И действительно – город на Неве никогда не был взят врагами. Петербургский список Казанской иконы или, как его еще называют, Северная Казанская икона, и поныне находится в нем. Большинство петербуржцев свято верят, что это и есть подлинник 1579 года… так же точно, как свято верили москвичи, что, наоборот, подлинник у них (до 1918 г., когда Казанский собор на Красной площади был разграблен и икона исчезла). В действительности, Петербургский список в 2 с лишним раза превосходит размерами первоявленную Казанскую икону XVI века (13,5 на 12 вершков против 6 на 5 у подлинника), и выполнен он был в конце XVII века, по заказу Прасковьи Федоровны – вдовы скончавшегося в молодости царя Иоанна Алексеевича, брата Петра I. Но… чудеса всегда даются по вере, и от Петербургского списка истекало и истекает огромное количество чудес и исцелений. А построенный в начале XIX века Казанский собор на Невском проспекте стал не только «визитной карточкой» Петербурга, но и одним из нескольких величайших храмов России – и по размерам, и по духовно-историческому значению. Другие вехи русской истории также тесно связаны с Казанской иконой. Вспоминали о ней и в грозном 1812 году, и в 1941-45-м… Все это не раз описано в огромном количестве публикаций. В то же время, следует предостеречь от некоторого ажиотажа последнего времени – от духа «сенсационности», вряд ли подобающего такой святой теме. К сожалению, немало в современном Татарстане, в том числе с подачи властей, озвучивается слухов – весьма малодостоверных, – связанных с историей чудотворной иконы. Так, например, что бы ни утверждали сейчас, в действительности в «день Бородина» при ставке Кутузова находился Смоленский, а не Казанский чудотворный образ. Легендой, не подтвержденной источниками, остается и то, что Кутузов лично вынес «завернутую в шинель» Казанскую икону из оставляемой Москвы. В действительности, икона была эвакуирована заранее. Эти и другие как бы «мелочи» вкупе создают мифологизированную картину – в центре которой, к сожалению, не столько Господь и Его Пречистая Матерь, сколько сама «реликвия», очень нужная для создания «международного паломнического центра».

http://sobory.ru/article/?object=06242

Князь Димитрий Михайлович Пожарский по обету своему в 1625 году украсил чудотворный образ многою утварью; в 1630 году, уважая благоговение царя к чудотворной иконе, собственным иждивением воздвиг в Китай-городе на углу никольской улицы и красной площади, в благодарность Господу за избавление Москвы и русского царства от поляков, теремный казанский собор, и в этот собор перенёс икону Богоматери на своих руках в 1633 году. В 1649 году 22-го октября установлено совершать празднование казанской Богоматери во всей России, по случаю рождения у Алексия Михайловича наследника престола царевича царевича Димитрия Алексеевича, - что для России, недавно испытавшей тяжкие бедствия от пресечения царского рода, служило радостным залогом будущего благоденствия. Священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия дома Романовых на царский престол - их семейный чудотворный образ казанской Богоматери в 1710 году, по повелению императора Петра I, перенесён из Москвы в С.-Петербург, в освящение новой, на берегах Невы, столицы».(4) Таким образом, в отечественной литературе был весьма недвусмысленно артикулирован «вывод» о явленности «Санкт-Петербургской» («Петербургской») Казанской иконы Божией Матери. Вместе с этим, в начале 1850-х гг. известным богословом и духовным писателем, протоиереем Казанского собора (собора Казанской иконы Божией Матери) г. Москвы А.И. Невоструевым (1806 - 1872), которого поддержали ранее работавшие в Казанской Духовной Академии (КДА) профессор философских наук, священник церкви Николая Чудотворца в Столпах г. Москвы (затем - церкви Воскресения Словущего в Барашах г. Москвы) И.А. Смирнов-Платонов (1816 - 1860) и священник Д.И. Кастальский (1820 - 1891), было высказано предположение, что «та самая» икона, «которая явилась в Казани в 1579-м году», пребывает в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г. Москвы, а в КБМ «находится только список с неё».(5) В качестве оппонента А.И. Невоструева выступил церковный историк, автор «Краткого исторического сказания о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой» (1849 г.)(6) и других работ, профессор русской церковной и гражданской истории КДА Г.З.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

По свидетельству Никоновской Патриаршей летописи, после изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский поставил Казанскую икону в своем приходском храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Через несколько лет на средства князя на Красной площади был сооружен Казанский собор. Сюда в 1636 году и была перенесена Казанская икона. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. Список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери был также помещен в часовне над гробницей инициатора ополчения Козьмы Минина, расположенной в нижегородском Спасо-Преображенском кафедральном соборе. В честь Казанской иконы Божией Матери был освящен один из приделов этого собора. В 1648 году, обрадованный рождением наследника Димитрия 21 октября, во время всенощного бдения на праздник в честь Казанской иконы, царь Алексей Михайлович установил праздновать 22 октября по всей России. В 1721 году один из чтимых списков Казанской иконы был по повелению императора Петра I перенесен из Москвы в новую столицу России – Санкт-Петербург и поставлен сначала в храме на Васильевском острове (на месте нынешнего Андреевского собора), затем – в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, а с 1737 года – в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте. 15 сентября 1811 года, в день освящения петербургского Казанского собора, икона была с большими почестями перенесена в новый собор. Во время Отечественной войны 1812 года Казанская икона Божией Матери, ставшая всенародной святыней, также указывала путь к победе русскому воинству, осеняя его в ратном подвиге освобождения Матери – Родины. В день празднования Казанской иконы – 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством полководцев Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву, что явилось первым поражением считавшейся дотоле непобедимой французской армии. Известны многочисленные чудотворные списки с Казанской иконы, прославленные знамениями милости Божией по всей России: в Вязниках (Владимирская область) и Нижнем Ломове (Пензенская область), в Тобольске и Суздале, Витебске и Каргополе, Арзамасе, Вологде и многих других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " Точный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке. (Последняя четверть XVIII в.) Всех скорбящих Радость , икона Божией Матери Празднование 24 октября (день первого чуда от иконы), некоторые из списков с нее имеют и свои особые дни празднования. История Икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке Этот образ прославился в 1688 году после чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной, долгое время страдавшей от не заживавшей раны в боку. Первоначально икона находилась в московской Спасо-Преображенской церкви на Ордынке (позднее известна как Скорбященская) , прихожанкой которой была Евфимия. Ее написание, по-видимому, надо относить ко времени перестройки храма в камне в 1683 - 1685 гг. Служба иконе " Всех скорбящих радость " по образцу службы иконе Божией Матери " Одигитрия " и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 г. проф. МДА П.С.Казанским. В 1711 г., при переезде царского двора в Санкт-Петербург , царевна Наталия Алексеевна увезла с собой из церкви на Ордынке икону " Всех скорбящих радость " . Точно неизвестно, был ли это оригинал или список с него, который также пребывал в церкви. Существует 2 версии относительно того, какой образ, московский или петербургский, явил чудо в 1688 г. Обе иконы в равной степени почитались как чудотворные, и в московской, и в петербургской церквах хранились ранние рукописные списки службы и сказания об иконе. Церковные историки уже к началу XX столетия затруднялись ответить, какая из икон - на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге - являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской. Анализ же иконографии дает основания считать, что московский образ является списком с петербургского (см. ниже раздел " Иконография " ).

http://drevo-info.ru/articles/13447.html

В Ленинградской области впервые пройдет Крестный ход «Путь Богородицы» Санкт-Петербург, 7 июля 2016 г. Основным событием духовной программы, приуроченной ко дню явления Тихвинской иконы Божией Матери, станет Крестный ход «Путь Богородицы», который впервые пройдет в Ленинградской области по местам явления чудотворной иконы сообщает интернет-портал Администрации Ленинградской области .      Крестный ход «Путь Богородицы» начнется 7 июля в 8.00 в храме Рождества Христова деревни Надкопанье Волховского района и завершится 8 июля в 17.00 в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре. Его участники посетят семь мест явления Тихвинской иконы Божией Матери. В крестном ходе примут участие священнослужители Санкт-Петербургской митрополии, православные верующие и все желающие почтить память о «шествии» чудотворной иконы, описанном в «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери». Общая протяженность крестного хода – более 240 км, из которых 25 км (от Покровской церкви в деревне Горка до Тихвина) 8 июля участники полностью пройдут пешком. Во главе молитвенного шествия понесут полноразмерный список Тихвинской иконы Божией Матери. «Путь Богородицы» организован Тихвинской епархией по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава при поддержке комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области и администраций муниципальных районов, общественных организаций. Справка Среди множества Богородичных образов Тихвинская икона Божией Матери особо почитается в России наряду с Владимирской и Казанской иконами. В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери» ее появление датируется 1383 годом. Согласно «Сказанию» икона семь раз появлялась перед очевидцами, в том числе на Ладожском озере, в Имоченицах и на Смолковой горе, на Куковой горе, на горе у реки Тихвинка. На другом берегу реки, на месте последнего явления иконы была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни.

http://pravoslavie.ru/95121.html

Средства общества состоят из: а) ежегодных членских взносов, коих за 1880 г. было 753 р.; б) сбора в кружки выставляемые и обносимые в приходских храмах и некоторых местах прихода, коих за тот же год было 534 р. 64 к.; в) % с капитала в количестве 78 р., и г) субсидии человеколюбивого общества – 596 р. и случайных пожертвований. всего около 2 т. р. с. в год. Виды, благотворительной деятельности состоят: а) в выдаче постоянных пенсий бедным и единовременных пособий нуждающимся по случайным обстоятельствам, на что в 1880 г. израсходовано 1,161 р., б) в содержании общей квартиры, с отоплением и водою, для бедных пенсионеров, которая в том же году заключала до 35 человек призреваемых и стоила обществу до 900 р. с. Деятельность общества как нельзя более необходима и полезна в приходе, наполненном бедными людьми. К сожалению, по скудости средств, она недостаточна, так как число неимущих среди прихожан весьма велико, а достаточных благотворителей сравнительно очень мало. Священник Василий Перетерский. 2. Приписная к Троицкому собору Крестовоздвиженская церковь. 1. Местоположение церкви Приписная к Троицкому собору церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, более известная под именем Никольской Труниловской, находится на Петербургской стороне, на углу Большой Посадской и Большой Монетной улиц, расстоянием от духовной консистории в 6-ти верстах. В документах церковь эта писалась Никольскою, «что в Посадских слободах», или «в Посадской улице», или «в Малой Посадской», или «что в Труниловом доме». 2. История церкви и ее приделов До построения нынешней Крестовоздвиженской церкви, в начале прошлого столетия, здесь существовала церковь Рождества Пресвятой Богородицы, имевшая свой приход. Таким образом, эта церковь была первоначальною местною приходскою церковию, предшественницей нынешней церкви. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы образовалась из часовни, существовавшей в Посадской улице с 1710 года. Часовня была деревянная и состояла из тесной «небольшой светлички»; но в ней привлекала богомольцев принесенная из Москвы икона Казанской Божией Матери, находящаяся теперь в Казанском соборе. Икона эта, по некоторым известиям, составляет сделанный еще в 1659 году для Москвы список с подлинной иконы, явившейся в Казани. От помещенного в часовне образа Казанской Божией Матери, и самая часовня слыла в народе под именем Казанской. Мало-по-малу увеличивавшееся около часовни население, а может быть и стечение богомольцев на поклонение образу, было причиною того, что в 1712 г., а по другим известиям в 1716 году, тесная часовня была, «народным тщанием», немного расширена, хотя по тому времени «строением весьма простым и низким»; в ней был устроен престол, поставлен иконостас и часовня сделалась церковию Рождества Пресвятой Богородицы, сохраняя, однако же, в народе название Казанской. В 1716 году она имела уже придел во имя св. прав. Захарии и Елисаветы; в устройстве этого придела вероятно и состояло расширение часовни «народным тщанием».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В данной связи весьма сомнительным выглядит упоминание А.И. Невоструева в числе сторонников официальной версии пребывания явленной иконы в КБМ, которое содержится в опубликованной в двадцать девятом томе «Православной Энциклопедии» статье искусствоведа Н.Н. Чугреевой «Казанская икона Божией Матери». «Церковные и светские историки Г.З. Елисеев, П.С. Казанский, прот[оиерей] А.И. Невоструев, прот[оиерей] Д.И. Кастальский, митр[ополит] Макарий (Булгаков), архиеп[ископ] Сергий (Спасский), А.А. Дмитриевский, архим[андрит] Феодор (Поздеевский), - сообщается в ней, - на основании летописных свидетельств считали, что в Москву был принесён список явленной Казанской иконы, а не она сама».(15) В 1895 г. в «Санкт-Петербургском Духовном Вестнике» было помещено исследование церковного историка А.А. Завьялова (1861 - 1907) «Чудотворная икона Казанския Божия Матери в С.-Петербурге», в котором явленным признавался пребывавший г. Казани образ, а также подвергалось критике утверждение о том, что «Санкт-Петербургская» Казанская икона Божией Матери - это взятый из г. Москвы чудотворный образ.(16) Мнение о том, что явленная икона находится в КБМ, поддержал известный духовный писатель, священник Д.Г. Булгаковский (1843 - после 1917) в своей популярной брошюре «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от неё чудеса», изданной в г. Санкт-Петербурге в 1896 г. и переизданной в г. Казани в 1914 г.(17) Однако при этом он писал, что в построенном в г. Москве «соборе в честь Казанской Божией Матери» князь Д.М. Пожарский «поставил чудотворную икону, украшенную золотою ризою», а Царь Пётр I Алексеевич повелел «перенести чудотворный образ Казанской Божией Матери из Москвы в Петербург».(18) О том, что «Московская» Казанская икона Божией Матери является списком явленного образа, пребывавшего в КБМ, в разное время писали также: археограф и библиограф П.М. Строев (1796 - 1876) - в указателе к изданному им документу «Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Русии самодержцев: (С 1632 по 1682 г.)»,(19) историк С.М. Соловьёв (1820 - 1879) - в томе VIII «Истории России с древнейших времён»,(20) церковный историк, митрополит Московский и Коломенский Макарий (в миру - М.П. Булгаков) (1816 - 1882) - в томе X «Истории русской церкви»,(21) профессор Императорского Казанского университета (ИКУ) С.М. Шпилевский (1833 - 1907) - в «Указателе исторических достопримечательностей г. Казани»,(22) духовный писатель и историк, архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (в миру - М.Г. Ковальницкий) (1839 - 1913)(23) и др.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

(175) В канун Недели 5-й по Пятидесятнице митрополит Феофан возглавил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани [Электронный ресурс]//Новости Казанской епархии/Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане»: сайт. - URL: (дата обращения: 04.04.2018) (176) Чугреева Н.Н. О Явленной Казанской иконе и «ватиканском» списке. - С. 12. (177) Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Декабрь. - С. 636. (178) См.: Священник Димитрий Булгаковский. Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от неё чудеса. С 5-ю рисунками. - Санкт-Петербург: Типография Эдуарда Гоппе, 1896. - С. 21. (179) См.: Чугреева Н.Н. О Явленной Казанской иконе и «ватиканском» списке. - С. 13. (180) См.: Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери [Электронный ресурс]//Православная Энциклопедия: сайт. - URL: http://www.pravenc.ru/text/1320206.html (дата обращения: 10.04.2018) (181) См.: Санкт-Петербургский список Казанской иконы Божией Матери [Электронный ресурс]//Казанский кафедральный собор (официальный сайт): сайт. - URL: http://kazansky-spb.ru/ (дата обращения: 09.04.2018) (182) См.: Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери [Электронный ресурс]//Православная Энциклопедия: сайт. - URL: http://www.pravenc.ru/text/1320206.html (дата обращения: 10.04.2018) (183) См.: Там же. (184) См.: Там же. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Сусанино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Каменный Казанский храм построен в 1910 (архитектор Б. Н. Басин). Приход открыт 28 сентября 1912. Закрыт в 1939. Действует с 1941. Храм включен в список вновь выявленных объектов историко-культурного наследия. Охраняется государством. Содержание История [ править править код ] В поселке Сусанино Гатчинского района Ленинградской области расположен православный храм Казанской иконы Божией Матери. История его строительства связана с тем, что в канун празднования 300-летнего юбилея царского дома Романовых жители небольшого поселка Малая Ковшовка обратились с просьбой к представителям местной власти изменить название родного села и одноименной с ним железнодорожной станции в Сусанино, в честь подвига крестьянина Ивана Сусанина. Возведение храма Казанской иконы Божией Матери в Сусанино началось в 1908 году. Проект разработал санкт-петербургский архитектор Борис Николаевич Басин. Средства на строительство церкви были пожертвованы Александрой Герасимовной Семеновой. Таинство освящения нового храма состоялось в начале сентября 1910 года. Службу вел епископ Гдовский Вениамин (Казанский). Тогда же в поселке Сусанино была построена церковно-приходская школа, средства на строительство которой были также пожертвованы Александрой Семеновой. К новой церкви относилась и располагавшаяся рядом деревянная часовенка. Церковь у прихожан пользовалась очень большой популярностью, а потому двери храма практически никогда не закрывались. После революции в 1939 году храм был закрыт, купол демонтирован, колокольня разобрана на кирпичи. Скорее всего, вся церковь была бы постепенно разобрана, но началась война. Во время немецкой оккупации, местные жители обратились к немецким властям с просьбой разрешить открыть церковь. В 1941 году, 22 октября, открывшийся храм освятил иеромонах Сергий. По воспоминаниям старожилов, во время таинства освящения православные прихожане с удивлением наблюдали за тем, как вместе с ними молились православным святым и рядовые немецкие солдаты. Когда вместо армейских частей в село пришли эсэсовцы храм вновь закрыли.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

В этом контракте и реестре, поданном по исполнении контракта 8 февраля 1755 г. с отметками священников собора о проделанной реставрации, выражение " вновь написать " встречается не менее 8 раз в отношении разных обветшавших икон и имеет смысл, придаваемый ему Н. Романским. Например, " Во означенном (же) иконостасе образ Казанской Богородицы, образ Страстныя Богородицы И ОНЫЕ ЗА ВЕТХОСТЬ ВНОВЬ НАПИСАТЬ " ; или " В олтаре на горнем месте Господа Саваофа, который обветшал, вновь написать " и т.д.».(170) При этом В.А. Некрасов отмечал, что в раннем происхождении «Санкт-Петербургской» («Петербургской») Казанской иконы Божией Матери «нет ничего удивительного» - «список с казанской иконы был прислан вскоре же после её обретения царю Ивану IV Грозному в Москву; можно полагать также, что в царских палатах в Москве находились и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы, как очень чтимой в царской фамилии». «Одну из таких копий, - предполагал он, - царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу и поместить на первых порах в Казанскую часовню, вблизи от домика Петра I. Эта копия и была реставрирована царицей Парасковьей Фёдоровной. Предположение о такой реставрации могло быть обосновано более твёрдо после надлежащей расчистки иконы, но это дело будущего, пока же приходится ограничиваться свидетельствами архивных документов. Из Казанской часовни, разобранной по указу в 1707 г., икону Казанской Божией Матери перенесли в церковь Рождества Богородицы, прихожанкой которой состояла вдовствующая императрица, а оттуда в 1737 г. вместе с другими тремя того же названия иконами во вновь построенную её дочерью, императрицей Анной Иоанновной, каменную церковь также Рождества Богородицы на Невском проспекте и, наконец, в 1811 г. в Казанский собор, где она и находилась до закрытия собора. До 1727 г. эта икона нигде в документах как чудотворная не называется, в этом же году по ходатайству перед Святейшим Синодом причта и приходских людей Рождественской церкви было разрешено Казанскую икону Богоматери выносить в дома прихожан " ради моления болящих " . Очевидно, она прославилась даром чудотворения. А. Завьялов замечает по этому поводу, что, пока не открыты новые документы, 1727 г. и следует считать началом признания этой иконы чудотворной. Впрочем, он сам же допускает, что архиепископ Феодосий взял в 1720 г. данную икону в Троицкий собор, быть может, в предположении, что она уже является чудотворною, почему и пользуется в народе таким почитанием, хотя специальное распоряжение Святейшего Синода об отобрании в церкви икон, которые недавно оказались чудотворными, вышло 21 февраля 1722 г.».(171)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010