чудотворной копии Казанской Божией Матери, находящейся по ныне в Петербургском Казанском соборе. «Тот явления Казанской Пресвятыя Богородицы образ, заявляют в 1727 году в донесении Св. Синоду причт и прихожане церкви Рождества Пресвятыя Богородицы. по обещанию внов написан и украшен достоблаженныя памяти от благоверныя великия государыни царицы и великия княгини Параскевии Феодоровны и от нас немалым иждивениемь» 34 . Церковь же Рождества Пресвятыя Богородицы на Петербургском острове была приходскою церковью царицы Прасковьи Феодоровны (из рода Салтыковых д.с. 1723), которая, следует полагать, и пожертвовала туда свою обетную икону. Родная дочь царицы, впоследствии императрица Анна Иоанновна, из благоговейнаго почтения к фамильной святыне, начала строить на Невском проспекту новую церковь того же имени и, освятив ее 13 июня 1737 г., приказала перенести туда икону Казанской Божией Матери, соорудив при этом для нее и богатую ризу 35 . Средства на постройку шли «из придворной суммы», работы велись «под смотрением придворной интендантской конторы», и церковь нередко именуется в делах Казанским собором 36 . Император Павел 1-й задумал постройку нынешняго вели- чественнаго Казанскаго собора рядом с указанною церковью Рождества Пресвятыя Богородицы, а начал в 1801 г. и окончил (освящен 15 сентября) в 1811 году сын Павла Петровича Александр I Благословенный. Сюда и был перенесен образ Казанской Божией Матери из соседней Рождество Богородичной церкви, сломанной и разобранной совершенно за ея непригодностию 37 , где благополучно пребывает и до наших дней, привлекая к себу поклонников из царской семьи и обычных смертных. Ко времени освящения нынешняго Казанскаго собора, с одобрения импе- ратора и при содействии щедрых приношений на украшение, состоящих из жемчуга и камней, императриц Марии Феодоровны и Елисаветы Алексеевны, сделана на икону новая риза 38 . Император Николай Павлович приказал употребить серебро, принесенное в дар Казанскому собору донскими казаками в 1812 году (около 88 п.), на устройство серебрянаго иконостаса, стоившаго свыше 500,000 рублей 39 , а императоры Александръ II и Александръ III украсили престол колоннами из яшмы и крестами яз ляпис-лазули 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " Точный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке. (Последняя четверть XVIII в.) Всех скорбящих Радость , икона Божией Матери Празднование 24 октября (день первого чуда от иконы), некоторые из списков с нее имеют и свои особые дни празднования. История Икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке Этот образ прославился в 1688 году после чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной, долгое время страдавшей от не заживавшей раны в боку. Первоначально икона находилась в московской Спасо-Преображенской церкви на Ордынке (позднее известна как Скорбященская) , прихожанкой которой была Евфимия. Ее написание, по-видимому, надо относить ко времени перестройки храма в камне в 1683 - 1685 гг. Служба иконе " Всех скорбящих радость " по образцу службы иконе Божией Матери " Одигитрия " и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 г. проф. МДА П.С.Казанским. В 1711 г., при переезде царского двора в Санкт-Петербург , царевна Наталия Алексеевна увезла с собой из церкви на Ордынке икону " Всех скорбящих радость " . Точно неизвестно, был ли это оригинал или список с него, который также пребывал в церкви. Существует 2 версии относительно того, какой образ, московский или петербургский, явил чудо в 1688 г. Обе иконы в равной степени почитались как чудотворные, и в московской, и в петербургской церквах хранились ранние рукописные списки службы и сказания об иконе. Церковные историки уже к началу XX столетия затруднялись ответить, какая из икон - на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге - являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской. Анализ же иконографии дает основания считать, что московский образ является списком с петербургского (см. ниже раздел " Иконография " ).

http://drevo-info.ru/articles/13447.html

Взятие Казани войском Ивана Грозного Иван Грозный приказал соорудить в Казани на месте обретения иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы и устроить при ней девичий монастырь. Среди первых монахинь была и нашедшая икону Матрена Онучина, принявшая иноческое имя Мавры. Сын Грозного, царь Федор, в 1595 году повелел построить при монастыре каменный храм вместо деревянного, а хранителю царских сокровищ Деменьше Черемисинову приказал украсить икону драгоценными камнями, золотом и жемчугом. После освобождения Москвы от поляков князь Дмитрий Иванович Пожарский поставил список (копию) Казанской иконы Божией Матери сначала в церкви Введения на Лубянке, а затем - в специально построенном для него Казанском соборе на Красной площади, в котором он хранился вплоть до сноса храма в 1934 году. Еще одна известная копия Казанской иконы Божией Матери в 1798 году после визита в Казань Павла I была привезена в Петербург. Сначала древний список находился в деревянной часовне на Петербургской стороне, а потом икону перенесли в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году ее установили в построенном Казанском соборе, где она до сих пор и находится. 23 июля 1774 года, когда воинство Пугачева бросилось грабить дома и купеческие лавки, обдирая иконостасы в храмах, паля из пушек по кремлевскому Спасскому монастырю, город запылал. Именно в этот момент, как писал Пушкин в «Истории Пугачева», «...преосвященный Вениамин... в Благовещенском соборе, и на коленях со всем народом молил Бога о спасении христиан. Едва умолкла пальба, он поднял чудотворные иконы и, несмотря на нестерпимый зной пожара и на падающие бревна, со всем бывшим при нем духовенством, сопровождаемый народом, обошел снутри крепость. К вечеру буря утихла, и ветер оборотился в противную строну». В это же самое время прилетевшее из крепости ядро разбило одну из пушек, установленную прямо в Богородицком монастыре, а с тыла по пугачевцам ударил отряд Михельсона, гнавшийся за Пугачевым от самого Оренбурга... За семь лет до этого поклониться чудотворному образу приезжала сама императрица Екатерина 11 в сопровождении большой свиты (до двух тысяч человек) и всего дипломатического корпуса. Именно императрица 8 июня 1767 года возложила по бриллиантовой коронке на чудотворную икону и на местный образ Спасителя.

http://foma.ru/istoriya-gibeli-kazanskoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010