До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых. Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор. В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками. Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона. В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. Чудом сохранившийся в революционное лихолетье, Петербургский список Казанской иконы хранится ныне в Князь-Владимирском соборе, дожидаясь возвращения на свое место в иконостасе Казанского собора после его восстановления. История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

http://patriarchia.ru/db/text/29186.html

С перенесением столицы из Москвы на берег Невы в нынешний Петербург, переехала туда на жительсгво (между 1708 – 1711 гг.) и вдовствующая царица Прасковья Феодоровна, супруга болезненнаго брата Петра Великаго, царя Иоанна Алексеевич а. Эта благочестивая царица при- везла с собою в Петербург и икону Казанския Божией Матери, как полагают некоторые 33 . список с чудотворной копии Казанской Божией Матери, находящейся по ныне в Петербургском Казанском соборе. «Тот явления Казанской Пресвятыя Богородицы образ, заявляют в 1727 году в донесении Св. Синоду причт и прихожане церкви Рождества Пресвятыя Богородицы. по обещанию внов написан и украшен достоблаженныя памяти от благоверныя великия государыни царицы и великия княгини Параскевии Феодоровны и от нас немалым иждивениемь» 34 . Церковь же Рождества Пресвятыя Богородицы на Петербургском острове была приходскою церковью царицы Прасковьи Феодоровны (из рода Салтыковых д.с. 1723), которая, следует полагать, и пожертвовала туда свою обетную икону. Родная дочь царицы, впоследствии императрица Анна Иоанновна, из благоговейнаго почтения к фамильной святыне, начала строить на Невском проспекту новую церковь того же имени и, освятив ее 13 июня 1737 г., приказала перенести туда икону Казанской Божией Матери, соорудив при этом для нее и богатую ризу 35 . Средства на постройку шли «из придворной суммы», работы велись «под смотрением придворной интендантской конторы», и церковь нередко именуется в делах Казанским собором 36 . Император Павел 1-й задумал постройку нынешняго вели- чественнаго Казанскаго собора рядом с указанною церковью Рождества Пресвятыя Богородицы, а начал в 1801 г. и окончил (освящен 15 сентября) в 1811 году сын Павла Петровича Александр I Благословенный. Сюда и был перенесен образ Казанской Божией Матери из соседней Рождество Богородичной церкви, сломанной и разобранной совершенно за ея непригодностию 37 , где благополучно пребывает и до наших дней, привлекая к себу поклонников из царской семьи и обычных смертных. Ко времени освящения нынешняго Казанскаго собора, с одобрения импе- ратора и при содействии щедрых приношений на украшение, состоящих из жемчуга и камней, императриц Марии Феодоровны и Елисаветы Алексеевны, сделана на икону новая риза 38 . Император Николай Павлович приказал употребить серебро, принесенное в дар Казанскому собору донскими казаками в 1812 году (около 88 п.), на устройство серебрянаго иконостаса, стоившаго свыше 500,000 рублей 39 , а императоры Александръ II и Александръ III украсили престол колоннами из яшмы и крестами яз ляпис-лазули 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Возрожден храм святого Пантелеимона в Полюстрове августа 2018 Был совершен крестный ход со списком Казанской иконы Божией Матери, который передал в дар возрожденному храму вице-губернатор Игорь Албин. " Мы видим на фасадах церкви красный крест как символ особого призвания, основанного на любви и милосердии, - сказал в проповеди настоятель протоиерей Петр Мухин . - В прежние времена в Елизаветинской общине и Пантелеимоновском храме обездоленные, страждущие, несчастные люди находили помощь и утешение в скорбях и болезнях. Самоотверженный труд сестер милосердия - высокий пример истинного служения Богу и людям " . Настоятель поблагодарил главу компании " Теорема " Игоря Водопьянова: " Вместо громких заявлений человек просто взял и сделал хорошее, доброе дело. Благодаря Игорю Михайловичу Пантелеимоновская церковь восстановлена согласно историческому облику " . Накануне Всенощное бдение в храме совершил секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич . Он передал в возрожденный храм список Казанской иконы Божией Матери - келейный образ митрополита Владимира (Котлярова) . Храм в историческом районе Полюстрово был устроен при общине сестер милосердия Российского общества Красного креста в 1901 году. История общины и храма тесно связаны с именем будущей преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны. Сестры Елизаветинской общины заботились о бедном населении преимущественно рабочего и ремесленного предместья, для которого это был единственный шанс получить квалифицированную и бесплатную медицинскую помощь. Приход продолжит традицию церковного попечения о людях с ограниченными возможностями и попавших в трудные жизненные ситуации. Будет развиваться просветительская миссия среди молодежи и студенчества. 12 августа митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятит храм и возглавит в нем Божественную литургию. Начало в 9:00. Адрес - Свердловская наб., 38И. ИА " Вода живая " , 09.08.18 Поделиться Упоминания в новостях 8 августа 2023 9 августа 2022 10 апреля 2022 9 августа 2019 12 августа 2018 16 апреля 2022 7 января 2020 25 декабря 2019 19 декабря 2019 12 сентября 2019 18 марта 2024 7 марта 2024 6 марта 2024 29 декабря 2023 7 декабря 2023 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Празднование Казанской иконы Божией Матери ноября 2008 4 ноября 2008 года Казанский храм Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга отмечал свой престольный праздник. 4 ноября 2008 года Казанский храм Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга отмечал свой престольный праздник. Божественную Литургию по случаю престольного праздника возглавил епископ Петергофский Маркелл. Владыка поздравил духовенство и мирян с великим праздником, отметив, что икона Казанской Божией Матери всегда была особой для петербуржцев. Казанская икона Божией матери широко почитаема и любима в Северной столице. Икона считается небесной заступницей и покровительницей Санкт-Петербурга. Есть крепко утвердившееся в народе предание о том, что Казанской иконой благословил Петра Великого святитель Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга: " Возьми икону Казанскую Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесёшь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего " . В дни страшной блокады во время Великой Отечественной войны эти слова знали все жители осаждённого города. Ленинградцы верили, что враг не войдёт в город, пока на него распространяется покровительство Божией Матери. С 2005 года в этот день отмечается еще один праздник - День народного единства. Сегодня многие не понимают смысла этого праздника, и не знают событий с ним связанных, а ведь это - важная веха в нашей истории. Праздник был установлен в середине XVII века в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского. Специально для ополчения был изготовлен список с Казанской иконы, перед которым постоянно служились молебны. Считается, что Минину и Пожарскому удалось освободить Москву от поляков во многом благодаря заступничеству Божией Матери. Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=194...

В Санкт-Петербургскую митрополию будут принесены святыни Успенского Вышенского монастыря 24 апреля 2014 г. 19:41 С 26 апреля по 18 мая 2014 года в Санкт-Петербургской митрополии будут пребывать святыни Свято-Успенского Вышенского монастыря (Рязанская область) — ковчег с мощами святителя Феофана, Затворника Вышенского, и Казанская Вышенская икона Божией Матери. Святыни будут доступны для поклонения верующих в Воскресенском Новодевичьем монастыре (26 апреля — 8 мая), затем на подворье монастыря Оптина Пустынь (9-11 мая) и в Покровском соборе г. Гатчины (12-18 мая). Принесение вышенских святынь в Санкт-Петербург проводится в преддверии 200-летия со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского, которое будет отмечаться в 2015 году на общецерковном уровне. Имя святителя Феофана неразрывно связано с северной столицей. Он был преподавателем, а в 1857-1859 гг. — ректором Санкт-Петербургской духовной академии, главным редактором академического журнала «Христианское чтение». Будучи в сане епископа неожиданно для всех ушел на покой в Вышенский монастырь и провел 22 года в полном затворе. Находясь в затворе, общался с духовными чадами посредством писем, которые были впоследствии изданы и оказали большое влияние на духовное становление не одного поколения верующих. Известен как автор богословско-публицистических трудов. Прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей в 1988 году. Важным событием, связанным с принесением в Петербург вышенских святынь, станет возвращение в Новодевичий монастырь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Икона Божией Матери «Отрада и Утешение» или Ватопедская икона — одна из древнейших реликвий Ватопедского монастыря Святой Горы Афон. Список с этой чудотворной иконы в XIX в. передал в Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга старец Серафим Святогорец. В честь образа «Отрада и Утешение» в 1854 году в монастыре была освящена небольшая Афонская церковь. После закрытия обители в богоборческое время икона считалась безвозвратно утерянной. В наше время она была чудесным образом обретена в Успенском Вышенском монастыре и по открывшейся на обратной стороне надписи установлена ее принадлежность Новодевичьей обители. В краткие сроки было принято решение о возвращении иконы на ее историческое место.

http://patriarchia.ru/db/text/3637164.ht...

Архив: Послужный список о. Гр. Сандина (19351945). АЕУА. Сапунов Николай (дата рождения не установлена – 18.2.1960, Стюбэнвилль, Огайо, США), протоиерей. Состоял священником в клире Германской епархии РЗЦ, настоятель церкви при санатории в Гаутине (19481951), уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1952), служил на приходе в шт. Огайо (19521960). Архив: АГЗ. Лит.: Com. List. Сафонов Илья (дата рождения не установлена – 1969, Париж, Франция), диакон. Эмигрировал во Францию, вольнослушатель Парижского Св.– Сергиевского богословского института (19441946), состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, диакон (27.5.1945), рукоположение совершил архиеп. Владимир (Тихоницкий) в Париже, диакон храма Сергиевского подворья (3.12.19631969). Архив: Послужный список о. И. Сафонова (19441969). АКУА. Сахаров Николай Николаевич (21.5.1869, г. Кострома 31.3.1951, Париж, Франция), протопресвитер. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Костромскую Духовную семинарию и С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1893), определен на церковную службу за границей, псаломщик церкви в Штутгарте, одновременно слушал лекции по богословию и церковной истории в Тюбингенском университете (18951896), диакон посольской церкви в Берлине (1896), священник (25.1.1898), помощник настоятеля храма в Берлине (18981913), близкий сотрудник прот. А. Мальцева , протоиерей (6.5.1913), помощник настоятеля Св,– Александро-Невского собора в Париже (26.11.191315.10.1936), участник 1-го зарубежного церковного съезда (собора) в СремскиКарловцах (21.114.12.1921), законоучитель в Русской гимназии в Париже (19191925), основатель и председатель Парижского Религиозно-философского кружка (1922), духовник сестричества Казанской иконы Божией Матери, духовный руководитель Братства Св. Фотия (19251930), председатель Учебно-просветительского епархиального комитета (19241951), основатель и редактор «Православного русского календаря» (19181951), редактор епархиального журнала «Церковный Вестник» (19271940), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), настоятель Св.-Александро-Невского собора в Париже (15.10.193631.3.1951), член епархиального совета при митр. Евлогии (19241951) и его председатель (23.7.193631.3.1951), духовный руководитель молодежной организации «Витязи» (10.7.1936), протопресвитер (25.1.1943), председатель Общества памяти о. Иоанна Кронштадтского (19451951). Автор разных статей в «Полном Богословском Словаре».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости Русскими войсками, настоятелем и братией лавры поднесён был генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I-й украсил сей список богатой ризой с драгоценными камнями и поставил в Казанском С.-Петербургском соборе, в южном боковом приделе, где горит перед ним неугасимая лампада. Св. преподобномучч. Конона и сына его Конона Благочестивый житель Иконии – Конон, лишившись жены, посвятил себя воспитанию осиротевшего сына и, когда ему минуло семь лет, поселился вместе с ним в соседней обители, где жили христиане, посвятившие себя Богу. Благочестивой своей жизнью Конон сподобился помощи свыше – просвещать христианскою верой темных язычников. Узнав о таком влиянии Конона на народ, областной начальник Домитиан нарочно приехал в Иконию, чтобы воспрепятствовать распространению христианского учения. Конон был призван на суд и за сопротивление принести жертвы идолам предан истязаниям. Узнав, что у Конона есть сын, юноша 17-ти лет, Домитиан понадеялся хотя его склонить к отречению от христианской веры, но, встретив и в молодом Кононе (бывшем уже тогда диаконом) непоколебимо-мужественного исповедника истины Христовой, он велел, после многих жестоких мучений, отсечь головы и отцу, и сыну. – «Благодарим Тебя, Господи, что сподобил нас пострадать за имя Твоё!» – воскликнули мученики, радостно приняв смертный приговор, – «молим Тебя, дай мир Церкви Твоей, низвергни силу идольскую, утверди и умножь верующих в Тебя, нас же приими к Себе и дай покой душам нашим!» . Это было в царствование Аврелиана, в 275 г. – Город Ацерра в Италии (в Кампании) хвалится тем, что владеет мощами этих мучеников, которые перенесены сюда неизвестно когда. История страданий их взята из проконсульских актов. Перенесение мощей св. муч. Авраамия Болгарского Память его – 1-го апреля. – Русские купцы из Мурома, бывшие свидетелями мученической кончины св. Авраамия, погребли тело его в Болгарах (1229 г.), а в 1230 г. перенесены были мощи святого во Владимир и положены в Княгинином монастыре (что ныне – Успенский девичий). С честью встретил святые мощи великий князь Георгий Всеволодович – с духовенством и со всем городом и до 1712 г. покоились они в приделе Божией Матери в каменном гробе, в этом же году, 11-го мая переложены в деревянную раку и перенесены в главный храм Успения. В 1805 г. мощи мученика переложены из деревянной раки в новую серебряную.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дионисия Ареопагита , который сподобился Ее видеть при жизни. Левая рука держит Божественного Младенца, сидящего на ней. У Младенца правая рука благословляющая, а левая держит дощечку. На голове у Него также корона. Лики у Пречистой и Ее Сына окружены нимбом. Св. икона была принесена из Константинополя в Галицию русским Великим Князем Львом, основателем гор. Львова (XIV век), в Белзский замок. При Владиславе Польском татары осадили замок. По приказанию Владислава икона была поставлена на стенах согласно известному обычаю. Враги попали стрелою в Лик Пречистой, и из язвины истекла кровь, как это и сейчас заметно. В то же время на врагов опустилась вредоносная мгла, от которой они погибли во множестве. После их отступления Владислав принес икону, согласно указанию, полученному во сне, на Ясную Гору в Ченстохове, где и основал монастырь, поместив в нем икону. Это было в 1382 году. Монастырь стал принадлежать Паулинскому ордену. В 1430 г. на обитель напали представители одной из реформационных сект, чешские гуситы, и желали увезти икону. Возок, в котором была помещена икона, не трогался; тогда один из гуситов ударил мечем по лику Пречистой. Его тут же разорвало, а его спутники получили чудесное наказание. В 1813 г. список с иконы был поднесен братией монастыря нашему генералу Ф. В. Сакену [(1752–1837)]. Император Александр I украсил икону ризой с драгоценными камнями и приказал поставить ее в правом (южном) приделе Петербургского Казанского собора, где эту икону-список можно видеть и сейчас. На этом списке имеется соответствующая надпись. Мне не пришлось долго оставаться в костеле. Поклонившись еще несколько раз св. чудотворной нашей иконе, я должен был уже уйти к близкому отходу Варшавского поезда. Опять промелькнули мимо меня фигуры крестьянок, когда я проходил через их толпу по костелу. С тупым взором бродили они от алтаря к алтарю. Быстро миновав монастырские коридоры, неширокий двор и целый ряд ворот, я вышел на вольный простор. Был как раз полдень, и подымавшиеся от земли испарения заставляли колебаться линию горизонта.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости русскими войсками, настоятелем и братиею лавры поднесен был генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I украсил сей список богатою ризою с драгоценными камнями и поставил в Казанском санкт-петербургском соборе, в южном боковом приделе, где горит пред ним неугасимая лампада 549 . Дни Лиддской или Римской иконы Богородицы 12 (25) марта Св. апостолы Петр и Иоанн Богослов, прежде отшествия своего в отдаленные страны для проповеди слова Божия, благовествовали Господа Иисуса в местах, ближайших к Иерусалиму. Когда они обратили к христианской вере множество народа в городе Лидде, названном впоследствии Диосполем, тогда соорудили здесь для новообращенных храм во имя Пресвятой Девы Марии и, пришедши в Иерусалим, молили Богоматерь посетить и Своим пришествием освятить и благословить сей храм, посвященный Ее имени, дабы возносимые в нем молитвы верующих благоприятны были рожденному от Нее Сыну Божию. Пречистая Дева сказала им: «Идите с миром; там и Я с вами буду». Пришедши в созданный ими храм, они узрели на одном из поддерживавших его столбов образ Богоматери, по-видимому, не человеческою рукою, но Самим Богом написанный и представлявший истинное подобие святого лика и честных одежд Владычицы. Увидев это дивное знамение, апостолы с благоговением поклонились нерукотворенному образу и возблагодарили Господа. Потом Сама Богоматерь посетила храм Лиддский и, найдя там весьма много уверовавших во Христа, возрадовалась духом и даровала образу Своему благодать и силу чудотворения. В честь явления этого образа установлено и совершается празднование 12 марта. В IV веке во время гонения, воздвирнутого Юлианом на Церковь Христову, послан был им в Лидду сродник его для уничтожения образа Пресвятой Богородицы. При этом последовало новое чудо: как ни старались каменосечцы разными орудиями стесать священное изображение, но оно не сглаживалось, а углублялось более и более внутрь столба со всеми красками и очертаниями, так что ремесленники, не могши никакими усилиями уничтожить его, принуждены были оставить свою безуспешную работу. Слух о великих и многочисленных чудесах, бывших от честного образа Божией Матери, распространился во все концы мира, и потому верующие ежегодно отовсюду стекались в Лидду для поклонения ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

И вот недавно я узнал, что во время страшного пожара, который практически полностью уничтожил деревянную икону и основательно покорёжил ризу, панагия не пострадала. Хотя по всем законам физики должна была расплавиться. Но панагия уцелела! Как видим на фотографии, на ризе было две панагии, а уцелела только одна. И вот об этом явном чуде, об этой милости Божией почему-то пишут как-то мимоходом, между прочим. Просто упоминают без подробностей и осмысления. Для нас, петербуржцев, это особенно отрадно, поскольку Владыка Константин (Горянов) долго служил в нашем городе, возглавляя Духовную Академию. При нём была заложена традиция сотрудничества епархиальных властей с православной интеллигенцией, которая была потом забыта, а теперь, слава Богу, снова возрождена. Не теряет митрополит Константин связей с петербургской православной интеллигенцией и сейчас, возглавляя редакционный совет самого крупного литературного журнала Северной столицы «Родная Ладога». А Казанская церковь Чимеевского монастыря восстанавливается. Вскоре после трагедии был создан Благотворительный фонд, который возглавили известные уроженцы Курганской области. Сейчас, как сообщают, полным ходом идут строительные работы. А вместо утраченной чудотворной иконы в монастыре появился список, в который включены фрагменты утраченной Святыни. В том числе часть ризы и сохранившаяся панагия. Ну а станет ли список погибшей иконы чудотворным образом, уже зависит от насельников обители и богомольцев, от силы и искренности молитвы тех, кто будет приезжать в Чимеево просить Божию Матерь о помощи. А нам утешительно осознавать, что чудеса происходят и сегодня. А значит, Господь не оставляет Русскую землю! Значит, Матерь Божия здесь, с нами! Нам надо просто почаще обращаться к Ней с молитвой: Пресвятая Богородица, спаси нас! Анатолий Дмитриевич Степанов , главный редактор «Русской народной линии» Фотографии взяты из Интернета. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/03/ch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010