Празднование Казанской иконы Божией Матери ноября 2008 4 ноября 2008 года Казанский храм Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга отмечал свой престольный праздник. 4 ноября 2008 года Казанский храм Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга отмечал свой престольный праздник. Божественную Литургию по случаю престольного праздника возглавил епископ Петергофский Маркелл. Владыка поздравил духовенство и мирян с великим праздником, отметив, что икона Казанской Божией Матери всегда была особой для петербуржцев. Казанская икона Божией матери широко почитаема и любима в Северной столице. Икона считается небесной заступницей и покровительницей Санкт-Петербурга. Есть крепко утвердившееся в народе предание о том, что Казанской иконой благословил Петра Великого святитель Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга: " Возьми икону Казанскую Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесёшь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего " . В дни страшной блокады во время Великой Отечественной войны эти слова знали все жители осаждённого города. Ленинградцы верили, что враг не войдёт в город, пока на него распространяется покровительство Божией Матери. С 2005 года в этот день отмечается еще один праздник - День народного единства. Сегодня многие не понимают смысла этого праздника, и не знают событий с ним связанных, а ведь это - важная веха в нашей истории. Праздник был установлен в середине XVII века в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского. Специально для ополчения был изготовлен список с Казанской иконы, перед которым постоянно служились молебны. Считается, что Минину и Пожарскому удалось освободить Москву от поляков во многом благодаря заступничеству Божией Матери. Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=194...

46 Митрополит Лаврентий II (мирское имя и фамилия неизвестны) († 11 ноября 1672 г.). Постриженник Новгородского Вяжецкого монастыря, откуда был перемещён иеродиаконом в Москву в число патриарших ризничих. 6 апреля 1654 г. хиротонисан во епископа Тверского, в 1655 г. возведен в архиепископа, а 26 июля 1657 г. назначен митрополитом Казанским и Свияжским. По инициативе Лаврентия был сделан список с древней Грузинской иконы, находившейся в северном Красногорском монастыре, который был помещён в Раифскую пустынь – сейчас это знаменитая чудотворная икона Грузинской Божией Матери. Перед смертью постригся в схиму с именем Левкий. Был погребен в правом приделе кафедрального собора, но в 1840-х годах мощи его были перенесены в усыпальницу под алтарем Благовещенского Кафедрального собора. 47 Казанский митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) (на кафедре с 1762 по 1782 г.). С апреля 1782 г. жил на покое в Седмиозерной Богородичной пустыни. Упокоился в июле 1785 г. Погребен в соборном храме в честь Смоленской иконы Божией Матери. См.: Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1901 год. – Казань, 1901. С. 397–398. Рака не сохранилась. 48 Архиепископ Павел II (Петр Васильевич Лебедев) (12 декабря 1827 – 23 апреля 1892). Окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию (1853), с 1853 года в монашестве, преподавал в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, с 1857 года инспектор Санкт-Петербургской Духовной академии, с 1861 года – ректор Смоленской Духовной семинарии, с 1866 года – ректор Санкт-Петербургской Духовной семинарии. С 1866 года – епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии, с 1871 года – епископ Кишиневский, с 1882 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. С 29 сентября 1887 года – архиепископ Казанский и Свияжский. До лета 2005 года на полу правого придела сохранилась его могильная плита, на которой начертано: „Павел, архиепископ Казанский и Свияжский. Род. 12 декабря 1827. Сконч. 23 апреля 1892. В епископа хиротонисан из ректоров Санкт-Петербургской Духовной семинарии 20 декабря 1 866“. Перенесена в склеп под главным алтарем собора. Архиепископ Павел первоначально был погребен в Крестовой церкви во имя Святителя Гурия архиерейского дома и спустя два года (25 апреля 1894 г.) перезахоронен в Борисоглебском приделе. См.: Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1894 год. – Казань. 1894. – С. 364.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Петербурге проходят мероприятия, связанные с 90-летием отречения императора Николая II от российского престола 14 марта 2007 г. 15:35 13 марта в разных городах России начались скорбные торжества по случаю трагических событий марта 1917 года и 90-летнего юбилея отречения от престола императора Николая II. В память об этих событиях, 15 марта из Петербурга на железнодорожную станцию Дно, где состоялось отречение, и в Псков отправится покаянный крестный ход. Предполагается, что среди его участников будут несколько священников Санкт-Петербургской епархии во главе с настоятелем храма Иоанна Богослова (Леушинское подворье) протоиереем Геннадием Беловоловым, а также активисты различных православно-патриотических организаций города. Они намерены прибыть на станцию Дно в сам день отречения, 15 марта. По словам пресс-секретаря Леушинского подворья, Екатерины Ковриной, организаторы планировали для участия в крестном ходе доставить уже сегодня из Москвы в Петербург легендарную икону Божией Матери «Державной», явленную в день отречения, 2 марта 1917 года, в селе Коломенском под Москвой (в настоящее время постоянное место ее пребывания — храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском). Однако в последний момент московский храм отказался предоставить этот образ. В результате в паломничество отправится чудотворный список иконы Божией Матери «Державная» с Леушинского подворья. Также крестный ход будут сопровождать иконы Царя-мученика и иконы Божией Матери Ченстоховская и Леушинская. Как сообщает информагентство «Русская Линия», согласно плану мероприятия, 15 марта в храме Архангела Михаила в городе Дно в память о Царе-мученике будет отслужена Литургия Преждеосвященных Даров. Также на станцию Дно будут доставлены личная сабля Государя Императора Николая Александровича, принадлежавшее ему Священное Писание и икона монаха Авеля Прозорливого. После Литургии крестный ход пройдет на железнодорожный вокзал станции, где в этот день 90 лет назад стоял царский поезд (чудом сохранился паровоз, который должен был отвезти царя в Петербург, но был остановлен революционно распропагандированными машинистами и впоследствии сохранен как памятник революции).

http://patriarchia.ru/db/text/212668.htm...

Все здания вдоль Камской улицы, включая угловой доходный дом на 17-й линии, принадлежали кладбищу, и доход с них пополнял кладбищенский капитал. На 16–17-й линиях находилось множество мастерских по изготовлению надгробных памятников. В их числе такие известные, как мастерская А.А. Баринова (17я линия, 60), Ф.И. Крутикова (17-я линия, 56), П.О. Миняева (17-я линия, 66), В.Д. Шульгина (17-я линия, 62), Ф.Д. Калмыкова (16-я линия, 95). После революции все эти здания были отобраны новой властью. В 1932 году из закрытого Казанского собора в церковь была передана величайшая национальная святыня – Казанская икона Божией Матери. В сентябре 1940 года Смоленская церковь была закрыта, Казанская икона была передана в Князь-Владимирский собор. После войны храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года, тогда же его интерьер приобрел современный вид. В послевоенные годы этот храм был единственным действующим на Васильевском острове и привлекал огромное количество верующих. Недаром его называют одним из самых намоленных в Петербурге. В наши дни храм имеет три престола: главный, освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный – в честь иконы Божией Матери «Милующая», или «Достойно есть», и южный – во имя святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола. Северный придел исторически был первым приделом храма. Его освящение состоялось 26 сентября 1790 года в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его чтимый образ относится, очевидно, к эпохе Петра I. Старец-евангелист изображен поколенно; в его левой руке раскрытая книга, в правой – перо. Перед его иконой, находящейся слева перед иконостасом, часто молятся о ниспослании помощи в учении, ибо святой апостол и евангелист Иоанн Богослов покровительствует учащим и учащимся. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1950 году Смоленскому храму был передан список особо чтимой, старинной иконы Божией Матери «Милующая», или «Достойно есть». Еще в 1887 году иеромонах русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон Арсений пожертвовал этот образ в новостроившийся храм Галерной гавани. 24 мая 1950 года в храме был освящен северный придел в честь этой святой иконы, переданной из закрытой одноименной церкви и помещенной справа перед иконостасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епископ Кронштадтский Назарий: крестные ходы - залог полноправности христиан в гражданском обществе октября 2013 Молитвенное шествие в праздник Казанской иконы Божией Матери пройдет в Санкт-Петербурге.  Праздником единения петербуржцев всех национальностей и вероисповеданий хотели бы видеть День народного единства в администрации северной столицы и в Санкт-Петербургской епархии. Об этом на пресс-конференции в региональном центре ИТАР-ТАСС говорили 31 октября  епископ Кронштадский Назарий  и вице-губернатор Василий Кичеджи.  Владыка Назарий поблагодарил правительство города за возрождение и поддержку крестных ходов, которые " воодушевляют многих людей " , выполняют объединяющую и миссионерскую задачи. По словам епископа, крестный ход, который во второй раз  пройдет  в городе на Неве 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, станет свидетельством полноправности христиан в гражданском обществе.    " Церковь отделена от государства, но православные - это не маргинальная группа людей, не " бабушки в платочках " , а такие же граждане нашей страны, как и все остальные. Они имеют такие же паспорта, так же платят налоги. И это не худшая часть россиян. Разве мы не можем праздновать так, как велят церковные традиции? Мы хотим показать, что у нас есть национальные святыни, что мы чтим покровительницу града Петрова - Казанскую икону Божией Матери, чудотворный список которой находится в нашем кафедральном соборе " , - отметил владыка Назарий.  " Крестный ход не может возбудить агрессии в людях, ведь Церковь в этот праздник стремится поддержать именно чувство единения. Мы не будем спрашивать желающих присоединиться к нам, крещены они или нет: мы приглашаем всех порадоваться с нами, попросить Божию Матерь о том, чтобы Она и дальше покрывала Своими молитвами наш город " , - добавил викарий Санкт-Петербургской митрополии.      Заявленная численность молитвенного шествия - 25 тыс. человек. В нем предполагается участие представителей органов власти, в том числе Василия Кичеджи. " Я всегда молюсь о любви - к ближним, к другим людям, и в этот день буду молиться о том же " , - сказал вице-губернатор. Он напомнил, что перед Казанским образом Богородицы возносил молитвы о спасении Отечества великий полководец Михаил Кутузов, что в страшные годы ленинградской блокады верующие просили Царицу Небесную об освобождении города.   

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=390...

Старая деревянная церковь в 1792 году была перестроена и освящена в честь архистратига Михаила. День за днем благоукрашался и каменный Смоленский храм, его композиция всё более усложнялась, так архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров пристроил к церкви северный придел. В 30-е годы XIX века продолжалось благоустроение Смоленского храма - с юга на средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831 была начата пристройка Ильинского придела, освященного 24 июня 1833 года. Тогда же надстроена на один ярус колокольня и сделана новая просторная паперть с западной стороны. В другой пристройке, возведенной по проекту академика К. Н. Вербицкого, был 1 октября 1892 освящен придел Иоанна Предтечи, который украшал иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками. При храме был устроен звон, " приличный столичному кладбищу " ; положено начало церковной библиотеке. В 1932 году из закрытого Казанского собора в церковь была передана величайшая национальная святыня - икона Казанской Божией Матери. В сентябре 1940 года Смоленская церковь была закрыта, Казанская икона была передана в Князь-Владимирский собор. В период послевоенного потепления отношения Советского государства к Церкви, храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года, тогда же его интерьер приобрел современный вид. В послевоенные годы этот храм был единственным действующим на Васильевском острове и привлекал огромное количество верующих. Недаром его называют одним из самых намоленных в Петербурге. В наши дни храм имеет три престола: главный - освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный - в честь иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " , и южный - в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола. Северный придел исторически был первым приделом храма. Его освящение состоялось 26 сентября 1790 года в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его чтимый образ относится, очевидно, к эпохе Петра I. Старец-евангелист изображен поколенно; в его левой руке раскрытая книга, в правой - перо. Перед его иконой, находящейся слева перед иконостасом, часто молятся о ниспослании помощи в учении, ибо святой апостол и евангелист Иоанн Богослов покровительствует учащим и учащимся. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1950 году Смоленскому храму был передан список особо чтимой, старинной иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " . Еще в 1887 году иеромонах русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон Арсений пожертвовал этот образ в новостроившийся храм Галерной гавани.

http://sobory.ru/article/?object=00742

После сугубой ектении Предстоятель вознес молитву о мире на Украине. Был отслужен молебен о сохранении творения Божия, который совершается в первое воскресенье сентября. Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон обратился к Предстоятелю с приветственным словом и преподнес ему первосвятительский посох. Собравшихся приветствовал глава региона Олег Кожемяко. В дар собору он передал Иверскую икону Божией Матери. Предстоятель обратился к участникам богослужения с первосвятительским словом. Был оглашен патриарший указ, согласно которому в связи с завершением строительных работ храму Рождества Христова присвоен статус кафедрального собора. В дар новоосвященному собору передан ковчег с частицей мощей праведного Алексия Мечева и список Казанской иконы Божией Матери. Святейший Патриарх поблагодарил за труды митрополита Архангельского Даниила, возглавлявшего Южно-Сахалинскую кафедру в 2001-2010 годах, и нынешнего правящего архиерея архиепископа Тихона, которому вручил юбилейные панагию и крест, изготовленные к 1000-летию преставления равноапостольного великого князя Владимира. Благотворителям и участникам строительства были вручены церковные награды. В тот же день Святейший Патриарх посетил Невельск, где освятил малым чином деревянный храм иконы Божией Матери " Призри на смирение " . Решение о его строительстве было принято после землетрясения в 2007 году. За три месяца до разгула стихии из Киева на Сахалин была принесена чудотворная икона Божией Матери " Призри на смирение " . Многие жители Невельска считают, что город был спасен предстательством Божией Матери. В богослужении участвовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон, епископ Солнечногорский Сергий, духовенство Южно-Сахалинской епархии. Предстоятель обратился к верующим, вспомнив о чуде спасения города, в память о котором возведен благолепный храм на берегу Охотского моря. Такими событиями укрепляется вера людей, способных видеть Божие присутствие в жизни. Но чудо не воспринимается, если сердце человека к этому не готово, сказал Его Святейшество.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Память Ахтырской иконы Божией Матери почтили в Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга июля 2013 Этот утерянный образ Богородицы вернулся в Россию два года назад. Память Ахтырской иконы Божией Матери почтили 15 июля в Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга . Утром в Казанском храме обители была совершена Божественная литургия, состоялся крестный ход, а вечером перед чтимым образом был пропет акафист. Богослужения возглавил иерей Димитрий Ерин, ему сослужили иереи Кирилл Иванов, Алексий Красавин и Владимир Лущик. " Ахтырской образ напоминает нам о том, что Матерь Божия претерпела те же муки, что и Спаситель. По слову старца Симеона, донесенному евангелистом Лукой, Ее душа была пронзена тем же орудием, что и плоть Спасителя. На иконе изображена совсем юная Богородица рядом с Распятием - в момент получения пророчества. Муки, которые Она претерпела, наделили Ее даром ходатайствовать за наши души и спасать их " , - сказал в проповеди отец Димитрий.  Праздник Ахтырской иконы Божией Матери, установленный в церковном календаре 2/15 июля - одна из важных дат для монастыря. Список иконы в 2011 году был преподнесен в дар обители Дмитрием Медведевым. Чудотворная икона была явлена священнику Покровского храма в городе Ахтырке на северо-востоке Украины Василию Данилову в траве во время сенокоса в 1739 году. Через три года после ее принесения в дом, в праздник Покрова, он вошел в комнату, где была икона, " и вдруг поражен был необычайным светом " . Известия о чудесах исцеления от лихорадки, совершаемых по молитвам перед иконой, достигли Императорского Двора, и в 1751 году решением Священного Синода икона стала почитаться как чудотворная, а в Ахтырке в память о ее явлении зодчим Бартоломео Растрелли был перестроен Покровский собор. Во время отправки на реставрацию в Санкт-Петербург в 1903 году икона была похищена: впоследствии она оказалась в частной коллекции в Париже. По словам клириков Казанского храма, несколько лет назад эта небольшая, келейная икона была куплена на аукционе петербургским благотворителем, пожелавшим остаться неизвестным. При посредничестве Дмитрия и Светланы Медведевых в 2011 году образ Богородицы, вместе с документами, подтверждающими его подлинность, был передан монастырю.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=344...

В этом контракте и реестре, поданном по исполнении контракта 8 февраля 1755 г. с отметками священников собора о проделанной реставрации, выражение " вновь написать " встречается не менее 8 раз в отношении разных обветшавших икон и имеет смысл, придаваемый ему Н. Романским. Например, " Во означенном (же) иконостасе образ Казанской Богородицы, образ Страстныя Богородицы И ОНЫЕ ЗА ВЕТХОСТЬ ВНОВЬ НАПИСАТЬ " ; или " В олтаре на горнем месте Господа Саваофа, который обветшал, вновь написать " и т.д.».(170) При этом В.А. Некрасов отмечал, что в раннем происхождении «Санкт-Петербургской» («Петербургской») Казанской иконы Божией Матери «нет ничего удивительного» - «список с казанской иконы был прислан вскоре же после её обретения царю Ивану IV Грозному в Москву; можно полагать также, что в царских палатах в Москве находились и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы, как очень чтимой в царской фамилии». «Одну из таких копий, - предполагал он, - царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу и поместить на первых порах в Казанскую часовню, вблизи от домика Петра I. Эта копия и была реставрирована царицей Парасковьей Фёдоровной. Предположение о такой реставрации могло быть обосновано более твёрдо после надлежащей расчистки иконы, но это дело будущего, пока же приходится ограничиваться свидетельствами архивных документов. Из Казанской часовни, разобранной по указу в 1707 г., икону Казанской Божией Матери перенесли в церковь Рождества Богородицы, прихожанкой которой состояла вдовствующая императрица, а оттуда в 1737 г. вместе с другими тремя того же названия иконами во вновь построенную её дочерью, императрицей Анной Иоанновной, каменную церковь также Рождества Богородицы на Невском проспекте и, наконец, в 1811 г. в Казанский собор, где она и находилась до закрытия собора. До 1727 г. эта икона нигде в документах как чудотворная не называется, в этом же году по ходатайству перед Святейшим Синодом причта и приходских людей Рождественской церкви было разрешено Казанскую икону Богоматери выносить в дома прихожан " ради моления болящих " . Очевидно, она прославилась даром чудотворения. А. Завьялов замечает по этому поводу, что, пока не открыты новые документы, 1727 г. и следует считать началом признания этой иконы чудотворной. Впрочем, он сам же допускает, что архиепископ Феодосий взял в 1720 г. данную икону в Троицкий собор, быть может, в предположении, что она уже является чудотворною, почему и пользуется в народе таким почитанием, хотя специальное распоряжение Святейшего Синода об отобрании в церкви икон, которые недавно оказались чудотворными, вышло 21 февраля 1722 г.».(171)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Средства общества состоят из: а) ежегодных членских взносов, коих за 1880 г. было 753 р.; б) сбора в кружки выставляемые и обносимые в приходских храмах и некоторых местах прихода, коих за тот же год было 534 р. 64 к.; в) % с капитала в количестве 78 р., и г) субсидии человеколюбивого общества – 596 р. и случайных пожертвований. всего около 2 т. р. с. в год. Виды, благотворительной деятельности состоят: а) в выдаче постоянных пенсий бедным и единовременных пособий нуждающимся по случайным обстоятельствам, на что в 1880 г. израсходовано 1,161 р., б) в содержании общей квартиры, с отоплением и водою, для бедных пенсионеров, которая в том же году заключала до 35 человек призреваемых и стоила обществу до 900 р. с. Деятельность общества как нельзя более необходима и полезна в приходе, наполненном бедными людьми. К сожалению, по скудости средств, она недостаточна, так как число неимущих среди прихожан весьма велико, а достаточных благотворителей сравнительно очень мало. Священник Василий Перетерский. 2. Приписная к Троицкому собору Крестовоздвиженская церковь. 1. Местоположение церкви Приписная к Троицкому собору церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, более известная под именем Никольской Труниловской, находится на Петербургской стороне, на углу Большой Посадской и Большой Монетной улиц, расстоянием от духовной консистории в 6-ти верстах. В документах церковь эта писалась Никольскою, «что в Посадских слободах», или «в Посадской улице», или «в Малой Посадской», или «что в Труниловом доме». 2. История церкви и ее приделов До построения нынешней Крестовоздвиженской церкви, в начале прошлого столетия, здесь существовала церковь Рождества Пресвятой Богородицы, имевшая свой приход. Таким образом, эта церковь была первоначальною местною приходскою церковию, предшественницей нынешней церкви. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы образовалась из часовни, существовавшей в Посадской улице с 1710 года. Часовня была деревянная и состояла из тесной «небольшой светлички»; но в ней привлекала богомольцев принесенная из Москвы икона Казанской Божией Матери, находящаяся теперь в Казанском соборе. Икона эта, по некоторым известиям, составляет сделанный еще в 1659 году для Москвы список с подлинной иконы, явившейся в Казани. От помещенного в часовне образа Казанской Божией Матери, и самая часовня слыла в народе под именем Казанской. Мало-по-малу увеличивавшееся около часовни население, а может быть и стечение богомольцев на поклонение образу, было причиною того, что в 1712 г., а по другим известиям в 1716 году, тесная часовня была, «народным тщанием», немного расширена, хотя по тому времени «строением весьма простым и низким»; в ней был устроен престол, поставлен иконостас и часовня сделалась церковию Рождества Пресвятой Богородицы, сохраняя, однако же, в народе название Казанской. В 1716 году она имела уже придел во имя св. прав. Захарии и Елисаветы; в устройстве этого придела вероятно и состояло расширение часовни «народным тщанием».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010