Г. Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души. М., 1999. С. 34). Сохранилась К. и., перед которой молились в партизанском отряде Псковской обл. ( Золотцев С. А. Партизанская святыня//ВВД. 2005. Спецвып. С. 234-236). Богослужения перед К. и. совершались в Ленинграде, Сталинграде (икона стояла на правом берегу Волги, перед ней служились молебны и панихиды) ( Якунин В. Сталинградское знамение//Благовестъ: Газ. СПб., 1994. 10. (с указанием на источник: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Л. 105). Множество людей молились во время войны перед чтимыми Казанскими иконами - в Москве в кафедральном Елоховском соборе, в Ленинграде в Князь-Владимирском соборе. Возможно, с К. и. совершались крестные ходы (Казанская икона - покровительница сев. столицы//ЖМП. 2011. 9. С. 57). После исторической встречи в 1943 г. И. В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) началось возрождение церковной жизни: открытие церквей, мон-рей, духовных учебных заведений. Подобно прп. Серафиму Саровскому, возносил к Богу днем и ночью коленопреклоненные молитвы о России иеросхим. св. Серафим Вырицкий, настоятель Казанского храма в Вырице под Ленинградом ( Филимонов В. П. Старец иеросхим. Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 1999. С. 106-114). По свидетельству участницы войны мон. Софии (Ошариной), во время молебна перед штурмом Кёнигсберга выносили К. и. ( София (Ошарина), мон. Страшно ли там было, на войне?: Интервью/Бесед.: Д. Катаргин//Раифский вестн. 2002. 4(11). С. 10; Спаси и сохрани: Свидетельства очевидцев о милости и помощи Божией России в Великую Отечественную войну/Авт.-сост.: А. И. Фарберов. М., 2005. С. 290). В 1947 г., во время визита в СССР, митр. Гор Ливанских Илия (Карам) возложил в Ленинграде позолоченную корону на Петербургскую К. и. (Заявление митр. Ливанского Ильи корреспонденту ТАСС. 1 дек. 1947 г.//ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 66. Л. 152-153). Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подарил митр. Илии Казанскую икону. Первым из воссозданных храмов в Москве стал Казанский собор на Красной пл.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Многие доводы священника Н.А. Романского не выдерживают критики, однако и его оппонент И.М. Покровский также иногда использовал не вполне корректную аргументацию. Так, 1 июня 1798 г. в г. Казани в один из списков «Сказания о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани» была внесена запись (приписка), воспроизведённая затем в качестве сноски к опубликованной в 1867 г. в «Известиях по Казанской Епархии» «интегрированной версии» этого известного документа.(143) В означенной записи (приписке), сделанной на третий день после церемонии закладки в КБМ второго каменного Казанского собора (собора Казанской иконы Божией Матери), проходившей с участием Императора Павла I Петровича (1754 - 1801) и его сыновей - Наследника Цесаревича и Великого князя Александра Павловича (1777 - 1825) (будущего Императора Александра I) и Великого князя Константина Павловича (1779 - 1831),(144) сообщалось, в частности: «1) По отпусте святой литургии, которую Его императорское величество и их императорское высочество(145) благоизволили слушать в тёплой соборной церкви рождества пресвятыя Богородицы, со изнесением явленной Богородичной иконы шествовали с преосвященным архиепископом, властьми духовными и гражданскими, к месту святаго престола».(146) «Из приведённой записи ясно видно, - отмечал в связи с этим И.М. Покровский в своей статье " Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери... " , - что в конце XVIII в. явленной Казанской иконой Божией Матери считалась бывшая в Казанском женском монастыре. Тот самый император, который устроил величественный собор в Петербурге в честь Петербургской Казанской иконы, воздал подобающее уважение первообразу, присутствуя на закладке нового холодного храма во имя явления чудотворного образа Казанской Божией Матери в Казанском женском монастыре».(147) Однако священник Н.А. Романский посчитал, в частности, что данная запись (приписка) отражает личный взгляд её автора. Это замечание представляется достаточно логичным, так как анонимная запись (приписка), датированная концом XVIII в., по определению не может являться веским документальным подтверждением явленности («подлинности», «оригинальности») «Казанской» Казанской иконы Божией Матери, сомнения относительно чего восходят к началу XVII в. В данном случае можно говорить лишь об уверенности автора записи (приписки) в том, что именно пребывавший в КБМ образ был явленным.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

48 «Возобновленный» храм освящается в том же 1817 г. Ср. Пушкар., опис. С.-Пбурга 1839, I, 204–205. 49 Кроме обычных всем православным храмам местных икон Спасителя, Богоматери и Тайной Вечери. – Иконостас, по преданию, есть произведение Медичи и Туричелли. 50 Имена этих святых носили: Император Николай I, Павел I, Императрицы: Мария Феодоровна, Александра Феодоровна, цесаревич Константин Павлович, великий князь Михаил Павлович, великая княгиня Александра Павловна, великая княгиня Елена Павловна, королева нидерландская Анна Павловна и королева виртембергская Екатерина Павловна.. 51 Вероятно при выборе сей иконы благочестивый, создатель церкви и законодатель России хотел иметь соответственный своему высокому званию и достоинству образец писать только такие законы, которые, в существе своем, лежат на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу. 53 Император Николай неоднократно говорил, что в аничковском дворце он провел счастливые и лучшие годы своей жизни. Ср. описание аничк. дворца в «Северной Пчеле», 1857 г., 230. Вообще Николай Павлович, из всех дворцов, особенно любил аничковский, который называл «своим собственным» и отличал его особенным вниманием. То же рассказывают лица, служившие при Императоре Николае I. 54 Для помещения в церкви собственного Е. И. В. дворца они препровождены, министром импер. двора., кн. П. М. Волконским, 7 августа 1834 г. – Святыни эти были поставлены на хранение – в киоте, за стеклом, в алтаре, (Пуш. I, 205). Теперь же положены на аналой у левого клироса. 55 Над Богоматерью, с предвечным младенцем Иисусом, вышито лучеобразное сияние и несколько ангельских головок. Икона эта замечательна по своей работе. Кроме того, была также шитая разными шелками икона св. апостола Петра (Об этих иконах упоминает и Пушкарев, I, 204–205). Обе эти иконы хранятся теперь в ризнице. 56 Тогда же, по повелению государя, она была препровождена в собственный Е. И. В. дворец (См. в арх. придв. конт. д. 1828 г. 67). – Из других икон упомянем: 1) икону Казанские Божия Матери, писанную на кипарисе, на коей находится тканая из золотого глазета риза, отличной работы; икона эта вделана в деревянную раму, оклеенную малиновым бархатом; 2) икону почаевския Божией Матери, писанную на дереве, поднесенную Императору Николаю князем А. Н. Голицыным. Вообще почти все подвижные иконы были, в разное время, поднесены теми или другими лицами Императору Николаю Павловичу и Императрице Александре Феодоровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Село Мурино находится за Лесным Корпусом, в 17 верстах от петербургского почтамта, на дороге к Токсову и Ладожскому озеру, на правом берегу Охты. Названо Мурином, говорят, от того, что первые поселенцы привезены были сюда из Муромского уезда. Церковь устроена в 1789 году, на средства помещика, графа Александра Романовича Воронцова. Церковь находится на окраине села, в полуверсте от р. Охты. Она одноэтажная, в один престол, каменная, с деревянной колокольней, представляющей, в верхнем ярусе, подобие круглого фонаря. Церковь крестообразная, с полукружиями на восточной и западной стене. Длина и ширина церкви 9 сажень. В западной части церкви – сторона с одним окном; на западной и южной сторонах – плитные крыльца, в 5 ступеней. В храме 6 окон с железными решётками; печей в церкви две; в алтаре – камин; пол в церкви из «лещадной» плиты. Солея возвышается на 2 ступени и отделяется деревянною решеткою. Над престолом – сень из тонкого «канифасного» полотна, с изображениями Господа Саваофа благословляющего и – Духа св. в виде голубя. Сень вновь вызолочена в 1862 г. Престол и жертвенник – из дуба; запрестольный крест в серебряной ризе, в которой весу 5 ф. и 3 золотника. Из местных икон, Спаситель и икона Скорбящей Божией Матери обложены сребропозлащенными ризами в 1846 г., на церковную сумму. Церковь содержится на свои доходы. Капитал ее ныне простирается до 1200 р. в билетах. В храме достопримечательны: 1) золотой крест в полтора вершка длины, с мощами святых, пожертвованный, в 1863 г., церковным старостою, петербургским купцом, Иваном Арсеньевым Соколовым; 2) икона св. Екатерины, работы Малышева, приношение того же Соколова в 1861 г.; 3) иконы: Казанской Божией Матери, Богородицы «утоли моя печали» и – Николая Чудотворца, в серебряных ризах, с вызолоченными певцами; 4) евангелие, изданное в Москве в 1784 г., в сребропозлащенной оправе, с финифтяными иконами; оно не употребляется и хранится в стеклянном футляре; 5) старинные, сребропозлащенные священные сосуды с принадлежностями, сделанные в 1786 и 1788 годах; 6) несколько богослужебных книг старинного издания, как например псалтирь след. 1737 года, Триодь постн. 1751, Триодь цветн. 1780, апостол 1784, Октоих 1787 и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Церковь существует здесь со времен Петра Великого, как видно из следующей надписи на старинной Минее за апрель. „Сия книга Миния месяца Априлия, Графа Гаврила Ивановича Головкина Копорской, Его Высоко-Графского Сиятельства вотчины села Ропши, Церкви Благовещения Пресв. Богородицы. Отданы сии книги в поминовение в Церковь Божию все дванадесять месячных служебных Миней, Августа, двадесять первого дня 1733 году». Церковь сперва была построена без куполов из бутовой плиты. В 1781 году помещик князь Григорий Григорьевич Орлов надстроил деревянный купол, пристроил кирпичную колокольню, а потом, усердием священника Георгия, устроен на хорах придел во имя св. Димитрия Солунского. В 1788 году помещик, действительный статский советник Иван Иванович Лазарев заложил близ церкви, против священнического дома, крестообразный храм, во имя св. Апостолов Петра и Павла, и довел постройку до куполов; но когда имение перешло в казну, храм остался недоконченным и здание в 1816 г. переделано в манеж. В нынешнем храме, во имя Благовещения, Антиминс священнодействован митрополитом Амвросием 1816 г. мая 28 дня. Храм сооружен для русских, переведенных сюда при Петре Великом и поселившихся в деревнях Михайловском, Липицах и Больших Горках. В храме достопримечательны: 1) запрестольный образ „Снятие со креста» копия с картины Рубенса, находящейся в соборе Невской Лавры; образ пожертвован из кабинета Его Величества в 1814 году; 2) икона Тихвинской Божией Матери, точная копия с Чудотворного образа, сделанная в 1798 году и также присланная из кабинета; 3) икона Казанской Божией Матери, копия с Чудотворной, дар Императрицы Александры Феодоровны; 4) Евангелие в лист, печатанное в Москве, в 1703 году, обложенное бархатом, с серебряными украшениями, присланное из кабинета; 5) Анфологион, печатанный в Москве к 1706 году. В начале книги помещена картина: „Собор св. Отец» со следующими стихами: «Бога Всетворца достойно есть пети Указанный чин от Святых имети Святы соборы сие утвердиша Песни в празднества Церкви предложиша».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

23 июля, в 22-ю годовщину чудесного прославления иконы Божией Матери «с грошиками», владыку Вениамина встречали в Скорбященской церкви на Стеклянном заводе. Сама чудотворная икона помещалась в стоявшей рядом с церковью каменной часовне, куда и был совершен крестный ход после литургии. Трехпрестольную церковь на берегу Невы, у места обретения святыни – ветхой деревянной часовни, воздвигли в студенческие годы святителя Вениамина. Новая же часовня, единственная по красоте и вместимости, была освящена здесь лишь в декабре 1909 года. Икона, явившая особую благодатную силу в летнюю петербургскую грозу 1888 года, очень скоро стала известна по всей России. «Сколько горя и слез сюда принесено, но зато сколько ободрения и утешения получено. На благодарные за это лепты и храм великолепный выстроен, и причт содержится, а также получают средство для существования школа, богадельня и бесплатная лечебница для бедных», – было записано в дневнике летней экскурсии самарских семинаристов 1903 года 356 . Знакомя своих питомцев с Петербургом, архимандрит Вениамин водил их тогда и к Скорбящей Божией Матери «с грошиками». В день памяти св. великомученика Пантелеимона, 27 июля, владыка служил литургию в храме подворья Ново-Афонского Пантелеимоновского монастыря 357 . На следующий день свой храмовый праздник справляло старейшее столичное кладбище – Смоленское. Богослужение здесь также возглавил епископ Вениамин; вместе с собором духовенства он совершил и вселенскую панихиду под открытым небом. Несмотря на дождливую погоду, на «родных могилках» перебывало несколько тысяч петербуржцев 358 . На Смоленском кладбище была погребена блаженная Ксения (канонизирована в 1988 году) – ее могила пользовалась широким народным почитанием. На день именин блаженной, а ныне и ее церковной памяти, пришлась архиерейская хиротония священномученика митрополита Вениамина. Крестный ход на Неву в день Первого Спаса, 1 августа, владыка возглавил из Спасо-Бочаринской церкви на Выборгской стороне 359 , на Успение он служил в Спасо-Сенновской церкви. Праздник перенесения мощей св. Александра Невского в С.-Петербург, 30 августа, как всегда, был ознаменован крестным ходом в Лавру из Исаакиевского собора (в тот год во главе его шел управляющий епархией епископ Нарвский Никандр) и митрополичьим служением. За болезнью митрополита Антония сонм архипастырей, совершавших литургию в лаврском соборе, возглавил митрополит Киевский Флавиан. Епископ Гдовский выходил на праздничный молебен у мощей святого князя и сопровождал церковное шествие обратно к Казанскому и Исаакиевскому соборам. Этот путь святитель Вениамин пройдет в Александров день еще не раз, а через 7 лет он проследует по нему во внеурочное время, в конце мая. Избранный правящим архиереем столицы и утвержденный в сане архиепископа, он направится из лавры в гуще духовенства и верующего народа на интронизацию в кафедральный собор...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Написание образа 3 святых Иоаннов - И. К. вместе с его небесными покровителями прп. Иоанном Рильским и ап. Иоанном Богословом - является закономерностью в развитии иконографии И. К. (одна из таких икон находится в Иоанновском мон-ре; см.: Св. прав. Иоанн Кронштадтский. 2006. С. 501). Образ святого помещен С. Богатовой в одной из композиций 4-частной иконы (Там же. С. 236), в центре святительского чина, в окружении новопрославленных святых - свт. Патриарха Тихона, сщмч. Вениамина (Казанского), сщмч. Серафима (Чичагова), исп. Луки (Войно-Ясенецкого) и свт. Игнатия (Брянчанинова). Икона выполнена в стиле палехского миниатюрного письма. Наименее распространенная группа икон И. К.- житийные, что объясняется трудоемкостью выполнения таких образов и сложностью формирования иконографии житийного цикла. Одной из первых икон стал образ «Явление Божией Матери прав. Иоанну Кронштадскому» (1998, ц. ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря, иконописец свящ. Николай Груздев). Основой для разработки иконографии послужил образ Пресв. Богородицы, написанный сестрами Пюхтицкой обители и подаренный И. К. в 1894 г. ( Шпякина Г. Н., Шемякина С. И. Поездка в Пюхтицкий Успенский жен. мон-рь: Музей св. прав. о. Иоанна Кронштадтского//СПбЕВ. 2005. Вып. 33. С. 243). Позднее этот извод был взят за основу композиции, созданной сестрами Иоанновского мон-ря, однако фоном служат не горы и леса близ Пюхтицкой обители, а стены скромной кельи И. К. В кон. 90-х гг. XX в. выполнена икона, находящаяся в Иоанновском мон-ре ( Кутейникова. 2005. С. 111). В среднике изображен И. К. в рост, в красном подризнике и зеленой фелони, с потиром в руке. Житийный ряд включает 14 клейм: 1. Крещение младенца Иоанна. 2. Явление ангела отроку Иоанну. 3. Обучение в С.-Петербургской семинарии. 4. Рукоположение во иерея. 5. Служение И. К. в Андреевском соборе Кронштадта. 6. Помощь И. К. бедным. 7, 8. Исцеление больных. 9. Благословение монахинь Иоанновского мон-ря. 10. Написание И. К. богословских трудов. 11. Явление Божией Матери И. К. 12. Погребение И. К. 13. Обретение гробницы И. К. 14. Прославление И. К. Особенностью иконы является совмещение разных стилистических тенденций - символического языка и стремления к реалистической трактовке образа.

http://pravenc.ru/text/471321.html

В храме достопримечательны: 1) икона Преображения Господня, а под нею – изображение перенесения мощей св. Алексия митрополита московского. В иконе вложены часть креста Господня и частицы мощей Алексия человека Божия, мученика Георгия, Авраамия, святителя Алексия. Икону пожертвовал, погребенный на здешнем кладбище, придворный протодиакон Алексей Заводский. Она находится в алтаре, над царскими дверями; 2) икона Казанской Божией Матери, найденная, около 1770 г., корабельным плотником Тихоном Вагановым, на дне моря, близ Кронштадта. В указе духовной консистории от 6 октября 1811 г. за 2757 об этом обретении прописано: Тихон Ваганов «пред праздником Пятидесятницы, в продолжении 3 ночей, слышал, во время сна, голос, от которого был пробужден, и который повелевал ему: встав от сна, поди покупаться, где обретешь образ Казанской Божией Матери. Вследствие чего, на 3 день сего сновидения, по полудни часу в третьем, пошел он купаться в городе Кронштадте, на место, называемое «Коса», за Чудодельские ворота и коль скоро, раздевшись, окунулся, почувствовал в правом боку, кто то его толкнул, где и увидел означенную икону Божией Матери, покрытую землею с мелкими корешками, и когда стал водою обмывать с образа землю, то на сей случай подошел к нему, купавшийся, в то время, неподалеку от него, адмиралтейской команды канцелярист Федор Овсянкин и сказал ему, чтобы бывшую на образе землю собрал в платок, потому она пригодна для болящих людей, и советовал бывшее на нем, Ваганове, платье вымыть и потом уже одеться. Откуда и возвратились, Овсянкин – домой, а Ваганов – в казарму, взяв с собою икону, и коль скоро товарищи его пришли с работы, то стали спрашивать: какой этот образ? на что он и рассказал случившееся с ним. Потом, в том же году, было видение во сне уже многим посторонним людям, страдавшим разными болезнями, что, коль скоро будут они иконе сей молиться, то получат облегчение, по каковому случаю, в то время, служены были молебны протопопом корабля св. Николая, но его имени и прозвания не знает, и молившиеся получали от болезней исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1690 г. А. Д. м. был приписан к новгородскому Софийскому собору. До 1764 г. мон-рь владел 120 дес. земли, к нему было приписано 111 крестьян. В 1764 г. упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. 1 сент. 1794 г. по ходатайству архим. Тихвинского Большого муж. мон-ря Игнатия указом митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила (Петрова) А. Д. м. был восстановлен как общежительный, в него были переведены насельники Тихвинского мон-ря (ок. 30 чел.). Мон-рь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митр. Гавриил (Петров), прислав его спустя год - 11 окт. 1795 г. Восстановленный мон-рь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 р. 71 к., в общей сложности его доходы не превышали 110 р. в год. А. Д. м. также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. К кон. XIX в. в А. Д. м. было 2 храма. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Антония Великого, устроенным над гробом прп. Антония Дымского, был воздвигнут в 1655/56 г. трудами строителя мон. Филарета. В результате реконструкции (февр. 1806) и ремонта (1840) был надстроен 2-й этаж собора с главным престолом, освященным во имя Св. Троицы, и с приделом прп. Антония Дымского. 1-й ярус собора состоял теперь из 2 приделов: Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 авг. 1849) и прп. Антония Великого (освящен 10 июля 1850). В кон. XVIII в. был построен деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 г. архим. Тихвинского Большого мон-ря Евфимием. В 1839 г. при игум. Амфилохии мон-рь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, Св. вратами и часовней. В 1840 г., при игум. Иларии, построен 1-этажный братский корпус, в 1846 г.- 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней, в 1849 г.- 2-этажный паломнический корпус, в 1850 г.- хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Особо почиталась в обители Казанская икона Божией Матери (местонахождение после 1917 неизвестно); рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе хранилась железная шляпа святого (весом более 3 кг). Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, совершался крестный ход из мон-ря на Дымское оз. Благодаря частным пожертвованиям, а также дару Оптиной пуст . к сер. XIX в. в А. Д. м. собралась небольшая б-ка (ок. 300 книг). Архив обители, по описи 60-х гг. XIX в., сохранился лишь с 1794 г.

http://pravenc.ru/text/115846.html

Несмотря на то, что монастырь значился заштатным, второклассным, вид его вполне представительный. Об этом свидетельствуют его многочисленные изображения на старых фотографиях и почтовых открытках. Богатым было и внутреннее убранство монастырских храмов, расписанных жившими при монастыре художниками П. Чернышевым и И. Солониным. В куполе Богословского собора была изображена Пресвятая Троица, в куполе Преображенской церкви – коронование Божией Матери. Интерьеры храмов украшали великолепно исполненные картины на темы Ветхого и Нового Заветов в богатых рамах. Главной святыней монастыря являлась чтимая чудотворная икона Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Она была одета в серебряную с позолотой ризу. «К ней в 1885 г. великим князем Константином Константиновичем пожертвована была массивная серебряная лампада в память о двух (в 1888 и 1889 гг.) посещениях им монастыря» (В. С. Орлов). В советские годы икона находилась в Казанском соборе г. Луги, ныне возвращена обители. В ризнице Богословской церкви хранилась одноименная икона, написанная на камне. Ее нашли в Череменецком оз. в 1875 г. Ряд икон для монастырских храмов выполнил свободный художник П. Брускин. На временной деревянной звоннице Преображенской церкви был повешен 120-пудовый колокол, отлитый на деньги, пожертвованные бывшим казначеем иеромонахом Вениамином и купцом, потомственным почетным гражданином А.А. Максимовым. Колокол был пожертвован монастырю в память его посещения в 1897 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Высокопреосвященным Палладием. По обету жителей г. Луги с 1848 г. ежегодно 1 мая чудотворный Иоанно-Богословский образ несли с крестным ходом в Лугу и обходили с ним город с посещением каждого из городских домов. В 1862 г. петербургский купец Т.О. Туранов пожертвовал монастырю часть своего земельного участка в Петербурге на Моховой ул., где по проекту архитектора Г.И. Карпова в 1863–1865 гг. была построена часовня со светло-синими стенами и узкими окаймленными позолотой окнами. Над входом в нее была укреплена икона с ликом Св. Иоанна Богослова. Монастырская часовня в Петербурге действовала до 1931 г. Ныне на ее месте находится левая часть дома по адресу: Моховая ул., 25.

http://sobory.ru/article/?object=00129

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010