13-го числа получен мной при записке из хозяйственного управления при Св. Синоде от 10 мая за 6011 экземпляр напечатанного в с-петербургской синодальной типографии 1-го тома издания: «Собрание мнений и отзывов Филарета митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам». В этот же день вечером приехала ко мне из Мурома свояченица, вдова Варвара Вас. Терновская с просьбой об оказании пособия для выдачи в замужество дочери ее Людмилы. Ей дано было мной на этот раз 500 руб. и обещано выслать из Петербурга еще 1000 руб. 500 22-го числа послано было мной за 1888 благочинному Вышеволоцких церквей, протоиерею Иоанну Никольскому предписание следующего содержания: «Как известно, что к 1-му числу июня изволит прибыть в г. Вышний Волочок Его Императорское Высочество В. Князь Владимир Александрович и посетить приписную к собору часовенную церковь Казанской Божией Матери, а также Казанский монастырь, то Вам предписывается сделать следующие по сему случаю распоряжения: 1) За болезнью настоятеля собора, старший священник с диаконом и певчими встретит Его Высочество, при вступлении в церковь , с крестом и св. водой, а певчие пропоют тропарь: Спаси Господи люди Твоя. Когда благоверный Князь приложится к чудотворной иконе Божией Матери, священник поднесет Его Высочеству в благословление список сей иконы, или другой образ. 2) В Казанском женском монастыре, игуменья с сестрами встретит Великого Князя в монастырских вратах и сопровождает в соборной церкви, при пении Богородичного тропаря, а при вступлении Его Высочества в церковь , священники встретят с крестом и св. водой, при пении тропаря: Спаси Господи люди Твоя. Когда В. Князь приложится к принесенной из Петербурга греческой иконе Божией Матери, игумения поднесет Его Высочеству список сей иконы. 3) О совершившемся имеете донести мне немедленно». Проведши в Твери 19 суток (с 4–22) в крайнем утомлении по причине множества каждый день просителей и посетителей, я оставил ее 23-го числа и направился через Торжок в Нилову пустынь, для участия в празднестве 27-го числа в честь преподобного Нила Столобенского Чудотворца. Но в Торжке настигла меня телеграмма г. Обер-Прокурора следующего содержания: «Желательно ускорить ваше возвращение».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В Санкт-Петербурге начались мероприятия, связанные с 90-летней годовщиной отречения императора Николая II от российского престола марта 2007 13 марта в разных городах России начались скорбные торжества по случаю трагических событий марта 1917 года и 90-летнего юбилея отречения от престола императора Николая II. 13 марта в разных городах России начались скорбные торжества по случаю трагических событий марта 1917 года и 90-летнего юбилея отречения от престола императора Николая II. В память об этих событиях, 15 марта из Петербурга на железнодорожную станцию Дно, где состоялось отречение, и в Псков отправится покаянный крестный ход. Предполагается, что среди его участников будут несколько священников Санкт-Петербургской епархии во главе с настоятелем храма Иоанна Богослова (Леушинское подворье), протоиереем Геннадием Беловоловым, а также активисты различных православно-патриотических организаций города. Они намерены прибыть на станцию Дно в сам день отречения, 15 марта. По словам пресс-секретаря Леушинского подворья, Екатерины Ковриной, организаторы планировали для участия в крестном ходе доставить уже сегодня из Москвы в Петербург легендарную икону Божией Матери " Державной " , явленную в день отречения, 2 марта 1917 года, в селе Коломенском под Москвой (в настоящее время постоянное место ее пребывания - храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском). Однако в последний момент московский храм отказался предоставить этот образ. В результате в паломничество отправится чудотворный список иконы Божией Матери " Державная " с Леушинского подворья. Также крестный ход будут сопровождать иконы Царя-мученика и иконы Божией Матери Ченстоховская и Леушинская. Как сообщает информагентство " Русская Линия " , согласно плану мероприятия, 15 марта (н.ст.) в храме Архангела Михаила в городе Дно в память о Царе-мученике будет отслужена Литургия Преждеосвященных Даров. Также на станцию Дно будут доставлены личная сабля Государя Императора Николая Александровича, принадлежавшее ему Священное Писание и икона монаха Авеля Прозорливого.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=180...

Древнего летописца часть 2, стр. 92. 590 Тихвинские монастыри, гл. III, 1854 г., Санкт-Петербург. Тихвинская икона, бывшая при заключении мира, перенесена в московский Успенский собор. 598 См. рукоп. в Имп. библиот. отдел. Погодина 1372. Также сказание Парфения о странствии, кн. IV, 130. 599 Святогорца кн. 1, письмо 17. Сказание о странствии и путешествии инока Парфения, кн. IV, 130. 602 История рязанской иерархии, стр. 52, 55, отдел. 1, о явлении Феодотьевской иконы Богоматери, и стр. 210. 604 Сказание о явлении и чудесах Казанской иконы Богоматери составлено Гермогеном, митрополитом Казанским и Астраханским, и хранится в Синодальной (Патриаршей) библиотеке под 982; есгь также в рукописи Румянцевского музеума под 364; в Имп. библиот. в хранилище Погодина рукописи под 792 и 934. О первой рукописи замечено, что она написана через 15 лет по явлении иконы самовидцем. Пролог 8 июля. 610 Там же, стр. 209. Из этого обстоятельства можно догадываться, что с ратью Пожарского осталась подлинная икона. Если бы последняя была в Казани, для чего же посылать туда список? 620 Полный месяцеслов всех празднуемых святых с описанием монастырей, нзд. 16-е. СПб., 1848 г. Казанский московский собор. 622 Из рукописи о государе Петре I, напечатанной в Русских анекдотах Глинки. Москва, 1820 г., часть I. 623 Все украшение на иконе ценится более 30 000 руб. сер. Материалы 1841 года о Санкт-Петербургской губернии. 625 Чет.-Мин. 8 июля. В Устюжском чудотворном соборе хранится в рукописи похвальное слово Устюжской иконе Богородицы, яже избави град Устюжну от безбожных ляхов и немцев. Журнал Мин. нар. просв. 1853 г., июнь, статья Бередникова. 627 Описание великоустюжского Архангельского и приписного к нему Троицкого Гледенского монастырей. 1848 г. VII. 629 Пролог 9 июля. Сказание о явлении Колочской иконы и чудесах от нее, в Имп. библиот. из хранилища Погодина 938. Степен. кн. 1, 566–568. Древн. летописца часть 2, стр. 414. Ник. лет., кн. V, стр. 48. 630 Сказание о Коневской иконе Богоматери и чудесах напечатано в церковной службе преподобному Арсению Коневскому, в Санкт-Петербурге, 1820 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Архив Пн В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля 21 июля 2016 г. 13:29 21 июля 2016 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. Утром, до начала Литургии, в Благовещенский собор из Казанского Богородицкого монастыря был принесен список Казанской иконы Божией Матери, переданный в Казань из Ватикана в 2005 году. У центрального входа в Благовещенский собор Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич и президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов. Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского, покоящимся в соборе. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион ; митрополит Чебоксарский Чувашский Варнава ; митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон ; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан ; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ; архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк ; архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий ; епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен ; архимандрит Нектарий (Демин), настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря г. Казани; протоиерей Иоанн Антипов, секретарь Альметьевской епархии Татарстанской митрополии , настоятель храма Святой Троицы в г. Лениногорске; протоиерей Владимир Вигилянский , настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ г. Москвы ; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Оптинского подворья в Москве; священник Димитрий Сафонов , секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России ; духовенство Татарстанской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/4569060.ht...

Старая деревянная церковь в 1792 году была перестроена и освящена в честь архистратига Михаила. День за днем благоукрашался и каменный Смоленский храм, его композиция всё более усложнялась, так архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров пристроил к церкви северный придел. В 30-е годы XIX века продолжалось благоустроение Смоленского храма - с юга на средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831 была начата пристройка Ильинского придела, освященного 24 июня 1833 года. Тогда же надстроена на один ярус колокольня и сделана новая просторная паперть с западной стороны. В другой пристройке, возведенной по проекту академика К. Н. Вербицкого, был 1 октября 1892 освящен придел Иоанна Предтечи, который украшал иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками. При храме был устроен звон, " приличный столичному кладбищу " ; положено начало церковной библиотеке. В 1932 году из закрытого Казанского собора в церковь была передана величайшая национальная святыня - икона Казанской Божией Матери. В сентябре 1940 года Смоленская церковь была закрыта, Казанская икона была передана в Князь-Владимирский собор. В период послевоенного потепления отношения Советского государства к Церкви, храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года, тогда же его интерьер приобрел современный вид. В послевоенные годы этот храм был единственным действующим на Васильевском острове и привлекал огромное количество верующих. Недаром его называют одним из самых намоленных в Петербурге. В наши дни храм имеет три престола: главный - освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный - в честь иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " , и южный - в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола. Северный придел исторически был первым приделом храма. Его освящение состоялось 26 сентября 1790 года в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его чтимый образ относится, очевидно, к эпохе Петра I. Старец-евангелист изображен поколенно; в его левой руке раскрытая книга, в правой - перо. Перед его иконой, находящейся слева перед иконостасом, часто молятся о ниспослании помощи в учении, ибо святой апостол и евангелист Иоанн Богослов покровительствует учащим и учащимся. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1950 году Смоленскому храму был передан список особо чтимой, старинной иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " . Еще в 1887 году иеромонах русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон Арсений пожертвовал этот образ в новостроившийся храм Галерной гавани.

http://sobory.ru/article/?object=00742

Интерьер ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. 1879 г. Фотография. 2013 г. Интерьер ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. 1879 г. Фотография. 2013 г. Эскиз деревянного с позолотой иконостаса монастырского Введенского храма был выполнен по просьбе мон. Димитры худож. В. М. Пешехоновым (см. Пешехоновы ) в С.-Петербурге. Внутреннее убранство украшали Ахтырская, Владимирская (написана на Афоне), Казанская, Старорусская, Тихвинская, «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость» иконы Божией Матери, а также иконы свт. Николая Чудотворца, вмц. Варвары, преподобных Исидора Пилусиота, Анны Кашинской, Феодосия Тотемского (Суморина) и др. Часть святынь, в т. ч. чтимый список Боголюбской иконы Божией Матери, подарил основательнице Киевский митр. Исидор (Никольский) . В 1880 г. начальник Киево-Печерской живописной школы о. Альвиан по просьбе мон. Евфалии (Лебедевой) написал для общины Киево-Печерский образ Божией Матери, а киевский золотарь Максим Бышевский изготовил серебряную позолоченную рамку (весом 38 золотников). К основному объему монастырского корпуса примыкали 2 двухэтажных здания, в к-рых располагались сестринские кельи и канцелярия. На территории обители находились деревянные флигели, сараи, хозяйственные службы. В 1882 г. при въезде в К. м. была построена каменная 3-ярусная колокольня с шатровым куполом (по проекту архит. В. Н. Николаева, на средства действительного статского советника М. Г. Петрова, киевского купца П. И. Губонина и др.), отремонтированная в 1898-1899 гг. К нач. XX в. в К. м. располагались также 3-этажный корпус (1880) с кельями, просфорней, хлебной, кладовой, кухней, корпус с трапезной и рукодельной мастерской, 2-этажная гостиница, больница и богадельня для призрения 33 стариц разного сословия, множество деревянных построек, в т. ч. 2 кухни, баня, сараи, конюшня, погреба. На территории К. м. были разбиты фруктовый сад и огород. К 1891 г. обитель владела усадебной землей (762 кв. саж.), пожертвованной столичной купчихой П. Ф. Медведевой, земельным участком с постройками (112 кв. саж.); недвижимый капитал общины, состоявший из гос. процентных бумаг, составлял 49 160 р. В 1900 г. К. м. владел 1,934 дес. усадебной земли с 17 различными постройками и неприкосновенным капиталом в 60 тыс. р. в виде процентных бумаг разных кредитных учреждений. Среди благотворителей и вкладчиков К. м.- с.-петербургские купцы Е. Н. Сивохин, Русанов, киевский предприниматель Н. А. Терещенко, киевская купчиха Е. К. Фатеева, столичная жительница П. Т. Лесникова, московская помещица М. А. Охотникова, купчиха г. Павловска А. У. Джамусова и др.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

" Наша Защитница " ноября 2020 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Казанском храме Зеленогорска " Поздравляю вас с престольным праздником Казанской иконы Божией Матери и с гражданским праздником - Днем народного единства, - сказал владыка в проповеди. - В истории становления Отечество не прошло ни одного века, чтобы не было войн, бедствий. В трудных условиях созидалась наша страна, имея защитницей Пресвятую Богородицу. Сегодня мы празднуем память одной из Ее икон, Казанской, которая была обретена в непростое время, когда русские начинали осваивать Восток. После победы над Казанским ханством миссия шла дальше, в Сибирь, но христианизация давалась трудно, и вот - пришло подкрепление от Божией Матери, которая явилась в Казани " . " До 1612 года икона была местночтимой, - продолжил архипастырь. - Но пришли новые напасти - поляки захватили власть в нашем государстве, были уже на престоле. Казалось, неоткуда ждать спасения. Не было в то время регулярных войск, сражалось только ополчение. Отряды под командованием князя Дмитрия Пожарского со списком Казанской иконы Божией Матери вошли в Кремль, освободили, очистили страну от захватчиков и изменников. Русь снова стала бурно развиваться. С того времени Казанский образ стали почитать по всей стране. Император Петр Первый молился с воинами перед ним накануне Полтавской битвы. Список Казанской иконы он принес из Москвы в Санкт-Петербург в 1725 году, она побывала в нескольких храмах новой столицы, пока, наконец, не обрела постоянное место в Казанском соборе, который специально был построен для нее. Ее приносили на поля сражений в 1812 году, когда русские войска разбили французов. Перед ней русские люди молились и в дни Великой Отечественной войны " . " Матерь Божия помогает нам: мы видим, что на иконе Она склоняется влево, к Спасителю, Младенец поднял руку в благословляющем жесте, а Божия Матерь как бы просит Сына пощадить нас пока, помиловать, не спешить наказывать грешников. Мы часто доводим себя до полного разрушения страстями и грехами. В результате греховной жизни приобретаем болезни, в немощи идем, наконец, в храм, но после таких разрушений трудно восстановиться. Надо молиться Царице Небесной, чтобы Она помогала нам эти пороки искоренять, как помогла преподобной Марии Египетской справиться со страстями: указала ей путь за Иордан, где Мария достигла великой святости. Богородица помогает грешникам, можно обращаться к Ней, но лучше проводить жизнь трезвенную, целомудренную, быть смиренными, кроткими. Тогда Царице Небесной легче предстательствовать за нас пред Богом, и Он будет давать нам Свою милость, Свою помощь. Благодарю всех, кто пришел в храм, чтобы здесь перед иконой Пресвятой Богородицы излить молитвы за себя, за свою семью, за Отечество, чтобы Господь помог нам пройти это время испытаний, вести благочестивую и добрую жизнь, прославляя Царицу Небесную, Ее Сына и укрепляя страну " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Казань отмечает свой 1000-летний юбилей Казань, 26 августа 2005 г . В Казани, которая празднует свое 1000-летие, в среду был день Санкт-Петербурга. По этому случаю состоялось торжественное открытие одноименной улицы и памятника Льву Гумилеву. В церемонии приняли участие: мэр северной столицы Валентина Матвиенко и президент республики Минтимер Шаймиев, сообщает Вести.Ru. В городе появился еще один новый монумент – памятник знаменитому ученому и врачу Владимиру Бехтереву. Он много лет проработал в Казанском университете, где и основал свою научную школу психиатрии. И еще одно торжество – открытие во Дворце спорта международного пресс-центра. В дни празднования юбилея, до 30 августа, он будет работать круглосуточно. На ледовой арене оборудованы места для работы журналистов и съемочных групп. Все городские мероприятия транслируются на специальных экранах. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, которая прибыла в Казань для  участия в церемонии открытия Эрмитажного центра и Национальной художественной галереи, совершила экскурсию по городу, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Она посетила Крестовоздвиженскую церковь Богородицкого женского монастыря, где хранится список Казанской иконы Божией Матери, возвращенный в Россию из Ватикана. Как рассказал настоятель храма отец Питирим, Валентина Матвиенко помолилась перед иконой, приложилась к ней и совершила земной поклон. По словам священника, икона и убранство храма произвели на губернатора Санкт-Петербурга большое впечатление. Валентина Матвиенко пригласила священно- и церковнослужителей на открытие Петербургской улицы в Казани, а затем направилась в Раифский Богородицкий мужской монастырь. Напомним, что в июле 2005 года в столицу Татарстана был доставлен самый древний из дошедших до нас списков чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. Образ вернулся на место обретения святыни. Крестный ход от стен открытого после 18-летнего перерыва Благовещенского собора к Крестовоздвиженской церкви возглавил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий. По завершении службы икона была передана Казанской епархии. В Казанском кремле ее будут хранить за бронированным стеклом, под объективами видеокамер.

http://pravoslavie.ru/14377.html

Делегация Русской Зарубежной Церкви посещает храмы Петербурга Санкт Петербург, 25 мая 2004 г. Делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром посещает храмы Петербурга, сообщает " Интерфакс " . В сопровождении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира делегация посетила Казанский кафедральный собор Санкт-Петербургской митрополии. Настоятель храма протоиерей Павел Красноцветов рассказал зарубежным гостям об истории собора, его закрытии с 1932-го по 1992 годы, передаче Российской Академии наук и размещении в нем музея истории религии и атеизма, о реставрации уникального серебряного иконостаса и убранства храма, освящении храма в 1998 году, а также о ходе ведущихся реставрационных работ. Члены делегации приложились к знаменитой иконе, чудотворному списку одной из главных святынь русского Православия - Казанской иконы Божией Матери. После посещения Казанского собора делегация Русской Зарубежной Церкви направилась в Никольский собор и Часовню святой блаженной Ксении Петербуржской. Казанский собор является центром духовной жизни северной столицы России и национальным памятником истории и архитектуры. Храм русской воинской славы был возведен по проекту Андрея Воронихина в 1811 году и посвящен победе российского воинства над Наполеоном. В нем хранится чудотворный список одной из главных святынь русского православия - Казанской иконы Божией Матери. Николо-Богоявленский морской собор был построен в 1753-1762 годах. Он являлся местом поминовения моряков, погибших в годы российско-японской войны в 1904-1905 годах. Это отмечено двумя мраморными досками в интерьере храма. В 1989 году печальная традиция была продолжена установкой мемориальной доски в память о погибших подводниках с атомной подводной лодки " Комсомолец " . Святая блаженная Ксения Петербуржская родилась между 1719 и 1730 годами, была замужем за полковником Андреем Петровым, певчим церковного хора. Когда ее муж скончался, она отказалась от всех радостей жизни, имущество раздала бедным, подарила свой дом, оделась в костюм умершего мужа и 45 лет скиталась бездомной странницей, помогая людям. Похоронили ее на Смоленском кладбище Васильевского острова недалеко от церкви Смоленской Божьей Матери, в строительстве которой она принимала непосредственное участие. В 1988 году Ксения Петербургская была канонизирована. 25 мая 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9896.html

Отец Философ принимал активнейшее участие в общественной жизни города. Был гласным от духовенства Петербургской городской Думы, членом думских комиссий по народному образованию и благотворительности. В течение 26 лет был председателем петербургского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Участвовал в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен; его неутомимыми стараниями в Петербурге и окрестностях было возведено 12 замечательных храмов. В качестве председателя комитетов по строительству этих церквей отец Философ распоряжался огромными деньгами, но при этом сам жил очень скромно, давал частные уроки, чтобы прокормить большую семью – у него было десять детей. Напряженные усилия немало отражались на его здоровье, но об этом никто не знал, все всегда видели отца Философа бодрым и радостным, благодарившим Бога за всё. Он отлично понимал силу печатного слова в борьбе за души людей, особенно на переломе исторических эпох, и писал: «Когда сняты были замки и опоры с печатного слова, из тюрьмы духа вырвались на улицу ядовитые, удушливые газы; из источников хлынули не кристальные воды горных ручьев, а гнилостные помои городских клоак…». Был редактором и цензором ряда петербургских духовных журналов, таких как «Санкт-Петербургский Духовный вестник», «Отдых христианина», «Православно-Русское слово» и др. Во время революции 1905 года отец Философ призывал рабочих Нарвского района — места особой активности революционных пропагандистов — к верности императору Николаю II. Был одним из ближайших сподвижников митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского). Узы духовной дружбы связывали его и с Патриархом Тихоном. Почти двадцать лет он был духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского, который часто бывал у него дома и благословлял все его начинания. В 1913 году отец Философ был назначен настоятелем Казанского собора, где находился знаменитый список с чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. Это также еще и собор русской воинской славы, в котором находится могила полководца Михаила Кутузова. Собор часто посещали члены императорской семьи, для которой было устроено особое царское место.

http://pravoslavie.ru/115455.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010